Святой
Святой Латинское слово «Единый и Святой» Папская булла папы Бонифация VIII | |
---|---|
Дата подписания | 18 ноября 1302 г. |
Предмет | Отношения католической церкви и государства |
Текст | |
Святой [а] — папская булла , изданная Папой Бонифацием VIII 18 ноября 1302 года. В ней излагались догматические положения о единстве Католической Церкви , необходимости принадлежности к ней для вечного спасения, положении Папы как верховного главы Церкви. и отсюда вытекает обязанность подчиняться Папе, чтобы принадлежать к Церкви и таким образом достичь спасения. Папа далее подчеркнул более высокое положение духовного по сравнению со светским порядком. Историк Брайан Тирни называет его «вероятно, самым известным» документом о церкви и государстве в средневековой Европе . [1] Оригинальный документ утерян, но вариант текста можно найти в реестрах Бонифация VIII в Архивах Ватикана . [2] Булла была окончательным изложением позднесредневековой теории иерократии , которая доказывала как светское, так и духовное превосходство папы. [3]
Разделение церкви и государства в истории католической церкви. |
---|
Фон
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2019 г. ) |
Булла была обнародована во время продолжающегося спора между Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом IV (Филиппом Красивым). [4] Филипп взимал с французского духовенства налоги в размере половины их годового дохода. 5 февраля 1296 года Бонифаций ответил папской буллой Clericis laicos , которая запрещала священнослужителям без полномочий Святого Престола платить налоги светским правителям и угрожала отлучением от церкви правителей, требовавших таких выплат. [5]
Король Англии Эдуард I защищал свои собственные налоговые полномочия, объявив непокорное духовенство вне закона - концепция римского права, лишающая их защиты в соответствии с английским общим правом . [6] и конфисковал светскую собственность епископов, отказавшихся от его сборов. Поскольку Эдвард требовал сумму, намного превышающую десятую долю, предложенную духовенством, архиепископ Кентерберийский Роберт Винчелси предоставил каждому отдельному священнослужителю право платить по своему усмотрению. [7]
В августе 1296 года король Филипп ввел эмбарго, запрещающее экспорт лошадей, оружия, золота и серебра, что фактически не позволило французскому духовенству отправлять налоги в Рим и заблокировало основной источник папских доходов. Филипп также изгнал из Франции папских агентов, собиравших средства для нового крестового похода .
В сентябре 1296 года папа направил протест Филиппу, возглавляемому Инэффабилису Амору , в котором заявил, что он скорее потерпит смерть, чем откажется от каких-либо законных прерогатив церкви. Угрожая папскому союзу с Англией и Германией, папа успокаивающе объяснил, что его претензии не направлены против обычных феодальных налогов и что разумное налогообложение церковных доходов будет разрешено. Чтобы помочь своему королю в борьбе против англо-фламандского союза, французские епископы попросили разрешения внести пожертвования на защиту королевства. В феврале 1297 года Бонифаций издал Romana mater ecclesia , заявив, что, если духовенство согласится произвести платежи, а задержка может вызвать серьезную опасность, папское разрешение может быть выдано. [8] и ратифицировал французские платежи в энциклике Corum illo Fatemur . Настаивая на том, что для субсидий государству требуется согласие Церкви, он признавал, что духовенство в каждой стране должно оценивать такие претензии. [8] В июле 1297 года Бонифаций, охваченный восстанием в Риме семьи Колонна, [9] снова модерировал свои утверждения в Clericis laicos. Булла Etsi de status позволяла светским властям объявлять чрезвычайные ситуации с обложением налогом собственности духовенства. [10]
Юбилейный 1300 год наполнил Рим пылкими массами паломников , восполнявших недостаток французского золота в казне. В следующем году министры Филиппа вышли за рамки дозволенного. Во время Альбигойского крестового похода подавление катарской ереси привело к тому, что большая часть Лангедока оказалась под контролем французской королевской власти, но на самом дальнем юге еретики все еще выживали, а Бернар Сэссе , епископ Памье в Фуа , был непокорным и наглым по отношению к королю. Служение Филиппа решило подать пример епископу, который предстал перед королевским судом 24 октября 1301 года. Канцлер Пьер Флот обвинил его в государственной измене и передал епископа на попечение своего митрополита, архиепископа Нарбоннского. . Сэссе Прежде чем предстать перед судом , королевскому министерству требовалось, чтобы Папа лишил епископа его должности и защиты, что является «канонической деградацией». Вместо этого в декабре 1301 года Бонифаций приказал епископу отправиться в Рим, чтобы оправдаться перед папой, а не перед королем. У быка Аускульта Фили («Прислушайся, сын мой»), он ругал Филиппа: «Пусть никто не убеждает тебя, что у тебя нет начальника или что ты не подчиняешься главе церковной иерархии, ибо глуп тот, кто так думает». В то же время Бонифаций разослал общую буллу Salvator mundi, решительно повторяющую Clericis laicos .
Со свойственной ему бестактностью Бонифаций затем вызвал французских епископов в Рим для реформирования национальных церковных дел. Филипп запретил Сэссе или любому епископу присутствовать на нем и организовал собственное контрассамблею в Париже в апреле 1302 года. Дворяне, горожане и духовенство собрались, чтобы осудить Папу и распространить грубую подделку Deum Time («Бойся Бога»), на которой Бонифаций якобы заявил о феодальном сюзеренитете над Францией, что было «неслыханным утверждением». Бонифаций опроверг документ и содержащиеся в нем утверждения, но напомнил Филиппу, что предыдущие папы свергли трех французских королей.
Именно в такой атмосфере несколько недель спустя было обнародовано «Унам святая» . Читая о «двух мечах» (духовной и светской силах), один из министров Филиппа якобы заметил: «Меч моего господина стальной, а меч Папы сделан из слов». Как пишет Мэтью Эдвард Харрис: «Общее впечатление состоит в том, что по мере развития тринадцатого века папство описывалось во все более возвышенных терминах, хотя это развитие не было ни разъединительным, ни однородным и часто было ответом на конфликты, например, против Фридриха II и Филипп Красивый». [11]
Содержание
[ редактировать ]Самое важное то, что булла провозгласила доктрину extra ecclesiam nulla salus («вне Церкви нет спасения)». Эта фраза впервые встречается у Киприана Карфагенского (ум. 258), где обсуждается действительность крещений, совершаемых еретическим духовенством. Григорий Назианзин также придерживался этой точки зрения, но на примере своего отца признавал людей, чье благочестивое поведение предвосхищает их веру: милосердием своей жизни они были соединены со Христом еще до того, как открыто исповедовали христианство. [12] Последующие комментаторы, такие как Августин Гиппонский , Иероним и Беда , цитировали это учение в церковном контексте.
Бонифаций интерпретировал это как форму концепции plenitudo potestatis (полноты власти), согласно которой те, кто сопротивляется римскому понтифику, сопротивляются Божьему рукоположению. [13] В 13 веке канонисты использовали термин plenitudo potestatis для характеристики власти Папы внутри церкви или, реже, его прерогативы в светской сфере. [14] Булла заявляет, что Церковь должна быть единой и что Папа является ее единственным и абсолютным главой: «Поэтому у одной и единственной Церкви есть одно тело и одна глава, а не две головы, как у монстра». [15]
В булле также говорилось: «Тексты Евангелий сообщают нам, что в этой Церкви и в ее власти находятся два меча, а именно духовный и мирской ». [15] Метафора относится к мечам, которые Апостолы отдали после ареста Христа (Луки 22:38; Матфея 26:52). [2] Ранние богословы полагали, что если есть два меча, то один должен быть подчинен другому, ступеням духовной иерархической лестницы: духовное судит светское «по причине его величия и возвышенности», [2] и высшая духовная сила судит низшую духовную силу и т. д. [13] Таким образом, заключалась булла, светские власти должны подчиняться духовным властям не только в вопросах, касающихся учения и морали: «Ибо, имея в качестве нашего свидетельства истину, духовной власти принадлежит устанавливать земную власть и выносить суждения, если она не было хорошо». Булла заканчивалась словами: «Более того, мы заявляем, мы провозглашаем, мы определяем, что для спасения абсолютно необходимо, чтобы каждое человеческое существо подчинялось Римскому Понтифику». [15]
Булла повторяла декларации пап со времен Григория VII . [16] а также сочинения Бернара Клервоского , Гуго Сен-Викторского и Фомы Аквинского . [2] Булла также содержала отрывки из писем Папы Иннокентия III , который в основном подтверждал духовную власть и « полнитудо потенции » папства. [16] В булле сильно выделяется голос Джайлса Римского , который, по мнению некоторых, мог быть ее настоящим автором. [17] Джайлс в своей книге «О церковной власти » заявил о превосходстве римского понтифика над материальным миром. Он утверждал, что, поскольку телом управляет душа, а душа управляется духовным правителем, римский понтифик является правителем и души, и тела.
Согласно Католической энциклопедии , на полях текста записи последнее предложение отмечено как ее настоящее определение: Declaratio quod subesse Romano Pontifici est omni humanae creaturae de necessitate salutis («Декларация о том, что для спасения необходимо, чтобы каждый человеческое существо должно подчиняться Римскому Понтифику»); [2] таким образом, эта фраза, как и некоторые другие фразы в канонических писаниях, возможно, переместилась из исходного положения маргинального толкования в неотъемлемую часть текста, как она была принята. Некоторые полагают, что это единственное догматическое определение в булле, поскольку остальная часть основана на различных «папских утверждениях тринадцатого века». [13] Имон Даффи считает, что большинство утверждений в энциклике аналогичны заявлениям всех пап со времен Григория VII. Однако «печально известным» его заявление сделало то, что Бонифаций «настоял на том, чтобы Папа владел как духовным, так и светским мечом, [...] что стало кульминационным ударом в пропагандистской войне против французской короны». [18]
Последствия
[ редактировать ]Репутация Бонифация как человека, претендующего на чрезмерные папские претензии, затрудняла принятие столь радикального заявления. Его утверждение о временном было воспринято как пустое и ошибочное, и говорят, что документ не считался авторитетным, потому что группа верующих не приняла его. [13] [16]
Филипп заставил доминиканца Иоанна Парижского дать опровержение. Бонифаций отреагировал отлучением от церкви Филиппа, который затем созвал собрание, на котором было выдвинуто 29 обвинений против Папы, включая неверность, ересь, симонию, грубую и противоестественную безнравственность, идолопоклонство, магию, потерю Святой Земли и смерть Папы Селестины V. На сторону короля встали пять архиепископов и 21 епископ.
Бонифаций мог ответить только отказом от обвинений, но для него было уже слишком поздно. 7 сентября 1303 года советник короля Гийом де Ногаре возглавил отряд из 2000 конных и пеших наемников, которые присоединились к местным жителям в нападении на дворцы Папы и его племянника в папской резиденции в Ананьи , которая позже стала называться как возмущение Ананьи . Слуги Папы и его любимый племянник Франческо вскоре сбежали; только испанец Педро Родригес , кардинал Санта-Сабины , остался рядом с ним до конца.
Дворец был разграблен, и Бонифаций избежал убийства только по явному приказу Ногаре. Бонифация подвергли притеснениям и держали в плену три дня без еды и питья. В конце концов горожане изгнали мародеров. По поздней и непроверенной традиции, местных жителей сплотил и возглавил кардинал Лука Фиески . [19] Бонифаций помиловал попавших в плен и 13 сентября 1303 года был препровожден обратно в Рим. [20]
Бонифаций был потрясен этим инцидентом. У него развилась сильная лихорадка, и он умер 11 октября 1303 года. В книге «Далекое зеркало: катастрофический четырнадцатый век » Барбара В. Тачман заявила, что его близкие советники позже будут утверждать, что он умер от «глубокого огорчения».
Преемник Бонифация, Папа Бенедикт XI , правил всего девять месяцев. Он устранил себя и Римскую курию от насилия Рима, как только завершились пасхальные торжества 1304 года. Однако 7 июня 1304 года из Перуджи он отлучил от церкви Гийома де Ногаре, Рейнальда де Супино, своего сына Роберта, Томаса де Мороло, Петра Дженнасано, своего сына Стефана, Аденульфа и Николаса, сыновей некоего Маттео, Жоффруа Бюсси, Орландо и Пьетро де Лупария из Ананьи, Скиарра Колонна, Иоанн, сын Ландольфа, Готтифред, сын Иоанна де Чеккано, Максим де Треб и другие лидеры фракций, напавших на Бонифация. [21] [22] Он умер 7 июля 1304 года. Конклав, чтобы выбрать его преемника. [23] находился в тупике в течение одиннадцати месяцев, прежде чем под запугиванием короля Неаполя Карла II принял решение относительно архиепископа Бертрана де Гота Бордоского, принявшего имя Папы Климента V. [24] Чтобы угодить Филиппу IV Французскому, Климент перенес свою резиденцию в Авиньон . С тех пор примерно до 1378 года Церковь находилась под властью французской монархии. Сообщается, что Филипп до своей смерти вел вендетту Святому Престолу . [16]
Не только французская монархия и духовенство не одобряли Бонифация и его утверждения. Писатели по всей Европе критиковали буллу и смелые претензии Бонифация на власть папства над светским, в первую очередь флорентийский поэт Данте Алигьери , который выразил свою потребность в еще одном сильном императоре Священной Римской империи . Трактат Данте «О монархии» попытался опровергнуть утверждение Папы о том, что духовный меч имеет власть над светским мечом. [25] Данте отметил, что Папа и римский император были одинаково людьми и, следовательно, равными. Два «равных меча» получили от Бога власть управлять своими владениями.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тирни, Брайан (1988) [1964]. Кризис церкви и государства, 1050–1300: с избранными документами . Перепечатки Средневековой Академии для преподавания. Том. 23 (Переиздание). Торонто [ua]: University of Toronto Press совместно со Средневековой академией Америки . п. 182. ИСБН 9780802067012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кирш, Иоганн Петер (1912). « Унам Санктам ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Сиссон, Кейт (2016). «Папы над князьями: иерократическая теория». В Сиссоне, Кейт; Ларсон, Атрия А. (ред.). Спутник средневекового папства: рост идеологии и институтов . Лейден: Брилл. п. 131. ИСБН 9789004299856 .
- ^ Кирш, Иоганн Петер. «Унам Санктам». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 5 марта 2016 г.
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Повике, FM (1947). Король Генрих III и лорд Эдвард: сообщество королевства в тринадцатом веке . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. п. 403
- ^ Прествич, Майкл (1997). Эдвард I (изд. Йельского университета). Нью-Хейвен, США: Издательство Йельского университета. п. 417, ISBN 0-300-07209-0
- ^ Перейти обратно: а б Дентон, Джеффри Х., Роберт Винчелси и корона 1294–1313: исследование в защиту церковной свободы , Cambridge University Press, 2002 г. ISBN 9780521893978
- ^ «Булла Бонифация VIII Unam Sanctam | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. п. 138. ИСБН 0-415-01349-6 .
- ^ Харрис, Мэтью (2010). Понятие папской монархии в тринадцатом веке: идея парадигмы в церковной истории . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. п. 85. ИСБН 978-0-7734-1441-9 .
- ^ Юргенс, Уильям А., Вера ранних отцов , том. 2, Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 1979, с. 29
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллинз, Пол (2000). На этом камне: папы и их меняющаяся роль . Карлтон, Вик: Издательство Мельбурнского университета. стр. 150–154. ISBN 9780522848496 .
- ^ Пеннингтон, К. (1976). Канонисты и плюрализм в тринадцатом веке. Зеркало, 35–48.
- ^ Перейти обратно: а б с Папа Бонифаций VIII (23 ноября 1996 г.) [январь 1996 г.]. Холсолл, Пол (ред.). «Бык Унам Санктам , 1302 год» . Fordham.edu . Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 11 февраля 2016 г. . Переписано с Керли, Мэри Милдред (1927). Конфликт между папой Бонифацием VIII и королем Филиппом IV Красивым (кандидатская диссертация). Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки. OCLC 557785827 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Даффи, Имон (2002) [1997]. «Поставить выше народов» . Святые и грешники: история пап (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 158–166 . ISBN 9780300091656 .
- ^ Джайлз Римский (2004) [1986]. Джайлс Римский о церковной власти: средневековая теория мирового правительства . Записи западной цивилизации. Перевод Дайсона, Роберта В. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. хх. ISBN 9780231128032 .
- ^ Имон Даффи (1997). Святые и грешники . Интернет-архив. Издательство Йельского университета совместно с S4C. п. 162. ИСБН 9780300091656 .
- ^ Боспфлюг, Тереза (1997). «Фиески, Лука» . Биографический словарь итальянцев , том 47: Ферреро – Филонарди (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- ^ Грегоровиус, Фердинанд (1906). История Рима в средние века . Том. т. 5 пт. 2. Перевод Гамильтона, Энни (2-е изд. Ред. из 4-го немецкого изд.). Лондон: Джордж Белл. стр. 527–597. OCLC 607930890 .
- ^ Тости, Луи (1911). История Папы Бонифация VIII и его времени с примечаниями и документальными свидетельствами, в шести книгах . Перевод Доннелли, Юджин Дж. Нью-Йорк: Ассоциация христианской прессы. стр. 403–404 , 544–545. OCLC 276295328 . ОЛ 7192488М .
- ^ Ринальди, Одорико (1871). "334 " В Тайнере, Огюстене (ред.). Церковные летописи (на латыни). Том. 23. Барри-Дюси: Герен. п. 352, нет. 13. ОСЛК 697606081 . ОЛ 23277533М .
- ^ Адамс, Джон П. (2010). «Седе Ваканте 1304–1305» . csun.edu . Нортридж, Калифорния: Университет штата Калифорния, Нортридж (опубликовано 7 января 2016 г.). Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 11 февраля 2016 г. .
- ^ Тости, с. 405–411.
- ^ Алигьери, Данте (1998). Монархия (на латыни и английском языке). Перевод Кея, Ричарда. Торонто: Папский институт средневековых исследований . п. 168. ИСБН 9780888441317 .