Jump to content

Эво Моралес и католическая церковь

Администрация бывшего Боливии президента Эво Моралеса поддерживала натянутые отношения с боливийской иерархией Римско-католической церкви . Эти отношения представляли проблему для Моралеса, поскольку опросы, проведенные в начале 2000 года, показали, что около семи миллионов из девяти миллионов боливийцев исповедуют римско-католическую веру. [1] [2]

Столкнувшись с политикой Моралеса, с которой они не согласились, например, с предлагаемой секуляризацией , либерализацией и модернизацией школ, католические епископы Боливии смогли спровоцировать массовые демонстрации против этих мер. Католическая церковь получала большую часть своей поддержки из городов и небольшую часть из сельской местности (где Моралес черпал свою основную поддержку) из-за ограниченности активов и преобладания традиционной культуры коренных народов. [3] Моралес заявил, что он католик . [4] Моралес, как и многие сельские боливийцы, был воспитан в католицизме и вере но и в Пачамаму не только в Экеко, . [3] [5] Другие лидеры коренных народов, такие как Феликс Патци , следуют чистой вере коренных народов и отвергают христианство. Несмотря на то, что среди этой веры есть лидеры, среди боливийцев не произошло перехода к «только вере коренных народов». [3] Позже Моралес отметил, что он католик только для того, чтобы присутствовать на свадебных церемониях, и когда его спросили, верит ли он в Бога, он ответил: «Я верю в землю. В моего отца и мою мать. И в кучи - качи (сексуальная активность) . )" [6]

Особый статус, который раньше предоставлялся католицизму в Боливии, можно увидеть в статье 3 бывшей Боливийской Конституции (1967 г.) , которая гласит: «Государство признает и поддерживает католическую, апостольскую и римскую религию. Оно гарантирует публичное исповедание всех других конфессий. Отношения с Католической церковью регулируются конкордатами и соглашениями между Боливийским государством и Святым Престолом». [7] Государственный департамент США охарактеризовал это как конституционное признание католицизма в качестве государственной религии . [3] Однако после принятия в 2009 году действующей Конституции Боливии Римско-католическая церковь утратила этот официальный статус. [8] Статья 4 новой конституции гласит: «Государство уважает и гарантирует свободу религии и духовных убеждений в соответствии с космическими воззрениями каждого человека . Государство независимо от религии». политике Моралеса Это конституционное изменение, в дополнение к левой , способствовало непростым отношениям между Церковью и государством.

Конституционный статус Церкви

[ редактировать ]

До внесения поправок в 2009 году Конституция Боливии давала особое признание Римско -католической церкви . Государственный департамент США понимал это как установление церкви в качестве государственной религии. [3]

18 июня 2006 года архиепископ Санта-Крус-де-ла-Сьерра кардинал Хулио Террасас обратился к слухам, распространяемым некоторыми кандидатами в парламент , о том, что католическая церковь требует сделать официальную религию Боливии. В своей воскресной проповеди кардинал заверил людей, что они не выступают за установление католицизма в качестве национальной религии. [7] Он отметил, что епископы восприимчивы к идее пересмотра статьи Конституции Боливии, которая предоставляет особое признание роли католицизма. Кардинал сказал: «Они продолжают говорить, что мы боремся за эту статью. Это не так! Пусть она будет пересмотрена, но пусть это будет сделано разумно и полно. Давайте не будем отрицать, что эта страна действительно получила семена Царства справедливости и истина, которую принес Господь и которая стала частью ее истории, и именно поэтому во многих частях Боливии мы гордимся тем, что мы католики». [7] Кардинал заявил, что католицизм не был официальной государственной религией Боливии с 1967 года, что Церковь просто просит «уважения» и «признания проделанной ею работы». [7] и что церковь не беспокоилась о том, что Боливия станет светским государством, но у тех, кто призывал к секуляризму, были скрытые мотивы лишить Боливию религии и присутствия Бога. [7]

Церковную землю конфисковали

[ редактировать ]

В начале июня 2006 года социалистическая партия Эво Моралеса — Movimiento al Socialismo — захватила земли, прилегающие к базилике Богоматери Копакабаны . Эти земли были переданы храму несколько десятилетий назад правительством Боливии, чтобы доход, полученный от использования земли, помог поддержать храм. При захвате лоялисты партии заявили, что они забирают только ту землю, которую Церковь не использует. Землю разделили на семь участков и срубили несколько деревьев. Отец Обермайер, отвечающий за святыню, призвал правительство разрешить ситуацию. [9]

Призыв прекратить делать католические праздники национальными праздниками

[ редактировать ]

В то время как разногласия по поводу реформы образования продолжались, тогдашний сенатор Антонио Передо присоединился к другим членам «Движения за социализм» Моралеса в боливийском парламенте, чтобы призвать к прекращению признания католических праздников, таких как Корпус-Кристи и День всех святых , национальными праздниками. Предлагаемая политика заключалась в признании только Страстной недели и Рождества . Чтобы изменить национально признанные праздники, политика должна быть одобрена парламентом в полном составе. [10] Праздники не были отменены. [11]

Католический взгляд на конституционную реформу

[ редактировать ]

18 января 2007 г. о. Фредди дель Вильяр, генеральный викарий епархии Короику в Боливии, заявил, что католическая церковь продолжает наблюдать за социалистическим правительством Моралеса и все еще воздерживается от принятия решения по поводу предстоящего пересмотра Конституции Боливии. Хотя Церковь обеспокоена, она по-прежнему уверена в улучшенной конституции, которую готовит администрация Моралеса. о. дель Вильяр заявил, что, поскольку фракции в Боливии, похоже, пытаются подорвать единство Боливии, и церковь играет роль в поддержании этого единства. [12]

Конфликт из-за религиозных занятий в государственных школах

[ редактировать ]

В начале июня 2006 года министр образования Боливии Феликс Патци сообщил репортерам, что при администрации Моралеса образование больше не будет сосредоточено исключительно на католицизме и станет светским, а религиоведение станет факультативным, а не обязательным. Вместо этого учебная программа будет сосредоточена на истории религии, включая религии коренных народов. [13] Идея заключалась в том, чтобы создать «светское образование, которое уважает верования, духовность коренных народов и боливийских народов как основу индивидуальных и общинных прав». [13] Боливийская римско-католическая иерархия немедленно выступила против этого предложения и расценила его как нападение на религию в Боливии. Они открыто выступили против этой меры и организовали протесты против нее.

Ответы прокатолической церкви

[ редактировать ]

Демонстрации и критика под руководством епископов

[ редактировать ]

В августе 2006 года епископ Оруро Кристобаль Бьяласик провел тысячи католических студентов и родителей по улицам города, требуя, чтобы администрация Моралеса оставила сектантские католические классы в государственных школах. Они также настаивали на том, чтобы правительство отвергло любые предложения по внесению поправок в статью 3 Конституции Боливии, которая официально признавала католицизм. Епископ Бяласик заявил, что мир и единство придут в Боливию только в том случае, «если мы будем уважать нашу веру, если мы будем уважать Бога… [и научимся] жить теми ценностями, которым Он нас учит». [14] Вспомогательный епископ Кочабамбы Луис Саенс призвал католиков протестовать: «Боливия — страна одного народа, преданного единому истинному Богу и его Пресвятой Матери. Мария, под разными титулами, хочет, чтобы все боливийцы были едины.... [Пусть мы молимся, чтобы] Бог осветил тьму, чтобы погасить ложь и обман... потому что они хотят заставить нас замолчать. Бог дает нам силу вести наш народ. Она не будет порабощена. не является рабой правительства, потому что она не является политической партией. Не бойся, Боливия, потому что Церковь рождена от Бога». [15]

Сразу после заявлений Паци архиепископ Кочабамбы Тито Солари заявил, что правительство Моралеса должно быть последовательным, когда оно говорит об уважении верований, что означает уважение к тому, что большинство боливийцев исповедуют католицизм. [13] Он защищал существование «школ завета», которыми управляет иерархия католической церкви, но которые оплачиваются за счет боливийских налогов, взимаемых как с католиков, так и с некатоликов. Солари сказал: «Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому они имеют право выбирать тот вид образования, который они хотят. ...[Семейные] семьи очень ценят школы, находящиеся в ведении Церкви, которые служить обществу и, в особенности, тем, кто в этом нуждается». [13] Он определил то, что, по его мнению, является надлежащей ролью правительства, сказав: «Государство и институты гражданского общества могут в демократической атмосфере способствовать тому, чтобы люди выбирали лучшую образовательную модель для целостного и критического формирования личности». [13]

В июне 2006 года пресс-секретарь Комитета епископов Боливии по образованию потребовала от администрации Моралеса разъяснить свою позицию по религиозному обучению в государственных школах. Она заявила, что комитет, обеспокоенный тем, что он заинтересован в том, чтобы администрация пришла к окончательной позиции и начал диалог. [16] Она не согласилась с тем, что Патци назвал нынешнюю систему «колониалистской», заявив, что он «игнорирует вклад Церкви в культуру, образование, здравоохранение и развитие в Боливии». [16] Она заявила, что Церковь уважает другие верования и не требует навязывания католицизма людям. Она обвинила администрацию Моралеса в антирелигиозных предубеждениях и в том, что у нее проблемы с верой боливийцев-католиков, составляющих 80% населения, а не с самой Церковью. [16]

Отвечая на комментарии Патци, архиепископ Санта-Крус кардинал Хулио Террасас Сандовал призвал боливийских католиков защитить свою веру. Он также призвал президента Моралеса обратить внимание на «разницу между светским государством и светским государством, враждебным религиям. ...[Католическая церковь будет защищать] всеобщее право исповедовать религию. Это непроизносимо и не подлежит обсуждению». . Это основа для того, чтобы помочь сформировать семью, которая будет гораздо более сплоченной в деле царства справедливости и мира, и построить страну, которая не находится в постоянном хаосе». [17] Хесус Хуарес Епископ Эль-Альто обвинил администрацию Моралеса в использовании «двусмысленности» в своей образовательной политике. После заявлений епископов Моралес подчеркнул, что курсы по теме религии убирать из государственных школ не собираются. [17]

23 июля 2006 года кардинал Боливии Хулио Террасас заявил католикам, что им необходимо перестать быть «пассивными» и защитить веру. Он предупредил, что войны начались из-за мелких теорий в сочетании с такими пороками, как ненависть, злоба и непрощение. [2] Затем Патци выступил против католической иерархии, заявив: «Они говорят, что мы собираемся уничтожить Церковь и ее верования. Как неправда! Ваши Превосходительства, не лгите людям, дайте им всю правду, суровую правду. не уничтожать. Лицемерие рано или поздно станет видимым». [18] К 25 июля 2006 года католические организации провели уличные марши в таких городах, как Санта-Крус и Тариха . [2] [18] После этих протестов Паци пошел дальше в своих заявлениях, заявив: «Церковь теперь показывает свое истинное лицо. Церковь теперь на стороне олигархии, потому что в течение 514 лет Церковь находилась на службе олигархии и богатых. Никто не может этого отрицать». [18] Затем Моралес выступил в поддержку Паци, обвинив епископов в действиях инквизиции . Он утверждал, что епископы искали остатки угасающей власти. [18] Моралес объяснил свои комментарии журналистам, сказав: «Я хочу спросить (церковные) иерархии, понимают ли они свободу религии и убеждений в нашей стране. Невозможно навязать свои взгляды. …[Я] обеспокоен поведением некоторых Лидеры католической церкви, которые ведут себя как во времена инквизиции». [2]

Хорхе Кирога

[ редактировать ]

В конце июля 2006 года бывший президент Боливии Хорхе Кирога , проигравший выборы 2005 года Моралесу, раскритиковал высказывания президента Моралеса, сравнивавшего действия римско-католической иерархии в Боливии с инквизицией. Кирога предупредил, что использовать такую ​​риторику нельзя, поскольку она влечет за собой негативные последствия. Он заявил, что будет защищать оппозицию политике правительства в отношении религиозных классов, заявив: «Религия — это вопрос, который не следует политизировать. Что мы ясно сказали (как оппозиция), так это то, что учение религии следует уважать, и мы собираемся защищать его». [19]

Забастовка Национального образовательного конгресса

[ редактировать ]

Во время заседания Национального конгресса по образованию в июле 2006 года делегаты Конференции епископов Боливии покинули его, заявив, что собрание «стало политическим и эксклюзивным... правительство стремится навязать свой новый закон об образовании, который отражает позицию, препятствует диалогу о некоторых аспектах будущего образования в Боливии». [20] На ночной встрече министр образования Феликс Паци поговорил с несколькими епископами и пообещал поддерживать религиозное обучение в школах и уважать соглашение между церковью и государством, заявив: «Мы признаем вклад Церкви в области образования, технического образования, и в других областях, в религиозных вопросах будет уважаться разнообразие религий, и это то, что мы разделяем с Церковью, каждый имеет право исповедовать разнообразие других религий, по этому поводу никогда не было никаких разногласий». [20] Епископ Эль-Альто Хесус Хуарес вместе с вспомогательным епископом Кочабамбы Луисом Сайнсом заявили, что не только приходские школы имеют фундаментальное право предлагать обучение в соответствии со своим вероисповеданием, но и что в государственных школах родители должны иметь возможность определять, какой религиозный курс их дети посещают. [20] Епископ Сайнс потребовал от администрации Моралеса «разъяснить и прийти к консенсусу относительно концепции светского образования, чтобы больше не было никаких сомнений». [20] По итогам конференции Национальный образовательный конгресс под руководством Патци одобрил резолюцию, в которой говорилось: «Образование в Боливии является светским и плюралистическим, поскольку оно уважает духовность каждой культуры и свободу вероисповедания, продвигает свои собственные ценности и отвергает любые типы образования». догматизмов». Они призвали «адаптировать учебные программы в соответствии с разнообразными верованиями страны». [18] Хотя Патци заявил, что эта политика вступит в силу только после ее рассмотрения боливийским парламентом, после того, как Конгресс по образованию одобрил эту меру, он заявил, что ее выводы «носят обязательный характер и будут реализованы немедленно». [1] Это вызвало новую волну протестов со стороны боливийских католиков, которые потребовали отставки Паци. [18]

Архиепископ Тито Солари охарактеризовал действия администрации Моралеса на мероприятии как действия «в коммунистической манере» и заявил, что «правительство [навязало] свою идеологию, не оставляя места для диалога». [1] После того, как делегаты епископов ушли, оставшиеся одобрили политику расширения круга религиозных классов. Вспомогательный епископ Санта-Крус Эстанислао Довлашевич охарактеризовал результаты, сказав: «Сегодня некоторые люди живут так, как будто у них аллергия на религию или церковь… [изображая это] как опасность для будущего страны… [они пытаются ] убрать из класса не только религию, но и Бога». [1] Эдмундо Абастофлор Архиепископ Ла-Паса ​​сделал комментарии, предположительно, в ответ на вопрос об образовании. На праздновании независимости Боливии, перед присутствующим президентом Боливии Эво Моралесом, архиепископ заявил: «Безумно думать, что Бога не существует или что мы можем забыть о Нем... Неважно, насколько важными мы можем быть». быть в этом мире, есть кто-то более великий, чем мы». [1]

Ответы антикатолической церкви

[ редактировать ]

Заявление министра образования

[ редактировать ]

В июне 2006 года Феликс Паци столкнулся с организационной оппозицией заявлению правительства Моралеса о том, что «католицизм больше не будет «официальной» религией, преподаваемой в школах». [18] Патци сказал, что он хочет положить конец «религиозной монополии» католической веры в школах и позволить преподавать все религии, «от восточных религий до тех, которые исповедуют наши коренные народы». [1] [17] Он сказал, что положит конец политике, которая делала католические религиозные занятия обязательными для студентов, и назвал существующую систему «колониальной». [17] В интервью газете La Razon Патц сказал: «В Боливии люди не только католики, но и представители других религиозных конфессий». Он заявил, что боится, что эта проблема «приведет к конфронтации между боливийцами». [1]

После протестов со стороны католической иерархии Паци пояснил, что сектантские римско-католические занятия, преподаваемые в государственных школах, будут заменены уроком «истории религий», который будет включать в себя акцент на традиционных верованиях коренных народов наряду с католицизмом и другими религиями, исповедуемыми в Боливии. [21] Правительство Моралеса объявило свою политику призывом к «светскому образованию, которое уважает верования, духовность коренных народов и боливийских народов как основу индивидуальных и общинных прав». [16] Было объявлено, что это предложение будет вынесено на голосование в Национальное собрание 6 августа 2006 года. [22]

Отмена Моралеса

[ редактировать ]

Призывы католической иерархии противостоять политике Моралеса в отношении сектантских религиозных занятий в государственных школах вызвали падение его популярности. В середине июля 2006 года газета La Razon провела опрос 1009 боливийцев, проживающих в четырех крупнейших городах страны. Опрос показал, что Моралес имеет рейтинг одобрения 68 процентов по сравнению с 75 процентами в июне. Также выяснилось, что 83 процента опрошенных боливийцев положительно относятся к католической церкви. [23]

30 июля 2006 года, после двух с половиной часовой конференции в Кочабамбе с кардиналом Хулио Террасасом , Моралес завершил спор, изменив свою позицию и отказавшись от предложения. Агентство Associated Press сообщило об этом в совместном заявлении, в котором обсуждалось разнообразие религий, но не предлагалось отклониться от преобладающей католической учебной программы, которая уже преподается в государственных школах Боливии. Оба пришли к единому мнению, что и администрация Моралеса, и церковь сохранят религиозные классы, принимая во внимание разнообразие религий внутри страны. [23]

Конфедерация работников образования внутренних районов Боливии

[ редактировать ]

В сентябре 2006 года Конфедерация работников образования внутренних районов Боливии в предложении под названием «Спасение Родины» потребовала принять закон, который отменит все религиозное обучение в государственных школах, включая 200 финансируемых государством школ завета, находящихся в ведении Католической церкви. . В предложении говорилось: «Образование должно быть светским, если мы хотим, чтобы оно было научным». В ответ представители церкви предупредили, что успехи, достигнутые католической церковью, могут быть потеряны, если государство возьмет на себя управление школами завета, и сплотились, чтобы противостоять любым таким предложениям. [24]

Политический кризис 2019 года

[ редактировать ]

Боливийские епископы ранее выступили против попыток Моралеса продлить срок его президентства, заявив, что это «открывает двери тоталитаризму для навязывания власти силой». [25] В ответ высокопоставленный член Движения за социализм Адемар Валда заявил, что священнослужители существуют «в том же ключе, что и Госдепартамент США». [25]

В ответ на месяцы жестоких протестов, приведших к гибели многих протестующих от рук сил безопасности, епископ Аурелио Пессоа призвал к национальному диалогу с участием всех сторон, «чтобы принести мир в страну и согласовать условия новых президентских выборов и выборы новых членов Высшего избирательного трибунала». [26]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Боливийский архиепископ осуждает «коммунистические» действия правительства» . Католическое информационное агентство . 18 июля 2006 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Моралес: католические лидеры действуют как «инквизиция» » . Ассошиэйтед Пресс . 26 июля 2006. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 8 февраля 2007 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и «Боливия – Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2005 год» . Государственный департамент США. Проверено 13 февраля 2007 г.
  4. ^ «Капитализм только навредил Латинской Америке» . Дер Шпигель . 4 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 13 февраля 2007 г.
  5. ^ «Профиль Эво Моралеса > детство» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 13 февраля 2007 г.
  6. ^ Сивак, Мартин, 1975- (2010). Эво Моралес: необычайный взлет первого президента Боливии из числа коренного населения . Сивак, Мартин, 1975- (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN  9780230623057 . OCLC   522429260 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и «Церковь не претендует на статус официальной религии государства, - говорит боливийский кардинал» . Католическое информационное агентство. 20 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  8. ^ http://www.laconstituyente.org/. Архивировано 22 ноября 2011 г., в Wayback Machine. Проверено 30 ноября 2011 г.
  9. ^ «Правящая социалистическая партия в Боливии захватывает земли вокруг национальной святыни Марии» . Католическое информационное агентство. 8 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года . Проверено 10 февраля 2007 г. Проверено 10 февраля 2007 г.
  10. ^ «Правительство рассматривает возможность отмены религиозных праздников в Боливии» . 27 июля 2006. Архивировано из оригинала 5 октября 2006 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  11. ^ «Список национальных государственных праздников в Боливии на 2016 год» . Офисные каникулы . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 февраля 2016 г.
  12. ^ «Церковь в Боливии обеспокоена, но сохраняет оптимизм по поводу правительства Моралеса» . Католическое информационное агентство. 19 января 2007 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 13 февраля 2007 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и «Правительство Боливии намерено искоренить католицизм в классах» . Католическое информационное агентство. 12 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  14. ^ «Сохраняйте Бога в школах, — говорят боливийцы правительству» . Католическое информационное агентство. 14 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г. Проверено 8 февраля 2007 г.
  15. ^ «Боливийский епископ подтверждает право родителей на образование своих детей» . Католическое информационное агентство. 17 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д «Лидеры церкви в Боливии требуют от правительства разъяснений по поводу религиозного обучения в школах» . 14 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Кардинал Террасас призывает боливийцев защитить право исповедовать свою веру» . 12 июля 2006 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Президент Боливии и министр образования раскритиковали епископов» . Католическое информационное агентство. 26 июля 2006 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г. Проверено 8 февраля 2007 г.
  19. ^ «Экс-президент Боливии будет защищать религиозное обучение в школах на Конституционной ассамблее» . Католическое информационное агентство. 28 июля 2006. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г. Проверено 13 февраля 2007 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д «Министр образования Боливии обещает поддерживать религиозное обучение в государственных школах» . Католическое информационное агентство. 17 июля 2006. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  21. ^ Монте Рил (31 января 2007 г.). «В Боливии выступают в защиту родных языков» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 31 января 2007 г.
  22. ^ «Евангелический богослов призывает отказаться от христианства и вернуться к «андской религии» Боливии » . Католическое информационное агентство. 24 июля 2006 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 12 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Карлос Вальдес (31 июля 2006 г.). «Боливия сохраняет католицизм в школах» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 10 февраля 2007 г. Проверено 10 февраля 2007 г.
  24. ^ «Учителя городских школ представляют план ликвидации католического образования в Боливии» . Католическое информационное агентство. 26 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2006 года . Проверено 8 февраля 2007 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Католическая церковь Боливии отвергает неконституционную попытку переизбрания президента Эво Моралеса» . ПанАм Пост . 8 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 20 ноября 2019 г.
  26. ^ «Католическая церковь Боливии призывает к переговорам о прекращении насилия» . Франция 24 . 19 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2019 года . Проверено 20 ноября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9b440975b61caae60be40528a865ac7__1720306020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/c7/c9b440975b61caae60be40528a865ac7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evo Morales and the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)