Jump to content

Вне Церкви нет спасения

(Перенаправлено: Вне церкви спасения нет )

Латинская ( фраза extra Ecclesiam nulla salus означающая «вне Церкви [нет] спасения» или «нет спасения вне Церкви») [ 1 ] [ 2 ] это фраза, относящаяся к христианскому учению о том, кто должен получить спасение .

Выражение происходит из сочинений святителя Киприана Карфагенского , христианского епископа III века . Эта фраза представляет собой аксиому, часто используемую как сокращение для учения о том, что Церковь необходима для спасения. Это догма Католической Церкви и Восточной Православной Церкви в отношении их собственных общин . Его также проводят многие исторические протестантские церкви. Однако протестанты, католики и православные имеют уникальное экклезиологическое понимание того, что представляет собой «Церковь». Для некоторых церковь определяется как «все те, кто будет спасен», без акцента на видимой церкви . [ 1 ] По мнению других, богословская основа этой доктрины основана на вере в то, что Иисус Христос лично основал одну (институциональную) Церковь и что она служит средством, с помощью которого благодать, завоеванная Христом, передается верующим.

Библейское основание

[ редактировать ]

Учение во многом основано на Евангелии от Марка 16:15–16: [ 3 ] [ 4 ]

Он сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; кто не будет веровать, осужден будет».

Первое появление

[ редактировать ]

Оригинальная фраза «Salus extra ecclesiam non est» («нет спасения вне Церкви») взята из письма LXXII Киприана Карфагенского (умер в 258 г.). Письмо было написано в связи с конкретным спором о том, нужно ли крестить претендентов, ранее крещенных еретиками. В Ad Jubajanum de haereticis baptizandis Киприан сообщает Юбайану о своем убеждении в том, что крещение, совершенное еретиками, недействительно. [ 5 ] Фирмилиан (умер ок. 269 г. ) согласился с Киприаном, рассуждая, что те, кто вне Церкви и не имеют Святого Духа, не могут принимать других в Церковь или давать то, чем они не обладают. [ 6 ]

Отцы ранней церкви

[ редактировать ]
Джастин Мученик

На это понятие ссылался и Ориген в своих «Проповедях на Иисуса Навина» , но ни он, ни Киприан не обращались к нехристианам, а к уже крещеным и находящимся под угрозой отступления от веры, так как это повлекло бы за собой отступничество . [ 7 ] Ранее Иустин Мученик указал, что праведные евреи, жившие до Христа, будут спасены. Позднее он высказал аналогичное мнение относительно язычников. Те, кто поступают угодно Богу, хотя и не «являются» христианами, тем не менее в некотором смысле находятся «во Христе- Логосе ». [ 8 ] : 10 

Каждый [...] спасется своей праведностью, [...] те, кто регулировал свою жизнь по закону Моисея, аналогичным образом спасутся. [...] Поскольку те, кто делал то, что универсально, естественно и вечно хорошо, угодны Богу, они будут спасены через этого Христа в воскресении наравне с теми праведниками, которые были до них, а именно Ноем и Енохом , и Иаков , и кто бы там ни был, вместе с познавшими сего Христа. [ 9 ]

Григорий Назианзин придерживался довольно широкого взгляда на членство в Теле Христовом. В надгробной речи по случаю смерти своего отца в 374 году Григорий заявил: «Он был нашим еще до того, как стал нашим. Его образ жизни сделал его одним из нас. чья жизнь отчуждает их от общего тела, так же есть много тех, кто действительно принадлежит нам, людей, чье благочестивое поведение предвосхищает их веру. Им не хватает только имени того, чем они на самом деле обладают. Мой отец был одним из них. , инопланетянин, но склонен к нам по образу жизни». Другими словами, своим жизнелюбием они соединяются с христианами во Христе еще до того, как открыто уверуют во Христа. [ 10 ] Фульгенций Руспийский придерживался гораздо более строгой точки зрения: «Твердо держись и никогда не сомневайся, что не только язычники, но и все иудеи, все еретики и все раскольники, окончившие эту жизнь вне Католической Церкви, пойдут в вечный огонь, уготованный для дьявол и его ангелы». [ 11 ]

Иероним писал: «Это Ноев ковчег, и тот, кого не найдут в нем, погибнет, когда усилится потоп». [ 12 ] Беда продолжает эту тему: «И в этом смысле ковчег — это, очевидно, Церковь, Ной Господь, строящий Церковь». [ 13 ]

Августин Гиппонский сделал множество замечаний в ответ противникам, часто находящимся на противоположных сторонах этого вопроса, однажды сказав: «Кто без Церкви, не будет причислен к сыновьям, и кто не хочет иметь Церковь как мать, не будет иметь Бог как отец». [ 14 ] Он мог также уловить высказывания отцов и быть полностью инклюзивным в своей оценке: «Все вместе мы — члены Христовы и являемся телом Его [...] во всем мире [...] от Авеля праведного до конец времени [...] кто бы из праведных ни прошел через эту жизнь, будь то сейчас [...] или в будущих поколениях, все праведные являются этим одним телом Христовым, и индивидуально его членами». [ 8 ] : 30 

Другие взгляды

[ редактировать ]

Новациан (200–258) говорит, что церковь не для спасения, а собрание святых. [ 15 ]

Восточно-православный

[ редактировать ]

Каллистос Уэр , греческий православный епископ, выразил это учение следующим образом:

«Extra Ecclesiam nulla salus. Вся категорическая сила и смысл этого афоризма заключается в его тавтологии . Вне Церкви нет спасения, потому что спасение есть Церковь» ( Г. Флоровский , «Соборность: Соборность Церкви», в с. Церковь Божья , стр. 53). Следует ли из этого, что всякий, кто явно не принадлежит к Церкви, обязательно проклят? Конечно, нет; еще менее из этого следует, что всякий, кто видимо находится внутри Церкви, обязательно спасается. Как мудро заметил Августин : «Сколько овец снаружи, сколько волков внутри!» (Проповеди на Иоанна, 45, 12) Хотя нет разделения между « видимой » и « невидимой Церковью », тем не менее могут быть члены Церкви, которые визуально таковыми не являются, но членство которых известно одному Богу. Если кто-то спасается, он должен в каком-то смысле быть членом Церкви; в каком смысле, мы не всегда можем сказать. [ 16 ]

Римско-католический

[ редактировать ]

Еще будучи кардиналом, Папа Бенедикт XVI ( умер в 2022 году) отметил, что Киприан не высказывал теории о вечной судьбе всех крещеных и некрещеных людей. [ 17 ]

1992 года В Катехизисе Католической Церкви это объясняется следующим образом: «Все спасение исходит от Христа-Главы через Церковь, которая является Его Телом». [ 18 ]

  • Папа Пелагий II (умер в 590 г.): «Примите во внимание тот факт, что тот, кто не был в мире и единстве Церкви, не может иметь Господа [...] Хотя они преданы огню и огню, они сгорают или бросаются в дикую природу. звери, они отдают душу свою, не будет (для них) того венца веры, но наказание за неверие […] Такого можно убить, его нельзя увенчать […] [Если] убить вне. Церкви, он не может достичь наград Церкви». [ 19 ] [ 20 ]
  • Папа Григорий I (умер в 604 г.) в «Моралии, sive Expositio in Job» («Обширное рассмотрение моральных вопросов») сказал: «Теперь святая вселенская Церковь провозглашает, что Богу нельзя истинно поклоняться, сохраняя внутри себя, утверждая, что все те, кто вне она никогда не будет спасена». [ 21 ] Папа Григорий XVI позже процитировал своего предшественника в своей энциклике Summo iugiter studio 1832 года («о смешанных религиозных браках »). [ 22 ]
  • Папа Лев XII ( Ubi Primum № 14, 5 мая 1824 г.): «Невозможно, чтобы самый истинный Бог, который есть сама Истина, лучший, мудрейший Поставщик и Вознаграждающий добрых людей, одобрять все секты, которые исповедуют лжеучения, часто несовместимые друг с другом и противоречивые, и даровать вечные награды своим членам… Верой Божией мы держим одного Господа, одну веру, одно крещение, и что никакое другое имя под небом не дано человекам, кроме имени Иисуса Христа из Назарета, в котором мы должны спастись. Вот почему мы исповедуем, что нет спасения вне Церкви». [ 23 ]
  • Епископ Джон Кэрролл (умер в 1815 г.), первый епископ в Соединенных Штатах, признал разницу между общением с Церковью и членством в ней:

    Быть в общении Католической Церкви и быть членом Церкви – это две разные вещи. Они находятся в общении исповедания Ее веры и участии в Ее таинствах через служение и управление Ее законных пастырей. Членами Католической Церкви являются все те, кто искренним сердцем ищет истинную религию и с непритворной склонностью принять истину, где бы они ее ни нашли. В нашей доктрине никогда не было того, что спасение может быть получено только первыми. [ 24 ]

    Кэрролл прослеживает этот анализ до Августина Гиппонского .
  • Фрэнсис Кардинал Борн , архиепископ Вестминстерский в 1903–1935 годах, резюмировал учение Церкви следующим образом:

    Если говорит Бог-Творец, творение обязано слушать и верить тому, что Он говорит. Отсюда аксиома «вне Церкви нет спасения». Но как столь же верно, что без сознательного акта воли не может быть ни вины, ни греха, так очевидно, что эта аксиома применима только к тем, кто находится вне Церкви сознательно, намеренно и умышленно. […] И таково учение Католической церкви об этом часто неправильно понимаемом и искажаемом афоризме. Существуют заветные и незаветные отношения Бога со Своими творениями, и ни одно творение не находится вне Его отеческой заботы. Есть миллионы – даже в наши дни подавляющее большинство человечества – которые все еще не охвачены и не затронуты посланием христианства в любой форме. Многие убеждены, что Ветхий Завет по-прежнему преобладает, и совершенно искренне и добросовестно соблюдают еврейский закон. И есть миллионы тех, кто принимает ту или иную форму христианского учения, которые никогда не обращались к идее Единства, как я ее описал, и не думают, что они по совести обязаны принять это учение и подчиниться власти Католической Церкви. . Все таковые, независимо от того, полностью ли они отделены от принятия Христа и Его учения или принимают это учение только в той мере, в какой они его восприняли, будут оцениваться по их собственным заслугам. [ 25 ]

  • Четвертый Латеранский собор (1215 г.): «Есть лишь одна вселенская Церковь верных, вне которой никто не спасается». [ 26 ]
  • Флорентийский Собор , Cantate Domino (1441): «Святейшая Римская Церковь твердо верит, исповедует и проповедует, что никто из существующих вне Католической Церкви, не только язычники , но и евреи , и еретики и раскольники , не может иметь доли в жизни вечные, но что они войдут в «огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), если только перед смертью не соединятся с Ней и что так важно единство этого церковного тела, которое; только оставшиеся в этом единстве могут воспользоваться таинствами Церкви ко спасению, и только они одни могут получить вечное воздаяние за свои посты, свои милостыни, другие свои дела христианского благочестия и обязанности христианского воина. Никто, пусть. как бы велика ни была его милостыня, никто, даже если он прольет свою кровь за Имя Христово, не сможет спастись, если не останется в лоне и единстве Католической Церкви». Тот же собор постановил, что те, кто умрет в первородном грехе, но без смертного греха, также найдут наказание в аду, но неравномерно: «А души тех, кто уходит из этой жизни в действительном смертном грехе, или только в первородном грехе, идут прямо в ад, чтобы быть наказанным, но с неравными страданиями». [ 27 ]

Папские письма

[ редактировать ]

Папы Бонифация VIII Булла Unam Sanctam 1302 года была обнародована во время продолжающегося спора между Бонифацием VIII и Филиппом IV Французским . [ 28 ] В нем Бонифаций заявил: «Мы вынуждены в силу нашей веры верить и утверждать, что существует только одна святая Католическая Церковь, и эта Церковь апостольская. В это мы твердо верим и исповедуем безоговорочно. Вне этой Церкви нет спасения». и нет прощения грехов». Булла заметно расширяет то, что было церковным изречением, на отношения со светскими властями. По словам Роберта В. Дайсона, некоторые считают, что Джайлс Римский . на самом деле автором буллы мог быть [ 29 ] В нем утверждается: «Мы заявляем, скажем, определяем и провозглашаем, что абсолютно необходимо для спасения каждого человеческого существа подчиняться Римскому Понтифику». [ 30 ]

Папа Пий XI в своей энциклике Mortalium Animos 1928 года цитирует Лактанция : «Только католическая церковь хранит истинное богослужение. Это купель истины, это дом веры, это храм Божий; если кто-либо не входите сюда, и если кто выйдет оттуда, тот чужд надежды жизни и спасения». Затем Папа уточняет: «Более того, в этой единой Церкви Христа не может быть или оставаться ни один человек, который не принимает, не признает и не подчиняется власти и верховенству Петра и его законных преемников». [ 31 ]

Второй Ватиканский Собор

[ редактировать ]
Папа Иоанн XXIII

Созывая Второй Ватиканский собор , Папа Иоанн XXIII отметил различие между истинами веры и тем, как эти истины передаются. В декларации Mystertium Ecclesiae 1973 года Конгрегация доктрины веры признала, что на изложение открытой истины обязательно будут влиять исторические факторы. [ 8 ] : 10 

Второй Ватиканский Собор заявил, что христианские общины, находящиеся не в полном общении , а лишь в «частичном общении», [ 32 ] с католической церковью, «хотя мы считаем их несовершенными в некоторых отношениях, они никоим образом не были лишены значения и важности в тайне спасения. Ибо Дух Христов не удержался от использования их как средств спасения, которые происходят их действенность от самой полноты благодати и истины, вверенной Церкви». В нем объяснялось, что «некоторые и даже очень многие важные элементы и дары, которые вместе идут на созидание и жизнь самой Церкви, могут существовать за пределами видимых границ Католической Церкви: письменное слово Божие; жизнь благодати». вера, надежда и милосердие, а также другие внутренние дары Святого Духа, а также видимые элементы, исходящие от Христа и ведущие обратно ко Христу, принадлежат по праву одной Церкви Христовой». [ 33 ]

Эти элементы, как говорилось в нем, «как дары, принадлежащие Церкви Христовой, являются силами, побуждающими к католическому единству». Собор отождествил Церковь Христа на земле с Католической Церковью, заявив: «Эта Церковь образовалась и организована в мире как общество, существующее в Католической Церкви». [ 34 ] Конгрегация доктрины веры заявила в более поздней доктринальной записке, что термины « существовать в » и «есть» взаимозаменяемы, так что « единая истинная Церковь » существует и существует в Католической церкви, согласно католическому учению.

Второй Ватиканский Собор также заявил, что «только через Католическую Церковь Христа, которая является всеобщей помощью ко спасению, можно получить полноту средств спасения. Только через апостольскую коллегию, главой которой является Петр. , что мы верим, что наш Господь доверил все блага Нового Завета , чтобы утвердить на земле единое Тело Христово, в которое должны быть полностью включены все те, кто так или иначе принадлежит народу Божию ». [ 33 ]

Катехизис Католической Церкви

[ редактировать ]

В Катехизисе Католической Церкви говорится, что фраза «Вне Церкви нет спасения» означает, если ее выразить позитивно, что «всякое спасение исходит от Христа-Главы через Церковь, которая есть Его Тело», и это « не направлена ​​на тех, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церкви». [ 35 ] При этом добавляется: «Хотя известными себе способами Бог может привести тех, кто не по своей вине не знает Евангелия, к той вере, без которой невозможно угодить Ему, Церковь все же имеет право обязательство, а также священное право евангелизировать всех людей». [ 36 ] В Катехизисе также говорится, что Католическая Церковь «во многом соединена с крещеными, которые почитаются именем христианина, но не исповедуют католическую веру во всей ее полноте или не сохранили единства или общения при преемнике Петра». и что «те, кто еще не получил Евангелие, по-разному связаны с Народом Божьим». [ 37 ]

Господь Иисус

[ редактировать ]

В декларации Dominus Iesus Конгрегации доктрины веры 2000 года говорится, что «необходимо твердо верить, что Церковь, странствующая сейчас на земле, необходима для спасения: единый Христос — посредник и путь спасения; присутствует для нас в Своем теле, которое есть Церковь. Он Сам ясно утверждал необходимость веры и крещения (ср. Мк 16:16; Ин 3:5) и тем самым утверждал в то же время необходимость Церкви, которая есть у людей. войди через крещение, как через дверь». Далее добавляется, что «тем, кто формально и явно не являются членами Церкви, спасение во Христе доступно по благодати, которая, хотя и имеет таинственное отношение к Церкви, не делает их формально частью Церкви, но делает их частью Церкви». просвещает их таким образом, который соответствует их духовному и материальному положению. Эта благодать исходит от Христа; она [...] сообщается Святым Духом; Отец, имеет свое начало в миссии Сына и Святого Духа». [ 38 ]

Преступное невежество

[ редактировать ]

В своих заявлениях относительно этого учения Церковь прямо учит, что «необходимо твердо знать, что те, кто трудятся в незнании истинной религии, если это незнание непобедимо, не будут признаны виновными в этом в глазах Бога» и что «вне Церкви никто не может надеяться на жизнь или спасение, если только он не будет оправдан невежеством, находящимся вне его контроля». В нем также говорится, что «те, кто трудятся в непобедимом незнании нашей святейшей религии и кто, ревностно соблюдая естественный закон и его заповеди, выгравированные в сердцах всех Богом, и будучи готовыми повиноваться Богу, живут честной и праведной жизнью, может, действующей силой божественного света и благодати, достичь вечной жизни». [ 36 ]

Строгая интерпретация

[ редактировать ]

Некоторые традиционалисты, называемые финитами (например, « Рабы Непорочного Сердца Марии из Нью-Гэмпшира »), считают, что спастись могут только католики, крещенные водой. Они отвергают концепцию крещения желанием и крещения кровью и говорят, что достаточно только правильно выполненного обряда с использованием воды и необходимых слов. [ 39 ]

[ редактировать ]

Лютеранская интерпретация

[ редактировать ]

Мартин Лютер , выдающийся лидер протестантской Реформации , говорил о необходимости принадлежности к церкви (в том смысле, что он считал истинной церковью ), чтобы спастись:

Поэтому тот, кто хочет найти Христа, должен сначала найти Церковь. Откуда нам знать, где были Христос и Его вера, если мы не знали, где находятся Его верующие? И тот, кто хочет знать что-либо о Христе, не должен доверять себе и строить мост в небо собственным разумом; но он должен пойти в церковь, побывать и спросить ее. Теперь Церковь — это не дерево и камень, а общество верующих людей; надо держаться их и видеть, как они верят, живут и учат; среди них несомненно есть Христос. Ибо вне христианской церкви нет ни истины, ни Христа, ни спасения. [ 40 ]

Современные лютеранские церкви «согласны с традиционным утверждением, что «вне католической церкви нет спасения», но это утверждение относится не к римской организации, а к Святой христианской католической и апостольской церкви, которая состоит из всех, кто верит во Христа как их Спаситель». [ 41 ]

Реформатская интерпретация

[ редактировать ]

Женевский « реформатор Жан Кальвин в своей Реформации работе эпохи Институты христианской религии » писал: «За пределами Церкви нельзя надеяться ни на прощение грехов, ни на спасение». [ 42 ] Кальвин также писал, что «Церковь для тех, кому Он Отец, должна быть также и матерью». [ 43 ] перекликаясь со словами самого составителя латинской фразы, Киприана: «Тот не может больше иметь Бога Отцом своим, кто не имеет Церкви своей матерью». [ 44 ]

Реформатские схоласты приняли эту фразу до тех пор, пока церковь признается по признакам церкви , которые они определяли как правильное отправление Слова и таинства, а не апостольскую преемственность . [ 45 ]

Идея далее подтверждается в Вестминстерском исповедании веры 1647 года о том, что « видимая Церковь [...] есть Царство Господа Иисуса Христа , дом и семья Божия, вне которых нет обычной возможности спасения». . [ 46 ]

Методистская интерпретация

[ редактировать ]

Методистская крестит традиция, включая движение святости , утверждает, что служение ключей осуществляется, когда Церковь человека и объявляет его спасенным. [ 47 ] Кроме того, служение ключей осуществляется в Церкви « связывая и разрешая », имея возможность отлучить людей от таинств, поскольку «обычно никто не спасается вне видимой церкви». [ 47 ] Цель этого — позволить людям покаяться и войти в полное общение с Церковью, чтобы они могли получить «окончательное спасение». [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Вводный словарь теологии и религиоведения (Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф, ред.), Liturgical Press 2007, ISBN   978-0-8146-5856-7 , с. 439
  2. ^ Поле, Йозеф. «Религиозная толерантность». Католическая энциклопедия Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 15 февраля 2016 г.
  3. ^ Мартин, Ральф. «И есть у меня другие овцы, которые не из этого загона; и их Я должен привести, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь». Иоанна 10:16 Многие ли спасутся? Чему на самом деле учит II Ватиканский собор, и его последствия для новой евангелизации (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans), 2012, стр. 57 и далее. ISBN   978-0802868879
  4. ^ Марка 16: 15–16.
  5. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послание 72 (Киприан Карфагенский)» . www.newadvent.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  6. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послание 74 (Киприан Карфагенский)» . www.newadvent.org . Проверено 23 февраля 2023 г.
  7. ^ Каспер, Уолтер. Католическая церковь: природа, реальность и миссия , Bloomsbury Publishing, 2015 г. ISBN   9781441117540
  8. ^ Jump up to: а б с Салливан С.Дж., Фрэнсис А. Спасение вне церкви?: Прослеживая историю католической реакции , Wipf and Stock Publishers, 2002 г. ISBN   9781592440085
  9. ^ Джастин Мученик (1884 г.). « Диалог с Трифоном, XLV ». В Робертсе, Александр; Дональдсон, Джеймс (ред.). Доникейская христианская библиотека . Том. II. Перевод Рейта, Джорджа. Эдинбург: Т. и Т. Кларк. .
  10. ^ Юргенс, Уильям А., Вера ранних отцов , том. 2, Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 1979, с. 29
  11. ^ Фульгенций из Руспе, «De fide, ad Peterum» 38 (79) (Migne, Patrologia Latina (PL 65:704)
  12. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Письмо 15 (Иероним)» . www.newadvent.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  13. ^ Анлезарк, Дэниел. Вода и огонь: миф о потопе в англосаксонской Англии , Oxford University Press, 2018, с. 75 ISBN   9781526129659
  14. ^ Августин Гиппопотамский, Desymbolo ad catechumenos (О Символе веры: Проповедь для оглашенных), Книга. 4, гл. 13
  15. ^ «EarlyChurch.org.uk: Новациан и новацианство (середина третьего века)» . www.earlychurch.org.uk . Проверено 22 сентября 2021 г.
  16. ^ Уэр, Каллистос (1993). Православная Церковь . Пингвин. стр. 247–248. ISBN  9780140146561 .
  17. ^ «Extra Ecclesiam Nulla Salus (Вне Церкви нет спасения) | EWTN» . Глобальная католическая телевизионная сеть EWTN . Проверено 23 февраля 2023 г.
  18. ^ Катехизис Католической Церкви §§846-848, 851. Архивировано 7 апреля 2015 г., в Wayback Machine.
  19. ^ «Источники католической догмы 200-300::» . www.catholicfidelity.com . Проверено 16 февраля 2020 г.
  20. ^ «Дензингер ЕН 396» . www.clerus.org . Проверено 16 февраля 2020 г.
  21. ^ Папа Григорий I. Моралия, или изложение Иова, 16.5.
  22. ^ Григорий XVI (27 мая 1832 г.). «Суммо Югитер Студия» . Папские энциклики Раздел 5 Проверено 27 мая 2020 г.
  23. ^ «Папа Лев XII 5 мая 1824 года о вступлении в понтификат» . 20 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2004 г. Проверено 11 октября 2019 г.
  24. ^ «Библиотека: Ссора Леонарда Фини и Пия IX о непобедимом невежестве» . www.catholiccultural.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  25. ^ «Борн, Фрэнсис. Истинное религиозное единство , Общество католической истины, № Pe1928a (1933)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2018 г. Проверено 7 июля 2019 г.
  26. ^ Дензингер, нет. 802
  27. ^ Дензингер, нет. 1351
  28. ^ Кирш, Иоганн Петер. «Унам Санктам». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 5 марта 2016 г.
  29. ^ Джайлз Римский (2004) [1986]. Джайлс Римский «О церковной власти: средневековая теория мирового правительства» . Записи западной цивилизации. Перевод Дайсона, Роберта В. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. хх. ISBN  9780231128032 .
  30. ^ «Один святой » Папские энциклики 18 ноября 1302 г. Проверено 27 мая 2020 г.
  31. ^ «Смертельные души (6 января 1928) | Пий XI» . w2.vatican.va Проверено 27 мая 2020 г.
  32. ^ «Веб-сайт Святейшего Престола — Ватикана» . www.vatican.va . Проверено 27 мая 2020 г.
  33. ^ Jump up to: а б Рединтеграция подразделения , 3. Архивировано 6 марта 2013 г., в Wayback Machine.
  34. Lumen gentium , 8. Архивировано 6 сентября 2014 г., в Wayback Machine.
  35. Катехизис Католической Церкви, 846–848. Архивировано 7 апреля 2015 г., в Wayback Machine.
  36. ^ Jump up to: а б Катехизис Католической Церкви, 848 г.
  37. ^ Катехизис Католической Церкви, 838-839 гг.
  38. Конгрегация доктрины веры, Декларация Dominus Iesus. Архивировано 11 апреля 2013 г., в Wayback Machine.
  39. ^ Корреспондент, ДЭМИЕН ФИШЕР, лидер профсоюза (8 января 2019 г.). «Находящаяся в штате Нью-Хэмпшир группа «только католики попадают в рай», санкционированная церковью; начинающую монахиню предположительно удерживают против ее воли» . UnionLeader.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 27 мая 2020 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  40. Проповедь на ранней рождественской службе. Архивировано 28 октября 2006 г. в Wayback Machine ; Луки 2:15–20 (1521–1522). Работы Лютера , американское издание, издание Ганса Дж. Хиллербранда, издание Хельмута Т. Лемана, Филадельфия, издательство Concordia / Fortress Press, 1974, ISBN   0-8006-0352-4 (Проповеди II), том. 52:39-40
  41. ^ «Нет спасения вне католической церкви - Евангелическо-лютеранский синод штата Висконсин (WELS)» . wayback.archive-it.org . Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 г. Проверено 27 мая 2020 г.
  42. ^ Джон Кальвин, Институты христианской религии , Книга IV, Глава I, Раздел.iv
  43. ^ Кальвин, Институты , Книга IV, Глава I, Раздел i.
  44. ^ Единство католической церкви , гл. 6
  45. ^ Мюллер, Ричард (2006). Словарь латинских и греческих богословских терминов: в основном взят из протестантского схоластического богословия . Книжный дом Бейкера. п. 112. ИСБН  978-0801020643 .
  46. ^ «Вестминстерское исповедание веры. Глава XXV — О Церкви» . www.the-highway.com . Проверено 3 июля 2020 г.
  47. ^ Jump up to: а б с Арнольд, Джонатан (13 октября 2021 г.). «Полномочия и ответственность Церкви прощать грехи» . Святые радости . Проверено 31 января 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 549bae75a41d237c66e737983a8f4d9a__1720541700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/9a/549bae75a41d237c66e737983a8f4d9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Extra Ecclesiam nulla salus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)