Семантрон
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Семантрон восточных ( греч . σήμαντρον ) — ударный инструмент, используемый в восточно , -православных и восточно-католических монастырях для призыва монашествующих на молитву или в начале процессии .
Он также известен как семандрон , семантериом , симантра , ксилон и таланто . На других языках его называют так: Румынский : toacă ; Русский : било , било ; Болгарский , македонский , сербский : клепало , клепало ; Арабский : ناقوس , накус .
Описание
[ редактировать ]Инструмент бывает трех основных разновидностей: портативный, состоящий из длинной деревянной доски, которую игрок держит в неведущей руке и по которой наносит удары деревянным молотком в доминирующей; более крупный и тяжелый фиксированный деревянный брусок, подвешенный на цепях и ударяемый одним или двумя молотками; и фиксированная металлическая разновидность, часто имеющая форму подковы, по которой ударяют металлическим молотком. [1]
Семантры обычно подвешиваются на цепях к колышку в проаулионе (паперть кафоликона) или, возможно, за дверью трапезной , или на дереве во дворе. [2]
Портативный деревянный
[ редактировать ]В портативной деревянной форме, в центре длины инструмента, каждый край слегка выгнут, чтобы игрок мог взять его левой рукой, в то время как он или она держит небольшой деревянный (или иногда железный) молоток в правой . которым можно ударять по нему в разных частях и под разными углами, вызывая громкие, несколько музыкальные звуки (κροῦσμα, крусма ). [2] Несмотря на простоту, инструмент, тем не менее, производит сильный резонанс и множество различных интонаций, в зависимости от толщины места удара и интенсивности применяемой силы, так что можно получить довольно тонкие результаты. [3]
Фиксированный деревянный
[ редактировать ]Неподвижный деревянный семантрон изготавливается из длинного, хорошо строганного куска древесины, обычно сердцевины клена (но также и бука ), длиной от 12 футов (3,7 м) и выше. 1 + 1 ⁄ фута (46 см) в ширину и 9 дюймов (23 см) в толщину. [2]
Металлический
[ редактировать ]Металлический семантрон, меньший по размеру, чем деревянный, обычно вешают у входа в католикон (главный храм монастыря). [4] Металлическая разновидность изготавливается из железа или латуни (ἁγιοσίδηρα, hagiosidera / клепало, клепало ); [5] Сформированные из слегка изогнутых металлических пластин, они издают звук, мало чем отличающийся от звука гонга . [2]
Использовать
[ редактировать ]В традиционном монашеском ритуале перед каждой службой назначенный игрок берет деревянный семантрон и, стоя перед западным концом католикона, наносит по нему три сильных и отчетливых удара молотком. Затем он обходит церковь снаружи, поворачиваясь к четырем четвертям и играя на инструменте, нанося удары разной силы по разным частям дерева через неравные промежутки времени, всегда заводя «мелодию» тремя ударами, подобными тем, что начало. [6] Там, где есть металлический семантрон, по нему принято ударять после того, как будет сыгран деревянный. [7] Семантрон звучит каждую полночь для ночных служб ( Полунощница и Утреня ); [6] это делается с помощью зажигалки (κανδηλάπτης, kandilaptis ). [2]
Галерея
[ редактировать ]- Деревянный семантрон в Старой Руссы музее , Россия.
- Металлический семантрон, висящий в монастыре Нямц , Румыния.
- Стационарный деревянный семантрон под колоколами церкви Кэпушнены , Румыния.
История
[ редактировать ]Происхождение и византийский обряд
[ редактировать ]Продолжая ежедневно использоваться в монастырях и иногда появляясь на похоронах из-за своих глубоких нот, звучавших через большие промежутки времени, а также на других службах, семантры сыграли длительную роль в православной истории. Их происхождение восходит, по крайней мере, к началу VI века, когда семантрон заменил трубу в качестве средства призыва в монастырях Палестины и Египта , включая монастырь Святой Екатерины на Синае ; ритмы, ударяющие по дереву, вскоре были наделены слуховой памятью о ритмических звуках более ранних труб, иконографией трубного звука, которая в конечном итоге перешла на звон русских колоколов . [8]
Имея левантийское и египетское происхождение, его использование процветало в Греции и, в частности, на горе Афон, прежде чем распространиться среди восточно-православных регионов на территории нынешней Болгарии , Румынии , Молдовы , Сербии , Черногории , Боснии и Герцеговины и Северной Македонии . и заменяет их Он одновременно предшествует колоколам , которые, согласно одному сообщению, были впервые завезены на Восток в 865 году венецианцами , которые подарили дюжину колоколов императору Михаилу III . [6] используется для призыва верующих к молитве.
Радость, проявленная в , замученного в 628 году , Константинополе по поводу перенесения мощей святителя Анастасия выразилась в избиении Ксилы. В Житии святого Феодосия Архимандрита монахах из , написанном Иоанном Мосхом в 610-х годах, можно прочитать о некоторых евтихианских партии Севера , которые, чтобы потревожить Феодосия (ок. 423–529) в его благочестии, «били дрова». в нежданный час. Св. Савва (439–532) поднялся на молитвы «до часа боя». [2]
Использовались большие и меньшие семантры, причем сначала звучали меньшие, затем большие, а затем железные. Феодор Вальсамон (XII век) в трактате на эту тему сравнивает звучание малой, великой и железной семантры с проповедью Закона и Евангелия , и Последней Трубы . Он также говорит, что прихожан собирали три семантры в монастырях и только одна большая в приходских храмах. [2] Более того, он подчеркивает сохранение семантрона на Востоке как символическое проявление различия с латинским Западом (остается неясным, ли некоторые изолированные практики на Западе, такие как баскская чалапарта связаны , с литургией до раскола ); в Византии использование колоколов по-настоящему набрало обороты только после Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), [9] а при падении Константинополя в 1453 году семантра все еще превосходила численность колоколов в соотношении пять к одному. [10]
Семантра, судя по размеру и форме, представляла собой грозное оружие, и иногда ее использовали со смертельным исходом в церковной драке. [2] [8] [11]
Османская империя
[ редактировать ]Одна из причин, по которой семантра продолжает использоваться, в частности, в Юго-Восточной Европе, заключается в том, что звон колоколов был запрещен во времена Османской империи при исламском правлении, что вынуждало монастыри вместо этого использовать семантрон; затем эта практика стала обычной. [11] [12]
Использование в современный период по странам
[ редактировать ]Болгария
[ редактировать ]он в значительной степени вышел из употребления В Болгарии после обретения независимости .
Россия
[ редактировать ]В России техника игры на било сохранилась в колокольных звонах , и во времена революции его все еще можно было услышать в более отдаленных сельских районах . [3] Сегодня его использование ограничено Алтайским краем и Сибирью , а также старообрядческими скитами , причем последние сохраняют отстраненность по отношению к посторонним, которая характеризовала группу с тех пор, как она откололась от основной части Русской Православной Церкви ( см. Раскол ). [13] [14] Кроме того, может использоваться семантрон, потому что монастырь не может позволить себе колокол. [14]
Сирийский православный
[ редактировать ]Сирийские его православные очень почитают семантрон, основываясь на древней традиции, согласно которой Ной изобрел . Согласно легенде, Бог сказал ему: «Сделай себе колокольчик из самшита , не подверженный тлению, длиной в три локтя и шириной в полтора, а также молоток из того же дерева. Ударь по этому инструменту трижды. каждый день отдельное время: один раз утром, чтобы призвать руки к ковчегу, один раз в полдень, чтобы позвать их на обед, и один раз вечером, чтобы пригласить их отдохнуть». Сирийцы ударяют свою семантру, когда вот-вот начнется литургия и когда придет время созвать народ на общественную молитву. Их традиция также связывает звук дерева с деревом Эдемского сада, из-за которого Адам пал, когда он сорвал его плод, и с пригвождением к дереву креста Иисуса Христа , пришедшего для искупления греха Адама . [15]
Современные композиторы
[ редактировать ]Среди современных классических композиторов, писавших для этого инструмента, — Яннис Ксенакис , Джеймс Вуд. [16] и Майкл Гордон . [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дмитрий Кономос, «Семандрон», с. 559, в Энциклопедии восточного православного христианства , Джон Энтони МакГакин , изд. Джон Уайли и сыновья, 2010 г., ISBN 1-444-39254-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Смит и Читам, с. 1879.
- ^ Перейти обратно: а б Хиллер, Пол. Арво Пярт , с. 21. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1997 г., ISBN 0-19-816616-8 .
- ^ Пеннингтон, М. Бэзил. Афонские монахи , с. 303. Издательство SkyLight Paths, Вудсток, Вермонт, 2003 г. ISBN 1-893361-78-0 .
- ^ Корень слова било (прим. «ударить/ударить по предмету») — бит («бить/ударить»), корень слова «клепало» — клеп через клепать («ударять», а точнее «ударять по чему-либо»). В среднерусском языке термин клепило означал «колокол». Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка .
- ^ Перейти обратно: а б с Райли, Ательстан (1887). Афон: или, Гора монахов , стр. 90-91. Лондон , Лонгманс, Грин. Однако в правдивости этого рассказа были высказаны некоторые сомнения, но сопротивление греков колоколам определенно продолжалось несколько столетий; подробнее см. Уильямс Е.В. Колокола России: история и технология , стр. 21-24, 31 и далее . Принстон, Нью-Джерси , Издательство Принстонского университета , 1985.
- ^ Робинсон, Н.Ф. Монашество в православных церквях , с. 147. Лондон , Коуп и Фенвик, 1916 год.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард В. Уильямс, «Слуховые иконы православия: звуковая типология русских колоколов», стр. 3–5, в «Христианстве и искусстве в России» , Уильям К. Брумфилд и Милош М. Велимирович, ред. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1991 г., ISBN 0-521-41310-9 .
- ^ За исключением латинских церквей города, в которых они были представлены еще в 10 веке.
- ^ Бернетт, Джон. Обзор происхождения и истории русского колокололитья
- ^ Перейти обратно: а б Холл, Джон Мэнли. Греческая жизнь: отчет о прошлых и современных условиях и проектах , с. 147. Ридинговый клуб Бэй Вью, Детройт , Мичиган , 1908 год.
- ^ Дентон, Уильям. Сервия и сербы , с. 209. Белл и Далди, Лондон, 1862 г.
- ^ Пыляев, М.И. «Исторические колокола».
- ^ Перейти обратно: а б Смоленский С.В. О колокольном звоне в России.
- ^ О'Брайен, Джон. История мессы и ее церемоний в Восточной и Западной церкви , стр. 148-149. Братья Бензигер, Нью-Йорк, 1879 год.
- ^ Джеймс Холланд, Практическая перкуссия , стр. 42. Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, 2005 г., ISBN 978-146-1670-636.
- ^ Адам Стром, Dusted Reviews в журнале Dusted Magazine , 16 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Смит, Уильям и Читам, Сэмюэл. Словарь христианских древностей , с. 1879. Хартфорд, Коннектикут : Дж. Б. Берр, 1880.