Jump to content

Семантрон

Русский монах, играющий на семантроне

Семантрон восточных ( греч . σήμαντρον ) — ударный инструмент, используемый в восточно , -православных и восточно-католических монастырях для призыва монашествующих на молитву или в начале процессии .

Он также известен как семандрон , семантериом , симантра , ксилон и таланто . На других языках его называют так: Румынский : toacă ; Русский : било , било ; Болгарский , македонский , сербский : клепало , клепало ; Арабский : ناقوس , накус .

Описание

[ редактировать ]

Инструмент бывает трех основных разновидностей: портативный, состоящий из длинной деревянной доски, которую игрок держит в неведущей руке и по которой наносит удары деревянным молотком в доминирующей; более крупный и тяжелый фиксированный деревянный брусок, подвешенный на цепях и ударяемый одним или двумя молотками; и фиксированная металлическая разновидность, часто имеющая форму подковы, по которой ударяют металлическим молотком. [1]

Семантры обычно подвешиваются на цепях к колышку в проаулионе (паперть кафоликона) или, возможно, за дверью трапезной , или на дереве во дворе. [2]

Портативный деревянный

[ редактировать ]
Переносной семантрон в монастыре Мушуноале , Фитионешти , Румыния . За доской виден молоток.

В портативной деревянной форме, в центре длины инструмента, каждый край слегка выгнут, чтобы игрок мог взять его левой рукой, в то время как он или она держит небольшой деревянный (или иногда железный) молоток в правой . которым можно ударять по нему в разных частях и под разными углами, вызывая громкие, несколько музыкальные звуки (κροῦσμα, крусма ). [2] Несмотря на простоту, инструмент, тем не менее, производит сильный резонанс и множество различных интонаций, в зависимости от толщины места удара и интенсивности применяемой силы, так что можно получить довольно тонкие результаты. [3]

Переносной деревянный семантрон, стоящий в католиконе монастыря Джурджеви , Сербия.

Фиксированный деревянный

[ редактировать ]
Исправлен деревянный семантрон в Лупша , Румыния. монастыре

Неподвижный деревянный семантрон изготавливается из длинного, хорошо строганного куска древесины, обычно сердцевины клена (но также и бука ), длиной от 12 футов (3,7 м) и выше. 1 + 1 фута (46 см) в ширину и 9 дюймов (23 см) в толщину. [2]

Металлический

[ редактировать ]

Металлический семантрон, меньший по размеру, чем деревянный, обычно вешают у входа в католикон (главный храм монастыря). [4] Металлическая разновидность изготавливается из железа или латуни (ἁγιοσίδηρα, hagiosidera / клепало, клепало ); [5] Сформированные из слегка изогнутых металлических пластин, они издают звук, мало чем отличающийся от звука гонга . [2]

Использовать

[ редактировать ]

В традиционном монашеском ритуале перед каждой службой назначенный игрок берет деревянный семантрон и, стоя перед западным концом католикона, наносит по нему три сильных и отчетливых удара молотком. Затем он обходит церковь снаружи, поворачиваясь к четырем четвертям и играя на инструменте, нанося удары разной силы по разным частям дерева через неравные промежутки времени, всегда заводя «мелодию» тремя ударами, подобными тем, что начало. [6] Там, где есть металлический семантрон, по нему принято ударять после того, как будет сыгран деревянный. [7] Семантрон звучит каждую полночь для ночных служб ( Полунощница и Утреня ); [6] это делается с помощью зажигалки (κανδηλάπτης, kandilaptis ). [2]

Происхождение и византийский обряд

[ редактировать ]

Продолжая ежедневно использоваться в монастырях и иногда появляясь на похоронах из-за своих глубоких нот, звучавших через большие промежутки времени, а также на других службах, семантры сыграли длительную роль в православной истории. Их происхождение восходит, по крайней мере, к началу VI века, когда семантрон заменил трубу в качестве средства призыва в монастырях Палестины и Египта , включая монастырь Святой Екатерины на Синае ; ритмы, ударяющие по дереву, вскоре были наделены слуховой памятью о ритмических звуках более ранних труб, иконографией трубного звука, которая в конечном итоге перешла на звон русских колоколов . [8]

Имея левантийское и египетское происхождение, его использование процветало в Греции и, в частности, на горе Афон, прежде чем распространиться среди восточно-православных регионов на территории нынешней Болгарии , Румынии , Молдовы , Сербии , Черногории , Боснии и Герцеговины и Северной Македонии . и заменяет их Он одновременно предшествует колоколам , которые, согласно одному сообщению, были впервые завезены на Восток в 865 году венецианцами , которые подарили дюжину колоколов императору Михаилу III . [6] используется для призыва верующих к молитве.

Радость, проявленная в , замученного в 628 году , Константинополе по поводу перенесения мощей святителя Анастасия выразилась в избиении Ксилы. В Житии святого Феодосия Архимандрита монахах из , написанном Иоанном Мосхом в 610-х годах, можно прочитать о некоторых евтихианских партии Севера , которые, чтобы потревожить Феодосия (ок. 423–529) в его благочестии, «били дрова». в нежданный час. Св. Савва (439–532) поднялся на молитвы «до часа боя». [2]

Использовались большие и меньшие семантры, причем сначала звучали меньшие, затем большие, а затем железные. Феодор Вальсамон (XII век) в трактате на эту тему сравнивает звучание малой, великой и железной семантры с проповедью Закона и Евангелия , и Последней Трубы . Он также говорит, что прихожан собирали три семантры в монастырях и только одна большая в приходских храмах. [2] Более того, он подчеркивает сохранение семантрона на Востоке как символическое проявление различия с латинским Западом (остается неясным, ли некоторые изолированные практики на Западе, такие как баскская чалапарта связаны , с литургией до раскола ); в Византии использование колоколов по-настоящему набрало обороты только после Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), [9] а при падении Константинополя в 1453 году семантра все еще превосходила численность колоколов в соотношении пять к одному. [10]

Семантра, судя по размеру и форме, представляла собой грозное оружие, и иногда ее использовали со смертельным исходом в церковной драке. [2] [8] [11]

Османская империя

[ редактировать ]

Одна из причин, по которой семантра продолжает использоваться, в частности, в Юго-Восточной Европе, заключается в том, что звон колоколов был запрещен во времена Османской империи при исламском правлении, что вынуждало монастыри вместо этого использовать семантрон; затем эта практика стала обычной. [11] [12]

Использование в современный период по странам

[ редактировать ]

Болгария

[ редактировать ]

он в значительной степени вышел из употребления В Болгарии после обретения независимости .

В России техника игры на било сохранилась в колокольных звонах , и во времена революции его все еще можно было услышать в более отдаленных сельских районах . [3] Сегодня его использование ограничено Алтайским краем и Сибирью , а также старообрядческими скитами , причем последние сохраняют отстраненность по отношению к посторонним, которая характеризовала группу с тех пор, как она откололась от основной части Русской Православной Церкви ( см. Раскол ). [13] [14] Кроме того, может использоваться семантрон, потому что монастырь не может позволить себе колокол. [14]

Сирийский православный

[ редактировать ]

Сирийские его православные очень почитают семантрон, основываясь на древней традиции, согласно которой Ной изобрел . Согласно легенде, Бог сказал ему: «Сделай себе колокольчик из самшита , не подверженный тлению, длиной в три локтя и шириной в полтора, а также молоток из того же дерева. Ударь по этому инструменту трижды. каждый день отдельное время: один раз утром, чтобы призвать руки к ковчегу, один раз в полдень, чтобы позвать их на обед, и один раз вечером, чтобы пригласить их отдохнуть». Сирийцы ударяют свою семантру, когда вот-вот начнется литургия и когда придет время созвать народ на общественную молитву. Их традиция также связывает звук дерева с деревом Эдемского сада, из-за которого Адам пал, когда он сорвал его плод, и с пригвождением к дереву креста Иисуса Христа , пришедшего для искупления греха Адама . [15]

Современные композиторы

[ редактировать ]

Среди современных классических композиторов, писавших для этого инструмента, — Яннис Ксенакис , Джеймс Вуд. [16] и Майкл Гордон . [17]

  1. ^ Дмитрий Кономос, «Семандрон», с. 559, в Энциклопедии восточного православного христианства , Джон Энтони МакГакин , изд. Джон Уайли и сыновья, 2010 г., ISBN   1-444-39254-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Смит и Читам, с. 1879.
  3. ^ Перейти обратно: а б Хиллер, Пол. Арво Пярт , с. 21. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1997 г., ISBN   0-19-816616-8 .
  4. ^ Пеннингтон, М. Бэзил. Афонские монахи , с. 303. Издательство SkyLight Paths, Вудсток, Вермонт, 2003 г. ISBN   1-893361-78-0 .
  5. ^ Корень слова било (прим. «ударить/ударить по предмету») — бит («бить/ударить»), корень слова «клепало» — клеп через клепать («ударять», а точнее «ударять по чему-либо»). В среднерусском языке термин клепило означал «колокол». Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Райли, Ательстан (1887). Афон: или, Гора монахов , стр. 90-91. Лондон , Лонгманс, Грин. Однако в правдивости этого рассказа были высказаны некоторые сомнения, но сопротивление греков колоколам определенно продолжалось несколько столетий; подробнее см. Уильямс Е.В. Колокола России: история и технология , стр. 21-24, 31 и далее . Принстон, Нью-Джерси , Издательство Принстонского университета , 1985.
  7. ^ Робинсон, Н.Ф. Монашество в православных церквях , с. 147. Лондон , Коуп и Фенвик, 1916 год.
  8. ^ Перейти обратно: а б Эдвард В. Уильямс, «Слуховые иконы православия: звуковая типология русских колоколов», стр. 3–5, в «Христианстве и искусстве в России» , Уильям К. Брумфилд и Милош М. Велимирович, ред. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1991 г., ISBN   0-521-41310-9 .
  9. ^ За исключением латинских церквей города, в которых они были представлены еще в 10 веке.
  10. ^ Бернетт, Джон. Обзор происхождения и истории русского колокололитья
  11. ^ Перейти обратно: а б Холл, Джон Мэнли. Греческая жизнь: отчет о прошлых и современных условиях и проектах , с. 147. Ридинговый клуб Бэй Вью, Детройт , Мичиган , 1908 год.
  12. ^ Дентон, Уильям. Сервия и сербы , с. 209. Белл и Далди, Лондон, 1862 г.
  13. ^ Пыляев, М.И. «Исторические колокола».
  14. ^ Перейти обратно: а б Смоленский С.В. О колокольном звоне в России.
  15. ^ О'Брайен, Джон. История мессы и ее церемоний в Восточной и Западной церкви , стр. 148-149. Братья Бензигер, Нью-Йорк, 1879 год.
  16. ^ Джеймс Холланд, Практическая перкуссия , стр. 42. Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, 2005 г., ISBN 978-146-1670-636.
  17. ^ Адам Стром, Dusted Reviews в журнале Dusted Magazine , 16 сентября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f7cec00ba3cd7f93bea101e07e74788__1683060060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/88/2f7cec00ba3cd7f93bea101e07e74788.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Semantron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)