Константинопольский собор (1872 г.)
— Константинопольский собор общевосточный православный собор, проходивший в Константинополе с 29 августа 1872 года по 16 сентября 1872 года в ответ на раскол внутри части болгарской церковной иерархии. В нем приняли участие все православные патриархи того времени. Собор провозгласил анафему филетизму . , то есть идее о том, что церковные юрисдикции должны быть разграничены не по территориальному, а по национальному признаку Совет также осудил расизм.
Собор признан авторитетным во всей Восточной Православной Церкви.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Общие аспекты и ранние проблемы
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
В 19 веке Османская империя столкнулась с проблемами, особенно с независимостью Греции . [1] В 1856 году Османская империя предприняла попытку реформирования своей системы управления. В период Танзимата османский султан официально поручил Вселенскому патриарху Константинополю роль представителя ромового проса . [1] Это вызвало кризис внутри Вселенского Патриархата, поскольку инакомыслящие, выступающие против Османской империи и положения дел в Ромовом Милле, теперь могли считать патриарха и патриархию прямой ответственностью, поскольку он стал их официальным представителем. [1]
В частности, болгарские националисты решительно выступали против ситуации внутри патриархата, где подавляющее большинство епископств принадлежало грекам , особенно в Болгарии . [1] У них также был конфликт с греками по финансовым вопросам, касающимся выплаты долгов османскому султану. [1] Между 1858 и 1860 годами Национальное собрание Греции собиралось для решения некоторых спорных вопросов, связанных с ромовым просом, но эти усилия не дали результатов. [1]
Конфликт и раскол
[ редактировать ]После отклонения его требований митрополит Макариопольский Иларион решил вступить в раскол; он перестал поминать Константинопольского Патриарха во время празднования Пасхи в 1860 году. [1] [2] До этого момента он был назначенным патриархатом епископом в одном из болгарскоязычных приходов в Константинополе . [1] Он представил себя «лидером де-факто созданной болгарской церкви» и был быстро свергнут патриархом Иоакимом II . [1] Два болгарских епископа, последовавших за ним, также были низложены, а именно Паисий Пловдивский и Авксентий Дурресский. [1]
Между 1860 и 1866 годами между двумя сторонами были начаты многочисленные переговоры, но они не привели к разрешению. Более того, прибытие нового российского посла Игнатьева еще больше усложнило ситуацию. [1] Этот шаг к независимости был также поддержан Великим визирем Османской империи Али-пашой Ризванбеговичем . [1]
На самом деле вмешательство внешних политических сил вызвало недовольство Константинопольского Патриархата , который предпочел бы, чтобы вопрос был решен в православных рамках. [1] Патриарх задумал созвать Вселенский собор для решения болгарского вопроса. В 1868 году Али-паша призвал болгарских епископов выйти из патриархата; трое из них присоединились к уже свергнутым епископам, а другие епископы тем временем присоединились к раскольнической Болгарской Церкви. [1]
В 1872 году Священный Синод патриархата решил сделать последнюю попытку разрешить кризис, предложив создать Болгарский экзархат. [1] Однако предложение включало политическую автономию для болгар , что вызвало недовольство Османской империи , что привело к запрету этого предложения. [1] Тогда восставшие болгарские епископы решили избрать своего экзарха Анфима I. [1] [3]
Совет
[ редактировать ]Чтобы разрешить эту ситуацию, Константинопольский Анфим VI решил созвать собор с участием других православных патриархатов. [2] Собор проходил в Константинопольском соборе Святого Георгия с 29 августа 1872 года по 16 сентября 1872 года. [2] Помимо патриархов Александрийского , Антиохийского и Иерусалимского , присутствовал архиепископ Кипрский , а к собору присоединились двадцать пять митрополитов и епископов, в том числе два бывших константинопольских патриарха. [2] [4] Позиция против Болгарской церкви и филетизма быстро завоевала большинство епископов и участников. [2] [5] Однако Иерусалимский Патриарх Кирилл II бежал в конце первой сессии, так как не желал противоречить российским интересам, в том числе и по причине его обширных земель в Российской империи . [2] [6]
После обсуждения собор решил полностью осудить болгарский раскол. [2] [7] [8] По мнению собора, восставшие архиереи придерживались новой ереси внутри Православной Церкви — филетизма , то есть национализма, применяемого внутри Православной Церкви. [9] В частности, собор был сильно обеспокоен тем фактом, что архиереи-раскольники попытались создать параллельные церковные иерархии исключительно для болгар, в то время как православные епископы уже присутствовали в этих областях, например в Константинополе. Собор усмотрел в этом нарушение православного канонического права. [2] [7] [9] [10] и экклезиологическая ересь . [9] [11] Общая идея филетизма состоит в том, что церковная юрисдикция должна основываться не по территориальному, а по национальному признаку. [11] [12] [13] В своем провозглашении веры ( орос ) собор заявил: [14] [15] [16]
[Итак,] Этнический эгоизм, который разовьется в каждой из «национальных» Церквей, задушит религиозные чувства до такой степени, что одной из этих Церквей вряд ли будет позволено наблюдать за другой и сотрудничать с ней, как того требует христианский долг. [...] и догмат о том, что Церковь «едина, свята, соборна и апостольна», получает смертельный удар. [...]
Мы подавляем, обвиняем и осуждаем филетизм , т. е. расовые различия , споры, соперничество и национальные разделения внутри Церкви Иисуса Христа , в противоположность учению Евангелия и священным канонам наших блаженных отцов , поддерживающих Святую Церковь. и поддерживать в порядке христианскую общину, которую они направляют на путь божественного благочестия. II. Тех, кто признает этот филетизм и осмеливается учреждать новые филетические собрания, основанные на этом принципе, мы объявляем, согласно священным канонам, настоящими раскольниками, чуждыми единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Посему мы объявляем раскольниками и чуждыми Православной Церкви Христовой всех тех, кто отделился от Православной Церкви, кто поставил отдельный жертвенник и образовал филетическое собрание; то есть [прелаты, чьи имена следуют далее].
Совет рассматривал филетизм и расизм как «расовые скопления», «новую славу» и «современную коррупцию». [17] Таким образом, совет также подвергся нападкам и осудил расизм. [17] [18] [19] [20] [21]
Последствия
[ редактировать ]Хотя раскол сохранялся, после этого собора положение восставших архиереев и их Церкви осложнилось. [3] Несмотря на достижение независимости, они оставались отделенными от других православных церквей в течение 70 лет. [3] было достигнуто соглашение В 1945 году между Константинопольским Патриархатом и Болгарским Экзархатом о решении вопроса и реинтеграции болгар в Восточную Православную Церковь. [3] [22]
Наследие
[ редактировать ]Собор признан авторитетным во всей Восточной Православной Церкви . [23] [24] [25]
развили взгляды, которые можно охарактеризовать как филетистские . Однако, несмотря на это признание, многие Восточные Православные Церкви в 20 веке [26] [27] [28] особенно Русская Православная Церковь [13] [29] и Грузинская Православная Церковь , [30] но не исключительно. [28] [31] Собор использовался внутри Восточной Православной Церкви в контексте разногласий, связанных с идеологией Русского мира , как видно из Волосской декларации. [32] [33] или во время Всеправославного Собора . [14] [34] [35]
Обычно считается, что филетизм увеличился на протяжении 20 века, несмотря на осуждение совета. [36] [37] [38] особенно в церковном управлении восточными православными общинами в диаспоре . [38] [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пневматикакис, Василис (01 апреля 2015 г.). «Причины Константинопольского Собора (1872 г.) о филетизме: греко-болгарский церковный спор в XIX веке» . Контакты — Французское обозрение православия . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Меллон, Альберт; Данаис, Давиде (2016). Великие соборы Православных Церквей: решения и синоды . Общие постановления Вселенских соборов. Тюрнхаут: Издательство Brepols. ISBN 978-2-503-52529-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лори, Бернар (2021), «Болгарский экзархат в конкуренции с Константинопольским патриархатом (1870–1945)», Автокефалии: осуществление независимости в восточнославянских церквях: 9-20 века / под руководством Мари-Элен Бланше , Фредерик Габриэль и Лоран Татаренко , Французская школа Рима, doi : 10.1400/284328 , ISBN 978-2-7283-1453-9
- ^ Вовченко, Денис (26 августа 2023 г.). «Русская марионетка или греческая марионетка? Борьба Иоакима III за автономию Константинопольского Патриархата (1864–1912)» . Ближневосточные исследования . 60 (4): 564–589. дои : 10.1080/00263206.2023.2247993 . ISSN 0026-3206 . S2CID 261217813 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Бойко, Наталка; Руссле, Кэти (01 октября 2004 г.). «Украинские Церкви: между Римом, Москвой и Константинополем» . Le Courrier des Pays de l’Est (1045): 39–50. дои : 10.3917/cpe.045.0039 . ISSN 0590-0239 .
- ^ Руссос, Сотирис (2005). «Восточно-православные взгляды на церковно-государственные отношения, религию и политику в современном Иерусалиме» . Международный журнал изучения христианской церкви . 5 (2): 103–122. дои : 10.1080/14742250500219642 . ISSN 1474-225X . S2CID 144039699 . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Габриэль, Фредерик (2021), «Трудные автокефалии: между политикой и экклезиологией», Автокефалии: осуществление независимости в восточнославянских церквях: 9-20 века / под руководством Мари-Элен Бланше, Фредерика Габриэля и Лорана Татаренко , француз Римская школа, номер домена : 10.1400/284307 , ISBN. 978-2-7283-1453-9
- ^ Агилон, Клэр (2017). «Управление религией и свободой совести» . Studio z Prawa Wyznaniowego (на французском языке) (20): 135–166. дои : 10.31743/spw.262 . ISSN 2081-8882 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Папатомас, Григориос. «63. Этнофилетизм и [так называемая] церковная «диаспора» (Односторонняя связь причины и следствия) (на английском языке)-PDF» . Богословский ежеквартальный журнал 57:3–4 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Гроен, Базилиус Дж. (1998). «Национализм и примирение: православие на Балканах∗» . Религия, государство и общество . 26 (2): 111–128. дои : 10.1080/09637499808431814 . ISSN 0963-7494 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтерс, Филип (2002). «Заметки об автокефалии и филетизме» . Религия, государство и общество . 30 (4): 357–364. дои : 10.1080/09637490120103320 . ISSN 0963-7494 . S2CID 143754836 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2023 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Секуловский, Горан (2021), «Попытки восстановить прежнее архиепископство Охрида (19-20 века)», Автокефалии: осуществление независимости в восточнославянских церквях: 9-20 века / под редакцией Мари-Элен Бланше, Фредерика Габриэля и Лоран Татаренко , École Française de Rome, doi : 10.1400/284329 , ISBN. 978-2-7283-1453-9
- ^ Перейти обратно: а б Руссле, Кэти (2004). «Русская Православная Церковь и край». Журнал сравнительных исследований Востока и Запада . 35 (4): 149–171. дои : 10.3406/receo.2004.1681 . ISSN 0338-0599 . JSTOR 45448041 .
- ^ Перейти обратно: а б Керамидас, Димитриос (2021). «Святой и Великий Собор и православное рассеяние. Национальные искушения и миссионерские вызовы» . Studia Universitatis Babes-Bolyai – Theologia Orthoca . LXVI (2): 51–68. дои : 10.24193/subbto.2021.2.04 . ISSN 2065-9474 . S2CID 247642948 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Тавил, Эммануэль (1 января 2009 г.). «Церковно-государственные отношения в книге Владимира Соловьева «Россия и Вселенская Церковь»» . Канонический год . Том LI (1): 307–332. дои : 10.3917/cano.051.0307 . ISSN 0570-1953 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Ставру, Мишель (19 июля 2018 г.). «Богословие и проявления соборности: постоянный вызов Церкви» . Исследования в области религиоведения . Том 106 (3): 403–422. дои : 10.3917/rsr.183.0403 . ISSN 0034-1258 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Расизм и демократия» . НОВЫЙ СВЕТ (по-гречески). 2012-11-22. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Чужие на чужбине: национализм и православная церковь» . Православие . Архивировано из оригинала 3 декабря 2023 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ "Что такое ересь этнофилетизма?" . Православная Жизнь (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Николай, Казарян (2016). "Всеправославный собор: формирование новой православной геополитики" . Государство, религия, церковь в России и за рубежом . 1 (34): 102–126. ISSN 2073-7203 . Archived from the original on 2024-02-11 . Retrieved 2024-02-11 .
- ^ Хулап, Владимир; Gusev, Andrey; Алексей, Юдин; Kazarian, Nicolas; Ermilov, Pavel; Papanikolaou, Aristotle; Shishkov, Andrey. "Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст. Государство, религия, церковь в России и за рубежом №1 2016" . России и за рубежом . Archived from the original on 2024-02-11 . Retrieved 2024-02-11 .
- ^ Пенья, Педро БАДЕНАС ДЕ ЛА (27 октября 2017 г.). «Балканские христианские миры после Византии» . Travaux et Jours (на французском языке) (91): 13–26. ISSN 0041-1930 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Окулик, Луис (2005). «Церкви sui iuris: критерии идентификации и разграничения: материалы учебной конференции, состоявшейся в Кошице (Словакия), 6–7 марта 2004 г.» . Торросса : 0. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Лосский, Н. (2003). «Православие во Франции» . Этюды (на французском языке). 399 (11): 507–517. doi : 10.3917/etu.995.0507 (неактивен 11 февраля 2024 г.). ISSN 0014-1941 . Архивировано из оригинала 20 января 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Мейендорф, Джон; Мейендорф, Жан; Лосский, Николас (1995). Православная Церковь: вчера и сегодня (Новое изд., переработанное и дополненное изд.). Париж: Éditions du Seuil. стр. 149–151. ISBN 978-2-02-023537-2 .
- ^ Пейн, Дэниел П. (2007). «Национализм и поместная церковь: источник церковного конфликта в Православном Содружестве» . Национальные документы . 35 (5): 831–852. дои : 10.1080/00905990701651828 . ISSN 0090-5992 . S2CID 153466254 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Калаитцидис, Пантелис (06 октября 2022 г.), «Православное богословие, брошенное балканскими и восточноевропейскими этнотеологиями» , Политика, общество и культура в православном богословии в глобальную эпоху , Брилл Шёнинг, стр. 108–159, ISBN 978-3-657-79379-2 , заархивировано из оригинала 03 декабря 2023 г. , получено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фернау, Фридрих-Вильгельм (1972). «ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ СЛЕДУЮЩИЙ СОБОР: Конституционные проблемы современного православия». Внешняя политика . 37 (1): 79–100. дои : 10.3406/полит.1972.5876 . ISSN 0032-342X . JSTOR 42669669 .
- ^ Хёне, Флориан; Мейрейс, Торстен, ред. (2020). Религия и неонационализм в Европе . этика и общество (1-е изд.). Баден-Баден: Номос. ISBN 978-3-8487-6414-3 .
- ^ Серрано, Сильвия (2018). Православие и политика в постсоветской Грузии . Мейдан. Париж: Издания Картала. ISBN 978-2-8111-2556-1 .
- ^ Лемонье, Жан-Мишель (2017). «РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: ТЕРРИТОРИИ И «ДИАСПОРА»» . Annales Universitatis Apulensis. Серия Philologica (на французском языке). 18 (1): 365–390. ISSN 1582-5523 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Документ (13 марта 2022 г.). «Декларация об учении «Русского мира»» . Общественное православие . Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «По-христиански» ли приветствовать беженцев из Украины, а не из Сирии?» . Новости и репортажи . 25 марта 2022 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Хофмейстерова, Карин (27 мая 2019 г.). «Церковный национализм и первенство в мировом православии: случай Сербской Церкви на Всеправославном Соборе на Крите» . Религия, государство и общество . 47 (3): 341–357. дои : 10.1080/09637494.2019.1609226 . ISSN 0963-7494 . S2CID 202272828 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Парлато, Витторио (30 января 2017 г.). «Комментарий к протоколам Святого Великого Собора Православных Церквей» . Государство (на итальянском языке). Церкви и конфессиональный плюрализм: 2017: 30 января. дои : 10.13130/1971-8543/8036 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Де Алле, Андре (1993). «Соборность в древней Церкви» . Лувенское богословское обозрение (на французском языке). 24 (4): 433–454. дои : 10.3406/thlou.1993.2656 . ISSN 0080-2654 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2023 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Легран, Эрве (1 сентября 2001 г.). «Епископы, поместные церкви и вся Церковь: институциональное развитие после II Ватиканского собора и текущие исследовательские проекты» . Журнал философских и теологических наук . Том 85 (3): 461–509. дои : 10.3917/rspt.853.0461 . ISSN 0035-2209 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пневматикакис, Василис (1 сентября 2013 г.). «Территориальность Православной Церкви во Франции между юрисдикционной исключительностью и местной католичеством» . Тетради географов (6). дои : 10.4000/cdg.918 . ISSN 2107-7266 . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Григорита, Георгика (2019). «Православная диаспора: современные реалии и перспективы на будущее: анализ с канонической точки зрения». Церковное право (3/4). дои : 10.19272/201930804011 .