Стихирон
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Стихира . ( греч . στιχηρόν «поставленный в стихах»; множественное число: стихира ; греч Ортрос στιχηρά ) — гимн определенного жанра, исполняемый во время ежедневных вечерних (Гесперин/Вечерня) и утренних ( ) служб, а также некоторых других служб, Восточно -православная и византийско- католическая церкви.
Стихиры обычно поются попеременно с псалмом или другими библейскими стихами или сразу после них. Эти стихи известны как стихиры (поют: стихос ), но стихираическая поэзия обычно следует за гекзаметром и собирается в книгу под названием стихирарион ( греч . στιχηράριον ). Стихирарий — книга, содержащая стихиры для утренних и вечерних богослужений в течение года, но песнопения в стихерических мелосах можно найти и в других богослужебных книгах, таких как Октоих или Анастасимарий , или в Сборнике к Божественной литургии .
Стихирический мелос и тропарь
[ редактировать ]В нынешних традициях православного песнопения стихирари как сборник гимнов также использовались для обозначения жанра песнопения стихарического мелоса , который определяется своим темпом и своими мелодическими формулами в соответствии с восемью ладами Октоиха . Хотя гимны стихирари должны исполняться одним и тем же мелосом, прямой связи с жанром поэтического гимна здесь нет, так как его музыкальное определение скорее следует практике псалмов. Сегодня стихирический мелос , в отличие от тропарного мелоса, представляет собой два разных цикла Октоиха.
В прошлом они были более родственны псалмодической практике, и тропарь, который представляет собой не что иное, как припев, исполняемый под псалмовку, мог стать более сложным с музыкальной точки зрения песнопением, так что его поют трижды без псаломные стихи, но с небольшим славословием . Тропарь в своей мелодической форме тяготеет к стихираричному или даже пападическому мелосу и, таким образом, сам по себе становится самостоятельным песнопительным жанром. [1]
Стихира и ее музыкальное оформление.
[ редактировать ]Христиан Трёльсгорд описал стихиру, очень похожую на тропарь , и рассматривал стихиру как подкатегорию, с той лишь разницей, что стихира как вставка псалмодия была длиннее стихотворения, чем тропарь , поэтому ее пели без повторений ее текста, но в разделах. было много Стихир , но книжная стихира представляла собой довольно разрозненное собрание стихир разных местных традиций и их певцов-поэтов. Очевидно, он использовался не на кафедре во время торжеств, а скорее как тетрадь с различными примерами, по которым можно было разучивать собственные сочинения со схожими акцентами. [2]
Что касается этого парадигматического использования обозначений в музыкальном оформлении стихиры , то стихира представляла собой главным образом совокупность идиомел , которые нужно было понимать как отдельные композиции для определенного стихотворения -стихеры . [3] хотя мелодические узоры скорее можно было классифицировать по одному из восьми или десяти ладов ( эхо или глас ) Агиополитского Октоиха . [4] Ссылку на него дают модальные подписи, особенно средние подписи, написанные внутри нотаций, поэтому книжный стихерарий представлял собой синтетическую роль его нотации (византийской круглой нотации), которая объединяла знаки, взятые из разных церковных песнопений XIII века. [5]
Но существовала и практика использования определенных стихир как образцов ( автомела ) для составления других стихотворений ( просомоя ), аналогичных иермосам . Эта классификация еще более усложнилась переводом песнопителей на славянский язык, что заставило канонархов , ответственных за подготовку богослужений, адаптировать музыку определенного автомелона к переводной просомии и просодии славянского языка, в в некоторых случаях адаптация требовала музыкальной перестройки просомоона. На практике автомелы , как и просомеи, часто опускаются в книгах стихирари , они скорее принадлежали устной традиции, поскольку автомелы были известны наизусть. Часто просомои записывались отдельно до Октоиха, части Стихерариона, который обычно не был организован по восьми ладам, в отличие от Великого Октоиха. [6]
Со времени Иоанна Кукузеля и других современных писцов, которые пересматривали стихиры , произошло развитие традиционного стихиры , исполняемой целым собранием или общиной. [7] к довольно представительному и продуманному исполнению солиста. [8] Мануил Хрисаф считал Иоанна Кукузеля изобретателем «украшенного стихирона» ( стихерона калофоникона ), но подчеркивал, что всегда следовал шаг за шагом образцу, как оно было записано в стихирарионе . В частности, в калофоническом жанре систематический сборник сочинений константинопольских мастеров, составленный после минеи стихирариона , около уже мог вырасти, как одна часть стихирария калофоникона (см. также GB-Lbl Ms. Add. 28821 ), до объема 1900 страниц, расширение пения, которое вряд ли можно было исполнить во время празднования какого-либо собора Империи. [9]
История нотного сборника песнопений Стихерариона
[ редактировать ]Во время реформы 17-го века книга Стихерарий была заменена Доксастарионом , названным в честь основного жанра предыдущей книги, доксастикона : стихира, которая была введена обоими или одним из двух стихов Δόξα πατρὶ , но следовала за те же сочинения записаны в старом Стихирарии. В XVIII веке был создан репертуар, который с 1820 года печатался под названием «Доксастарион». Он был основан на транскрипциях гиф, коротких версиях, созданных поколением Иоанна Трапезунтия и Даниила Протопсальта, которые пересочинили традиционные мелодии. Гифос должен был сократить традиционный мелос в школе Мануэля Хрисафа , поскольку он был поставлен такими композиторами 17-го века, как Панайот Новый Хрисаф и Германос из Новых Патр. [10] Они выросли очень долго, очевидно, под влиянием калофонического метода создания тезиса о стихирическом мелосе, а также за счет гибридизации великих знаков во время традиционного тезиса о стихирическом мелосе. [11] Между 1820 и 1841 годами сокращенный « Доксастарион » был опубликован в трех версиях: «Доксастарион синтомон» Петроса Пелопоннесиоса ( 1820 г. ), «Доксастарион аргон» Якова Протопосальта ( 1836 г. ) и «Доксастарион аргосинтомон» Константина Протопосалта (1836 г.). Протопсальт ( 1841 г. ).
Средневековый Стихерарий был разделен на четыре книги, которые также существовали как отдельные книги: Минея , Пятикостарь , Триодион и Октоих . [12] Эти книги Стихирария были созданы в период студитской реформы между 9 и 10 веками, его репертуар был завершен до 11 века, но до 14 века весь репертуар был сокращен среди писцов, которые изменили и унифицировали многочисленные редакции. Реформа X века уже определила евангельские лекции и связанную с ними дохастику. [13] Самые старые копии можно датировать X и XI веками, и, как и Иермологион, был Стихерарий одним из первых сборников гимнов, полностью снабженных нотной записью ( Paleo Byzantine neumes ). [14] Но полная форма появилась еще во времена реформы XIV века, записанной средневизантийскими невами . [15]
Жанровая стихира существовала уже на протяжении веков, ее можно проследить до «Тропологии», написанной в VI веке, но репертуар, реконструированный грузинским «Иадгарским тропологионом», по-видимому, отличается от византийской редакции, основанной на «Тропологии Антиохии и позже расширен гимнографами Мар-Сабы (Иерусалим). [16] Книга Тропологион использовалась до XII века и содержит каноны Иермологиона . также Первоначально Иермологион и Стихерарий были созданы как нотные песнопения в X веке. [17]
Части и циклы книжного стихерария.
[ редактировать ]Стихеры идиомела обычно пишутся в двух литургических годичных циклах: неподвижном, или святилище, и подвижном между Великим постом и Пятидесятницей. Обычно этот сборник идиомел состоит из трех книг: минеи для неподвижного цикла и двух книг, называемых триодионом и пентекостарионом для подвижного цикла:
- Минея («книга месяцев») содержит все гимны неподвижного месячного цикла, начиная с сентября и заканчивая августом. Это гимны, посвященные конкретным святым, поминаемым по календарному дню года.
- Триодион содержит песнопения, исполняемые во время Великого поста, начиная с Недели Фарисея и Мытаря за десять недель до Пасхи и заканчивая Страстной неделей, предшествующей Пасхе, или Вербным воскресеньем. Здесь также имеется огромная коллекция стихир просомоев. [18]
- Пятидесятница содержит гимны, исполняемые во время пасхального сезона , начиная с гесперинос праздника Воскресения или понедельника Страстной недели до воскресенья Всех Святых, которое следует за воскресеньем Пятидесятницы.
В старинном стихираре была даже четвертая книга, содержащая гимны третьего регулярно повторяющегося цикла. Обычно это была сокращенная форма, содержащая только гимны субботних гесперин, предшествующие ортросу и божественной литургии в воскресенье. В большинстве православных обрядов октоэх означал восьминедельный цикл, который начинался четырьмя kyrioi echoi (каждое эхо в неделю) и продолжался plagioi echoi. Иногда в стихираре имелся также отдельный сборник нотных стихир просомой, предшествующих книге Октоиха. [19] в то время как Октоих содержал самые известные гимны, называемые стихирами автомелами, которые также послужили образцом для просомий. Первоначально многие из них даже были записаны довольно поздно, поскольку певцы знали их наизусть. Ранняя форма была довольно короткой и еще не разделена на восемь частей согласно восьми эхам недельного цикла. [20]
- Октоих содержит гимны либо для каждой субботы, либо для каждого дня недели (Великий Октоих), установленные на восемь эхо . Используя одно эхо или стекло каждую неделю, весь цикл занимает восемь недель. Эта часть стихираря вскоре стала отдельной книгой, в некоторых традициях в эту отдельную книгу входили и оды канона — гимны книги Иермологион .
Циклы книги Октоих
[ редактировать ]Примеры различных литургических контекстов, в которых обычно используются стихиры, включают:
- Гесперинос (вечернее отделение Канонических часов )
- Ортрос (утренний офис)
- Похвалы ( по воскресеньям и праздникам)
- Апостиха (в простые будние дни)
Виды стихир
[ редактировать ]- Стихира, следующая за словами: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», называется доксастихном .
- Стихира, посвященная Богородице, называется «стихирон догматикон» или « Богородица ».
- Богородица обычно следует последним словам малого славословия «И ныне и присно, и во веки веков, аминь».
- Те Богородицы, которые приходят к концу Κύριε ἐκέκραξα или Господи, воззвахъ к'тєбѣ («Господи, я воззвал», Пс 140.1) во время вечерни в субботу вечером, в пятницу вечером и накануне большинства праздников, называются « догматиками » , потому что их тексты посвящены догмату Воплощения .
- Апостихи . - это тип стихир, которые отличаются от нормы тем, что они предшествуют стихам (стихам псалма), а не следуют за ними
См. также
[ редактировать ]- Апостиха
- Avtomelon, Prosomoia
- Споры о стихихарическом Мелосе
- Доксастикон
- Агиополитанский Октоих
- Утреня Евангелия
- Минея
- Октоихос мега
- Пентекостарион
- Триодион
- Тропарь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стихирические тропари , поющиеся во время Божественной литургии , представляют собой, например, все жанры Трисвятого . Трисвятое чередуется с его заменителями, такими как крещенский гимн или тропарь Страстной пятницы (τὸν σταυρὸν σοῦ). Кроме того, другие жанры, такие как херувикон и койноникон, изначально были тропарями, используемыми при чтении псалмов.
- ^ Кристиан Троэльсгард ( 2001 ).
- ↑ Стихеры просомои, созданные по образцу существующего стихира-автомелона, позднее были добавлены в книги стихираря ( Хусманн 1972 ). Композиция книги «Триодион» поколения Феодора Студита представляла собой, по сути, сборник просомий, составленный на основе мелодий автомелы, а также идиомелы.
- ^ Кристиан Троэльсгард считал эту коллекцию не локально ориентированной, поскольку коллекции в разных стихирариях имеют так много общего, что он, следуя по стопам Оливера Странка и Бьярна Шартау, отождествил эти идиомелы с номерами стандартной сокращенной версии ( SAV ).
- ^ О модальных подписях в византийской круглой записи см. Раастед ( 1966 ).
- ^ HJW Tillyard ( 1940 , XII) утверждал, что этот обычай опускать просомии можно объяснить тем, что они были добавлены в книгу позже, поскольку были созданы позже, чем остальная часть репертуара гимнов. С другой стороны, Ирина Школьник ( 1998 ) утверждала, что устная традиция просомой и их автомелы была ближе к местной монастырской традиции, поэтому в течение длительного периода не было необходимости ее записывать в отличие от более сложной идиомеллы.
- ^ Нина-Мария Ванек ( 2013 ) в своем систематическом анализе августовской части Минеи обсудила, какова на самом деле была роль Кукузелеса в современной редакции стихирарий. Мария Александру ( 2000 , 2007 ) провела сравнительный анализ музыкальных настроек нескольких избранных стихир , создававшихся на протяжении веков.
- ^ Мария Александру ( 2011 ).
- ^ Например, калофоникон Стихерарион или калофоникон Минеи работы Гавриила из Йеникёя (Берлин, Государственная библиотека, Mus. MS. 25059). Калофонический состав стихиры св. Петра τῷ τριττῷ τῆς ἐρωτήσεως Николаоса Кампанеса и Иоанна Кукузелеса был проанализирован Оливером Герлахом ( 2009 ).
- ^ Нина-Мария Ванек ( 2013 ).
- ^ Каталог, показывающий, как сами великие знаки что-то добавляли к стихирам в XVI веке, см. Флора Критику ( 2013 ).
- ^ Стихирарий Великой Лавры ( ГР-АОмл Мс. γ 12 ) показывает древнейший слой обозначений (тэта-нотацию) во второй части подвижного цикла: пентекостарион (л. 49в-80р), а в первой части - буквы θ («тема»), обозначавшие мелизму над отмеченным слогом, получили развитие в афонской шартрской нотации триоди (сл. 1r-49v).
- ↑ Светлана Полякова ( 2009 ).
- ^ Кристиан Троэльсгард ( 2001 ).
- ^ Рукопись NkS 4960 из Королевской библиотеки в Копенгагене, а также рукопись A139. Амвросиевской библиотеки Милана, написанные Афанасием Константинопольским в 1341 году, представляют собой стихирарии в соответствии с редакцией « Иоанна Кукузелеса » ( Raasted 1995 ), и обе они содержат все четыре книги.
- ^ See Frøyshov ( 2000 , 2012 ) and Nikiforova ( 2013 ).
- ^ По мнению Герды Вольфрам ( Новая Роща ), самые старые стихирарии были нотными сборниками Идиомелы и обнаружены в библиотеке Великой Лавры на Афоне и могут быть датированы 10-м веком (г-жа γ.12, γ.67 — это только с октоэхом) и XI в. (γ.72, γ.74). Самым старым используемым обозначением была тета-нотация, позже замененная нотацией Шартра и Койслина. Древнейший славянский стихерарий датируется XII веком и имеет адиастематическую смысловую запись. Оно было обнаружено в библиотеке Хиландарского монастыря (г-жа 307).
- ^ Ранние Просомои, составленные Феодором Студитом для вечерней службы в период Великого поста, входящие в книгу Триодион ( Хусманн 1972 , 216-231). Эти просомии составляются не над стихирами автомелами, а над стихирами идеомелами, особенно сочинениями, посвященными мученикам.
- ^ См. сборник просомий в Стихирарии монастыря Пантократор ( GB-Ctc Ms. B.11.17 , сл. 282–294).
- ^ См., например, октоэховую часть копенгагенских стихир : стихира анастасима (ф. 254р), алфавитика (ф. 254в), анаватмои и стихира анатолика (ф. 255в), стихира геотина (ф. 277в), догматика (ф. 255в). 281в) и стауротеотикия (ф. 289р).
Источники
[ редактировать ]Палеовизантийские обозначения (10–13 века)
[ редактировать ]- «Святая Гора Афон, монастырь Великой Лавры, г-жа γ 12» . Греческий неполный Триодион и Пентекостарион со старовизантийской тетой и шартрской нотацией (10 век) .
- «Синай, монастырь Святой Екатерины, г-жа Гр. 1219» . Греческий Стихерарий со старовизантийской шартрской нотацией (11 век) .
- «Святая Гора Афон, Мона Ватопадиу, г-жа 1488» . Триодион, Пентекостарион и Октоих с Койслином (стандартный репертуар цикла мовабе) и шартрской нотацией (Октоих и апокрифы) (11 век) . Библиотека Конгресса.
- «Синай, монастырь Святой Екатерины, г-жа Гр. 1217» . Греческий Стихерарий (только Минея) со старовизантийской нотацией Койслина (11-12 века) .
- "Moscow, Rossiysky Gosudarstvenny Archiv Drevnich Aktov (РГАДА), Fond 381 Ms. 152" . Old Church Slavonic Sticherarion (Menaion from 1 September until 2 February) with znamennaya notation (12th century) .
- «Лесбос, Библиотека монастыря Леймонос, г-жа Лесбиакус Леймонос 31» . Триодион монастыря Леймонос, части с нотацией Койслина (XII век) . Лесбос: Монастырь Леймонос. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды грека, г-жа 356» . Фрагмент Минеи (октябрь – июль), написанный развитой нотацией Койслина (около 1200 г.) .
- «Гора Синай, Свято-Екатерининский монастырь, г-жа сыр. 261» . Сирийский Стихерарий, написанный нотацией Койслина из монастыря Святой Екатерины (13 век) . Проверено 15 августа 2012 г.
Средневизантийские обозначения (13–19 века)
[ редактировать ]- «Париж, Национальная библиотека, фонды грека, г-жа 355» . Полная Минея со средневизантийскими обозначениями (л. 7р-326в) Стихерария с различными дополнениями в конце и начале (13 в.) .
- «Париж, Национальная библиотека, фонды грека, г-жа 265» . Неполный Стихерарий (части заменены позже) с Минеей, Триодион с Просомой, Пятикостарь и Октоих (13 век) .
- «Копенгаген, Det kongelige Bibliotek, г-жа NkS 4960, 4 °» . Полный Стихерарий с Минеей, Триодионом, Пятикостарионом и Октоихом (14 век) . Проверено 31 октября 2012 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды грека, г-жа 261» . Полный Стихерарий с византийским круглым обозначением Кипра (Менеон ил. 1р-139р; Триодион ил. 141р-179р; Ἀκολουθία τῶν παθῶν ил. 179р-196в; Пятикостарь ил. 196в-218р) и Октоих со стихирами ia (14 век с более поздними палимпсестами вокруг стихиры геотины) .
- «Рим, Biblioteca apostolica vaticana, Cod. Ottob. gr. 380» . Полный Стихерарий с Минеей, Триодионом, Пятикостарионом и Октоихом с просомой (конец XIV века) .
- «Бухарест, Bibliotheca Academiei Române, г-жа гр. 953» . Полный Стихерарий с Минеей, Триодионом, Пентекостарионом и Октоихом (ок. 1400 г.) . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 г.
- «Кембридж, Тринити-колледж, г-жа Б.11.17» . Полный Стихерарий с Минеей, Триодионом, Пятикостарионом и Октоихом с Просомой Афонского монастыря Пантократор (ок. 1400 г.) .
- «Болонья, Библиотека Liceo Musicale, г-жа P.147 (olim Cod. 155)» . Триодий Старого Стихерария, частично поврежденный — Код 155 из Рукописного собрания падре Мартини (XVI век) . Болонья: Международный музей и музыкальная библиотека Болоньи . Проверено 18 октября 2012 г.
- Кукузелес, Иоанн . «Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 28821» . Неполная Минея (Рождественское бдение до 28 августа) Калофоникона Стихерария с сочинениями Иоанна Гликиса, Иоанна Кукузелиса, Иоанна Кладаса, Ксеноса Коронеса, Мануэля Хрисафа, Грегориоса Мпунеса Алиатеса и некоторых более поздних композиторов (17 век) .
- Петрос Пелопоннес . «Университет Бирмингема, Исследовательская библиотека Кэдбери, г-жа Мингана, гр. 7» . Синтомон Доксастариона (Минеон, Триодион и Пентекостарион), скопированный Анастасиосом Проиконесием (18 век) .
- Петрос Пелопоннес ; Петрос Византиос. «Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 17718» . Анастасиматарион и Доксастарион (около 1800 г.) . Британская библиотека . Проверено 3 мая 2012 г.
- Георгий Критский (1790-е гг.). «Доксастарион Иакова Протопсалта (оригинал, древнее письмо)» . Козан: Муниципальная библиотека Ковентариоса . Проверено 27 сентября 2012 г.
Хризантиновые обозначения (с 1814 г.)
[ редактировать ]- «Аргостоли, Библиотека Коргиалениоса, Коллекция Майкла Рэйза, Мисс 87» . Стихерарий Панагиота Нового Хрисафа (1820 г.) . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 18 августа 2012 г.
- Петрос Пелопоннес Лампадариос (1820 г.). Эфес, Петрос Мануэль (ред.). Краткий доксастарион Эдима Петроса Лампадария Пелопоннесского: Переведенный по новому методу Музыки Учителей-музыковедов новой Системы . Бухарест.
- Иаков Протопсальт (1836 г.). Чурмузиос Чартофилакос (ред.). Доксастарион, содержащий песнопения всех деспотических и богородичных праздников, прославленных всего мира святых, Троицы и Пятидесятницы, положенные на музыку Иаковом Протопсалтом Великой Церкви Христовой. Незаменимо объяснено в «Новом методе музыки» Хурмасиу Хартофилагоса . Том. 1–2. Стамбул: Исаак Де Кастро.
- Константинос Протопсальт (1841 г.). Стефанос Доместикос (ред.). Доксастарион, содержащий доксастики всех деспотических и богоматерьских праздников прославленных святых всей Трио и Пятидесятницы, положенные на музыку Константином Протопсалтом Церкви Христа Великой. Неизменно объяснено в «Новом методе музыки» первым домихосом Стефаносом . Том. 1–2. Стамбул: Патриархат.
- Петрос Пелопоннес Лампадариос (1899 г.). Виолакес, Георгиос; Клавас, Георгиос; Навплиотес, Яковос (ред.). Доксастарион Петра Пелопоннесского? верно объяснено от древних до наших писаний под Протопсалтом Великой Церкви Христовой Георгиосом Виолакисом . Том. 1–2. Стамбул: издатель патриархата.
Исследования
[ редактировать ]- Александру, Мария (2000). Исследование «великих знаков» византийской нотной грамоты на примере конца XII — начала XIX века (кандидатская диссертация). Университет Копенгагена.
- Александру, Мария (2007). « «Chryseois pesti», стих святителя Иоанна Златоуста в его хронологическом развитии: Палеографические и аналитические поиски» (PDF) . Материалы 1-й Международной конференции ASBMH . стр. 337–485.
- Александру, Мария (2011). «Византийская Калофония, иллюстрированная произведением св. Иоанна Кукузеля Φρούρηζον πανένδοξε в честь св. Димитрия Салоникского. Вопросы обозначений и анализа» . Исследования и исследования истории искусств. Театр, Музыка, Кинематография . Новая серия. 49–50: 57–105.
- Фрёйшов, Стиг; Поль Геен (2000). «Новые синайские открытия. О публикации описи греческих рукописей». Обзор византийских исследований . 58 (1): 167–184. дои : 10.3406/rebyz.2000.1990 . ISSN 0766-5598 .
- Фрёйшов, Стиг Симеон Р. (2012). «Грузинский свидетель Иерусалимской литургии: новые источники и исследования». В Берте Гроене; Стивен Хоукс-Типлс; Стефанос Алексопулос (ред.). Исследования восточно-христианского богослужения: избранные материалы Второго международного конгресса Общества восточной литургии (Рим, 17–21 сентября 2008 г.) . Восточно-христианские исследования. Том. 12. Левен, Париж, Уолпол: Петерс. стр. 227–267.
- Герлах, Оливер (2009). «О калофонической обработке Стихирона τῷ τριττῷ τῆς ἐρωτήσεως» . В лабиринте Октоиха - О реконструкции средневековых импровизационных практик в литургической музыке . 1 . Берлин: Изон: 351–367. ISBN 9783000323065 . Проверено 14 апреля 2012 г.
- Хусманн, Генрих (1972). «Построение строф и контрфактическая техника стихиры и развитие византийского октоэха». Архив музыковедения . 34 (3): 151–161, 213–234. дои : 10.2307/930068 . JSTOR 930421 .
- Хусманн, Генрих (1975). «Сирийский стихерарий с палеовизантийскими обозначениями (Синайский сир. 261)». Гамбургский ежегодник по музыковедению . 1 :9–57.
- Критику, Флора (2013). «Украшение стихирария Хрисафа Младшего как явление обновления византийского песнопения». У Герды Вольфрам; К. Труэлсгорд (ред.). Традиции и инновации в поздневизантийском и поствизантийском литургическом песнопении II: материалы конгресса, проходившего в замке Хернен, Нидерланды, 30 октября - 3 ноября 2008 г. Восточно-христианские исследования. Том. 17. Левен, Париж, Уолпол: Петерс. стр. 215–259. ISBN 9789042920156 .
- Никифорова, Александра (2013). «Тропологион Синаит.Гр. ΝΕ/ΜΓ 56–5 (9 в.): Новый источник по византийской гимнографии» . Скрипта и электронный скрипт. Международный журнал междисциплинарных исследований . 12 : 157–185.
- Полякова, Светлана (июнь 2009 г.). «Грех 319 и Воскрес 27 и Триодный цикл в литургической практике России в период Студита» (PDF) . Лиссабон: Новый университет Лиссабона . Проверено 19 апреля 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Раастед, Йорген (1966). Интонационные формулы и модальные подписи в византийских музыкальных рукописях . Monumenta Musicae Byzantinae, Subsidia. Том. 7. Копенгаген: Э. Мунксгор.
- Школьник, Ирина (1998). «Византийское просомоонное пение, общий обзор репертуара нотных моделей стихир (автомел)» (PDF) . В Ласло Добсае (ред.). Cantus Planus: Доклады, прочитанные на 7-м заседании, Шопрон, Венгрия, 1995 г. Будапешт: Венгерская академия наук. стр. 521–537. ISBN 9637074678 .
- Раастед, Йорген (1995). Сендрей, Янка; Хили, Дэвид (ред.). «Редакция Кукузеля Стихераря и Синая гр. 1230». Laborare Fratres in Unum: Фестиваль в честь 60-летия Ласло Добсая . Сполия Беролинская. 7 . Хильдесхайм, Цюрих: Вайдман: 261–277. ISBN 3615001710 .
- Тиллиард, HJW (1940). Гимны Октоиха . Транскрипт ММБ. Том. 3. Копенгаген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Троэльсгард, Кристиан (2001). Добсай, Ласло (ред.). «Какими песнопениями были византийские стихиры?» . Cantus Planus: доклады, прочитанные на 9-й встрече, Эстергом и Вышеград, 1998 г. Будапешт: Институт музыковедения Венгерской академии наук: 563–574 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- Ванек, Нина Мария (2013). Стихеры в поздневизантийский период и послевизантийские исследования: исследования по стихирам августа . Вена: Praesens Verlag. ISBN 978-3-7069-0749-1 .
- Вольфрам, Герда. «Стихирарий» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 24 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Троэльсгард, Кристиан (2003). «Справочный список «Стандартной сокращенной версии» (SAV) Стихерариона согласно Оливеру Странку» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 г. Проверено 18 августа 2012 г.