Список византийских композиторов
Византийская империя просуществовала с 395 по 1453 год нашей эры, в течение этого времени музыка была известна по всей империи . [1] [n 1] Как духовная, так и светская музыка была обычным явлением: духовная музыка часто использовалась в церковных службах, а светская музыка - во многих мероприятиях, включая церемонии, драмы, балеты, банкеты, фестивали и спортивные игры. [2] [3] Однако, несмотря на свою популярность, светская византийская музыка подвергалась резкой критике со стороны отцов церкви . [3] [n 2] как и их средневековых западных современников , мало что известно. О жизни византийских композиторов, [5]
Авторы духовной музыки, особенно гимнов и песнопений, как правило, хорошо документированы на протяжении всей истории византийской музыки. Однако те, кто существовал до правления Юстиниана I, практически неизвестны; Говорят, что монахи Антимос, Авксентий и Тимокл написали тропари , но сохранился только текст одного из них Авксентия. [6] Первой крупной формой был кондак которого был Роман Мелодист , главным композитором . В конце VII века канон обогнал по популярности кондак; Андрей Критский стал его первым значительным композитором и традиционно считается создателем этого жанра (хотя современные ученые сейчас в этом сомневаются). Каньон достиг своего пика с музыкой Иоанна Дамаскина и Космы Майумского , а затем Теодора Студиоса и Феофана Клейменного в 8-м и 9-м веках соответственно. [2] Композиторы светской музыки документированы значительно меньше. Лишь в конце истории империи композиторы стали известны по именам, среди которых Джоаннес Кукузелес , Ксенос Коронес и Джоаннес Гликис были ведущими фигурами. [3] Отчасти из-за малой информации о них во многих современных исследованиях византийской музыки конкретным композиторам уделяется мало внимания. [7]
Как и их западные коллеги того же периода , записанные византийские композиторы были в основном мужчинами. [5] Самой известной женщиной была Кассия , плодовитая и важная сочинительница стихирных гимнов и единственная женщина, чьи произведения вошли в византийскую литургию . [8] Известно, что еще несколько женщин были композиторами: Фекла, Феодосия, Марта и дочь Иоанна Кладаса (ее имя не записано). [9] Помимо Кассии, сохранилось только произведение Иоанна Кладаса — единственный антифон . [10] Известно, что некоторые византийские императоры были композиторами, например Лев VI Мудрый , Константин VII и, возможно, Иоанн III Дука Ватацес . [11]
Византийские композиторы
[ редактировать ]Имя | Продолжительность жизни | Работает | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Смерть Феодосия I в 395 году стала причиной окончательного разделения Западной Римской империи и Византийской империи. [1] | ||||
Антимос | эт. 5 век | Говорят, что он составил тропари (ни один не сохранился). | Монофизит [12] [6] | |
Ауксентиос | эт. 5 век | Текст единственного тропаря сохранился (атрибуция не установлена); говорят, что сочинил другие | Жизнеописание Авксентия приписывает составление тропаря. ему [6] [13] [12] | |
Тимокл | эт. 5 век | Говорят, что он составил тропари (ни один не сохранился). | – [6] [12] | |
Анатолий Константинопольский | Умерло 458 | Несколько гимнов | ||
Север Антиохийский | 465–538 | Многие гимны | [14] [15] | |
Джон бар Афтония | в. 480 – ок. 537 | Несколько гимнов | Его гимны имеют сходство с гимнами Севера Антиохийского , о котором он написал биографию. [16] [17] | |
Римляне Мелодист | конец V века - после 550 г. | Около 60 из 85 приписываемых ему кондаков считаются подлинными. | Выдающийся композитор- кондак своего времени. [18] | |
Кириакос | эт. 6 век | Ни одно произведение не выживает | Современник римлян [19] | |
Анастасий | эт. 6 век | Ни одно произведение не выживает | Композитором, записанным как «Анастасий», считается византийский император VI века, либо Анастасий I Дикор ( ок. 431 - 9 июля 518 г. ), либо Анастасий II (умер в 719 г.). Современник Романа [19] | |
немецкий я | в. 634 – ок. 733 | различные каноны. Ему приписывают | Если он подлинный, его каноны будут раньше, чем каноны Андрея Критского, и, таким образом, подтвердят, что Андрей не является создателем жанра. [20] [21] | |
Андрей Критский | в. 660 – ок. 740 | Гимны, в первую очередь каноны [22] | Наиболее известен своим Великим Каноном, гимном из 250 строф. Традиционно приписывают изобретение канона , хотя современные учёные сомневаются в этом. [23] [20] | |
Иоанн Дамаскин (Иоанн Дамаскин) | в. 675 – ок. 749 | Много канонов и тропарей . Традиционно приписывают изобретение октоэха , хотя современные ученые в этом сомневаются. | Близкий соратник Космы Майумского. [24] | |
Косма из Майумы (Косьма Иерусалимский) | эт. начало 8 века | Различные каноны , стихиры , идиомелы и триодии. | Близкий соратник Иоанна Дамаскина [25] | |
Стефан Сабаитянин | Умер 807 | Идиомелы в Триоди , Каноны | [26] | |
Феодор Студит | 759 – 826 | Различные каноны | Вёл письменную переписку с Касей ; брат Иосифа Исповедника [20] [27] | |
Иосиф Исповедник | эт. 9 век | Тропари , стихиры и каноны. | Брат Феодора Студита [28] | |
Феофан Клейменный | 775 – 845 | Каноны для святых и его брата Феодора . | Внес свой вклад в Параклетике [20] [29] | |
Сумка | 805/810 – 865/867 | Более 50 богослужебных произведений, в первую очередь стихиры . 26 оспаривают подлинность | Единственная женщина-византийский композитор, чье творчество включено в византийскую литургию . Самая важная и известная женщина в византийской музыке. У нее была письменная переписка с Феодором Студитом. [30] [31] | |
Иосиф Гимнограф | в. 816 – 886 | Различные каноны , из которых сохранилось 525. | Внес свой вклад в Параклетике [32] [33] | |
Фекла | эт. 9 век | Ни одно произведение не выживает | Известно, что он написал ныне утраченные каноны. [34] | |
Феодосия | эт. 9 век | Ни одно произведение не выживает | Известно, что они написали ныне утраченные каноны . Она была настоятельницей, жившей недалеко от Константинополя. [35] | |
Лев VI Мудрый | 866 – 912 | Гимны к Великому Крестовоздвижения празднику | Был византийским императором с 886 по 912 год. [36] | |
Марта | эт. Конец 9 века. | Ни одно произведение не выживает | Игуменья и мать Симеона Столпника [34] | |
Константин VII | 905 – 959 | 11 exaposteilaria anastasima и 3 стихирона. | Был византийским императором с 908 по 959 год (соимператор до 945 года). [37] | |
Никифор Этикос | эт. в. 1300 | Литургические песнопения; 40 выжить | Его работы гораздо более стилистически консервативны, чем работы его современников. [38] | |
Грегориос Гликис | эт. в. 1300 | Литургические песнопения; выживают лишь немногие, в том числе стихира | Имел должность доместикоса (в музыкальном контексте означает «первый певец левого хора»). [39] | |
Джон Кукузелис | в 1300–50 | Много песнопений | Один из самых выдающихся музыкантов своего времени; известный как «второй источник греческой музыки» ( Иоанн Дамаскин ) первым был [40] | |
Ксенос Коронес | в 1325–50 | песнопения | [41] | |
Йоаннес Гликис | эт. Конец 13 века | Пение и псалмы | Предположительно учитель Коронеса и Кукузелиса. [42] | |
Джон Кладас | в 1400 | Практически каждый сакральный жанр своего времени | Он был особенно плодовитым, и его дочь, кажется, тоже была композитором. [43] [44] | |
Дочь Джона Кладаса | в 1400 | единственный антифон. Ей приписывается | Ее имя неизвестно; записано только как дочь Джона Кладаса [44] [31] | |
Джон Ласкарис | эт. первая половина 15 века | Не особенно плодовит; | Также теоретик музыки [45] | |
Мануэль Крисафес | в 1440–1463 гг. | Большое количество гимнов, песнопений, кратематов , математов и анаграмматизмов среди прочего. | Чрезвычайно плодовитый композитор; Иоанн VIII Палеолог и Константин XI Палеолог . Покровителями его музыки были [46] [n 3] | |
Джон Ватацес | эт. середина 15 века | Долгое время считалось, что это император Иоанн III Дука Ватацес , хотя это не является убедительным доказательством этого. [47] | ||
Янус Плузиаденос | в. 1429–1500 гг. | [48] | ||
Падение Константинополя привело к завоеванию Византийской империи Османской империей в 1453 году. [1] |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Даже после падения Константинополя в 1453 году византийская музыкальная традиция продолжалась во Вселенском Патриархате Константинополя через таких фигур, как Панагиот Новый Хрисаф , Петрос Берекетис , Петрос Пелопоннесий и Хрисантос из Мадита , [2] [3] а также сербы, такие как Кир Стефан , Исайя , Никола и Кир Иоаким . [4]
- ^ Тулиат 2001 перечисляет Иоанна Златоуста , Тертуллиана , Киприана , Климента Александрийского , Григория Назианзина , Василия Великого , Амвросия , Августина Гиппопотама и особенно Иеронима как отцов церкви, которые открыто выступали против светской византийской музыки.
- ↑ Он также был известным теоретиком музыки, написав трактат Peri tōn entheōroumenōn tē psaltikē technē kai hōn phronousi kakōstines per autōn, который содержит обширную и ранее неизвестную информацию о современной византийской музыке, практике и теории. [46]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Никол, Дональд МакГилливрей (21 сентября 2021 г.). «Византийская империя | История, география, карты и факты» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 2 октября 2021 г.
Когда существовала Византийская империя?: Византийская империя существовала примерно с 395 года нашей эры — когда Римская империя была расколота — до 1453 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тулиатос 2001 .
- ^ Рэндел, Дон Майкл, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж: Издательство Гарвардского университета . стр. 751, 771. ISBN. 978-0-674-01163-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Тулиатос-Банкир 1984 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д Меткалф, Уильям (1898). Шотландское обозрение . Том. XXXII. Александр Гарднер. п. 302.
- ^ Велимирович 1978 , стр. 818.
- ^ Меллас 2020 , стр. 147–148.
- ^ Тулиатос-Банкир 1984 , стр. 64, 80.
- ^ Тулиатос-Банкир 1984 , с. 64.
- ^ Калаитцидис и Апостолопулос 2015 , §2 «Выдающиеся личности».
- ^ Перейти обратно: а б с Троэльсгард, Кристиан (2001). «Тропарь» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28455 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Вернер, Эрик (1976). Вклад в историческое изучение еврейской музыки . Бруклин: Издательство Ктав . стр. 16–17.
- ^ Юсеф, Юанна Нессим (2016). «Гимны Севера Антиохийского и Коптской Богородицы» (PDF) . В Д'Алтоне, Джон; Юсеф, Юханна Нессим (ред.). Север Антиохийский: его жизнь и времена . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-30799-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2021 г.
- ^ Вольфрам, Герда (2001). «Север Антиохийский» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.25529 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Ватт, Джон В. (2018). «Джон бар Афтония». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности , Том 2: J – Z. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 819–820. ISBN 978-0-19-881625-6 .
- ^ Чайлдерс, Джефф В. (2011). «Иоанн бар Афтония (ум. 537)» . У Себастьяна П. Брока; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс.
- ^ Энгберг, Гудрун (2001). «Романос Мелодист» . Гроув Музыка онлайн . Редакция Александра Лингаса. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23748 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Кучарек, Казимир А. (1971). Византийско-славянская литургия святителя Иоанна Златоуста: ее происхождение и эволюция . Комбермир: Аллилуия Пресс. п. 394. ИСБН 978-0-911726-06-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Велимирович, Милош (2001). «Канон» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14677 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Джеффри, Питер (2001). «Самый ранний октоэхой: роль Иерусалима и Палестины в зарождении модального порядка» . В Джеффри, Питер (ред.). Исследование средневекового пения: пути и мосты, Восток и Запад . Саффолк: Boydell Press . п. 181. ИСБН 978-0-85115-800-6 .
- ^ Меллас 2020 , с. 115.
- ^ Фоллиери, Энрика (2001). «Андрей Критский» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00894 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Фоллиери, Энрика (2001). «Иоанн Дамаскин» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14388 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Фоллиери, Энрика (2001). «Косьма Иерусалимский» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15408 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Патрик 2001 , с. 11 .
- ^ Томас, Джон Филип; Герой, Анджела Константинидес, ред. (2000). Документы Византийского монашеского фонда: полный перевод типики и завещаний сохранившихся основателей . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 85 . ISBN 978-0-88402-232-9 .
- ^ «Святой Иосиф, епископ Солунский и брат святителя Феодора Студийского» . Православная Церковь в Америке . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Патрик 2001 , с. 174 .
- ^ Тулиатос, Диана (2001b). «Касия» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40895 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Тулиатос 1996 , с. 1.
- ^ Тома, Параскева, изд. (2018). Сабаитское наследие в Православной Церкви от V века до наших дней . Мюнстер: LIT Verlag . стр. XXI – XXII. ISBN 978-3-643-90995-4 .
- ^ Джеффри, Питер (2001). «Октоэхос» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.50097 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Тулиатос-Банкир 1984 , с. 80.
- ^ Тулиатос, Диана (1995). «Традиционная роль греческих женщин в музыке от античности до конца Византийской империи». В Маршалле, Кимберли (ред.). Новое открытие муз: женские музыкальные традиции . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета . п. 119. ИСБН 978-1-55553-219-2 .
- ^ Картрайт, Марк (2017). «Лео VI» . Энциклопедия всемирной истории . Хоршэм.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Троэльсгард, Кристиан (2001). «Константин VII Багрянородный» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.06331 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Уильямс, Эдвард В. (2001). «Этикос, Никифор» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгардом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09050 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ «Гликис, Григориос» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.11305 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Уильямс, Эдвард В. (2001). «Кукузелес [Пападопулос], Джоаннес» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгордом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15428 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Троэльсгорд, Кристиан (2001). «Коронес, Ксенос» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51928 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Уильямс, Эдвард В. (2001). «Гликис, Джоаннес» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгордом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.11306 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Уильямс, Эдвард В. (2001). «Кладас [Лампадариос], Иоанн» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгардом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15917 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Тулиатос-Банкир 1984 , с. 63.
- ^ Кономос, Дмитрий Э. (2005) [1991]. «Ласкарис, Джон» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504652-6 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Кономос, Дмитрий Э. (2001). «Хрисаф, Мануэль» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05722 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Велимирович 1978 , стр. 819–821.
- ^ Кономос 1982 , стр. 2–4.
Источники
[ редактировать ]- Кономос, Дмитрий (1982). «Экспериментальная полифония, 'по... латинянам', в поздневизантийских псалмодиях». История старинной музыки . 2 : 1–16. дои : 10.1017/S0261127900002060 . JSTOR 853760 . S2CID 190692588 .
- Калаицидис, Кириакос; Апостолопулос, Томас (nd) [2015]. «Византийское и поствизантийское музыкальное наследие» . istanbultarihi.ist . История Стамбула . Проверено 23 июня 2023 г.
- Леви, Кеннет (2001). «Византийское пение» . В Троэльсгарде, Кристиан (ред.). Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгардом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.04494 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Меллас, Эндрю (2020). Литургия и эмоции в Византии: раскаяние и гимнодия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781108767361 . ISBN 978-1-108-76736-1 . S2CID 225623021 .
- Патрич, Джозеф, изд. (2001). Сабаитское наследие в Православной Церкви от V века до наших дней . Левен: Питерс . ISBN 978-90-429-0976-2 .
- Тулиатос-Банкир, Дайан (весна 1984 г.). «Женщины-сочинительницы средневекового византийского песнопения». Музыкальный симпозиум колледжа . 24 (1): 62–80. JSTOR 40374217 .
- Тулиатос, Диана (1996). Шлейфер, Марта Фурман; Гликман, Сильвия (ред.). Женщины-композиторы: музыка сквозь века . Том. 1: Композиторы, родившиеся до 1599 года. Нью-Йорк: Г.К. Холл . ISBN 978-0-8161-0926-5 .
- Тулиатос, Диана (2001). «Византийская светская музыка» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.48192 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Велимирович, Милош (1978). «Два композитора византийской музыки: Иоанн Ватацес и Иоанн Ласкарис» . В ЛаРю, Ян (ред.). Аспекты музыки средневековья и эпохи Возрождения: подношение на день рождения Гюставу Ризу . Нью-Йорк: Пендрагон Пресс . стр. 818–831.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оцифрованные византийские рукописи (литургия) в Музыкальной библиотеке Принстона
- Оцифрованные византийские рукописи (гимны) в Музыкальной библиотеке Принстона