Джон Кукузелес
Джон Кукузелис | |
---|---|
Рожденный | Диррахий или Анатолия |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Иоанн Кукузелес Пападопулос (греч. Ioannis Koukouzeles Papadopoulos , латинизированное: Ioannis Koukouzeles Papadopoulos ) — византийский композитор, певец и реформатор византийского песнопения . [1] После его смерти он был признан святым Восточной Православной Церковью . Среди самых выдающихся музыкантов Палеологов династии [1] его музыка по-прежнему пользуется большим уважением у албанцев, болгар, греков, [2] македонцы, румыны и сербы. [3]
Имя и этимология
[ редактировать ]Название «Кукузелес» не было фамилией композитора. Его настоящая фамилия была Пападопулос . [1] [4] [5] «Кукузелес» предположительно происходит от греческого слова, обозначающего бобы (κουκιά, коукия ), и славяно-болгарского слова, обозначающего капусту (зеле, зеле ). [4] [5] Предположительно, это имя появилось, когда Кукузелеса в школе спросили о еде, которую он ел, и он ответил : koukia kai zelie (греч. κουκιά και ζελίε ). [5] Однако это считается народной этимологией . Название, скорее всего, произошло от греческого слова «кукуци» (греч. κουκούτζι , букв. «семя») и распространенного греческого суффикса -elis (греч. -έλης ). [5] Также была предложена связь со словом кукуцели (греч. κουκουτσέλι , букв. «маленький цыпленок (?)»), греческим словом, которое использовалось для обозначения какого-то вида птиц. [5]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Информация о жизни и карьере Кукузелеса неясна и является предметом споров. [4] [5] Даже эпоха, в которой он жил, является спорной. Предполагается, что он жил между 12 и 15 веками. [5] По мнению музыковеда Грегориоса Статиса, маловероятно, что Кукузелес жил в 12 или начале 13 веков или после конца 14 века, вместо этого можно предположить, что он жил в конце 13 ( около 1270 г. ) и начале 14 веков (до 1341 г.). [5]
Информация о его жизни получена в основном из двух источников. Во-первых, большой объем его музыкальных рукописей, содержащих его произведения, а во-вторых, копии позднего, анонимного и проблематичного произведения сомнительного авторитета под названием « Жизнь» . [4] Из первого мы узнаем, что фамилия его была Пападопулос; [1] [4] он учился у Ксеноса Корониса у кантора по имени Джон Гликс (вероятно, это отсылка к Иоанну XIII Константинопольскому). [5] ) и сменил имя на Иоанникий , когда стал монахом. [4]
По мнению последнего, анонимная биография « Жизнь сомнительного авторитета» [4] Кукузелес родился в Диррахии (современный Дуррес , Албания) в конце 13 века в семье отца неизвестного происхождения, [4] [6] (вероятно, греческий) [5] и мать славянка/болгарка. [4] [7] [8] Он осиротел в детстве. [9] Тем не менее точность « Жизни» оспаривается, поскольку она была написана через много лет после смерти Кукузелеса и также содержит несколько фантастических утверждений. [5] По словам современного немецкого историка, вместо этого он родился в Анатолии во времена Никейской империи ; [5] [10] это мнение основано на существовании хроматических интервалов в византийской музыке . [5] Как свидетельствует его настоящая фамилия Пападопулос , он, вероятно, был сыном священника. [5]
В юном возрасте его заметили и приняли в школу при императорском дворе в Константинополе . [11] где он получил образование и зарекомендовал себя как один из ведущих авторитетов в своей области того времени. Фаворит византийского императора и главный певчий, он переехал на Афон и вел монашеский образ жизни в Великой Лавре . За певческие способности его прозвали «Ангельскоголосым». [12]
Музыкальный стиль и композиции
[ редактировать ]Кукузелес установил новый мелодичный («калофонический») стиль пения из стихирариона . [13] Через несколько лет после падения Константинополя Мануил Хрисаф охарактеризовал стихиру калофоникон и анаграмматизмы как новые жанры псалмического искусства, созданные когда-то Кукузелем. [14]
Прием
[ редактировать ]Этот раздел может быть слишком техническим для понимания большинства читателей . ( июнь 2024 г. ) |
В целом полезно проводить различие между сочинениями, которые можно подтвердить как сочинения Кукузелеса, и теми, которые просто основаны на методе, которому он учил (как стилистическая категория, основанная на калофоническом мелосе , примером которого является Мега Исон ). Даже в отношении известных произведений их авторство часто является предметом научных дискуссий, предметом которых не всегда является талант одного отдельного композитора, как, например, « Полиелеи» Вульгары. [5] якобы посвященная его матери, которая, по мнению некоторых болгарских исследователей, содержит элементы традиционных болгарских заупокойных песен. [15] [12] Греческие издания одного и того же Полиелея различны, и особенно спорным вопросом является авторство Кратемы, использованной в болгарском издании. [16] Кроме того, слово Вулгара могло относиться не к его предполагаемой матери, а к европейской щурке , птице, которую называли тем же именем. [5] Что касается стихир калофоника , то на его имя составлено множество сочинений, но его авторство следует рассматривать как определенную школу, имевшую множество последователей и подражателей.
Современные печатные издания песнопений имеют лишь очень мало композиций (различные мелизматические отголоски варьируются в вариантах реализации Ἄνωθεν οἱ προφήται , несколько композиций Полиелея, херувикон палатинон , Мега Исон, Анойксантария) [ нужны разъяснения ] которые почти никогда не поются, за исключением короткого воскресного койноникона , по той очень практической причине, что большинство сочинений Кукузелеса, по крайней мере, основанных на экзегетических транскрипциях Чурмузиоса Чартофилакоса, [17] просто слишком длинные. [18]
Святость и наследие
[ редактировать ]Кукузелес считается самой влиятельной фигурой в музыке своего периода. Позже он был признан святым Восточной Православной Церковью , его праздник приходится на 1 октября . [19]
Его имя носит музыкальная школа в его родном Дурресе — Школла Йон Кукузели. Кроме того, бухта Кукузель на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах Антарктиды названа в честь Кукузелеса, используя славянскую форму его имени.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уильямс 2001 .
- ^ «Управление святителя Иоанна Кукузелиса - Приходская и церковная жизнь - Греческая православная архиепархия Америки» .
- ^ Кэсидей, Августин (2012). Православный христианский мир . Рутледж. ISBN 9780415455169 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лингас, Александр (31 января 2021 г.). «Кукузелес, Святой Иоанн». В Спике, Грэм (ред.). Энциклопедия Греции и эллинской традиции . Рутледж. стр. 911–912. ISBN 978-1-135-94206-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Григориос, Статис (1986). Мастер Иоаннис Пападопулос Кукузелис. Его жизнь и деятельность [ Магистр Иоанн Пападопулос Кукузелис: Его жизнь и творчество ]. Афины: Периодические эфемериды. стр. 1–38
- ^ Папагеоргиу, Анжелики (2007). Иоанн II Комнин и его эпоха (1118–1143) (Диссертация). Национальный центр документации (ЕКТ). дои : 10.12681/eadd/19826 .
- ^ Каждан, Александр , изд. (1991), «Кукузелес, Джон», Оксфордский византийский словарь , Oxford University Press, стр. 1155, ISBN 978-0-19-504652-6 ,
Есть сведения... что его мать была болгаркой.
- ^ Магуайр, Роберт А.; Алан Тимберлейк (1998). Американские вклады в Двенадцатый международный конгресс славистов . Славица. п. 66. ИСБН 978-0-89357-274-7 .
Например, знаменитый реформатор византийской музыки Заим Кукузел (ок. 1302 – ок. 1360) в своей музыкальной композиции «Полиелей болгарки» не только использовал мелодические элементы из плача своей матери...
- ^ "Преподобный Иоанн (Кукузелис)" , Православная Церковь в Америке.
- ^ «Институт литургического искусства Святого Иоанна Кукузелиса» . koukouzelis.net .
- ^ «Святой Иоанн Кукузелис» . Православная Америка . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Бакалов, Георгий; Милен Куманов (2003). «Джон Кукузель (ок. 1280–1360)». Электронное издание "История Болгарии" (на болгарском языке). София: Труд, Сирма. ISBN 954528613X .
- ^ См., например, исследование Марии Александру ( Александру 2011 ) композиции Кукузелеса стихиры калофоникона , которую он создал на основе части (ποὺς) традиционного стихиры для святого Димитрия .
- ^ См. издание и перевод Дмитрия Кономоса ( Conomos 1985 , стр. 40–45).
- ^ «725 лет со дня рождения Иоанна Кукузеля» (на болгарском языке). Сайт Русской библиотеки . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Издание Сарафова ( Сарафов 1912 , стр. 201–203) имеет теретизм, который заканчивается на квинту выше композиции Полиелея, его издание композиций, приписываемых Кукузелесу, до сих пор считается авторитетным среди болгарских певчих (послушайте интерпретацию Болгарский византийский хор под руководством Димитра Димитрова) ( Белгарката ).
- ^ Чурмузиос 1819 .
- ↑ Некоторые сборники стихир калофоники, составленные отдельно из цикла Минеи , — их обычно называли «тетради» ( mathemataria ) — имеют объём 1900 страниц. Фактически, даже традиционный способ пения стихирической мелодии уже настолько расширился, что все современные издания следует рассматривать как различные попытки сократить традиционную мелодию.
- ^ Великий синаксарист : (на греческом языке) «Святой Иоанн, кантор по имени Кукузелис» . 1 октября. Synaxarion.gr.
Источники
[ редактировать ]- Александру, Мария (2011). «Византийская Калофония, иллюстрированная произведением св. Иоанна Кукузеля Φρούρηζον πανένδοξε в честь св. Димитрия Салоникского. Вопросы обозначений и анализа» . Искусствоведческие исследования и исследования. Театр, музыка, кинематография . Новая серия. 49–50: 57–105.
- Аудио на YouTube , Джон Кукузелис: «Polielei na Bĕlgarkata in Glas 5» (отрывки), Болгарский византийский хор, Димитр Димитров. Архивировано 14 декабря 2021 г. в Ghost Archive.
- Кономос, Дмитрий, изд. (1985), Трактат Мануила Хрисафа, Лампадария: [О теории искусства пения и о некоторых ошибочных взглядах, которых придерживаются некоторые по этому поводу (Гора Афон, Ивиронский монастырь MS 1120, июль 1458 г.) , Monumenta Musicae Byzantinae - Corpus Scriptorum de Re Musica, vol. 2, Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, ISBN 978-3-7001-0732-3
- Кукузелес, Иоанн (1819), Архивариус Чурмузиос (редактор), «Афины, Национальная библиотека Греции (EBE), Подворье Панагиоса Тафоса (ΜΠΤ) 703», Рукопись с транскрипциями Чурмузиоса композиторов 14-го века (Иоаннес Гликис, Иоаннес Кукузелес, Ксенос Коронес, Иоаннес Кладас и др.) по Новому методу , Стамбул
- Сарафов, Петр В., изд. (1912). «Биография на св. Иоанна Кукузеля, Из цариградской передачи (Аниксантари, Големмото Исо, Полейлеят на Белгарката, Херувимска песнь, Причастно, Сверхпророцы)». Книга для практического и теоретического изучения на Восточной церковной музыке, Параходни уроков, Воскресника и Антологии (Полиелей, Божья служба от Иоанна Златоуста, Божественная служба на Василия Великого, Праздничного праздника) za prĕz cĕlata godina, Sladkoglasni Irmosi) . София: Петр Глушков. стр. 131–216.
- Уильямс, Эдвард В. (2001). «Кукузелес [Пападопулос], Джоаннес» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кристианом Трёльсгардом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15428 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Иера Мона из Тимиоса Продрома (Скита) Вероя, г-жа 1» . Пападике . 1796. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
- Александреску, Озана (2011). «Типы грамматик в нотных рукописях византийской традиции» . Искусствоведческие исследования и исследования. Театр, музыка, кинематография . Новая серия. 49–50: 21–55.
- Александру, Мария (1996). «Мега Исон Кукузелеса: подходы к критическому изданию» (PDF) . Cahiers de l'Institut du Moyen-Âge, греческий и латынь . 66 :3–23.
- Ангелопулос, Ликургос (1997). «Эксегеза» Чурмузиоса Хартофилакса на некоторые сочинения Иоанниса Кукузелиса». В Кристиане Трёльсгарде (ред.). Византийское пение – Традиция и реформа: Акты встречи, состоявшейся в Датском институте в Афинах, 1993 г. Монографии Датского института в Афинах. Орхус: Издательство Орхусского университета. стр. 109–122. ISBN 8772887338 .
- Чурмузий Архивариус (1896 г.). Кириазид, Агафангелос (ред.). «Великий Изон пчел Пападики больше, чем Иоанну, Мастер Куккузелиса, Херувим Палатин, Социальный». В «Цветке нашей Церкви» Музыка, содержащая Вечерню, Орф и Литургию с калофоническими гимнами, положенными на музыку разными древними и новейшими учителями музыки . Стамбул: Александрос Номисматидес: 127–144, 278–287, 350–353.
- Флейшер, Оскар, изд. (1904), «Пападике Мессины», «Позднегреческий тоншрифт » , Neume Studies, vol. 3, Берлин: Георг Раймер, стр. 15–50, рис. B3-B24 [Пападике Кодекса Хрисандра] , получено 11 апреля 2012 г.
- Герман Иеромонах; Панагиотес Новый Крисаф? Петрос Берекетес; Анастасиосский скит; Баласиос Иереос? Петрос Пелопоннес; Петрос Византиос. «Афины, Историко-палеографический архив (ИПА), МИЭТ, г-жа Пезару 15» . Антологии псалмического искусства (конец XVIII века) . Афины: Образовательный фонд Национального банка. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
- Ханник, Кристиан; Вольфрам, Герда, ред. (1985), Габриэль Иеромонах: [О знаках псалма и их этимологии] Abhandlung über den Kirchengesang , Monumenta Musicae Byzantinae – Corpus Scriptorum de Re Musica, vol. 1, Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, ISBN 3-7001-0729-3
- Кукузелес, Иоанн; Коронес, Ксенос; Кладас, Иоанн (1400). «Вена, Австралийская национальная библиотека, Cod. theol. gr. 185» . Книга с Богом Святым, содержащая последовательность апасан церковного порядка, была составлена мастером г-ном Иоанну из Кукузелиса . Салоники.
- Тардо, Лоренцо (1938), «Пападиче», Древняя византийская мелургия , Гроттаферрата: Восточно-итальянская типографская школа «С. Нило», стр. 151–163
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1280 рождений
- 1360 смертей
- Болгарский народ XIV века
- Христианские святые XIV века
- Византийские композиторы
- Византийские гимнографы
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Болгарские композиторы-классики
- Композиторы христианской музыки
- Православные христиане из Албании
- Средневековые болгарские святые
- Композиторы XIV века
- Люди из Дурреса
- Средневековые композиторы-мужчины
- Византийские писатели XIV века.