Айсон (музыка)
Изон — это гудящая нота или медленная нижняя вокальная партия, используемая в византийских песнопениях и некоторых связанных с ними музыкальных традициях для сопровождения мелодии , тем самым обогащая пение. Не предполагалось превратить его в гармонизированное или полифоническое произведение.
История
[ редактировать ]Распространено мнение, что исон впервые был введен в византийскую практику в 16 веке. [1] Он подчеркивает или поддерживает мелодию. [2] До этого греческое церковное песнопение было чисто монофоническим (как оно и сейчас сохраняется в некоторых более архаичных традициях, например, в киевском Знаменном распеве ). Практика дронов, возможно, была заимствована с Запада, а именно из Италии . [3] Традиционно исон не обозначался (см. ниже). Первый пример записи исона не был задокументирован до 1847 года, а практика записи исона не получила широкого распространения в течение 100 лет или только во второй половине 20 века. [3]
Есть некоторые свидетельства использования 2-го «вспомогательного» изона в практике патриархального пения, который будет иметь другой тон (обычно в 4-м или 5-м от основного иона, в другом тетрахорде , но в некоторых случаях может быть даже во 2-м), и пел более сдержанно, в то же время эффективно вводя в распев 3-й независимый тон. [3] Симон Карась , как известно, интересовался техникой двойного исона и пытался реконструировать, как она могла звучать в более старых практиках XV-XVI веков, когда действительно появились первые попытки создать «исконную византийскую альтернативу западной». полифония". [4]
Подвижность изонов, по-видимому, постепенно увеличивается со временем, при этом современные изонные линии гораздо более подвижны, чем те, которые были известны с конца XIX века. Основная причина этого постепенного изменения, очевидно, заключается во влиянии западной музыки на византийские практики пения. Некоторые певцы, однако, склонны подчеркивать влияние Симона Караса , который был сторонником гораздо более мобильного иона. [3]
Певчие, держащие исон, назывались (и называются) изократимами (ισοκράτημα) по -гречески . [5]
Современное использование в византийском пении
[ редактировать ]Использование изона в византийском распеве относительно гибко, поэтому одно и то же произведение можно исполнять изонами различной подвижности — начиная от устойчивого гудения на одной ноте в течение целого произведения и до более подвижного нижнего тона, меняющегося хотя бы один раз. внутри каждой музыкальной фразы. И-он никогда не бывает столь подвижен, как мелодия, и не вносит контрапункта . в исполнение [6] а скорее подчеркивает мелодию [2] путем введения основы для выставления против нее ударных или согласных (справедливых) интервалов. [3]
Основная логика ison следующая: [3] [7]
- для каждого византийского тона есть основная устойчивая нота (например, D для 1-го тона, G для 2-го тона, F для 3-го тона и т. д.).
- всякий раз, когда мелодия транспонируется в другой тетрахорд , изон, скорее всего, перейдет к базовой ноте этого тетрахорда либо вверх, либо вниз.
- всякий раз, когда мелодия на короткое время опускается ниже изона, изон, скорее всего, последует за ней вниз, а затем вернется к стабильной ноте, чтобы не оказаться выше мелодии (что обычно, но не всегда, нежелательно)
- в некоторых режимах ион выполняет фразировку каденций, следуя внутренней логике тона (например, каденция DCD в 1-м тоне Плагала или чередующаяся фразировка GE 2-го тона)
Однако, как было отмечено выше, для большинства композиций обычно подойдет и устойчивый изон, находящийся на основной устойчивой ноте тона. [3] Имея это в виду, в большинстве традиционных византийских партитур до середины 20 века исон даже не упоминался. [3] так как предполагалось, что выполнить это слишком просто, чтобы утруждать себя письменным закреплением.
Для очень быстрых, а также для очень медленных и орнаментальных пьес изон обычно поется без слов, как своего рода «напевание», тогда как для большинства произведений, исполняемых в нормальном темпе, слова должны произноситься синхронно с мелодия. [7] Существует и «промежуточный» подход, когда изон следует за гласными текста, а не за согласными . Исон полагается также держать через промежутки между фразами, когда ведущие певчие, поющие мелодию, переводят дыхание. [3]
Современное использование в других традициях
[ редактировать ]Помимо византийских распевов, исон используется и в некоторых русских традициях, например, в валаамском распеве . В последнее время, под влиянием византийского распева, знаменные распевы с исоном стали исполняться и . Однако это нововведение довольно спорно, поскольку знаменный распев следует иной музыкальной логике, чем византийский распев, сам по себе менее орнаментален и подвижен, а также не использует разные гаммы для разных тонов. С введением исона знаменный распев иногда становится довольно глухим, а песнопения разных тонов становятся более похожими, что не всегда является желательным эффектом. [8] Исон также используется в болгарском и сербском пении.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ История византийского песнопения. Архивировано 22 декабря 2008 г. в Wayback Machine проекта Божественной музыки монастыря Св. Антония.
- ^ Jump up to: а б Введение. Архивировано 25 декабря 2008 г. в Wayback Machine проекта Divine Music в монастыре Св. Антония.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Исократема (Исон, Дрон). Архивировано 7 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на Analogion.com (сборник ответов от ведущих псалтисов).
- ↑ ТЕХНИКА ИЗОКРАТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine Ликургосом Ангелопулосом , переведено Д. Кубарулисом (в коллекции других материалов об ison на Analogion.com).
- ^ История и теория византийского пения на Holycrossonline.org
- ^ Вводная статья о псалмическом пении.
- ^ Jump up to: а б Понимание византийской музыкальной системы с использованием западной нотации и теории или назовите этот тон! Стэнли Такис
- ^ Ответы на часто задаваемые вопросы о знаменном пении , project "Дьячье Око" (Russian)