Jump to content

Айсон (музыка)

Изон — это гудящая нота или медленная нижняя вокальная партия, используемая в византийских песнопениях и некоторых связанных с ними музыкальных традициях для сопровождения мелодии , тем самым обогащая пение. Не предполагалось превратить его в гармонизированное или полифоническое произведение.

Распространено мнение, что исон впервые был введен в византийскую практику в 16 веке. [1] Он подчеркивает или поддерживает мелодию. [2] До этого греческое церковное песнопение было чисто монофоническим (как оно и сейчас сохраняется в некоторых более архаичных традициях, например, в киевском Знаменном распеве ). Практика дронов, возможно, была заимствована с Запада, а именно из Италии . [3] Традиционно исон не обозначался (см. ниже). Первый пример записи исона не был задокументирован до 1847 года, а практика записи исона не получила широкого распространения в течение 100 лет или только во второй половине 20 века. [3]

Есть некоторые свидетельства использования 2-го «вспомогательного» изона в практике патриархального пения, который будет иметь другой тон (обычно в 4-м или 5-м от основного иона, в другом тетрахорде , но в некоторых случаях может быть даже во 2-м), и пел более сдержанно, в то же время эффективно вводя в распев 3-й независимый тон. [3] Симон Карась , как известно, интересовался техникой двойного исона и пытался реконструировать, как она могла звучать в более старых практиках XV-XVI веков, когда действительно появились первые попытки создать «исконную византийскую альтернативу западной». полифония". [4]

Подвижность изонов, по-видимому, постепенно увеличивается со временем, при этом современные изонные линии гораздо более подвижны, чем те, которые были известны с конца XIX века. Основная причина этого постепенного изменения, очевидно, заключается во влиянии западной музыки на византийские практики пения. Некоторые певцы, однако, склонны подчеркивать влияние Симона Караса , который был сторонником гораздо более мобильного иона. [3]

Певчие, держащие исон, назывались (и называются) изократимами (ισοκράτημα) по -гречески . [5]

Современное использование в византийском пении

[ редактировать ]

Использование изона в византийском распеве относительно гибко, поэтому одно и то же произведение можно исполнять изонами различной подвижности — начиная от устойчивого гудения на одной ноте в течение целого произведения и до более подвижного нижнего тона, меняющегося хотя бы один раз. внутри каждой музыкальной фразы. И-он никогда не бывает столь подвижен, как мелодия, и не вносит контрапункта . в исполнение [6] а скорее подчеркивает мелодию [2] путем введения основы для выставления против нее ударных или согласных (справедливых) интервалов. [3]

Основная логика ison следующая: [3] [7]

  • для каждого византийского тона есть основная устойчивая нота (например, D для 1-го тона, G для 2-го тона, F для 3-го тона и т. д.).
  • всякий раз, когда мелодия транспонируется в другой тетрахорд , изон, скорее всего, перейдет к базовой ноте этого тетрахорда либо вверх, либо вниз.
  • всякий раз, когда мелодия на короткое время опускается ниже изона, изон, скорее всего, последует за ней вниз, а затем вернется к стабильной ноте, чтобы не оказаться выше мелодии (что обычно, но не всегда, нежелательно)
  • в некоторых режимах ион выполняет фразировку каденций, следуя внутренней логике тона (например, каденция DCD в 1-м тоне Плагала или чередующаяся фразировка GE 2-го тона)

Однако, как было отмечено выше, для большинства композиций обычно подойдет и устойчивый изон, находящийся на основной устойчивой ноте тона. [3] Имея это в виду, в большинстве традиционных византийских партитур до середины 20 века исон даже не упоминался. [3] так как предполагалось, что выполнить это слишком просто, чтобы утруждать себя письменным закреплением.

Для очень быстрых, а также для очень медленных и орнаментальных пьес изон обычно поется без слов, как своего рода «напевание», тогда как для большинства произведений, исполняемых в нормальном темпе, слова должны произноситься синхронно с мелодия. [7] Существует и «промежуточный» подход, когда изон следует за гласными текста, а не за согласными . Исон полагается также держать через промежутки между фразами, когда ведущие певчие, поющие мелодию, переводят дыхание. [3]

Современное использование в других традициях

[ редактировать ]

Помимо византийских распевов, исон используется и в некоторых русских традициях, например, в валаамском распеве . В последнее время, под влиянием византийского распева, знаменные распевы с исоном стали исполняться и . Однако это нововведение довольно спорно, поскольку знаменный распев следует иной музыкальной логике, чем византийский распев, сам по себе менее орнаментален и подвижен, а также не использует разные гаммы для разных тонов. С введением исона знаменный распев иногда становится довольно глухим, а песнопения разных тонов становятся более похожими, что не всегда является желательным эффектом. [8] Исон также используется в болгарском и сербском пении.

  1. История византийского песнопения. Архивировано 22 декабря 2008 г. в Wayback Machine проекта Божественной музыки монастыря Св. Антония.
  2. ^ Jump up to: а б Введение. Архивировано 25 декабря 2008 г. в Wayback Machine проекта Divine Music в монастыре Св. Антония.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Исократема (Исон, Дрон). Архивировано 7 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на Analogion.com (сборник ответов от ведущих псалтисов).
  4. ТЕХНИКА ИЗОКРАТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine Ликургосом Ангелопулосом , переведено Д. Кубарулисом (в коллекции других материалов об ison на Analogion.com).
  5. ^ История и теория византийского пения на Holycrossonline.org
  6. ^ Вводная статья о псалмическом пении.
  7. ^ Jump up to: а б Понимание византийской музыкальной системы с использованием западной нотации и теории или назовите этот тон! Стэнли Такис
  8. ^ Ответы на часто задаваемые вопросы о знаменном пении , project "Дьячье Око" (Russian)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4a5758d4660c1d28e89e28f579557e1__1722128040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/e1/a4a5758d4660c1d28e89e28f579557e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ison (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)