Причастие (песня)
Причастие . ( лат . communio ; греч , κοινωνικόν ) — припев , koinonikon исполняемый с чтением псалма во время раздачи Евхаристии во время Божественной литургии или Мессы . Как пение оно было связано с ритуальным актом христианского причастия .
Койнониконовый цикл Божественной литургии в православном обряде.
[ редактировать ]По словам Димитрия Кономоса, койноникон (κοινωνικόν), поскольку он поется как тщательно продуманное песнопение причастия во время Божественной литургии , произошел от ранней практики чтения псалмов, аналогичной западным литургиям, когда койноникон служил тропарем . [1] Самый древний тропарь , употреблявшийся при причастии, был «Γεύσασθε καὶ ἴδετε» («Вкусите и увидите, как благ Господь», Пс. 33:9). Он должен был символизировать Тайную вечерю, отмечаемую в Великий четверг . В V веке, когда установилась Божественная литургия Преждеосвященных Даров и с ней стало ассоциироваться это причастное песнопение, обычай распространился и на период Великого поста, предположительно с чтением разных псалмов ( стасей ).
В ранней Асматике (XII и XIII века), певческом сборнике соборного обряда, этот койноникон классифицируется как echos protos (записывается как а—α' ) согласно модальным сигнатурам Октоиха , но его архаичный мелос не заканчивается на финалис ) и основа этого эха, но с одним ( фтонгос ) эхо плагиос девтерос (транскрибируется как E—πλβ' . [2]
Койнониконные циклы византийского соборного обряда
[ редактировать ]В соборном чине Константинополя койноникон как тропарь получил такое развитие, что его пели без псалмопечения.
Тем не менее, его текст обычно представлял собой стихи, взятые из псалтыря, например, воскресный Койноник Недельного цикла Αἰνεῖτε τὸν κύριον («Хвалите Господа» Пс 148: 1), который уже был добавлен как цикл Октоиха XIII века в греческую Асматику . , чтобы их можно было исполнить по отголоскам недели. [3] В рамках недельного цикла каждый койноникон также был приурочен к определенным литургическим событиям, например, койноникон среды Ποτήριον σωτηρίου («Чаша спасения» Пс 115: 4), который был посвящен праздникам вокруг Богородицы или мучеников. Помимо недельного цикла существовал репертуар из 26 койноников , которые развились как календарный цикл неподвижных и передвижных праздников в течение 9 века и их можно найти в книгах соборного обряда с 12 века ( псалтикон и асматикон ). [4]
С 14 века, когда смешанный обряд заменил прежнюю традицию соборного обряда в Святой Софии , старые модели были разработаны в композициях Майстор, таких как Иоанн Гликис, Иоанн Кукузелес и Мануил Хрисаф .
Причастное пение на западном простом пении
[ редактировать ]Причастная часть Амброзианской мессы
[ редактировать ]Причастная часть Амвросиевой мессы, как она совершалась в соборах Милана (названная в честь знаменитого местного епископа Амвросия ), была составлена вокруг Анафоры . Его открыла ектения под названием «Ter Kyrie», « Pater Noster» , а песнопение, предшествовавшее « Postcommunio », называлось « Transitorium ».
Конфракторий галликанской и вестготской мессы
[ редактировать ]Согласно Исидору Севильскому ( Etymologiae , De ecclesiasticis officiis Псевдогермануса. ) и Expositio Antiquae Liturgiae Gallicanae [5] причастное пение мессы в галликанском обряде Франции и вестготском обряде Испании называлось Confractorium и, вероятно, было связано с ритуальным преломлением ( дроблением ) сакраментального хлеба .
Цикл причастия римского и римско-франкского обряда
[ редактировать ]По словам Джеймса Маккиннона, communio стало поздней частью римской мессы, и, как и во многих других западных источниках, не существует ранних свидетельств латинского эквивалента Пс. 33:9 («Gustate et videte») как своего рода прототип жанра, но Ordo romanus I описывает песнопение причастия как антифон с псалмом, исполняемым Schola cantorum, сопровождающим раздачу Евхаристии, пока председательствующий папа не прервет ее. . [6] Тем не менее, жанр communio стал важным и излюбленным предметом в процессе композиционного планирования собственно мессы лидером Schola cantorum , которая уже в VII веке насчитывала около 141 предмета. Драматургия в составлении причастных песнопений и выборе библейских текстов от Адвента до Крещения включает в себя композицию эпического чтения пророческих текстов перед Рождеством, тогда как в более поздней серии причастных песнопений используются отрывки из евангельских чтений дня, составленные в довольно драматичный стиль. [7]
После реформы Каролингов собственно римская месса стала частью римско-франкской литургии, и наиболее распространенные ее музыкальные настройки были зарезервированы для специальных месс, таких как мессы- реквиемы , где пение имеет incipit Lux aeterna .
В современном католическом использовании песнопение причастия соответствует антифону причастия и верующие поют или читают его вслух.
См. также
[ редактировать ]- Амброзианское пение
- Анафора
- Византийское песнопение
- Евхаристия
- Фракция
- Галликанское песнопение
- Григорианское пение
- Масса
- Мосарабское песнопение
- Старое римское пение
- Римский обряд
- Сакраментальный хлеб
- Школа певцов
Ссылки и источники
[ редактировать ]- ^ Дмитрий Кономос ( 1985 ).
- ^ См. транскрипцию г-жи Г. 3 (л. 9) — Асматикон Великой Лавры на Афоне ( Кономос, 1980. С. 259, упр. 4 ).
- ^ Кономос ( 1980, стр. 255-259, пример 2 ) проанализировал этот цикл, добавленный позже, в конце 14 века, и сравнил его с более ранней версией эха-протоса в славянском Кондакаре 13 века (пример 3). .
- ^ В своей ранней статье, предшествовавшей его книге, Дмитрий Кономос ( 1980 ) предлагает таблицы трех циклов, их тексты и их модальную классификацию в соответствии с Октоихом , а также список средневековых нотных песнопений соборного обряда, в которых сохранились эти циклы.
- ^ Отен, Муниципальная библиотека, г-жа 184.
- ^ Джеймс Маккиннон ( 2000, стр. 326-328 ).
- ^ Джеймс Маккиннон ( 1998 ).
Исследования
[ редактировать ]- Бэйли, Теренс. «Амброзианское пение» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 августа 2012 г.
- Кономос, Дмитрий Э. (1980). «Причастные песнопения в Великой Греции и Византии». Журнал Американского музыковедческого общества . 33 : 241–263. дои : 10.2307/831112 . JSTOR 831112 .
- Кономос, Дмитрий Э. (1985). Поздневизантийский и славянский цикл общения: Литургия и музыка . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс.
- Попова, Дениса; Герлах, Оливер (2014). «Отец Стилиян – монах из Бачковского монастыря: его личность и значение для болгарской православной певческой практики». Ежегодник Болгарии . 2012 : 129–157. дои : 10.3726/b12817 .
- Угло, Мишель; и др. «Галликское пение» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 августа 2012 г.
- Маккиннон, Джеймс. «Причастие» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 августа 2012 г.
- Маккиннон, Джеймс (2000). Адвент представляет собой создание собственно римской мессы в конце седьмого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520221987 . Проверено 20 августа 2012 г.
- Маккиннон, Джеймс В. (1998). «Композиционный план в собственно римской мессе». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . 39 : 241–245. дои : 10.2307/902538 . JSTOR 902538 .
- Рэндал, Дон М.; Надо, Нильс. «Мосарабское пение» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 августа 2012 г.
- Тафт, Роберт (1977). «Эволюция византийской «Божественной литургии» » . Восточная христианская периодика . 43 :8–30 . Проверено 11 апреля 2012 г.
- Трёльсгорд, Кристиан. «Койноникон» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 августа 2012 г.