Закон молитвы, закон веры
Lex orandi, lex credendi ( лат .: «закон того, о чем молятся, [является] законом того, во что верят»), иногда расширяемый как Lex orandi, lex credendi, lex vivendi ( лат .: «закон того, о чем молятся [является] ] то, во что верят, [является] законом того, что прожито») — девиз христианской традиции , означающий, что молитва и вера являются неотъемлемой частью друг друга и что литургия не отличается от богословия . Это относится к взаимосвязи между поклонением и верой. Его упрощенное применение как самостоятельный принцип, независимый от надежды и милосердия, было категорически отвергнуто Папой Пием XII, который позиционировал литургию как источник богословских доказательств, а не авторитета.
Источник
[ редактировать ]Исходное изречение можно найти в восьмой книге Проспера Аквитанского, посвященной авторитету прошлых епископов Апостольского Престола относительно благодати Божией и свободной воли: « ut legem credendi lex statuat supplicandi ».
Рассмотрим таинства священнических молитв, которые, переданные апостолами, совершаются единообразно во всем мире и в каждой католической церкви, чтобы закон молитвы мог утвердить закон веры » (выделено мной).
— Проспер Аквитании [1]
Credendi » и « supplicandi » — это герундий, который является косвенным падежом инфинитива, и поэтому может быть переведен на английский как «молиться/верить» или просто «молитвы/верить» соответственно.
Теолог Пол В. Маршалл предупреждает, что «многие писатели лишают оригинальное слово Проспера ut legem credendi lex statuat supplicandi из слова « ut » и игнорируют функцию statuat как сослагательного наклонения от statice , и поэтому читают это изречение, как если бы оно было аксиомой. [... ] Изречение (Проспера) превратилось в упрощенное уравнение, lex orandi lex credendi , а литургический материал используется в иерархической, а иногда и авторитарной манере». [2]
В интерпретации некоторых [ ВОЗ? ] тогда как более общая максима « Lex orandi, lex credendi » предполагает общую связь между ними, формулировка Проспера Аквитанского устанавливает достоверность некоторых христианских доктрин, помещая их источник в подлинные церковные литургические обряды, описывая, таким образом, саму литургию как вклад внебиблейского христианского откровения (часть внебиблейских верований, известных под общим названием апостольской традиции ), к которым, помимо Священного Писания, могли также обращаться те, кто желал узнать истинное учение. [ нужна ссылка ]
Будучи древним христианским принципом, он служил мерой для развития древних христианских символов веры, канона Священных Писаний и других доктринальных вопросов. [ нужна ссылка ] В его основе лежат молитвенные тексты Церкви, то есть церковная литургия. В Ранней Церкви литургическая традиция существовала до того, как появилось общее вероучение и официально утвержденный библейский канон . Эти литургические традиции обеспечили богословскую (и доктринальную) основу для установления символов веры и канона. [ сомнительно – обсудить ]
католицизм
[ редактировать ]Этот принцип считается очень важным в католическом богословии. В Катехизисе Католической Церкви говорится: «Вера Церкви предшествует вере верующего, которого приглашают к ней присоединиться. Когда Церковь совершает таинства, она исповедует веру, полученную от апостолов – откуда древняя поговорка: lex orandi, lex credendi , или legem credendi lex statuat supplicandi (закон молитвы заключается в установлении закона веры) согласно Просперу Аквитанскому . Закон молитвы — это закон веры: Церковь верит, когда молится. Литургия — это конститутивный элемент. святого и живого Предания». [3]
Однако в энциклике Mediator Dei Папа Пий XII разъясняет, но сильно ограничивает этот принцип и устраняет ошибки, которые могут возникнуть из-за его неправильного понимания. Он заявляет:
46. По этому поводу Мы считаем своим долгом исправить отношение, с которым вы, несомненно, знакомы, Досточтимые Братья. Мы ссылаемся на заблуждение и ошибочные рассуждения тех, кто утверждает, что священная литургия является своего рода полигоном для истин веры, подразумевая под этим, что Церковь обязана объявлять такое учение здравым, когда оно найдено. приносить плоды благочестия и святости через священные обряды литургии и в противном случае отвергать их. Отсюда и эпиграмма: « Lex orandi, lex credendi » — закон для молитвы есть закон для веры.
47. Но это не то, чему учит и предписывает Церковь. Поклонение, которое она предлагает Богу, все хорошее и великое, является непрерывным исповеданием католической веры и непрерывным проявлением надежды и милосердия, как кратко выразился Августин. «Богу следует поклоняться, — говорит он, — верой, надеждой и милосердием». В священной литургии мы исповедуем католическую веру прямо и открыто, не только совершая таинства, принося святые жертвы и совершая таинства, но также произнося или воспевая символ веры или символ веры. знак и знак как бы христианина – наряду с другими текстами, а также чтением Священного Писания, написанного под вдохновением Святого Духа. Таким образом, вся литургия имеет своим содержанием католическую веру, поскольку она публично свидетельствует о вере Церкви.
48. По этой причине всякий раз, когда вставал вопрос об определении истины, открытой Богом, Верховный Понтифик и Соборы, обращаясь к «теологическим источникам», как их называют, нередко приводили множество аргументов из этой священной науки. литургии. Показательный пример: так утверждал наш предшественник бессмертной памяти Пий IX, когда провозглашал Непорочное зачатие Девы Марии. Точно так же при обсуждении сомнительной или спорной истины Церковь и Святые Отцы не преминули обратиться за просвещением к извечным и освященным веками священным обрядам. Отсюда известная и почтенная максима: « Legem credendi lex statuat supplicandi » — пусть правило молитвы определяет правило веры. Священная литургия, следовательно, не решает и не определяет самостоятельно и сама по себе, что является католической верой. Точнее, поскольку литургия также является исповеданием вечных истин и, как таковая, подчинена высшей учительной власти Церкви, она может предоставить доказательства и свидетельства, совершенно ясные и немаловажные, для определения того или иного конкретного пункт христианского учения. Но если кто-то желает различить и описать отношения между верой и священной литургией в абсолютных и общих терминах, то совершенно правильно будет сказать: Lex credendi legem statuat supplicandi » — пусть правило веры определяет правило молитвы. То же самое справедливо и для других богословских добродетелей, « В . . . fide, spe, caritate continuato desiderio semper oramus » — мы молимся всегда, с постоянным стремлением веры, надежды и милосердия. [4]
На симпозиуме, состоявшемся в связи с публикацией набора репродукций первых изданий тридентских литургических текстов , включая Римский Миссал и Римский Бревиарий , [5] Архиепископ Пьеро Марини , бывший Мастер Папских литургических торжеств, представил доклад под названием «Возвращение к истокам», в котором сказал: «Прежде всего в Литургии обновление не может обойтись без искреннего и глубокого возвращения к истокам: источникам о том, что прославляется, и об источниках того, во что верят ( lex orandi, lex credendi ). Углубляясь в источники, богослов и литургист стремятся просто проникнуть в глубину тайны веры, как она проявилась в конкретная жизнь Церкви на протяжении всей ее истории». [6]
Папа Бендедикт XVI ' Summorum pontificum (2007) цитирует Римский Миссал , что «правило молитвы Церкви (lex orandi) соответствует ее правилу веры (lex credendi)» (выделено мной), а не, например, определяет или вызывает. [7]
лютеранство
[ редактировать ]Принцип lex orandi, lex credendi встречается в лютеранстве . [8] Профессор богословия Дж. Мэтью Пинсон пишет, что «Литургическое богословие формирует проповедь, которая, в свою очередь, дает жизнь Литургии, не давая ей выродиться в мертвый ритуализм, мистицизм или суеверие». [9]
Англиканство
[ редактировать ]![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( январь 2019 г. ) |
Lex orandi, lex credendi — фундаментальный признак англиканства . Его важность обусловлена прежде всего тем фактом, что Священное Писание является основным источником авторитета англиканского богословия. [10] [ нужен неосновной источник ]
Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер , главный автор прототипа 1549 года Книги общих молитв и более реформированного молитвенника 1552 года , можно назвать первым англиканским богословом. Его богословие выражается в выборе, расположении и составлении молитв и увещеваний, выборе и организации ежедневных чтений Священных Писаний ( лекционария ), а также в установлении правил допустимых литургических действий и любых вариаций в молитвах и увещеваниях – хотя, конечно, его выбор и аранжировка были основаны на ранее существовавшей континентальной реформатской теологии. Грегори Дикс, англо-католический богослов, хорошо сказал, что Томас Кранмер был литургическим гением, который помог сделать доктрину оправдания только верой частью общей веры Англии через Книгу общих молитв, вышедшую позднее в 1662 году, которая была верна 1552 г. Книга общей молитвы . Елизавета I, будучи протестанткой, хотела сохранить протестантскую веру в Англии, хотя и не позволила пуританам восстановить контроль.
Учитывая свое место в богослужении церкви, англиканское богословие имеет тенденцию быть августинианским и реформатским и воплощает в себе сильно евангелическую литургию. [11] Гений Кранмера заключался в том, что он использовал принцип lex orandi, lex credendi для преподавания английским общинам реформатских доктрин благодати и обязательного условия Евангелия – оправдания только верой. [12]
Православие
[ редактировать ]Патриарх Восточного Православия Константинопольский Варфоломей I процитировал эту фразу на латыни по случаю визита Папы Бенедикта XVI , извлекая из этой фразы урок о том, что «в литургии нам напоминают о необходимости достижения единства и в вере». как в молитве». [13] Вместо того чтобы рассматривать Предание как нечто, стоящее ниже Священного Писания или параллельное ему, православные христиане считают Писание кульминацией и высшим выражением божественно переданного Церковью Предания. Соборы и символы веры, признанные авторитетными, трактуются лишь как определяющие и полнее объясняющие переданную апостолам православную веру, не прибавляя к ней.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Patrologia Latina [ Латинская патрулология ] (на латыни), том. 51, с. 209–10,
... рассмотрим также таинства священнических молений, которые, переданные апостолами, единообразно совершаются во всем мире и в каждой католической церкви, так что закон веры есть закон моления
. - ^ Маршалл, П., 1995, «Пересмотр «литургического богословия»: существует ли Lex Orandi для всех христиан?», Studia Liturgica 25 (1995), 139 140. https://doi.org/10.1177/003932079502500201
- ^ Катехизис Католической Церкви , Вирджиния : Епископство Рима, с. 1124, заархивировано из оригинала 14 октября 2007 года .
- ^ «Посредник Божий (20 ноября 1947 г.) | ПИУС XII» .
- ^ Литургические памятники Тридентского Собора , IT : Libreria Editrice Vaticana, 1997 .
- ^ Возвращаясь к источникам , В.А.: Епископство Рима .
- ^ верховного понтифика
- ^ Ленер, Ульрих Л.; Мюллер, Ричард А.; Робер, AG (2016). Оксфордский справочник по теологии раннего Нового времени, 1600–1800 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 344. ИСБН 978-0-19-993794-3 .
- ^ Пинсон, Дж. Мэтью (2009). Перспективы христианского богослужения: пять взглядов . Издательская группа B&H. п. 81. ИСБН 978-0-8054-4099-7 .
- ^ Хауэлл, Л., изд. (1662), «Артикул VI» , Тридцать девять статей , Книга общей молитвы, эскимосская .
- ^ Лейенбергер, Сэмюэл (1992), «Бессмертное завещание архиепископа Кранмера: Книга общих молитв англиканской церкви: евангелистская литургия» (PDF) , Churchman , 106 (1), Церковное общество .
- ^ «Оправдание» , Reformed Online .
- ^ Праздник святого Андрея Первозванного (проповедь), экв. Патриархия, 30 ноября 2006 г., архивировано с оригинала 5 июля 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Клерк, Поль де (1994). « Lex orandi, lex credendi»: первоначальный смысл и исторические воплощения двусмысленной пословицы». Студия Литургика . 24 (2): 178–200. дои : 10.1177/003932079402400206 . S2CID 220290327 .
- Крокетт, Уильям Р. (июнь 1999 г.). Евхаристия: Символ Преображения . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-6098-0 .
- Стивенсон, В. Тейлор (1988). «Лекс Оранди — Лекс Креденди». В Сайксе, Стивен; Бути, Джон Э. (ред.). Исследование англиканства . Лондон: SPCK/Fortress Press. стр. 174–188. ISBN 978-0-8006-2087-5 .
- Вольф, Уильям Дж. (1979). «Англиканство и его дух». В Вольфе, Уильям Дж.; Бути, Джон Э.; Томас, Оуэн К. (ред.). Дух англиканства: Хукер, Морис, Темпл . Нью-Йорк: Компания Морхаус-Барлоу. ISBN 978-0-8192-1263-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джессон, Lex orandi, lex credendi – На пути к литургическому богословию (PDF) , Калифорния : Окуменизм, заархивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г.
- Махрей, «Лекс Оранди или Лекс Креденди» , Молитвенник (2), Калифорния, заархивировано из оригинала 16 ноября 2007 г.
- «Закон молитвы, закон веры»: Предостережения
- Фурнье, Кейт, преподобный г-н Лекс Оранди, lex credendi. Как мы молимся, так и живем.
- Брат Андре Мари, MICM Закон молитвы, Закон веры