Jump to content

Четвертый Латеранский собор

Четвертый Латеранский собор (Латеран IV)
Дата 1215
Принято Католическая церковь
Предыдущий совет
Третий Латеранский собор
Следующий совет
Первый Совет Лиона
Вызванный Папа Иннокентий III
Президент Папа Иннокентий III
Темы Крестовые походы , церковная реформа , ересь , ислам , иудаизм , миряне
Документы и заявления
71 папский указ
Хронологический список Вселенских соборов
Иллюстрация Мэтью Пэрис в Chronica Maiora Четвертого Латеранского собора.

Четвертый Латеранский собор , или Латеранский IV, был созван Папой Иннокентием III в апреле 1213 года и открылся в Латеранском дворце в Риме 11 ноября 1215 года. Из-за большого промежутка времени между созывом собора и его заседанием многие епископы имели возможность присутствовать на этом соборе, который католическая церковь считает двенадцатым вселенским собором . Собор рассмотрел ряд вопросов, в том числе о таинствах , роли мирян , обращении с иудеями и еретиками , а также об организации церкви .

В случае евреев и мусульман это включало принуждение их носить отличительные значки , чтобы предотвратить социальные контакты «по ошибке». Медеевисты считают, что Совет одновременно открывает путь к многим реформам, а также формирует и насаждает нетерпимость в европейском обществе, как к еретикам, так и к евреям, и, таким образом, играет роль в развитии системного европейского антисемитизма .

Предыстория [ править ]

Иннокентий III впервые поднял вопрос об организации Вселенского собора в ноябре 1199 года. [1] В своем письме под названием Vineam Domini от 19 апреля 1213 г. [2] Папа пишет о срочной необходимости вернуть Святую Землю и реформировать Церковь. [3] Письмо, которое также послужило вызовом на Вселенский собор , было включено вместе с папской буллой Quia maior . [1] Готовясь к собору, Папа возглавил масштабную реконструкцию старой базилики Святого Петра , которую он назвал «центральным элементом демонстрации и украшения» во время собора. главной На люнете двери, ведущей к гробнице Святого Петра, были гравюры с изображениями ветхозаветных пророков и двадцати четырех епископов, а также надписи «Питите своих овец» и «Это дверь для овец». [4]

Меры против евреев стали кульминацией враждебности во время правления Иннокентия на посту Папы, чему способствовала еще большая враждебность к евреям, частично вызванная крестовыми походами. [5] Иннокентий, например, вел новую кампанию против Талмуда в рамках кампании против ереси, утверждая, что Талмуд был изобретением раввинов, и что евреям следует ограничить использование библейских текстов в целях своей веры. Это был первый случай, когда католическая церковь попыталась напрямую регулировать практику иудаизма. [6]

Материалы [ править ]

Иннокентий III сознательно выбрал проведение Четвертого Собора в ноябре, во время которого было множество праздников . [7] 4 ноября состоялось предварительное судебное заседание. [8] а церемония открытия собора состоялась в День Святого Мартина и началась с частной утренней мессы. [7] После этого, в начале первого пленарного заседания в Латеранском дворце, Папа пропел « Veni Creator Spiritus ». [9] и проповедовал слова Иисуса своим ученикам на Тайной вечере , [10] цитата из Луки 22 . [11] В следующих двух проповедях, одна о необходимости возвращения Святой Земли, а другая о борьбе с еретиками, [12] На сцене к Папе присоединились Рауль Меранкурский и Тедисий Агдский соответственно. [8]

14 ноября произошли сцены насилия между сторонниками Симона де Монфора среди французских епископов и сторонниками графа Тулузского. Раймон VI Тулузский , его сын (впоследствии Раймон VII ) и Раймон-Роже Фуа присутствовали на совете, чтобы оспорить угрозу конфискации их территорий; Епископ Фулк и Ги де Монфор (брат Симона де Монфора) выступали за конфискацию. Все земли Раймонда VI были конфискованы, за исключением Прованса, который был передан в доверительное управление Раймонду VII. [13] Притязания Пьера-Бермона Совского на Тулузу были отклонены, и Тулуза была передана де Монфору, а светлость Мельгейля была отделена от Тулузы и передана епископам Магелонна . [13]

На следующий день на церемонии, на которой присутствовало множество участников собора, Папа освятил базилику Санта-Мария -ин- Трастевере . [7] который был перестроен Калликстом II . [14] Четыре дня спустя празднование годовщины в базилике Святого Петра собрало такое большое количество людей, что самому Папе было трудно войти в помещение. [14]

Второе пленарное заседание состоялось 20 ноября; Папа должен был произнести проповедь о церковной реформе, но слушания были сорваны епископами, которые выступили против назначения Фридриха II императором Священной Римской империи. [15] Собор завершился 30 ноября, в День Святого Андрея , во время которого Папа проповедовал Никейский символ веры и завершил свое выступление поднятием реликвии Истинного Креста . [15] Архиепископ Майнца попытался прервать речь, но подчинился поднятию руки Папы — приказу хранить молчание. [16]

Результаты [ править ]

Латеран IV преследовал три цели: крестовый поход , церковная реформа и борьба с ересью. [17] Семьдесят один Латеранский канон, который не обсуждался, был формально принят только в последний день собора; [18] по словам Энн Дж. Дагган, «научный консенсус» состоит в том, что они были составлены самим Иннокентием III. [19] Они охватывают широкий спектр тем, включая церковную реформу и выборы, налогообложение, брак, десятину, симонию и иудаизм . [20] После внесения в папские реестры каноны быстро распространились в юридических школах. [21] Эффективность применения указов варьировалась в зависимости от местных условий и обычаев. [22]

Механизм правоприменения [ править ]

Хотя точное применение и уровень соответствия Латерану IV были разными, утверждается, что он создал широкий спектр правовых мер с долгосрочными последствиями, которые использовались для преследования меньшинств и способствовали созданию особенно нетерпимого типа европейского общества, или как определяет это историк Р.И. Мур , «общество преследований». Эти меры энергично применялись сначала к еретикам, а затем все чаще и к другим меньшинствам, таким как евреи и прокаженные. [23] В случае с евреями антисемитизм рос со времен крестовых походов в различных частях Европы, а меры Латеранского IV дали законные средства для осуществления активных системных преследований, таких как физическое разделение евреев и христиан, проводимое посредством принуждения евреев к носить отличительные значки или одежду. [24]

Еврейские значки [ править ]

Собор постановил, чтобы евреи отделялись и отличались, чтобы «защитить» христиан от их влияния.

В некоторых провинциях различие в одежде отличает евреев или сарацин от христиан, но в некоторых других возникла такая путаница, что их невозможно отличить по какому-либо различию. Так случается иногда, что христиане по ошибке вступают в отношения с женщинами евреев или сарацин, а евреи и сарацины - с женщинами-христианками. Поэтому, чтобы они не могли под предлогом ошибки такого рода оправдывать себя в будущем за злоупотребления такими запрещенными половыми отношениями, мы постановляем, что такие евреи и сарацины обоих полов во всех христианских провинциях и во все времена должны быть отмечены. в глазах публики от других народов через характер своей одежды. В частности, поскольку в писаниях Моисея можно прочитать ( Числа 15:37–41 ), что именно этот закон был предписан им. [25]

и реализация Записи

Хотя заседания официально не записывались, в отличие от предыдущих советов, свидетельства событий были найдены в различных рукописях наблюдателями совета. [26] В « Хронике Мэтью Пэрис » есть рисунок одного из заседаний совета, на котором его аббат Уильям Сент-Олбанс . лично присутствовал [27] Обширный рассказ очевидца анонимного немецкого священнослужителя был скопирован в рукопись, которая была опубликована в 1964 году в ознаменование Второго Ватиканского собора и сейчас хранится в Гиссенском университете . [28]

Распространение самих Канонов часто было фрагментарным и неполным, поскольку оно основывалось на рукописных записях, хранившихся местными епископами, при этом неясно, предоставляло ли папство когда-либо официальные копии. [29] Местные адаптации Канонов могли отражать разногласия или различия в приоритетах, а неполнота передачи канонов была признана папством серьезной проблемой. [30] Реализация реформ Совета была включена в Каноны с указанием проводить местные советы для разработки планов их принятия. [31] В провинциях проводились советы, которые давали епископам указания проводить местные синоды, однако данные свидетельствуют о том, что этот механизм не приводил к тому, что епископы проводили собрания и организовывали реформы так, как предполагалось. [32]

Наследие [ править ]

Генрих Сегузио сравнил совет с «четырьмя великими советами древности». [33] Латеран IV иногда называют «Великим Латеранским собором» из-за присутствия 404 или 412 епископов (включая 71 кардинала и архиепископа ) и более 800 аббатов и настоятелей, представляющих около восьмидесяти церковных провинций . [19] [34] вместе с 23 латиноязычными прелатами Восточной Православной Церкви. [33] и представители нескольких монархов , в том числе Фридриха II, Оттона IV , латинского императора Константинополя, Иоанна, короля Англии , Андрея II Венгерского , Филиппа II Франции , а также королей Арагона, Кипра и Иерусалима. [33] Это сделало его крупнейшим вселенским собором между Халкидонским собором и Вторым Ватиканским собором ; [35] Энн Дж. Дагган пишет, что «это был самый крупный, самый представительный и самый влиятельный совет, собранный под руководством папы до конца четырнадцатого века». [36] По словам Ф. Дональда Логана , «Четвертый Латеранский собор был самым важным генеральным советом церкви в средние века». [37] последствия которого «ощущались на протяжении веков». [38]

Каноны [ править ]

Каноны Латерана IV
Номер канона Заголовок Английский Описание
Канон 1 О католической вере О католической вере Безошибочно определил учение Католической Церкви о пресуществлении . [39] учение, описывающее точным схоластическим языком преображение, посредством которого хлеб и вино, приносимые в таинстве Евхаристии , становятся настоящей кровью и телом Христа. [40] [41]
Канон 2 Об ошибке игумена Иоакима Об ошибке игумена Иоакима Осуждение учений Иоахима Фиорского и Амальрика Бенского . [40] [42]
Канон 3 Из еретиков О еретиках Порядок и наказания еретиков и их покровителей. Если подозреваемые в ереси не захотят доказать свою невиновность, они будут отлучены от церкви. Если они продолжат отлучение от церкви в течение двенадцати месяцев, их следует осудить как еретиков. Князья должны поклясться, что они изгонят всех, кого церковь укажет как еретиков. [40] [43]
Канон 4 О гордыне греков против латинян О гордости греков по отношению к латинянам Призыв к грекам воссоединиться с Римской церковью. [40] [44]
Канон 5 О достоинстве патриархов О достоинстве патриархов Провозглашение папского первенства, признанного всей древностью. После папы первенство принадлежит патриархам в следующем порядке: Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. [40] [45]
Канон 6 Из провинциальных советов О губернских советах Провинциальные советы должны проводиться ежегодно для реформы нравов, особенно духовенства. Это было сделано для того, чтобы принятые каноны были реализованы. [46] [45]
Канон 7 Об исправлении перегибов Об осуждении преступлений Устанавливает ответственность епископов за реформирование своих подданных. [46] [47]
Канон 8 Из расследований По расследованиям Порядок рассмотрения обвинений против священнослужителей. [46] [47]
Канон 9 О разных обрядах одной веры О разных обрядах внутри одной веры Празднование общественного богослужения в местах, где жители принадлежат к народам, соблюдающим различные обряды. [46] [48]
Канон 10 О подготовке проповедников О назначении проповедников Приказал назначить проповедников и пенитенциарных учреждений для оказания помощи в выполнении епископских функций проповеди и покаяния. [48]
Канон 11 Из педагогических учителей О учителях Указ 1179 года о полном игнорировании школы при каждом соборе был возобновлен и при каждом соборе было приказано основать кафедры богословия. [49]
Канон 12 Из общих глав монахов Об общих капитулах монахов Аббаты и настоятели должны созывать свой общий капитул каждые три года. [46] [49]
Канон 13 О новых запрещенных религиях О запрете новых религиозных орденов Запрещено учреждение новых религиозных орденов . [46] [50]
Канон 14 О невоздержании священнослужителей, подлежащих наказанию О наказании священнослужителей за невоздержание Установите руководящие принципы наказания за недержание .
Канон 15 О предотвращении пьянства священнослужителей О профилактике пьянства среди священнослужителей Запрещалось как пьянство , так и охота на птиц и собак. [51]
Канон 16 Об одежде духовенства О одежде священнослужителей Предписанная одежда для священнослужителей, включая запрет на вышитую или остроконечную обувь. [52] — и запретили азартные игры и просмотр театральных представлений . [51]
Канон 17 О занятиях прелатов и пренебрежении ими божественными обязанностями О святительских праздниках и их небрежении к богослужению Предупреждались священнослужители, которые чрезмерно занимались нерелигиозной деятельностью и при этом нечасто посещали мессу. [51]
Канон 18 Об обвинении в крови и дуэлях, запрещенных священнослужителям О запрете священнослужителям приговоров, связанных с пролитием крови или дуэлью Священнослужители не могут ни выносить, ни приводить в исполнение смертный приговор. Они также не могут выступать судьями по особо уголовным делам, принимать участие в делах, связанных с судебными испытаниями и испытаниями . [53]
Канон 19 Пусть церкви не подвергаются воздействию мирских вещей Что нечестивые предметы нельзя вносить в церкви Хозяйственные товары нельзя хранить в церквях, кроме случаев острой необходимости. Церкви, церковную посуду и тому подобное необходимо содержать в чистоте. [53]
Канон 20 О миропомазании и Евхаристии, которые следует хранить в тайне О хранении миропомазания и Евхаристии под замком Приказ держать миропомазание и Евхаристию под замком с трехмесячным отстранением за небрежное оставление и, что еще хуже, если с ним случится «что-нибудь невыразимое». [53]
Канон 21 Об исповеди, которая должна быть сделана, а не раскрыта священником и хотя бы причастием на Пасху На исповеди, а не раскрытии священником, и на общении хотя бы на Пасху Введен мандат « Omnis utriusque sexus », который предписывает каждому христианину, достигшему зрелого возраста, исповедоваться во всех своих грехах хотя бы раз в год своему священнику. [54] Этот канон не более чем подтвердил более ранние законы и обычаи (предыдущего века), хотя иногда его ошибочно цитируют как предписывающее впервые использовать сакраментальное исповедание.
Канон 22 Что больной должен заботиться в первую очередь о душе, а не о теле Что больной должен заботиться о душе прежде, чем о теле Прежде чем прописать лекарство больному, врачи обязаны под страхом исключения из церкви увещевать своих пациентов призвать священника и таким образом обеспечить свое духовное благополучие. [54]
Канон 23 Что собор или обычная церковь не пустует более трех месяцев. Соборный храм или храм регулярного духовенства не должен оставаться вакантным более трех месяцев. Предписано, чтобы церковь не оставалась без прелата более трех месяцев. [55]
Канон 24 О выборах, которые будут проводиться голосованием или компромиссом О проведении выборов путем голосования или по соглашению Установлено, что пасторы должны избираться или выбираться комитетом, действующим от имени общины. [56]
Канон 25 Что выбор, сделанный светской властью, недействителен Пример Уточнено, что духовные лидеры не могут выбираться нехристианами. [57]
Канон 26 О стихотворении, подтверждающем выбор индиги О наказании за ненадлежащее подтверждение выборов Изложили наказания за несоблюдение избирательных правил. [57]
Канон 27 О наставлении ординарца По поручению ординандов Подчеркнул необходимость епископам правильно направлять своих учеников, а не рукополагать «невежественных и несформированных». [58]
Канон 28 Тех, кто просил разрешения на сдачу, призывают сдаться Тех, кто просил разрешения уйти в отставку, нужно заставить это сделать. Представителям духовенства разрешили уйти в отставку с оговоркой, что их отставка будет необратимой. [58]
Канон 29 Что никто не должен пить два пособия, связанные с уходом Что никто не может иметь две бенефисы с приложенным к ним исцелением душ. Запрещено одновременно занимать несколько церковных должностей. [58]
Канон 30 О годности учреждаемых в церквях «О пригодности учрежденных к церквам Запретил «недостойным людям» работать в церквях. [59]
Канон 31 О сыновьях каноников, не обучающихся у своих отцов О не постановлении сыновьям канонов с отцами Священнослужителям запрещено назначать своих сыновей наследниками. [59]
Канон 32 Покровители должны передать компетентную часть священнослужителям. Покровители должны оставлять подходящую часть священнослужителям. Постановил, что священники имеют право на «соответствующую часть доходов церкви». [60]
Канон 33 Не принимаем агентства без визита О неполучении прокурации без посещения Постановили, что епископы могут рассчитывать на разумное вознаграждение только за посещение церквей. [61] [62]
Канон 34 О предметах, которые не следует обременять под предлогом служения кому-либо О не обременении предметов под предлогом какой-то услуги Запретил прелатам взимать плату за лишние услуги. [63]
Канон 35 Причина апелляции должна быть выражена Об указании оснований для апелляции Обвиняемые не должны подавать апелляцию без уважительной причины до вынесения приговора; если они это сделают, с них будут взиматься расходы. [63]
Канон 36 Судья может отменить промежуточный и угрожающий приговор Судья может отменить промежуточный и обвинительный приговор Судьи могут отменить обвинительные и промежуточные приговоры и продолжить рассмотрение дела. [63]
Канон 37 О неполучении писем за пределы двух квартир и без специального распоряжения Об отказе от приобретения писем, поездка которых занимает более двух дней и не имеет специального поручения Заявлено, что истцы не могут препятствовать судебному разбирательству вызовом дальних свидетелей, если на это не согласится ответчик. [64]
Канон 38 О написании записей, чтобы их можно было доказать О написании актов, чтобы их можно было доказать Установлено, что судебное разбирательство должно фиксироваться в письменной форме. [64]
Канон 39 О возмещении владельцу того, что он сам не завладел О возмещении ущерба лицу, владевшему имуществом, не являвшемуся грабителем Постановили, что украденное имущество должно быть возвращено первоначальному владельцу. [64]
Канон 40 Истинного владения Об истинном владении Постановил, что истцы по-прежнему имеют законное право собственности на товары, удержанные у них более года. [65]
Канон 41 О сохранении добросовестности в каждом рецепте О неизменной добросовестности в каждом рецепте Заявлено, что все рецепты должны быть сделаны добросовестно. [65]
Канон 42 О светском правосудии О светском правосудии Подчеркнул, что религиозное право не должно вмешиваться в светское право, и наоборот. [65]
Канон 43 Священнослужитель не должен без причины присягать мирянину О священнослужителе, не принявшем верность мирянину без уважительной причины Священнослужители не должны приносить клятву верности мирянам без законной причины. [65]
Канон 44 Что конституции князей не предрешают церкви Таинства князей не должны наносить ущерб церквям. Князья-миряне не должны узурпировать права церквей. [66]
Канон 45 Меценат, убивший или покалечивший церковного клирика, лишается права покровительства Патрон, убивший или покалечивший священнослужителя церкви, теряет право покровительства. Запретил покровителям церквей убивать священнослужителей. [66]
Канон 46 О подсчетах, не взимаемых с священнослужителей О невзимании налогов с священнослужителей Изложены исключения из канона Латеранского III, освобождающие священнослужителей от налогов. [67]
Канон 47 О форме отлучения По форме отлучения от церкви Постановил, что отлучение может быть назначено только после предупреждения, в присутствии подходящих свидетелей и по явной и разумной причине. [67]
Канон 48 Привычка отказываться судить О том, как оспорить судью Изложены правила отвода судьи. [68]
Канон 49 О наказании за несправедливое отлучение от церкви О наказании за несправедливое отлучение от церкви Оговаривается, что отлучение от церкви не может быть ни наложено, ни отменено за плату. [69]
Пушки 50–52 Были короли Франции и Кастилии, которые отказались от своих жен и «вступали в повторный брак», что имело серьезные общественные последствия. Брак, препятствия в отношениях, публикация запретов рассматривались в Каноне 50. [70]
Канон 53 О двух, которые отдают свое имение в обмен на десятину, чтобы его обрабатывали другие О тех, кто отдает свои поля другим для обработки, чтобы не платить десятину Собор осудил тех, чья собственность обрабатывалась другими (нехристианами), чтобы избежать десятины. [71]
Канон 54 Поскольку десятина выплачивается до уплаты налогов Десятину нужно платить до уплаты налогов Постановил, что уплата десятины имеет приоритет над всеми другими налогами и сборами. [72]
Канон 57 О толковании слов привилегии О толковании слов о привилегиях Дал точные указания по толкованию привилегии совершать богослужения во время интердикта, которой пользовались некоторые ордена. [73]
Канон 63 Симонии Он Симони Запрещена симония , заключающаяся в том, что за рукоположение епископов, благословение игуменов или рукоположение клириков не взимается плата. [74]
Канон 64 Примерно то же самое о монахах и монахинях То же самое в отношении монахов и монахинь Постановлено, что монахи и монахини не могут требовать плату за вступление в религиозную жизнь. [74]
Канон 67 Об интересах евреев О ростовщичестве евреев Не позволял евреям взимать «грабительские и чрезмерные проценты». [75]
Канон 68 Что евреев можно отличить от христиан по одежде Что евреев следует отличать от христиан по одежде Ввел специальный дресс-код для евреев и сарацин, чтобы отличать их от христиан, чтобы ни один христианин не мог жениться на них, не зная, кто они. [76]
Канон 69 Евреи не должны руководить государственными учреждениями Евреи не должны занимать государственные должности Лишение евреев права занимать государственные должности, [76] включение в церковное право указа Священной Христианской Империи. [77]
Канон 70 Чтобы обращенные в веру иудеев не сохранили старый обряд иудеев. Что обращенные в веру среди евреев могут не сохранить свой старый обряд Предписаны меры по предотвращению возвращения обращенных евреев к своей прежней вере. [78]
Канон 71 Экспедиция по возвращению Святой Земли Экспедиция по возвращению Святой Земли Назначено 1 июня 1217 года началом Пятого крестового похода . [78] Этот канон игнорировался такими канонистами, как Иоганн Тевтонский Земеке , который исключил его из своей коллекции канонов Латеранского IV, Compilatio quarta , и Дамасуса Хунгара, который писал: «Эта конституция временна, и я не хочу придавать ей толкования». [79]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болтон 1995 , с. 58.
  2. ^ Джонс 2015 , с. 122.
  3. ^ Болтон 1995 , с. 57.
  4. ^ Болтон 1995 , стр. 56–57.
  5. ^ Коэн 2022 , с. 184-5.
  6. ^ Коэн, 2022 , стр. 189–91.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Болтон 1995 , с. 61.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хельмрат 2015 , с. 29.
  9. ^ Хельмрат 2015 , с. 32.
  10. ^ Джонс 2015 , с. 123.
  11. ^ Хельмрат 2015 , с. 21.
  12. ^ Болтон 1995 , с. 62.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамильтон 1999 , с. 169.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хельмрат 2015 , с. 35.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болтон 1995 , с. 63.
  16. ^ Хельмрат 2015 , с. 30.
  17. ^ Хельмрат 2015 , с. 19.
  18. ^ Хелмрат 2015 , стр. 35–36.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дагган 2008 , с. 343.
  20. ^ Таннер 2016 , с. 228.
  21. ^ Пеннингтон 2015 , с. 43.
  22. ^ Дагган 2008 , с. 366.
  23. ^ Мур 2007 , стр. 10–11.
  24. ^ Мур 2007 , с. 42.
  25. ^ Холсолл, Пол, изд. (март 1996 г.). «Двенадцатый Вселенский Собор: Латеранский IV 1215 г.» . Интернет-справочник по средневековью . Проверено 13 июля 2023 г. - через проект «Справочники по истории Интернета» .
  26. ^ Болтон 1995 , с. 59.
  27. ^ Болтон 1995 , с. 60.
  28. ^ Болтон 1995 , с. 53.
  29. ^ Молодежь 2018 , стр. 107-1. 615–6.
  30. ^ Великий 2018 , с. 616.
  31. ^ Великий 2018 , с. 619.
  32. ^ Молодежь 2018 , стр. 107-1. 621–2.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хельмрат 2015 , с. 24.
  34. ^ Хелмрат 2015 , стр. 26–27.
  35. ^ Хельмрат 2015 , с. 17.
  36. ^ Дагган 2008 , с. 341.
  37. ^ Логан 2012 , с. 193.
  38. ^ Логан 2012 , с. 201.
  39. ^ Уокер, Грег (1 мая 1993 г.). «Еретические секты в дореформационной Англии» . История сегодня . Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дагган 2008 , с. 345.
  41. ^ Таннер 2016 , с. 230.
  42. ^ Таннер 2016 , с. 231.
  43. ^ Таннер 2016 , с. 232.
  44. ^ Таннер 2016 , с. 235.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 236.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дагган 2008 , с. 346.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 237.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 239.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 240.
  50. ^ Таннер 2016 , с. 242.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 243.
  52. ^ Диттмар и др. (2021) .
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 244.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 245.
  55. ^ Таннер 2016 , с. 246.
  56. ^ Таннер 2016 , стр. 246–247.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 247.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 248.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 249.
  60. ^ Таннер 2016 , стр. 249–250.
  61. ^ Таннер 2016 , с. 250.
  62. ^ Хоскин 2019 , с. 27.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 251.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 252.
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Таннер 2016 , с. 253.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 254.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 255.
  68. ^ Таннер 2016 , стр. 256–257.
  69. ^ Таннер 2016 , с. 257.
  70. ^ «Четвертый Латеранский собор, Канон 50» .
  71. ^ Таннер 2016 , с. 259.
  72. ^ Таннер 2016 , с. 260.
  73. ^ Таннер 2016 , с. 261.
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 264.
  75. ^ Таннер 2016 , с. 265.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 266.
  77. ^ Готтейл, Ричард; Фогельштейн, Герман. «Церковные советы» . Еврейская энциклопедия . Проверено 23 октября 2021 г.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 267.
  79. ^ Пеннингтон 2015 , с. 42.

Библиография [ править ]

  • Болтон, Бренда (1995). Иннокентий III: Исследования папской власти и пастырской заботы . Рутледж. ISBN  978-0-86078489-0 .
  • Кэрролл, Джеймс (2002). Меч Константина: Церковь и евреи . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-0-61821908-7 .
  • Шампанское Мари-Тереза; Резник, Ирвен М., ред. (2018). Евреи и мусульмане под Четвертым Латеранским собором: документы, посвященные восьмисотлетию Четвертого Латеранского собора (1215 г.) . Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. ISBN  978-2-503-58151-4 .
  • Коэн, Дж. (2022). «Христианское богословие и папская политика в средние века». В Каце, С. (ред.). Кембриджский спутник антисемитизма . Кембриджские сподвижники религии). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 176–193. ISBN  9781108494403 .
  • Диттмар, Дженна М.; и др. (декабрь 2021 г.), «Необычная обувь и болезненные стопы: Hallux Valgus и риск переломов в средневековом Кембридже, Англия», Международный журнал палеопатологии , том. 35, Лос-Анджелес: Ассоциация палеопатологов, стр. 90–100 .
  • Дагган, Энн Дж. (2008). «Соборный закон 1123–1215: Законодательство Четырех Латеранских соборов». В Хартманне, Вильфриде; Пеннингтон, Кеннет (ред.). История канонического права в классический период, 1140–1234: от Грациана до декреталей папы Григория IX . Издательство Католического университета Америки. стр. 318–66. дои : 10.2307/j.ctt2853s5.14 . ISBN  9780813214917 . JSTOR   j.ctt2853s5.14 .
  • Гамильтон, Бернард (1999). «Альбигойский крестовый поход и ересь». В МакКиттерике, Розамонд; Абулафия, Дэвид (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. 5. Издательство Кембриджского университета. стр. 164–81.
  • Хельмрат, Йоханнес (2015). «Четвертый Латеранский собор: его основы, его процедуры в сравнительной перспективе». Четвертый Латеранский собор: институциональная реформа и духовное обновление . Материалы конференции по случаю восьмисотлетия Собора, организованной Pontificio Comitato di Scienze Storiche. стр. 17–40. ISBN  978-393902084-4 .
  • Хоскин, Филиппа (2019). Роберт Гроссетест и Линкольнская епархия XIII века . Брилл. ISBN  978-900438523-8 .
  • Джонс, Эндрю В. (2015). «Проповедник Четвертого Латеранского Собора» . Логос: журнал католической мысли и культуры . 18 (2): 121–149. дои : 10.1353/log.2015.0011 . S2CID   159940016 . Значок закрытого доступа
  • Логан, Ф. Дональд (2012). История церкви в средние века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-13478669-5 .
  • Мур, Р.И. (2007) [1987]. Формирование общества преследований: власть и отклонения в Западной Европе, 950–1250 (Расширенное издание). Блэквелл. ISBN  978-1405129640 .
  • Пеннингтон, Кеннет (2015). «Четвертый Латеранский собор: его законодательство и развитие юридических процедур». Четвертый Латеранский собор: институциональная реформа и духовное обновление . Материалы конференции по случаю восьмисотлетия Собора, организованной Pontificio Comitato di Scienze Storiche. стр. 41–54. ISBN  978-393902084-4 .
  • Таннер, Норман П. (2016). Постановления Вселенских Соборов . Том. 1. Издательство Джорджтаунского университета. ISBN  978-1-62616482-6 .
  • Толан, Джон (2015). «О молоке и крови: Иннокентий III и евреи, новый взгляд». В Баумгартене и Элишевой; Галинский, Иуда Д. (ред.). Евреи и христиане во Франции тринадцатого века . Новое средневековье. Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9781137317582 . ISBN  978-1-349-44960-6 .
  • Вэйно, Дж. М. (2018). «Переосмысление Четвертого Латеранского собора 1215 года». Зеркало . 93 (3): 611–637. дои : 10.1086/698122 .
  • Вудс, Марджори Карри; Коупленд, Рита (2002). «Класс и исповедь». Уоллес, Дэвид (ред.). Кембриджская история средневековой английской литературы . Издательство Кембриджского университета. стр. 376–406. ISBN  978-0-52189046-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c315dd073a716ef6836e0512bd3974c5__1717910580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/c5/c315dd073a716ef6836e0512bd3974c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fourth Council of the Lateran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)