Первый Латеранский собор
Первый Латеранский собор | |
---|---|
Дата | 1123 |
Принято | Католическая церковь |
Предыдущий совет | Четвертый Константинопольский собор |
Следующий совет | Второй Латеранский собор |
Вызванный | Папа Калликст II |
Президент | Папа Калликст II |
посещаемость | 300–1000 |
Темы | Споры об инвестициях |
Документы и заявления | двадцать два канона, право Папы налагать епископов, осуждение симонии , «Божественное перемирие» (война разрешена только с понедельника по среду, и только летом и осенью) |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Первый Латеранский собор был 9-м Вселенским собором, признанным Католической церковью . Он был созван папой Калликстом II в декабре 1122 года, сразу после Вормского конкордата . Собор стремился положить конец практике вручения церковных бенефисов мирянами , освободить избрание епископов и игуменов от светского влияния, уточнить разделение духовных и светских дел, восстановить принцип духовной власти. принадлежит исключительно Церкви и отменяет притязания императора Священной Римской империи на влияние на папские выборы .
Совет был значительным по размеру: 300 епископов и более 600 аббатов собрались в Риме в марте 1123 года, и Калликст II председательствовал лично. В ходе совета были зачитаны и ратифицированы решения Вормсского Конкордата. Были обнародованы и другие решения.
Фон
[ редактировать ]Первый Латеранский собор был созван Папой Калликстом II, правление которого началось 1 февраля 1119 года. Он положил конец спору об инвеституре , который начался еще до папы Григория VII . Эти вопросы были спорными и продолжались с неослабевающей горечью на протяжении почти столетия. Гвидо, как его называли до того, как он стал папой, [1] был сыном Вильгельма I, графа Бургундского . [1] Он был тесно связан почти со всеми королевскими домами Европы по обе стороны своей семьи. назначил его папским легатом во Франции Папа Паскаль II . Во время пребывания Гвидо на этом посту Пасхалий II уступил военным угрозам Генриха V, императора Священной Римской империи , и был вынужден выдать Привилегий в 1111 году. По этому документу Церковь отказалась от многого из того, на что претендовала и впоследствии была достигнута Папа Григорий VII и его григорианские реформы . [1]
Уступки не принесли ожидаемого мира, но повсюду были встречены яростным реакционным сопротивлением. Европа ожидала прекращения спора об инвестициях и не желала возвращаться в старые времена, когда император Священной Римской империи назначал Папу. [1] Наибольшее сопротивление наблюдалось во Франции, и его возглавил Гвидо, который все еще занимал должность папского легата. [1] Он присутствовал на Латеранском синоде 1112 года, который провозгласил Привилегию 1111 года. По возвращении во Францию Гвидо созвал собрание французских и бургундских епископов во Вьене (1112 год). Там мирское посвящение духовенства (практика короля, особенно императора Священной Римской империи, назначать епископов и Папу) было объявлено еретическим. [1] Приговор к отлучению от церкви был вынесен Генриху V, который силой выбил у Папы уступки, задокументированные в Привилегии . Соглашение было признано противоречащим интересам Церкви. [1] Декреты Венского собрания, денонсирующие Привилегию, были отправлены Пасхалу II с просьбой о подтверждении. Папа Пасхал II подтвердил их, которые были получены в общих чертах, 20 октября 1112 года. [1]
Позже Папа Пасхал II назначил Гвидо кардиналом. [2] [3] [4] [5] [6] Последнему, похоже, не понравились смелые и прямолинейные нападки Гвидо на Генриха V, императора Священной Римской империи . [2] [3] [4] [5] [6] После смерти Пасхалия II, 21 января 1118 года, Геласий II был избран папой. [2] [3] [4] [5] [6] Он был немедленно схвачен итальянскими союзниками Генриха V, и после освобождения населением он бежал в Гаэту, где был коронован. [2] [3] [4] [5] [6] Генрих V потребовал подтверждения Привилегии и не получил удовлетворительного ответа. Затем он начал называть Бурдина , архиепископа Браги, своим собственным папой, который принял имя Григорий VIII, но стал известен как Антипапа Григорий VIII . Бурдин уже был свергнут и отлучен от церкви, поскольку короновал Генриха V императором Священной Римской империи в Риме в 1117 году.
Отлучение Бурдина было повторено в каноне 6 документа Латерана I. Геласий II незамедлительно отлучил от церкви антипапу Григория VIII и Генриха V. Геласий был вынужден бежать под давлением армии Генриха V и укрылся в монастыре Клюни. , где он и умер в январе 1119 года. [2] [3] [4] [5] [6] На четвертый день после смерти Геласия II, 1 февраля 1119 года, главным образом благодаря усилиям кардинала Куно, Гвидо был избран папой и принял титул Калликста II. Он был коронован Папой во Вьенне 9 февраля 1119 года. [2] [3] [4] [5] [6]
Из-за его тесных связей с великими королевскими семьями Германии, Франции, Англии и Дании папство Калликста II было встречено с большим ожиданием и торжеством по всей Европе. На всем континенте существовала реальная надежда, что спор об инвестициях может быть решен раз и навсегда. [2] [3] [4] [5] [6] В интересах примирения даже папское посольство было принято императором Священной Римской империи Генрихом V в Страсбурге. Однако вскоре стало ясно, что Генрих не желает отказываться от своего предполагаемого и древнего права назначать Папу и епископов в своем королевстве. Возможно, чтобы продемонстрировать примирение или из-за политической необходимости, Генрих отказался от поддержки антипапы Григория VIII.
Было решено, что Генрих и папа Калликст II встретятся в Муссоне. [2] [3] [4] [5] [6] 8 июня 1119 года Калликст II провел синод в Тулузе, чтобы провозгласить дисциплинарные реформы, над которыми он работал во Французской церкви. В октябре 1119 года он открыл совет в Реймсе. На этом совете присутствовали Людовик VI Французский и большинство баронов Франции, а также более 400 епископов и аббатов. [2] [3] [4] [5] [6] Папа также должен был встретиться с Генрихом V, императором Священной Римской империи, в Муссоне. Однако Генрих появился с армией в 30 000 человек. Калликст II уехал из Реймса в Муссон, но, узнав о воинственной позиции Генриха, быстро отступил в Реймс. Там Церковь занималась вопросами симонии и сожительства священнослужителей.
Уже было ясно, что Генрих не настроен на примирение, и компромисса с ним добиться не удалось. Конклав в Реймсе рассмотрел ситуацию и решил всей Церковью официально отлучить от церкви Генриха V и антипапу Григория VIII. Это произошло 30 октября 1119 года. Находясь в Реймсе, Калликст II пытался заключить мировое соглашение с Генрихом I Английским и его братом Робертом, но это также потерпело неудачу.
Калликст II был полон решимости войти в Рим, который был оккупирован немецкими войсками и антипапой Григорием VIII. Произошло восстание населения, которое вынудило Григория бежать из города. После долгих политических и военных интриг в Риме и южных итальянских государствах Григорий был формально свергнут, а Калликст II был общепризнан законным Папой в 1121 году. Став установленной властью в Италии, Калликст II теперь возобновил конфликт с Генрихом V по поводу вопрос о мирском инвестировании. Генрих подвергся сильному давлению со стороны многих своих баронов в Германии из-за его конфликта с Папой. Некоторые из них вступили в открытое восстание. Обстоятельства вынудили Генриха искать мира с Калликстом. Первоначальные переговоры были проведены в октябре 1121 года в Вюрцбурге. Ламберт, кардинал Остии, был отправлен созвать синод в Вормсе, который начался 8 сентября 1122 года. К 23 сентября был заключен Вормсский конкордат , также называемый Pactum Calixtinum. Со своей стороны, император отказался от права на инвеституру с перстнем и посохом и предоставил свободу выборов епископским кафедрам.
На выборах епископов мог присутствовать император или его представители. Калликст II получил право назначать епископов по всей Германии, но все еще не имел такой власти в большей части Бургундии и Италии. [7] [8] [9] [10] [11] [12]
Первый Латеранский собор был созван для подтверждения Вормсского конкордата. Собор был наиболее представительным: на нем присутствовали почти триста епископов и шестьсот аббатов со всех концов католической Европы. Он собрался 18 марта 1123 года. Были также изданы указы, направленные против симонии , сожительства среди духовенства, церковных грабителей и подделывателей церковных документов; совет также подтвердил послабления для крестоносцев. [2] [3] [4] [5] [6] Совет постановил, что крестовые походы на Святую Землю и Реконкиста Испании имеют равное значение. [13]
В оставшиеся несколько лет своей жизни Калликст II пытался закрепить статус Церкви, какой она существовала в конце правления Папы Григория VII . Он реорганизовал и реформировал церкви вокруг Рима, канонизировал Конрада Констанцского , осудил учение Петра де Брюи , утвердил епископа Терстона Йоркского вопреки желанию английского Генриха I и подтвердил свободу Йорка от престола Кентерберийского. Калликст II умер 13 декабря 1124 года, и ему наследовал папа Гонорий II .
Калликст II был сильной фигурой, принесшей относительный, хотя и временный, мир между Германией и Церковью. и Вормский конкордат Первый Латеранский собор навсегда изменили веру в божественное право королей назначать Папу и епископов и навсегда изменили природу церкви и государства. [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21]
Текст совета
[ редактировать ]Тексты Первого Латеранского Собора могут различаться как по формулировке, так и по нумерации канонов в зависимости от источника. В этом переводе [22] предписания Конкордата Червей кодифицированы в Канонах 2, 4 и 10.
КАНОН I
Краткое содержание. Рукоположения и продвижения по службе, совершаемые из денежных соображений, лишены всякого достоинства.
Текст. Следуя примеру святых отцов и сознавая обязанность своего служения, мы категорически запрещаем в силу власти Апостольского Престола рукополагать или продвигать кого-либо за деньги в Церкви Божией. Если кто-либо таким образом добился рукоположения или продвижения в Церкви, то полученный сан будет лишен всякого достоинства.
КАНОН 2
Краткое содержание. только священник может быть Настоятелем , протоиереем и деканом ; только диакон может быть архидиаконом .
Текст. Никто, кроме священника, не может быть возведен в сан настоятеля, протоиерея или благочинного;и никто не может быть поставлен архидьяконом, если он не диакон.
КАНОН 3
Краткое содержание. Священникам, диаконам и иподиаконам запрещается жить с другими женщинами, кроме тех, которые были разрешены Никейским собором .
Текст. Мы категорически запрещаем священникам, диаконам и иподиаконам общаться с наложницами и женщинами или жить с другими женщинами, кроме таких, как Никейский Собор (канон 3), по причинам, разрешенным необходимостью, а именно с матерью, сестрой или тетей, или любой другой женщиной. такое лицо, в отношении которого не могло возникнуть никаких подозрений.
КАНОН 4
Краткое содержание. Миряне , какими бы благочестивыми они ни были, не имеют права распоряжаться чем-либо, принадлежащим Церкви.
Текст. В соответствии с решением Папы Стефана мы заявляем, что миряне, как бы они ни были набожны, не имеют права распоряжаться чем-либо, принадлежащим Церкви, но по Апостольскому правилу надзор за всеми церковными делами принадлежит епископ, который будет управлять ими согласно воле Божией. Поэтому, если какой-либо князь или другой мирянин присвоит себе право распоряжения, контроля или владения церковными благами или собственностью, пусть он будет признан виновным в святотатстве.
КАНОН 5
Краткое содержание. Запрещены браки между кровными родственниками.
Текст. Мы запрещаем браки между кровными родственниками, потому что они запрещены божественными и светскими законами. Тех, кто заключает такие союзы, как и их потомков, божественные законы не только подвергают остракизму, но и объявляют проклятыми, а гражданские законы клеймят их как позорных и лишают наследственных прав. Поэтому мы, следуя примеру наших отцов, объявляем и клеймим их позорными.
КАНОН 6
Краткое содержание. Рукоположения Бурдина и рукоположенных им епископов недействительны.
Текст. Рукоположения, совершенные ересиархом Бурдином после его осуждения Римской Церковью, а также рукоположения, сделанные епископами, рукоположенными им после этого момента, мы объявляем недействительными.
КАНОН 7
Краткое содержание. Никому не разрешается присваивать себе епископскую власть в вопросах, касающихся cura animarum и дарования бенефиций .
Текст. Ни один архидиакон, протоиерей, настоятель или благочинный не может возлагать на другого попечение о душах или пребендах церкви без решения или согласия епископа; действительно, как указывают священные каноны, попечение о душах и распоряжение церковным имуществом возложены на власть епископа. Если кто посмеет поступить вопреки этому и присвоить себе власть, принадлежащую епископу, да будет изгнан из Церкви.
КАНОН 8
Краткое содержание. Военным запрещено под страхом анафемы вторгаться в город Беневенто или насильственно удерживать его .
Текст. Желая милостью Божией защитить признанные владения Священной Римской Церкви, мы запрещаем под страхом анафемы любому военному лицу вторгаться или насильственно удерживать Беневенто, город Святого Петра. Если кто поступит против этого, да будет анафематствован.
КАНОН 9
Краткое содержание. Отлученные одним епископом, не могут быть восстановлены другими.
Текст. Мы категорически запрещаем принимать в общение Церкви тех, кто был отлучен своими архиереями, другими архиереями, игуменами и клириками.
КАНОН 10
Краткое содержание. Епископ, рукоположенный после неканонических выборов, должен быть низложен.
Текст. Никто не может быть рукоположен в епископы, если он не был избран канонически. Если кто посмеет это сделать, то и освящающий, и посвящаемый будут низложены без надежды на восстановление.
КАНОН 11
Краткое содержание. Тем, кто оказывает помощь христианам на Востоке, даруется отпущение грехов , а их семьи и имущество берутся под защиту Римской Церкви.
Текст. Для эффективного сокрушения тирании неверных мы даруем тем, кто отправляется в Иерусалим , а также тем, кто оказывает помощь в защите христиан, отпущение их грехов и берем под защиту Святого Петра и Римской Церкви. их дома, их семьи и все их имущество, как уже было постановлено Папой Урбаном II . Поэтому тот, кто осмелится притеснить или захватить их в отсутствие их владельцев, подвергнется отлучению от церкви. Тем же, кто, как известно, с намерением отправиться в Иерусалим или в Испанию (то есть против мавров ) , прикрепил крест к своей одежде , а затем снял его, мы повелеваем в силу нашей апостольской власти заменить его и начать путешествие в течение года после наступающей Пасхи. В противном случае мы отлучим их от церкви и запретим на их территории всякое богослужение, кроме крещения младенцев и совершения последних обрядов умирающих.
КАНОН 12
Краткое содержание. Имуществом портика, умершего без наследников, нельзя распоряжаться способом, противоречащим желанию умершего.
Текст. По совету наших братьев и всей курии, а также с воли и согласия префекта мы постановляем отменить тот дурной обычай, который до сих пор преобладал среди портиков, а именно распоряжаться вопреки желанию один умерший - из имущества Портикани, умершего без наследников; с тем, однако, пониманием, что в будущем портики останутся верными Римской церкви, нам и нашим преемникам.
КАНОН 13
Краткое содержание. Если кто нарушит перемирие Божие и после третьего увещевания не принесет удовлетворения, тот будет предан анафеме.
Текст. Если кто-либо нарушит Божье перемирие, епископ должен трижды увещевать его о возмещении ущерба. Если же он проигнорирует третье наставление, то епископ, либо по совету митрополита, либо по совету двух или одного из соседних архиереев, должен объявить приговор анафеме на нарушителя и письменно донести на него всем архиереям.
КАНОН 14
Краткое содержание. Мирянам категорически запрещается снимать приношения с алтарей римских церквей.
Текст. Следуя канонам святых отцов, мы категорически и под страхом анафемы запрещаем мирянам снимать приношения с алтарей церквей св. Петра , Спаса ( Латеранской базилики ), св. Марии Ротунды, словом, от алтарей любой из церквей или от крестов. Нашей апостольской властью мы запрещаем также укрепление церквей и обращение их в мирские нужды.
КАНОН 15
Краткое содержание. Фальшивомонетчики должны быть отлучены от церкви.
Текст. Кто изготовит или сознательно растратит фальшивые деньги, тот будет отлучен от общения верных (отлучен), как окаянный, как притеснитель бедных и возмутитель города.
КАНОН 16
Краткое содержание. Грабители паломников и торговцев должны быть отлучены от церкви.
Текст. Если кто-нибудь осмелится напасть на паломников, идущих в Рим для посещения святынь апостолов и молельных домов других святых, и отнять у них вещи, которые у них есть, или потребовать от купцов новых налогов и пошлин, пусть он будет отлучен от церкви, пока не сделает удовлетворение.
КАНОН 17
Краткое содержание. Аббаты и монахи могут не иметь cura animarum.
Текст. Мы запрещаем аббатам и монахам налагать публичные покаяния, посещать больных, совершать соборования и петь публичные мессы. Миро, святой елей, освящение алтарей и рукоположение клириков они должны получать от епископов, в епархиях которых они проживают.
КАНОН 18
Краткое содержание. Назначение священников в храмы принадлежит архиереям, и без их согласия они не могут принимать десятину и храмы от мирян.
Текст. Священники назначаются в приходские церкви епископами, перед которыми они несут ответственность за попечение о душах и другие относящиеся к ним вопросы. Им не разрешается принимать десятину и церкви от мирян без воли и согласия архиереев. Если они поступят иначе, пусть подвергнутся каноническим наказаниям.
КАНОН 19
Краткое содержание. Налоги, уплачиваемые монахами епископам со времен Григория VII, необходимо сохранить. Монахи не могут по давности приобретать имущество церквей и епископов.
Текст. Подат (servitium), который монастыри и их церкви платили епископам со времен Григория VII , будет сохранен. Мы категорически запрещаем аббатам и монахам приобретать по давности после тридцати лет имущество церквей и магазинов.
КАНОН 20
Краткое содержание. Церкви и их имущество, а также люди и вещи, связанные с ними, должны оставаться в безопасности и нетронутыми.
Текст. Помня пример отцов наших и исполняя обязанность нашего пастырского служения, мы постановляем, чтобы церкви и их имущество, а также связанные с ними лица, а именно клирики и монахи и их слуги ( конверси ), а также работники и вещи, которые они используют, останутся в целости и сохранности. Если же кто осмелится поступить вопреки этому и, сознав свое преступление, в течение тридцати дней не исправит должное, да будет отлучен от Церкви и предан анафеме.
КАНОН 21
Краткое содержание. Священнослужители крупных орденов не могут вступать в брак, а уже заключенные браки должны быть расторгнуты.
Текст. Мы категорически запрещаем священникам, дьяконам, иподиаконам и монахам иметь наложниц или вступать в брак. Мы постановляем, в соответствии с определениями священных канонов, что браки, уже заключенные такими лицами, должны быть расторгнуты и что лица должны быть осуждены на покаяние.
КАНОН 22
Краткое содержание. Отчуждение владений Равеннского экзархата осуждается, а Ординарии, составленные злоумышленниками, недействительны.
Текст. Мы осуждаем отчуждение, совершенное особенно Отто , Гвидо, Иеронимом и, возможно, Филиппом владений Равеннского экзархата. В общем мы объявляем недействительными отчуждения, каким бы образом ни совершали епископы и аббаты, будь то навязанные или канонически избранные, а также рукоположения, дарованные ими с согласия духовенства Церкви или симонически. Мы также категорически запрещаем любому священнослужителю каким-либо образом отчуждать своего пребенда или любое церковное бенефициарство. Если он осмелился сделать это в прошлом или осмелится сделать это в будущем, его действия будут недействительны и он подлежит каноническому наказанию.
Результаты совета
[ редактировать ]Латеранский I был первым из четырех Латеранских соборов, проходивших между 1123–1215 годами. Первый не был очень оригинален по своей концепции и не был призван решать актуальные богословские вопросы. По большей части папа Калликст II созвал собор для ратификации различных встреч и соглашений, которые происходили в Риме и его окрестностях в течение нескольких лет. Самым насущным вопросом был спор об инвестициях, который поглотил почти столетие разногласий и открытой войны. В основе вопроса было древнее право императора Священной Римской империи назначать папу, а также епископов и священников. Они были бы украшены каким-либо светским символом, таким как меч или скипетр, а также духовной властью, представленной кольцом, митрой и посохом. Неграмотному населению казалось, что епископ или аббат теперь стоят ниже короля и обязаны своим положением королю. Этот вопрос вышел на первый план в первой половине одиннадцатого века, когда Рим и Папа добивались автономии от императора Священной Римской империи. Это был центральный вопрос во времена правления Папа Григорий VII и его битвы с Генрихом IV, императором Священной Римской империи . [23] Вопрос так и не был решен. Годы обучения римских священников и епископов в Германии привели к появлению образованного поколения, которое отвергло идею божественного права королей .
Третий Латеранский собор и Четвертый Латеранский собор обычно считаются более важными, чем Латеранский I. Однако Латеранский I стал первым разом, когда на Западе был проведен общий и большой Собор. Все предыдущие Соборы проходили на Востоке, и на них доминировали греческие богословы и философы. [24] В борьбе между Стефаном Английским и Матильдой , дочерью Генриха I Английского , английская церковь ускользнула от строгого контроля, который осуществляли норманны. Стефан был вынужден пойти на многие уступки Церкви, чтобы получить некоторый элемент политического контроля. Историки в основном считали его правление катастрофой, называя его «Анархией» . [25]
Из-за политической необходимости императорам Священной Римской империи было запрещено напрямую назначать епископов королевства. На практике этот процесс в определенной степени продолжался. Вопрос отделения церкви от государства просто был переформулирован в ином направлении. Из всех григорианских реформ , воплощенных Латераном I, безбрачие духовенства было наиболее успешным. Симония была сокращена. С течением времени светское вмешательство в политику Церкви продолжалось, хотя и по-другому, чем в споре об инвеституре .
Некоторые историки утверждали, что Вормсский конкордат и его повторение Латераном I были не чем иным, как мерами Церкви по спасению лица. Генрих V, император Священной Римской империи, продолжал назначать епископов в своем королевстве. Его контроль над папством определенно ослаб. [26] В то время Вормсский конкордат был провозглашен великой победой Генриха V внутри Священной Римской империи. Это действительно помогло ограничить большую часть недавних войн внутри империи и за ее пределами. В конце концов, Генрих V умер монархом значительно сократившегося королевства. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хардуэн VI, 2 года, 1916 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Венский Синод, см. МАНСИ, XXI, 175.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Венский синод: ГАРДУЭН, VI, 2, 1752 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Синод Реймса, МАНСИ, XXI, 187 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Реймсский синод: HEFELE, Conciliengesch., V, 344.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Реймсский синод: ХАЛЛЕР, Переговоры в Музоне (1119 г.)
- ^ Конкордат Вормса, см. МАНСИ, XXI, 273, 287.
- ^ Конкордат Вормса: JAFFE, Bibl. Рер. нем., В, 383
- ^ Конкордат Червей: МУНК, Полное собрание всех конкордатов, I (Лейпциг, 1830 г.)
- ^ Конкордат Вормса: NUSSI, Conventiones de Rebus Eccles. (Майнц, 1870 г.)
- ^ Конкордат Вормса: БЕРНХЕЙМ, Об истории Вормского конкордата (Лейпциг, 1878 г.)
- ^ БРЕСЛАУ, Имперская копия Вормсского конкордата в сообщении. Института Австрии. История, 1885 г.
- ^ Марин-Гусман, Роберто (1992). «Крестовый поход в Аль-Андалус: формирование Реконкисты как идеологии в одиннадцатом веке». Исламские исследования . 31, № 3 (Осень): 295.
- ^ Биографии Пандульфа Алетрина, Арагония и Бернарда Гвидониса (Муратори, Script. Rer. Ital. III, 1, 418).
- ^ Ваттерих, «Vitae Rom. Папа Римский II, 115, Минь, PL, 163, 1071
- ^ Минь, PL, 163, 1073–1383.
- ^ Hardouin Concilia (VI, 2, 1949–1976).
- ^ D'Achery Spicinelium, Париж, 1723, II, 964; III, 478, 479
- ^ Роберт, буллер Папы Каликста II (Париж, 1891 г.)
- ^ МАУРЕР, Папа Каликст II, в 2-х частях (Мюнхен, 1886, 1889)
- ^ Маккаффри, Дж. (1908). Папа Каллист II. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ * Средневековый справочник: Первый Латеранский собор : Каноны с аннотациями.
- ^ Беллитто, Кристофер М., стр. 49–56 «Генеральные советы: история двадцати одного церковного совета от Никеи до II Ватиканского собора», Paulist Press, Махвей, Нью-Джерси, 2002 г.
- ^ Латуретт, KSP 475, 484–85 «История христианства», Eyre and Spottiswoode Ltd., Лондон, 1955.
- ^ Торндайк, L.p. 294 и последующие «История средневековой Европы, третье издание», Houghton, Mifflin, 1956.
- ^ Дальмус Дж., стр. 225–229, «Средние века, популярная история», Doubleday and Co., Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1968.
- ^ Гонтард, Ф., стр. 240–241, Кафедра Петра, История папства , Холт, Райнхарт и Уинстон, Нью-Йорк, 1964.
- Средневековый справочник: Первый Латеранский собор : Каноны с аннотациями
- Первый Латеранский собор