Третий Латеранский собор
Третий Латеранский собор | |
---|---|
Дата | 1179 |
Принято | Католическая церковь |
Предыдущий совет | Второй Латеранский собор |
Следующий совет | Четвертый Латеранский собор |
Вызванный | Папа Александр III |
Президент | Папа Александр III |
посещаемость | 302 |
Темы | Катаризм и вальденсианство , церковная дисциплина |
Документы и заявления | двадцать семь канонов , ограничение выборов кардиналами папских , осуждение симонии |
Хронологический список Вселенских соборов |
![]() |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
![]() |
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
![]() |
Третий Латеранский собор собрался в Риме в марте 1179 года. Папа Александр III Председательствовал , на нем присутствовали 302 епископа . Католическая церковь считает его одиннадцатым Вселенским собором .
По соглашению, достигнутому в Венецианском мире в 1177 году, ожесточенный конфликт между Александром III и императором Фридрихом I был прекращен. Когда в 1159 году умер папа Адриан IV , разделенные кардиналы избрали двух пап: Роланда Сиенского, принявшего имя Александра III, и Октавиана Римского, который, хотя и был выдвинут меньшим количеством кардиналов, был поддержан Фридрихом и принял имя Папы Виктора. IV . [1] Фридрих, желая устранить все, что стояло на пути его власти в Италии, объявил войну итальянским государствам и особенно церкви, пользовавшейся большим авторитетом. В результате этого конфликта возник серьезный раскол, и после смерти Виктора IV в 1164 году еще два антипапы против Александра III были назначены : Пасхал III (1164–1168) и Каллист III (1168–1178). В конце концов, по Венецианскому миру, когда Александр одержал победу, он пообещал Фридриху, что созовет Вселенский собор.
Помимо устранения остатков недавнего раскола , Собор осудил катарскую ересь и настаивал на восстановлении церковной дисциплины. Он также стал первым генеральным советом церкви, принявшим закон против содомии . Было проведено три заседания 5, 14 и 19 марта, на которых было обнародовано 27 канонов .
Наиболее важными из них были:
- Канон 1. Чтобы предотвратить возможность будущих расколов, только кардиналы должны были обладать правом выбирать папу . Кроме того, для того, чтобы выборы были признаны действительными, необходимо было получить большинство в две трети голосов. Если какой-либо кандидат объявит себя Папой, не получив необходимого большинства, он и его сторонники должны были быть отлучены от церкви .
- Канон 2 объявил недействительными рукоположения , совершенные антипапами Октавианом ( Виктор IV ), Гаем Кремским ( Пасхал III ) и Иоанном де Струмой ( Калликст III ).
- Канон 3 запрещал назначение на приход до 25 лет и в епископы до 30 лет.
- Канон 5 запрещал рукоположение клириков, не обеспеченных никакими средствами должной поддержки.
- Канон 7 запрещал взимать плату за проведение погребений, благословение брака или вообще совершение любого из таинств .
- Канон 11 запрещал священнослужителям иметь в своих домах женщин или посещать монастыри монахинь без уважительной причины; заявил, что женатое духовенство должно лишиться своих бенефициаров; и постановил, что священники, занимавшиеся «тот противоестественным пороком, за который гнев Божий обрушился на сыновей непослушания и уничтожил огнем пять городов» ( содомия ) [2] [3] должен быть низложен с духовной должности и обязан совершить покаяние, а миряне должны быть отлучены от церкви .
- Канон 18 требовал, чтобы каждая соборная церковь назначала мастера для обучения священнослужителей и бедных ученых церкви; эта акция помогла открыть соборные школы, которые позже стали университетами. [4] Он также регулировал лицензию на преподавание ( licentia docendi ), заявляя, что «никто не должен требовать никаких денег за лицензию на преподавание или под прикрытием какого-либо обычая требовать чего-либо от учителей или запрещать преподавать кому-либо, кто подходит и получил лицензию». ." Продажа лицензии на преподавание может помешать прогрессу церквей. [5]
- Канон 19 объявлял отлучение от церкви тех, кто пытался облагать налогом церкви и духовенство без согласия епископа.
- Канон 23 касается правильной организации проживания прокаженных.
- Канон 25 отлучил от церкви тех, кто занимается ростовщичеством .
- Канон 26 запрещает евреям и мусульманам иметь слуг-христиан и гласит, что показания христиан всегда следует принимать против евреев.
- Канон 27 подчеркивал обязанность князей подавлять ересь и осуждал «брабанцев, арагонцев, басков, наваррцев и других, которые практикуют такую жестокость по отношению к христианам, что не уважают ни церкви, ни монастыри, не щадят ни вдов, ни сирот, ни возраста, ни пола, но по языческому обычаю разрушают и опустошают все и детей, и не щадят никого ни по возрасту, ни по полу, но по язычески все разрушают и опустошают ). [6]
Среди многих участников Собора был Вильгельм Тирский , известный историк и в то время архиепископ Тирский . Вильгельм был послан Болдуином IV в качестве представителя Иерусалимского королевства , и о путешествии на Совет он написал в своей истории. [7] Королевство Венгрия представлял Андрей, архиепископ Калоча . [8]
Присутствовал избранный архиепископ Бременский Бертольд , ожидавший подтверждения своего избрания, хотя он не получил серьезных приказов . Его присутствие вызвало недовольство других архиепископов, и лоббирование герцога Генриха Льва Саксонского привело к отмене его выборов. Его бывший учитель Жирар ла Пюсель безуспешно выступил в его защиту. [9] [10]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Дж. П. Адамс, Конклав , Sede Vacante 1159 , получено: 21 марта 2017 г.
- ^ « Третий Латеранский собор , английский перевод» . 5 марта 1179 г.
- ^ Виктория Блуд, Невыразимое, гендер и сексуальность в средневековой литературе, 1000–1400 , стр. 66.
- ^ Николас Орм , Средневековые школы , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2006.
- ^ «Третий Латеранский собор – 1179 г. н.э.» Папская энциклика . 5 марта 1179 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Карен Салливан, Истина и еретик: кризис знаний в средневековой французской литературе (University of Chicago Press, 2005), с. 120
- ↑ Вильгельм Тирский, XXI.26.
- ^ * Удварди, Йожеф (1991). Биографии архиепископов Калочы (1000–1526) [Биографии архиепископов Калочи, 1000–1526] (на венгерском языке). Геррес Гезельшафт . п. 75.
- ^ Арно Хари (2010), Написание истории епископов Меца в средние века: Gesta episcorum конца VIII века. и в конце 14 века и siècle (докторская диссертация), Университет Поля Верлена - Мец , 2 тома, в томе. 2 , стр. 463–465.
- ^ Джон Б. Фрид (2016), Фредерик Барбаросса: Принц и миф , издательство Йельского университета , стр. 396–397.
Библиография
[ редактировать ]- Саммерлин, Даника (2019). Каноны Третьего Латеранского собора 1179 года: их происхождение и восприятие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-14582-5 .