Питер Канисиус
Питер Канисиус | |
---|---|
![]() | |
Доктор Церкви 2-й апостол Германии [1] | |
Рожденный | 8 мая 1521 г. Неймеген , герцогство Гельдерс , Нидерланды Габсбургские |
Умер | 21 декабря 1597 г. Фрибур , Швейцария | ( 76 лет
Почитается в | Католическая церковь |
Беатифицированный | 1864 г., Рим, Папа Пий IX. |
канонизирован | 21 мая 1925 года, Рим, Папа Пий XI. |
Главный храм | Колледж Святого Михаила Фрибур, Швейцария |
Праздник | 21 декабря; 27 апреля (Общий римский календарь, 1926–1969; текущий календарь SJ) |
Покровительство | Католическая пресса, Германия |
Подпись | |
![]() |
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
![]() |
Католическая Реформация и Возрождение |
Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
![]() |
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
![]() |
Питер Канисиус SJ ( голландский : Pieter Kanis ; 8 мая 1521 — 21 декабря 1597) — голландский -иезуит священник . Он стал известен своей решительной поддержкой католической веры во время протестантской Реформации в Германии , Австрии , Богемии , Моравии , Швейцарии и на Британских островах . Восстановление католической церкви в Германии после протестантской Реформации во многом связано с работой там Общества Иисуса, которым он руководил. его почитают В католической церкви как святого и Учителя Церкви .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в 1521 году в Неймегене в герцогстве Гельдерс , которое до 1549 года входило в состав Габсбургских Нидерландов в составе Священной Римской империи , а сейчас является Нидерландами . Его отцом был богатый бургермейстер Якоб Канис. Его мать, Эгидия ван Хаувенинген, умерла вскоре после рождения Петра. Его отправили учиться в Кёльнский университет , где он получил степень магистра в 1540 году, в возрасте 19 лет. [2]
Там он встретил Питера Фабера , одного из основателей Общества Иисуса . Благодаря ему Канисиус стал первым голландцем, присоединившимся к недавно основанному Обществу Иисуса в 1543 году. Благодаря своим проповедям и трудам Петр Канисиус стал одним из самых влиятельных католиков своего времени. Он руководил основанием и поддержанием первых немецкоязычных иезуитских колледжей, часто имея под рукой мало ресурсов. В то же время он проповедовал в городе и его окрестностях, а также дискутировал и преподавал в университете. [2] Из-за частых поездок между колледжами, что в то время было утомительным и опасным занятием, он стал известен как Второй апостол Германии. [ нужна ссылка ]
Канисий оказал сильное влияние на императора Фердинанда I. Старший сын короля (позже Максимилиан II ) назначил Фаузера, женатого священника, на должность придворного проповедника. Канисиус устно и письменно предупреждал Фердинанда I и выступал против Фаузера в публичных диспутах. Максимилиан был вынужден уволить Фаузера и по этому поводу всю оставшуюся жизнь затаил обиду на Канисия. [2]
В 1547 году он присутствовал на нескольких заседаниях Трентского собора . [3] Канисиус был влиятельным учителем и проповедником, особенно благодаря своему «Немецкому катехизису », книге, которая определила основные принципы католицизма на немецком языке и сделала их более доступными для читателей в немецкоязычных странах. Ему предложили пост епископа Вены в 1554 году, но он отказался, чтобы продолжить свои путешествия и учение. Однако он служил администратором Венской епархии в течение одного года, пока для нее не был назначен новый епископ. [ нужна ссылка ]
Он переехал в Германию, где был одним из главных католических богословов на Коллоквиуме в Вормсе в 1557 году, а позже служил главным проповедником в Аугсбургском соборе с 1559 по 1568 год, где он решительно свидетельствовал о своей вере на трех или четырех случаев каждую неделю. Канисий был известен как популярный проповедник. [3] В 1562 году он основал то, что впоследствии стало Инсбрукским университетом . [4]
В книге «Христос Царь – Господь истории» Энн В. Кэрролл говорится:
Протестантизм добился большого прогресса в Германии, потому что многие интеллектуалы приняли его, в результате чего католицизм стал казаться религией невежественных. Своими дебатами, сочинениями и учениями Петр показал, что католицизм совершенно рационален, а протестантские аргументы неубедительны.
Своими усилиями Петр Баварию (южную Германию) и Рейнскую область вернул Католической церкви (центральную Германию). Он также привлекал новообращенных в Австрии , Венгрии , Богемии и Польше . Польша стала в значительной степени протестантской, но благодаря усилиям Петра и других иезуитов она вернулась в Церковь и до сих пор остается католической, несмотря на коммунистические преследования.
К тому времени, когда он покинул Германию, Общество Иисуса в Германии превратилось из небольшой группы священников в мощный инструмент Контрреформации . Канисиус провел последние двадцать лет своей жизни во Фрибуре , где он основал иезуитский колледж Сен-Мишель , который готовил поколения молодых людей для карьеры и будущего обучения в университете. [5] В этот период произведения Канисиуса «были переведены почти на все языки Европы»; [6] например, его Summa Doctrinae Christianae (1554 г.) была переведена на шотландский язык Адамом Кингом и опубликована в 1588 г. [7]
В 1591 году, в возрасте 70 лет, Канисиус перенес инсульт , в результате которого его частично парализовало, но он продолжал проповедовать и писать с помощью секретаря до своей смерти во Фрибуре. [8]
Первоначально он был похоронен в церкви Св. Николая . Его останки были позже перенесены в церковь иезуитского коллегиума , который он основал и где он провел последний год своей жизни, и преданы земле перед главным алтарем церкви; комната, которую он занимал в эти последние месяцы, теперь превратилась в часовню, открытую для поклонения верующим. [9]
Пастырская стратегия
[ редактировать ]Канисиус жил в разгар протестантской Реформации и посвятил большую часть своей работы разъяснению католической веры в свете появления новых протестантских доктрин. Его непременным вкладом являются три катехизиса, которые он опубликовал на латыни и немецком языке, которые получили широкое распространение и популярность в католических регионах. [3] В своей борьбе с немецким протестантизмом он потребовал от Рима гораздо большей гибкости, утверждая:
Если вы будете относиться к ним правильно, немцы дадут вам все. Многие заблуждаются в вопросах веры, но без высокомерия. Они заблуждаются по-немецки, по большей части честны, немного простодушны, но очень открыты для всего лютеранского. Честное объяснение веры было бы гораздо эффективнее, чем полемическая атака на реформаторов. [10]
Он отверг нападки на Жана Кальвина и Меланхтона : «Подобными словами мы не лечим пациентов, мы делаем их неизлечимыми». [11]
Мариология Канисия
[ редактировать ]Канисий учил, что, хотя к Иисусу Христу ведет много дорог, для него почитание Пресвятой Девы Марии . лучшим является [12] Его проповеди и письма свидетельствуют о явной озабоченности почитанием Марии. [12] Под заголовком «молитва» он объясняет Аве Мария (Радуйся, Мария) как основу католического марианского благочестия. [13] Менее известны его Марианские книги, в которых он публиковал молитвы и созерцательные тексты. К «Радуйся, Мария» он добавил фразу: « Святая Мария, Богородица, молись о нас, грешных» , которую в то время обычно не читали после Ангельского приветствия. [14] Одиннадцать лет спустя оно было включено в Катехизис Тридентского собора 1566 года. [ нужна ссылка ]
Канисиус издал прикладную Мариологию для проповедников, в которой Мария описана нежными и теплыми словами. [15] Он активно продвигал братства Богоматери и ассоциации четок .
Теологически Канисиус защищал католическую мариологию в своей книге 1577 года « De Maria Virgine Incomparabili et Dei Genitrice Sacrosancta Libri Quinque» . [ нужна ссылка ] Книга была заказана Папой Пием V, чтобы представить фактическое изложение католических марианских учений в Библии, ранних христиан, отцов церкви и современного богословия. Канисиус объясняет и документирует учения Церкви на протяжении веков о личности и характере Марии, ее добродетелях и юности. [16] Он прослеживает исторические документы о вечной девственности Марии и ее свободе от греха. [17] Догмат о «Богородице» он объясняет многочисленными цитатами из отцов после Эфесского собора . Он показывает, что учение Церкви не изменилось. [18] Он отвечает на аргументы протестантов о sola scriptura , анализируя библейскую основу мариологии. [19] В пятой книге объясняется католический взгляд на допущение как на живую веру на протяжении веков, поддерживаемый наиболее выдающимися церковными писателями.
С сегодняшней точки зрения Канисий явно допустил ошибку в некоторых из своих источников, но благодаря его фактическому анализу первоисточников он считается одним из лучших богословских достижений 16 века. [20]
Почитание
[ редактировать ]Канисий был беатифицирован Папой Пием IX в 1864 году, а затем канонизирован и объявлен Учителем Церкви 21 мая 1925 года Папой Пием XI . [21] Его праздник был включен в Общий римский календарь в 1926 году и отмечался 27 апреля. В ходе литургической реформы 1969 года он был перенесен на 21 декабря, годовщину его смерти, обычный день празднования входа святого на небеса (хотя Общество Иисуса до сих пор соблюдает этот день 27 апреля).
Наследие
[ редактировать ]
В знак признания ранней работы Канисиуса в создании иезуитского образования в его честь названо несколько учебных заведений. Среди них — Колледж Канисиуса для семинаристов в Вене , Австрия, первое учреждение, названное в его честь, а также Колледж Канисиус, иезуитская средняя школа в его родном городе Неймегене и альма-матер Петера Ганса Кольвенбаха , недавнего генерал-настоятеля Общество Иисуса . Еще один колледж Канисиуса , университет, и Средняя школа Канисиуса , средняя школа, расположены в Буффало, штат Нью-Йорк . Кроме того, в Берлине, Германия, находится управляемый иезуитами колледж Канисиуса. Есть также две средние школы, названные в честь Канисиуса, Колесе Канисиуса ( Коллегиум Канисианум или Колледж Канисиус ) в Джакарте, Индонезия , и Римско-католический Канисианум HS в регионе Омусати в Намибии, Африка. [22]
Кроме того, есть начальная школа: Basisschool Petrus Canisius in Puth в Лимбурге , Нидерланды. В 1850 году на углу улиц Хаутмаркт и Паувельстраат в Неймегене была открыта больница Канисиус. В 1974 году она объединилась с больницей Вильгельмина, расположенной у входа в Йонкербос в Неймегене, и стала больницей Канисиус-Вильгемина. [ нужна ссылка ]
Apologetisch Vereniging St. Petrus Canisius Святого Петра Канисиуса (Ассоциация апологетики ) была основана в Нидерландах в 1904 году для защиты католической церкви от социализма и либерализма . [ нужна ссылка ]
С середины девятнадцатого века немецкие церковники, в том числе кардинал Михаэль фон Фаульхабер (1869–1952), считали Канисия новым «апостолом Германии», преемником святого Бонифация , из-за его важности для немецкого христианства. [23]
Работает
[ редактировать ]- (1555) изложение учений христианских Краткое
Более длинная версия (с цитатами из авторитетных источников):
- Том. 1: Вера, Надежда, Милосердие, Заповеди Церкви.
- Том. 2: Таинства
- Том. 3: Христианское оправдание, добрые дела, кардинальные добродетели, дары и плоды Святого Духа, восемь заповедей блаженства, евангельские советы и т. д.
- (1556) Малый катехизис ( Маленький катехизис )
- (1558) католиков для катехизис Маленький
- (1577) De Maria Virgine Incomparabili ( О Несравненной Деве Марии )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пабель, Хилмар М. (апрель 2014 г.). «Петр Канисиус и протестанты» . Журнал иезуитских исследований . 1 (3): 373–399. дои : 10.1163/22141332-00103002 . S2CID 170005470 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Браунсбергер, Отто. «Блаженный Петр Канисиус» , Католическая энциклопедия , том 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Святой Петр Канисий» . Францисканские СМИ . 21 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2018 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Инсбрукский университет» . www.newadvent.org . Проверено 28 июня 2017 г.
- ↑ Колледж был потерян иезуитами во время их подавления в 1773 году. Сначала под управлением местной епархии, а затем кантона , колледж, ныне известный как Колледж Св. Михаила, продолжает существовать как подготовительное учреждение совместного обучения. .
- ^ Доктор права, Томас Грейвс. Католические трактаты шестнадцатого века 1573–1600 гг. (PDF) . Уильям Блэквуд и сыновья . стр. льви.
- ^ Доктор юридических наук, Томас Грейвс (1901). Католические трактаты шестнадцатого века (1573–1600) (PDF) . Уильям Блэквуд и сыновья. стр. XXVI.
- ^ Гецци, Берт. «Святой Петр Канисиус, SJ (1521-1597)» , сайт ignatianspirituality.com, по состоянию на 27 июня 2017 г.
- ^ «CSM - l'Historique» (на французском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 7 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Бург, Kontroverslexikon, Эссен, 1903, с. 224
- ^ Бург 225
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стегмюллер, 1052 г.)
- ^ Штрайхер, 95 245 267.
- ^ См. его Катехизис 1555 г. (Streicher Catechismi, I, 12). Однако та или иная форма этого предложения уже присутствовала в некоторых итальянских произведениях предыдущего столетия (ср. Герберт Терстон, «Радуйся, Мария», Католическая энциклопедия (Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1910), том 7, New Advent). .
- ^ Размышления, 1591-1593 гг.
- ^ в первой книге
- ^ во второй книге
- ^ Книга третья
- ^ Книга четвертая
- ^ Отто Штегмюллер 1063
- ^ * «Жития святых на каждый день года» под редакцией преподобного Хьюго Хувера, социолога, доктора философии, Нью-Йорк: Catholic Book Publishing Co., 1955, стр. 164
- ^ «Качество образования» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2018 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ Хейд, Стефан. «Пленный Бонифаций: от апостольского миссионера к народам до «апостола германцев» ». Трирский богословский журнал (на немецком языке). 116 : 238–72.
Источники
[ редактировать ]- Петр Канисиус, (ред. Бурасси) De Maria Virgine Incomparable et Dei Genitrice Sacrosancta Libri , 1577 Quinque. Париж, 1862 год.
- Петрус Канисиус (редактор Фридрих Штрайхер), Meditaciones seunatae en evangelica lectiones , 1591–1593 (Фрибур, Швейцария, 1939, 1955)
Помимо перечисленных учебных заведений по всему миру, в Сиднее, Австралия (пригород Пимбл по адресу 102 Mona Vale Road), существует Колледж Питера Канизиуса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]