Йозеф Хергенретер
Йозеф Хергенретер | |
---|---|
Архивариус секретных архивов Ватикана. | |
![]() | |
Церковь | Костел |
Назначен | 9 июня 1879 г. |
Срок закончился | 3 октября 1890 г. |
Предшественник | Жан Батист Франсуа Питра |
Преемник | Луиджи Трипепи |
Другие сообщения |
|
Предыдущий пост(ы) | Кардинал-дьякон Сан-Никола-ин-Карцере (1879–88). |
Заказы | |
Рукоположение | 28 марта 1848 г. Джордж Антон фон Шталь |
Создан кардинал | 12 мая 1879 г. Папа Лев XIII |
Классифицировать | Кардинал-диакон |
Личные данные | |
Рожденный | Йозеф Хергенретер 15 сентября 1824 г. |
Умер | 3 октября 1890 г. Брегенц , Австро-Венгрия | ( 66 лет
Родители | Иоганн Якоб Хергенретер Ева Мария Хорш |
Альма-матер | Университет Вюрцбурга Мюнхенский университет |
Йозеф Хергенрётер (15 сентября 1824 — 3 октября 1890) — немецкий церковный историк и канонист , а также первый кардинал-префект Архива Ватикана . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в Вюрцбурге и был вторым сыном Иоганна Якоба Хергенрётера, профессора медицины Вюрцбургского университета . В 1842 году Хергенретер с заметным успехом окончил гимназию в своем родном городе и поступил в Вюрцбургский университет, чтобы пройти двухлетний курс философских исследований, к которым он добавил некоторые разделы теологии. Его исторические наклонности проявились уже в этом раннем возрасте в драматической поэме «Папст Грегор VII» (Вюрцбург, 1841).
Епископ фон Шталь проявил к нему интерес и в 1844 году отправил его в Collegium Germanicum et Hungaricum в Риме, куда он уже отправил Генриха Йозефа Доминикуса Денцингера и Франца Хеттингера . Среди его ученых учителей были Джованни Перроне и Карло Пассалья по доктринальному богословию, Томей по моральному богословию, Антонио Баллерини по истории церкви, Франциск Ксавье Патрици по толкованию Священных Писаний и Марцио по каноническому праву.
Политические проблемы 1848 года помешали завершить его теологическое обучение в Риме; он был рукоположен в сан священника 28 марта того же года и вернулся в Вюрцбург, где еще год продолжал свою церковную подготовку. В 1849 году он был назначен капелланом в Целлингене и на некоторое время посвятил себя обязанностям своей должности. В 1849 году он успешно боролся за степень доктора богословия в Мюнхенском университете и предложил в качестве диссертации трактат о тринитарном учении св. Григория Назианца ( Die Lehre von der göttlichen Dreieinigkeit nach d. heil. Gregor von Nazianz , Ратисбон, 1850 г.). Качества молодого доктора побудили теологический факультет Мюнхена предложить ему место преподавателя (приват-доцента) богословия, на что он согласился. Следуя древнему обычаю, он обосновал доверие университета печатной диссертацией ( Habilationsschrift ) о более поздних протестантских теориях происхождения католической церкви ( De catholicæ ecclesiæ primordiis recentiorum Protestantium systemata expenduntur). , Ратисбон, 1851). С этого момента он безоговорочно посвятил себя своим профессорским обязанностям.
В 1852 году его вызвали в Вюрцбург в качестве экстраординарного профессора канонического права и церковной истории; через три года (1855 г.) он получил полное право владения этим креслом. К другим своим обязанностям он добавил преподавание патрульной службы . В те годы Вюрцбург радовался появлению таких богословов, как Хеттингер, Денцингер, Ханляйн и Хергенретер.
Хергенрётера часто удостаивали избрания на должность декана своего факультета, а иногда и в университетский сенат; последнюю должность он никогда не занимал после 1871 года из-за своей оппозиции Игнацу фон Деллингеру . По той же причине его так и не избрали ректором университета. До 1869 года Хергенретер работал учителем и писателем, в основном занимаясь раннехристианской и византийской церковной историей. Открытие (1851 г.) греческого христианского текста, известного как « Философумена», побудило его изучить его спорное авторство в серии исследований в « Тюбингерском теоле». Quartalschrift (1852 г.) и в дополнительном томе (1856 г.) к первому изданию Kirchenlexikon Генриха Йозефа Ветцера и Бенедикта Вельте . Он снова защитил авторство Ипполита в Œsterreichische Vierteljahrschrift f. кат. Теол. (1863).
Хергенрётер особенно интересовался карьерой Фотия и происхождением греческого раскола и постоянно исследовал в главных библиотеках рукописи сочинений Фотия, чтобы представить оригинальные материалы в настолько совершенном тексте, насколько это было возможно. учредил. Это привело к публикации (Ратисбон, 1857) труда Photii Constantinopolitani Liber de Spiritus Sancti mystagogia . Он опубликовал в «Тюбе» очерки по той же работе и по « Амфилохии Фотия» . Теол. Кварталшрифт (1858 г.).
В 1860 году в Париже появилось минское издание «Фотия». [ 2 ] В нем было предложено множество текстовых поправок, принадлежащих Гергенретеру, особенно в «Амфилохии»; Минь перепечатал его предыдущее издание «Liber de Sp. Sancti mystagogia» против его воли. Когда появилась работа Алоиса Пихлера по истории разделения Восточной и Западной церквей (Мюнхен, 1864), Гергенретер был готов подвергнуть ее самой обстоятельной критике, что он и сделал в серии исследований в вюрцбургском теологическом периодическом издании. , «Хилианеум» (1864–65) и в «Архиве кат. Кирхенрехта» (1864–65). Результаты его двенадцатилетних исследований истории греческого раскола наконец появились в классической работе « Фотий Патриарх фон Константинопель, sein Leben, seine Schriften, und das griechische Schisma» (3 тома, Ратисбон, 1867–69). Дополнительный том носит название: Monumenta Greca ad Photium ejusque historiam pertinentia (Ratisbon). В этом монументальном произведении трудно сказать, принадлежит ли пальма первенства обширному знанию автором всего рукописного материала, его глубокой эрудиции или спокойному объективному отношению. Карл Крумбахер , историк византийской литературы, говорит, что произведение невозможно превзойти. В этих томах Гергенретер в мельчайших подробностях изложил здесь происхождение Византийской церкви, ее развитие с четвертого века и после смерти Фотия до завершения раскола в двенадцатом и тринадцатом веках.
Будучи профессором канонического права в Вюрцбурге, Хергенретер опубликовал несколько важных историко-канонических эссе на такие темы, как ранние церковные реорганизации (Ester, Vierteljahrsch. f. kath. Theol., 1862), канонические отношения различных обрядов в католической церкви (Ester, Vierteljahrsch. f. kath. Theol., 1862). Archiv f. kath. Kirchenrecht, 1862), политико-церковные отношения. Испания и Святой Престол (там же, 1863–66), а также каноническое право греков до конца девятого века (там же, 1870). Его интерес к церковным перипетиям своего времени проявился в ценных очерках о состоянии Церкви после Французской революции (Hist.-polit. Blätter, 1859), духе времени ( Zeitgeist ) и папском суверенитете (Der Katholik, 1861 г.) и Франко-Сардинский договор (Франкфорт, 1865 г.). Среди его историко-апологетических эссе - трактаты об ошибках, осужденных Святым Престолом в энциклике (программе) от 8 декабря 1864 г. (в Хилианеуме, 1865 г.), о почитании Пресвятой Богородицы в первые десять веков христианской эры. (Мюнстер, 1870 г.).
Он регулярно писал аналогичные, но более краткие статьи в вюрцбургские периодические издания, «Die katholische Wochenschrift» и «Chilianeum». Хергенретер постоянно пытался развивать среди верующих подлинные католические чувства и истинно христианскую жизнь. Он часто проповедовал и всегда был желанным оратором на общих собраниях немецких католических ассоциаций (Верайне; 1863–1877). Для встречи прусских епископов в Фульде (1870 г.) он подготовил исчерпывающее историческое исследование о грабеже Папской области , в котором подробно разработал аргументы в пользу светской власти папства.
В Мюнхене он приобрел репутацию одного из самых образованных богословов, стоящих на ультрамонтанской стороне вопроса о непогрешимости , который начал обсуждаться; а в 1868 году его отправили в Рим для организации работы Ватиканского Собора . Вместе с некоторыми другими католиками Хергенретер выразил сожаление по поводу позиции, которую заняли некоторые католические теологи примерно с 1860 года, в частности позиция знаменитого историка Деллингера. Работа последнего Kirche und Kirchen, Papsttum und Kirchenstaat (1861) подверглась критике со стороны Хергенрётера в «Der Katholik». На Мюнхенской встрече католических ученых (1863 г.) Хергенретер был одним из восьми, кто подал письменный протест против вступительной речи Деллингера о прошлом и настоящем католического богословия. Среди других подписавшихся были Генрих Муфанг фон Шезлер , Пауль Леопольд Хаффнер , Франц Хеттингер и Маттиас Йозеф Шебен . Вскоре Хергенрётеру пришлось ответить на брошюру доктора Фридриха Бернхарда Фердинанда Микелиса « Kirche oder Partei?». Эйн тебя оскорбляет. Freies Wort an den deutschen Episkopat («Церковь или фракция? Откровенное обращение к немецкому епископату»), в котором этот писатель яростно нападал на «майнцских» и «римских» богословов. Ответ Хергенрётера появился в «Хилианеуме» (1865 г.) под названием Kirche u. нихт Партей. Eine Antwort auf die jüngste Broschüre des Herrn Dr. Fr. Микелис (Церковь, а не фракция: ответ на последнюю брошюру доктора Микелиса). В том же обзоре (1863 г.) Хергенретер написал критический отчет о последних усилиях западных католиков по церковному воссоединению с восточными церквями.
Открытие Ватиканского собора (1870 г.) обострило внутренний конфликт в Германии. Хергенретер был главным защитником совета и его постановлений; еще в 1868 году он вместе с Хеттингером был назначен советником по подготовке работы совета и поселился в Риме. Его знание церковной истории, канонического права и католической догмы сделало его ценным сотрудником на многих тщательных и подробных предварительных заседаниях комиссии совета. Тем временем он вместе с Хеттингером подготовил и опубликовал в «Хилианеуме» (1869 г.) мемориал теологического факультета Вюрцбурга в ответ на пять вопросов, заданных баварским правительством относительно предстоящего собора. Он также опубликовал (Der Katholik, 1871) еще один подробный меморандум о Ватиканском соборе в ответ на одиннадцать вопросов, заданных баварским министром богослужения теологическому и юридическому факультетам Вюрцбурга. Этот мемориал, хотя и планировался, никогда официально не требовался правительством.
Оппозиция Ватиканскому собору достигла своего апогея в работе «Der Papst und das Concil » Януса (Дёллингера). В том же году (1869 г.) Хергенретер подготовил свой историко-теологический критический анализ «Анти-Янус» (Фрайбург, 1870 г.). Он также опубликовал ряд небольших брошюр в пользу совета и против Деллингера, например, «Die Irrthümer logischer Censor» (Фрайбург, 1870 г.) и критику заявления доктора Деллингера от 28 марта 1871 г. (Фрайбург, 1871 г.). Его перо также активно работало в «Historisch-politische Blätter», где он опубликовал (1870 г.) серию статей о «Allgemeine Zeitung» и ее письмах собора, о непогрешимости папы перед Ватиканским собором, а также о древних галликанцах и современные апеллянты. В 1871 году он опубликовал солидное исследование «Das unfehlbare Lehrant des Papstes» [Непогрешимый Магистериум (учительская контора) Папы, Пассау, 1871]. Эти тяжелые и изнурительные труды увенчались и частично подытожены новой работой « Katholische Kirche u. christlicher Staat in ihrer geschichtlichen Entwicklung u. в Безиеунг-ауф-Гегенварте (Католическая церковь и христианское государство в их историческом развитии и их отношении к современности) вместе с «Анти-Янусом виндикатусом» (Фрайбург, 1872 г., 2-е аннотированное изд., Фрайбург, 1876 г.). Первый представляет собой тезаурус информации о политико-церковных конфликтах прошлого и отличается бескомпромиссным тоном. Он был переведен на итальянский (Павия, 1877 г.) и английский язык (Лондон, 1876 г.; Балтимор, 1889 г.).
Он опубликовал свой Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte (Руководство по всеобщей церковной истории) в «теологической библиотеке» Гердера (Фрайбург, 1876 г.). Второе аннотированное издание вышло в 1879 году; в 1880 г. был добавлен третий том, содержащий записи и документальные свидетельства. Эта работа была и остается непревзойденной по обилию информации, точности изложения и разнообразию источников исторических доказательств. Вышло третье издание (1884–86), в котором примечания уже не печатаются отдельно, а сопровождают текст. Автор этой статьи является редактором четвертого издания (3 тома, Фрайбург, 1902-1909). Когда было предложено выпустить новое издание «Kirchenlexikon» Ветцера и Вельте, Хергенрётер, естественно, был предложен как ученый, наиболее способный выполнить эту гигантскую задачу. Он принял это, но был вынужден отказаться от него, едва начав; его возведение в сан кардинала с обязательством римской резиденции не оставляло ему свободы для предприятия. В первом томе содержится множество статей, вышедших из-под его пера, некоторые из них довольно объемные. Он не смог сделать столько же для других томов — всего там восемьдесят семь статей, подписанных им. Другие мелкие литературные задачи занимали его свободные часы в последний период его жизни в Вюрцбурге. Различными субъектами были Пий IX (Вюрцбург, 1876 г.); Афанасий Великий (Кёльн, 1876 г.); Кардинал Мори в «Католической студии» (Вюрцбург, 1878 г.); краткая история пап (Вюрцбург, 1878 г.); обет бедности среди восточных монахов в «Архиве кат. Кирхенрехта» (1877 г.); каноническое значение номинации (там же, 1878). Работы Хергенрётера на кафедрах церковной истории и канонического права, а также его твёрдая позиция по важнейшим церковным вопросам того времени завоевали ему доверие всех епископов и католических учёных Германии.
В 1877 году Пий IX признал его заслуги перед Ватиканским собором и церковными науками, назначив его домашним прелатом . Когда Лев XIII решил открыть Архивы Ватикана для ученых всего мира, он нашел в нем ученого, которому он мог безопасно доверить практическое исполнение этого благородного поступка. Хергенрётер был назначен кардиналом-дьяконом Сан-Николо-ин-Карцере 12 мая 1879 года. Позже он был переведен в Санта-Марию-ин-Виа Лата. Он также был назначен кардиналом-префектом Апостольских архивов — новой должности, которую он занял первым и на которой ему было поручено наладить исследовательскую работу в архивах Ватикана и систематизировать на научной основе научные материалы. работать среди этих богатых сокровищ. То, что он удовлетворительно и даже щедро воплощал в жизнь взгляды Льва XIII, признают многочисленные историки, работавшие в архивах с 1879 года. Хергенретер также был членом нескольких римских конгрегаций (Индекс, Исследования и Чрезвычайные церковные дела). ) и защитник нескольких религиозные институты . Более того, он взялся редактировать официальную переписку ( Regesta ) Льва X, занятие довольно неблагодарное и весьма трудное из-за крайне плохого почерка того дня. Ему эффективно помогал его младший брат Франц Хергенретер, который сопровождал его в Рим. Перед своей смертью кардинал опубликовал восемь частей или глав этого обширного труда «Leonis X Pont. Maximi Regesta», Vol. I (Фрайбург, 1884–85). Небольшая часть второго тома была издана (Фрайбург, 1891 г.) его братом и коллегой-редактором, с тех пор публикация прекратилась по причине возвращения последнего в Вюрцбург в качестве каноника-капитуля собора.
Кардинал Хергенретер предпринял еще одну работу самого требовательного характера, продолжение Карла Йозефа фон Гефеле «Истории соборов» , два тома которой он опубликовал перед смертью (т. VIII, Фрайбург, 1887 г.; т. IX, 1890 г.). ). Последний том содержит предварительную историю Тридентского Собора , а также историю лютеранской Реформации.

Он много пострадал в последние годы своей жизни в результате апоплексического приступа, который сильно покалечил его, но не повлиял на яркость и силу его ума. Он смог продолжать свои литературные труды до дня своей смерти. Во время летних каникул 1890 года он поселился в цистерцианском аббатстве Мерерау (на Боденском озере), гостеприимством которого он не раз пользовался. В этом укромном месте он получил еще один апоплексический удар и умер. Его похоронили в церкви аббатства. В 1897 году друзья поставили ему в память подходящий памятник и освятили его (25 марта).
Он был стойким сторонником догмы о непогрешимости . В 1870 году он написал «Анти-Янус» , ответ на «Папу и собор» Януса ( Игнаца фон Деллингера и Иоганна Фридриха ), который произвел в то время большую сенсацию. В 1877 году он стал прелатом папского дома; он стал кардиналом-дьяконом в 1879 году, а затем стал хранителем архивов Ватикана.
Он умер в Мерерау . аббатстве [ 3 ] недалеко от Брегенца в 1890 году.
Его портрет, очевидно, был написан американским художником швейцарского происхождения Адольфо Мюллер-Ури (1862–1947) в течение двух лет, которые он провел во время учебы в Италии (1882–1884), и, вероятно, был подписан Ad. Мюллер. Его нынешнее местонахождение неизвестно.
Работает
[ редактировать ]Из других работ Хергенрётера наиболее важными являются:
- его история Папской области со времен революции ( Der Papal States начиная с Французской революции , Фрайбург I. Б., 1860; фр. пер., Лейпциг, 1860)
- его большой труд об отношениях церкви и государства ( Католическая церковь и христианское государство в их историческом развитии и в отношении к современным вопросам , 2 части, Фрайбург i. B., 1872; 2-е изд. расширенное, 1876; англ. пер., Лондон, 1876 г., Балтимор, 1889 г.)
- его вселенская церковная история ( Справочник по всеобщей церковной истории , 3 тома, Freiburg i. B., 1876–1880; 2-е изд., 1879 и т. д.; 3-е изд., 1884–1886; 4-е изд., Питер Кирш, 1902 г.) и др.; французский пер., Париж, 1880 и др.);
Ветцера и Вельте Он также нашел время на некоторое время для редактирования нового издания Kirchenlexikon (1877 г.), для руководства публикацией части Регесты Папы Льва X (Фрайбург IB, 1884-1885 гг.) и добавления двух тома Карла Йозефа фон Хефеле ( «Conciliengeschichte» ib., 1887 и 1890).
Примечания
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2011 г. ) |
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Йозеф Хергенротер» . www.newadvent.org . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Греческий патруль , 11-14.
- ^ Ханс Дитер Бетц, Дон С. Браунинг, Бернд Яновский, Религия прошлого и настоящего: энциклопедия теологии и религии, Брилл, 1999.
Ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Йозеф Хергенретер ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хергенрётер, Йозеф фон ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Йозефом Хергенрётером , на Викискладе?
- 1824 рождения
- 1890 смертей
- Писатели из Вюрцбурга
- Люди из Королевства Бавария
- Немецкие кардиналы XIX века
- Немецкие католические богословы XIX века
- Немецкие историки XIX века
- Папа Лев XIII
- Кардиналы, созданные Папой Львом XIII
- Члены группы Cartellverband
- Выпускники Вюрцбургского университета
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Духовенство из Вюрцбурга