Ультрамонтанизм

Ультрамонтанизм — это клерикальная политическая концепция внутри католической церкви , которая уделяет большое внимание прерогативам и полномочиям Папы . Это контрастирует с галликанизмом , верой в то, что народная гражданская власть, часто представленная властью монарха или государства , над Церковью сравнима с властью Папы.
История
[ редактировать ]Этот термин пришел из Средневековья , когда папой-неитальянцем называли papa ultramontano – папу из-за гор ( Альп ). [ 1 ] Иностранных студентов в средневековых итальянских университетах также называли ультрамонтани .
После протестантской Реформации во Франции эта концепция была возрождена, но с измененной направленностью, чтобы указать на человека «за горами» в Италии: Папу Римского. Термин ультрамонтан использовался для обозначения католиков, которые поддерживали папскую власть во французских делах - в отличие от галликанских и янсенистских фракций, которые этого не делали - и был задуман как оскорбление, подразумевающее отсутствие патриотизма. [ 1 ] С 17 века ультрамонтанизм стал тесно связан с иезуитами . [ 2 ]
В 18 веке этот термин стал обозначать сторонников церкви в любом конфликте между церковью и государством. В Австрии ультрамонтанисты были противниками жозефинизма , а в Германии — фебронианства . В Великобритании и Ирландии ультрамонтанисты сопротивлялись цизальпинизму , выступавшему за уступки протестантскому государству для достижения католической эмансипации .
В Испании восемнадцатого века монархи Бурбонов начали проводить политику регализма , которая расширила власть монархии и стремилась поставить католическую церковь под свою юрисдикцию во всех вопросах, кроме духовной сферы. Карл III Министры Испании , граф Флоридабланка и граф Кампоманес отвергли доводы ультрамонтанистов о том, что Церковь имеет неотъемлемые права в светской сфере. [ 3 ] Регалистские реформы, которые стремилась осуществить испанская корона, не были полностью успешными, а сопротивление им объяснялось поддержкой Общества Иисуса, изгнанного из Испанской империи в 1767 году, но до этого занимавшегося просветительством. [ 4 ]
В Канаде большинство католического духовенства презирало Французскую революцию и ее антиклерикальные предубеждения и обращалось к Риму за духовным и политическим руководством. Было много мирян и мирянок, которые поддерживали эти идеалы как ключ к сохранению канадских институтов и ценностей. По этой причине их называли ультрамонтанистами. Ультрамонтаны не доверяли как протестантским англоязычным, так и франкоязычным политикам, но Церкви было легче иметь дело с британскими губернаторами, которые ценили роль Церкви в сдерживании инакомыслия, чем с франкоязычными либеральными профессионалами, которые были секуляристами. [ 5 ]
Первый Ватиканский Собор
[ редактировать ]
По словам католического академика Джеффри П. фон Аркса ,
Угроза католической церкви и папству в XIX веке была реальной, и реакция церкви на эту угрозу была понятна. Действительно, церковь оставалась под угрозой со всех сторон. Слева светские либералы стремились уменьшить или устранить роль церкви в общественной жизни и гражданском обществе (например, подавляя церковные школы и изгоняя религиозные общины). Более радикальные наследники революции, а также социалисты и коммунисты, в которых они превратились, по-прежнему были привержены полному разрушению церкви. Но угроза исходила также со стороны правых националистов. Отто фон Бисмарка «Культуркампф» был направлен непосредственно на католическую церковь, вводя государственный надзор за католическими школами и семинариями и назначая правительством епископов без привязки к Риму. [ 6 ]
Ответом было осуждение галликанства как еретического:
[Мы] осуждаем и отвергаем мнения тех, кто считает, что это общение верховного главы с пастырями и паствой может быть законно затруднено; или что оно должно зависеть от гражданской власти, что заставляет их утверждать, что то, что определено апостольским престолом или его властью относительно управления церковью, не имеет силы или действия, если оно не подтверждено соглашением гражданской власти. власть. [ 7 ]

Собор также подтвердил главенство папы . В июле 1870 года была издана догматическая конституция Pastor aeternus , определявшая четыре доктрины католической веры: апостольское первенство, возложенное на Петра , вечность этого первенства у римских понтификов, значение и власть папского первенства и папская непогрешимость .
[Мы] учим и заявляем, что по божественному постановлению Римская Церковь обладает преимущественным правом обычной власти над любой другой Церковью и что эта юрисдикционная власть Римского Понтифика является одновременно епископальной и непосредственной. И духовенство, и верующие любого обряда и достоинства, как единолично, так и коллективно, обязаны подчиняться этой власти обязанностью иерархического подчинения и истинного послушания, и это не только в вопросах веры и нравственности, но и в тех, которые касаются дисциплина и управление Церковью во всем мире. [ 8 ]
Фон Аркс сравнивает это с «великими империями и национальными государствами XIX века, которые использовали новые средства связи и транспорта для консолидации власти, обеспечения единства и построения бюрократии». [ 6 ] «Кардинал Генри Эдвард Мэннинг в Великобритании считал, что единство и дисциплина внутри церкви имеют первостепенное значение для защиты церкви и продвижения ее интересов в либеральном, демократическом государстве, и поэтому он был одним из самых решительных сторонников ультрамонтанской позиции». [ 6 ] Английские епископы на соборе отличались ультрамонтанизмом и описывались как « большие католики, чем сам Папа ». [ 9 ]
Реакция
[ редактировать ]Разделение церкви и государства в истории католической церкви. |
---|
Другие христианские группы за пределами католической церкви объявили это триумфом того, что они назвали «ересью ультрамонтанизма». В частности, оно осуждалось в «Декларации Католического конгресса в Мюнхене», в Боннских тезисах и в Утрехтской декларации , которые стали основополагающими документами старых католиков ( Altkatholische ) , расколовшихся с Римом из-за декларации о непогрешимости и верховенство, присоединившись к Католическому Престолу Старого Епископального Ордена Утрехта , который был независим от Рима с 1723 года. [ 7 ]
Как и в случае с предыдущими заявлениями Папы, либералы по всей Европе были возмущены доктриной непогрешимости, и многие страны отреагировали на это законами, противодействующими влиянию церкви. Термин «ультрамонтанизм» был возрожден во время Третьей французской республики (1870–1940) как уничижительный способ описания политики, которая шла вразрез с laïcité , концепцией, уходящей корнями в Французскую революцию. Французский философ Жак Маритен отметил различие между моделями, существовавшими во Франции, и моделями разделения церкви и государства в Соединенных Штатах в середине двадцатого века. Он считал модель США того времени более дружелюбной, потому что она имела как «резкое различие, так и фактическое сотрудничество» между церковью и государством, то, что он называл «историческим сокровищем» и увещевал Соединенные Штаты: «Пожалуйста, Богу, чтобы вы сохранили это». осторожно и не позволяйте вашей концепции отделения отклониться от европейской». [ 10 ]
После объединения Италии и внезапного (и неофициального) закрытия Первого Ватиканского собора в 1870 году из-за начала франко-прусской войны ультрамонтанистское движение и противостоящий ему соборизм в значительной степени устарели. Однако некоторые весьма крайние тенденции меньшинства приверженцев ультрамонтанизма – особенно те, которые приписывали римскому понтифику, даже в его частных взглядах, абсолютную непогрешимость даже в вопросах, выходящих за пределы веры и морали, и безупречность – сохранились и охотно использовались противниками ультрамонтанизма. Католическая церковь и папство перед Вторым Ватиканским собором (1962–1965) для использования в своей пропаганде. Эти крайние тенденции, однако, никогда не были поддержаны догмой Первого Ватиканского Собора 1870 года о папской непогрешимости и первенстве, а скорее были вдохновлены ошибочными частными мнениями некоторых мирян-католиков, склонных полностью отождествлять себя со Святым Престолом.
В , принятой Вторым Ватиканским собором Догматической конституции церкви Lumen gentium , учение католической церкви о власти папы, епископов и соборов получило дальнейшее развитие. Постсоборная позиция Апостольского Престола не отрицала ни одну из предыдущих доктрин папской непогрешимости или папского первенства ; скорее, он сместил акцент со структурной и организационной власти на доктринальную преподавательскую власть (также известную как магистратура ). Папский магистериум , то есть папская учительская власть, был определен в Lumen gentium № 25 и позднее кодифицирован в редакции Канонического права 1983 года .
Споры
[ редактировать ]
Некоторые, такие как бывший кардинал Йозеф Ратцингер , утверждали, что католическое социальное учение о субсидиарности может превзойти ультрамонтанизм и потенциально децентрализовать католическую церковь. [ 11 ] тогда как другие защищают это как просто бюрократическую меру, направленную на то, чтобы дать больше пастырской ответственности местным епископам и священникам местных приходов. [ 12 ]
Вызовы ультрамонтанизму оставались сильными внутри и за пределами римской юрисдикции. [ 13 ] Ультрамонтанизм особенно затмил экуменическую работу между католической церковью и лютеранами , и англиканами . [ 14 ] Совместная англиканско-римско-католическая международная консультация опубликовала «Дар власти» в 1999 году, выдвигая на первый план соглашения и разногласия по этим вопросам. [ 15 ]
Позиция других традиционных церквей
[ редактировать ]![]() |
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Ультрамонтанизм отличается от позиций, принятых другими традиционными церквями, особенно англиканской общиной, восточно-православной общиной, восточно-православной общиной, Старой католической церковью или Церковью Востока . Эти церкви считают Папу primus inter pares , когда церкви были объединены в полное общение, и, как правило, до сих пор признают этот статус, хотя и в ухудшенной форме из-за разобщенности; точно так же они не признают доктрины непогрешимости или предполагаемую универсальную юрисдикцию Папы над патриархатами и автокефальными церквями, кроме церкви самого Рима, за исключением случаев, когда это является частью концепции primus inter pares . [ 16 ]
В совместном согласованном заявлении «Дар власти» (1999 г.) Католическая церковь и Англиканская община договорились о коллегиальном характере жизни и деятельности епископов. [ 17 ] : 148 Точно так же обе церкви признавали роль епископского первенства в коллегии епископов. [ 17 ] : 151 По вопросу всеобщего главенства Папы в совместном докладе были найдены точки соприкосновения и заявлено, что «особый вывод» их обсуждений заключался в том, «что англиканцы будут открыты и желают восстановления и повторного приема при определенных четких условиях осуществление вселенского первенства епископом Рима»; [ 17 ] : 159 тем не менее, сохранялось четкое различие между англиканским взглядом на универсальное главенство, осуществляемое в рамках универсальной коллегиальности, и католическим взглядом на универсальное главенство с фактической универсальной юрисдикцией.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бениньи, Умберто. «Ультрамонтанизм». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 6 января 2019 г.
- ^ Унтербургер, Клаус, «Ультрамонтанизм», Религия прошлого и настоящего . 2006, ISBN 9789004146662
- ^ Фаррисс, Нью-Мексико Корона и духовенство в колониальной Мексике 1759-1821 гг . Лондон: Атлон Пресс 1968, стр. 97.
- ^ Фаррисс, Корона и духовенство , с. 105.
- ^ Белшоу, Джон Дуглас. «Ультрамонтанизм и секуляризм», История Канады: до Конфедерации , проект Открытого учебника Британской Колумбии
- ^ Jump up to: а б с Фон Аркс, Джеффри (10 июня 2015 г.). «Как Ватикан изменил церковь?» Журнал Америки .
- ^ Jump up to: а б О'Нил, Тейлор Патрик (12 октября 2018 г.). «Защита ультрамонтанизма против галликанизма» . Журнал церковной жизни . Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Вечный пастырь» , Конст. Церкви Христовой, 18 июля 1870 г.
- ^ Нобили-Вителлески, Франческо (1876). Ватиканский Совет; Восемь месяцев в Риме во время Ватиканского собора . Лондон: Джон Мюррей. п. 28.
- ^ Карсон, Д.А. (2008), Возвращение к Христу и культуре , Wm. Б. Эрдманс, с. 189, ISBN 9780802831743 , получено 10 февраля 2012 г.
- ^ Джон Л. Аллен, Папа Бенедикт XVI: Биография Джозефа Ратцингера (Лондон: A&C Black, 2001), 308-309. ISBN 0826413617 , 9780826413611
- ^ См., например, Винценц Гассер, пер. Джеймс Томас О'Коннор, Дар непогрешимости: официальное мнение о непогрешимости епископа Винсента Феррера Гассера на I Ватиканском соборе (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986/2008). ISBN 1681494914 , 978168149491
- ^ например, Дерек Гастингс, Католицизм и корни нацизма: религиозная идентичность и национал-социализм ( Oxford University Press , 2009), 17-22. ISBN 0199741417 , 9780199741410
- ^ Рассел Т. Мюррей, Англикане и католики в диалоге о папстве: подарок для всех христиан (Махва, Нью-Джерси: Paulist Press, 2017). ISBN 0809149605 , 9780809149605
- ^ Международная англиканская/римско-католическая комиссия, Дар власти: власть в церкви III (Торонто: Англиканский книжный центр, 1998). ISBN 1551262460 , 9781551262468
- ^ «Англиканство и папство» . Англиканский католик. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «В поисках полностью примиренной Церкви» (PDF) . СПКК (2016) . Проверено 16 июня 2018 г.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дар власти (телеканал «Вечное слово»)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.