Развитие доктрины
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2015 г. ) |

![]() |
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Развитие доктрины — это термин, используемый Джоном Генри Ньюманом и другими богословами, находившимися под его влиянием, для описания того, как католическое учение становилось более подробным и ясным на протяжении веков, в то время как более поздние утверждения доктрины остаются согласующимися с более ранними утверждениями.
Прекурсоры
[ редактировать ]В XVI веке Эразм , основываясь на исторических свидетельствах, противоречиво предположил реальность развития доктрины в некоторых важных областях: например, папское верховенство («Я никогда не сомневался в суверенитете Папы, но было ли это верховенство признано в время святого Иеронима, у меня есть сомнения» [1] : 197 ) и Троицы и filioque («Мы (теперь) дерзаем называть Святого Духа истинным Богом, исходящим от Отца и Сына, чего древние не смели сделать». [2] ).
Формулировка Ньюмана
[ редактировать ]Этот термин был введен в книге Ньюмана 1845 года «Очерк развития христианской доктрины» .
Он утверждал, что различные католические доктрины, не принятые протестантами (например, преданность Пресвятой Деве Марии или Чистиллищу ), имели историю развития, аналогичную доктринам, которые были приняты протестантами (такими как Троица или божественность и человечество Христа ). По его мнению, такое развитие событий было естественным и благотворным последствием работы разума над изначальной открытой истиной, чтобы вывести следствия, которые поначалу не были очевидны. Эта мысль Ньюмана оказала большое влияние на епископов на Втором Ватиканском соборе и проявляется в их заявлении о том, что «понимание вещей и слов, передаваемых из поколения в поколение, растет благодаря созерцанию и изучению верующих, [...] [что ] постоянно стремится к полноте божественной истины». [3]
Г.К. Честертон охарактеризовал развитие доктрины как:
Когда мы говорим, что щенок развивается в собаку, мы не имеем в виду, что его рост представляет собой постепенный компромисс с кошкой; мы имеем в виду, что он становится более собачьим, а не менее. Развитие — это расширение всех возможностей и последствий доктрины, поскольку есть время их различить и выявить;
- Г. К. Честертон, глава I, Святой Фома Аквинский , 1933 г. [4]
В отличие от эволюции догм
[ редактировать ]![]() |
Существует более радикальное понимание развития доктрины, известное как эволюция догм . Эта точка зрения, смешанная с такими философскими течениями, как витализм , имманентизм и историзм , была в центре модернистской полемики во время папства Пия X и была осуждена в энциклике Pascendi dominici gregis . Хотя интеллектуалы -модернисты, такие как Джордж Тиррелл и Альфред Луази , иногда указывали на влияние идей Ньюмана на их мышление, их целью было не столько понять древние корни церковной доктрины, сколько заставить ее изменить смысл в соответствии с их собственными идеями в либеральный дух того времени. [5]
Восточное православие
[ редактировать ]Протоиерей Олег Давыденков писал: «Эта теория очень удобна для западных христиан, поскольку позволяет легко обосновать произвольные догматические новации как Римско-католической церкви, так и протестантских конфессий. С одной стороны, эта теория кажется вполне логичной, но с другой — приводит к парадоксальным выводам. В этом случае нам придется признать, например, что Церковь времен апостолов и даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, посещавший курс догматики. .Естественно, с таким пониманием проблемы согласиться невозможно». [6]
Дэниел Латтье утверждал, что некоторые старшие восточно-православные мыслители не отвергали эту концепцию полностью и что восточное православие может допускать определенную форму доктринального развития, хотя и более ограниченную, чем западные ее формы. [7]
См. также
[ редактировать ]- Томас Байес
- Теорема Байеса
- Байесовская вероятность
- Грамматика согласия
- Вероятность
- Прогрессивное откровение (христианство)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаске, Фрэнсис Эйдан (1900). Канун Реформации. Исследования религиозной жизни и мысли английского народа в период, предшествовавший отказу Генриха VIII от римской юрисдикции .
- ^ Христос-фон Ведель, Кристина (2013). «Эразм Роттердамский: защитник нового христианства» . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/j.ctt5hjw2k.22 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Конституция по Откровению , статья 8,
- ^ Честертон, ГК (1933). Святой Фома Аквинский .
- ^ «Модернизм», в «Глоссарии», Католический альманах 1987 года , Хантингтон, Индиана: Наш воскресный посетитель, стр. 318.
- ^ Давыденков, Олег (2005). "Часть первая. Введение в догматическое богословие раздел I. Догматическое богословие как наука". Догматическое богословие .
Теория эта очень удобна для западных христиан, поскольку легко позволяет оправдать произвольные догматические нововведения как Римо-Католической церкви, так и протестантских конфессий. С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но с другой — она ведёт к парадоксальным выводам. В таком случае придется, например, признать, что Церковь времен апостолов и даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики. Естественно, что с таким пониманием проблемы согласиться нельзя
- ^ Дэниел Дж. Латтье (2011). «Православное неприятие доктринального развития» . Экклесия (20 (4)): 389–410.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Генри Ньюман. Очерк развития христианского учения . (1845 г., переработка 1878 г.).
- Джон Р. Уайт, «Развитие доктрины и философия истории. Теория кардинала Ньюмана в свете философии истории Эрика Фогелина», American Catholic Philosophical Quarterly , весна 2009 г., vo. 83, нет. 2, 201–218. Предварительная версия: https://www.academia.edu/2150506/Doctrinal_development_and_the_philosophy_of_history_Cardinal_Newman_s_theory_in_the_light_of_Eric_Voegelin_s_philosophy_of_history
- Джон Р. Уайт, «Св. Бонавентура и проблема развития доктрины», American Catholic Philosophical Quarterly, vol. 85, нет. 1, зима 2011 г., 177-202. Предварительная версия: https://www.academia.edu/2150520/St_Bonaventure_and_the_problem_of_doctrinal_development .