Jump to content

Развитие доктрины

Джон Генри Ньюман

Развитие доктрины — это термин, используемый Джоном Генри Ньюманом и другими богословами, находившимися под его влиянием, для описания того, как католическое учение становилось более подробным и ясным на протяжении веков, в то время как более поздние утверждения доктрины остаются согласующимися с более ранними утверждениями.

Прекурсоры

[ редактировать ]

В XVI веке Эразм , основываясь на исторических свидетельствах, противоречиво предположил реальность развития доктрины в некоторых важных областях: например, папское верховенство («Я никогда не сомневался в суверенитете Папы, но было ли это верховенство признано в время святого Иеронима, у меня есть сомнения» [1] : 197  ) и Троицы и filioque («Мы (теперь) дерзаем называть Святого Духа истинным Богом, исходящим от Отца и Сына, чего древние не смели сделать». [2] ).

Формулировка Ньюмана

[ редактировать ]

Этот термин был введен в книге Ньюмана 1845 года «Очерк развития христианской доктрины» .

Он утверждал, что различные католические доктрины, не принятые протестантами (например, преданность Пресвятой Деве Марии или Чистиллищу ), имели историю развития, аналогичную доктринам, которые были приняты протестантами (такими как Троица или божественность и человечество Христа ). По его мнению, такое развитие событий было естественным и благотворным последствием работы разума над изначальной открытой истиной, чтобы вывести следствия, которые поначалу не были очевидны. Эта мысль Ньюмана оказала большое влияние на епископов на Втором Ватиканском соборе и проявляется в их заявлении о том, что «понимание вещей и слов, передаваемых из поколения в поколение, растет благодаря созерцанию и изучению верующих, [...] [что ] постоянно стремится к полноте божественной истины». [3]

Г.К. Честертон охарактеризовал развитие доктрины как:

Когда мы говорим, что щенок развивается в собаку, мы не имеем в виду, что его рост представляет собой постепенный компромисс с кошкой; мы имеем в виду, что он становится более собачьим, а не менее. Развитие — это расширение всех возможностей и последствий доктрины, поскольку есть время их различить и выявить;

- Г. К. Честертон, глава I, Святой Фома Аквинский , 1933 г. [4]

В отличие от эволюции догм

[ редактировать ]

Существует более радикальное понимание развития доктрины, известное как эволюция догм . Эта точка зрения, смешанная с такими философскими течениями, как витализм , имманентизм и историзм , была в центре модернистской полемики во время папства Пия X и была осуждена в энциклике Pascendi dominici gregis . Хотя интеллектуалы -модернисты, такие как Джордж Тиррелл и Альфред Луази , иногда указывали на влияние идей Ньюмана на их мышление, их целью было не столько понять древние корни церковной доктрины, сколько заставить ее изменить смысл в соответствии с их собственными идеями в либеральный дух того времени. [5]

Восточное православие

[ редактировать ]

Протоиерей Олег Давыденков писал: «Эта теория очень удобна для западных христиан, поскольку позволяет легко обосновать произвольные догматические новации как Римско-католической церкви, так и протестантских конфессий. С одной стороны, эта теория кажется вполне логичной, но с другой — приводит к парадоксальным выводам. В этом случае нам придется признать, например, что Церковь времен апостолов и даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, посещавший курс догматики. .Естественно, с таким пониманием проблемы согласиться невозможно». [6]

Дэниел Латтье утверждал, что некоторые старшие восточно-православные мыслители не отвергали эту концепцию полностью и что восточное православие может допускать определенную форму доктринального развития, хотя и более ограниченную, чем западные ее формы. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гаске, Фрэнсис Эйдан (1900). Канун Реформации. Исследования религиозной жизни и мысли английского народа в период, предшествовавший отказу Генриха VIII от римской юрисдикции .
  2. ^ Христос-фон Ведель, Кристина (2013). «Эразм Роттердамский: защитник нового христианства» . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/j.ctt5hjw2k.22 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Конституция по Откровению , статья 8,
  4. ^ Честертон, ГК (1933). Святой Фома Аквинский .
  5. ^ «Модернизм», в «Глоссарии», Католический альманах 1987 года , Хантингтон, Индиана: Наш воскресный посетитель, стр. 318.
  6. ^ Давыденков, Олег (2005). "Часть первая. Введение в догматическое богословие раздел I. Догматическое богословие как наука". Догматическое богословие . Теория эта очень удобна для западных христиан, поскольку легко позволяет оправдать произвольные догматические нововведения как Римо-Католической церкви, так и протестантских конфессий. С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но с другой — она ведёт к парадоксальным выводам. В таком случае придется, например, признать, что Церковь времен апостолов и даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики. Естественно, что с таким пониманием проблемы согласиться нельзя
  7. ^ Дэниел Дж. Латтье (2011). «Православное неприятие доктринального развития» . Экклесия (20 (4)): 389–410.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6da09b5bda2f66781119cc3cd6cd33b2__1721098800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/b2/6da09b5bda2f66781119cc3cd6cd33b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Development of doctrine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)