Jump to content

Эктезис

Эктезис византийским ( греч . Ἔκθεσις ) — письмо, опубликованное в 638 году н. э. императором Ираклием , определялось в котором монофелитство как официальная имперская форма христианства .

Софроний Иерусалимский сыграл важную роль в свержении первой попытки Патриарха Сергия решить монофизитский вопрос.

Эктезис был еще одной попыткой византийских императоров исцелить разногласия в христианской церкви из-за споров о природе Иисуса Христа . В 451 году Халкидонский собор постановил, что Христос не обладал одной божественной природой, а вместо этого обладал двумя различными природами: одной полностью божественной, а другой полностью человеческой, причем обе действовали в гармонии друг с другом. Это постановление последовательно отвергалось нехалкидонитами , которые были против идеи двух природ, утверждая, что человечность и божественность Христа соединились в одной природе. [1] На протяжении VI века византийские императоры либо тайно поощряли эту группу ( Анастасий I ), либо активно преследовали их ( Юстин II ).

К началу VII века двор и религиозная иерархия Константинополя в целом прочно находились в халкидонском лагере. Однако это поставило их в противоречие с большинством нехалкидонцев в Египте , Сирии , Месопотамии и Армении . [1] Такое разделение было опасным в империи, находившейся под угрозой со стороны персидских Сасанидов , тем более, что нехалкидонцы считали своих собратьев-раскольников большей угрозой, чем любой иностранный захватчик. Следовательно, императоры в Константинополе всегда искали какой-то метод сближения, чтобы залечить разлад в церкви и тем самым помешать врагам империи воспользоваться внутренними разногласиями.

Во время правления Ираклия он и патриарх Сергий пытались найти общий язык между халкидонцами и нехалкидонцами, выпустив в середине 630-х годов учение о единой энергии Христа. Первоначально он получил некоторое признание, поскольку Папа Гонорий I дал свое письменное согласие, хотя ясно, что он считал проблему терминологической, а не теологической. [2] Однако против этой компромиссной позиции решительно выступил Иерусалимский Патриарх Софроний , и учение было отвергнуто на Синоде Кипра.

Выпуск эктезиса

[ редактировать ]

Однако патриарх Сергий отказался сдаться, и в 638 году он и Ираклий выпустили слегка измененную формулу, названную « Эктезис» . В этой редакции вопрос об энергии Христа не имел значения. Вместо этого это способствовало убеждению, что, хотя Христос обладал двумя природами, у него была только одна воля. [3] Это понятие монофелитства, доктрины единой воли, запрещенное в Эктезисе, было разослано в качестве указа всем четырем восточным митрополичьим кафедрам. Копия была вывешена в притворе собора Святой Софии , и когда Сергий умер в декабре 638 года, казалось, что Ираклий действительно сможет достичь своей цели, поскольку восточные патриархи согласились с формулой и приобрели множество сторонников на востоке, включая Кира Александрия и Аркадиос II Кипрский.

Но в 638 году в Риме умер папа Гонорий I, который, как многие считали, поддерживал монофелитство. Его преемник Папа Северин категорически осудил Эктезис , и поэтому ему было запрещено занимать свое место до 640 года. Его преемник Папа Иоанн IV также полностью отверг эту доктрину, что привело к серьезному расколу между восточной и западной половинами ортодоксальной церкви. Когда до Ираклия дошли новости об осуждении Папы, он был уже стар и болен, и эта новость только ускорила его смерть, заявив на последнем вздохе, что весь спор возник из-за Сергия и что Патриарх заставил его дать свое нежелательное одобрение. к Эктезису . [4]

Последствия

[ редактировать ]

Это была последняя попытка склонить нехалкидонцев к союзу с халкидонцами посредством богословского компромисса. Территории, которые в основном были нехалкидонцами, вскоре были захвачены исламскими армиями, пришедшими из песков Аравии в 634 году. Новые завоеватели позволили нехалкидонцам мирно исповедовать свою веру, что их устраивало, поскольку у них больше не было им нужно было подчинить свои убеждения византийской иерархии (но им все равно приходилось обеспечивать джийху). Поскольку территории, которые остались империи, были в основном халкидонскими, необходимость достижения богословского компромисса вскоре отпала.

Однако византийские императоры еще не закончили с доктриной монофелитства. Констант II , внук Ираклия, не был сторонником монофелитства и был полон решимости положить конец спору с Западом. Следовательно, он приказал прекратить все дискуссии о доктрине монофелитов и оставить все богословские позиции такими же, как до того, как разразился спор о монофелитах, издав свою опечатку в 648 году. с этой целью [5] Эта директива была проигнорирована на западе, так как эктезис был осужден Латеранским собором 649 года . Это привело в ярость императора Константа, который приказал арестовать и судить папу Мартина I и Максима Исповедника . Гонения на ревностных прокураторов закончились лишь со смертью Константа в 668 году, а монофелитство было официально осуждено на Третьем Константинопольском Соборе (Шестой Вселенский Собор , 680–681) в пользу диофелитизма , положившего конец вопросу о эктеза .

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бери 2005, с. 249
  2. ^ Бери 2005, с. 252
  3. ^ Норвич 1990, с. 309
  4. ^ Норвич 1990, с. 310
  5. ^ Норвич 1990, с. 317

Источники

[ редактировать ]
  • Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Монофелитство и монофелиты» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Бери, Джон Б., История позднейшей Римской империи от Аркадия до Ирины , Том 2 (1889) [2005]
  • Норидж, Джон Дж., Византия: Ранние века (1988) [1990]
  • Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
  • Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  9780881410563 .
  • Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN  978-9004166660 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be6e7eb70b1f2cafaf7cfb51e0726a07__1718593740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/07/be6e7eb70b1f2cafaf7cfb51e0726a07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ecthesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)