Эктезис
Эктезис византийским ( греч . Ἔκθεσις ) — письмо, опубликованное в 638 году н. э. императором Ираклием , определялось в котором монофелитство как официальная имперская форма христианства .
Фон
[ редактировать ]Эктезис был еще одной попыткой византийских императоров исцелить разногласия в христианской церкви из-за споров о природе Иисуса Христа . В 451 году Халкидонский собор постановил, что Христос не обладал одной божественной природой, а вместо этого обладал двумя различными природами: одной полностью божественной, а другой полностью человеческой, причем обе действовали в гармонии друг с другом. Это постановление последовательно отвергалось нехалкидонитами , которые были против идеи двух природ, утверждая, что человечность и божественность Христа соединились в одной природе. [1] На протяжении VI века византийские императоры либо тайно поощряли эту группу ( Анастасий I ), либо активно преследовали их ( Юстин II ).
К началу VII века двор и религиозная иерархия Константинополя в целом прочно находились в халкидонском лагере. Однако это поставило их в противоречие с большинством нехалкидонцев в Египте , Сирии , Месопотамии и Армении . [1] Такое разделение было опасным в империи, находившейся под угрозой со стороны персидских Сасанидов , тем более, что нехалкидонцы считали своих собратьев-раскольников большей угрозой, чем любой иностранный захватчик. Следовательно, императоры в Константинополе всегда искали какой-то метод сближения, чтобы залечить разлад в церкви и тем самым помешать врагам империи воспользоваться внутренними разногласиями.
Во время правления Ираклия он и патриарх Сергий пытались найти общий язык между халкидонцами и нехалкидонцами, выпустив в середине 630-х годов учение о единой энергии Христа. Первоначально он получил некоторое признание, поскольку Папа Гонорий I дал свое письменное согласие, хотя ясно, что он считал проблему терминологической, а не теологической. [2] Однако против этой компромиссной позиции решительно выступил Иерусалимский Патриарх Софроний , и учение было отвергнуто на Синоде Кипра.
Выпуск эктезиса
[ редактировать ]Однако патриарх Сергий отказался сдаться, и в 638 году он и Ираклий выпустили слегка измененную формулу, названную « Эктезис» . В этой редакции вопрос об энергии Христа не имел значения. Вместо этого это способствовало убеждению, что, хотя Христос обладал двумя природами, у него была только одна воля. [3] Это понятие монофелитства, доктрины единой воли, запрещенное в Эктезисе, было разослано в качестве указа всем четырем восточным митрополичьим кафедрам. Копия была вывешена в притворе собора Святой Софии , и когда Сергий умер в декабре 638 года, казалось, что Ираклий действительно сможет достичь своей цели, поскольку восточные патриархи согласились с формулой и приобрели множество сторонников на востоке, включая Кира Александрия и Аркадиос II Кипрский.
Но в 638 году в Риме умер папа Гонорий I, который, как многие считали, поддерживал монофелитство. Его преемник Папа Северин категорически осудил Эктезис , и поэтому ему было запрещено занимать свое место до 640 года. Его преемник Папа Иоанн IV также полностью отверг эту доктрину, что привело к серьезному расколу между восточной и западной половинами ортодоксальной церкви. Когда до Ираклия дошли новости об осуждении Папы, он был уже стар и болен, и эта новость только ускорила его смерть, заявив на последнем вздохе, что весь спор возник из-за Сергия и что Патриарх заставил его дать свое нежелательное одобрение. к Эктезису . [4]
Последствия
[ редактировать ]Это была последняя попытка склонить нехалкидонцев к союзу с халкидонцами посредством богословского компромисса. Территории, которые в основном были нехалкидонцами, вскоре были захвачены исламскими армиями, пришедшими из песков Аравии в 634 году. Новые завоеватели позволили нехалкидонцам мирно исповедовать свою веру, что их устраивало, поскольку у них больше не было им нужно было подчинить свои убеждения византийской иерархии (но им все равно приходилось обеспечивать джийху). Поскольку территории, которые остались империи, были в основном халкидонскими, необходимость достижения богословского компромисса вскоре отпала.
Однако византийские императоры еще не закончили с доктриной монофелитства. Констант II , внук Ираклия, не был сторонником монофелитства и был полон решимости положить конец спору с Западом. Следовательно, он приказал прекратить все дискуссии о доктрине монофелитов и оставить все богословские позиции такими же, как до того, как разразился спор о монофелитах, издав свою опечатку в 648 году. с этой целью [5] Эта директива была проигнорирована на западе, так как эктезис был осужден Латеранским собором 649 года . Это привело в ярость императора Константа, который приказал арестовать и судить папу Мартина I и Максима Исповедника . Гонения на ревностных прокураторов закончились лишь со смертью Константа в 668 году, а монофелитство было официально осуждено на Третьем Константинопольском Соборе (Шестой Вселенский Собор , 680–681) в пользу диофелитизма , положившего конец вопросу о эктеза .
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Бери, Джон Б., История позднейшей Римской империи от Аркадия до Ирины , Том 2 (1889) [2005]
- Норидж, Джон Дж., Византия: Ранние века (1988) [1990]
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .