Jump to content

Десять заповедей католического богословия

Моисей получает скрижали Закона (картина Жоау Зеферино да Коста , 1868 г.)

Десять заповедей представляют собой серию религиозных и моральных императивов, которые признаны моральной основой в ряде авраамических религий , включая католическую церковь . [1] Как описано в Ветхого Завета книгах Исход и Второзаконие , Заповеди составляют часть завета, предложенного Богом израильтянам, чтобы освободить их от духовного рабства греха . [2] Согласно Катехизису Католической Церкви — официальному изложению христианских верований Католической Церкви — Заповеди считаются необходимыми для духовного здоровья и роста. [3] и служить основой католического социального учения . [4] Пересмотр Заповедей — один из самых распространенных видов проверки совести, применяемый католиками перед принятием таинства Покаяния . [5]

Заповеди появляются в самых ранних церковных писаниях ; [6] В Катехизисе говорится, что они «занимали преобладающее место» в обучении вере со времен Августина Гиппопотама (354–430 гг. Н. Э.). [7] [8] У Церкви не было официальных стандартов религиозного обучения до Четвертого Латеранского собора в 1215 году; [9] данные свидетельствуют о том, что Заповеди использовались в христианском образовании в ранней Церкви. [10] и на протяжении всего Средневековья. [9] Воспринимаемое отсутствие обучения по ним в некоторых епархиях стало основой одной из критических замечаний, выдвинутых против Церкви протестантскими реформаторами. [11] Впоследствии первый общецерковный катехизис 1566 года обеспечил «тщательное обсуждение каждой заповеди», но больше внимания уделил семи таинствам . [12] Самый последний Катехизис посвящает большой раздел толкованию каждой из заповедей. [7]

Церковное учение Заповедей во многом основано на Ветхом и Новом Заветах и ​​трудах ранних отцов Церкви . [13] В Новом Завете Иисус признал их обоснованность и поручил своим ученикам идти дальше, требуя праведности, превосходящей праведность книжников и фарисеев . [14] Обобщенные Иисусом в две « Великие заповеди », которые учат любви к Богу и любви к ближнему , [7] они инструктируют людей об их отношениях с обоими. Первые три заповеди требуют почитания и уважения имени Бога , соблюдения Дня Господня и запрещают поклонение другим богам . Другие имеют дело с отношениями между людьми, например, между родителем и ребенком ; они включают в себя запрет на ложь, воровство, убийство, прелюбодеяние и жадность .

Нумерация

[ редактировать ]

В Ветхом Завете упоминаются десять отдельных заповедей: [15] [16] [17] хотя содержится более десяти повелительных предложений. в двух соответствующих текстах: Исход 20:1–17 и Второзаконие 5:6–21 [18] [19] В Ветхом Завете не поясняется, как следует разделить тексты, чтобы получить десять заповедей. Разделение, традиционно используемое католической и лютеранской церквями, было впервые выведено отцом Латинской церкви Августином Гиппонским (354–430), который изменил первоначальный порядок в своей книге «Вопросы об Исходе» . [3] [20] Другие христианские общины, такие как Восточная Православная Церковь и многие протестантские церкви, используют формулировку, стандартизированную греческими отцами христианского Востока . Эти две формы имеют немного разную нумерацию, но сохраняют одно и то же содержание, несмотря на некоторые протестантские утверждения об обратном. [3] Раввинистическая еврейская нумерация более тесно связана с традицией Восточной церкви, рассматривая текст против алчности как единый запрет, но отличается от христианских конфессий тем, что считает то, что многие христиане называют прологом, всей первой заповедью. [21]

Десять заповедей признаны моральной основой иудаизма, христианства и ислама. [1] Впервые они появляются в Книге Исход, согласно которой Моисей , действуя по повелению Бога, освободил израильтян от физического рабства в Египте. Согласно учению Церкви, Бог предложил завет, включавший Десять заповедей, чтобы также освободить их от «духовного рабства» греха. [2] Некоторые историки назвали это «центральным событием в истории древнего Израиля». [22]

Приход Иисуса рассматривается католической церковью как исполнение Ветхого Завета и евреев, которые были избраны, по словам Питера Крифта , чтобы «показать миру истинного Бога». [23] Иисус признал Заповеди и поручил своим последователям идти дальше, требуя, по словам Крифта, «больше, а не меньше: праведность (которая) превосходит праведность книжников и фарисеев » . [3] [24] Объясняя учение Церкви, Крифт заявляет: «Заповеди относятся к моральному порядку так же, как история творения в Бытие 1 относится к естественному порядку. Это Божий порядок, побеждающий хаос. Это не идеи человека о Боге, а идеи Бога о человеке». [3] Церковь учит, что Иисус освободил людей от соблюдения «обременительного еврейского закона ( Торы или Закона Моисея ) с его 613 отдельными правилами, [но] не от обязательства соблюдать Десять заповедей». [3] потому что Десять «были написаны перстом Бога », [примечание 1] в отличие от [тех], которые написал Моисей». [3] Это учение было подтверждено на Тридентском соборе (1545–1563) и на Втором Ватиканском соборе (1962–1965). [7]

Хотя неясно, какую роль Десять заповедей играли в раннехристианском богослужении, есть данные, свидетельствующие о том, что их читали во время некоторых служб и использовали в христианском образовании. [10] Например, Заповеди включены в одно из самых ранних христианских писаний, известное как Учение Двенадцати Апостолов или Дидахе . [6] Ученые утверждают, что ранняя Церковь высоко ценила Заповеди как краткое изложение Божьего закона. [10] Протестантский ученый Клаус Бокмюль считает, что Церковь заменила Заповеди списками добродетелей и пороков, такими как семь смертных грехов , с 400 по 1200. [26] Другие ученые утверждают, что на протяжении всей истории Церкви Заповеди использовались как проверка совести и что о них писали многие богословы. [5] Хотя существуют доказательства того, что Заповеди были частью катехизации в монастырях и других местах, в Средние века не было официальной позиции Церкви по продвижению конкретных методов религиозного обучения . Четвертый Латеранский собор (1215 г.) был первой попыткой решить эту проблему. Сохранившиеся свидетельства показывают, что усилия некоторых епископов по выполнению решений собора включали особое внимание преподаванию Заповедей в своих епархиях. [9] Столетия спустя отсутствие обучения им в некоторых епархиях легло в основу одной из критических замечаний, выдвинутых против Церкви протестантскими реформаторами. [11]

Катехизисы, выпущенные в определенных епархиях с середины четырнадцатого века, подчеркивали Заповеди и заложили основу для первого официального общецерковного катехизиса - Римского катехизиса 1566 года . [27] По заказу Тридентского собора он обеспечил «тщательное обсуждение каждой заповеди», но уделил больше внимания семи таинствам, чтобы подчеркнуть католическую веру в то, что христианская жизнь зависит от благодати, полученной исключительно через сакраментальную жизнь, предоставляемую Католической церковью. [12] Этот акцент противоречил протестантским верованиям, которые считали Заповеди источником божественной благодати. [12] В то время как более поздние папские энциклики предлагают интерпретации церковного учения об отдельных заповедях, на протяжении всей истории официальные церковные учения о заповедях основывались на их упоминаниях в Ветхом и Новом Заветах и ​​трудах ранних отцов Церкви Оригена , Иринея и Августина. [13] Позже теологи Фома Аквинский и Бонавентура предложили известные комментарии к Заповедям. Фома Аквинский, Учитель Церкви , считал их «основными предписаниями справедливости и всякого закона, и естественный разум немедленно соглашается с ними как с совершенно очевидными принципами». [28] Аквинский также подчеркнул расположение в двух синоптических таблицах, где: «Три из этих заповедей, написанных на первой скрижали, относятся к любви к Богу; а семь заповедей, написанных на другой скрижали, относятся к любви к ближнему нашему». [29] Точно так же Господь дал двойную Великую Заповедь , для Бога и для ближнего, в силу четырех причин милосердия . [29]

Самый последний Катехизис Католической Церкви , официальное изложение церковных верований, посвящает большой раздел Заповедям. [7] которые служат основой католического социального учения. [4] Согласно Катехизису , Церковь отвела им преобладающее место в обучении вере с V века. [7] Крифт объясняет, что Церковь рассматривает их как «путь жизни» и «путь к свободе», точно так же, как забор школьного двора защищает детей от «опасных для жизни опасностей». [3] Австралийский писатель Майкл Тейт предлагает заменить фразу «десять заповедей» на «десять ответов», которые должны «характеризовать освобожденный народ, освобожденный от рабства «Господом, Богом вашим»». [30]

Первая заповедь

[ редактировать ]
«Я Господь , Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Не будет у тебя других богов передо мной».
Первая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [31] [32] [33]

Первая заповедь, согласно учению Церкви, «означает, что [последователи] должны поклоняться и поклоняться одному только Богу, потому что Бог один ». [34] Катехизис , приводя примеры запрещенных практик , объясняет, что это запрещает идолопоклонство таких как поклонение любому существу и « демонам... власти, удовольствиям, расе, предкам, государству [и] деньгам » . [34] Августин истолковал эту заповедь как «Возлюби Бога и потом делай, что хочешь». [35] Объясняя это мнение, Крифт утверждает, что весь грех «служит какому-то другому богу, подчиняется другому командиру: миру, плоти или дьяволу», если Бога действительно любить, то человек будет делать то, что хочет Бог. [35] [36]

Катехизис связывает эту заповедь с тремя богословскими добродетелями . Первая добродетель, вера , наставляет католиков верить в Бога и избегать ереси , отступничества и раскола . Вторая добродетель, надежда , предостерегает католиков от отчаяния и самонадеянности. Согласно «Катехизису» , последняя добродетель — милосердие — может быть достигнута только в том случае, если католики воздерживаются от равнодушия или неблагодарности к Богу, избегают духовной лени и ненависти к Богу, проистекающей из гордыни . [31] [37] перечислены В Катехизисе конкретные нарушения этой заповеди, включая суеверия, многобожие , святотатство, атеизм и все практики магии и колдовства. Кроме того, он запрещает астрологию , чтение по ладони и консультации с гороскопами или медиумами . Катехизис объясняет последние действия «стремлением к власти над временем, историей и, в конечном счете , другими людьми, а также желанием примирить скрытые силы». [31] [38]

Могильные изображения

[ редактировать ]
Ковчег Завета внесли в еврейский храм

Хотя католиков иногда обвиняют в поклонении изображениям в нарушение первой заповеди, [39] Церковь говорит, что это недоразумение. По мнению Церкви, «почитание священных изображений есть «почтительное почитание», а не поклонение, должное одному только Богу». [39] [40] В VIII веке возникли жаркие споры по поводу того, запрещены ли религиозные иконы (в данном контексте картины) первой заповедью. Спор почти полностью ограничивался Восточной церковью; иконоборцы поддерживали их почитание, и хотели запретить иконы, в то время как иконопочитатели эту позицию последовательно поддерживала Западная Церковь. На Втором Никейском соборе 787 года Вселенский собор определил, что почитание икон и статуй не является нарушением заповеди, и заявил, что «кто почитает изображение, почитает человека, изображенного на нем». [41] [примечание 2] Примерно во время споров по поводу иконоборчества западная церковь начала использовать монументальную скульптуру , которая к романскому периоду стала главной особенностью западного христианского искусства, оставшегося частью католической традиции, в отличие от восточного христианства , которое избегает большая религиозная скульптура. Катехизис , утверждает, что Бог дал разрешение на изображения , используя очень традиционные аргументы , которые символизируют христианское спасение, оставив такие символы, как медный змей и херувимы , на Ковчеге Завета . В нем говорится, что «воплотившись , Сын Божий ввел новую экономику образов». [39] [40]

Конференция католических епископов США (USCCB) объясняет Катехизис в своей книге « Катехизис Соединенных Штатов для взрослых» , опубликованной в 2006 году. Что касается истуканов, они поясняют, что эта заповедь касается идолопоклонства, которое в древние времена выражалось в поклонении таким вещам. как «солнце, луна, звезды, деревья, быки, орлы и змеи», а также «императоры и короли». Они объясняют, что сегодня идолопоклонство выражается в поклонении другим вещам, и называют некоторые из них «властью, деньгами, материализмом и спортом». [43]

Вторая заповедь

[ редактировать ]
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
Вторая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [44] [45] [46]

Вторая заповедь запрещает употребление имени Бога всуе. [3] Многие древние культуры считали имена священными; в некоторых был запрет на произнесение имени человека. В Евангелии от Иоанна рассказывается об инциденте, когда группа евреев попыталась побить Иисуса камнями после того, как он назвал священным именем Бога себя . Они интерпретировали его заявление как утверждение божественности. Поскольку они не верили, что он Бог, они считали это кощунством, которое по закону Моисееву влечет за собой смертную казнь. [47] [48] Крифт пишет, что все имена, под которыми известен Бог, святы, и поэтому все эти имена защищены второй заповедью. [48] В Катехизисе говорится: «Уважение к его имени является выражением уважения к тайне самого Бога и ко всей священной реальности, которую оно вызывает». [44] Катехизис . также требует уважения к именам людей из уважения к достоинству этого человека [41]

Чувство, лежащее в основе этой заповеди, далее систематизировано в Молитве Господней , которая начинается словами «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое». По словам Папы Бенедикта XVI , когда Бог открыл свое имя Моисею, он установил отношения с человечеством; Бенедикт утверждает, что Воплощение было кульминацией процесса, который «начался с дарования божественного имени». [49] Бенедикт уточняет, что это означает, что имя Бога может быть использовано неправильно, и что включение Иисусом фразы «Да святится имя Твое» является призывом к освящению имени Бога, «защите чудесной тайны Его доступности для нас и постоянному утверждению Его истинности». идентичность, а не наше ее искажение». [49]

Согласно католическому учению, эта заповедь не исключает использования имени Бога при принятии торжественных клятв, приносимых законной властью. Однако ложь под присягой , призывание имени Бога в магических целях или высказывание слов ненависти или неповиновения Богу считаются грехами богохульства . [41] [44]

Третья заповедь

[ редактировать ]
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела».
Третья заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [50] [51] [52]

Цитируя еврейского раввина и ученого Якоба Нойснера , Папа Бенедикт XVI объясняет, что для Израиля соблюдение этой заповеди было больше, чем ритуалом; это был способ подражать Богу, покоившемуся на седьмой день после творения. Оно также составляло ядро ​​социального порядка. [53]

Папа Бенедикт XVI совершает Евхаристию, таинство, совершаемое на каждой католической мессе.

Хотя некоторые христианские конфессии следуют иудейской практике соблюдения субботы в субботу , большинство христианских конфессий, включая литургические ветви (католики, восточные и восточные православные и церкви Востока ), отмечают воскресенье как особый день для отдыха и поклонения. который они называют « Днем Господним ». Эта практика восходит к первому веку и возникла из-за их веры в то, что Иисус воскрес из мертвых в первый день недели. [примечание 3] [54] Дидахе . призывает христиан собраться вместе в День Господень, чтобы преломить хлеб и воздать благодарение, но значение «дня Господня» является спорным, поскольку в нем упоминается «день приготовления» (до библейской субботы) как надлежащий день для поста. Тертуллиан первым упомянул воскресный отдых: [54] «Мы же (как научило нас предание) в день Воскресения Господня должны остерегаться не только коленопреклонения, но всякой позы и служения заботы, откладывая даже дела наши, чтобы не дать места диаволу» ( «De orat.», xxiii; ср. «Объявление нации», I, xiii; «Аполог.», xvi).

В шестом веке Цезарий Арльский учил, что вся слава еврейской субботы перенесена на воскресенье и что христиане должны соблюдать воскресенье так же, как евреям было приказано соблюдать субботу. в Орлеанский собор 538 году осудил эту тенденцию применять закон еврейской субботы к соблюдению христианского воскресенья, как еврейского, так и нехристианского. [54]

Церковные лидеры последующих столетий включили воскресный отдых в официальные учения, а христианские правительства пытались обеспечить соблюдение воскресного отдыха на протяжении всей истории. [54] Для католиков учение Иисуса о том, что «суббота создана для человека, а не человек для субботы» [55] означает, что добрые дела, «когда этого требуют потребности других», могут быть частью дня отдыха. [56] Катехизис предлагает рекомендации о том, как соблюдать День Господень, включая посещение Мессы по воскресеньям и в обязательные святые дни . [50] В эти дни католикам нельзя работать или заниматься деятельностью, которая «препятствует поклонению Богу», но «совершение дел милосердия и соответствующий отдых в духе радости». разрешается [56]

По мнению USCCB, эта заповедь «конкретизирована для католиков» как одна из церковных заповедей . Организация цитирует папскую энциклику Dies Domini :

Поскольку верующие обязаны посещать мессу, если нет серьезных препятствий, на пасторах лежит соответствующая обязанность предоставить каждому реальную возможность выполнить заповедь. ... И все же это не просто заповедь, ее соблюдение следует рассматривать как потребность, исходящую из глубин христианской жизни. Чрезвычайно важно, чтобы все верующие были убеждены в том, что они не смогут жить своей верой или полностью участвовать в жизни христианской общины, если они не будут регулярно участвовать в воскресных евхаристических собраниях. [57]

Четвертая заповедь

[ редактировать ]
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Четвертая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [58] [59] [60]

Папа Бенедикт XVI заявляет, что раввин Нойснер «справедливо считает эту заповедь основой социального порядка». Он укрепляет отношения между поколениями, делает явной связь между семейным порядком и социальной стабильностью и показывает, что семья «одновременно волена и защищена Богом». [61] Поскольку безусловная любовь родителей к своим детям отражает любовь Божию и поскольку они обязаны передавать веру своим детям, Катехизис называет семью «домашней церковью», «привилегированной общиной» и «первоначальной ячейкой социального общества». жизнь". [62]

В Катехизисе говорится, что эта заповедь требует от детей обязанностей перед родителями, которые включают: [58]

  1. Уважение к родителям, которое также распространяется и на братьев и сестер.
  2. Благодарность, выраженная в цитате Сираха : «Помните, что вы родились от своих родителей; что вы можете дать им в ответ, что равно их дару вам?» [62] [63]
  3. Послушание родителям до тех пор, пока ребенок живет дома, «когда это для его блага или блага семьи», [62] за исключением случаев, когда послушание потребует от ребенка сделать что-то морально неправильное.
  4. Поддержка, требующая от взрослых детей материальной и моральной поддержки своих стареющих родителей, особенно во времена «болезни, одиночества или стресса». [58] [62]

Соблюдение этой заповеди, согласно Катехизису , предполагает также обязанности родителей по отношению к детям, к которым относятся:

  1. «Нравственное воспитание, духовное формирование и евангелизация» своих детей.
  2. Уважение к своим детям как детям Божьим и человеческим личностям.
  3. Надлежащая дисциплина для детей, стараясь не провоцировать их.
  4. «Избегание давления с целью выбора определенной профессии или супруга», что не мешает родителям давать «разумные советы». [64]
  5. «Подавать хороший пример» своим детям.
  6. «Признание своих ошибок» своим детям, чтобы направлять и исправлять их. [58] [64]

Расширение Иисуса

[ редактировать ]

В Евангелии от Матфея рассказывается, что, когда Иисус сказал, что его мать и братья ждут его встречи, он ответил: «Кто моя мать и кто мои братья?» Простер руку над своими учениками, он сказал: «Вот моя мать и мои братья! Ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и Моя сестра, и мать». [65] Папа Бенедикт XVI заявил, что это изречение Иисуса вывело четвертую заповедь на новый, более высокий уровень. Исполняя волю Божью, любой человек может стать частью вселенской семьи Иисуса. [66] Таким образом, обязанности четвертой заповеди распространяются на все общество и требуют уважения к «законным социальным властям». В Катехизисе определяются «обязанности граждан и наций», которые Крифт резюмирует следующим образом:

  1. «Послушание и честь» «всем, кто ради нашего блага получил власть в обществе от Бога».
  2. «Уплата налогов, реализация избирательного права и защита своей страны».
  3. «Обязательство быть бдительным и критическим», которое требует от граждан критиковать то, что наносит ущерб человеческому достоинству и обществу.
  4. «Обязанность не подчиняться» гражданским властям и директивам, противоречащим моральному порядку.
  5. «Заниматься благотворительностью», которая является «необходимостью для любой работающей семьи или общества»; это «величайшая социальная заповедь», требующая от людей любви к Богу и ближнему.
  6. «Приветствовать иностранца», который нуждается в безопасности и средствах к существованию, которых нельзя найти в его собственной стране.
  7. «Обязательство богатых стран помогать бедным странам», особенно во времена «неотложной необходимости».
  8. «Ожидание, что семьи будут помогать другим семьям». [58] [67]

Пятая заповедь

[ редактировать ]
«Ты не должен убивать».
Пятая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [68] [69] [70]

Эта заповедь требует уважения к человеческой жизни и точнее переводится как «не убий». Действительно, в ограниченных обстоятельствах убийство может быть оправдано в католицизме. Иисус расширил его, чтобы запретить несправедливый гнев, ненависть и месть и потребовать от христиан любить своих врагов. [71] [72] Основой всего католического учения о пятой заповеди является этики жизни , которая, как утверждает Крифт, с философской точки зрения противостоит этике качества жизни , философии, которую он характеризует как представленную в книге под названием Die Freigabe der Vernichtung des Lebensunwerten Lebens . святость Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни ) (см. « Жизнь, недостойная жизни ») и которое, по его утверждению, было «первым, получившим общественное признание... немецкими врачами перед Второй мировой войной, — основой и началом нацистской медицинской практики». [73] Эта интерпретация поддерживается современными медицинскими журналами, в которых обсуждается дилемма, которую эти противоположные философии ставят перед врачами, которые должны принимать решения о жизни или смерти. [74] Некоторые специалисты по биоэтике характеризуют использование «нацистской аналогии» как неуместное применительно к решениям, касающимся качества жизни; Артур Каплан назвал эту риторику «одиозно неправильной». [75] Церковь активно участвует в публичных дебатах по поводу абортов , смертной казни и эвтаназии и призывает верующих поддерживать законодательство и политиков, которых она называет сторонниками жизни . [76]

В Катехизисе говорится: «Человеческая жизнь священна, потому что с самого начала она включает в себя творческое действие Бога и навсегда остается в особых отношениях с Творцом, который является ее единственной целью... никто ни при каких обстоятельствах не может претендовать на себя право непосредственно уничтожить невиновного человека». [68] [71] Прямое и умышленное убийство невиновного человека считается смертным грехом . [68] Церковь считает еще более тяжким убийство членов семьи, в том числе « детоубийство , братоубийство , отцеубийство , убийство супруга и принудительный аборт». [68] [71]

В Катехизисе говорится, что с эмбрионом «с момента зачатия следует обращаться как с личностью». Латинский оригинал слова as tamquam , что означает «подобный» или «так же, как». [77] То, что существование человека начинается с оплодотворения, является общепринятой позицией Римско-католической церкви , чья Папская академия жизни заявила: «Момент, который отмечает начало существования нового «человеческого существа», представляет собой проникновение спермы в оплодотворение способствует серии взаимосвязанных событий и превращает яйцеклетку в « зиготу ».»; [78] уважение к жизни на всех этапах, даже потенциальной жизни, обычно является контекстом церковных документов. [79]

Аборт конкретно и настойчиво осуждался Церковью с первого века. [68] [80] [примечание 4] «Формальное сотрудничество» при совершении аборта влечет за собой наказание в виде отлучения от церкви «по самому совершению преступления» (лат. latae cententiae , «приговор [уже, т. е. автоматически] вынесенный»). [71] подчеркивается В Катехизисе , что это наказание не призвано ограничить милосердие, но оно разъясняет тяжесть преступления и непоправимый вред, причиненный ребенку, его родителям и обществу. [68] [71] «Формальное сотрудничество» при аборте распространяется не только на мать, которая добровольно подчиняется, но также на врача, медсестер и всех, кто непосредственно помогает в этом процессе. В Церкви есть служения примирения, такие как «Проект Рэйчел» , для тех, кто искренне раскаивается в своем грехе формального сотрудничества в абортах. [83]

Официальное учение Церкви допускает медицинские процедуры и методы лечения, направленные на защиту или восстановление здоровья матери, если без них ей будет угрожать смертельная опасность. [84] даже если такие процедуры несут некоторый риск смерти плода. [85] Примеры включают удаление фаллопиевой трубы в случае внематочной беременности , удаление беременной раковой матки или аппендэктомию. [85]

Использование эмбрионов для исследования или оплодотворения

[ редактировать ]

« Катехизис США для взрослых» посвящает раздел экстракорпоральному оплодотворению , исследованию стволовых клеток и клонированию , поскольку они часто включают в себя уничтожение человеческих эмбрионов, что считается тяжёлой греховной формой убийства. в объяснении пятой заповеди [86] Исследования эмбриональных стволовых клеток называют «аморальным средством достижения хорошей цели» и «морально неприемлемым». [86] Ссылаясь на наставления Конгрегации доктрины веры об уважении человеческой жизни в ее происхождении и о достоинстве продолжения рода , епископы США цитируют: «Никакая цель, хотя бы и благородная сама по себе, такая как предсказуемое преимущество для науки, не для других людей или общества может каким-либо образом оправдать эксперименты над живыми человеческими эмбрионами или плодами, жизнеспособными или нет, как внутри, так и вне тела матери». Епископы отмечают, что исследование стволовых клеток взрослых с использованием клеток, полученных с информированного согласия, является многообещающей областью исследований, приемлемой с моральной точки зрения. [86]

Самоубийство, эвтаназия

[ редактировать ]

Пятая заповедь запрещает самоубийство и убийство из милосердия умирающих, даже для устранения страданий. По мнению Церкви, нельзя отказываться от обычной заботы о тех, кому грозит неминуемая смерть. «Обычный уход» относится к еде, воде и обезболиванию и не включает «чрезвычайный уход», который подразумевает использование респираторов или зондов для кормления, которые считаются необязательными. Позволить неизлечимо больному человеку умереть, использовать обезболивающие, которые могут сократить его жизнь, или отказать неизлечимо больному в экстренном лечении, таком как химиотерапия или лучевая терапия, считаются морально приемлемыми и не являются нарушением пятой заповеди в соответствии с принципом двойного вмешательства. эффект . [87]

Смертная казнь

[ редактировать ]

В течение первых двухсот лет христиане «отказывались убивать в армии, в целях самообороны или в судебной системе», но официальной позиции Церкви по вопросу смертной казни не было. [88] Когда Церковь была впервые официально признана общественным институтом в 313 году , ее отношение к смертной казни стало терпимым, но не полным принятием. [88] Смертную казнь поддерживали ранние католические богословы, хотя некоторые из них, такие как святой Амвросий, призывали представителей духовенства не объявлять и не приводить в исполнение смертную казнь. Святой Августин ответил на возражения против смертной казни, коренящиеся в первой заповеди Града Божьего . [89] Фома Аквинский и Дунс Скот утверждали, что гражданское право приводить в исполнение смертную казнь подтверждается Священными Писаниями. [89] Папа Иннокентий III потребовал от Питера Вальдо и вальденсов признать, что «светская власть может без смертного греха осуществлять кровавый суд при условии, что она наказывает справедливо, а не из ненависти, с благоразумием, а не поспешностью» в качестве предварительного условия для примирения с церковь. [89] Пол Сурис утверждает, что официальные учения Церкви не осуждают и не поощряют смертную казнь полностью, но терпимость к ней менялась на протяжении веков. [88] Инквизиция . представляет собой наиболее запоминающийся пример поддержки Церковью смертной казни, хотя некоторые историки считали ее более мягкой, чем светские суды того периода [90] [91]

2 августа 2018 года церковь приняла мнение, что смертная казнь «недопустима», поскольку унижает достоинство человечества . Катехизис Католической Церкви провозглашает, что «в свете Евангелия» смертная казнь является «посягательством на неприкосновенность и достоинство личности». [92] Папа Франциск также заявил, что пожизненное заключение является формой пытки и «скрытой [формой] смертной казни». [93]

Личное здоровье, трупы, захоронение

[ редактировать ]
Католическое учение включает в себя уважение к собственному телу в соответствии с пятой заповедью, но предостерегает от «идолизации» физического совершенства.

По учению Церкви, уважение к жизни человека требует уважения к собственному телу, исключая нездоровое поведение, злоупотребление пищей, алкоголем, лекарствами, запрещенными наркотиками, татуировками и пирсингом. [87] Церковь также предостерегает от противоположного поведения: «чрезмерной озабоченности здоровьем и благополучием тела, которая «боготворит» физическое совершенство, физическую форму и успехи в спорте». [71]

Запрещены похищения людей, терроризм и пытки, а также стерилизация , ампутации и увечья, не совершаемые по медицинским показаниям. [68] [71] Согласно Катехизису , общество имеет моральное обязательство стремиться обеспечить здоровые условия жизни для всех людей. [87]

Вера церкви в воскресение тела привела к запрету на кремацию , который был пастырски изменен на Втором Ватиканском соборе в 1960-х годах при ограниченных обстоятельствах, но эти условия в значительной степени игнорировались даже духовенством. [94] Согласно Катехизису , погребение умерших — это телесное дело милосердия , требующее обращения с телом с уважением и любовью (например, разбрасывание кремированных останков, погребение в безымянной могиле и т. д. запрещено в Католической Церкви). Донорство органов после смерти и трансплантация органов при определенных условиях, а также вскрытие по юридическим и научным причинам разрешены. [95]

Война и самооборона

[ редактировать ]

В Нагорной проповеди Иисус вспоминает заповедь «Не убий». [96] а затем добавляет к этому запреты на гнев, ненависть и месть. [97] Идя дальше, Христос просит своих учеников любить своих врагов. [98] В Катехизисе утверждается, что «правомерно настаивать на уважении собственного права на жизнь». [98] Крифт говорит: «Самооборона законна по той же причине, по которой самоубийство не является законным: потому что собственная жизнь человека — это дар Божий, сокровище, за сохранение и защиту которого мы несем ответственность». [99] Катехизис учит, что «тот, кто защищает свою жизнь , не виновен в убийстве, даже если он вынужден нанести агрессору смертельный удар». [98] Законная защита может быть не только правом, но и серьезной обязанностью того, кто несет ответственность за жизнь других. Защита общего блага требует, чтобы несправедливый агрессор был лишен возможности причинить вред. По этой причине те, кто законно обладает властью, также имеют право использовать оружие для отпора агрессорам против гражданского сообщества, вверенного им под ответственность. [98]

Церковь требует от всех молиться и работать, чтобы предотвратить несправедливые войны, но допускает справедливые войны при соблюдении определенных условий:

  1. Причины начала войны носят оборонительный характер.
  2. «Ущерб, причиненный агрессором... должен быть продолжительным, серьезным и определенным».
  3. Это последнее средство, к которому прибегают только после того, как все другие средства положить конец «серьезному ущербу» оказались неэффективными.
  4. Конечной целью является мир, и существует серьезный шанс на успех.
  5. Не возникает более серьезного зла, которое затмило бы зло, которое необходимо устранить. Это запрещает применение оружия для уничтожения целых городов и районов с их жителями.
  6. Уважение и забота требуются к мирным гражданам, раненым солдатам и пленным. Солдаты обязаны не подчиняться приказам совершать геноцид и приказам, нарушающим универсальные принципы. [68] [100]

Катехизис относит скандал к пятой заповеди и определяет его как «отношение или поведение, которое побуждает другого совершать зло». [101] В Евангелии от Матфея Иисус сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, согрешить, тому лучше было бы, чтобы ему повязали на шею большой жернов и утопили его в глубине морской. " [102] Церковь считает серьёзным преступлением ослабление чужой веры, надежды и любви, особенно если это совершается в отношении молодых людей и преступником является авторитетное лицо, например родитель, учитель или священник. [68] [101]

Шестая заповедь

[ редактировать ]
«Не прелюбодействуй».
Шестая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [103] [104] [105]

По мнению Церкви, люди — сексуальные существа, чья сексуальная идентичность должна быть принята в единстве тела и души. [103] Согласно божественному замыслу, полы различаются и дополняют друг друга, каждый из них имеет равное достоинство и создан по образу Божьему. [106] Половые акты [примечание 5] священны в контексте супружеских отношений, отражающих «полный и пожизненный взаимный дар мужчины и женщины». [108] [109] Таким образом, сексуальные грехи нарушают не только тело, но и все существо человека. [109] В своей книге 1995 года «Переступая порог надежды » Иоанн Павел II размышлял об этой концепции:

Ведь молодые люди всегда ищут красоту в любви. Они хотят, чтобы их любовь была красивой. Если они поддаются слабости, следуя моделям поведения, которые по праву можно считать «скандалом в современном мире» (а это, к сожалению, широко распространенные модели), то в глубине души они все равно желают прекрасного и чистого любовь. Это справедливо как для мальчиков, так и для девочек. В конечном итоге они знают, что только Бог может дать им эту любовь. В результате они готовы следовать за Христом, не заботясь о жертвах, которые это может повлечь за собой. [110]

Подобно ортодоксальному иудаизму и исламу, католическая церковь считает все сексуальные действия вне брака тяжкими грехами. Тяжесть греха « лишает человека возможности участвовать в таинстве до тех пор, пока он не покается и не будет прощен на сакраментальной исповеди». [109]

Призвание к целомудрию

[ редактировать ]

Церковное учение о шестой заповеди включает в себя обсуждение вопросов целомудрия . В Катехизисе целомудрие описывается как «нравственная добродетель… дар Божий, благодать, плод духовного усилия». [111] Церковь рассматривает секс как нечто большее, чем просто физический акт; оно также влияет на тело и душу, поэтому Церковь учит, что целомудрие — это добродетель, которую призваны обрести все люди. [111] Оно определяется как внутреннее единство «телесного и духовного существа» человека, которое успешно интегрирует сексуальность человека с его «всей человеческой природой». [111] Чтобы приобрести эту добродетель, последователям предлагается приступить к «долгой и кропотливой работе» над собой, чему помогают дружба, Божья благодать, зрелость и образование, «уважающее моральные и духовные аспекты человеческой жизни». [111] Катехизис . делит нарушения шестой заповеди на две категории: «преступления против целомудрия» и «преступления против достоинства брака» [103]

Преступления против целомудрия

[ редактировать ]

В Катехизисе перечислены следующие «преступления против целомудрия». [103] в порядке возрастания тяжести по Крефту: [112]

  1. Похоть: Церковь учит, что сексуальное удовольствие — это хорошо и создано Богом, который хотел, чтобы супруги «испытывали удовольствие и наслаждение телом и духом». Крифт говорит: «Похоть не означает сексуального удовольствия как такового, ни удовольствия от него, ни желания его в правильном контексте». [113] Похоть — это стремление только к сексуальному удовольствию, выходящее за рамки его предполагаемой цели продолжения рода и соединения мужчины и женщины, тела и души во взаимном самопожертвовании. [112]
  2. Мастурбация считается греховной по тем же причинам, что и похоть, но она стоит на ступень выше похоти, поскольку включает в себя физический акт, а не умственный. [112]
  3. Блуд – это сексуальный союз неженатого мужчины и незамужней женщины. Это считается противоречащим «достоинству личности и человеческой сексуальности», поскольку оно не направлено на «благо супругов» или «рождение и воспитание детей». [112]
  4. Порнография занимает более высокий рейтинг, поскольку считается извращением полового акта, предназначенным для распространения третьим лицам для просмотра. [112]
  5. Проституция считается греховной как для проститутки, так и для клиента; оно низводит человека до инструмента сексуального удовольствия, попирая человеческое достоинство и нанося вред обществу. Тяжесть греховности меньше для проституток, которых принуждают к этому из-за нужды, шантажа или социального давления. [112]
  6. Изнасилование по своей сути является злом деянием, которое может нанести серьёзный ущерб жертве на всю жизнь.
  7. Инцест, или «изнасилование детей родителями или другими взрослыми родственниками» или «лицами, ответственными за воспитание вверенных им детей», считается самым отвратительным из сексуальных грехов. [103] [112]

гомосексуальность

[ редактировать ]

Катехизис посвящает гомосексуализму отдельный раздел в объяснении шестой заповеди. Как и гетеросексуальные действия вне брака, гомосексуальные действия считаются грехами . Церковь различает гомосексуальные влечения, которые не считаются греховными, и гомосексуальные действия, которые таковыми являются. В Катехизисе говорится, что они «нарушают естественный закон, не могут породить жизнь и не исходят из подлинной аффективной и сексуальной взаимодополняемости. Ни при каких обстоятельствах они не могут быть одобрены». [114] [115] Церковь учит, что гомосексуальные наклонности «объективно неупорядочены» и могут стать большим испытанием для человека, которого, как учит Церковь, следует «принимать с уважением, состраданием и чувствительностью… следует избегать несправедливой дискриминации в их отношении». [114] [116]

гомосексуалы, по мнению Церкви, «призваны к целомудрию». Им поручено практиковать добродетели «самообладания», которое учит «внутренней свободе», используя поддержку друзей, молитву и благодать, обретаемую в таинствах Церкви. [114] Эти инструменты призваны помочь гомосексуалистам «постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству», к состоянию, к которому призваны все христиане. [114]

(Два мирских движения представляют противоположные философии гомосексуализма: DignityUSA стремится изменить учение Церкви, чтобы оправдать гомосексуальные действия; Courage International — это организация гомосексуалистов, которые «поддерживают друг друга в искренних усилиях жить в целомудрии и верности Христу и Его Церкви». ". [116] )

Любовь мужа и жены

[ редактировать ]
Шестая заповедь, согласно USCCB , «призывает супругов» к эмоциональной и сексуальной верности, которую они называют «необходимой» для брака, и отражает «верность нам» Бога. [117]

По учению Церкви, супружеская любовь призвана образовывать непрерывную двойную цель: союз мужа и жены и передачу жизни. [118] Объединяющий аспект включает в себя перенос бытия каждого партнера, «так что они уже не двое, а одна плоть». [118] Таинство бракосочетания рассматривается как скрепление Богом согласия, связывающего партнеров вместе. Церковное учение о семейном положении требует принятия супругами неудач и недостатков друг друга, а также признания того, что «призыв к святости в браке» требует процесса духовного роста и обращения, который может длиться на протяжении всей жизни. [118]

Плодовитость брака, сексуальное удовольствие, контроль над рождаемостью

[ редактировать ]

Позицию Церкви в отношении сексуальной активности можно резюмировать следующим образом: «Сексуальная активность принадлежит только браку как выражение полной самоотдачи и союза и всегда открыта для возможности новой жизни». Сексуальные действия в браке считаются «благородными и почетными», и ими нужно наслаждаться с «радостью и благодарностью». [118] Сексуальность должна быть сохранена до брака: «по самой своей природе супружеская любовь требует нерушимой верности супругов. Это следствие того дара, который они делают друг другу. Любовь стремится быть окончательной; она не может быть договоренностью. «до дальнейшего уведомления». « Интимный союз брака, как взаимная отдача двух лиц и благо детей, требуют от супругов полной верности и требуют нерушимого союза между ними». (Gaudium et spes) » . [119]

Искусственный контроль над рождаемостью появился еще до христианства; Католическая церковь осуждала эти методы на протяжении всей своей истории. [120] В ответ на принятие Англиканской церковью практики искусственной контрацепции в 1930 году Католическая церковь издала папскую энциклику Casti connubii 31 декабря 1930 года . Папская энциклика Humanae vitae 1968 года является подтверждением традиционного взгляда католической церкви на брак и брачные отношения. и продолжающееся осуждение искусственного контроля над рождаемостью. [120]

Церковь рассматривает многодетность как знак Божьего благословения. «По самой своей природе институт брака и супружеской любви направлен на рождение и воспитание потомства, и именно в них он обретает свою высшую славу». (Gaudium et spes) Дети являются высшим даром брака и вносят большой вклад в благо самих родителей. (...) истинная супружеская любовь и весь вытекающий из нее строй семейной жизни, без умаления других целей брака, направлены на то, чтобы расположить супругов к доблестному сотрудничеству с любовью Творца и Спасителя, Который через них будет увеличивать и обогащать свою семью изо дня в день. ( Gaudium et spes )». [121] Он признает, что ответственное родительство иногда требует разумного интервала или ограничения рождаемости, и считает естественное планирование семьи морально приемлемым, но отвергает все методы искусственной контрацепции. [122] Церковь отвергает все формы искусственного оплодотворения и оплодотворения, поскольку эти методы отделяют половой акт от рождения ребенка. В Катехизисе говорится: «Ребенок — это не что-то, что кто-то должен , а дар … «высший дар брака » . » [122]

Родерик Хиндери, преподаватель морального богословия, выразил несогласие с поддержкой Церковью естественного планирования семьи и утверждает, что оно способствует перенаселению и бедности. [123] Селия В. Даггер из New York Times критикует отказ Церкви от использования презервативов , особенно в отношении стран, где заболеваемость СПИДом и ВИЧ достигла масштабов эпидемии. Бренда Уилсон из NPR говорит, что католики ссылаются на такие страны, как Кения и Уганда, где поощряются изменения в поведении вместо использования презервативов и где достигнут больший прогресс в борьбе с болезнью, чем в странах, которые пропагандируют только использование презервативов. [124] [125]

Преступления против достоинства брака

[ редактировать ]

По мнению Церкви, супружеская измена и развод считаются оскорблениями достоинства брака и определяются следующим образом:

  1. Прелюбодеяние — это сексуальный союз мужчины и женщины, при котором по крайней мере один из них состоит в браке с кем-то другим. Именно по этой причине Церковь считает это большим грехом, чем блуд. [112] Крифт заявляет: «Прелюбодей грешит против своего супруга, своего общества и своих детей, а также против своего тела и души». [126]
  2. Развод: Согласно католическому переводу Новой американской Библии , Иисус учил: «Всякий, кто разводится со своей женой (если брак не является незаконным), заставляет ее совершить прелюбодеяние, а всякий, кто женится на разведенной женщине, совершает прелюбодеяние». [127] Объясняя церковную интерпретацию этого учения, Крифт говорит, что Иисус рассматривал развод как приспособление, проскользнувшее в еврейский закон. [126] Церковь учит, что брак был создан Богом и должен был быть нерасторжимым: как сотворение ребенка не может быть «несотворенным», так и «одна плоть» брачных уз не может быть. [126] В Катехизисе говорится: «Развод является серьезным преступлением против естественного закона. Он подразумевает нарушение договора, на который супруги добровольно согласились жить друг с другом до смерти». [103] Вступая в брак с другим человеком, разведенный человек усугубляет тяжесть преступления, поскольку супруг, вступивший в повторный брак, считается находящимся в состоянии «публичной и постоянной супружеской измены». [126]

В Сборнике Катехизиса 502 перечислены другие преступления против достоинства брака: «многоженство, инцест, свободные союзы (сожительство, сожительство) и сексуальные действия до или вне брака». [128]

Раздельное проживание, гражданский развод, аннулирование

[ редактировать ]

По мнению Церкви, есть ситуации, не приравниваемые к разводу:

  1. В экстремальных ситуациях, таких как домашнее насилие, допускается разлучение. Это не считается разводом и может быть оправдано. [126]
  2. Согласно Церкви, гражданский развод не является разводом. Если это считается единственным способом обеспечения законных прав, заботы о детях или защиты наследства, Церковь считает это морально приемлемым. [126] [129]
  3. Аннулирование не является разводом; Церковь постановила, что брак никогда не был действительным. Брак считается недействительным, если в нем отсутствует один из пяти неотъемлемых элементов: он должен быть «полным», «пожизненным», «взаимным», «даром» и «мужчины и женщины». [126] Согласно Обращению Папы Иоанна Павла II к Римской Роте от 22 января 1996 года, пары не имеют права на аннулирование, но имеют право обжаловать недействительность или действительность перед «компетентным церковным органом и запросить решение в деле». [130] По данным католической епархии Арлингтона:

    ... признаками, которые могут указывать на основания для расследования аннулирования, являются: брак, исключающий на момент свадьбы право на детей, или на постоянный брак, или на исключительные обязательства. Кроме того, бывают юношеские браки; браки очень кратковременные; браки, отмеченные серьезным эмоциональным, физическим или злоупотреблением психоактивными веществами; девиантные сексуальные практики; глубокая и последовательная безответственность и отсутствие обязательств; условное согласие на брак; мошенничество или обман с целью получения согласия супруга; серьезное психическое заболевание; или предыдущие брачные узы. Определение основания должно производиться после обширных консультаций с приходским священником или дьяконами и на основе имеющихся доказательств. [130]

Седьмая заповедь

[ редактировать ]
«Не укради».
Седьмая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [131] [132] [133]
Взятие чужого имущества «при очевидной и неотложной необходимости» как единственный способ обеспечить «неотложные насущные нужды» не считается грехом против седьмой заповеди. [131] [134]

В Катехизисе поясняется, что эта заповедь регулирует мирские блага и запрещает несправедливо брать, использовать или портить чужое. [131] [135] Он требует от тех, кто обладает мирскими благами, использовать их ответственно, принимая во внимание благо общества. В Катехизисе рассматривается концепция управления человеком Божьим творением в объяснении седьмой заповеди и запрещается жестокое обращение с животными и окружающей средой. [131]

Частная собственность

[ редактировать ]

По мнению Церкви, люди имеют право на частную собственность. Однако владение делает этого человека «управителем», от которого ожидается, что он сделает его «плодотворным» или прибыльным, принося пользу другим после того, как этот человек сначала позаботится о своей семье. [131] [134] Частная собственность и общее благо рассматриваются как взаимодополняющие элементы, существующие с целью укрепления общества. [134] Захват чужого частного имущества «при очевидной и острой необходимости» как «единственный способ обеспечить насущные, насущные нужды (еда, кров, одежда)» не считается Церковью воровством. [131] [134] Концепция рабства как частной собственности осуждается Церковью, которая квалифицирует ее как кражу прав человека. [131] [136]

Согласно Катехизису , кража или воровство означает «узурпацию чужой собственности против разумной воли владельца», хотя существует исключение для тех, кто остро нуждается в выживании. «Неправомерное завладение и удержание чужого имущества» считается кражей, даже если деяние выходит за рамки гражданского права. [131] Кардинал Кристоф Шенборн однажды использовал пример кражи святым Августином груш у своего соседа в юности, как записано в его «Исповеди» . Кардинал Шенборн отмечает, что Августин все еще испытывает «угрызения совести из-за детской кражи», даже когда он стал взрослым человеком, указывая на то, что человеческое сознание очень хорошо осведомлено о кражах, даже если само это действие является законным в соответствии с гражданским законодательством. [137]

Следующие действия также считаются нарушением седьмой заповеди: манипулирование ценами с целью получения выгоды во вред другим, коррупция, присвоение общественных благ в личных интересах, плохо выполненная работа, уклонение от уплаты налогов, подделка чеков или любых других средств оплата, любые формы нарушения авторских прав и пиратства, а также расточительности. [131] [138]

Социальная справедливость

[ редактировать ]

Папская энциклика Rerum novarum обсуждает отношения и взаимные обязанности между трудом и капиталом, а также правительством и его гражданами. Главную озабоченность вызывала необходимость некоторого облегчения «страданий и нищеты, столь несправедливо обрушившихся на большинство рабочего класса». [139] Энциклика поддерживала право на создание профсоюзов , отвергала социализм , коммунизм и неограниченный капитализм , подтверждала право на частную собственность . [140]

Церковное толкование седьмой заповеди учит, что владельцы бизнеса должны балансировать между стремлением к прибыли, которая обеспечит будущее бизнеса, и ответственностью перед «благом людей». [141] Владельцы бизнеса обязаны платить своим работникам разумную заработную плату, соблюдать контракты и воздерживаться от нечестной деятельности, включая взяточничество государственных чиновников. Работники обязаны добросовестно выполнять свою работу, поскольку они были наняты для ее выполнения, и избегать нечестных действий на рабочем месте, таких как использование канцелярских товаров в личных целях без разрешения ( растрата ).

Церковь учит, что должен существовать баланс между государственным регулированием и законами рынка. Он считает, что исключительная опора на рынок (чистый капитализм) недостаточно удовлетворяет многие человеческие потребности, в то время как исключительная опора на государственное регулирование (чистый социализм) «извращает основу социальных связей». [141] Церковь предупреждает об опасности как капитализма, так и социализма, поскольку эти системы склонны использовать чрезмерные крайности, которые приводят к несправедливости по отношению к людям. [141] [142]

Более богатые страны, как и более богатые люди, имеют моральное обязательство помогать более бедным странам и отдельным людям и работать над реформированием финансовых институтов и экономических факторов на благо всех. [141]

Восьмая заповедь

[ редактировать ]
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Восьмая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [143] [144] [145]

В Катехизисе объясняется, что лжесвидетельство или «говорение лжи с намерением обмануть» включает в себя все нарушения истины. [143] Эти нарушения имеют степень тяжести в зависимости от «намерений того, кто лжет, и вреда, причиненного его жертвам». [146] Ниже перечислены следующие:

  1. Лжесвидетельство и лжесвидетельство: заявления, сделанные публично в суде, которые препятствуют правосудию, осуждая невиновного или оправдывая виновного, или которые могут ужесточить наказание обвиняемого.
  2. Необдуманное суждение: убеждение без достаточных доказательств в том, что человек совершил моральные ошибки.
  3. Очернение: раскрытие чужих недостатков без уважительной причины.
  4. Клевета: ложь с целью нанести ущерб репутации человека и предоставить возможность другим высказать о нем ложное суждение.
  5. Лесть: «речь с целью обмануть других ради нашей выгоды».
  6. Хвастовство, хвастовство или насмешка: речь, которая либо прославляет только себя, либо позорит других. [143] [147]

Церковь требует от тех, кто нанес ущерб репутации другого человека, «возместить ущерб за ложь, которую они сообщили». [143] [147] Однако он не требует от человека раскрывать правду тому, кто не имеет права знать, и учит уважению права на неприкосновенность частной жизни. [143] [147] Священникам запрещено нарушать тайну исповеди [147] независимо от того, насколько серьезен грех или его влияние на общество.

В учение Церкви об этой заповеди включено требование к христианам свидетельствовать о своей вере «недвусмысленно» в ситуациях, когда этого требуют. [143] [148] Использование современных средств массовой информации для распространения лжи отдельными лицами, предприятиями и правительствами осуждается. [143] [146]

Девятая заповедь

[ редактировать ]
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего». [примечание 6]
Девятая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [150] [152]

Девятая и десятая заповеди касаются вожделения, внутреннего расположения, а не физического действия. [153] В Катехизисе проводится различие между плотской алчностью (ненадлежащим сексуальным желанием) и алчностью к чужому мирскому благу. Девятая заповедь касается первой, а десятая – второй. [151]

Вирсавия в ванне» Картина Рембрандта « , 1654 год. История царя Давида и Вирсавии иллюстрирует корыстолюбие, которое привело к грехам прелюбодеяния и убийства.

Иисус подчеркнул необходимость чистых помыслов, а также действий, и заявил: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце» (Матфея 5:28). [153] [154] В Катехизисе говорится, что с помощью благодати Божией мужчинам и женщинам необходимо преодолеть похоть и телесные похоти «к греховным отношениям с чужим супругом». [153] В «Богословии тела» , серии лекций, прочитанных Папой Иоанном Павлом II, высказывание Иисуса в Матфея 5:28 интерпретируется, что можно совершить прелюбодеяние в сердце не только с супругом другого, но и со своим собственным супругом, если на него/нее смотрят с вожделением или относятся к нему/ней «только как к объекту для удовлетворения инстинкта». [155] [156]

Чистота сердца предлагается как необходимое качество, необходимое для выполнения этой задачи; Обычные католические молитвы и гимны включают просьбу об этой добродетели. [153] Церковь выделяет дары Божии, которые помогают человеку сохранять чистоту:

  1. Целомудрие, позволяющее людям любить других искренним и неразделенным сердцем.
  2. Чистота намерения, которая стремится во всем исполнить волю Божию, зная, что она одна приведет к истинному концу человека.
  3. Чистота видения, «внешняя и внутренняя», дисциплинирующая мысли и воображение, чтобы отвергнуть нечистое.
  4. Молитва, признающая силу Бога даровать человеку способность преодолевать сексуальные желания.
  5. Скромность как чувств, так и тела, сдержанность в выборе слов и одежды. [150] [153]

Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». [157] [158] Эта чистота сердца, которую вводит девятая заповедь, является «предварительным условием видения Божия» и позволяет человеку видеть ситуации и людей так, как видит Бог. Катехизис учит , что «существует связь между чистотой сердца, тела и веры». [150] [158]

Десятая заповедь

[ редактировать ]
«Не желай... ничего, что есть у ближнего твоего... Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего».
Десятая заповедь согласно Катехизису Католической Церкви. [151] [152] [159]

Отстранение от богатства — цель десятой заповеди и первой заповеди блаженства («блаженны нищие духом»), поскольку, согласно Катехизису , эта заповедь необходима для входа в Царство Небесное . [160] [161] Корыстолюбие запрещено десятой заповедью, поскольку оно считается первым шагом к совершению воровства, грабежа и мошенничества; это приводит к насилию и несправедливости. [162] Церковь определяет алчность как «беспорядочное желание», которое может принимать разные формы:

  1. Жадность – это стремление иметь слишком много того, что человеку не нужно.
  2. Зависть – это стремление к тому, что принадлежит другому. [161] Епископы США определяют это как «отношение, которое наполняет нас печалью при виде чужого процветания». [163]

Объясняя церковное учение об этой заповеди, Крифт цитирует святого Фому Аквинского , который писал: «Злое желание может быть побеждено только более сильным добрым желанием». [161] Американские епископы предполагают, что этого можно достичь через воспитание доброжелательности, смирения и благодарности за свои и чужие блага, уповая на Божью благодать. [163] Крифт объясняет, что апостол Павел проиллюстрировал эту концепцию в своем письме к филиппийцам , когда он перечислил свои мирские полномочия уважаемого еврея и заявил: «Я все считаю потерей из-за превосходящей ценности познания Христа Иисуса, моего Господа». [164] Как сказал Иисус: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» [165] [166] Церковное учение о десятой заповеди направлено на такое же отношение к мирским благам, называемое «нищетой духа». [167]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Согласно Католическому словарю , Заповеди были написаны Богом непосредственно на каменных скрижалях, которые были помещены в Ковчег Завета и образовали «центр и ядро ​​еврейской религии. Они были даны Богом непосредственно, чем любая другая часть». еврейского закона, и они были помещены во Святое Святых, куда никто, кроме первосвященника, не мог войти, и то только один раз в году». [25]
  2. ^ Католическая церковь верит, что она постоянно руководствуется Святым Духом и, таким образом, защищена от доктринальных ошибок . [42] Высший вероучительный авторитет Церкви опирается на решения Вселенских соборов , возглавляемых Папой . [41]
  3. ^ Евреи-христиане праздновали субботу в последний день недели и соблюдали большинство еврейских заповедей, касающихся субботы. Однако с первых веков большинство христиан из язычников праздновали первый день недели, считая себя свободными от многих ограничений иудейского закона.
  4. Некоторые сторонники выбора утверждают, что в прошлом Церковь проводила различие между прерыванием беременности до и после оживления . Они утверждают, что Августин принял аристотелевскую греко-языческую концепцию «отсроченного одушевления», написав, что человеческая душа не может жить в несформированном теле. Фома Аквинский утверждал, что плод не может быть полностью живым до тех пор, пока не оживится. [81] Некоторые ученые не согласны с этими интерпретациями Фомы Аквинского и Августина, заявляя, что их утверждения не могут быть использованы для оправдания абортов в современном обществе, поскольку оба этих ученых осудили эту практику. [82]
  5. В Катехизисе используются слова «действия в браке» и цитируются из Gaudium et spes : «Действия в браке, посредством которых происходит интимный и целомудренный союз супругов, благородны и почетны; истинно человеческое совершение этих действий способствует развитию личности. -дарение они означают и обогащают супругов радостью и благодарностью». [107]
  6. Формулировка девятой заповеди Катехизиса почти идентична формулировке десятой. В своем объяснении Катехизис утверждает: «Св. Иоанн различает три вида алчности или похоти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». [149] [150] «В католической катехизической традиции девятая заповедь запрещает плотское похоть; десятая запрещает пожелать чужого блага». [150] Катехизис определяет «плотское похоть» как сильное желание плоти, «движение чувственного аппетита , противоречащее действию человеческого разума» и «бунт «плоти» против «духа » . [150] Десятая заповедь, по толкованию Церкви, касается всех других форм сильного желания. В Катехизисе говорится, что десятое «разворачивает и завершает девятое… Оно запрещает желать блага другого». [151]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поттенджер, стр. 13.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барри, с. 85
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лобстер, стр. 201–203
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кармоди, с. 82
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Тул, с. 146
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хардон, стр. 1–9
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шрек, с. 303
  8. ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 2065 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Баст, с. 4
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пеликан, с. 60
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Баст, с. 3
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Браун, с. 79
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2052–2074 .
  14. ^ Рак, с. 202
  15. ^ Исход 34:28
  16. ^ Второзаконие 4:13
  17. ^ Второзаконие 10:4
  18. ^ Исход 20: 1–17.
  19. ^ Второзаконие 5: 6–21.
  20. ^ Стэплтон, «Десять заповедей»
  21. ^ Браун, с. 82
  22. ^ Благородный, с. 53
  23. ^ Рак, с. 77
  24. ^ Мэтью 5:20
  25. ^ Аддис, с. 195
  26. ^ Бокмюль, с. 15
  27. ^ Баст, с. 6
  28. ^ Фома Аквинский, с. 293
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аквинский, Фома (1939). Объяснение Десяти заповедей . Перевод Джозефа Б. Коллинза; Джозеф Кенни, ОП Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  30. ^ Тейт, М., Где на самом деле обитает Бог? , воспроизведено в католическом приходе Люмен Кристи, Вуллонгонг , 3-е воскресенье Великого поста, B , 3 марта 2024 г., по состоянию на 20 апреля 2024 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2084–2128 .
  32. ^ Исход 20: 2–5.
  33. ^ Второзаконие 5: 6–9.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 207
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 205
  36. ^ Лобстер, Питер, Проницательность , www.peterlobster.com , получено 8 марта 2016 г.
  37. ^ Шрек, с. 304
  38. ^ Рак, с. 208
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рак, с. 209
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2129–2132 .
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шрек, с. 305
  42. ^ Шрек, с. 16
  43. ^ USCCB, стр. 343–344.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2142–2167 .
  45. ^ Исход 20:7
  46. ^ Второзаконие 5:11
  47. ^ Иоанна 8:58
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 211
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенедикт XVI, Иисус из Назарета , стр. 143–145.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2168–2195 .
  51. ^ Исход 20: 8–10.
  52. ^ Второзаконие 5: 12–15.
  53. ^ Бенедикт, с. 108
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стэплтон, «Воскресенье»
  55. ^ Марка 2:27
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрек, с. 306
  57. ^ USCCB, стр. 366–367.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2197–2257 .
  59. ^ Исход 20:12
  60. ^ Второзаконие 5:16
  61. ^ Бенедикт XVI, с. 113
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рак, с. 217–219
  63. ^ Сирах 7: 27–28.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 220
  65. ^ Матфея 12: 46–50.
  66. ^ Бенедикт XVI, с. 117
  67. ^ Рак, с. 222
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 2258–2330 .
  69. ^ Исход 20:13
  70. ^ Второзаконие 5:17
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шрек, стр. 310–312.
  72. ^ Матфея 5: 21–22.
  73. ^ Рак, стр. 226–227
  74. ^ Байерц, с. 233
  75. ^ Аннас и Гродин, с. 262
  76. ^ «Верное гражданство, католический призыв к политической ответственности» . Конференция католических епископов США. 2003 . Проверено 28 ноября 2008 г.
  77. ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 2274 .
  78. ^ Папская академия жизни (22 марта 2006 г.). «Заключительная декларация XII Генеральной Ассамблеи» . Проверено 27 июля 2009 г.
  79. ^ Рауш, стр.150
  80. ^ Рак, с. 232
  81. ^ Дерн, Чарльз Д. (2008). «Католические политики не понимают биологию и теологию» . PewSitter.com. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 7 мая 2009 г.
  82. ^ Грин, Лорен (2008). «Спикер все испортил! Нэнси Пелоси и католическая церковь об абортах» . Фокс Ньюс . Проверено 7 мая 2009 г.
  83. ^ Рак, с. 233
  84. ^ Познер, с. 278
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Келли, стр. 112–113.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с USCCB, стр. 392–393.
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рак, с. 236
  88. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сурис, Пол. «Церковное учение и смертная казнь» . Винсентианский центр церкви и общества. Архивировано из оригинала 29 июня 2009 г. Проверено 5 мая 2009 г.
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Даллес, Эйвери (апрель 2001 г.). «Католицизм и смертная казнь» . Первые вещи: Ежемесячный журнал религии и общественной жизни . Том. 121. catholiceducation.org. стр. 30–35 . Проверено 26 февраля 2016 г.
  90. ^ Видмар, с. 150
  91. ^ Питерс, с. 112
  92. ^ Новая редакция № 2267 Катехизиса Католической Церкви о смертной казни – Rescriptum «ex Audientia SS.mi» (1 августа 2018 г.) . Проверено 22 августа 2019 г.
  93. ^ «Папа Франциск называет пожизненное заключение «скрытой смертной казнью» » . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 23 октября 2014 года . Проверено 22 августа 2019 г.
  94. ^ Оуэн, Ричард (11 января 2008 г.). «Лучше всего похоронить, но если нужно, вы можете развеять свой прах, — правила Ватикана» . Лондон: ТаймсОнлайн . Проверено 28 февраля 2009 г.
  95. ^ Параграф № 2299–2301 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 28 февраля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  96. ^ Мэтью 5:21
  97. ^ Матфея 5: 22–39.
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Параграф № 2263–2267 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 12 апреля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  99. ^ Рак, с. 229
  100. ^ Рак, с. 238
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 237
  102. ^ Матфея 18:6
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Параграф № 2331–2400 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 27 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  104. ^ Исход 20:14
  105. ^ Второзаконие 5:18
  106. ^ Рак, с. 244
  107. ^ Параграф № 2362 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 10 июня 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  108. ^ Параграф № 2337 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 10 июня 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  109. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рак, с. 245
  110. ^ Иоанн Павел II, с. 123
  111. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д USCCB, стр. 405–406.
  112. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Лобстер, стр. 247–248
  113. ^ Рак, с. 246
  114. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Параграф № 2357–2359 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 27 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  115. ^ Шрек, с. 314
  116. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 249
  117. ^ USCCB, с. 405, цитата: «Шестая заповедь призывает супругов проявлять постоянную и исключительную верность друг другу. Эмоциональная и сексуальная верность необходимы для обязательств, взятых в брачном завете. Бог установил брак как отражение Своей верности нам».
  118. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д USCCB, с. 408
  119. ^ Катехизис (CCC), §1646
  120. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сондерс, Уильям (4 сентября 2008 г.). «Учение о контрацепции, найденное в Священном Писании» . Католический вестник . Проверено 13 мая 2009 г.
  121. ^ Катехизис (CCC), §1652
  122. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрек, с. 315
  123. ^ Родерик Хиндери. «Эволюция свободы как католичества в католической этике». Тревога, вина и свобода . Ред. Бенджамин Хаббард и Брэд Старр, УПА, 1990 год.
  124. ^ Даггер, Селия В. (18 мая 2006 г.). «Почему уровень заболеваемости СПИДом в Кении резко падает?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2008 г.
  125. ^ Уилсон, Бренда (2004). «Исследование: устные предупреждения помогли обуздать СПИД в Уганде» . Национальное общественное радио . Проверено 15 августа 2008 г.
  126. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Рак, с. 252
  127. ^ Мэтью 5:32
  128. ^ Сборник катехизиса Католической церкви , Libreria Editrice Vaticana, 2005 г.
  129. ^ Параграф № 2383 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 7 апреля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  130. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Часто задаваемые вопросы» . Католическая епархия Арлингтона. Архивировано из оригинала 30 мая 2008 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
  131. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Параграф № 2401–2463 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 27 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  132. ^ Исход 20:15
  133. ^ Второзаконие 5:19
  134. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лобстер, стр. 260–261
  135. ^ Рак, с. 258
  136. ^ Шрек, с. 317
  137. ^ Шенборн (2001), с. 46
  138. ^ Шенборн (2011), Q. 428–429.
  139. ^ 3. Параграф Новые вещи .
  140. ^ Бокенкоттер, с. 337
  141. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лобстер, стр. 263–264
  142. ^ Джон А. Фаррен, ОП, изд. (2001), Седьмая и Десятая заповеди: экономическая и политическая мораль (PDF) , на основе Катехизиса католической церкви Питера Крифта, Верховный совет рыцарей Колумба, стр. 12–13.
  143. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Параграф № 2464–2513 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 27 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  144. ^ Исход 20:16
  145. ^ Второзаконие 5:20
  146. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 275
  147. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шрек, стр. 318–319.
  148. ^ Рак, с. 273
  149. ^ Иоанна 2:16
  150. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Параграф № 2514–2533 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 2 апреля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  151. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Параграф № 2534 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 5 ноября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  152. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исход 20:17
  153. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шрек, с. 320
  154. ^ Мэтью 5:28
  155. ^ Папа Иоанн Павел II (8 октября 1980 г.), Интерпретация концепции похоти , L'Osservatore Romano (получено из EWTN )
  156. ^ Маккормик, стр. 152–155.
  157. ^ Матфея 5:8
  158. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рак, с. 255
  159. ^ Второзаконие 5:21
  160. ^ Параграф № 2534–2557 (1994 г.). «Катехизис Католической Церкви» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 6 ноября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  161. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лобстер, стр. 266–267
  162. ^ Шрек, с. 321
  163. Перейти обратно: Перейти обратно: а б USCCB, с. 450
  164. ^ Филиппийцам 3: 4–9.
  165. ^ Марка 8:36
  166. ^ Рак, с. 268
  167. ^ USCCB, с. 449
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4da27abcf85b3b957ff9be35124d0fa__1713588000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/fa/c4da27abcf85b3b957ff9be35124d0fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ten Commandments in Catholic theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)