Христианство и пандеизм
Деизм |
---|
Ряд христианских писателей исследовали концепцию пандизма (вера в то, что Бог создал Вселенную, а затем стал ею и перестал существовать как отдельная и сознательная сущность). [1] ), и они обычно находили это несовместимым с основными принципами христианства. Римско-католическая церковь, например, осудила « Перифеон Иоанна Скота Эриугены» , который позже был идентифицирован физиком и философом Максом Бернхардом Вайнштейном как представляющий пандеистическую теологию, как будто скрывающую разделение Бога и творения. Церковь аналогичным образом осудила элементы мысли Джордано Бруно, которые Вайнштейн и другие сочли пандеистическими.
От древности до эпохи Просвещения
[ редактировать ]Эриугена
[ редактировать ]Философия богослова 9-го века Иоганна Скота Эриугены , который предположил, что «Бог создал мир из своего собственного существа», была идентифицирована различными богословами как форма пандизма. [2] [3] Макс Бернхард Вайнштейн отмечает, что видение Бога Эриугеной было тем, которое не знает, что это такое, и узнает об этом в процессе существования как своего творения. [4] В своем сочинении выдающемся «De Divisione Naturae» (также называемом «Перифизеон» , завершенном, вероятно, около 867 года нашей эры) Эриугена рассматривал творение как самопроявление Бога. «Бог знает, что Он есть, но не знает, что Он есть. Бог обладает экзистенциальным знанием, но не имеет исчерпывающего знания о Своей сущности, поскольку, будучи бесконечным, Он неописуем». [5] По словам Дермота Морана , «космологическая теория Эриугены подверглась критике за стирание различий между Богом и творением, что привело к ереси, позже названной пантеизмом». [5]
Сам Эриугена открыто отрицал, что он пантеист. «Бог есть все во всем. Все, что в Боге, даже Бог, вечно... тварь существует в Боге, и Бог создается в твари чудесным и невыразимым образом, проявляя себя, делая себя невидимым. видимая... Но божественная природа, настаивает он наконец, поскольку она выше бытия, отлична от того, что она создает внутри себя». [6] Изложенная система мышления представляет собой сочетание неоплатонического мистицизма, эманационизма и пантеизма, которые Эриугена тщетно пытался примирить с аристотелевским эмпиризмом, христианским креационизмом и теизмом. «Результатом является совокупность слабо сформулированных доктрин, в которых преобладают мистические и идеалистические элементы и в которых есть много такого, что несовместимо с католическими догмами». [7] De Divisione Naturae было осуждено собором в Сансе Гонорием III (1225 г.) за пропаганду тождества Бога и творения.
Вайнштейн также обнаружил, что схоластический богослов и философ XIII века Бонавентура , который принял неоплатоническую доктрину, согласно которой «формы» существуют не как существующие сущности, а как идеалы или архетипы в разуме Бога, в соответствии с которыми были сформированы реальные вещи, показал сильные пандеистические наклонности. [8] О папском легате Николасе Кузанском , который писал о свертывании творения в Боге и раскрытии божественного человеческого разума в творении, Вайнштейн писал, что он был в определенной степени пандистом. [9]
Джордано Бруно
[ редактировать ]Вайнштейн обнаружил, что пандеизм был ярко выражен в учении Джордано Бруно , который представлял себе божество, которое не имело особого отношения к одной части бесконечной вселенной больше, чем к любой другой, и было имманентно , присутствуя как на Земле, так и на Небесах, погружаясь в сама по себе множественность существования. [10] Лютеранский теолог Отто Кирн раскритиковал как чрезмерные утверждения Вайнштейна о том, что такие фигуры, как Эриугена, Ансельм Кентерберийский , Николай Кузанский , Бруно и Мендельсон, были пандистами или склонялись к пандеизму. [11] Не только Вайнштейн считал Бруно пандистом. Discover Редактор Кори С. Пауэлл Бруно писал, что космология была «инструментом для продвижения анимистической или пандеистской теологии». [12] и с этой позицией согласился научный писатель Майкл Ньютон Кис, [13] и писатель The Daily Beast Дэвид Сешнс. [14] Тарик Годдард писал, что «Бруно не был совсем атеистом или пантеистом. Скорее всего, он следовал апофатическому вероучению ( via negativa ), что делало его скорее пандеистом». [15]
Венецианская инквизиция арестовала Бруно 22 мая 1592 года. Среди многочисленных обвинений в богохульстве и ереси, выдвинутых против него в Венеции на основании доноса Мочениго, была его вера в множественность миров , а также обвинения в личном проступке. Римская инквизиция потребовала его перевода в Рим, куда он был отправлен в феврале 1593 года. Многочисленные обвинения против Бруно, основанные на некоторых его книгах, а также на показаниях свидетелей, включали богохульство, аморальное поведение и ересь в вопросах догматики. богословия и включал в себя некоторые основные доктрины его философии и космологии. Луиджи Фирпо предполагает, что римская инквизиция выдвинула против Бруно следующие обвинения: [16] придерживаться мнений, противоречащих католической вере , и выступать против нее и ее служителей; придерживающиеся мнений, противоречащих католической вере, о Троице , божественности Христа и Боговоплощении ; девственность Марии, матери Иисуса ; как о Пресуществлении , так и о Мессе ; утверждая Вечность мира ; вера в метемпсихоз и в переселение человеческой души в животных; и занимается магией и гаданием.
20 января 1600 года папа Климент VIII объявил Бруно еретиком, и инквизиция вынесла смертный приговор. [17] Его передали светским властям. В Пепельную среду, 17 февраля 1600 года, на Кампо деи Фьори (центральная римская рыночная площадь) сожжен на костре . [18] Все работы Бруно были внесены в Index Librorum Prohibitorum в 1603 году. После семилетнего суда он был казнен. The Cambridge Companion to Joseph Ratzinger отмечает, что Йозеф Ратцингер , который позже станет Папой , особенно «критически относился к… пандеизму [Бруно]». [19]
События после эпохи Просвещения
[ редактировать ]В 1800-х годах
[ редактировать ]В 1820-1830-х годах пандеизм получил некоторое упоминание в Италии. Джованни Сильвестри, соответственно, посмертно опубликовали тома проповедей итальянского В 1832 и 1834 годах издатели Анджело Аджани и падре Филиппо Наннетти ди Бибулано (он же Филиппо Нани, падре да Лохано; 1759–1829), который назвал пандеизм одним из убеждений, которые он осуждал, ругая «евреев, мусульман, язычников , раскольников , еретиков , пандистов , деистов и беспокойных, беспокойных духов». [20] Наннетти далее конкретно раскритиковал пандеизм, заявив: «Тебе, роковой пандеист! Законы, создающие природу, случайны и изменчивы, а не другое существо по существу с силами, движимыми движениями и развитием». [21] В 1838 году другой итальянский католик, френолог Луиджи Феррарезе в «Memorie Riguardanti la Dottrina Frenologica» («Мысли о доктрине френологии») критически охарактеризовал философию Виктора Кузена как доктрину, которая «располагает разум вне человеческой личности, объявляя человека фрагментом Бога, вводящего своего рода духовный пандизм, абсурдный для нас и вредный для Высшего Существа ». [22]
Ближе к концу века, в 1897 году, преподобный Генри Грэттан Гиннесс критически написал, что в Индии «Бог есть все, и все есть Бог, и, следовательно, всему можно поклоняться… Ее пандеизм — это столпотворение. " [23]
Двадцатый век на
[ редактировать ]В редакционной статье унитарного министра в Chattanooga Daily Times от 1906 года говорилось, что Иисус , «который с ликующей верой сказал: «Я и Отец — одно», был пандистом, верующим в отождествление вселенной и всего, что в ней содержится, с Божеством. ." [24]
Христианский реконструктор Русас Джон Рашдуни резко раскритиковал католическую церковь в своей книге « Один и многие: исследования философии порядка и предельности» 1971 года , утверждая: «Позиция Папы Павла была близка к пандеизму, а пандеизм логическое развитие вируса эллинской мысли». [25] Адвентистский богослов Берт Б. Бич звучала критика писал в 1974 году, что «во время Ватиканского Собора со стороны кругов ВСЦ » о том, что «экуменизм был заражен «пандеистскими» и синкретическими тенденциями». [26]
В 1996 году пастор Боб Берридж из Женевского института реформатских исследований написал в своем обзоре исследований реформатской теологии эссе на тему «Указы Божьи». [27] также идентифицируя идею о том, что Бог становится вселенной, несовместимой с христианством: написав: «Все действия сотворенного разума - это не просто действия Бога. Он создал вселенную существ, которые, как говорят, действуют свободно и ответственно как ближайшие действия Бога. причины своих собственных моральных поступков. Когда люди совершают злые дела, это не действия Бога-Творца и Хранителя. Если бы Бог был непосредственной причиной каждого действия, это сделало бы все события «Богом в движении». Это не что иное, как пантеизм. или, точнее, пандеизм».
Берридж не согласился с тем, что это так, и порицал, что «Творец отличен от своего творения. Реальность вторичных причин — это то, что отличает христианский теизм от пандеизма». [27] В заключение Берридж предлагает своему читателю определить, почему «название Бога творцом греха требует пандеистического понимания вселенной, эффективно устраняющего реальность греха и морального закона». [27]
Ронни Мирон, пишущий объяснение Аланом М. Олсоном взглядов Карла Ясперса , отметил, что, по его мнению, «страх того, что пандеизм или тенденция сводить веру к внешним средствам, с помощью которых она достигается, в конечном итоге приведет к рассмотрению эти средства, имеющие чисто субъективную, а также изменчивую значимость, лежали в основе акцента католической церкви на объективной истинности самих символов по отношению к индивидуальному религиозному опыту». [28]
Христианский апологет Джон Оукс описал пандеизм как «случайный и слабый союз» пантеизма и деизма. [29] Английский богослов и англиканский священник Грэм Уорд настаивает на том, что «Внимание ко Христу и Духу избавляет нас от пантеизма, пандеизма и богословия процесса». [30] В соответствии с более широким католическим неприятием движения «Новый век » в 2013 году католический автор Аль Креста заметил, что: «Космологии «Нового века» отвергают материализм, натурализм и физикализм. Обычно они носят пантеистический или пандеистический характер. Они часто пытаются использовать квантовую физику и исследования сознания, чтобы проиллюстрировать свою концепцию космоса». [31] В 2022 году министр Брент Прайс охарактеризовал пандеизм как «очень современную обманчивую религиозную концепцию, нацеленную на неосведомленных и неспасенных людей», объяснив свою точку зрения, что «эта ложная религиозная точка зрения является причиной того, что многие пришли к убеждению, что Бог, Создатель Вселенной, больше не существует, потому что Он стал вселенной и теперь является вселенной». [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Брэдли (2011). Эта странная, насыщенная событиями история: философия смысла . Издательство Алгора. п. 156. ИСБН 9780875868769 .
Пандеизм сочетает в себе концепции деизма и пантеизма с богом, который создает вселенную, а затем становится ею.
- ^ Гильермо Кербер, «Панентеизм в христианской экотеологии», Лука Валера, изд., Пантеизм и экология: космологические, философские и теологические перспективы ( Springer Publishing , 2023), стр. 219-220; ASIN: B0CJNC946L.
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и восприятия природы (1910), страницы 283-84.
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), страницы 283-84
- ^ Перейти обратно: а б Моран, Дермот, «Джон Скоттус Эриугена», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ О'Мира, Джон Дж., «Введение», Разум Эриугены , (Джон Дж. О'Мира и Людвиг Билер, ред.), Дублин: Издательство Ирландского университета, 1973.
- ^ Тернер, Уильям. «Иоанн Скот Эриугена». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 30 июня 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), стр. 303: «Другие полные или полумистики, такие как Алан (около 1200 г.), великий церковный светоч того времени и катастрофическое значение для несчастных вальденсов, Бонавентура (родившийся в Папской области в 1221 г.), написавший путешествие духа к Богу и обнаруживший сильные пандеистические наклонности, француз Иоганн Герсан (Герсану близ Реймса, родившийся в 1363 г.) и т. д., мы игнорируем это, ничего нового не обнаруживается».
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), стр. 306: «Он в определенной степени пандеист. Бог создает мир только из себя (de nullo alio creat, sed ex se); охватывая все, он развертывает все из себя, никак не изменяя себя.
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), стр. 321
- ^ Обзор Welt- und Lebensansschauungen, Emerging from Religion, Philosophy and Nature Knowledge («Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и восприятия природы») в Эмиле Шюрере , Адольфе фон Гарнаке , редакторах, Theological Literature Journal («Богословский литературный журнал» Литературный журнал»), том 35, графа 827 (1910).
- ↑ Пауэлл, Кори С., «Защищая Джордано Бруно: ответ соавтора «Космоса». Архивировано 16 ноября 2019 г. в Wayback Machine , Discover , 13 марта 2014 г.: «Бруно воображает, что все планеты и звезды имеют душу. (часть того, что он подразумевает под тем, что все они имеют один и тот же «состав»), и он использует свою космологию как инструмент для продвижения анимистической или пандеистской теологии».
- ^ Майкл Ньютон Кис (2019). Невероятное: 7 мифов об истории и будущем науки и религии . стр. 149–150.
- ↑ Дэвид Сешнс, « Как «Космос» искажает историю религии и науки », The Daily Beast , 23 марта 2014 г.: «Бруно, например, был «пандеистом», то есть верил, что Бог превратил себя во всю материю. и перестал существовать как отдельная сущность сам по себе».
- ^ Тарик Годдард , Книга повторителей героизма (2022), стр. 25.
- ^ Луиджи Фирпо, Суд над Джордано Бруно, 1993.
- ^ Обсуждается в Доротеи Уэйли Сингер, Джордано Бруно, Его жизнь и мысли , Нью-Йорк, 1950, гл. 7.
- ^ Фицджеральд, Тимоти (4 декабря 2007 г.). Беседа о цивилизованности и варварстве . Издательство Оксфордского университета. п. 239. ИСБН 978-0-19-804103-0 . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Дэниел Кардо, Уве Майкл Ланг, Кембриджский компаньон Джозефа Ратцингера (2023), стр. 266.
- ^ Отец Филиппо Наннетти из Бибулано (он же Филиппо Нани, Падре да Лохано), в «Проповедях и панегириках отца Филиппо Нани из Лоханы» , Джованни Сильвестри, издатель, 1834, стр. 284, Проповедь XVIII: Чудеса: «Но эта предопределённая религия с знаменательным чудотворцем находится в мире. Где? У какого народа? На каком берегу? В еврейских синагогах, или в мешитах Азии? В китайских пагодах, или в женевском обществе евреи, мусульмане, язычники, раскольники, еретики, пандеисты, деисты, беспокойные и беспокойные гении». («Но эта религия, предопределенная сигналом чудотворца, где она находится? У каких людей? На каких берегах? В еврейских синагогах или мечетях Азии? Пагода в китайском или в обществе в Женеве? Евреи, мусульмане, язычники , раскольники, еретики, пандеисты, деисты и беспокойные, беспокойные духи».)
- ^ Отец Филиппо Наннетти из Бибулано (он же Филиппо Нани, Падре да Лохано), в «Проповедях и панегириках отца Филиппо Нани из Лоханы» , Джованни Сильвестри, издатель, 1834, с. 286, Проповедь XVIII: Чудеса: «Тебе, роковой Пандеист! Законы сотворенной природы случайны и изменчивы; по сути, они представляют собой не что иное, как движение и развитие движущих сил».
- ^ Луиджи Феррарезе (1838). Мемуары о френологическом учении (на итальянском языке). п. 15.
Учение, которое в силу своего не очень осмотрительного идеализма оскорбляет не только веру, но и самый разум (система Канта): необходимо было бы вскрыть опасные заблуждения, как в отношении религии, так и в отношении морали, этого французского психолога, который он соблазнил умы (Кузен), указав, как его предприимчивая и дерзкая философия разрушает барьеры священного богословия, ставя свой собственный авторитет превыше всего другого: она профанирует тайны, объявляя их отчасти лишенными смысла, а отчасти принижая их к вульгарным намекам и простым метафорам; заставляет, как заметил один ученый критик, откровение сменить свое место на инстинктивное мышление и утверждение без размышления и помещает разум вне личности человека, объявляя его частицей Бога, разновидностью духовного пандеизма путем введения абсурдного для нас и вредное для Высшего Существа, что наносит серьезный ущерб его свободе и т. д. и т. п.
- ^ Генри Грэттан Гиннесс , « Первые впечатления от Индии », в книге Джона Харви Келлогга и Международной ассоциации здоровья и трезвости, «Медицинский миссионер» (1897), страницы 125-127.
- ^ «Человек скорби: место Иисуса в современной религии», Chattanooga Daily Times , Чаттануга, Теннесси (24 сентября 1906 г.), страница 5, столбец 5, абзац 4.
- ^ Русас Джон Рашдуни , Один и многие: исследования философии порядка и предельности (1971 [2007]), гл. VIII-7, с. 142-143.
- ^ Берт Беверли Бич , Экуменизм: благо или проклятие? (1974), с. 259 (цитата Джорджа Х. Уильямса, Размеры римско-католического экуменизма (1965), стр. 31–32).
- ^ Перейти обратно: а б с Боб Берридж, « Собственное богословие: урок 4 – Постановления Божьи », Обзорные исследования реформатской теологии , Женевский институт реформатских исследований (1996); цитируется в Мэпсон, Кнуйон, изд. (2017). «Краткая история пандеизма» . Пандеизм: Антология . John Hunt Publishing /Iff Books (с субсидией автора через Kickstarter). п. 30. ISBN 978-1785354120 .
- ^ Ронни Мирон, Карл Ясперс: от самости к бытию (Родопи 2012), с. 249, ISBN 9042035315.
- ^ Джон Оукс (25 мая 2013 г.). «Каков ваш ответ на пандизм?» . Сайт www.evidenceforchristianity.org .
- ^ Грэм Уорд (2016). Как проникает свет: этическая жизнь I. п. 313. ИСБН 978-0199297658 .
Внимание ко Христу и Духу избавляет нас от пантеизма, пандеизма и богословия процесса.
- ^ Аль Креста , Опасности для веры: признание противников католицизма в 21 веке , «Наука и война с религией» (2013), стр. 255-256, н. 30, ISBN 1592767257 .
- ^ Брент Прайс, доктор министров, Будьте готовы к евангелизации: личный евангелизм, меняющий правила игры , 2022, стр. 137.
Атрибуция : содержит материалы из статей De Divisione Naturae , Джордано Бруно и Пандеизм .