Чарльз Дженненс


Чарльз Дженненс (1700 – 20 ноября 1773) был английским землевладельцем и покровителем искусств. Как друг Генделя , он помог написать либретти нескольких его ораторий , в первую очередь «Мессии» .
Жизнь
[ редактировать ]Дженненс вырос в Гопсалл-холле в Лестершире, в семье Чарльза Дженненса и его второй жены Элизабет Бердетт. [1] [2] Он получил образование в Баллиол-колледже в Оксфорде , поступил в колледж в 1716 году, но не окончил его. Он был набожным христианином и не входил в состав присяжных заседателей , поддерживая легитимность свергнутой линии Стюартов . [1] [2] Он заинтересовался первобытным апостольским (субботним) христианством и Иоанном Златоустом . [ нужна ссылка ] Дженненс был признан антидеистом . [3] Ричарда Киддера На него оказала влияние книга «Демонстрация Мессии» . [ нужна ссылка ]
После смерти своего отца в 1747 году Дженненс приказал полностью перестроить Гопсалл-холл в палладианском стиле, включая на территории поместья ионический храм, построенный в память о его друге, поэте и ученом-классике Эдварде Холдсворте . Оставаясь неженатым, его считали меланхоличным и экстравагантным, соседи называли его Солиманом Великолепным . [1] [4] Будучи не членом жюри, Дженненс не имел права занимать какие-либо государственные должности и посвятил себя искусству как коллекционер изобразительного искусства (его коллекция была одной из лучших в Великобритании в то время), так и меценат. [2] Сочинения Георга Фридриха Генделя очень пришлись ему по музыкальному вкусу, и они стали близкими друзьями. [1] Гендель часто навещал его в Гопсалл-холле и в 1749 году предоставил спецификацию на орган для его дома. [2] [5] Портрет Генделя работы Томаса Хадсона был заказан Дженненсом. [2] – а портрет Чарльза Дженненса того же художника сейчас находится в Доме-музее Генделя в Лондоне . [6]
Он умер 20 ноября 1773 года. Его мемориал находится в приходской церкви Незер-Уитакр и был создан Ричардом Хейвордом , который также предоставил скульптуры как в своем лондонском доме на Грейт-Ормонд-стрит, так и в своей загородной резиденции в Гопсалл-парке . [7]
После его смерти троюродный брат Дженненса Хенидж Финч, 3-й граф Эйлсфорд , унаследовал его музыкальную библиотеку, и большая часть ее сейчас хранится в Музыкальной библиотеке Генри Уотсона в Центральной библиотеке Манчестера . Он содержит большую коллекцию рукописей и опубликованной музыки Генделя и других современных композиторов, как английских, так и итальянских; Есть 368 томов рукописей Генделя, а другие включают автографы «Манчестерских» скрипичных сонат Антонио Вивальди и раннюю рукопись « Времен года» . [2] [8] Дженненса Обширная коллекция книг Уильяма Шекспира по литературе, филологии и теологии была в значительной степени распродана на распродаже в 1918 году. [2] [9]
Сотрудничество с Генделем
[ редактировать ]Глубокое знание Библии и широкий литературный интерес Дженненса побудили его с 1735 года подготовить или внести свой вклад в либретти для Генделя. В их число входили Саул (1735–39), Л'Аллегро, il Penseroso ed il Moderato (1740–41), Мессия (1741–42), Валтасар (1744–45) и, возможно, Израиль в Египте (1738–39). Либретти давались бесплатно и всегда публиковались анонимно. Говорят, что Саул и Валтасар «демонстрируют впечатляющий дар драматической структуры и характеристик, а также способность ловко использовать политические аналогии». [2]
Хорошо разбираясь в музыке и литературе, он аннотировал свои копии опер Генделя, добавляя исправления, басовые фигуры, отвергнутые пьесы и даты. Также ясно, что иногда Гендель был готов принять предложения Йенненса и усовершенствовать свои композиции. [2] [10]
Самым известным сотрудничеством является либретто Дженненса для «Мессии» , полностью взятое из Библии, примерно на 60 процентов из Ветхого Завета (с редкими небольшими изменениями). [11] Музыковед Уоткинс Шоу описывает это как «размышление о нашем Господе как Мессии в христианской мысли и вере», и которое «немногим отличается от гениального произведения». [12] Некоторые связывают акцент Мессии на Ветхом Завете – и выбор ветхозаветного титула «Мессия» – с богословскими убеждениями Дженненса. [3] [13] Дженненс не полностью одобрял музыкальную обстановку, написав Эдварду Холдсворту:
«Я покажу вам сборник, который я дал Генделю, под названием «Мессия» , который я очень ценю. Он сделал из него прекрасное развлечение, хотя и далеко не так хорошо, как он мог бы и должен был сделать. некоторые грубейшие ошибки в сочинении; но он упрямо сохранил свою увертюру, в которой есть некоторые места, далеко недостойные Генделя, но гораздо более недостойные Мессии . » [14]
Редактор Шекспира
[ редактировать ]
В начале 1770-х годов Дженненс приступил к подготовке скрупулезных критических изданий пьес Шекспира, и впервые они были опубликованы индивидуально и с редакционными сносками. Перед своей смертью в 1773 году он завершил «Короля Лира» , «Гамлета» , «Отелло» , «Макбета » и «Юлия Цезаря». Эти издания вызвали презрение, возможно, из-за зависти, со стороны редактора Шекспира Джорджа Стивенса, который резко критиковал не только творчество Дженненса, но и особенно его характер: «Главная ошибка в жизни г-на Дженненса заключалась в его постоянном общении с группой людей, во всех отношениях уступающих ему самому. Таким образом, он потерял все возможности для совершенствования, но приобрел то, что предпочитал высшим удовольствиям мудрости – чрезмерную лесть. ." [2] [15]
Семья
[ редактировать ]Дженненс был внуком мастера по металлу из Бирмингема сэра Хамфри Дженненса из Эддингтон-холла, Уорикшир. Двоюродный брат Чарльза Дженненса, Уильям Дженненс, был описан как «самый богатый простолюдин в Англии», когда он умер неженатым и не имеющим завещания с состоянием, оцениваемым в 2 миллиона фунтов стерлингов (что превышает 230 миллионов фунтов стерлингов по ценам 2015 года). Собственное состояние Чарльза Дженненса унаследовала его сестра Элизабет Дженненс Ханмер (1692–1777). Дочь Элизабет Эстер Ханмер (1719–1764) вышла замуж за Эштона Керзона, 1-го виконта Керзона . [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Г-н Чарльз Дженненс: составитель «Мессии» Генделя ». «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 43 (717): 726–727. 1 ноября 1902 г. doi : 10.2307/3369540 . JSTOR 3369540 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Смит, Рут. «Дженненс, Чарльз (1700/01–1773)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел, Дэвид (2003). Библия на английском языке . Вашингтон, округ Колумбия, США: Библиотека Конгресса . п. 563. ИСБН 0-300-09930-4 . Проверено 27 января 2013 г.
Не может быть никаких сомнений в том, что Дженненс рассматривал свою компиляцию текстов Священного Писания как решительную атаку на деизм. Само название представляет собой антидеистский баннер.
- ^ Гендель. Празднование его жизни и времен 1685–1759, с. 201. Национальная портретная галерея Лондона.
- ^ Гаджер, Уильям Д. «Письмо Георга Фридриха Генделя Чарльзу Дженненсу 1749 года» (PDF) . Архив Молденхауэра . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 15 февраля 2013 г.
Орган сохранился практически без изменений в церкви Святого Джеймса, Грейт-Пэкингтон , Уорикшир.
- ^ «Портрет Чарльза Дженненса» . Художественный фонд . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Словарь британских скульпторов 1660-1851 гг. Руперта Ганниса
- ^ «Музыкальная библиотека Генри Уотсона: рукописи и раритеты» . Городской совет Манчестера. Архивировано из оригинала 30 августа 2011 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Тассило Эрхардт, Мессия Генделя. Текст, музыка, теология , Comes Verlag, Бад Райхенхалль 2007, ISBN 978-3-88820-500-2
- ^ Дин, Винтон (2006). Оперы Генделя . Вудбридж Великобритания: Boydell Press. стр. 122 , 278, 302, 310. ISBN. 1-84383-268-2 .
- ^ Блок, Дэниел И. (весна 2001 г.). «Мессия Генделя: библейские и теологические перспективы». Дидаскалия . 12 (2): 1–23.
- ^ Шоу, Уоткинс (1963). История Генделя «Мессия» . Лондон: Новелло и Ко.
- ^ Бартлетт, Клиффорд (1998). Георг Фридрих Гендель: «Мессия» (голосовая партитура) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-336668-8 .
- ^ Тобин, Джон (1969). Мессия Генделя . Лондон: Cassell & Co., стр. 150–151. ISBN 978-0-304-93163-7 .
- ^ Николс, Джон (1812). Литературные анекдоты XVIII века . Том. 3. Лондон. стр. 121–24н.
- ↑ Смит, Р. (23 сентября 2004 г.). Дженненс, Чарльз (1700/01–1773), покровитель искусств и либреттист. Оксфордский национальный биографический словарь
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смит, Рут (2012). Чарльз Дженненс: Человек, стоящий за Мессией Генделя . Лондон: Фонд Джеральда Коука Генделя. ISBN 978-0-9560998-2-2 .
- Аманда Бабингтон и Илиас Криссохоидис, «Музыкальные ссылки в переписке Дженненса-Холдсворта (1729–46),» Исследовательская хроника Королевской музыкальной ассоциации 45: 1 (2014), 76–129.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы Чарльза Дженненса или о нем в Wikisource
- 1700 рождений
- 1773 смерти
- Выпускники Баллиол-колледжа в Оксфорде
- Английские оперные либреттисты
- Английские либреттисты ораторий и страстей
- Английские покровители музыки
- Английские землевладельцы XVIII века
- Люди из Хинкли и Босворта (район)
- Английские композиторы XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Английские драматурги и драматурги-мужчины
- Британские филантропы XVIII века