Либретто
Либретто (английское слово , происходящее от итальянского слова libretto , букв. « буклет » ) — это текст, используемый или предназначенный для расширенного музыкального произведения, такого как опера , оперетта , маска , оратория , кантата или мюзикл . Термин «либретто» также иногда используется для обозначения текста крупных литургических произведений, таких как месса , реквием и священная кантата, или сюжетной линии балета .
Итальянское англ . слово либретто ( произносится [liˈbretto] , множественное число libretti [liˈbretti] ) — уменьшительное от слова libro («книга»). на других языках эквиваленты Иногда для либретто на этом языке используются : ливрет для французских произведений, Textbuch для немецкого и либрето для испанского. Либретто отличается от синопсиса или сценария сюжета тем, что либретто содержит все слова и ремарки, а синопсис резюмирует сюжет. Некоторые историки балета также используют слово «либретто» для обозначения книг объемом от 15 до 40 страниц, которые продавались балетной публике XIX века в Париже и содержали очень подробное описание истории балета, сцена за сценой. [1]
Отношения либреттиста ( то есть автора либретто) с композитором при создании музыкального произведения менялись на протяжении веков, равно как и источники и используемые методы письма.
В контексте современного англоязычного музыкального театрального произведения считается, что либретто включает в себя как книгу произведения (т. е. устный диалог), так и спетые тексты.
Отношения композитора и либреттиста
[ редактировать ]Либретти для опер, ораторий и кантат 17-18 веков обычно писал кто-то другой, а не композитор, часто известный поэт.
Пьетро Трапасси , известный как Метастазио (1698–1782), был одним из самых уважаемых либреттистов в Европе. Его либретти неоднократно ставились разными композиторами. Другим известным либреттистом XVIII века был Лоренцо Да Понте . Он написал либретти для трех величайших опер Моцарта , а также для многих других композиторов. Эжен Скриб был одним из самых плодовитых либреттистов 19 века, написавшим слова для произведений Мейербера (с которым у него было длительное сотрудничество), Обера , Беллини , Доницетти , Россини и Верди . Дуэт французских писателей Анри Мейяк и Людовик Галеви написал множество либретто для опер и оперетт для таких произведений, как Жак Оффенбах , Жюль Массне и Жорж Бизе . Арриго Бойто , написавший либретти, в частности, для Джузеппе Верди и Амилькаре Понкьелли , также написал две собственные оперы.
Либретто не всегда пишется раньше музыки. Некоторые композиторы, такие как Михаил Глинка , Александр Серов , Римский-Корсаков , Пуччини и Масканьи, писали отрывки из музыки без текста и впоследствии заставляли либреттиста добавлять слова к вокальным мелодическим линиям (это часто случалось с американскими популярными песнями и мюзиклами в го века, как и в случае сотрудничества Ричарда Роджерса и Лоренца Харта , хотя в более поздней команде Роджерса и Хаммерштейна тексты 20 - обычно писались первыми, что было предпочтительным способом работы Роджерса).
Некоторые композиторы написали свои собственные либретто. Рихард Вагнер, пожалуй, наиболее известен в этом отношении благодаря тому, что он превратил германские легенды и события в эпические сюжеты для своих опер и музыкальных драм. Гектор Берлиоз также написал либретти для двух своих самых известных произведений: «Осуждение Фауста» и «Троянцы» . Альбан Берг адаптировал Георга Бюхнера пьесу «Войцек» на либретто Воццека .
Иногда либретто пишется в тесном сотрудничестве с композитором; это может включать в себя адаптацию, как это было с Римским-Корсаковым и его либреттистом Владимиром Бельским , или полностью оригинальное произведение. В случае мюзиклов музыка, слова и «книга» (т. е. устный диалог и ремарка) могут иметь своего автора. Так, у такого мюзикла, как «Скрипач на крыше», есть композитор ( Джерри Бок ), автор текстов ( Шелдон Харник ) и автор «книги» ( Джозеф Стайн ). В редких случаях композитор пишет всё, кроме танцевальных аранжировок – музыку, тексты и либретто, как это сделал Лайонел Барт для Оливера! .
Другие вопросы в процессе разработки либретто аналогичны вопросам устных драм для сцены или экрана. Существуют предварительные этапы выбора или предложения темы и разработки эскиза действия в форме сценария , а также поправки, которые могут возникнуть во время производства работы, как в случае с загородными пробами на Бродвее. мюзиклы или изменения, сделанные для конкретной местной аудитории. Известным примером последнего является переработка Вагнером в 1861 году оригинальной дрезденской версии его оперы «Тангейзер» 1845 года для Парижа.
Литературные характеристики
[ редактировать ]Либретто оперы с момента своего создания ( около 1600 г. ) было написано в стихах, и это продолжалось вплоть до XIX века, хотя жанры музыкального театра с устным диалогом обычно чередовали стихи в музыкальных номерах с устной прозой. С конца XIX века некоторые оперные композиторы писали музыку на либретти в прозе или вольном стихе. большая часть речитативов оперы Джорджа Гершвина « Порги и Бесс» Например, Дюбоза и Дороти Хейворд представляет собой просто пьесу «Порги», положенную на музыку в том виде, в котором она написана – в прозе – с текстами арий , дуэтов , трио и хоров , написанных на стих.
Либретто мюзикла, напротив, почти всегда написано прозой (за исключением текстов песен). Либретто мюзикла, если мюзикл адаптирован из пьесы (или даже романа), может даже щедро заимствовать оригинальные диалоги из источника – почти как в Оклахоме! использовала диалоги из Линн Риггс » «Зеленой сирени , «Карусель» использовала диалоги из » Ференца Мольнара , «Лилиом « Моя прекрасная леди» слово в слово взяла большую часть диалогов из Джорджа Бернарда Шоу » «Пигмалиона , «Человек из Ламанчи» был адаптирован из телевизионная пьеса 1959 года « Я, Дон Кихот» , в которой содержится большая часть диалогов, и музыкальная версия « Питера Пэна» 1954 года использовали Дж. М. Барри диалоги . Даже в мюзикле «Show Boat» , который сильно отличается от романа Эдны Фербер, из которого он был адаптирован , используются некоторые оригинальные диалоги Фербера, особенно во время сцены смешанного брака . И Оливер Лайонела Барта ! использует фрагменты диалогов из Чарльза Диккенса романа «Оливер Твист» , хотя позиционирует себя как «свободную адаптацию» романа.
Язык и перевод
[ редактировать ]Как родной язык оперы, итальянский доминировал в этом жанре в Европе (за исключением Франции) на протяжении всего XVIII века и даже в следующем столетии в России, например, когда итальянская оперная труппа в Санкт-Петербурге столкнулась с вызовом новых местных жителей. Русский репертуар. Существенные исключения до 1800 года можно найти в первых творчестве Перселла, балладных операх Генделя, операх и Зингшпилях XVIII века и т. д.
Как и в случае с литературой и песней, либретто имеет свои проблемы и трудности с переводом . В прошлом (и даже сегодня) зарубежные музыкальные сценические произведения с устным диалогом, особенно комедии, иногда исполнялись с исполняемыми фрагментами на языке оригинала и разговорным диалогом на родном языке. Последствия отсутствия перевода текста зависят от произведения. Такой человек, как Луи Дюрдилли [2] перевел бы все либретто, диалоги и мелодии на французский язык: Così fan tutte превратился в Fait tous, ou la Fidélite des femmes , и вместо того, чтобы Феррандо пел «Un' aura amorosa», франкоязычная публика угощалась пением Фернана «Ma belle is верна настолько, насколько она красива. [3]
Многие мюзиклы, такие как старые автомобили Бетти Грейбл – Дон Амече – Кармен Миранда , в основном не затронуты, но эта практика особенно вводит в заблуждение в переводах таких мюзиклов, как «Шоу-бот» , «Волшебник страны Оз» , «Моя прекрасная леди» или «Карусель» , в которых тексты песен песни и устный текст часто или всегда тесно интегрированы, а тексты служат развитию сюжета. [ нужна ссылка ] Наличие сегодня печатных или прогнозируемых переводов делает пение на языке оригинала более практичным, хотя нельзя сбрасывать со счетов желание услышать спетую драму на своем родном языке.
Испанские слова libretista (драматург, сценарист или сценарист) и либрето (сценарий или экранизация), которые используются в латиноамериканской теле- и киноиндустрии, получили свое значение из первоначального оперного смысла.
Статус
[ редактировать ]Либреттисты исторически пользовались меньшим авторитетом, чем композитор. В некоторых операх XVII века, которые до сих пор исполняются, имя либреттиста даже не было записано. Поскольку печать либретто для продажи на выступлениях стала более распространенной, эти записи часто сохраняются лучше, чем музыка, оставленная в рукописи. Но даже в Лондоне конца XVIII века в рецензиях редко упоминалось имя либреттиста, о чем Лоренцо да Понте сетовал в своих мемуарах .
К 20-му веку некоторые либреттисты стали признанными участниками знаменитого сотрудничества, как, например, Гилберт и Салливан или Роджерс и Хаммерштейн . Сегодня композитору (бывшему или нынешнему) партитуры к опере или оперетте обычно присуждается высшая плата за законченное произведение, а автору текстов отодвигается на второе место или просто в сноску, заметным исключением является Гертруда Стайн , которая получил лучший результат за фильм «Четыре святых в трех действиях» . Другим исключением была опера Альберто Франкетти 1906 года «Филья ди Иорио» , которая представляла собой близкую интерпретацию очень успешной пьесы ее либреттиста Габриэле Д'Аннунцио , знаменитого итальянского поэта, романиста и драматурга того времени. В некоторых случаях оперная адаптация становилась более известной, чем литературный текст, на котором она была основана, как, например, Клода Дебюсси по «Пеллеас и Мелизанда» пьесе Мориса Метерлинка .
Вопрос о том, что важнее в опере – музыка или слова – обсуждался с течением времени и лег в основу как минимум двух опер: Рихарда Штрауса » «Каприччио и Антонио Сальери » «Prima la musica e poi le parole .
Публикация
[ редактировать ]Либретти доступны в нескольких форматах, некоторые из которых более полны, чем другие. Текст – т.е. устный диалог, тексты песен и ремарки, если применимо – обычно публикуется отдельно от музыки (такой буклет обычно прилагается к звукозаписям большинства опер). Иногда (особенно для опер в свободном доступе ) этот формат дополняется мелодическими отрывками нотной записи важных номеров.
Печатные партитуры опер, естественно, содержат все либретто, хотя между партитурой и отдельно напечатанным текстом могут существовать существенные различия. Чаще всего это связано с дополнительным повторением слов или фраз из либретто в партитуре. Например, в арии « Nessun dorma » из оперы Пуччини «Турандот » заключительные строки либретто — «Tramontate, stelle! All'alba, vincerò!» (Угасните, вы, звезды! На рассвете я победю!). Однако в партитуре они поются как «Трамонтате, стелле! Трамонтате, стелле! Алл'альба, винсеро! Винсеро! Винсеро!».
Поскольку современный мюзикл, как правило, публикуется в двух отдельных, но пересекающихся форматах (т. е. книга и тексты песен со всеми словами и фортепианно-вокальная партитура со всем музыкальным материалом, включая некоторые речевые реплики), оба необходимы в чтобы тщательно прочитать все шоу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См., например Смит, Мэриан Элизабет (2000). Балет и опера в эпоху Жизели . Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN 9780691049946 .
- ^ Дюрдилли (8 ноября 1848 — 11 октября 1929), основатель Comptoir général de musique française et étrangère (1878), запомнился новым переводом Дон Жуана ( Комическая опера , 17 ноября 1896, с Шарлем Гуно ); перевод «Волшебной флейты» , также выполненный Гуно и возрожденный в Королевской опере Версальского замка в январе 2020 года Эрве Нике (на Youtube); » Верди новый перевод «Риголетто (Виктор Гюго не одобрил перевод Эдуарда Дюпре); он также переводил с немецкого («Фауст», «Фиделио» , «Вольный стрелок» , «Оберон …»
- ^ Либретто на французском языке: с. 107
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кеннеди, Майкл (2006), Оксфордский музыкальный словарь , 985 страниц, ISBN 0-19-861459-4
- МакНатт, Ричард (1992), «Либретто» в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- Невилл, Дон (1990). Передовые исследования в области сохранения оперы и мультимедиа: проект, включающий документацию и полнотекстовый поиск либретто Пьетро Метастазио . Лондон: Музыкальный факультет Университета Западного Онтарио. Без ISBN
- Портинари, Фолько (1981). Мы равны! У меня есть язык, у него есть кинжал. История мелодрамы XIX века в ее либретто . Турин: издания EDT. ISBN 88-7063-017-Х .
- Смит, Патрик Дж. Десятая муза: историческое исследование либретто оперы . Первое изд. Нью-Йорк: А.А. Кнопф, 1970. xxii, 417, xvi стр. + [16] с. ч/б ил. Без ISBN или SBN
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь , 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Либретти опер и другие вокальные тексты, находящиеся в общественном достоянии
- OperaGlass Opera Index Избранные оперы с соответствующими либретто
- OperaFolio.com Индекс более 1000 оперных либретто
- Opera-guide.ch , либретти опер в переводе на немецкий язык и на языках оригинала
- Избранная опера бесплатно на Наксосе
- Либретто во сне и наяву (Либретто во сне и наяву), содержащее русские и некоторые западные либретти (на русском языке, в виде файлов Microsoft Word), в частности: Либретто классических русских опер (на русском языке).
- Буклеты в библиотеке Эстенсе, Модена, Италия