Jump to content

Ференц Молнар

Ференц Молнар
Портрет Карла Ван Фехтена, 1941 год.
Портрет Карла Ван Фехтена , 1941 год.
Рожденный Ференц Нойманн
( 1878-01-12 ) 12 января 1878 г.
Будапешт , Австро-Венгрия (современная Венгрия )
Умер 1 апреля 1952 г. ) ( 1952-04-01 ) ( 74 года
Нью-Йорк , Нью-Йорк
Место отдыха Кладбище Линден-Хилл , Риджвуд, Квинс , Нью-Йорк
Занятие Писатель, автор, режиссер, драматург
Годы активности 1901–1952
Супруг Маргит Весси (1906–1910; разведена; 1 ребенок)
Федак Сари (1922–1925; в разводе)
Лили Дарвас (1926–1952; его смерть)
Дети Марта Мольнар Саркози (1907–1966) самоубийство [ 1 ]
Ференц Молнар был военным корреспондентом во время Первой мировой войны.

Ференц Мольнар (англ. США : / ˌ ferents l n ˈ , - moʊ l n ɑːr , ˈ - r ə nts - , FERR - -⁠ moː -⁠ənts MAWL - -ents -⁠ MOHL , -nar , / [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Венгерский: [ˈfɛrɛnt͡s ˈmolnaːr] ; урожденный Ференц Нейман ; 12 января 1878 — 1 апреля 1952), часто называемый на английском языке как Франц Мольнар , был венгерским писателем, режиссёром, драматургом и поэтом. Он широко известен как самый знаменитый и противоречивый драматург Венгрии. [ нужна ссылка ] Его основной целью в написании было развлечение, превратив свой личный опыт в литературные произведения искусства. Он никогда не был связан ни с одним литературным течением. Однако он использовал заповеди натурализма , неоромантизма , экспрессионизма и фрейдистских психоаналитических теорий, если они соответствовали его желаниям. По словам Клары Дьёрдьей, «объединив реалистическое повествование и сценические традиции Венгрии с западными влияниями в космополитическую смесь, Мольнар стал разносторонним художником, чей стиль был уникальным». [ 5 ]

Как романист Мольнар, пожалуй, больше всего запомнился благодаря «Мальчикам с улицы Пола» , истории двух соперничающих банд молодых людей в Будапеште. Он переведен на 42 языка и адаптирован для сцены и кино. Многие считают его шедевром. Однако именно как драматург он внес свой наиболее значительный вклад и стал наиболее известен во всем мире. По мнению Дьёрдье, «в своих изящных, причудливых, утонченных салонных комедиях он представил удачный синтез натурализма и фантазии, реализма и романтизма , цинизма и сентиментальности, мирского и возвышенного». [ 5 ] Из его многочисленных пьес «Дьявол» , «Лилиом» , «Лебедь» , «Гвардеец » и «Пьеса-вещь» остаются классикой. На него оказали влияние такие светила, как Оскар Уайльд , Джордж Бернард Шоу и Герхарт Гауптман . [ 5 ] Он иммигрировал в Соединенные Штаты, чтобы избежать преследований венгерских евреев во время Второй мировой войны, а затем принял американское гражданство. Пьесы Молнара по-прежнему актуальны и ставятся по всему миру. Его национальная и международная известность вдохновила многих венгерских драматургов, в том числе Элемера Боросса, Ласло Фодора , Лайоша Биро , Ласло Бус-Фекете [ де ] , Эрно Вайду , Аттилу Орбока и Имре Фёлдеса и других. [ 5 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Ференц Мольнар родился в Будапеште 12 января 1878 года в семье доктора Мора Неймана, преуспевающего и уважаемого гастроэнтеролога, и Йозефы Вальфиш, оба немецко-еврейского происхождения. Дом, в котором он жил, был роскошным, но мрачным. Несмотря на то, что он родился в богатой семье, «это была недружелюбная атмосфера для живого и не по годам развитого Ференца, которого постоянно приходилось предупреждать, чтобы он молчал». [ 5 ] Всего за год до его рождения умер первенец его родителей и брат Мольнара Ласло. Его мать была слабой и часто прикованной к постели. Болезнь распространилась по комнатам его дома, и юному Ференцу постоянно говорили молчать.

В 1887 году Мольнар поступил в Református Gimnázium, среднюю школу (высшую школу), расположенную в Мишкольце, Венгрия, где его вдохновило изучение иностранных языков и где начал формироваться его писательский талант. В четырнадцать лет он основал периодическое издание Haladás («Прогресс»), которое было продано всего в четырех экземплярах, и вторичное издание É letképek («Панорама»), проданное всего 20 экземплярами. Его первой драматической работой стала «А Кек Барланг» («Голубая пещера»). [ 6 ] спорная пьеса, написанная, поставленная и поставленная в подвале дома друга. [ 5 ]

После окончания средней школы Мольнар изучал право в Будапештском университете в 1895 году. Вскоре после этого отец отправил его в Женеву для продолжения учебы в Швейцарском университете. Живя в Женеве, он начал часто писать, часто отправляя свои работы в различные газеты. Молнар также написал короткую повесть «Магдольна» В это время . Он также побывал в Париже, чтобы посмотреть новые шикарные пьесы. «Модные бульварные комедии Бернштейна , Батая , Капюса и других оставили на него глубокое впечатление и впоследствии сильно повлияли на его драматический стиль». [ 5 ]

В 1896 году он отказался от юридической карьеры, чтобы полностью посвятить себя карьере журналиста. За время работы журналистом он освещал самые разные темы. Однако его основным вниманием были судебные процессы над газетой Веси «Будапешт Напло» ( «Будапешт Дейли»), газетой, которую тогда редактировал и издавал Йожеф Веси , еврейский интеллектуал, который доминировал в венгерской политической журналистике. Первой женой Молнара была одна из дочерей Веси (Маргит Веси). [ 7 ] Его мать умерла в 1898 году, когда Ференцу было 20 лет. Мольнар был гордым и ура-патриотическим сторонником Австро-Венгерской империи, работая военным корреспондентом во время Первой мировой войны. [ 8 ] Его военные отчеты были настолько позитивными, что он был награжден императором Габсбургов, но подвергся критике со стороны некоторых коллег-пацифистов. [ 8 ] Позже он напишет «Размышления военного корреспондента» , описывая свой опыт.

Литературная и театральная карьера

[ редактировать ]

В 1901 году Мольнар опубликовал свой первый полнометражный роман Az éhes város («Голодный город»). Этот роман сделал имя Мольнара известным по всей Венгрии. Это было «безжалостное разоблачение пагубного воздействия денег со стороны молодого журналиста-идеалиста». [ 5 ] Через год после выхода «Азеса вароса» Мольнар начал писать для театра. Именно в этой среде он стал известен на международном уровне. Его журналистская деятельность повлияла на его ранние произведения драматурга. Первая пьеса Мольнара «Доктор ур» («Адвокат») [ 9 ] [ 10 ] и последовавшая за этим пьеса «Йожи» — обе комедии, которые, по сути, инсценировали газетные зарисовки об избалованном богатом ребенке и были опубликованы как сборник коротких диалогов. [ 5 ] Его личная жизнь вдохновила его на многие произведения. Расставшись со своей первой женой (Маргит Веси), он связался с известной венгерской актрисой Ирен Сечи, которая тогда была замужем за богатым промышленником. Этот роман повлиял на некоторые из его наиболее успешных работ.

В 1907 году Мольнар написал для Ирен « Az ördög» («Дьявол»), в котором призвал ее бросить мужа. Он принес Молнару международную известность и исполнялся по всей Европе и в Нью-Йорке. Американский режиссер венгерского происхождения Майкл Кертис позже адаптировал «Дьявола» к фильму; три года спустя Джеймс Янг поставил англоязычную версию. Также в 1907 году Мольнар написал три книги, в том числе свой юношеский роман « A Pál-utcai Fiúk» («Мальчики с улицы Пола»). «Его слава достигла своего апогея благодаря успешным выступлениям «Лилиом» за рубежом, хотя поначалу пьеса в Будапеште потерпела неудачу». [ 5 ] Мольнар стремился вернуть расположение своей жены Лили, изобразив ее в роли Юли. Это стала его самая известная пьеса, адаптированная к фильму Фрица Ланга с участием Шарля Бойера (Париж, 1934) и бродвейскому мюзиклу «Карусель» (1945; фильм 1956) Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерштейна II . Мольнар выразил сложности своего романа с Ирен в своих пьесах «Гвардеец» (1910) и «Волк» (1912); [ 5 ] «Гвардеец» послужил основой для одноименного фильма 1931 года с американской властной парой Альфредом Лантом и Линн Фонтанн в главных ролях .

Мольнар впал в глубокую депрессию после того, как Ирен разорвала роман и вернулась к своей семье. В результате он начал сильно пить и в 1911 году предпринял попытку самоубийства. Он был реабилитирован в Австрии и продолжал писать в это мрачное время. Между 1910 и 1914 годами были опубликованы пять томов его сборника эссе, а также переводы более 30 французских пьес. «Долгая и бурная жизнь Мольнара была наполнена тяжелым и непрерывным трудом. Более 50 лет он переносил свой внутренний конфликт в литературную деятельность; письмо было его кислородом, эликсиром и самотерапией», - писала монографист и коллега-венгерка-эмигрантка Клара ( Клара) Дьёрдьей. [ 5 ]

Его знаменитые пьесы включают «Дьявол» (1907), «Лилиом» , «Гвардеец» (1910), «Лебедь» и «Вещь в пьесе» . Благодаря вдохновляющей силе его литературы было снято множество экранизаций, в том числе «12-й провал» .

Скульптура «Мальчики Пола с улицы» в Будапеште

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

12 января 1940 года Мольнар переехал в Америку и провел свои последние 12 лет, живя в номере 835 нью-йоркского отеля Plaza . В 1943 году он перенес обширный сердечный приступ , вынудивший его приостановить работу почти на год. В честь окончания Второй мировой войны Мольнар написал и опубликовал «Isten veled szivem» («Бог с тобой, мое сердце») и английское издание «Капитана Святой Маргариты».

После войны Мольнар впал в ярость и депрессию, узнав о судьбе своих еврейских друзей и коллег во время Холокоста в Венгрии , и его личность изменилась. Он стал апатичным, угрюмым и человеконенавистническим. [ 5 ]

В 1947 году секретарь и преданная соратница Мольнара Ванда Барта покончила жизнь самоубийством . Это событие оказало неизгладимое влияние на Мольнара. После ее смерти он написал «Спутник в изгнании» , свою самую трагическую работу, вспоминая жертвы своего друга и время, проведенное вместе. все свои рукописи и переплетенные альбомы со статьями о нем, подготовленные Вандой Бартой Мольнар передал в дар Нью-Йоркской публичной библиотеке .

Мольнар умер от рака в возрасте 74 лет в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке 1 апреля 1952 года. Из-за своего суеверного страха, что составление завещания ускорит его смерть, Мольнар оставил после себя несколько рукописей, незаконченные работы и значительную сумму денег. На его похороны пришла только его жена Лили Дарвас и несколько близких друзей. От имени всех женщин, которых любил Мольнар, Лили Дарвас попрощалась с ним цитатой: «Лилиом, спи, мой мальчик, спи!» [ 5 ]

Библиография

[ редактировать ]
Портрет Ференца Мольнара (1918)
  • Юрист (1902)
  • Йожи (1904)
  • Дьявол (1907)
  • Лили (1909)
  • Гвардеец (1910)
  • Сказка о волке (1912)
  • Белое облако (1916)
  • Карнавал (1916)
  • Мода для мужчин (1917)
  • Лебедь (1920)
  • Дело в пьесе (1926)
  • Олимпия (1928)
  • Один два три (1929)
  • Добрая фея (1930)
  • Нежная история (1940)
  • Королевская горничная (1941)
Сцена из второго действия оперы «Гвардеец» (1911)
Мемориальная доска в память Мольнара на стене начальной школы, где он учился с 1887 по 1895 год, работы скульптора Йоханны Гетц. Он был открыт 30 сентября 2014 года.
  • Голодный город (1901)
  • Мальчики Пола Стрит (1906)
  • Воспоминания военного корреспондента (1916)
  • Капитан Святой Маргариты (1926)
  • Прощай, мое сердце (1945)
  • Товарищ в изгнании: заметки к автобиографии (1950)
  • Мольнар, Ференц (1953). «Небесная и земная любовь». В Бирмингеме Фредерик А. (ред.). Девушки из Esquire . Лондон: Артур Баркер. стр. 219–223.
  1. ^ Агнес Бакк (27 апреля 2015 г.). «Талантливая Маргарет Веси» . Манда - через Google Translate.
  2. ^ «Мольнар» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 14 августа 2019 г.
  3. ^ «Мольнар» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 14 августа 2019 г.
  4. ^ «Мольнар» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 14 августа 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Дьёрдьей, Клара (1980). Ференц Молнар . Соединенные Штаты Америки: Издательство Twayne. п. 174. ИСБН  0-8057-6416-Х .
  6. ^ Дилли Танте (1935). Живые авторы Книга биографий .
  7. ^ Кобаньяй, Янош (21 апреля 2018 г.). «Судья Лайош» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы .
  8. ^ Jump up to: а б «Два способа быть еврейским писателем: Ференц Мольнар и Артур Шницлер» , Иван Сандерс, Europeancultural Review
  9. ^ «Шекспировский театр Нью-Джерси» . www.shakespearenj.org . Проверено 18 февраля 2023 г.
  10. ^ «Мольнар, Ференц | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 18 февраля 2023 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Ференцем Мольнаром, на Викискладе?


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f045fa1fe486c341f3971a508d9de27__1718863980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/27/7f045fa1fe486c341f3971a508d9de27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferenc Molnár - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)