Даниэль Берженьи

Даниэль Берженьи (англ. Венгерское произношение: [ˈdaːniɛl ˈbɛrʒɛɲi] ; 7 мая 1776 в Хэтье (ныне Эдьхазашетье) — 24 февраля 1836 в Никле) — венгерский поэт. [ 1 ]
Бержени был одним из самых противоречивых поэтов венгерской литературы. Он жил жизнью фермера и хотел быть ближе к событиям венгерской литературы. Это противоречие, которое, как он считал, он сможет разрешить, сделало его одиноким, замкнутым и ожесточенным поэтом. В его произведениях присутствуют признаки классицизма , сентиментализма и романтизма .
Биография
[ редактировать ]Бержени родился единственным ребенком в старинной дворянской семье. Хотя его отец имел юридическое образование, он работал на своей ферме и не занимался адвокатской практикой. Отец считал, что его слабый и болезненный сын должен сначала окрепнуть физически, работая на ферме. По его мнению, обучение детей допустимо только после десяти лет.
Осенью 1788 года 12-летний Бержени начал обучение в евангелическом лицее в Шопроне . Он провел там семь лет с перерывами все более и более продолжительными. Из-за своего преклонного возраста ему было трудно приспосабливаться к школьной дисциплине, и он часто нарушал обычаи; он часто пропускал уроки. В 1793 году он покинул Шопрон, не окончив учебы, и записался в армию, но пробыл там лишь менее года.
Хотя он так и не закончил учебу, годы, проведенные в Шопроне, оставили в нем глубокое впечатление. Он прочитал много книг, приобрел выдающиеся знания основных предметов того времени, латыни и немецкого языка. Его работы указывают на то, что он хорошо знал римскую мифологию и что его идеалом был римлянин Гораций .
Его отец нашел поведение Бержени в Шопроне неприемлемым, а отношения сына и отца становились все хуже и хуже. Из-за частых конфликтов с отцом он не вернулся из Шопрона домой, а поехал в Никлу, к своему дяде. Он вернулся к отцу на несколько лет, но ситуация стала еще хуже после смерти его матери осенью 1794 года, которая была своего рода громоотводом между двумя мужчинами.
Поэтическая эпоха
[ редактировать ]В качестве «побега» от отца он женился на 14-летней Жужсанне Дукай Такач, дочери богатого дворянина, и поселился с ней на ее ферме недалеко от Сёмьена . Бержени стал самостоятельным и выдающимся фермером. В 1804 году они переехали в Никлу Шомодьского уезда . Внешне он казался удовлетворенным, но его работы доказывают это не так. С одной стороны, он был по-настоящему удовлетворен своими достижениями как фермера. С другой стороны, он страдал от нехватки людей, с которыми он мог бы поговорить о литературе и науке.
Бержени писал стихи с двадцати лет (1796 г.), но скрывал их от друзей и семьи. В 1803 году Янош Кис , священнослужитель -евангелист и крестный отец одного из его детей, поймал его, когда он писал. Киш открыл для себя поэта в Бержени и отправил три его произведения Ференцу Казинци , который отнесся к ним с большим энтузиазмом. ( Венграм ; Лайош Надь и Матьяш Хуньяди — Людовик Великий и Матиас Хуньяд ; Рассвет )
В 1808 году он послал Яношу Кису целый сборник стихов, содержащий 77 стихотворений. К сожалению, он не датировал стихи, поэтому невозможно определить точное время их написания. Киш отправил их Ференцу Казинци , чтобы тот поддержал их печатное издание. Казинци прочитал их и отправил Бержени свое первое восторженное письмо. Естественно, Бержени прислал ответ, и началась их длинная пересылка.
Он очень редко покидал Никлу, не любил уезжать из дома. Он посетил Пешт лишь дважды: в марте 1810 г. и в конце мая 1813 г. Впервые он встретился . с друзьями-поэтами Казинци, пробудив расположение друг к другу ( Пал Семере , Ференц Кёльчей , Михали Виткович и Иштван Хорват ) В 1812 году он провёл неделю в Вене . Здесь он нарисовал себя, готовясь к обложке своей книги.
Научная эпоха
[ редактировать ]После 1810 года у него наступила довольно непродуктивная эпоха, возможно, из-за дел в сельском хозяйстве и ссор с семьей. Его одиночество, склонное к меланхолии настроение и разностороннее здоровье делали его очень ранимым. С 1816 года у него почти каждый год были проблемы со здоровьем. он прочитал Кёльчи строгую, иногда несправедливую рецензию В этом неудачном состоянии тела и ума . Рецензия была опубликована в номере Tudományos Gyűjtemény ( Научный сборник ) в июле 1817 года. Бержени счел критику унизительной, незаслуженной и необоснованной. Он считал, что это была личная атака и что стоял Ференц Казинци за рецензией . Их рассылка была приостановлена на три года.
После редакции Кёльче Бержени написал ещё лишь несколько стихотворений. Его самым большим желанием было дать Кельче соответствующий ответ. В своем первом негодовании он написал свою антирецензию без какой-либо научной подготовки, так как - до этого времени - не изучал эстетику . Хотя он отправил его в редакцию Tudományos Gyűjtemény ( «Научный сборник» ), но он так и не был опубликован. Рукопись он так и не получил обратно, несмотря на его настойчивые просьбы.
В последующие годы место поэтического творчества заняли научные труды, изучение эстетики и литературы: он пытался восполнить пробелы в своих знаниях. «Соответствующий» ответ был опубликован в 1825 году под заголовком «Észrevételek Kölcsey recenziójára» ( «Наблюдения по поводу рецензии Кёльчи» ) в сентябрьском выпуске Tudományos Gyűjtemény ( «Научный сборник ») — на его создание он потратил восемь лет. Он отказался от претензий Кёльчея, основанных на эстетике классицизма, во имя романтизма: он — поэт, о котором нельзя судить по правилам эллинизма. (К 1825 году Кёльчей изменил свои прежние поэтико-эстетические взгляды)
Большую часть времени Бержени посвящал наукам, об этом свидетельствуют многочисленные очерки. Он опубликовал «A versformákról» ( «О стихосложении »). Между 1829 и 1834 годами он написал « Критические письма также ». В 1830 году он стал первым провинциальным членом Венгерской академии наук . Его первая книга была опубликована в 1833 году под названием «Poetai Harmonistica» ( «Поэтическая гармония »). В этом эссе он отдал предпочтение эстетическому тезису классицизма над тезисами романтизма: главная закономерность в мире — это гармония. В 1833 году он также написал «A magyarországi mezei szorgalom némely akadályairul» (на современном английском языке: О некоторых препятствиях ведения сельского хозяйства в Венгрии ).
В последние годы жизни он почти все время болел: лечился в Балатонфюреде и лечебных ваннах Буды . Он часто посещал конференции Tudós társaság (примерно: Научная группа ) и планировал переехать в столицу), но не смог завершить этот план.
Он умер 24 февраля 1836 года в Никле. Искупительный мемориальный героический поэм Кёльчи был прочитан Михаэлем Хельмечи в Академии.
Работа
[ редактировать ]Поэзия Горация и его философия – воздержание от крайних эмоций, золотая середина – казалось, определяли его жизнь и поэзию. [ 2 ] Большинство критиков его возраста описывали его как Горация-переписчика. Он часто использовал древние стихотворные формы и успешно применял их к венгерскому языку.
Бержени черпал вдохновение в классицизме у Горация и венгра Бенедека Вирага, но ему не удалось навязать себе взгляды древних поэтов. За античными стиховыми формами мы можем обнаружить не классический баланс и гармонию: это стремление к этим качествам. Его отход от классицизма к романтизму можно отнести к произведениям немецких поэтов и писателей, таких как Гесснер и Маттиссон.
В его поэзии одновременно присутствовали два стиля - так же, как помещик и поэт в его жизни, но постепенно его идеалы изнашивались действительностью. Разочарование, отчаяние и разочарование заменяют его мечты. В своем стихотворении «Баратаймхоз» (« Моим друзьям ») он рассказывает о своих прежних чувствах, мечтает о бессмысленности и вспоминает свои поэтические произведения в прошлом.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американская Циклопедия . 1879. .