Шандор Тюрк
Шандор Тюрк | |
---|---|
![]() Шандор Тёрёк в 1937 году | |
Рожденный | |
Умер | 30 апреля 1985 г. | (81 год)
Национальность | венгерский |
Род занятий | Писатель, журналист |
Шандор Тёрёк (25 февраля 1904 — 30 апреля 1985) — венгерский журналист, писатель и антропософ . Он стал известен прежде всего своими детскими книгами и юношескими романами.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тёрёк родился в этнической венгерской семье еврейского происхождения в Трансильвании , Австро-Венгрия . Его семья была христианами-реформаторами, которые обратились из иудаизма еще до рождения Тёрека. Его отцом был Лайош Тёрёк, нотариус. Гомороддароц (современный Дрэушень, Румыния) располагался в районе Королевских земель (или саксонских земель), юго-восточной части Венгерского королевства . Тёрёк провел детство в Сердахели (Миеркуря-Сибиулуй) и посещал начальную школу в Брассо и Фогараше (Брашов и Фэгэраш соответственно). [ 1 ]
В четырнадцать лет он прервал учебу в средней школе и начал работать чернорабочим. Согласно его автобиографии, в Королевстве Румыния он работал печником и кучером на пивоваренном заводе «Челл», полевым рабочим и дровосеком. Он был подмастерьем в Брашове, затем стал поденщиком на стекольном заводе в Авриге . Он был путевым мастером и кузнецом в Турну Рошу , почтовым служащим в Талмачу . В Клуже он сдал экзамен на производителя машинных ремней на кожевенном заводе Реннер и был хористом и актером Венгерского театра . некоторое время [ 1 ]
Журналистская и писательская карьера
[ редактировать ]Тёрёк начал свою карьеру в качестве журналиста в венгерских газетах в Клуже, Румыния. С 1923 года он работал в « Эллензеке» , а с 1924 года был репортером полиции и судебно-медицинской экспертизы в « Уйсаге» . Он был призван в румынскую армию и переведен в Молдавию в 1925 году. После демобилизации он стал сотрудником Темешвари Хирлап в Тимишоаре . Эмигрировал в Венгрию во второй половине 1920-х годов. С 1929 года он работал в Szegedi Naplo ежедневной газете в Сегеде . Он был сотрудником Magyarság в Будапеште с 1931 по 1944 год. Одновременно он также работал в Национальной библиотеке Сечени (OSZK). [ 2 ] Его первые рассказы и романы были вдохновлены судебными делами. Его первым романом был Az idegen város («Странный город»), по которому он позже написал пьесу . он был удостоен премии Баумгартена . В 1933 году [ 1 ] Его пьеса A komédiás («Комик») была представлена Национальным театром в 1936 году, но его первым успехом стал роман «Валаки копог» он стал членом Общества Петефи («Кто-то стучит») в 1937 году. В 1938 году . Он написал его самый известный детский сборник рассказов Kököjszi és Boboisza в 1939 году, за которым последовал второй том ( Gilikoti ) в 1945 году. [ 2 ]
После Второй мировой войны он редактировал серию «Ünnepi levelek» Magyar Rádió с 1945 по 1948 год, где брал интервью у всемирно известных ученых и художников. С 1951 по 1959 год он был редактором государственной компании National Textbook Publisher. В 1953 году он был создателем радиоспектакля «Csilicsala csodái». он работал главным редактором журнала «Család és Iskola» С 1959 по 1966 год . В его квартире проводились антропософские собрания. Тёрёк долгое время был пропагандистом вальдорфского образования в Венгрии. Он был удостоен премии Аттилы Йожефа в 1974 году и премии Аранитолла в 1981 году. [ 1 ]
Роль в еврейских советах
[ редактировать ]Согласно Второму (1939 г.) и Третьему еврейским законам (1941 г.) около 100 000 христиан считались евреями. Тёрёк был среди других. После вторжения Германии в Венгрию в марте 1944 года представительство этих людей (так называемых новообращенных) было передано под юрисдикцию недавно созданных еврейских советов по всей Венгрии. В конце апреля 1944 года Тёрёк был делегирован в Еврейский совет Будапешта, представляя новообращенных, по заступничеству своего бывшего коллеги из Мадьяршага , крайне правого журналиста, а затем правительственного министра Ференца Райниса . Несколько католических организаций выступили против назначения Тёрека, поскольку он был реформатором и до этого не был активным членом своей церкви. В своем докладе в конце мая Тёрёк высказался против пассивности христианских церквей в отношении обращенных подневольных работников , тех, кто получает пищу только от евреев , ими также занимаются раввины, в то время как христианские священники и пасторы избегают труда лагеря. [ 3 ]
В начале июля 1944 года Министерство внутренних дел разработало план создания отдельного совета новообращенных. Шандор Тёрёк, среди прочих, участвовал в разработке статута (который тогда так и не вступил в силу). Указ 2540/1944 ME предписывал организацию представительства новообращенных в отдельном административном органе, учредив Ассоциацию евреев-христиан Венгрии ( венгерский : Magyarországi Keresztény Zsidók Szövetsége 22 июля ), неофициально более известную как «Христианский еврейский совет». 1944. Этим шагом правительство Дома Штойая смогло продемонстрировать перед иностранными миссиями, что К новообращенным относились положительно. [ 4 ] Тёрёк написал в своих мемуарах, что «если желтый значок останется, то эта новая Ассоциация на самом деле будет пустышкой, не более чем декоративным прикрытием [для правительства]». Тем не менее, Тёрёк стал вице-президентом вновь созданного совета, который официально возглавил адвокат Дьёрдь Ауэр , но Тёрёк оставался фактическим лидером и наиболее активным членом совета, штаб-квартирой которого была Шотландская миссия ( Шотландская церковь Св. Колумбы). ) здание по адресу Vörösmarty utca 49–51. [ 5 ] Тёрёк постоянно пытался получить деньги на их деятельность от христианских церквей, но он также требовал прав, аналогичных правам столичного еврейского совета (например, охрану полиции). Однако совет был по большей части недоступен для новообращенных, которые по-прежнему предпочитали писать письма церковным руководителям. [ 5 ] [ 6 ] Тёрёк был среди тех, кто передал копию протоколов Освенцима регенту Миклошу Хорти . При Тёрёке Христианско-еврейский совет постоянно призывал новообращенных покинуть дома с жёлтыми звездами и выделить для них собственные дома в Будапеште. Тибор Келеди , лорд-мэр Будапешта, приказал 11 июля 1944 года провести перепись обращенных евреев, чтобы переселить их отдельно от еврейских домов с желтой звездой, но из-за возражений Еврейского совета этот план провалился. 31 июля – 1 августа Дьёрдь Ауэр и Шандор Тёрёк вели переговоры по этому поводу с членами Центрального еврейского совета Министерства внутренних дел, но безрезультатно. Тёрёк стремился к более тесному сотрудничеству между двумя организациями (совместные посещения лагерей для интернированных, совместное присутствие в органах по примирению и т. д.), но не было никакой открытости к этому со стороны еврейского руководства, которое жестко дискриминировало новообращенных и считало их «предатели веры». [ 7 ] При распределении помощи часто принимались меры против новообращенных. Тёрёк добился успеха в том, что он саботировал список освобождения обращенных евреев нацистским властям. Христианско-еврейский совет был распущен в первые дни переворота партии «Скрещенные стрелы» , произошедшего 15 октября 1944 года. Шандор Тёрёк пережил осаду столицы в особняке бывшего правительственного министра Эмиля Надя . [ 8 ]
Список работ
[ редактировать ]- Странный город (роман, 1933)
- Жареный великан и 9 чудес (сказка, 1934)
- Банкет у «Голубого оленя» (роман, 1935)
- Даже ветка тянет бедняка (1935)
- И все же Земля не вращается (1936)
- Кто-то стучит (1937)
- Кёкёйси и Бобойша (детская книга, 1939)
- Вечные воскресенья (роман, 1939)
- Странная ночь (роман, 1940)
- Гиликоти (детская книга, 1945)
- Ваша жизнь - полный роман (роман, 1946)
- Таинственные путешествия (роман, 1947)
- Чудеса Чиличсалы (молодежный роман, 1956)
- Солдат-лжец (1957)
- Воры (роман, 1957)
- Новые чудеса Чиличсалы (молодежный роман, 1958)
- Жила-была в деревне примадонна (рассказы, 1959)
- Последние чудеса Чиличсалы (молодежный роман, 1961)
- Бедняк Петер Биличче (роман, Франклин Тарсулат, 1935; Магветё , 1962)
- Самый маленький бог (роман, 1966)
- Я сосал из своего мизинца (роман, 1968)
- Тело и душа (очерки, 1970)
- Ха-ха, братишка! (молодежный роман, 1973)
- Хаха, море! (молодежный роман, 1974)
- Королевство Фалатки (молодежный роман, 1976)
- Я хотел маленький садик (автобиография, 1979)
- Улыбка Бога. (очерки, 1984)
- Мыльный пузырь (роман, 1987)
- воскресные беседы ; ред. Эрки, Эдит; Музы, Бп., 1990
- Что такое Антропософия? Вводные лекции ; ред. Силадьи, Питер; Гений, президент, 2000 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Диппольд, Пал (25 февраля 2014 г.). «Шандор Тёрёк, человек сердца, рук и головы» . МаНДа (на венгерском языке) . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальные могилы – Шандор Тёрёк» . Институт национального наследия (на венгерском языке) . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Веспреми 2023 , стр. 111–114.
- ^ Брахам 1981 , с. 1015.
- ^ Jump up to: а б Веспреми 2023 , стр. 115–117.
- ^ Карсай 1967 , с. 554.
- ^ Карсай 1967 , стр. 508–509, 544.
- ^ Веспреми 2023 , стр. 120–123.
Источники
[ редактировать ]- Брэм, Рэндольф Л. (1981). Политика геноцида: Холокост в Венгрии . Том. 1–2. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04496-8 .
- Карсай, Элек (1967). Обвинение против нацизма. Документы по истории преследований евреев в Венгрии [Обвинение нацизму. Документы по истории преследований евреев в Венгрии] (на венгерском языке). Том. 3. Будапешт: Национальное представительство венгерских израильтян (МИОК).
- Веспреми, Ласло Бернат (2023). Смущенный. Еврейское руководство в Венгрии и Холокост, 1944–1945 гг. [Лишенный Совета. Еврейское руководство в Венгрии во время Холокоста 1944–1945 гг.] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Яффо. ISBN 978-963-475-731-3 .
- 1904 рождения
- 1985 смертей
- Люди из уезда Брашов
- Венгерские журналисты ХХ века
- Венгерские детские писатели
- Венгерские писатели-мужчины
- Венгерские драматурги и драматурги XX века.
- Антропософы
- Лауреаты Премии Аттилы Йожефа
- Лауреаты премии Баумгартена
- Члены Еврейского совета Будапешта
- Похороны на кладбище Фаркасрети.
- Венгерские романисты ХХ века
- Венгерские писатели-мужчины XX века
- Писатели Австро-Венгрии
- Румынский народ венгерско-еврейского происхождения