Jump to content

Миклош Сенткути

Миклош Сенткути
(Фото: Ласло Чиго)
Рожденный
Миклош Пфистерер

( 1908-06-02 ) 2 июня 1908 г.
Умер 18 июля 1988 г. (1988-07-18) (80 лет)
Национальность венгерский
Занятие писатель
Известный один из крупнейших венгерских романистов-новаторов ХХ века.
Заметная работа сравнении в
Бревиарий Святого Орфея ,
Глава о любви ,
К единственной метафоре
Награды Премия Кошута

Миклош Сенткути (урожденный Миклош Пфистерер ; 2 июня 1908 г. - 18 июля 1988 г.) [ 1 ] был одним из самых плодовитых венгерских писателей 20 века. Его работы включают многочисленные романы, эссе, переводы и объемный дневник, охватывающий 1930–1988 годы. [ 2 ] Как автор таких шедевров, как «Прэ» , эпический 10-томный Бревиарий «Св. Орфей» , «Глава о любви» и «На пути к единственной и единственной метафоре» , он признан одним из самых значительных венгерских писателей 20-го века. На сегодняшний день его произведения переведены на английский, французский , испанский , португальский , румынский , словацкий и турецкий языки .

Сенткути создал произведение одновременно впечатляющее и сложное, сосредоточенное на конфликте между искусством и жизнью или стремлении к святости и эротизму. Он включает в себя художественные биографии таких музыкантов, как Гендель , Гайдн и Моцарт , таких художников, как Дюрер и Брунеллески , писателей Гете и Цицерон , а также исторических деятелей Супербуса и Лютера и т. д., написанные в виде сборников фрагментов или заметок с множеством смелые метафоры. За экспериментальную сторону и эрудированность творчества его иногда сравнивают с аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом . Однако в «Моей карьере » Сенткути заявил, что он «никогда, ни в какой форме и форме не считал «Прэ» произведением, принадлежащим авангарду. [...] Когда люди классифицировали книгу как «сюрреализм» и другие». «измы» Я чувствовал себя немного похожим на мольеровского , дворянина-буржуа который, узнав разницу между поэзией и прозой, восклицает в изумлении: «Боже мой, больше, чем!» сорок лет я говорил прозой, сам того не зная!» Это также было основано на благородном непонимании Я рад , что меня пригласили в то, что было каталогизировано как авангардная «Европейская школа» – возможно, больше для того, чтобы обратиться к ним как к спикеру, чем как к полноправному члену – и там я выступил с докладами о Диккенсе , Шекспире и множестве старых классиков, в достаточном количестве демонстрация того, что то, что школа наивно считала революционными нововведениями, также сыграло роль, в большей или меньшей степени (и даже лучше), в истории искусств». [ 3 ]

Работает

[ редактировать ]

Сенткути было всего 26 лет, когда он опубликовал свой дебютный роман «Прэ» (1934). [ 4 ] который он намеревался сделать панорамным описанием европейской культуры двадцатых годов. Роман, содержащий мало сюжета и диалогов, состоит в основном из философских размышлений и описаний современных интерьеров. Одно из формальных новшеств Прея заключается во фрагментарной структуре текста. Роман состоит из многочисленных размышлений, описаний и сцен, лишь слабо связанных друг с другом. Если в 1934 году роман был принят безразлично, то сегодня он признан первым полностью модернистским венгерским романом.

Вторая книга Сенткути «К единственной и единственной метафоре» (1935) представляет собой сборник коротких дневниковых эпиграмм и размышлений; оно было задумано как литературный эксперимент, призванный проследить за мыслящим «я» через самые тонкие мысли и впечатления, не навязывая ему никакого направления. Его следующий роман, «Глава о любви» (1936), знаменует собой сдвиг в его стиле — квазинаучный язык Преа уступает место барочной прозе, типичной для его более поздних произведений.

После главы о любви Сенткути разработал план своего «Кребиария Святого Орфея» , грандиозного цикла исторических романов. Опираясь на традиции великих энциклопедических повествований, таких как «Человеческая комедия» Бальзака и цикл Золя «Ругон-Маккар» , Сенткути стремился изобразить всю совокупность двухтысячелетней европейской культуры. Хотя между этой монументальной работой и Гюисмансом, Мюзилем и Робертом Бертоном существуют явные параллели, а также в каком-то смысле она является пародией на святого Августина, Зено Биану заметил, что ее метод частично основан на экзегетических работах Карла Барта. «В 1938 году Сенткути прочитал Römerbrief знаменитого протестантского экзегета Карла Барта, комментарий, основанный на анализе, фраза за фразой, даже слово за словом, Послания к Римлянам. Буквально очарован эффективностью этого метода – «где, по его словам, всякий эпитет приводит в движение воображение», — решил он тут же применить его к Казанове, которую только что аннотировал с удовольствием немецкое издание в шести больших томах». [ 5 ] В 1939–1942 годах Сенткути опубликовал первые шесть частей серии: «Маргиналии о Казанове» (1939), «Черный ренессанс» (1939), «Эскориал» (1940), «Малая Европа» (1941), «Синтия» (1941), «Исповедь и марионетка» . Шоу (1942). В период 1945–1972 годов из-за коммунистического правления в Венгрии Сенткути не мог продолжить «Орфея» . Вместо этого он написал серию псевдобиографических романов о Моцарте (1957), Гайдне (1959), Гете (1962), Дюрере (1966) и Генделе (1967), в которых он смешал исторические факты с элементами художественной литературы и автобиографии. Он также написал за это время несколько исторических романов: « Освобожденный Иерусалим» , «Бургундские хроники» , «Византия» , «Виттенберг» , в которые поместил, как он сам говорил, несколько микро-Орфеев. [ 6 ]

В 1972 году Сенткути возобновил цикл «Орфея» . Публикация седьмого тома « Вторая жизнь Сильвестра II » оказалась успешной и положила начало возрождению Сенткути. Джойса За его переводом «Улисса» (1974) и второго издания «Прэ» (1980) последовало переиздание его ранних работ, что принесло ему широкое признание в некоторых европейских странах. После этого он написал еще две части цикла «Орфей»: «Канонизированное отчаяние» (1974) и «Кровавый осел» (1984). В 1988 году он был удостоен премии Кошута , а последней книгой, вышедшей при его жизни, была «Легкомыслие и признания» (1988), серия интервью, взятых Лорантом Кабдебо в 1983 году.

Сенткути умер в 1988 году, оставив последнюю часть «Орфея» незавершенной. Некоторые его фрагменты были опубликованы посмертно под названием «По следам Эвридики» (1993).

Наследие

[ редактировать ]

В XXI веке Сенткути общепризнан как один из крупнейших венгерских романистов-новаторов ХХ века. Его влияние распространилось на многих современных авторов, таких как Петер Эстерхази и Петер Надас , а некоторые критики считают его предшественником постмодернизма. [ нужна ссылка ] В то же время творчество Сенткути остается в значительной степени неизвестным широкой англоязычной публике, хотя недавний английский перевод и хвалебные рецензии Guardian в [ 7 ] Лос -Анджелесское обозрение книг , [ 8 ] и тропы Десятой улицы [ 9 ] значительно исправили это. Кроме того, в декабре 2013 года «Маргиналии Сенткути о Казанове» были выбраны Николасом Лезардом из The Guardian одной из лучших книг года. [ 10 ] В Европе работы Сенткути получили более широкое и постоянное внимание, и, по крайней мере, одна или несколько его работ переводились ежегодно, начиная с 1990 года. произведений, он является одним из наиболее малоизученных венгерских писателей, но некоторые критики во Франции и других странах считают его таким же значительным, как Марсель Пруст . [ нужна ссылка ]

в В Литературном музее Петефи Будапеште есть архив рукописей Сенткути, которые содержат неопубликованные работы, в том числе примерно 80–100 000 страниц запечатанного дневника (1930–1988 гг.). Первая часть дневника (1930–1947 гг.) была открыта для исследователей в 2013 г., к 25-й годовщине его смерти, а вторая часть (1948–1988 гг.) будет открыта в 2038 г. Сенткути заявил, что дневник — его «настоящая» работа. , следовательно, его открытие должно оказаться просветляющим.

Награды и почести

[ редактировать ]

Избранная библиография

[ редактировать ]

Романы и романы-эссе

[ редактировать ]
  • До (1934; 1980; 2004)
    • Предварительно: Том. 1 , пер. Тим Уилкинсон (Против мировой прессы, 2014)
    • Праэ: Том. 2 , пер. Эрика Михалица (Contra Mundum Press, 2022)
  • Глава о любви (1936; 1984). Глава о любви , пер. Эрика Михалица (Contra Mundum Press, 2020)
  • Буклеты «Черный Орфей» (1939–1942). Буклеты «Черный Орфей» ; позже включен в состав Св. Орфей Бревиарий
    • 1. Заметки на полях к «Казанове» (1939; 2008). Маргиналии о Казанове , пер. Тим Уилкинсон (Contra Mundum Press, 2012)
    • 2. Черный Ренессанс (1939). Черный Ренессанс , пер. Тим Уилкинсон (Contra Mundum Press, 2018)
    • 3. Эскориал (1940)
    • 4. Малая Европа (1941)
    • 5. Синтия (1941)
    • 6. Исповедь и кукольный спектакль (1942). Исповедь и кукольный спектакль
  • Дивертисмент. Вариации Вольфганга Амадея Моцарта на тему жизни (1957; 1976; 1998; 2006). Вариации на тему жизни В. А. Моцарта
  • Доктор Гайдн (1959; 1979; 2009)
  • Бургундская хроника (1959; 1978). Бургундские хроники
  • Спор о вере и инициация свадьбы: Виттенберг, Византия (1960). Религиозные дебаты и свадебный марш: Виттенберг и Византия
  • Лицо и маска (1962; 1982). Лицо и маска
  • Освобожденный Иерусалим (1965 г.). Иерусалим освобожден
  • Сатурн фиа (1966; 1989). Сын Сатурна ; роман об Альбрехте Дюрере
  • Ангельская Джиджи (1966). Ангельская Джиджи ; новелла
  • Гендель (1967; 1975).
  • Определения и роли (1969). Определения и роли
  • II Вторая жизнь новогодней ночи (1972). Вторая жизнь Сильвестра II
  • Бревиарий святого Орфея (1973–1984). Св. Бревиарий Орфея :
    • Том. 1 (1973) содержит первые четыре тома буклетов «Черный Орфей» (1. Маргиналии о Казанове , 2. Черный ренессанс, 3. Эскориал и 4. Малая Европа ).
    • Том. 2 (1973) содержит еще два тома буклетов «Черный Орфей» (5. Синтия , 6. Исповедь и кукольный спектакль ) и 7. Вторая жизнь Сильвестра II.
    • Том. 3 (1974) содержит 8. Канонизированное отчаяние [ Канонизированное отчаяние ]
    • Том. содержит осел Кровавый 9. 4 (1984 )
  • Бескрылые алтари: Бургундские хроники, Виттенберг (1978). Бескрылые алтари: Бургундская хроника и Виттенберг
  • Инициалы и аминь (1987). Инициалы и Аминь , сборник короткой прозы

Посмертные издания

[ редактировать ]
  • Годы странствий Цицерона (1990)
  • Роберт Барокко (1991; 2002). Барокко Роберт
  • Бревиарий Святого Орфея, том. 5 (1993) содержит 10. Euridike nyomán [ По следам Эвридики ]
  • Белое копье Казаланцы (1994)
  • Зеркало Нарцисса (написано в 1933 г., впервые опубликовано в 1995 г.). Зеркало Нарцисса
  • Закрытая Европа (2000). Европа закрыта
  • Пендрагон и XIII. Аполлон (написано 1946–1947, опубл. 2008 г.). Пендрагон и Аполлон XIII
  • Мопассан глазами современного писателя (1968). Мопассан глазами современного писателя.
  • Определения и роли ( Магветё , 1969)
  • Завещание муз (1985). Завещание муз

Рассказы и другие произведения

[ редактировать ]
  • Инициалы и аминь (Сепиродалми, 1987).

Дневник и мемуары

[ редактировать ]
  • К единой метафоре (1935, 1985). К единственной и неповторимой метафоре , пер. Тим Уилкинсон (Contra Mundum Press, 2013)
  • Легкомыслие и вероучение (1988). Легкомыслие и признания
  • Агостон во время чтения (1993). Читая Августина
  • Гармоничная разорванная душа (1994). Гармоничная разорванная душа
  • Календарь смирения (1998). Альманах смирения
  • Игра боли и тайн (2001). Игра боли и тайн
  • Допрос жизни (беседы, репортажи, интервью с Ш.М.) (2006). Дознаватель жизни: беседы, репортажи и интервью с Миклошем Сенкути
  • Отношение реальности к нереальности Бена Джонсона в классическом натурализме [Отношение реальности к нереальности в классическом натурализме Бена Джонсона]; докторская диссертация (1931)
  • Горящий стул (Институт Хамвас, 2001 г.)
  • Бессмертная близость, тысяча воспоминаний (избранные посвящения Миклоша Сенкути) (2007)
  • Избранная переписка Миклоша Сенкути [Избранная переписка Миклоша Сенкути] (2008)
  • Игра Тайн (ПИМ, 2009)

Переводы Сенткути на венгерский язык

[ редактировать ]
  • Сокровищница английской литературы (Будапешт: Атенеум, 1942) Редактор: Габор Халас, Sz.M. транс: Джон Лили, Опасности любви ; Филип Сидни, Любовь ; Джон Донн, О смерти и существует ли Бог? ; Сэр Томас Браун, О себе [О себе - отрывок из Religio Medici ]; Джон Мильтон, Из «Ареопагитики»
  • Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера» (художественный, 1952)
  • Деяния ложных святых (художественный, 1953)
  • Говард Фаст, «Спартак» (художественный, 1953)
  • Говард Фаст, американская легенда (художественная литература, 1954)
  • Чарльз Диккенс, Оливер Твист (Новое венгерское книжное издательство, 1955)
  • Халлдор Лакснесс, Независимые люди (Новое венгерское издательство, 1955)
  • Генри Лоусон, Романс Батю (Новое венгерское издательство, 1956)
  • Писатели, лауреаты Премии мира (Новое венгерское издательство, 1956 г.)
  • Марк Твен, Банкнота в миллион фунтов (Европа, 1957 г.)
  • Марк Твен, Каннибалы в поезде (Магвето, 1966)
  • Традиция и индивидуальность (1967)
  • Автобус и игуана (Европа, 1968)
  • Марк Твен, «Путешествие в небеса» (Европа, 1970)
  • Джеймс Джойс, Улисс (Европа, 1974)
  • Марк Твен, «Я приручаю велосипед» (Европа, 1980)
  • Доходы крепости (Издательство «Зриньи», Бп. 1980). Подборка лучших военных рассказов мировой литературы 1800–1945 гг.
  • Генри Лоусон , Бессмертные любовники (Европа, 1984)
  • По и его последователи. Страшные истории (издательство «Лази», Сегед, 2002 г.)
  • От Одиссея до Улисса (Критерион, Клуж, 2006)
  • Андраш Йелес, Лицо и маска (Будапешт, 1986). Видеоинтервью, проведенное Палом Резом. Это отрывок из оригинальной 12–15-часовой записи, снятой Джелесом. Лицо и маска транслировались по венгерскому телевидению, канал № 1. 1, 1991 год.
  • Телевизионный портрет-фильм (1983)

Архив Фонда Миклоша Сенткути, хранящийся в Литературном музее Петефи , содержит:

  • видеоинтервью 1986 года (обработка материала составляет 12–15 часов),
  • коллекция фотографий, связанных с жизнью Сенткути (тысячи фотографий от поколения его бабушки и дедушки до смерти писателя),
  • тысячи библиографических единиц: рецензии на книги, критические статьи и т. д. (с 1931 г. по настоящее время),
  • ок. 200 часов аудиокассет (с 1968 г. по настоящее время) и видеокассет (с 1982 г. по настоящее время).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Литературные обзоры

[ редактировать ]
  • Специальный выпуск венгерского литературного обозрения : «Мадьяр Мухели», полностью посвященный М. Сенткути (издан в Париже, 1973 г.).
  • Специальный выпуск венгерского литературного обозрения : «Телем», посвященный Миклошу Сенткути (весна 1988 г.).
  • Специальный выпуск венгерского литературного обозрения : «Орфей», полностью посвященный М. Сенткути (1994).
  • Европа , нет. 868–869. Блок сюр Миклоша Сенткути (Париж, 2001 г.)
  • Специальный выпуск венгерского литературного журнала «Forrás», посвященный Сенткути (март 2002 г.).
  • Специальный выпуск венгерского литературного обозрения : «Прэ» с блоком, посвященным Сенткути (декабрь 2008 г.).

Монографии

[ редактировать ]
  • Йожеф Дж. Фекете, Чтение - Форум (Югославия: Уйвидек, 1986)
  • Дьюла Ругаси, Портрет святого Орфея - том эссе (Издательство: Pesti Szalon, 1992)
  • Йожеф Дж. Фекете, Ридинг II. Дополнительные очерки о Сенткути (Югославия: Sombor Informativni Centar, 1993)
  • Петер Балинт, Лица и маски. Том очерков - издательство Upper Magyarország, Мишкольц, о Сз.М.: 79–167. страница (1994)
  • Йожеф Дж. Фекете, Примечания на полях к Сенткути (Югославско-Венгерское культурное общество: Уйвидек, 1998)
  • Пал Надь, Недоступный текст. Пра-Палимпсы - Этюды (1999)
  • Миклош Сенткути: Миф мифа - серия «In memoriam» (издательство Gyula Rugási Nap, 2001)
  • Мария Томпа, Горящий стул - Воспоминания о Миклоше Сенткути - свидетельства бывших студентов (Институт Хамвас, 2001 г.)
  • Каталин Хедьи, Миклош Сенткути. – биография; Серия «Жизнь-картина» (Издательство «Электра», 2001 г.)
  • Мартон Молнар, Дневник и роман в творчестве Миклоша Сенткути - университетская диссертация (Институт Хамвас, 2003 г.)
  • Петер Балинт, замаскированный Сенткути. Подходы к писателю гигантского дневника (Сефалом Кёнивмухей, 2003)
  • Йожеф Дж. Фекете, POST Миклош Сенткути и его работы (Уйвидек, 2005)
  • Библиотека Марты Парраги, Дьёрдя Т.Надя, Миклоша Сенткути - исследование, каталог, изображения (PIM, 2008)
  • Йожеф Й. Фекете, Хореография вместо теории. Новые Сенткутские чтения (издательство «Нап-кут», 2010 г.)
  • Филип Сикорский, Генетический анализ «Прэ» Миклоша Сенткути (Хельсинки: Unigrafia, 2014), http://urn.fi/URN:ISBN:978-952-10-9795-9

«Миклос Сенткути. «Энциклопедический маньерист мировой литературы: к единственной и единственной метафоре», в «Провинциальном читателе», полугодовом журнале, A. Longo Editore Ravenna, XLVII, выпуск 146, январь / июнь 2016 г., стр. 99– 104.

  1. ^ «Лос-Анджелесское обозрение книг» . Лос-Анджелесский обзор книг . 2 мая 2013 года . Проверено 4 июля 2021 г.
  2. ^ Ганс, Райнер. «Миклош Сенткути» (PDF) . contramundum.net .
  3. ^ «Изгнание Пруста» . hlo.hu — Венгерская литература в Интернете . Проверено 4 июля 2021 г.
  4. ^ «Комедия идей. Миклош Сенткути: Праэ» . hlo.hu — Венгерская литература в Интернете . Проверено 4 июля 2021 г.
  5. ^ «Мягкая обложка недели: Маргиналии о Казанове: Бревиарий Святого Орфея I Миклоша Сенткути - обзор» . Хранитель . 4 января 2013 года . Проверено 4 июля 2021 г.
  6. ^ «Выход на мировую арену: Ars Poetica Миклоша Сенткути - Асимптота» . www.asymptotejournal.com . Проверено 4 июля 2021 г.
  7. ^ «Мягкая обложка недели: Маргиналии о Казанове: Бревиарий Святого Орфея I Миклоша Сенткути - обзор» . TheGuardian.com . 4 января 2013 г.
  8. ^ «Лос-Анджелесское обозрение книг — все, что существует, — единственная истинная роскошь: «Маргиналии о Казанове» Миклоша Сенткути » . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  9. ^ «Тропы Десятой улицы: маргиналии Сенткути о Казанове» . 6 октября 2012 г.
  10. ^ «Лучшие книги в мягкой обложке 2013 года» . TheGuardian.com . 5 декабря 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a96436113ceca817c8e5c0ba973b692__1695775320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/92/7a96436113ceca817c8e5c0ba973b692.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miklós Szentkuthy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)