Бела Хамвас

Бела Хамвас (23 марта 1897 — 7 ноября 1968) — венгерский писатель, философ и социальный критик. Он был первым мыслителем, представившим в Венгрии традиционалистскую школу Рене Генона .
Биография
[ редактировать ]Бела Хамвас родился 23 марта 1897 года в Эперьеше , округ Шарош , Венгерское королевство (современный Прешов , Словакия ). Его отец, Йожеф Хамвас, был лютеранским пастором , преподавателем немецкого и венгерского языков, журналистом и писателем. Семья переехала в Пожонь ( Братислава ) в 1898 году, где Хамвас завершил основное обучение в 1915 году. После окончания школы, как и его одноклассники, он поступил на добровольную военную службу и был отправлен на фронт на Украину . Его отправили обратно в Будапешт для лечения в больнице из-за тяжелого травматического шока, но сразу после выздоровления его призвали на линию фронта в западной Италии . Он так и не добрался до поля боя, так как в его поезд попал снаряд, а раненый Хамвас был выписан.
В 1919 году его отец отказался принести присягу на верность новому государству Чехословакии , после чего его семья была изгнана из Братиславы. Они переехали в Будапешт, где Хамвас поступил в католический университет имени Петера Пазмани . После окончания университета он стал журналистом в газетах «Будапешт Хирлап» и «Созат» . Хамвас считал эту работу мелкой и черной, но ему приходилось содержать семью (хотя его отец получал пенсию с 1924 года). Три года спустя он уволился, так как нашел лучшую работу в главной библиотеке Будапешта. В 1927 году его назначили старшим библиотекарем. К этому времени он писал статьи, обзоры и эссе для 25 различных журналов. Он женился на Илоне Ангьял в 1929 году, но развелся в 1936 году, чтобы жениться на Каталин Кемени в 1937 году. Она была его партнером в основании кружка Sziget, литературной группы, которая позже приобрела таких выдающихся членов, как Антал Сзерб , Карой Кереньи , Ласло Немет и композитор Антал. Мольнар.
Почти 20-летняя работа библиотеки оборвалась Второй мировой войной . Хамваса трижды призывали на военную службу. Он продолжал свою литературную деятельность, находясь на передовой, переводя, среди прочего, Лао-цзы и Гераклита . Его первый сборник эссе был опубликован в 1943 году.
Пара пережила блокаду Будапешта. Их квартиру разбомбили, уничтожив его библиотеку и рукописи. Несмотря на советскую блокаду и неоднократные притеснения со стороны властей, 1945–1947 годы были для него наиболее плодотворными.
В 1948 году он был внесен в список «Б» (запрещен к публикации) советским социалистическим правительством и был вынужден уйти в отставку с работы в библиотеке. Хотя до запрета он опубликовал более 250 работ, большая часть работ Хамваса позже была написана анонимно. Он получил лицензию на ведение сельского хозяйства в саду своего зятя в Сентендре и ухаживал там за растениями в период с 1948 по 1951 год, за это время он также завершил Карневал , одно из своих главных эссе.
С 1951 по 1964 год он работал неквалифицированным рабочим на электростанциях в Тисапалконье , Иноте и Бокоде , в тяжелых условиях. Всякий раз, когда у него было свободное время, он переводил с санскрита , иврита и греческого и писал о каббале , дзэн и суфизме . Между 1959 и 1966 годами он завершил «Патмош» , свою последнюю крупную работу.
В 67 лет он наконец получил пенсию. Бела Хамвас умер от геморрагического инсульта в 1968 году. Похоронен в Сентендре.
В 1990 году посмертно получил премию Кошута .
Литература
[ редактировать ]Он был великим мыслителем и эссеистом, который объединил восточные и западные традиции, а также поставил множество серьезных вопросов о современности и возможностях их решения. Согласно одной из его центральных мыслей: «Настоящий эон, начиная с 600 г. до н. э., стоит под знаком личного спасения. Только с этого времени существует понятие человечества, потому что существует только одна единственная собирательная категория личности, и это человечество. "
Бела Хамвас нашел свою форму выражения в эссе, жанре одновременно литературном и философском. Его ранние эссе были опубликованы в Magyar Hüperion (1936, Венгерский Гиперион ), ознаменовав конец его первого периода размышлений, за которым последовало Szellem és egzisztencia (1941, Spirit and Existence ), эссе, обсуждающее философию Карла Ясперса , одного из из главных источников вдохновения для мышления Хамваса. Он опубликовал подборку эссе по литературе, психологии, философии и истории культуры в журнале A láthatatlan történet (1943, «Невидимая история» ). Анализируя духовный кризис эпохи, Хамвас вникал в метафизическую традицию, коллективное духовное знание человечества, передаваемое священными книгами. Его сборник Scientia Sacra (первые шесть томов, 1942–43) послужил обращению внимания эпохи к философии Дальнего Востока (Упанишады , Дао Дэ Кинг , Тибетская Книга Мертвых и др.) и европейскому мистицизму . С 1945 года Хамвас в течение трех лет принадлежал к духовному ренессансу, в течение которых он редактировал серию «Листовки университетского издательства», читал лекции и публиковал метафизические труды. Anthologia humana: Ötezer ev bölcsessége (1946, Человеческая антология – Мудрость пяти тысячелетий ), четвертое издание которой было запрещено и уничтожено социалистическим режимом. Его эссе, написанные вместе с женой по истории искусства Forradalom a művészetben: Absztrakció és szürrealizmus Magyarországon (1947, Революция в искусстве: абстракция и сюрреализм в Венгрии ), исследуют венгерское искусство от Кароя Ференци , Тивадара Чонтвари Костки и Лайоша Гулачи до его деятельности. «Европейского Школа". Хамвас видел в сюрреализме и абстрактном искусстве наследие магии, «потрясающее присутствие высшего существования» и выступал против «реалистического» искусства. Эта концепция современного искусства подверглась нападкам со стороны марксистского идеолога Дьердя Лукача , а Хамваша уволили из библиотеки и заставили замолчать на всю оставшуюся жизнь. Его сочинения публиковались в самиздате .
Его эссе основаны на традициях, их чувство юмора даровано знаниями, а юмор, в свою очередь, дает им свободу. Unicornis, Titkos Jegyzőkönyv, Silentium (1948–51, Unicorn, Secret Protocol, Silence ) были опубликованы еще в 1987 году, но были написаны вместе с великим романом Хамваса «Карневал» (1948–51, Carnival , опубликован в 1985 году). Этот Magnum Opus, также называемый «каталогом судеб», «человеческой комедией», охватывает континенты и эпохи, Рай и Ад. Три более коротких романа Хамваса: «Сильвестр» (1957, «Канун Нового года »), «Bizonyos tekintetben» (1961, «С определенного аспекта ») и «Угянис» (1966–67, «Поэтому» ) были опубликованы вместе в 1991 году, за ними последовал сборник эссе « Патмош» (1959). –1966; Патмос ) в 1992 году, титул которого намекает на изгнание Иоанна Апостола на остров Патмос , а также на вторую часть Scientia Sacra: az őskori emberiség szellemi hagyománya II. rész: A kereszténység (1960–64, Священная наука – духовное наследие человечества, часть II. Христианство ), опубликовано в 1988 году.
Цитаты о Хамвасе
[ редактировать ]В 1955 году в Венгрии жил только один-единственный человек, который мог не только беседовать, но и фактически обмениваться мнениями с Гераклитом , Буддой , Лао-Цзы и Шекспиром , и то на родном языке каждого из них. Если бы эти четыре пророка человеческого духа сошли с самолета в Тисапалконье и если бы они обратились к первому попавшемуся работнику, и если бы это был сам Бела Хамвас, после трех ночей подряд - в течение дня Хамвас должен был нести строительный раствор, но, возможно, гости помогли бы ему - ну что же тогда они могли подумать: если в этой стране чернорабочие подобны этому человеку, то какими же тогда могут быть ученые? Но если бы они осмотрели страну, они бы все поняли.
— Геза Сёч
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1897 рождений
- 1968 смертей
- Люди из Прешова
- Венгерские лютеране
- Венгерские писатели
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Традиционалистская школа
- Выпускники Католического университета Петера Пазмани
- Венгерские философы ХХ века
- Лютеране 20-го века
- Венгерские военнослужащие Второй мировой войны