Jump to content

О разделении природы

De Divisione Naturae («Деление природы») — это название, данное Томасом Гейлом своему изданию (1681 г.) работы, первоначально названной богословом 9-го века Иоганном Скотом Эриугена Перифизеоном . [1]

Работы, вероятно, проводились в начале 860-х годов и завершились около 866–67 годов. Это основано на посвящении в книге, в котором упоминается брат (брат) Вульфад , который стал епископом в 866 году, что делает маловероятным, чтобы Эриугена использовал столь случайное упоминание после этого возвышения. При жизни автора произведение не получило широкого распространения. В написании книги Эриугене помогали еще один, возможно, два человека, судя по наличию пометок на полях, указывающих на почерк двух разных людей. Считается, что одним из них был сам Эриугена, а в сценарии указано, что вторым автором был ирландец.

Четыре вида «Природы»

[ редактировать ]

Работа оформлена в пяти книгах. Первоначально планировалось посвятить каждому из четырех разделов по одной книге, но тема создания требовала расширения. Форма изложения – диалог ; метод рассуждения – силлогизм . Природа — это имя всеобщего, совокупности всех вещей, содержащей в себе бытие и небытие . Это единство, проявлениями которого являются все особые явления.

Эриугена развивает неоплатоническую космологию, согласно которой бесконечный, трансцендентный и «непознанный» Бог, находящийся за пределами бытия и небытия, посредством процесса самовыражения, исхождения или «самотворения» исходит из своей божественной «тьмы». ' или «небытие» в свете бытия, говорящее Слово, которое понимается как Христос, и в то же время вневременной момент, порождающий Первопричины всего творения... Он говорит о существенно диалектических отношениях между Творцом и творением. , где Бог выражает Себя в творении, а творение завершается возвращением к божественному. [2]

В рамках этой природы Эриугена различает четыре вида, хотя он предполагает, что различие между началом, серединой и концом является результатом ограничений человеческого понимания и что эти три вида, по сути, представляют собой один вечный процесс. [2]

То, что создаёт и не создаёт

[ редактировать ]

Первой из природ Эриугены является Бог как основа или начало всех вещей. Эриугена описывает «творение» мира как теофанию , или проявление Сущности Бога в сотворенных вещах. Творение для Эриугены — это процесс раскрытия Божественной Природы, в котором Бог открывается разуму через интеллект и чувствам через сотворенный мир. [3]

То, что создано и создаёт

[ редактировать ]

Вторая природа Эриугены — это платоновская сфера первопричин или идей. К ним относятся добро, мудрость, интуиция (проницательность), понимание, добродетель, величие, сила и так далее. [3]

Эриугена считает, что Бог-Отец «сотворил» их в Боге-Сыне, а они, в свою очередь, «творят», определяя родовую и специфическую природу конкретных видимых вещей. Он описывает их как сотворенные, тождественные Богу, с их местом в Боге-Сыне, и, следовательно, как действующие причины, а не просто статические типы. Некоторые критики интерпретируют Эриугену как говорящую, что изначальные причины тождественны Богу-Сыну; другие, например Католическая энциклопедия, с этим не согласны. [3]

То, что создано и не создаётся

[ редактировать ]

Эриугена описывает свою третью природу как место, где поток реальности, выйдя из первой природы и пройдя через вторую, входит в царство пространства и времени. Здесь чистые идеи берут на себя бремя материи и создают видимость реальности, подвергаясь множественности, изменению, несовершенству и распаду. В этом Эриугена пытается примирить платонизм с аристотелевскими понятиями.

То, что не создается и не создает

[ редактировать ]

Последней из природ Эриугены является Бог как конечная цель или цель всех вещей, то, куда в конечном итоге возвращается мир сотворенных вещей. Эриугена описывает возвращение к Богу как прохождение предыдущих трех шагов в обратном порядке: элементы становятся светом, свет становится жизнью, жизнь становится смыслом, смысл становится разумом, разум становится интеллектом, интеллект становится идеями во Христе, Слове Божьем, и через Христос возвращается к единству Бога, из которого начались все процессы природы. Для Эриугены это «включение» во Христа происходит посредством божественной благодати в Церкви, невидимой главой которой является Христос.

Комментарий

[ редактировать ]

Французский журналист и писатель Жан-Жак Габю говорит: «Более того, в его работах возникает определенный пантеизм , или, скорее, пандеизм , где неоплатоническое вдохновение прекрасно дополняет строгую христианскую ортодоксальность». [4] По мнению Уильяма Тернера , профессора философии Католического университета Америки , учение об окончательном возвращении всего сущего Богу очень ясно показывает влияние Оригена. В целом изложенная система мышления представляет собой сочетание неоплатонического мистицизма, эманационизма и пантеизма, которые Эриугена тщетно пытался примирить с аристотелевским эмпиризмом, христианским креационизмом и теизмом. «Результатом является совокупность слабо сформулированных доктрин, в которых преобладают мистические и идеалистические элементы и в которых есть много такого, что несовместимо с католическими догмами». [3]

Сам Эриугена открыто отрицал, что он пантеист. «Бог есть все во всем. Все, что есть в Боге, даже есть Бог, вечно... тварь существует в Боге, и Бог создается в твари чудесным и невыразимым образом, проявляя себя, делая себя невидимым. видимая... Но божественная природа, настаивает он наконец, поскольку она выше бытия, отлична от того, что она создает внутри себя». [5] Хотя Эриугена утверждает тождество Бога и творения, он явно отвергает точку зрения, согласно которой Бог — это «род» или «целое» (totum), «видами» или «частями» которых являются существа. Лишь метафорически можно сказать, что Бог — это «род» или «целое». Утверждения об имманентности Бога в творении всегда уравновешиваются в трудах Эриугены утверждениями о превосходстве Бога над всеми вещами». [2]

De Divisione Naturae была осуждена собором в Сансе Гонорием III (1225 г.) за пропаганду личности Бога и творения, а также Папой Григорием XIII в 1585 г. В 1681 г. давно утерянная работа была найдена в Оксфордском университете и была Эта книга была немедленно помещена в « Индекс запрещенных книг », что, вероятно, и способствовало ее популярности. Несмотря на этот результат, Тернер отмечал об Эриугене, что «не может быть сомнения, что он сам ненавидел ересь, был расположен обращаться с еретиком с немалой степенью резкости... и всю свою жизнь считал себя непоколебимо верным сыном еретика». Церковь." [3] Этьен Жильсон также утверждал, что предполагаемый пантеизм Эриугены возник из-за неправильного понимания природы «разделения» в Перифизеоне. [6] Гилсон пишет, что «природа» Эриугены не подразумевается как целостность, частями которой являются Бог и существа; или как род, видами которого были бы Бог и творения. Он утверждает, что Бог не является всем и не все вещи являются Богом, и что Эриугена прямо называет такое разделение чудовищем. [7] (III, ro; 650 D). Разделение природы означает действие, посредством которого Бог выражает себя в иерархическом склонении и дает о себе знать в иерархии существ, которые отличны от него и ниже его, будучи меньшими ступенями реальности; «однако на самом деле Эригена означает лишь то, что каждое существо по существу является проявлением в форме бытия того, что находится над бытием. Суть существа — это не что иное, как свет, излучаемый суперессой , которая есть Бог . ." [8]

В книге «Основные течения марксизма » польский философ Лешек Колаковский называет «Деление природы» архетипом гегелевской « Феноменологии разума» . [9]

Наследие

[ редактировать ]

«Разделение природы» было названо последним достижением древней философии, работой, которая «синтезирует философские достижения пятнадцати веков и выглядит как последнее достижение древней философии». [10] Она представлена, как и книга Алкуина , как диалог между Учителем и Учеником. Эриугена предвосхищает Фому Аквинского , который говорил, что нельзя знать и верить в одно и то же время. Эриугена объясняет, что для понимания и интерпретации откровения необходим разум. «Авторитет — источник знания», но разум человечества — это норма, по которой оценивается всякая власть. [1]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Скот Эригена , Эпоха веры , Энн Фримантл, изд., Mentor Books, 1954, страницы 78-87.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Моран, Дермот, «Джон Скоттус Эриугена», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Тернер, Уильям. «Иоанн Скот Эриугена». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 30 июня 2019 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Габю, Жан-Жак. Истоки и духовно-социологические основы шотландского масонства , 2017 г.
  5. ^ О'Мира, Джон Дж., «Введение», Разум Эриугены (Джон Дж. О'Мира и Людвиг Билер, ред.), Дублин: Издательство Ирландского университета, 1973.
  6. ^ Жильсон, Этьен (2019). История христианской философии в средние века . [Место публикации не указано]: Издательство Католического университета Америки. стр. 116–117. ISBN  978-0-8132-3196-9 . OCLC   1089998860 .
  7. ^ Эригена, Йоханнес Скот (1987). Перифизеон = Разделение природы . Монреаль: Беллармин. п. 271. ИСБН  2-89007-634-2 . OCLC   16717916 . «Остается только заявить о том, что меня особенно беспокоит, а именно о том, что все вещи вечны и сотворены, как те вещи, которые не имеют начала и конца, ограничены началом и концом. Ибо они находятся во взаимном конфликте, и как они должны быть примирился, не знаю, если ты мне не скажешь; ибо я думал, что только Бог есть άναρχος, то есть без начала, ибо Он есть Начало и Конец, который возникает без начала и не завершается ни в каком конце, тогда как все остальное вещи начинаются и стремятся каждое к своему концу, а потому не вечны, а сотворены. И несравненно более глубоким и чудесным, чем все это, кажется мне утверждение, сделанное вами на основании авторитета св. Дионисия Ареопагита, а именно, что Сам Бог есть. и Творец всего, и сотворен во всем, ибо этого никогда прежде не слышал и не знал ни я, ни многие, ни почти все, ибо если это так, то кто сразу не взорвется и не воскликнет. эти слова: Бог есть все и все Бог. Но это сочтут чудовищным даже те, кого считают мудрыми, когда примут во внимание многообразие видимых и невидимых вещей - ибо Бог един - и если вы не поддержите эти аргументы? с помощью иллюстраций из вещей, которые может постичь ум, нет другого выхода, кроме как обойти предметы, которые были просто подняты, не обсуждаясь, - что не могло быть сделано без сожаления моего ума; ибо те, кто, погрузившись в самую густую тьму, надеются на появление грядущего света, не совсем охвачены скорбью; но если свет, на который они надеются, будет отнят у них, то они будут сидеть не только во тьме, но и в великой муке, ибо отнято у них добро, на которое они надеялись, — или все, что ты сказал об этом, есть быть оценены людьми с ограниченным пониманием как совершенно ложные и вернуться к своим прежним мнениям, от которых они уже с неохотой отказывались, как от истинных, и отвергали их. [Ч.III, 650C-651A]
  8. ^ Жильсон, Этьен (2019). История христианской философии в средние века . [Место публикации не указано]: Издательство Католического университета Америки. п. 121. ИСБН  978-0-8132-3196-9 . OCLC   1089998860 .
  9. ^ Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма: Том первый . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. п. 24.
  10. ^ Берч, Джордж. Философия раннего средневековья , Kings Crown Press. 1951 год

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df86a19bf3e5a9d381f2d7e46a3672d2__1712579340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/d2/df86a19bf3e5a9d381f2d7e46a3672d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De divisione naturae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)