О разделении природы
![]() |
Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
De Divisione Naturae («Деление природы») — это название, данное Томасом Гейлом своему изданию (1681 г.) работы, первоначально названной богословом 9-го века Иоганном Скотом Эриугена Перифизеоном . [1]
Состав
[ редактировать ]Работы, вероятно, проводились в начале 860-х годов и завершились около 866–67 годов. Это основано на посвящении в книге, в котором упоминается брат (брат) Вульфад , который стал епископом в 866 году, что делает маловероятным, чтобы Эриугена использовал столь случайное упоминание после этого возвышения. При жизни автора произведение не получило широкого распространения. В написании книги Эриугене помогали еще один, возможно, два человека, судя по наличию пометок на полях, указывающих на почерк двух разных людей. Считается, что одним из них был сам Эриугена, а в сценарии указано, что вторым автором был ирландец.
Четыре вида «Природы»
[ редактировать ]Работа оформлена в пяти книгах. Первоначально планировалось посвятить каждому из четырех разделов по одной книге, но тема создания требовала расширения. Форма изложения – диалог ; метод рассуждения – силлогизм . Природа — это имя всеобщего, совокупности всех вещей, содержащей в себе бытие и небытие . Это единство, проявлениями которого являются все особые явления.
Эриугена развивает неоплатоническую космологию, согласно которой бесконечный, трансцендентный и «непознанный» Бог, находящийся за пределами бытия и небытия, посредством процесса самовыражения, исхождения или «самотворения» исходит из своей божественной «тьмы». ' или «небытие» в свете бытия, говорящее Слово, которое понимается как Христос, и в то же время вневременной момент, порождающий Первопричины всего творения... Он говорит о существенно диалектических отношениях между Творцом и творением. , где Бог выражает Себя в творении, а творение завершается возвращением к божественному. [2]
В рамках этой природы Эриугена различает четыре вида, хотя он предполагает, что различие между началом, серединой и концом является результатом ограничений человеческого понимания и что эти три вида, по сути, представляют собой один вечный процесс. [2]
То, что создаёт и не создаёт
[ редактировать ]Первой из природ Эриугены является Бог как основа или начало всех вещей. Эриугена описывает «творение» мира как теофанию , или проявление Сущности Бога в сотворенных вещах. Творение для Эриугены — это процесс раскрытия Божественной Природы, в котором Бог открывается разуму через интеллект и чувствам через сотворенный мир. [3]
То, что создано и создаёт
[ редактировать ]Вторая природа Эриугены — это платоновская сфера первопричин или идей. К ним относятся добро, мудрость, интуиция (проницательность), понимание, добродетель, величие, сила и так далее. [3]
Эриугена считает, что Бог-Отец «сотворил» их в Боге-Сыне, а они, в свою очередь, «творят», определяя родовую и специфическую природу конкретных видимых вещей. Он описывает их как сотворенные, тождественные Богу, с их местом в Боге-Сыне, и, следовательно, как действующие причины, а не просто статические типы. Некоторые критики интерпретируют Эриугену как говорящую, что изначальные причины тождественны Богу-Сыну; другие, например Католическая энциклопедия, с этим не согласны. [3]
То, что создано и не создаётся
[ редактировать ]Эриугена описывает свою третью природу как место, где поток реальности, выйдя из первой природы и пройдя через вторую, входит в царство пространства и времени. Здесь чистые идеи берут на себя бремя материи и создают видимость реальности, подвергаясь множественности, изменению, несовершенству и распаду. В этом Эриугена пытается примирить платонизм с аристотелевскими понятиями.
То, что не создается и не создает
[ редактировать ]Последней из природ Эриугены является Бог как конечная цель или цель всех вещей, то, куда в конечном итоге возвращается мир сотворенных вещей. Эриугена описывает возвращение к Богу как прохождение предыдущих трех шагов в обратном порядке: элементы становятся светом, свет становится жизнью, жизнь становится смыслом, смысл становится разумом, разум становится интеллектом, интеллект становится идеями во Христе, Слове Божьем, и через Христос возвращается к единству Бога, из которого начались все процессы природы. Для Эриугены это «включение» во Христа происходит посредством божественной благодати в Церкви, невидимой главой которой является Христос.
Комментарий
[ редактировать ]Французский журналист и писатель Жан-Жак Габю говорит: «Более того, в его работах возникает определенный пантеизм , или, скорее, пандеизм , где неоплатоническое вдохновение прекрасно дополняет строгую христианскую ортодоксальность». [4] По мнению Уильяма Тернера , профессора философии Католического университета Америки , учение об окончательном возвращении всего сущего Богу очень ясно показывает влияние Оригена. В целом изложенная система мышления представляет собой сочетание неоплатонического мистицизма, эманационизма и пантеизма, которые Эриугена тщетно пытался примирить с аристотелевским эмпиризмом, христианским креационизмом и теизмом. «Результатом является совокупность слабо сформулированных доктрин, в которых преобладают мистические и идеалистические элементы и в которых есть много такого, что несовместимо с католическими догмами». [3]
Сам Эриугена открыто отрицал, что он пантеист. «Бог есть все во всем. Все, что есть в Боге, даже есть Бог, вечно... тварь существует в Боге, и Бог создается в твари чудесным и невыразимым образом, проявляя себя, делая себя невидимым. видимая... Но божественная природа, настаивает он наконец, поскольку она выше бытия, отлична от того, что она создает внутри себя». [5] Хотя Эриугена утверждает тождество Бога и творения, он явно отвергает точку зрения, согласно которой Бог — это «род» или «целое» (totum), «видами» или «частями» которых являются существа. Лишь метафорически можно сказать, что Бог — это «род» или «целое». Утверждения об имманентности Бога в творении всегда уравновешиваются в трудах Эриугены утверждениями о превосходстве Бога над всеми вещами». [2]
De Divisione Naturae была осуждена собором в Сансе Гонорием III (1225 г.) за пропаганду личности Бога и творения, а также Папой Григорием XIII в 1585 г. В 1681 г. давно утерянная работа была найдена в Оксфордском университете и была Эта книга была немедленно помещена в « Индекс запрещенных книг », что, вероятно, и способствовало ее популярности. Несмотря на этот результат, Тернер отмечал об Эриугене, что «не может быть сомнения, что он сам ненавидел ересь, был расположен обращаться с еретиком с немалой степенью резкости... и всю свою жизнь считал себя непоколебимо верным сыном еретика». Церковь." [3] Этьен Жильсон также утверждал, что предполагаемый пантеизм Эриугены возник из-за неправильного понимания природы «разделения» в Перифизеоне. [6] Гилсон пишет, что «природа» Эриугены не подразумевается как целостность, частями которой являются Бог и существа; или как род, видами которого были бы Бог и творения. Он утверждает, что Бог не является всем и не все вещи являются Богом, и что Эриугена прямо называет такое разделение чудовищем. [7] (III, ro; 650 D). Разделение природы означает действие, посредством которого Бог выражает себя в иерархическом склонении и дает о себе знать в иерархии существ, которые отличны от него и ниже его, будучи меньшими ступенями реальности; «однако на самом деле Эригена означает лишь то, что каждое существо по существу является проявлением в форме бытия того, что находится над бытием. Суть существа — это не что иное, как свет, излучаемый суперессой , которая есть Бог . ." [8]
В книге «Основные течения марксизма » польский философ Лешек Колаковский называет «Деление природы» архетипом гегелевской « Феноменологии разума» . [9]
Наследие
[ редактировать ]«Разделение природы» было названо последним достижением древней философии, работой, которая «синтезирует философские достижения пятнадцати веков и выглядит как последнее достижение древней философии». [10] Она представлена, как и книга Алкуина , как диалог между Учителем и Учеником. Эриугена предвосхищает Фому Аквинского , который говорил, что нельзя знать и верить в одно и то же время. Эриугена объясняет, что для понимания и интерпретации откровения необходим разум. «Авторитет — источник знания», но разум человечества — это норма, по которой оценивается всякая власть. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Скот Эригена , Эпоха веры , Энн Фримантл, изд., Mentor Books, 1954, страницы 78-87.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Моран, Дермот, «Джон Скоттус Эриугена», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Тернер, Уильям. «Иоанн Скот Эриугена». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 30 июня 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Габю, Жан-Жак. Истоки и духовно-социологические основы шотландского масонства , 2017 г.
- ^ О'Мира, Джон Дж., «Введение», Разум Эриугены (Джон Дж. О'Мира и Людвиг Билер, ред.), Дублин: Издательство Ирландского университета, 1973.
- ^ Жильсон, Этьен (2019). История христианской философии в средние века . [Место публикации не указано]: Издательство Католического университета Америки. стр. 116–117. ISBN 978-0-8132-3196-9 . OCLC 1089998860 .
- ^ Эригена, Йоханнес Скот (1987). Перифизеон = Разделение природы . Монреаль: Беллармин. п. 271. ИСБН 2-89007-634-2 . OCLC 16717916 .
«Остается только заявить о том, что меня особенно беспокоит, а именно о том, что все вещи вечны и сотворены, как те вещи, которые не имеют начала и конца, ограничены началом и концом. Ибо они находятся во взаимном конфликте, и как они должны быть примирился, не знаю, если ты мне не скажешь; ибо я думал, что только Бог есть άναρχος, то есть без начала, ибо Он есть Начало и Конец, который возникает без начала и не завершается ни в каком конце, тогда как все остальное вещи начинаются и стремятся каждое к своему концу, а потому не вечны, а сотворены. И несравненно более глубоким и чудесным, чем все это, кажется мне утверждение, сделанное вами на основании авторитета св. Дионисия Ареопагита, а именно, что Сам Бог есть. и Творец всего, и сотворен во всем, ибо этого никогда прежде не слышал и не знал ни я, ни многие, ни почти все, ибо если это так, то кто сразу не взорвется и не воскликнет. эти слова: Бог есть все и все Бог. Но это сочтут чудовищным даже те, кого считают мудрыми, когда примут во внимание многообразие видимых и невидимых вещей - ибо Бог един - и если вы не поддержите эти аргументы? с помощью иллюстраций из вещей, которые может постичь ум, нет другого выхода, кроме как обойти предметы, которые были просто подняты, не обсуждаясь, - что не могло быть сделано без сожаления моего ума; ибо те, кто, погрузившись в самую густую тьму, надеются на появление грядущего света, не совсем охвачены скорбью; но если свет, на который они надеются, будет отнят у них, то они будут сидеть не только во тьме, но и в великой муке, ибо отнято у них добро, на которое они надеялись, — или все, что ты сказал об этом, есть быть оценены людьми с ограниченным пониманием как совершенно ложные и вернуться к своим прежним мнениям, от которых они уже с неохотой отказывались, как от истинных, и отвергали их. [Ч.III, 650C-651A]
- ^ Жильсон, Этьен (2019). История христианской философии в средние века . [Место публикации не указано]: Издательство Католического университета Америки. п. 121. ИСБН 978-0-8132-3196-9 . OCLC 1089998860 .
- ^ Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма: Том первый . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. п. 24.
- ^ Берч, Джордж. Философия раннего средневековья , Kings Crown Press. 1951 год
Источники
[ редактировать ]- Моран, Дермот. «Джон Скоттус Эриугена» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Иоанн Скот Эриугена». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оцифрованная латинская версия в Google Книгах.
- Эриугена, Перифизон, Книга I: Аристотелевская логика и категории
- Полный список изданий и переводов произведений Эриугены
- Аннотированная библиография философских работ Эриугены.
- Джон Скоттус Эриугена: Жизнь и творчество , заархивировано 28 июля 2018 г. в Wayback Machine.
- Иоганнес Скоттус Эриугена: Перифизеон Новое критическое издание Э. Жоно