Jump to content

Халдейские оракулы

Халдейские оракулы представляют собой набор духовных и философских текстов, широко используемых философами- неоплатонистами с III по VI век нашей эры. Оригинальные тексты утеряны, но сохранились в виде фрагментов, состоящих в основном из цитат и комментариев писателей-неоплатоников. Вероятно, первоначально они образовали единое стихотворение-мистерию, которое, возможно, было частично составлено, частично получено через транс Юлианом Халдеем или, что более вероятно, его сыном Юлианом Теургом во II веке нашей эры. Более поздние неоплатоники, такие как Ямвлих и Прокл , высоко оценивали их. Император 4-го века Юлиан (не путать с Юлианом Халдеем или Юлианом Теургом) в своем Гимне Великой Матери предполагает , что он был посвященным Бога Семи Лучей и адептом его учения. Когда отцы христианской церкви или другие писатели поздней античности упоминают «халдеев», они, вероятно, имеют в виду эту традицию.

Халдейские оракулы демонстрируют близость к гностическим учениям своего времени. Они описывают трансцендентный Первый Отцовский Разум, который включает в себя посредническую Мировую Душу, женскую Силу Гекату, подобную Софии . Огненные эманации Первого Разума порождают Второй Разум, Демиурга , который постигает космос так же, как и самого себя, и творит Материю. Дальше всего от Высшего Бога (Первоотца/Разума) находится плотная оболочка материи, из которой должна выйти просветленная душа, сбрасывая свои телесные одежды. Сочетание аскетического поведения и правильных ритуалов рекомендуется, чтобы освободить душу от ограничений материи и защитить ее от демонических сил, скрывающихся в сферах между богами и смертными. [1]

Источник

[ редактировать ]

Точное происхождение халдейских оракулов неизвестно, но обычно их приписывают Юлиану Теургу и/или его отцу Юлиану Халдею. [2] Халдея – это классический греческий термин, обозначающий Вавилон , транслитерация ассирийского калду , обозначающего территорию к юго-востоку от Вавилонии, недалеко от Персидского залива . Неизвестно, был ли Юлиан Халдей на самом деле восточного происхождения или же термин «халдей» к его времени стал означать «мага» или практикующего таинственные искусства. [3]

Его сын, Юлиан Теург, служил в римской армии во время Марка Аврелия кампании против квадов . Юлиан утверждал, что спас римский лагерь от сильной засухи, вызвав ливень. [4] По крайней мере, четыре другие религиозные группы также взяли на себя ответственность за этот ливень. Обстоятельства написания « Оракулов» также загадочны, наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Юлиан произносил их поэтическими строфами во время транса, что предполагает божественное вдохновение. [3] Никаких оригинальных документов, содержащих Оракулы , не сохранилось, и то, что мы знаем о тексте, было реконструировано на основе фрагментов и цитат более поздних философов-неоплатоников, а также христианских философов, находящихся под влиянием платонизма. Неоплатоники, включая Порфирия , Ямвлиха и Прокла , написали обширные комментарии к «Оракулам», но все они утеряны. Самый обширный из сохранившихся комментариев был написан христианским философом Михаилом Пселлом в одиннадцатом веке и полезен для интерпретации сохранившихся отрывков из Оракулов. [3]

Независимо от того, были ли они составлены самим Юлианом, или же Юлиан составил их на основе реальных халдейских оригиналов, оракулы в основном являются продуктом эллинистического синкретизма , практиковавшегося в культурном плавильном котле Александрии , и воплощают основные черты «халдейской философии». Они пользовались большим уважением на протяжении всей поздней античности, а также среди более поздних последователей неоплатонизма , хотя часто оспаривались Августином Гиппонским . Некоторые доктрины оракулов приписывались Зороастру .

Важность оракулов

[ редактировать ]

важности платоновскому Многие более поздние философы-неоплатоники считали Халдейские оракулы центральным текстом, почти равным по « Тимею » . Ученые, начиная с Ф. Кюмона, охарактеризовали « Оракулы» как « Библию неоплатоников». [3]

Эллинистическая цивилизация соединила эллинское ядро ​​религиозных верований и социальной организации с персидско-вавилонской (« халдейской »), израильской и египетской культурами, включая их мистические культы и традиции мудрости. Эллинистические мыслители философствовали и гармонизировали эту многоязычную мифологию, культовую традицию, пророческие высказывания и знания посвящения. Считалось, что философия, приписываемая этим вавилонским, персидским и семитским культурам, сохраняет древнейшую традиционную мудрость.

Другая александрийская попытка философствовать и синтезировать древнюю религию привела к появлению сочинений, приписываемых Гермесу Трисмегисту . «Халдейские оракулы» — это параллельная попытка в меньшем масштабе философствовать мудрость Халдеи.

Метафизика оракулов

[ редактировать ]

Метафизическая схема халдейских оракулов начинается с абсолютного трансцендентного божества, называемого Отцом, Сила которого порождает Разум. Этот Разум созерцает чисто интеллектуальные Формы в сфере Отца и двойственно создает и управляет материальным царством. Этот двойственный аспект Разума и есть Демиург.

Оракулы далее устанавливают границу между интеллектуальным и материальным мирами, олицетворяемую Гекатой . В качестве барьера или мембраны Геката отделяет чисто интеллектуальный огонь Отца от материального огня космоса и передает все божественное влияние на низший мир.

От Гекаты происходит Мировая Душа , которая, в свою очередь, эманирует Природу, правителя подлунного царства . [5] От Природы исходит Судьба, способная поработить самую низменную человеческую душу. Цель существования — очистить низшую душу от любого контакта с Природой и Судьбой посредством аскезы и созерцания. Спасение достигается восхождением через планетарные сферы, отбрасывая различные низменные аспекты и становясь чистым интеллектом.

Под Постигаемой Триадой Отца, Magna Mater или Гекаты и Разума лежат три последовательно нисходящих мира: Эмпирейный, Эфирный и Элементальный, управляемые соответственно Вторым, Третьим и Четвертым Демиургическим Разумом. Дополнительным миром стихий управляет Гипезокос или Цветок Огня.

Халдейские оракулы были впервые переведены на английский язык Томасом Стэнли в 1662 году и популяризированы Томасом Тейлором в 1797 году и Исааком Престоном Кори в 1832 году. [6] Они были подхвачены эзотерическим Орденом Золотой Зари XIX века , который в 1895 году опубликовал перевод Тейлора в издании Уильяма Винна Уэсткотта под названием «Халдейские оракулы Зороастра» как часть «Collectanea Hermetica» Золотой Зари. ряд.

Состояние текста

[ редактировать ]

Оригинальное стихотворение не дошло до нас в каком-либо связном виде и известно по цитатам из сочинений неоплатоников, особенно Дамасия . [7]

Вильгельм Кролл опубликовал издание De oraculis Chadaicis в 1894 году, в котором все известные фрагменты расположены в порядке темы с латинским переводом, и это лежит в основе большинства более поздних научных работ, включая исследование Ганса Леви (1956), греко-французское издание. «Оракулов» Эдуарда де Плейса в 1971 году и нынешнее стандартное (хотя и не критическое) издание на греческом и английском языках Рут Майерчик в 1989 году. [6] Ни одно из них не претендует на реконструкцию оригинального стихотворения, а только на основе сохранившихся фрагментов.

Краткое изложение поэмы (и связанных с ней «Ассирийских оракулов», нигде более не известных) было составлено Майклом Пселлом , и были предприняты попытки упорядочить сохранившиеся фрагменты в соответствии с этими резюме: перевод Уэсткотта (вверху) является примером такая попытка. Эти реконструкции обычно не считаются имеющими научную ценность, но иногда всплывают в теософском или оккультном использовании.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Отношения между гностицизмом и платонизмом» в сифианском гностицизме и платонической традиции , стр.40
  2. ^ Леви, Ганс. Халдейские оракулы и теургия: мистическая магия и платонизм в поздней Римской империи (Париж: Institut des Études Augustiniennes, 1978): «Особый характер халдейских оракулов подтверждается наличием точных данных, касающихся биографии их авторов». (см. ссылки и исторические проблемы.)
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Майерчик, Рут. Халдейские оракулы: текст, перевод и комментарии . Исследования греческой и римской религии, том. 5. Prometheus Trust, 2013 (1-е изд., Лейден: Brill, 1989; текст на греческом языке, введение на английском языке).
  4. ^ Диллон, стр. 392-393.
  5. ^ Диллон, с. 394-395.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилер, Грэм Джон (2020). «К истории восприятия халдейских оракулов» . Международный журнал классической традиции . 28 (3): 261–284. дои : 10.1007/s12138-020-00562-3 . S2CID   216382235 .
  7. ^ Калогирату, Андроники (1 января 2007 г.). «Богословие в философии: случай позднеантичного неоплатоника Дамасия». Скепсис . XVIII . Рочестер, Нью-Йорк: Сеть исследований социальных наук. ССНН   2121421 .
  • Des Places, Эдуард, Халдаикские оракулы , 3-е изд. Пересмотрено и исправлено А. Сегоном, Париж, 1996 г. (греческий текст с французским переводом; введение и примечания; также содержит издания работ Пселла о халдейских оракулах).
  • Диллон, Дж. М. Средние платоники . Итака: Издательство Корнельского университета, 1977.
  • Фернандес Фернандес, Альваро, Теургия халдейских оракулов: вопросы лексики и исторического контекста . Докторская диссертация под руководством Хосе Луиса Кальво Мартинеса. Гранада: Университет Гранады, 2011.
  • Джонстон, Сара Айлс. Геката Сотейра: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990.
  • Леви, Ганс. Халдейские оракулы и теургия: мистическая магия и платонизм в Поздней Римской империи , 3-е изд. Отредактировано Мишелем Тардье. Париж: Institut des Études Augustiniennes, 2011 (2-е изд. 1978 г.; 1-е изд. 1956 г.).
  • Сенг, Х., Священная книга поздней античности: Халдейские оракулы . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук 170. Turnhout: Brepols, 2016, ISBN   978-2-503-56518-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2d64c3aafb8d9b50a049bd3b3ac4a58__1721680440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/58/e2d64c3aafb8d9b50a049bd3b3ac4a58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaldean Oracles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)