Халдейские оракулы
Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
![]() |
Халдейские оракулы представляют собой набор духовных и философских текстов, широко используемых философами- неоплатонистами с III по VI век нашей эры. Оригинальные тексты утеряны, но сохранились в виде фрагментов, состоящих в основном из цитат и комментариев писателей-неоплатоников. Вероятно, первоначально они образовали единое стихотворение-мистерию, которое, возможно, было частично составлено, частично получено через транс Юлианом Халдеем или, что более вероятно, его сыном Юлианом Теургом во II веке нашей эры. Более поздние неоплатоники, такие как Ямвлих и Прокл , высоко оценивали их. Император 4-го века Юлиан (не путать с Юлианом Халдеем или Юлианом Теургом) в своем Гимне Великой Матери предполагает , что он был посвященным Бога Семи Лучей и адептом его учения. Когда отцы христианской церкви или другие писатели поздней античности упоминают «халдеев», они, вероятно, имеют в виду эту традицию.
Халдейские оракулы демонстрируют близость к гностическим учениям своего времени. Они описывают трансцендентный Первый Отцовский Разум, который включает в себя посредническую Мировую Душу, женскую Силу Гекату, подобную Софии . Огненные эманации Первого Разума порождают Второй Разум, Демиурга , который постигает космос так же, как и самого себя, и творит Материю. Дальше всего от Высшего Бога (Первоотца/Разума) находится плотная оболочка материи, из которой должна выйти просветленная душа, сбрасывая свои телесные одежды. Сочетание аскетического поведения и правильных ритуалов рекомендуется, чтобы освободить душу от ограничений материи и защитить ее от демонических сил, скрывающихся в сферах между богами и смертными. [1]
Источник
[ редактировать ]Точное происхождение халдейских оракулов неизвестно, но обычно их приписывают Юлиану Теургу и/или его отцу Юлиану Халдею. [2] Халдея – это классический греческий термин, обозначающий Вавилон , транслитерация ассирийского калду , обозначающего территорию к юго-востоку от Вавилонии, недалеко от Персидского залива . Неизвестно, был ли Юлиан Халдей на самом деле восточного происхождения или же термин «халдей» к его времени стал означать «мага» или практикующего таинственные искусства. [3]
Его сын, Юлиан Теург, служил в римской армии во время Марка Аврелия кампании против квадов . Юлиан утверждал, что спас римский лагерь от сильной засухи, вызвав ливень. [4] По крайней мере, четыре другие религиозные группы также взяли на себя ответственность за этот ливень. Обстоятельства написания « Оракулов» также загадочны, наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Юлиан произносил их поэтическими строфами во время транса, что предполагает божественное вдохновение. [3] Никаких оригинальных документов, содержащих Оракулы , не сохранилось, и то, что мы знаем о тексте, было реконструировано на основе фрагментов и цитат более поздних философов-неоплатоников, а также христианских философов, находящихся под влиянием платонизма. Неоплатоники, включая Порфирия , Ямвлиха и Прокла , написали обширные комментарии к «Оракулам», но все они утеряны. Самый обширный из сохранившихся комментариев был написан христианским философом Михаилом Пселлом в одиннадцатом веке и полезен для интерпретации сохранившихся отрывков из Оракулов. [3]
Независимо от того, были ли они составлены самим Юлианом, или же Юлиан составил их на основе реальных халдейских оригиналов, оракулы в основном являются продуктом эллинистического синкретизма , практиковавшегося в культурном плавильном котле Александрии , и воплощают основные черты «халдейской философии». Они пользовались большим уважением на протяжении всей поздней античности, а также среди более поздних последователей неоплатонизма , хотя часто оспаривались Августином Гиппонским . Некоторые доктрины оракулов приписывались Зороастру .
Важность оракулов
[ редактировать ]важности платоновскому Многие более поздние философы-неоплатоники считали Халдейские оракулы центральным текстом, почти равным по « Тимею » . Ученые, начиная с Ф. Кюмона, охарактеризовали « Оракулы» как « Библию неоплатоников». [3]
Эллинистическая цивилизация соединила эллинское ядро религиозных верований и социальной организации с персидско-вавилонской (« халдейской »), израильской и египетской культурами, включая их мистические культы и традиции мудрости. Эллинистические мыслители философствовали и гармонизировали эту многоязычную мифологию, культовую традицию, пророческие высказывания и знания посвящения. Считалось, что философия, приписываемая этим вавилонским, персидским и семитским культурам, сохраняет древнейшую традиционную мудрость.
Другая александрийская попытка философствовать и синтезировать древнюю религию привела к появлению сочинений, приписываемых Гермесу Трисмегисту . «Халдейские оракулы» — это параллельная попытка в меньшем масштабе философствовать мудрость Халдеи.
Метафизика оракулов
[ редактировать ]Метафизическая схема халдейских оракулов начинается с абсолютного трансцендентного божества, называемого Отцом, Сила которого порождает Разум. Этот Разум созерцает чисто интеллектуальные Формы в сфере Отца и двойственно создает и управляет материальным царством. Этот двойственный аспект Разума и есть Демиург.
Оракулы далее устанавливают границу между интеллектуальным и материальным мирами, олицетворяемую Гекатой . В качестве барьера или мембраны Геката отделяет чисто интеллектуальный огонь Отца от материального огня космоса и передает все божественное влияние на низший мир.
От Гекаты происходит Мировая Душа , которая, в свою очередь, эманирует Природу, правителя подлунного царства . [5] От Природы исходит Судьба, способная поработить самую низменную человеческую душу. Цель существования — очистить низшую душу от любого контакта с Природой и Судьбой посредством аскезы и созерцания. Спасение достигается восхождением через планетарные сферы, отбрасывая различные низменные аспекты и становясь чистым интеллектом.
Под Постигаемой Триадой Отца, Magna Mater или Гекаты и Разума лежат три последовательно нисходящих мира: Эмпирейный, Эфирный и Элементальный, управляемые соответственно Вторым, Третьим и Четвертым Демиургическим Разумом. Дополнительным миром стихий управляет Гипезокос или Цветок Огня.
Халдейские оракулы были впервые переведены на английский язык Томасом Стэнли в 1662 году и популяризированы Томасом Тейлором в 1797 году и Исааком Престоном Кори в 1832 году. [6] Они были подхвачены эзотерическим Орденом Золотой Зари XIX века , который в 1895 году опубликовал перевод Тейлора в издании Уильяма Винна Уэсткотта под названием «Халдейские оракулы Зороастра» как часть «Collectanea Hermetica» Золотой Зари. ряд.
Состояние текста
[ редактировать ]Оригинальное стихотворение не дошло до нас в каком-либо связном виде и известно по цитатам из сочинений неоплатоников, особенно Дамасия . [7]
Вильгельм Кролл опубликовал издание De oraculis Chadaicis в 1894 году, в котором все известные фрагменты расположены в порядке темы с латинским переводом, и это лежит в основе большинства более поздних научных работ, включая исследование Ганса Леви (1956), греко-французское издание. «Оракулов» Эдуарда де Плейса в 1971 году и нынешнее стандартное (хотя и не критическое) издание на греческом и английском языках Рут Майерчик в 1989 году. [6] Ни одно из них не претендует на реконструкцию оригинального стихотворения, а только на основе сохранившихся фрагментов.
Краткое изложение поэмы (и связанных с ней «Ассирийских оракулов», нигде более не известных) было составлено Майклом Пселлом , и были предприняты попытки упорядочить сохранившиеся фрагменты в соответствии с этими резюме: перевод Уэсткотта (вверху) является примером такая попытка. Эти реконструкции обычно не считаются имеющими научную ценность, но иногда всплывают в теософском или оккультном использовании.
См. также
[ редактировать ]- Набатейцы Ирака — термин, используемый арабскими авторами как синоним слова «халдей» в (псевдо)историческом и философском контекстах.
- Набатейское сельское хозяйство , арабское произведение X века, также приписываемое древним месопотамцам.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Отношения между гностицизмом и платонизмом» в сифианском гностицизме и платонической традиции , стр.40
- ^ Леви, Ганс. Халдейские оракулы и теургия: мистическая магия и платонизм в поздней Римской империи (Париж: Institut des Études Augustiniennes, 1978): «Особый характер халдейских оракулов подтверждается наличием точных данных, касающихся биографии их авторов». (см. ссылки и исторические проблемы.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Майерчик, Рут. Халдейские оракулы: текст, перевод и комментарии . Исследования греческой и римской религии, том. 5. Prometheus Trust, 2013 (1-е изд., Лейден: Brill, 1989; текст на греческом языке, введение на английском языке).
- ^ Диллон, стр. 392-393.
- ^ Диллон, с. 394-395.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилер, Грэм Джон (2020). «К истории восприятия халдейских оракулов» . Международный журнал классической традиции . 28 (3): 261–284. дои : 10.1007/s12138-020-00562-3 . S2CID 216382235 .
- ^ Калогирату, Андроники (1 января 2007 г.). «Богословие в философии: случай позднеантичного неоплатоника Дамасия». Скепсис . XVIII . Рочестер, Нью-Йорк: Сеть исследований социальных наук. ССНН 2121421 .
Ссылки
[ редактировать ]- Des Places, Эдуард, Халдаикские оракулы , 3-е изд. Пересмотрено и исправлено А. Сегоном, Париж, 1996 г. (греческий текст с французским переводом; введение и примечания; также содержит издания работ Пселла о халдейских оракулах).
- Диллон, Дж. М. Средние платоники . Итака: Издательство Корнельского университета, 1977.
- Фернандес Фернандес, Альваро, Теургия халдейских оракулов: вопросы лексики и исторического контекста . Докторская диссертация под руководством Хосе Луиса Кальво Мартинеса. Гранада: Университет Гранады, 2011.
- Джонстон, Сара Айлс. Геката Сотейра: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990.
- Леви, Ганс. Халдейские оракулы и теургия: мистическая магия и платонизм в Поздней Римской империи , 3-е изд. Отредактировано Мишелем Тардье. Париж: Institut des Études Augustiniennes, 2011 (2-е изд. 1978 г.; 1-е изд. 1956 г.).
- Сенг, Х., Священная книга поздней античности: Халдейские оракулы . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук 170. Turnhout: Brepols, 2016, ISBN 978-2-503-56518-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- De Oraculis Chaldaicis под редакцией Вильгельма Кролла с латинским переводом
- Сборник Халдейских оракулов , собранный и переведенный Томасом Тейлором (неоплатоником)
- Отголоски гнозиса: Халдейские оракулы , автор Г. Р. С. Мид.
- Халдейские оракулы Зороастра , отредактированные и исправленные Сапер Од. Уильям Винн Уэсткотт , с предисловием Л. О. Перси Баллока (1895 г.)
- Фернандес Фернандес, Альваро (2013), «В поисках халдейского рая» , «Илу: журнал религиозных наук» , 18: с. 57–94.
- Фернандес Фернандес, Альваро (2015), «Посредническое ἴυγξ: орнитология, любовная магия, мифология и халдейско-неоплатоническое богословие» , «Записные книжки классической филологии». Греческие и индоевропейские исследования , 25: с. 223-271.