Аналогия микрокосма и макрокосма

Аналогия микрокосма -макрокосма (или, что то же самое, аналогия макрокосма-микрокосма ) относится к исторической точке зрения, которая постулировала структурное сходство между человеком ( микрокосмом , то есть малым порядком или маленькой вселенной ) и космосом в целом ( макрокосм ) , т. е. великий порядок или великая вселенная . [б] Учитывая эту фундаментальную аналогию, истины о природе космоса в целом могут быть выведены из истин о человеческой природе, и наоборот. [1]
Одним из важных следствий этой точки зрения является то, что космос в целом можно считать живым и, следовательно, имеющим разум или душу ( мировую душу ), - позиция, выдвинутая Платоном в его Тимее . [2] Более того, этот космический разум или душа часто считались божественными, особенно стоики и те, кто находился под их влиянием, например, авторы « Герметики» . [3] Следовательно, иногда предполагалось, что человеческий разум или душа также имеют божественную природу.
Помимо этого важного психологического и ноэтического (то есть связанного с разумом ) применения, аналогия также применялась к физиологии человека . [4] Например, космологические функции семи классических планет иногда принимались за аналогии физиологическим функциям человеческих органов , таких как сердце , селезенка , печень , желудок и т. д. [с]
Эта точка зрения сама по себе древняя, и ее можно найти во многих философских системах по всему миру, например, в древней Месопотамии . [5] в древнем Иране , [6] или в древнекитайской философии . [7] Однако термины «микрокосм» и «макрокосм» более конкретно относятся к аналогии в том виде, в каком она была развита в древнегреческой философии и ее средневековых и ранних современных потомках.
В современном использовании термины «микрокосм» и «макрокосм» также используются для обозначения любой меньшей системы, которая является представителем более крупной, и наоборот.
История
[ редактировать ]
Античность
[ редактировать ]Среди древнегреческих и эллинистических философов среди известных сторонников аналогии микрокосма и макрокосма были Анаксимандр ( ок. 610 – ок. 546 до н.э. ), [8] Платон ( ок. 428 или 424 – ок. 348 до н. э. ), [9] авторы Гиппократа (конец V или начало IV века до н.э. и позже), [10] и стоики (3 век до н.э. и позже). [11] В более поздние периоды аналогия была особенно заметна в работах тех философов, которые находились под сильным влиянием платонической и стоической мысли, таких как Филон Александрийский ( ок. 20 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э. ), [12] авторы ранней греческой Герметики ( ок. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. ), [13] и неоплатоники (3 век н.э. и далее). [14] Аналогия также использовалась в позднеантичной и раннесредневековой религиозной литературе, например, в « Бундахишне» , зороастрийском энциклопедическом труде, и « Авот де-Рабби Натан» , еврейском раввинском тексте . [15]
Средний возраст
[ редактировать ]В средневековой философии в целом доминировал Аристотель , который, несмотря на то, что был первым [16] придумал термин «микрокосм» – установил фундаментальное и непреодолимое различие между областью под Луной ( подлунным миром , состоящим из четырех элементов ) и областью над Луной (сверхлунным миром, состоящим из пятого элемента ). Тем не менее, аналогия микрокосм-макрокосм была принята широким кругом средневековых мыслителей, работавших в разных языковых традициях: концепция микрокосма была известна на арабском языке как ʿālam saghir , на иврите как olam katan и на латыни как microcosmus илиminor mundus . [17] Аналогия была разработана алхимиками , например, писавшими под именем Джабир ибн Хайян ( ок. 850–950 гг. н. э. ), [18] анонимными шиитскими философами, известными как Ихван аль-Сафах («Братья чистоты», ок. 900–1000 ), [19] еврейскими богословами и философами, такими как Исаак Исраэль ( ок. 832 –ок. 932 ), Саадия Гаон (882/892–942), Ибн Габироль (11 век) и Иуда Халеви ( ок. 1075–1141 ), [20] викторинскими монахами , такими как Готфрид Сен-Викторский (род. 1125, автор трактата « Микрокосм» ), андалузским мистиком Ибн Араби (1165–1240), [21] немецкий кардинал Николай Кузанский (1401–1464), [22] и многими другими.

Ренессанс
[ редактировать ]Возрождение герметизма и неоплатонизма в эпоху Возрождения , оба из которых отводили видное место аналогии микрокосма и макрокосма, также привело к заметному росту популярности последнего. Среди наиболее известных сторонников этой концепции в этот период можно назвать Марсилио Фичино (1433–1499), Генриха Корнелиуса Агриппу (1486–1535), Франческо Патрици (1529–1597), Джордано Бруно (1548–1600) и Томмазо Кампанеллу (1548–1600). 1568–1639). [23] Оно также занимало центральное место в новых медицинских теориях, выдвинутых швейцарским врачом Парацельсом (1494–1541) и его многочисленными последователями , в первую очередь Робертом Фладдом (1574–1637). [24] Андреас Везалий (1514–1564) в своем тексте по анатомии «Де Фабрика» писал, что человеческое тело «во многих отношениях превосходно соответствует Вселенной, и по этой причине древние называли его маленькой вселенной». [25]
В иудаизме
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Аналогии между микрокосмом и макрокосмом встречаются на протяжении всей истории еврейской философии . Согласно этой аналогии, существует структурное сходство между человеком (микрокосмом , от др.-греч. μικρός κόσμος, mikrós kósmos ; ивр. עולם קטן , олам катан , т. е. малая вселенная ) и космосом в целом ( макрокосмом , от древнегреческого μακρός κόσμος, makrós kósmos , т. е. великая вселенная ). [26]
Эта точка зрения была развита еврейским философом Филоном Александрийским (ок. 20 г. до н.э. – 50 г. н.э.), который перенял ее из древнегреческой и эллинистической философии . [27] Подобные идеи можно также найти в ранней раввинской литературе . В средние века аналогия стала важной темой в трудах большинства еврейских философов.
Раввинская литература
[ редактировать ]В «Авот де-рабби Натана» (составленном около 700–900 гг. н.э.) части человека сравниваются с частями, принадлежащими большему миру: волосы подобны лесу, легкие подобны ветру, поясница подобна советникам, желудок подобен мельница и т. д. [28]
Средний возраст
[ редактировать ]Аналогия микрокосма и макрокосма была общей темой среди средневековых еврейских философов, как и среди арабских философов, которые были их сверстниками. Особенно влиятельными в отношении аналогии микрокосма и макрокосма были « Послания братьев чистоты» , энциклопедический труд, написанный в 10 веке анонимной группой шиитских философов. [29] Будучи привезен в исламскую Испанию рано знатоком хадисов и алхимиком Масламой аль-Куртуби (умер в 964 г.), [30] Послания . имели центральное значение для испанских еврейских философов, таких как Бахья ибн Пакуда (ок. 1050–1120), Иуда Халеви (ок. 1075–1141), Иосиф ибн Цадик (умер в 1149 г.) и Авраам ибн Эзра (ок. 1090–1090–1141 гг.) 1165). [31]
Тем не менее, аналогия уже использовалась более ранними еврейскими философами. В своем комментарии к «Сефер Йецира» («Книга творения») Саадия Гаон (882/892–942) выдвинул ряд аналогий между космосом, Скинией и человеком. [32] За Саадией в этом последовал ряд более поздних авторов, таких как Бахья ибн Пакуда, Иуда Халеви и Авраам ибн Эзра. [32]
В то время как физиологическое применение аналогии в раввинской работе «Авот де-Рабби Натан» все еще было относительно простым и грубым, гораздо более сложные версии этого применения были даны Бахья ибн Пакуда и Иосиф ибн Цаддик (в его «Сефер ха-Олам ха- Катан , «Книга микрокосма»), оба из которых сравнивали человеческие части с небесными телами и другими частями космоса в целом. [33]
Аналогия была связана с древней темой « познай себя » (греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton ) врачом и философом Исааком Исраэлем (ок. 832–932), который предположил, что, познав себя, человек может получить знание. всех вещей. [32] Эта тема самопознания вернулась в работах Иосифа ибн Цаддика, который добавил, что таким образом люди могут познать самого Бога. [32] Макрокосм также ассоциировался с божественным у Иуды Халеви, который видел Бога как дух, душу, разум и жизнь, оживляющие вселенную, тогда как, согласно Маймониду (1138–1204), отношения между Богом и вселенной аналогичны взаимоотношения разума и человека. [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Из метафизической, физической и технической истории Роберта Фладда как большого, так и малого космоса , 1617–1621 гг.
- ^ Термины «микрокосм» и «макрокосм» происходят от древнегреческого μικρός κόσμος ( mikrós kósmos ) и μακρός κόσμος ( makrós kósmos ), что может означать «маленькая вселенная» и «большая вселенная», но основное значение которых — «малый порядок» и «великий порядок». ', соответственно (см. викисловарь ; ср. Allers 1944 , стр. 320–321, примечание 5).
- ↑ См. иллюстрацию, показанную справа (из Роберта Фладда книги Utriusque cosmi maioris scilicet et majoris метафизика, физика atque technica historia , 1617–21), которая соотносит Солнце (считающееся планетой в геоцентрической модели ) с сердцем. .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О макрокосме и микрокосме вообще см., например, Conger 1922 ; Аллерс 1944 г .; Баркан 1975 год .
- ^ См. Олеруд 1951 .
- ^ О стоиках см. Hahm 1977 , 63ff.; о Герметике см. Festugiere 1944–1954 , vol. Я, стр. 92–94, 125–131.
- ^ См., например, Кранц 1938 , стр. 130–133.
- ^ Свард и Ноксо-Койвисто 2014 .
- ^ Гетце 1923 ; Дюшен-Гиймен 1956 .
- ^ Рафалы 2015–2020 гг .
- ^ См., например, Allers 1944 .
- ^ См. особенно Олеруд 1951 .
- ^ См. Кранц, 1938 ; Шлюдерер 2018 .
- ^ См. Хам 1977 , 63 и далее.
- ^ См., например, Runia 1986 , стр. 87, 133, 157, 211, 259, 278, 282, 315, 324, 339, 388, 465–466.
- ^ См. Festugiere 1944–1954 , том I, стр. 92–94, 125–131.
- ^ См., например, Wilberding 2006 , стр. 53–56.
- ^ Кремер 2007 ; Джейкобс и Бройде, 1906 год .
- ^ Кремер 2007 , с. 178.
- ^ Кремер 2007 , с. 178; о латинской терминологии см. Finckh 1999 , p. 12.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 47, 50.
- ^ См., например, Виденгрен 1980 ; Ноксо-Койвисто 2014 ; Кринис 2016 .
- ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 .
- ^ Аминразави 2009–2021 гг .
- ^ Миллер 2009–2017 .
- ^ См. обсуждение в Allers 1944 , стр. 386–401.
- ^ Дебус 1965 , стр. 19, 41–42, 86, 114–123 и др .
- ^ О'Мэлли 1964 , с. 324.
- ^ Греческие термины могут означать «маленькая вселенная» и «большая вселенная», но их основное значение — «малый порядок» и «великий порядок» соответственно (см. Викисловарь ; ср. Allers 1944 , стр. 320-321, примечание 5). . Эти термины также встречаются в средневековых арабских источниках как «алам сагир» и в средневековых латинских источниках как микрокосм или минор мундус (см. Kraemer 2007 ; о латинской терминологии см. Finckh 1999 , стр. 12).
- ^ См., например, Runia 1986 , стр. 87, 133, 157, 211, 259, 278, 282, 315, 324, 339, 388, 465-466.
- ^ Джейкобс и Бройде 1906 .
- ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 . Об аналогии микрокосма и макрокосма в Посланиях Братьев Чистоты см., например, Widengren 1980 ; Ноксо-Койвисто 2014 ; Кринис 2016 .
- ^ Де Каллата и Муро, 2017 .
- ^ Послания Братьев Чистоты имели гораздо меньшее значение для Маймонида (1138–1204), который также игнорировал работу Иосифа ибн Цаддика по аналогии микрокосма и макрокосма; см. Кремер 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кремер 2007 .
- ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 . Физиологическое применение аналогии микрокосм-макрокосм также можно найти, например, в « Корпусе Гиппократа» (см. Kranz 1938 , стр. 130–133) и в зороастрийской работе «Бундахишн» (см. Kraemer 2007 ).
Библиография
[ редактировать ]Общие обзоры
[ редактировать ]
Следующие работы содержат общий обзор аналогии микрокосм-макрокосм:
- Аллерс, Рудольф (1944). «Микрокосм: от Анаксимандроса до Парацельса» . Традицио . 2 : 319–407. дои : 10.1017/S0362152900017219 . JSTOR 27830052 . S2CID 149312818 .
- Баркан, Леонард (1975). Произведение искусства природы: Человеческое тело как образ мира . Лондон/Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300016949 .
- Конгер, Джордж Перриго (1922). Теории макрокосмов и микрокосмов в истории философии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-1290429832 .
- Джейкобс, Джозеф ; Бройде, Исаак (1906). «Микрокосмос» . В Сингере, Исидор ; Функ, Исаак К .; Визетелли, Фрэнк Х. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 544–545.
- Кремер, Джоэл (2007). «Микрокосмос» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 14 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 178–179. ISBN 978-0-02-866097-4 .
Другие источники цитируются
[ редактировать ]- Аминразави, Мехди (2009–2021). «Мистика в арабской и исламской философии» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2021 г.) .
- Де Каллатаи, Годфруа; Муро, Себастьян (2017). «Веха в истории андалузского батинизма: Рихла Маслама бен Касима аль-Куртуби на Востоке». Интеллектуальная история исламского мира . 5 (1): 86–117. дои : 10.1163/2212943X-00501004 .
- Дебус, Аллен Г. (1965). Английские парацельсианцы . Лондон: Олдборн. ISBN 978-0444999610 .
- Дюшен-Гиймен, Жак (1956). «Персидская мудрость в греческом одеянии?» . Гарвардское теологическое обозрение (на немецком языке). 49 (2): 115–122. дои : 10.1017/S0017816000028169 . JSTOR 1508803 . S2CID 164108095 .
- Фестюжьер, Андре-Жан (1944–1954). Откровение Гермеса Трисмегиста . Полет. I – IV (на французском языке). Париж: Габальда. ISBN 978-2251326740 .
- Финк, Рут (1999). Minor Mundus Homo: исследования идеи микрокосма в средневековой литературе (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 3525205791 .
- Гетце, Альбрехт (1923). «Персидская мудрость в греческом одеянии: вклад в историю идеи микрокосма» . Журнал индологии и иранских исследований (на немецком языке). 2 : 60-98, 167-177.
- Хам, Дэвид Э. (1977). Истоки стоической космологии . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0814202531 .
- Кранц, Вальтер (1938). «Космос и человек в воображении ранней Греции». Новости Общества наук в Геттингене, филолого-исторический класс (на немецком языке). 2 (7): 121–161. OCLC 905422149 .
- Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии . ISBN 978-3487091150 . OCLC 468740510 .
- Кринис, Эхуд (2016). «Философские и теософские интерпретации аналогии микрокосма и макрокосма в Ихван ас-Сафа и еврейских средневековых писаниях». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 395–409. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01178 . ISBN 978-2503568744 .
- Миллер, Клайд Ли (2009–2017). «Кузан, Николай [Николай Кузанский]» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2017 г.) .
- Ноксо-Койвисто, Инка (2014). Аналогия микрокосма-макрокосма в Расаил Ихван ас-Сафах и некоторых родственных текстах (неопубликованная докторская диссертация). Университет Хельсинки. hdl : 10138/136006 .
- Олеруд, Андерс (1951). Идея макрокосма и микрокосма в «Тимее» Платона: Исследование сравнительной мифологии (на французском языке). Уппсала: Альмквист и Викселл. OCLC 680524865 .
- О'Мэлли, Чарльз Дональд (1964). Андреас Везалий Брюссельский, 1514–1564 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0930405557 .
- Рафалс, Лиза (2015–2020). «Китайская философия и китайская медицина» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2020 г.) .
- Руния, Дэвид Т. (1986). Филон Александрийский и « Тимей» Платона . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004074774 .
- Шлюдерер, Лаура Розелла (2018). «Имитация космоса: роль отношений микрокосма и макрокосма в трактате Гиппократа о режиме» . Классический ежеквартальный журнал . 68 (1): 31–52. дои : 10.1017/S0009838818000149 .
- Свард, Саана; Ноксо-Койвисто, Инка (2014). «Аналогия микрокосма и макрокосма в месопотамской и средневековой арабской истории науки». В Линдштедте, Илкка; Хямеен-Анттила, Яакко; Маттила, Райя; Роллингер, Роберт (ред.). Тематические исследования в области передачи. Интеллектуальное наследие Древнего и Средневекового Ближнего Востока, 1 . Мюнстер: Угарит-Верлаг. стр. 159–187. ISBN 978-3868351248 .
- Виденгрен, Г. (1980). «Предположения о макрокосме-микрокосме в Расаил Ихван ас-Сафа и некоторых текстах Хуруфи». Архив Философии . 48 : 297–312.
- Уилбердинг, Джеймс (2006). Космология Плотина: исследование Эннеады II.1 (40). Текст, перевод и комментарии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199277261 .