Еврейский Калам
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Еврейский калам был ранним средневековым стилем еврейской философии , который развился в ответ на калам в исламе , что, в свою очередь, было реакцией на аристотелизм .
Термин «еврейский калам» используется современными историками, но не является термином, которым обозначали себя еврейские мыслители. По всей вероятности, они были просто известны под арабским термином Мутакаллимун «каламисты», как их называл Маймонид и другие еврейские писатели.
Самым известным практиком еврейского калама был Саадия Гаон , и еврейский калам представлял собой поле философской битвы, на котором Саадия атаковал сторонников караимского иудаизма . Маймонид в своем «Путеводителе для растерянных» часто ссылается и оспаривает позиции Калама, как еврейского, так и мусульманского, и в целом выражает мнение о Каламе, которое весьма нелестно. Иуда Халеви также упоминает еврейских последователей Калама, но упоминает только евреев-караимов. [1]
Основные принципы еврейского калама
[ редактировать ]Некоторые из основных принципов еврейского калама заключаются в следующем. [2] См. также характеристику принципов Маймонида ниже.
- Наблюдение за миром природы открывает существование Творца
- Мир/вселенная должна была быть создана ex nihilo, а не из ранее существовавшей материи.
- Творец абсолютно отличен от всего в тварном мире.
- Творец — совершенное единство, без разделения.
Считалось также (в отличие от Маймонида), что человеческие моральные критерии можно применить к Богу. Сказать, что Бог «мудрый» или «благий», значит применять эти термины осмысленно, и их значение связано с мирским значением этих терминов. [2]
Характеристика Маймонида
[ редактировать ]Маймонид неоднократно ссылается на Мутакаллимунов (философов Калама) в «Путеводителе для растерянных» . Некоторые примеры его характеристики каламического мышления можно найти в конце Книги I (главы 73–76). [3]
Что касается того скудного аргумента [ Калама ] относительно идеи единства Бога и того, что зависит от этого понятия, которое вы найдете в трудах некоторых гаонимов и караимов, следует отметить, что предмет Содержание этого аргумента было заимствовано ими из Мутакаллимуна Ислама , и эта часть действительно очень скудна по сравнению с тем, что Ислам собрал по этому вопросу. Также случилось так, что ислам впервые начал идти по этому пути благодаря определенной секте, а именно мутазилитам , от которых наши единоверцы переняли некоторые вещи, идущие по дороге, по которой пошли мутазилы. Через некоторое время в исламе возникла еще одна секта, а именно ашарийа , среди которой возникли иные мнения. Ни одного из этих последних мнений вы не найдете среди наших единоверцев. Это произошло не потому, что они предпочли первое мнение второму, а потому, что так случилось, что они переняли и приняли первое мнение и считали его доказанным доказательством.
— Маймонид [4]
В этом разделе Маймонид продолжает излагать историю каламической мысли, ее истоков и последующего развития, а затем осуждает определенную распущенность мысли, присущую этой философской школе. В частности, Маймонид категорически не согласен с каламическим доказательством существования и единства Бога от сотворения мира во времени. Хотя сам Маймонид действительно считает, что мир был создан ex nihilo (а не вечно существующим, как Аристотель ), считал [5] Маймонид также считает это положение далеко не очевидным и, по всей вероятности, не поддающимся доказательству. [6] позиции, Таким образом, он считает, что каламический подход исходит из удобной а не из неопровержимой предпосылки, а их методология полностью испорчена их стремлением получить определенные результаты, которые поддерживают их прежние убеждения. [7]
Кроме того, он считает, что их предпосылки «противоречат воспринимаемой природе существования». [8] Он пишет, что «каждая из их посылок, за немногими исключениями, противоречит тому, что воспринимается о природе существующего, так что в отношении них возникают сомнения». [9] Однако ниже можно отметить, что во многих случаях каламисты действительно были более прозорливыми, чем сам Маймонид, в своих убеждениях относительно дискретной природы материи, существования вакуума и других физических характеристик мира природы.
Принципы Калама по Маймониду
[ редактировать ]В книге I, главе 73, Маймонид представляет 12 предпосылок Мутакаллимуна и оспаривает большинство из них. Вкратце помещения таковы: [10]
- Существование атомов. Мир состоит из маленьких частиц, которые не делятся и не имеют идентифицирующих существенных свойств (только случайности).
- Существование вакуума. Существуют определенные пространства, лишенные всякого вещества и материала.
- Время дискретно: время состоит из фундаментальных моментов , которые сами по себе не подлежат дальнейшему разделению.
- Всякое тело подвержено акциденциям: Любое тело должно иметь либо акциденцию (несущественный признак), либо ее противоположность. Тело не может существовать без случайностей.
- Эти случайности существуют в атоме.
- Атом имеет длительность в одно мгновение: Атом не существует (его акциденции не сохраняются) более одного момента времени. Бог должен неоднократно создавать эти случайности в каждый момент времени, иначе они навсегда прекратят свое существование.
- Случайности в телах также не сохраняются и должны быть воссозданы. Этот и предыдущий принцип представляют собой отрицание причинности .
- Существуют только субстанция и акциденция: тела различаются только своими акциденциями.
- Несчастные случаи существуют в общем субстрате: один несчастный случай не может существовать в другом несчастном случае.
- Любое положение дел, которое можно вообразить, допустимо в интеллектуальном споре.
- Все виды бесконечности невозможны.
- Чувства могут ошибаться: чувствам не следует доверять в вопросах демонстрации.
Не все эти принципы были элементами еврейского калама, практиковавшегося отдельными мыслителями. Например, атомизм был принципом, которого придерживались ранние евреи-караимы, но не геонимы или более поздние караимы. Гарри Острин Вольфсон в своем исследовании еврейского калама считает сомнительным, что какие-либо еврейские мыслители когда-либо принимали отрицание причинности. [11]
Аргументы Калама по Маймониду
[ редактировать ]В книге I, главе 74, Маймонид воспроизводит семь методов, с помощью которых Мутакаллимуны демонстрируют, что мир создан во времени. [12] В главе 75 Маймонид воспроизводит пять методов, с помощью которых мутакаллимуны демонстрируют единство Бога. [13] В главе 76 Маймонид воспроизводит три метода, с помощью которых Мутакаллимуны демонстрируют бестелесность Бога. [14] Излишне говорить, что Маймонид считает большинство этих методов философски неадекватными и наивными.
Личности еврейского калама
[ редактировать ]Среди личностей, связанных с еврейским каламом, можно назвать следующих, многие из которых были караимами:
Раввиниты
[ редактировать ]Еврейский Калам был принят раббанитскими академиями Кайруана , Фустата , Лусены , Толедо и Кордовы, поскольку талмудические академии в Вавилонии ( Сура , Пумбедита , Басра и Багдад ) закрылись и передали свое интеллектуальное и религиозное наследие в Аль-Андалус .
Караимы
[ редактировать ]- Джейкоб Киркисани
- Йефет бен Али
- Иешуа бен Иуда
- Даниэль аль-Кумиси
- Йозеф бен Авраам
- Иешуа бен Иуда
- Иуда Хадасси
Поскольку в то время, когда процветал еврейский калам, состав письменных произведений был еще необычным, книг этой эпохи сохранилось немного. [1] Вместо этого у нас есть избранные цитаты и парафразы, такие как у Маймонида и Саадии, но в основном у нас есть то, что Вольфсон называет «простыми именами», людей, которых называют выдающимися каламскими мыслителями, но которые не оставили никаких свидетельств своей работы или жизни. Вольфсон приводит список некоторых из этих «простых имен». Он также предполагает, что всех еврейских мыслителей этого периода, вероятно, называли Мутакаллимуны, о чем свидетельствуют ссылки Моисея ибн Эзры и других. [15]
Наследие Калама
[ редактировать ]Еврейская каламическая мысль оказала влияние на многих более поздних еврейских философов, в том числе на Иуду Халеви, Иосифа ибн Цаддика , Бахью ибн Пакуду и Маймонида, которые резко критиковали ее. Многие работы еврейских каламистов не были переведены с арабского языка на иврит Мишны , и поэтому их влияние значительно уменьшилось по мере того, как золотой век арабоязычной еврейской науки подходил к концу. [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вольфсон 1967 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Струмса 2003 , с. 73.
- ^ См. также Wolfson 1967 , стр. 544–5.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 176–7.
- ^ См., например, книгу II, главу 25 ( Pines 1963 , стр. 327–30).
- ^ Пайнс 1963 , с. 180.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 178–9.
- ^ Пайнс 1963 , с. 182.
- ^ Пайнс 1963 , с. 183.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 194–214.
- ^ Вольфсон 1967 , с. 546.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 215–22.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 223–6.
- ^ Пайнс 1963 , стр. 227–31.
- ^ Вольфсон 1967 , стр. 550–3.
- ^ Струмса 2003 , стр. 88–9.
Библиография
[ редактировать ]- Пайнс, Шломо (1963), Моисей Маймонид: Путеводитель растерянных , Чикаго: University of Chicago Press
- Струмса, Сара (2003), «Саадья и еврейский калам», Фрэнк, Дэниел Х.; Лиман, Оливер (ред.), Кембриджский спутник средневековой еврейской философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 71–90, ISBN 978-0-521-65207-0
- Вольфсон, Гарри А. (1967), «Еврейский Калам», The Jewish Quarterly Review , 57 : 544–573, JSTOR 1453517