Jump to content

Иуда Хадасси

Иуда бен Илия Хадасси (на иврите Иегуда бен Элияху ) был караимским еврейским ученым, полемистом и литургистом , который процветал в Константинополе в середине двенадцатого века. Он был известен под прозвищем «ха-Авель», что означает « скорбящий Сион ». Нойбауэр считает, что «Хадасси» означает «уроженец Эдессы ». [1]

О жизни Хадасси ничего не известно, кроме того, что он был учеником своего старшего брата Натана Хадасси .

Он занимался грамматикой иврита , масорой , теологией и философией , хорошо знал арабский и греческий языки . [2]

Eshkol ha-Kofer

[ редактировать ]

Хадасси приобрел свою репутацию благодаря своему трактату «Эшколь ха-Кофер» или «Сефер ха-Пелес» , работу над которым он начал 9 октября 1148 года.

Это трактат о Десяти заповедях , в котором автор попытался объяснить их философски и в котором он применил весь свой аналитический талант и ученость. Он исходит из предпосылки, что все законы, содержащиеся в Пятикнижии и добавленные раввинами , а также второстепенные этические законы, с помощью которых евреи регулируют свою повседневную жизнь, подразумеваются в Десяти заповедях. Хадасси перечисляет под каждой из Десяти заповедей полный ряд взаимосвязанных законов; и вся работа планируется по этому плану.

Работа воплощает в себе не только большую часть науки того времени, но даже легенды и фольклор, поэтому ее справедливо назвали «морем знаний».

Оно написано рифмованной прозой , общая рифма всего произведения — ך; а начальные буквы последовательных стихов поочередно образуют акростих אבגד и תשרק, повторяющиеся 379 раз. Однако алфавитные главы 105–124 представляют собой обычную стихотворную форму.

Первая заповедь (алфавиты 1-95) утверждает существование Бога и охватывает обязанности творения перед Творцом, касаясь, например, молитвы, покаяния, будущего наказания и награды, воскресения. Начиная с 35-го алфавита, Хадасси рассматривает природу Бога, творения, ангелов, небесных тел и т. д. Фактически эта часть работы представляет собой сборник религиозной философии, астрономии, физики, естествознания, географии и т. д. фольклор.

Вторая заповедь (алфавиты 96-129) утверждает единство Бога. Здесь Хадасси опровергает взгляды других сект; например, христиане , раввины , самаритяне и саддукеи , которые утверждают вечность мира. Он возмущен теми, кто отождествляет караимов с саддукеями, и проявляет большую враждебность к раввинитам. Алфавиты 99–100 содержат жестокие нападки на христианство.

Третья заповедь (алфавиты 130–143) и четвертая заповедь (алфавиты 144–248) охватывают законы, касающиеся субботы и праздников, а также законы, связанные с ними, а также законы, касающиеся жертвоприношений , которые включают все законы, касающиеся коэнов , забой , цицит и т. д.

Эта часть тем более важна, поскольку содержит взгляды Хадасси на экзегезу и грамматику . Чтобы иметь возможность обсуждать с раввинитами виды работы, разрешенные или запрещенные в субботу , он был вынужден сформулировать свои собственные экзегетические правила и показать, что караимы не уступают раввинитам как экзегеты. Приведя тринадцать правил («миддот») Р. Измаила бен Елисея и тридцать два Р. Элиэзера бен Хосе ха-Гелили, он приводит свои собственные, разделяя их на две группы: одну из шестидесяти и одну из восьмидесяти: и найдя намек на них в Песни Песней Соломона VI. 8. Шестьдесят «цариц» обозначают шестьдесят грамматических правил, возглавляемых пятью «королями» (пятью гласными); восемьдесят «наложниц» обозначают восемьдесят экзегетических правил; а «девы без числа» представляют собой бесчисленные грамматические формы еврейского языка.

Считая фонетику необходимой для толкования Закона, Хадасси посвящает этому исследованию длинный трактат, составленный в форме вопросов и ответов.

Пятая заповедь (алфавиты 249-264) охватывает законы, регулирующие отношения между родителями и детьми, наследство, траур и т. д.

Шестая заповедь (алфавиты 265–274) и седьмая заповедь (алфавиты 275–336) охватывают законы, касающиеся прелюбодеяния , инцеста , чистоты и нечистоты, рожениц и плодов первых трех лет.

Восьмая заповедь (алфавиты 337-353) охватывает законы о различных видах воровства и мошенничества.

В девятой заповеди (алфавиты 354–362) обсуждаются все виды лжесвидетелей, включая лжепророков.

Наконец, десятая заповедь (алфавиты 363–379) касается законов, подразумеваемых запретом на корыстолюбие.

Хадасси иллюстрирует свои объяснения примерами, перемежающимися сказками и легендами.

Модель и источники

[ редактировать ]

Очевидно, его образцом послужила Ниссима бен Ноя книга «Битан ха-Маскилим», или «Пелес Биур ха-Мицвот», написанная 370 лет назад.

Источники, на которые он опирался, включали « Маасе Берешит» рабби Измаила бен Элиши ; Бараита для астрономии Р. Самуила из Нехардеи ; Иосиппон ; для истории Работа Давида бен Мервана аль-Муккамаса о сектах; Эльдад ха-Дани — для легенд; в то время как для грамматики он использовал в основном караимских грамматистов, хотя он также использовал раббанитов, цитируя Иуду Хайюджа и ибн Джану . Следует также отметить, что Хадасси включил в свой «Эшколь» первый грамматический труд Авраама ибн Эзры , [3] без подтверждения. [4]

Нападая на раббанитов, он следовал примеру своих предшественников, таких как Соломон бен Иерохам , Иафет бен Али , Сахл бен Мацлия и другие.

Эта работа была напечатана в Евпатории (1836 г.) с предисловием Калеба Афендополо, озаглавленным «Нахаль Эшколь» . Алфавиты 99–100 и часть 98 были исключены из этого издания цензурой, но были опубликованы Бахером в JQR. [5] Хадасси упоминает ранее написанную его работу под названием « Сефер Терен би-Терен», сборник омонимов, который, по его словам, был дополнением к восьмидесяти парам Бен Ашера (алфавиты 163 ב, 168 ס, 173 נ). Существует также фрагмент, который Авраам Фиркович [6] озаглавленный «Сефер ха-Ялкут» и приписываемый Хадасси, в то время как Пинскер считал его отрывком из «Сефер ха-Мицвот» Товии. П. Ф. Франкл , однако, согласился с Фирковичем в том, что считал ее частью «Эшкол ха-Кофер», которую ранее Хадасси написала в прозе.

В караимском Сидуре есть четыре пиютима Хадасси.

  1. Из Петербургской библиотеки, с. 56.
  2. ^ Мордехай бен Ниссан , Дод Мордехай , гл. 11.
  3. ^ Мознаим, составлено в Риме, 1140 г.
  4. ^ Ежемесячно, XL. 68 и след.
  5. ^ Еврейский ежеквартальный обзор viii. 431 и след.
  6. ^ Кот. № 619, Санкт-Петербург

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и М. Зелигсон (1901–1906). «Хадасси, Иуда б. Илия Ха-Авель» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. , в котором цитируется следующая библиография:

  • Пинскер, Liḳḳute Ḳadmoniyyot , с. 223; Дополнение, с. 93;
  • Йост, Геш. иудаизма , ii. 352 и последующие;
  • Принц, Геш. персонажа . ii. 211 и далее:
  • П. Ф. Франкл, Monthly , xxxi. 1–13, 72–85;
  • Бахер, Иб. хл. 14, 68, 109;
  • JQR viii. 431 и последующие;
  • Готлобер, Бикорет ле-Толедот ха-Хараим , стр. 172;
  • introduction to Eshkol ha-Kofer by Caleb Afendopolo , entitled Nahal Eshkol
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5218c5e88dcd04a1b579966aee7b1cfb__1692703020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/fb/5218c5e88dcd04a1b579966aee7b1cfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judah Hadassi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)