Иуда Хадасси
Иуда бен Илия Хадасси (на иврите Иегуда бен Элияху ) был караимским еврейским ученым, полемистом и литургистом , который процветал в Константинополе в середине двенадцатого века. Он был известен под прозвищем «ха-Авель», что означает « скорбящий Сион ». Нойбауэр считает, что «Хадасси» означает «уроженец Эдессы ». [1]
О жизни Хадасси ничего не известно, кроме того, что он был учеником своего старшего брата Натана Хадасси .
Он занимался грамматикой иврита , масорой , теологией и философией , хорошо знал арабский и греческий языки . [2]
Eshkol ha-Kofer
[ редактировать ]Хадасси приобрел свою репутацию благодаря своему трактату «Эшколь ха-Кофер» или «Сефер ха-Пелес» , работу над которым он начал 9 октября 1148 года.
Это трактат о Десяти заповедях , в котором автор попытался объяснить их философски и в котором он применил весь свой аналитический талант и ученость. Он исходит из предпосылки, что все законы, содержащиеся в Пятикнижии и добавленные раввинами , а также второстепенные этические законы, с помощью которых евреи регулируют свою повседневную жизнь, подразумеваются в Десяти заповедях. Хадасси перечисляет под каждой из Десяти заповедей полный ряд взаимосвязанных законов; и вся работа планируется по этому плану.
Работа воплощает в себе не только большую часть науки того времени, но даже легенды и фольклор, поэтому ее справедливо назвали «морем знаний».
Оно написано рифмованной прозой , общая рифма всего произведения — ך; а начальные буквы последовательных стихов поочередно образуют акростих אבגד и תשרק, повторяющиеся 379 раз. Однако алфавитные главы 105–124 представляют собой обычную стихотворную форму.
Первая заповедь (алфавиты 1-95) утверждает существование Бога и охватывает обязанности творения перед Творцом, касаясь, например, молитвы, покаяния, будущего наказания и награды, воскресения. Начиная с 35-го алфавита, Хадасси рассматривает природу Бога, творения, ангелов, небесных тел и т. д. Фактически эта часть работы представляет собой сборник религиозной философии, астрономии, физики, естествознания, географии и т. д. фольклор.
Вторая заповедь (алфавиты 96-129) утверждает единство Бога. Здесь Хадасси опровергает взгляды других сект; например, христиане , раввины , самаритяне и саддукеи , которые утверждают вечность мира. Он возмущен теми, кто отождествляет караимов с саддукеями, и проявляет большую враждебность к раввинитам. Алфавиты 99–100 содержат жестокие нападки на христианство.
Третья заповедь (алфавиты 130–143) и четвертая заповедь (алфавиты 144–248) охватывают законы, касающиеся субботы и праздников, а также законы, связанные с ними, а также законы, касающиеся жертвоприношений , которые включают все законы, касающиеся коэнов , забой , цицит и т. д.
Эта часть тем более важна, поскольку содержит взгляды Хадасси на экзегезу и грамматику . Чтобы иметь возможность обсуждать с раввинитами виды работы, разрешенные или запрещенные в субботу , он был вынужден сформулировать свои собственные экзегетические правила и показать, что караимы не уступают раввинитам как экзегеты. Приведя тринадцать правил («миддот») Р. Измаила бен Елисея и тридцать два Р. Элиэзера бен Хосе ха-Гелили, он приводит свои собственные, разделяя их на две группы: одну из шестидесяти и одну из восьмидесяти: и найдя намек на них в Песни Песней Соломона VI. 8. Шестьдесят «цариц» обозначают шестьдесят грамматических правил, возглавляемых пятью «королями» (пятью гласными); восемьдесят «наложниц» обозначают восемьдесят экзегетических правил; а «девы без числа» представляют собой бесчисленные грамматические формы еврейского языка.
Считая фонетику необходимой для толкования Закона, Хадасси посвящает этому исследованию длинный трактат, составленный в форме вопросов и ответов.
Пятая заповедь (алфавиты 249-264) охватывает законы, регулирующие отношения между родителями и детьми, наследство, траур и т. д.
Шестая заповедь (алфавиты 265–274) и седьмая заповедь (алфавиты 275–336) охватывают законы, касающиеся прелюбодеяния , инцеста , чистоты и нечистоты, рожениц и плодов первых трех лет.
Восьмая заповедь (алфавиты 337-353) охватывает законы о различных видах воровства и мошенничества.
В девятой заповеди (алфавиты 354–362) обсуждаются все виды лжесвидетелей, включая лжепророков.
Наконец, десятая заповедь (алфавиты 363–379) касается законов, подразумеваемых запретом на корыстолюбие.
Хадасси иллюстрирует свои объяснения примерами, перемежающимися сказками и легендами.
Модель и источники
[ редактировать ]Очевидно, его образцом послужила Ниссима бен Ноя книга «Битан ха-Маскилим», или «Пелес Биур ха-Мицвот», написанная 370 лет назад.
Источники, на которые он опирался, включали « Маасе Берешит» рабби Измаила бен Элиши ; Бараита для астрономии Р. Самуила из Нехардеи ; Иосиппон ; для истории Работа Давида бен Мервана аль-Муккамаса о сектах; Эльдад ха-Дани — для легенд; в то время как для грамматики он использовал в основном караимских грамматистов, хотя он также использовал раббанитов, цитируя Иуду Хайюджа и ибн Джану . Следует также отметить, что Хадасси включил в свой «Эшколь» первый грамматический труд Авраама ибн Эзры , [3] без подтверждения. [4]
Нападая на раббанитов, он следовал примеру своих предшественников, таких как Соломон бен Иерохам , Иафет бен Али , Сахл бен Мацлия и другие.
Эта работа была напечатана в Евпатории (1836 г.) с предисловием Калеба Афендополо, озаглавленным «Нахаль Эшколь» . Алфавиты 99–100 и часть 98 были исключены из этого издания цензурой, но были опубликованы Бахером в JQR. [5] Хадасси упоминает ранее написанную его работу под названием « Сефер Терен би-Терен», сборник омонимов, который, по его словам, был дополнением к восьмидесяти парам Бен Ашера (алфавиты 163 ב, 168 ס, 173 נ). Существует также фрагмент, который Авраам Фиркович [6] озаглавленный «Сефер ха-Ялкут» и приписываемый Хадасси, в то время как Пинскер считал его отрывком из «Сефер ха-Мицвот» Товии. П. Ф. Франкл , однако, согласился с Фирковичем в том, что считал ее частью «Эшкол ха-Кофер», которую ранее Хадасси написала в прозе.
В караимском Сидуре есть четыре пиютима Хадасси.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Из Петербургской библиотеки, с. 56.
- ^ Мордехай бен Ниссан , Дод Мордехай , гл. 11.
- ^ Мознаим, составлено в Риме, 1140 г.
- ^ Ежемесячно, XL. 68 и след.
- ^ Еврейский ежеквартальный обзор viii. 431 и след.
- ^ Кот. № 619, Санкт-Петербург
Ресурсы
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и М. Зелигсон (1901–1906). «Хадасси, Иуда б. Илия Ха-Авель» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. , в котором цитируется следующая библиография:
- Пинскер, Liḳḳute Ḳadmoniyyot , с. 223; Дополнение, с. 93;
- Йост, Геш. иудаизма , ii. 352 и последующие;
- Принц, Геш. персонажа . ii. 211 и далее:
- П. Ф. Франкл, Monthly , xxxi. 1–13, 72–85;
- Бахер, Иб. хл. 14, 68, 109;
- JQR viii. 431 и последующие;
- Готлобер, Бикорет ле-Толедот ха-Хараим , стр. 172;
- introduction to Eshkol ha-Kofer by Caleb Afendopolo , entitled Nahal Eshkol