Эльдад ха-Дани
Эльдад бен Махли ха-Дани | |
---|---|
Эльдад бен Махли Хадани | |
Рожденный | в. 851 |
Умер | в. 900 |
Национальность | еврейский |
Род занятий | Купец, путешественник, филолог |
Известный | Распространение рассказов о десяти потерянных племенах и уникальном галахоте. |
Заметная работа | Сефер Эльдад |
Эльдад бен Махли ха-Дани ( иврит : » אלדד בן מהלי הדוני , букв. «Эльдад, сын Махли Данитянина ) ( ок . 851 – ок. 900 девятого века ) был еврейским купцом , путешественником и филологом . Хотя, вероятно, родом из Южной Аравии , [ 1 ] он утверждал, что является гражданином «независимого еврейского государства» в Восточной Африке , населенного людьми, заявлявшими о своем происхождении от колен Дана потерянных , Ашера , Гада и Неффалима . Эльдад посетил Вавилонию , Кайруан и Иберию , где распространял причудливые рассказы о десяти потерянных племенах и галахоте , которые, как он утверждал, он привез из своей родной страны.
Эльдада на иврите Повествование Сефер Эльдад заработал себе репутацию филолога, которого ведущие средневековые еврейские грамматисты и лексикографы цитировали как авторитетного специалиста по лингвистическим трудностям. Его галахот , в которых речь идет о законах шхиты , во многих местах отличаются от талмудических постановлений и вводятся от имени Йеошуа бен Нуна , или, по другой версии, Отниэля бен Кеназа . Отчеты Эльдада вскоре распространились и, как обычно в таких случаях, были переработаны и дополнены переписчиками и редакторами. Существует множество различных версий на нескольких языках. [ 1 ]
Аккаунт Эльдада
[ редактировать ]История Эльдада начинается с того, что он покидает землю «по ту сторону реки Куш ». [ 2 ] Эльдад путешествовал с человеком из колена Ашера. Сильный шторм разбил лодку, но Бог приготовил для него и его спутника ящик, на котором они плыли, пока не были выброшены на берег среди племени каннибалов эфиопского под названием Ромром. [ 3 ] : 6 [ 4 ] Ашеритянина, который был толстым, тут же съели, а Эльдада бросили в яму, чтобы он откормился. Вскоре после этого огнепоклонников на каннибалов напало племя , и Эльдад был взят в плен. Он оставался в плену четыре года. Похитители доставили его в провинцию Азанян (по другой версии, в Китай ). [ 5 ] Его выкупили у еврейского купца из колена Иссахара за тридцать два червонца . [ 3 ] : 7–8
Теперь вместе с племенем Иссахара , которое «живет в мире и комфорте, и нет никакого беспокойства и никакого зла» под предводительством принца по имени Нахшон, Эльдад жил среди высоких гор недалеко от Мидии и Персии . [ 3 ] : 7–8 Колено Завулона занимает землю, простирающуюся от провинции Армения до реки Евфрат. За горами Фараном против них стоит колено Рувима. Между этими двумя племенами царит мир; они воюют как союзники и делят добычу. Они владеют Библией , Мишной , Талмудом и Агадой . Колено Ефрема и половина колена Манассии живут в горах Южной Аравии и очень воинственны. Колено Симеона и другая половина колена Манассии находятся в земле вавилонян . Они берут дань с двадцати пяти царств, и некоторые измаильтяне платят им дань. Он утверждает, что колено Симеона является самым многочисленным из всех колен. [ 3 ] : 8–9 Колено Дана переселилось в золотую землю Хавила (Куш) вскоре после разделения Иуды и Израиля. колена Неффалима , Гада и Асира Позже к данитам присоединились . У них есть царь по имени Адиэль бен Малкиэль, принц по имени Елизафан из дома Элихава и судья по имени Абдан бен Мишаэль, который имеет право назначать четыре смертных наказания, предписанные Законом. Четыре племени ведут кочевой образ жизни и постоянно находятся в состоянии войны с пятью соседними эфиопскими царями. Каждое колено находится в поле три месяца, и каждый воин остается в седле, не спешиваясь от одной субботы к другой.
Они владеют всем Писанием, но не читают ни Книги Есфири , ни Плача . У них есть Талмуд на иврите, но ни один из учителей Талмуда не упоминается. [ 6 ] [ 7 ] Их ритуал введен от имени Иисуса Навина, получившего его от Моисея, который, в свою очередь, услышал его содержание от Всевышнего. Они говорят только на иврите. (Сам Эльдад заявлял, что не понимает ни слова по -амхарски или по-арабски .)
На «другой стороне реки Куш» живут Бней Моше , окруженные рекой Самбатион . [ 8 ] Он катит песок и камни в течение шести рабочих дней и отдыхает в субботу. С первого момента субботы и до последнего огонь окружает реку, и в течение этого времени ни один человек не может приблизиться ближе чем на полмили по обе стороны от нее. Четыре других племени общаются с Бней Моше с берегов реки. Бней Моше живут в красивых домах, и на их земле не водится ни одного нечистого животного. Их крупный рогатый скот и овцы, а также их поля приносят плоды дважды в год. Ни один ребенок не умирает при жизни своих родителей, которые доживают до третьего и четвертого поколения. Они не закрывают своих домов на ночь, потому что среди них нет воровства и зла. Они говорят на иврите и никогда не клянутся именем Бога.
Прием
[ редактировать ]Современные мнения
[ редактировать ]Это причудливое повествование было в значительной степени принято его современниками как правдивое. [ 9 ] Его истоки можно найти в агадической литературе, о которой Эльдад, должно быть, имел очень обширные знания. Жителей Кайруана беспокоили различия между его галахотом и галахотами Талмуда , а также некоторые странные еврейские слова. Эльдад делал вид, что говорит только на иврите, однако многие слова в его письмах заимствованы из арабского языка, что позволяет предположить, что он, возможно, понимал и другие языки. [ 10 ] Гаон . Темах бен Хайим из Суры , мнение которого они спрашивали, успокоил их, сказав, что нет ничего удивительного в том, что четыре племени не согласны с Талмудом по некоторым галахическим вопросам [ 6 ]
Более того, Эльдад был известен Гаону через Исаака бен Мара и Р. Симху, с которыми данит общался, пока он был в Вавилонии . Хисдай ибн Шапрут цитирует Эльдада в своем письме царю хазар , Эльдада и галахот использовался как раввинитами, так и караимами в качестве оружия для защиты своих вероисповеданий. Талмудические авторитеты, такие как Раши , Авраам бен Давид и Авраам бен Маймон, цитируют Эльдада как неоспоримый авторитет; а лексикографы и грамматисты интерпретируют некоторые еврейские слова в соответствии со значением, придаваемым им во фразеологии Эльдада. [ 11 ] Однако многие средневековые писатели выражали сомнения относительно подлинности повествования Эльдада и его галахота , особенно Авраам ибн Эзра (Комментарий к Исходу, II, 22) и Меир Ротенбургский (Responsa, № 193). [ 6 ] [ 12 ]
Мнения 19 века
[ редактировать ]Критики девятнадцатого века разделились во мнениях относительно Эльдада. Симха Пинскер , Генрих Грец и Адольф Нойбауэр увидели в нем караимского миссионера, пытающегося дискредитировать Талмуд своим заявлением о том, что четыре племени не знали имен таннаимов и амораимов и что их галахот отличался от галахот Талмуда. Это мнение было опровергнуто Мозесом Шорром и Адольфом Еллинеком Эльдада , которые заметили, что галахот содержит правила шхиты , не принятые караимами. П. Ф. Франкл считал Эльдада простым шарлатаном, чьи высказывания и поступки не заслуживают внимания. Якоб Рейфманн категорически отрицал существование Эльдада. [ нужна ссылка ] и считал письма общины Кайрвана и Шемаха бен Хаима из Суры подделками.
Мец был первым, кто проанализировал содержание книги Эльдада в свете сообщений других путешественников. [ 4 ] Авраам Эпштейн последовал методу Меца и пришел к выводу, что книга Эльдада подобна историческому роману , в котором правда смешана с вымыслом. [ 13 ] [ 14 ] По словам Эпштейна, Галахот и законы, описанные Эльдадом, подлинны и использовались соотечественниками Эльдада либо в провинции Восточной Африки, либо в Йемене , где евреи в то время знали иврит, но не Талмуд. Эльдад не мог быть выходцем из Эфиопии , [ по мнению кого? ] страна Бета- Израиль , поскольку нет и следа геэза в иврите Эльдада . Однако существуют некоторые следы арабского языка, которые Эльдад, должно быть, знал, хотя он и утверждал обратное.
Более поздние авторы связали еврейские имена, упомянутые Эльдадом в своих путешествиях, с кодексом, опубликованным в середине ХХ века. В рассказе Эльдада есть очень библейские имена людей его племени, такие как Уззиил, Адиэль и Абдон, и даже его собственные. Хотя эти имена, похоже, не встречаются в постбиблейской литературе, что подтверждает утверждение о том, что Эльдад на самом деле был шарлатаном, они (или их эквиваленты), тем не менее, появляются в кодексе китайских евреев У. К. Уайта, который связывает Евреи в Китае и выходцы из Персии. [ 15 ]
Связь с письмами «Пресвитера Иоанна»
[ редактировать ]Влияние повествования Эльдада распространилось за пределы еврейских кругов, и некоторые источники связывают его с письмами пресвитера Иоанна . [ 16 ] Вероятно, намереваясь опровергнуть утверждение Эльдада о существовании независимых еврейских государств (утверждение, противоречащее учению Римско-католической церкви ), предположительно христианский писатель утверждал, что он был священником (пресвитером Иоанном), правившим великим королевством Эфиопия. Согласно письмам, подданными пресвитера Иоанна были некоторые еврейские племена, такие как Бней Моше, жившие за рекой Самбатион. [ 17 ]
Издания
[ редактировать ]Путешествия Эльдада опубликованы на основе различных существующих версий: Мантуя (1480 г.); Константинополь (1516, 1519); Венеция (1544, 1605, 1648); Фюрт, с переводом на идиш Ш. Вейля (1769 г.); Золкиев (1772); Джессниц (1772 г.); Ливорно (1828 г.); и Пресбург (1891 г.). [ 18 ] Повествование Эльдада было переведено на латынь Жильбером Женебраром (Париж, 1584), а также анонимно на арабский (Санкт-Петербургские рукописи №№ 674, 703) и на немецкий язык (Дессау, 1700; Есниц, 1723). Английский перевод можно найти в книге Элькана Адлера « Еврейские путешественники в средние века: 19 рассказов из первых рук» (1930, редакция 1987).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Эльдад бен Махли ха-Дани» . Британская энциклопедия . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ Рот, Норман (2003). Возрождение Рутледжа: средневековая еврейская цивилизация . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1351676984 . OCLC 993698867 .
- ^ Jump up to: а б с д Адлер, Элкан Натан (1987) [1930]. Еврейские путешественники в средние века: 19 свидетельств из первых рук . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья.
- ^ Jump up to: а б Мец (1877 г.). «Еврейский литературный журнал» . Еврейский литературный журнал . 41 .
- ^ Купер, Аланна Э. (2006). «Концептуализация диаспоры: рассказы еврейских путешественников в поисках затерянных племен». Обзор AJS . 30 (1): 95–117. дои : 10.1017/S0364009406000043 . JSTOR 4131639 . S2CID 163028176 .
- ^ Jump up to: а б с Кадари, Адиэль (январь 2010 г.). « Все пьют из одного источника»: Первоначальное принятие Галахота Эльдада ха-Дани в галахический дискурс» . Обзор раввинистического иудаизма . 13 (2): 211–228. дои : 10.1163/157007010X536285 .
- ^ Нойбауэр, А. (1889). «Где десять колен? II. Эльдад Данитянин». Еврейский ежеквартальный обзор . 1 (2): 95–114. дои : 10.2307/1450319 . JSTOR 1450319 .
- ^ Восс, Ребекка (апрель 2012 г.). «Красные евреи в досовременном идише и немецких апокалиптических знаниях» (PDF) . Обзор AJS . 36 (1). Издательство Кембриджского университета: 1–41. дои : 10.1017/S0364009412000013 . JSTOR 23319572 . S2CID 162963937 .
- ^ Велтри, Джузеппе (2009). Философия Возрождения в еврейском облачении: основы и проблемы иудаизма накануне современности . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-47-42528-1 . OCLC 646008419 .
- ^ Адлер, Элкан Натан (2016) [1930]. Еврейские путешественники в средние века: 19 свидетельств из первых рук . Нью-Йорк: Dover Publications. п. 4 . ISBN 978-0-486-25397-8 .
- ^ Робин, Хаим; Абрамсон, Гленда М.; Позже Сэмюэл. «Еврейская литература» . Британская энциклопедия . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Перевод оригинального латинского письма пресвитера Иоанна» . Структура . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Эпштейн, Авраам . Хаберманн, AM (ред.). Сефер Эльдад ха-Дани . Иерусалим: Моссад и Рав Кук. стр. 1–211.
- ^ Эпштейн, Авраам (1891). Эльдад ха-Дани: Его история и его галахот в различных изданиях, основанных на древних рукописях и образцах, с введением и примечаниями, а также статьей о филистимлянах и их обычаях [ Эльдад ха-Дани: его история и его галахот ] (на иврите) . Прессбург: Авраам Алкалай Пресс.
- ^ Рабиновиц, Л. (январь 1946 г.). «Эльдад Ха-Дани и Китай». Еврейский ежеквартальный обзор . 36 (3). Издательство Пенсильванского университета: 231–238. дои : 10.2307/1452110 . JSTOR 1452110 .
- ^ Перри, Миша (1 января 2010 г.). «Воображаемая война между пресвитером Иоанном и Эльдадом Данитянином и ее реальные последствия». Виатор . 41 (1): 1–23. дои : 10.1484/J.VIATOR.1.100565 . ISSN 0083-5897 .
- ^ Бар-Илан, Меир. «Престер Иоанн: Художественная литература и история» . Университет Бар-Илан . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года.
- ^ О различиях между различными версиями см. Мюллер, Д.Х. (1892). «Обзоры и версии Эльдад ха-Дани». Меморандумы Императорской Академии наук . хли . Вена.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эльдад бен Махли ха-Дани» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Африканцы 9-го века
- Евреи 9 века
- Торговцы 9 века
- Филологи 9 века
- Писатели 9 века
- арабские евреи
- Эфиопские евреи
- Еврейская история Эфиопии
- Еврейский фольклор
- Средневековые гебраисты
- Средневековые еврейские писатели-путешественники
- Средневековые легенды
- Десять потерянных племен
- Бизнесмены 9-го века
- Племя Дана
- Исследователи 9-го века
- Средневековая еврейская история