Мозес Шорр
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
Мозес Шорр | |
---|---|
Рожденный | Пшемысль , Галиция и Лодомерия , Австро-Венгрия | 10 мая 1874 г.
Умер | 8 июля 1941 г. Posty, Uzbek SSR , Soviet Union | (67 лет)
Национальность | Польский |
Другие имена | Мозес Шорр |
Род занятий | Раввин, ученый, активист |
Известный | Сенатор 2-й Республики Польша |
Моисей Шорр , польский: Мойжеш Шорр (10 мая 1874 — 8 июля 1941) — раввин , польский историк , политик, библеист , ассириолог и востоковед . Шорр был одним из ведущих специалистов по истории евреев в Польше . Он был первым еврейским исследователем польских архивов, исторических источников и пинасима . Президент 13-го округа Бней-Брит в Польше, он был гуманистом и современным раввином, который служил в центральной синагоге Польши в последние годы ее существования перед Холокостом .
Шорр был первым историком, который предпринял систематическое изучение еврейской истории в Польше и, в частности, в Галиции. Он сделал открытия после того, как нашел и перевел вавилонские, ассирийские и хеттские законодательные анналы. Будучи исследователем юриспруденции и цивилизаций Древнего Ближнего Востока , Шорр был философом-юристом и социологом древних ближневосточных обществ. Польши Шорр был назначен членом Сената президентом Польши Игнацием Мосцицким (1926–1939). Шорр не принадлежал ни к одной политической партии, хотя был склонен к сионизму . Он принимал активное участие в социальной, общественной и религиозной жизни польских евреев, и они часто выбирали его главой общественных организаций и представляли польское еврейство перед польскими и международными державами, хотя он никогда не искал эту роль для себя.
Рождение и ранние годы
[ редактировать ]Мозес Шорр родился 10 мая 1874 года в городе Пшемысле в губернии Галиция , тогдашнем краевом городе в составе Австро-Венгерской империи . Моисей был старшим сыном Осяша Шорра, директора еврейского кооперативного банка в Пшемысле, и Эстер Шорр (урожденной Фридман). У него было два брата, Адольф и Самуэль, которые оба стали адвокатами во Львове и Ярославе соответственно. Моисей начал свое образование в Пшемыслской гимназии , где завершил обучение в 1893 году. В гимназии, а также от своего отца и частных учителей он усвоил основы иудаизма. Среди его учителей был дед выдающегося слависта Моше Альтбауэр , обучавший Моисея Библии и Талмуду .
Раввинские и философские исследования
[ редактировать ]Шорр переехал в Вену , где с 1893 по 1900 год приступил к изучению богословия в Israelitisch-Theologische Lehranstalt (Еврейском богословском институте). Институт, основанный в октябре 1893 года при содействии Альберта фон Ротшильда , был частично создан по образцу Еврейская теологическая семинария в Бреслау . В то время в нем готовились к раввинату 11 учителей и 26 студентов. Среди учителей Шорра были Адольф Шварц по Талмуду и религиозно-ритуальным кодексам, Давид Генрих Мюллер по толкованию Библии и семитской лингвистике, Адольф Бюхер по еврейской истории и Меир Фридман по изучению мидрашей . Шорр изучал философию в Венском и Львовском университетах с 1893 по 1898 год. Во время учебы в Вене Шорр выучил иврит и другие восточные языки, проявив особый интерес к египетской мифологии и психологии.
В 1898 году Шорр получил степень доктора философии и медиевистики во Львовском университете. Весной 1900 года он получил диплом раввина в Вене, войдя в число первой дюжины выпускников семинарии Ротшильдов.
Преподавание во Львове
[ редактировать ]Вскоре после окончания учебы он стал преподавателем Еврейской учительской семинарии и Учительской гимназии во Львове (ныне Львов), работая там до 1923 года, одновременно занимаясь просветительской и общественной работой. Во время преподавания во Львове он писал польскому социологу Людвику Гумпловичу :
... Давно я не писал Вам о своих давних намерениях продолжить обучение с целью занять десяток должностей. К тому же этот «дух» семитологии... не покидал меня ни на минуту, преследуя меня, как тень, на каждом шагу. Я не потерял связи с востоковедением ни на йоту. Я использовал каждую свободную минуту для знакомства с постоянно растущей литературой, но, к сожалению, эти свободные минуты довольно редки. Профессиональная работа отнимает у меня много времени и вызывает болезненный конфликт между вынужденной, часто механической работой, к которой у меня нет внутреннего призвания, и результатами моих [восточных] занятий... С одной стороны, я не хочу быть шарлатан по профессии, я даже знаю, что имею определенную миссию преподавателя религии в Галичине и мог бы даже достичь «лавров» реформатора в этом предмете. Но мне не хватает конкретных амбиций и энтузиазма. С другой стороны, я прихожу к убеждению, что мне придется проучиться хотя бы год в университете (Берлинском или Лейпцигском), чтобы я мог самостоятельно работать здесь с ассириологией. Приходится на минутку признаться, что я стал здесь личностью, и везде меня стараются вовлечь в дружескую, гуманитарную и научную жизнь... и с каждым днем круг моих «общественных достоинств» расширяется — народные собрания, торжественные речи, комитеты, коллективы и т. д. и т. п., — все это отвлекает меня от моей работы, так как я вижу себя вдруг брошенным в круговорот жизни, тогда как мне хотелось бы остаться еще неизвестным среди моих соисповедников. Как незрелое яблоко, меня срывают с дерева, и я все еще скучаю по своему дереву — знанию. Что касается альтруистических порывов, то я думаю, что у меня еще есть достаточно времени, чтобы их реализовать... Львов, январь 1901 года.
Шорр переписывался с рядом интеллектуалов того времени, в том числе с Людвигом Гумпловичем , которому он написал не менее 46 писем, и Саймоном Дубновым в Одессе. Его переписка с Дубновым до сих пор не изучена. Письма Шорра Гумпловичу были опубликованы Р. Жебровским.
Исследования семитских языков
[ редактировать ]Шорр получил стипендию Министерства образования Австрии. Он уехал на два года в Берлин , где изучал семитские языки, ассириологию и историю древнего Востока под руководством известных ученых. В 1905–1906 изучал арабскую филологию в Вене под руководством семитолога Давида Генриха Мюллера, оказавшего сильное влияние на Шорра. Мюллер преподавал Шорру библейскую критику и семитологию в семинарии, а десять лет спустя — арабскую лингвистику. Мюллер выдвинул теорию структуры и формы библейских псалмов, которую Шорр позже развил в серии статей.
Профессор Львовского университета
[ редактировать ]В 1904 году Шорр был назначен приват- доцентом , а в марте 1910 года — доцентом кафедры семитских языков и истории Древнего Востока Львовского университета, кафедру которого он позже занимал в Варшаве.
В 1904–1905 годах он возглавлял Тойнбеехали , Общество содействия образованию среди евреев во Львове. Он был одним из основателей и постоянным членом Opieka («Забота»), общества поддержки еврейской молодежи в средних школах. Во время своего пребывания во Львове Шорр был одним из основателей и первым руководителем «Общества учителей религии Моисея народных средних школ Галичины». Он возглавил первый съезд учителей в 1904 году во Львове. Он был членом правления Еврейской общинной библиотеки во Львове с момента ее создания, а позже был ее руководителем.
Отношение к сионизму
[ редактировать ]Шорр принял участие в VII сионистском конгрессе 1910 в Базеле . Конгресс и его пребывание в Швейцарии произвели впечатление на Шорра, как он пишет Гумпловичу:
Нет нужды подчеркивать, какое сильное впечатление я получил от чудесных видов швейцарской природы. Я останусь здесь, в Базеле, на 14 дней на весь период работы 7-го Сионистского конгресса, который начнется в четверг. Уже сегодня здесь несколько сотен гостей, в основном из России, среди них выдающиеся еврейские деятели, а также немало женщин. Уже сегодня Конгресс кажется мне самым мощным проявлением еврейской солидарности во всем мире. На протяжении всей еврейской истории не было такого движения, которое бы так глубоко вошло в сознание всех евреев и с таким энтузиазмом. Но уже сейчас формируются различные группы с разными тенденциями, вдали от главной фундаментальной идеи.
Шорр принял участие в конференции, но не выступил с публичными речами. Что касается сионистского движения, он писал:
Что же касается сионистского движения... Замечу заранее, что, по моему мнению, исторические доказательства не могут иметь решающего значения для настоящего времени. Ведь профессор Винклер доказал, что евреи никогда не были в Египте, но значит ли это, что еврейская религия, основанная на факте Исхода евреев из Египта и его последствиях, должна исчезнуть из истории?
Жебровский предполагает, что участие Шорра в Конгрессе, возможно, было одной из причин того, что богатый купец, банкир и ярый сионист выбрал Шорра в мужья для своей дочери Тамары. Они поженились в синагоге прусского Кенигсберга (современный Калининград) 31 октября 1905 года.
Профессор семитских языков
[ редактировать ]В апреле 1916 г. Шорр получил степень заслуженного профессора Львовского университета в области семитских языков и истории Древнего Востока, совмещая эту должность с другими обязанностями в том же университете до 1923 г. В 1912 г. он участвовал в международном конгрессе востоковедов в Афинах. где он был одним из секретарей секции семитологии и прочитал лекцию под названием «Шумерские и семитские начала древневавилонского права», которая была опубликована в парижском издании Revue Semitique . В 1918 году он стал членом Восточного комитета Краковской академии, в 1920 году — членом Польского научного общества во Львове, а в 1923 году — одним из основателей Польского восточного общества во Львове.
В 1917-1918 годах он возглавлял Еврейский комитет спасения во Львове, а с 1916 года был членом центрального комитета помощи еврейским сиротам города. Созданное в начале 1919 года Общество еврейской национальной и средней школы избрало его своим первым руководителем, а в 1920 году присвоило ему звание заслуженного члена общества.
Трансфер в Варшаву.
[ редактировать ]Шорр переехал в Варшаву в 1923 году. Его пригласили в Варшаву, чтобы заменить Самуэля Познаньского на посту проповедника в Большой синагоге в Варшаве на улице Тломацких . Рассчитанная на 1100 мест, это была крупнейшая синагога и община в Европе и вторая по величине в мире после Нью-Йорка. [примечание 1] Варшавская иудейская община по переписи 1931 года насчитывала 352 659 евреев. Шорр также стал членом Варшавского раввинского совета, одного из ведущих еврейских религиозных авторитетов в Польше. Некоторые из его проповедей были опубликованы. Он был избран на должность межрегионального раввина, основными обязанностями и функциями которого было представление еврейской общины перед государственными и административными властями. Совет еврейской общины назначил Шорра членом городского и областного школьных советов.
В 1924 году он стал главой Государственной экзаменационной комиссии для еврейских преподавателей религии и иудаики в средних школах и членом Министерской комиссии по оценке школьных учебников в области иудаики.
Варшавский университет
[ редактировать ]В 1926 Шорр стал профессором Варшавского университета . Шорр возглавлял Институт семитских языков и истории Древнего Востока. В 1927 году он инициировал создание Комитета по созданию Еврейской библиотеки при Большой синагоге в Варшаве и стал его руководителем. Эта библиотека была построена в 1936 году. Сегодня в здании библиотеки находится Еврейский исторический институт .
Институт иудаических наук в Варшаве
[ редактировать ]В феврале 1928 Шорр вместе с М. Балабаном , Тоном и Браудом основал Институт иудаических наук для исследования иудаических наук и иудаизма, в частности библейских предметов, философии, религии, Талмуда, социологии, семитских языков и еврейской литературы. Он располагался на месте нынешнего Еврейского исторического института , рядом с Большой синагогой. Он функционировал за счет государственного бюджета и на пожертвования иностранных еврейских учреждений. При институте сохранилась библиотека, насчитывавшая более 35 000 книг, документов и журналов. Профессор Шорр стал первым ректором вновь созданного учреждения и занимал эту должность в 1928–1930 и 1933–34 годах.
В 1933—1934 годах он был избран членом Польской академии наук , а в 1935 году — членом Финляндского восточного общества в Хельсинки. В 1937 году Шорр получил звание заслуженного доктора Еврейской духовной семинарии в Нью-Йорке.
Шорр и Бнай Брит
[ редактировать ]С 1901 года Шорр был членом гуманитарного общества Бнай Брит «Леополис» во Львове, где в течение нескольких лет руководил библиотекой. Бнай Брит «Леополис» был основан в 1889 году и с 1932 года имел собственное здание по адресу улица Майя, 3, 10. Архивная документация Бнай Брит «Леополис» частично сохранилась и до сих пор не сохранена. учился. С 1922 года «Леополис» был включен в состав 13-го округа Бней-Брит Польши и насчитывал 217 человек, являясь крупнейшей ложей в Польше.
С 1921 года Шорр был президентом львовского отделения Бней-Брит в Галиции, части 12-го округа Бнай-Брит в Австрии.
В 1922 году Шорр был избран вице-президентом Польского округа, а президентом стал адвокат доктор Адольф Адер из Кракова. С 1924 года он был президентом ложи Braterstwo («Братство») в Варшаве. Эта ложа насчитывала 85 членов, в том числе 32 купца, 14 врачей, 13 инженеров, восемь юристов, восемь промышленников, шесть банкиров, один писатель, три сенатора (Мозес Кернер, Шорр и банкир Рафаэль Шерешовский), один депутат (юрист доктор Аполинари Хартгас). и два профессора — Шорр и его близкий коллега, историк и друг Меир Балабан. Ложа достигла своего максимального членства в 1931 году, когда в ней насчитывалось 130 членов. После отставки Шорра с поста президента его роль взял на себя Меир Балабан, и, следовательно, ложу возглавили адвокат Мауриций Эдельман, купец Мауриций Мейзель, директор семинарии Меир Таубер и адвокат Игнаций Бамберг.
Штаб-квартира Варшавской ложи Братства располагалась по адресу: улица Рымарская, 8. В годы своего президентства Шорр организовал множество инициатив, начинаний и культурных мероприятий, руководил собраниями так называемых «говорящих дневников» с участием известных личностей, писателей и публицистов. Принимал участие в создании Auxilium Academicum Judaicum — организации, созданной для возведения Еврейского академического дома в Варшаве. Братство Шорра сыграло роль в основании Реформистского института иудаических наук и издательского общества «Менора», которое издавало журнал Miesięcznik Żydowski («Еврейский ежемесячник», 1930–1935), находившийся под влиянием Бнай Брит. Через Варшавскую ложу Шорр организовал и поддержал Комитет помощи евреям, пострадавшим от экономического кризиса, продолжая свою роль в религиозных делах, выдвигая раввинов и оказывая православное влияние. Возглавляя Варшавскую ложу, Шорр учредил специальную литературную премию выдающемуся писателю еврейского происхождения.
Богатые члены ложи играли важную роль в благотворительной деятельности ложи. Среди них был друг Шорра, торговец древесиной Гораций Хеллер, который выделил на общественную деятельность 20 000 долларов. Значительные суммы пожертвовали его коллеги, банкир Шерешовский (один из двух еврейских коллег в польском Сенате), доктор Йозеф Ландау, промышленник Мауриций Раабе и другие. В 1937–1938 годах в Польше прошла жестокая антимасонская кампания, которая привела к принятию специального декрета 1938 года, распустившего любые свободные масонские общества, включая Бней-Брит.
Мозес Шорр выполнял функции вице-президента ложи Бнай Брит «Солидарность» в Кракове. В коллекции Бней-Брит Государственного архива этого города хранятся десятки писем, написанных Шорром. Во время своего президентства Шорр переписывался с рядом официальных лиц Бнай Брит, включая секретаря Великой традиционной ложи в Чикаго. Польский историк доктор Богуслава Чаецка выступил с докладом «Моисей Шорр как общественный деятель в свете документов Бней-Брит (1922–1938)» во время научной сессии о Шорре в Польской академии художеств в Кракове в 1993 году.
Взгляды Шорра на цели Бнай Брит и их практическое применение в плане общественной деятельности выражены в его работе (на польском языке) «Идеалы Ордена Бнай Брит и их применение к реальным условиям жизни». Шорр описывает Бнай Брит следующим образом:
... Союз Бнай Брит как международной организации (...) характеризуется двумя основополагающими принципами: идеей солидарности всех евреев во всем мире (...), идеей универсализм человечества, братство всех народов и наций (...). Эти две идеи я считаю высшей целью нашей духовной и интеллектуальной программы...
Инициатива Шорра помогла создать ложу «Монтефиори» в Лодзи , которая в то время была второй по величине еврейской городской общиной в Польше с 222 497 евреями. В 1928 году ложи «Монтефиоре» и «Братерство» развернули дискуссию по поводу официального названия организации, споря между формулировками «Бнай Брисс» и «Бней Брит». Предложение Шорра «...принимая во внимание научные и практические взгляды, название ордена следует писать «Бней Брит» было принято единогласно.
Шорр является автором обращения информационного бюро ложи «Братерство» о положении евреев в Германии и других странах после 1933 года . Шорр был членом комитета, управлявшего бюро. Его целью в деятельности Бнай Брит было объединение принципа национальной солидарности евреев с идеями универсализма.
Шорр и политическая жизнь
[ редактировать ]Хотя Шорр не принимал активного участия в политической жизни, он в качестве научного эксперта участвовал в опросе о проблемах еврейской общины в Польше, организованном в феврале 1919 года Правительственной комиссией. Протоколы кампании были опубликованы в отдельной книге W sprawie polsko-żydowskiej. Анкиета («К польско-еврейскому вопросу. Анкета»).
Шорр сосредоточился в основном на научной работе, преподавании и общественной деятельности, а не на политике, но в 1935 году президент Польши Игнаций Мостицкий назначил его сенатором в парламенте. В своих парламентских выступлениях, а также статьях в еврейской прессе, таких как «Наш Пшеглод» и «Хвила», Шорр выразил обеспокоенность ростом антисемитизма в Польше и пассивным поведением властей в этом отношении. Он возглавлял комитет еврейской иммиграции и колониализма, целью которого было сделать возможной еврейскую иммиграцию из Польши в другие страны, кроме Палестины. Он участвовал в Эвианской конференции во Франции по проблеме, с которой столкнулись 500 000 еврейских беженцев из Германии и Австрии с приходом нацистского режима и аншлюсом Австрии в 1938 году. Эвианская конференция, проходившая в Эвиан-ле-Бен на французском берегу. Женевского озера, был созван по инициативе президента США Франклина Д. Рузвельта , который пригласил европейских, американских и австралийских делегатов для открытой дискуссии по вопросам организации переселения и иммиграции тех, кто подвергся преследованиям по религиозному или расовому признаку. Шорр был одним из ключевых ораторов в Эвиане и активно участвовал в нем, поскольку многие евреи бежали из Германии в Польшу. Голда Меир представляла Палестину в качестве наблюдателя.
Последние годы
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны Шорр вошел в Еврейский гражданский комитет и 6 или 7 сентября покинул Варшаву. Он знал, что нацисты его не пощадят, поскольку он был активным еврейским общественным деятелем, часто выступавшим против фашизма в парламенте. Эти страхи заставили его и его жену Тамару бежать на восток. Его дочь Фелиция жила в городе Острог недалеко от Ровне со своими тремя детьми (двое ее собственных и одна ее сестра Соня). Моисей и Тамара Шорр достигли Острога 27 сентября.
Арест НКВД
[ редактировать ]Появление Шорра было быстро замечено советской охраной города. Через два дня после прибытия Шорр был арестован Острожским отделением НКВД (советской тайной полиции) и неделю содержался под стражей в местной тюрьме. Позже его перевели в близлежащий районный административный центр Луцк , где он провел еще неделю в тюрьме.
Заключение и допрос
[ редактировать ]24 сентября его перевели во Львов, где он прожил до 1923 года. В заключении Шорра заставили заполнить анкету, сфотографировали и отобрали его личные вещи: золотые часы, ручку, ножницы, органайзер, папку с фотографии. Ученого спросили, когда, кем и почему он был назначен на должность сенатора, когда он стал раввином и к какой партии принадлежит. Шорр ответил, что президент Мостицкий назначил его в Сенат Польши в качестве раввина Варшавы и что он не принадлежит ни к какой политической партии. Прокурор записал лишь его слова о его раввинских функциях и сообщение о браке дочери Шорра Софьи (проживающей в Париже) с чиновником польского министерства юстиции. Жена и дочь Шорра Фелиция переехала во Львов, где Фелиция работала официанткой.
Заключение на Лубянке
[ редактировать ]3 февраля новоназначенный российский прокурор Львовского управления НКВД Лопухов получил приказ от заместителя Народного комитета Министерства госбезопасности В.Н. Меркулову отправить его в Москву для продолжения расследования. Шорра отправили в конвое в Первый особый отдел НКВД СССР. В сопроводительной документации он отмечен как «здоров».
В Москве он содержался в тюрьме на Лубянке , в одной камере с Бунда активистом Виктором Альтером , поэтом Владиславом Броневским и польским сенатором от Национальной партии профессором Станиславом Гломбинским . Польский националист позже вспоминал, что стали настолько близкими друзьями, что спали вместе на одной скамейке. В отчетах сокамерницы г-жи Висии Вагнер от 10 августа 1943 года мы читаем:
№ ячейки. 21 было мало. В нем проживало 30 человек. Среди них главный раввин Варшавы, известный учёный, профессор Варшавского университета доктор Мозес Шорр, активист Бунда Виктор Альтер, сенатор профессор Станислав Глобиньский – лидер польских национал-демократов и другие личности, формировавшие интеллектуальную элиту Польши. Я провел несколько дней вместе с профессором Шорром. Несмотря на преклонный возраст, его постоянно подвергали пыткам, допрашивали и избивали. Его разбудили среди ночи, увели на много часов и только утром он вернулся. Как он рассказал нам в камере, его обвинили в принадлежности к сторонникам буржуазного правительства. Я провел 10 дней с профессором Шорром и был поражен его духовной позицией, несмотря на страдания, он не позволил себе сломиться и после допроса возвращался спокойным и полным достоинства. По счастливой случайности он оказался в одной камере с лидером Эндеции [Польской националистической партии, проводящей политику жесткой ассимиляции меньшинств]. Представитель еврейского народа и бывший антисемит настолько подружились, что спали на одной тюремной кровати. Через 10 дней профессора Шорра увезли из нашей тюрьмы, и с тех пор я его не видел. [ нужна ссылка ]
Попытки освобождения
[ редактировать ]Попытки освободить Шорра, предпринятые польским правительством в изгнании при посредничестве Ватикана и Государственного департамента США, успеха не имели. В феврале 1940 года Корделл Халл , будучи госсекретарем во время президентства Франклина Д. Рузвельта , обратился к советским властям при посредничестве международных организаций с просьбой найти Шорра и вызволить его из советских тюрем. Это не дало никаких результатов. Председатель Совета министров польского правительства в изгнании Владислав Сикорский обратился к министру иностранных дел своего правительства со следующим письмом:
Я спрашиваю вас, господин министр, о просьбе нашего посла в Ватикане с вмешательством, направленным на освобождение профессора Шорра, арестованного большевистскими властями во Львове. Я считаю дипломатический путь через Ватикан наиболее целесообразным решением этого вопроса. После освобождения прошу Вас направить профессора Шорра во Францию. Глава Совета Министров – генерал-полковник. Сикорский. [ нужна ссылка ]
Концентрационный лагерь и смерть
[ редактировать ]17 апреля 1941 года Шорра приговорили к пяти годам обязательных тюремных работ. Его доставили в пятый концентрационный лагерь НКВД в Посты, Узбекистан , где он заболел и умер в лагерной больнице 8 июля 1941 года. Похоронен в могиле № 1. С-30 на территории больницы. Польские власти [ ВОЗ? ] о его смерти узнал лишь накануне 1942 года, после того как между польским лондонским правительством и советским правительством были установлены дипломатические отношения. Польское правительство пыталось освободить его во второй раз, планируя назначить на должность главного раввина Армии Андерса формировавшейся в то время , но было уже слишком поздно.
Еврейский издатель А. Штибель написал о Шорре следующие строки:
На каждом корабле, прибывающем в Америку из Европы, почти каждый польский еврей утверждает, что является лидером евреев Польши. Это люди, имена которых я никогда не слышал, несмотря на то, что родился и вырос в Польше. Между тем профессор Шорр, настоящий авторитет польского еврейства, содержится в большевистских тюрьмах, и никто не делает ни малейшего усилия спасти его... (А. Штибель, письмо Киру Адлеру)
Семья Шорра
[ редактировать ]После нападения Германии на Советский Союз ( операция «Барбаросса» — июнь 1941 г.) жена Шорра, дочь Фелиция и внуки уехали из Львова в Варшаву. Они пережили интернирование в Варшавском гетто , но получили костариканские и никарагуанские паспорта (от дочери Сони). В следующий раз они были интернированы в варшавскую тюрьму Павяк 19 июня 1942 года как граждане нейтрального государства. Через несколько месяцев их перевели во французский город Виттель в Эльзасе , куда они прибыли 20 октября 1943 года для обмена на немецких военнопленных. В Виттеле их держали в специальной гостинице, охраняемой гестапо, вместе с 300 другими евреями с загранпаспортами.
После более чем года ожидания стало ясно, что на следующий день их всех депортируют в лагерь для интернированных Дранси , откуда задержанных переправляют в Освенцим . Тамара Шорр и ее дочь Фелиция Кон решили покончить жизнь самоубийством 17 апреля 1944 года, чтобы дети Фелисии, будучи сиротами, могли избежать перевода. Тамара Шорр умерла после употребления яда. Ее дочь Фелиция была ранена после того, как выпрыгнула из окна, и была доставлена в больницу. Их другой дочери, Соне, удалось добраться до Нью-Йорка вместе со своим мужем Артуром Миллером в конце 1940 года.
Дети
[ редактировать ]Шорр был женат в 1905 году на Тамаре Бен-Якоб, дочери Ицхака Бен-Якоба (1858–1926), издателя, сиониста , банкира и библиографа из Вильно . У них было шестеро детей:
- Соня, жена Артура Миллера, прокурора Варшавского высокого суда и руководителя Департамента уголовного права Министерства юстиции Польши ; она умерла в 1961 году.
- Дебора (умерла во Львове в 1917 г.)
- Фелиция Кон-Липец; (умер в Нью-Йорке в 1984 году)
- Людвиг (1918–1963), архитектор, поселившийся в Тель-Авиве.
- Эстер, в браке с Бен-Кохавом (умерла в Иерусалиме в 1991 году)
- Джошуа (Оттон), инженер из Иерусалима , умерший в 2005 году.
Награды и воспоминания
[ редактировать ]Шорр был награжден польским Золотым крестом за заслуги . Его имя занесено на мемориал рядом с Польским парламентом , установленный в память о сенаторах II Польской республики, погибших от рук НКВД и нацистов.
Шорру было посвящено научное собрание. В 1993 году аналогичная встреча состоялась в Польской академии наук в Кракове. В 2001 году в Варшаве был открыт Образовательный центр имени профессора Мозеса Шорра, целью которого было обучение оставшейся в Польше еврейской общины. Центр Шорра был основан как один из проектов Фонда Рональда Лаудера по развитию еврейской грамотности, культуры и истории среди евреев по всей Польше.
Улицы в Израиле имени Шорра
[ редактировать ]Именем Шорра названы улицы в Иерусалиме , Тель-Авиве и Холоне .
Научное наследие
[ редактировать ]Первое направление научной деятельности Шорра связано с историей польских евреев. Историографический подход и взгляд Шорра на методологию, применяемую к изучению истории польского еврейства, резюмированы в его собственных трудах:
Главный недостаток методов исследования еврейской истории в Польше состоит в том, что общие вопросы изучались до того, как были раскрыты детали. Была попытка представить историю евреев во всей Польше до того, как эта история была рассмотрена в конкретных городах. Историческая целостность рассматривалась до того, как были раскрыты стихийные процессы. Поэтому и сегодняшние общие работы по истории польского еврейства, а их ведь немного, характеризуются дилетантскими формами, лишены цельности, точности и ясности в изложении темы. Используемый ими материал скуден и недостаточен, чтобы охватить всю историю польского еврейства, ни в политико-экономической сфере, ни в культурном развитии. Соответствующую прочную основу для такой общей задачи можно создать только на основе архивного материала, который так обильно накоплен в различных архивах и частично в библиотеках. Фундаментальное, научное изложение всей истории станет возможным только тогда, когда фактическое историческое, экономическое и культурное развитие крупных городов будет многосторонне изучено на основе архивных источников. Публикация и анализ архивных документов должны быть первой задачей, предшествующей общим исследованиям». — М. Шорр. Львов, октябрь 1902 г.
Приемы и методы, которые Шорр использовал в исторических исследованиях, намного опережали его юный возраст (28 лет) и время, в которое он работал. Свою научную работу в качестве аудитора в Венском университете он начал в 1897 году со своей статьи под названием Zur Geschichte des Don Josef Nasi («Об истории дона Йозефа Наси»), которая была опубликована в Monatschrift Fur die Wiessenschaft des Judenstum. В этой работе он анализирует отношения Йозефа Наси (1524-1579) с польским королем Сигизмундом Августом (1520-1572) в свете положения евреев в Польше того времени. португальского происхождения Джозеф Наси был марраном (тайным евреем), назначенным лордом Тверии , герцогом Наксоса и Семи островов . Он был одним из первых сионистов и влиятельным османским государственным деятелем во время правления Селима II (1566–1574). Шорр проанализировал отношения Йозефа Наси с Польшей. Хотя в то время ему было 20 лет, он исправил фундаментальную ошибку Греца, ведущего историка, который утверждал, что Сигизмунд Август признал ряд коммерческих привилегий за польскими евреями благодаря услугам Йозефа Наси по отношению к польским евреям. Польская дипломатия при османском дворе. На основании источников, найденных Шорром в исторических городских архивах Львова, он пришел к выводу, что Йозеф Наси руководствовался не альтруизмом, а хотел себе привилегии торговать во Львове, и получил ее.
Докторская диссертация
[ редактировать ]Докторская диссертация Шорра, озаглавленная Organizacja Żydów w Polsce («Организация евреев в Польше»), была впервые опубликована в львовском историческом ежеквартальном журнале « Кварталник истории» в 1899 году, а затем была переведена на русский язык и опубликована в «Восходе» . В 1903 году Шорр был удостоен Вавельбергской премии (предоставленной известным польско-российским банкиром и филантропом) за свою работу Żydzi w Przemyślu do roku 1772 («Евреи в Перемышле до 1772 года»). Он был переиздан в 1991 году в Иерусалиме с предисловием Якуба Гольдберга и эпилогом его последнего выжившего сына Джошуа Оттона Шорра. «Организация евреев Польши» представляет собой серьезную попытку обобщить данные о кагалской организации центральных учреждений еврейского самоуправления — ваад и братств еврейских ремесленников. Шорр писал Людвику Гумпловичу из Вены в октябре 1897 года:
... организация евреев в Польше, таким образом, является одной из самых важных и самых интересных частей еврейской культуры в Польше; Отмечу лишь огромное значение, которое имел «совет четырёх земель», руководивший жизнью польских евреев на протяжении 200 лет. В целом я намерен посвятить себя изучению еврейской истории в Польше. Следующей своей задачей я считаю публикацию важнейших архивных документов, касающихся евреев, — как это начал еще Бершадский. Во время поиска в Городском историческом архиве во Львове я убедился, что здесь хранятся настоящие сокровища истории польских евреев. Я нахожусь все время в Вене, кроме праздников. У меня еще есть полтора года до окончания богословского обучения. Я очень сомневаюсь, что буду следовать профессии проповедника [раввина] на практике. Мне больше нравится научная работа. Повторяю, Ваш интерес к моим историческим трудам является для меня хорошим стимулом; это еще больше мотивирует меня к намеченному исследованию....
Монография «Евреи в Перемышле».
[ редактировать ]Другая работа, монография о евреях в Перемышле , ценна не только кратким исследованием истории этой общины, но и многочисленными польскими , латинскими и еврейскими документами XVI-XVIII веков, касающимися истории перемышльских евреев. сообщества, которые добавлены в конце книги: почти половина работы. Шорр начинает свой исторический отчет с начала 15 века, когда первые евреи начали спорадически появляться в значительных количествах в крупных городах Червоной Руси Красной Руси : Львове, Галиче , Перемышле и Саноке . Первое историческое упоминание о евреях в Пшемысле датируется 1466 годом, и Шорр включил следующий обзор привилегий Сигизмунда II Августа (1548–1572); статут ad bonum ordinem Стефана Батори Польского (короля Польши с 1576 по 1586 год) и другие привилегии; контракты; антисемитские нападения; и документы о внутренней еврейской организации. Последняя глава посвящена еврейским профессиональным братствам, в том числе братствам еврейских ремесленников и портных, их возникновению, организации и роли в обществе. Автор отмечает еврейские религиозные общества, такие как Общество чтецов псалмов (чьей задачей было собираться в синагоге каждый день до восхода солнца для чтения псалмов) и Чевра кадиша (священное общество, ответственное за захоронение умерших). Шорр исследует пинкасим (книги или журналы) братств. Он был первым, кто отметил существование еврейских ремесленных братств в тот период после обнаружения записей Пшемысльской гильдии еврейских ремесленников 17-18 веков. Широкое использование пинкасима в исторических исследованиях было для того времени новаторским.
Среди широкого круга источников, представленных во второй части книги, мы находим первую фундаментальную привилегию, данную королем Сигизмундом II Августом евреям Пшемысля в 1559 году, позволяющую им жить там с теми же правами и свободами, что и другим горожанам (нет . 1); приказ Сигизмунда II Августа мэру и советникам о нападении на евреев в 1561 г. (№ 2); договор 1595 г. между ратушей и еврейскими старейшинами по вопросу об участии евреев в укреплении города (№ 20); протест городских аптекарей против еврейских старшин за производство евреями медицинских изделий в 1677 г. (№ 121); приказ губернатора русских земель Яблоновского, разрешающего свободное избрание раввина после горячих просьб «неверных» еврейских старейшин и всей синагоги Перемышля (№ 130). Несколько польских источников 1759 года, опубликованных в этом издании (№№ 143–144), посвящены обвинениям евреев Ступницы в предполагаемом ритуальном пасхальном убийстве, их пыткам и отказу от обвинений, а также последующей казни обвиняемых. Аналогичный польский документ (№ 76) 1646 года касается обвинений в ритуальном убийстве детей против двенадцати евреев Пшемысля, один из которых был наказан. Шорр сохраняет архаичную форму старопольский язык в документах, что придает им особый характер.
Работа над еврейскими законами и привилегиями
[ редактировать ]Шорр опубликовал Краковский свод еврейских законов и привилегий в Польше и написал статью о его значении и противоречивых вопросах, касающихся основных привилегий.
Шорр — автор большой статьи о иврите в Польской энциклопедии (Польская энциклопедия, том III, 1915). Одна из его последних работ в области еврейской истории в Польше — «Rechtsstellung undinere Verfassung der Juden in Polen» («Правовое положение и внутренняя организация евреев в Польше»), опубликованная на немецком языке в Берлине и Вене в 1917 году.
Шорр как востоковед
[ редактировать ]Второе крупное направление научной деятельности Шорра касается изучения Библии (в частности, исследований библейского закона), ассириологии и истории Древнего Ближнего Востока в целом. Работы Шорра были в основном сосредоточены на этих темах с 1904 года. Переход Шорра к востоковедению был вызван отчасти профессиональными обстоятельствами: польский историк Кшиштоф Пиларчик отмечает, что Шорр не мог быть уверен в профессорской должности в области еврейской истории в Польше. В 1902 году Шорр заинтересовался недавно открытым Кодексом Хаммурапи и, следовательно, законами Древнего Вавилона и Ассирии. Интерес Шорра был основан на его религиозных убеждениях и интересе к Библии, восточной и египетской мифологии. Годы обучения в гимназии и университете подготовили его к изучению текстов на иврите, ассирийском и вавилонском языках.
Его первые работы в области востоковедения включали статью о раскопках и открытиях в Амарне (1900 г.), за которой последовало исследование Starożytności biblijne w swietle archivewum egipskiego («Библейские древности в свете египетского архива»). Это было опубликовано в журнале « Пшеводник науки и литературы» в 1901 году, а также отдельно. В 1903 году Шорр подробно прокомментировал книгу Babel und Bibel («Вавилон и Библия») своего бывшего немецкого наставника Фридриха Делича (1902). Комментарий Шорра «Kultura Babilońska a starohebrajska» («Вавилонская и еврейская культура») появился во львовском «Квартальнике истории» , а затем в отдельном издании. Kwartalnik Historyczny был основным изданием львовских историков того времени, и Шорр был одним из его постоянных авторов.
Некоторые работы Шорра были написаны и опубликованы на немецком, его втором родном языке; Немецкий был тогда официальным языком Габсбургов в Восточной Галиции наряду с польским и украинским. Одним из таких исследований является Die Kohler-Peiserische Hammurabi Übersetzung («Перевод Кодекса Хаммурапи Пейзер-Колер»).
Исследования по истории Вавилона
[ редактировать ]Основной работой Шорра по истории Вавилона была «Państwo i społeczeństwo babilońśke w kresie t.zw». dynastyi Hammurabiego («Вавилонское государство и общество во времена династии Хаммурапи»); это было опубликовано отдельным томом в 1906 году во Львове, а затем опубликовано в Kwartalnik Historicalczny. Еще одна работа Шорра на немецком языке - Eine Babylonische Seisachtie aus dem Anfang. der Kassitenzeit, ende XVIII vorchristl. Jahrhunderts («Вавилонские Seisachtie времен касситской династии, конец 18 века до н.э.»). В этой статье Шорр представляет и обсуждает древний вавилонский текст, недавно открытый оксфордским ассириологом Стивеном Гербертом Лэнгдоном. .
Он проводил исследования по истории общественной и торговой жизни Древнего Востока и особенно торговли в древнем Вавилоне. Название работы: Ruch Handlowy w Satorożytnej Babilonii («Торговое движение в старом Вавилоне»). Он был опубликован в 1911 году в памятной книге, посвященной 25-летию основания Львовского университета.
Шорр перевел и систематизировал старые вавилонские юридические документы и написал обширный комментарий под названием Altbabylonische Rechtsurkunden aus der Zeit der I -ste Babylonische Dynastie («Старые вавилонские юридические документы Первой вавилонской династии»). Правовые вопросы и правовая история законов были основными предметами исследований Шорра. Он провел значительные исследования в области сравнительного изучения правовых систем Вавилона и окружающих культур того времени, в частности еврейской правовой системы.
Kodeks Hammurabiego a ówczesna praktyka prawna («Кодекс Хаммурапи и древняя восточная правовая практика») впервые появился в журнале Rozprawy (Исследования) исторического факультета Краковской академии наук; в 1907 г. оно было опубликовано отдельно.
Шорра «Документы древневавилонского гражданского и уголовного права» считаются величайшим научным достижением в восточной области и представляют собой сборник источников с обширными комментариями Шорра.
Публикации в сионистской ежедневной газете Chwila
[ редактировать ]Шорр активно сотрудничал с львовской сионистской газетой «Хвила» («Волна»), выходившей в межвоенный период. Эти статьи остаются неисследованными историками. Газеты за 1918-1939 гг. хранятся в научной библиотеке Львовского университета . Наиболее важные статьи: Palestyna a Babylon w świetle najnowszych wykopalisk («Палестина и Вавилон в свете недавних археологических раскопок», 1923); и Самуэль Хирш Маргулис (1922), посвященный уроженцу Галиции Самуэлю Хиршу Маргулису (1858–1922), ставшему лидером итальянского еврейства . Эта статья была посвящена памяти Маргулис, умершей в том же году. В некрологе Шорр пишет:
Итальянское еврейство понесло огромную утрату со смертью раввина Флоренции и ректора местной раввинской семинарии доктора Самуэля Хирша Маргулиса (умер 12 марта), который был раввином более трех десятилетий, оставив сильный след в жизни и культура евреев всей Италии. Маргулис был польского происхождения... В 1890 году его призвали на должность раввина Флоренции , где ему удалось стать лидером всего итальянского еврейства. Он стал духовным лидером во всех сферах общественной жизни благодаря своим глубоким иудаистским знаниям, организаторским способностям и личным любимым занятиям в области духа и сердца. Благодаря ему равнодушная религиозная жизнь итальянских евреев стала живой артерией, наполненной сильными местными еврейскими традициями и культурой. Он также инициировал централизованное объединение всех еврейских общин, в результате чего была создана новая Collegio rabbinico Italiano... во Флоренции... Эта семинария выпустила ряд молодых раввинов, которые положили начало духовному возрождению итальянского еврейства».
Самой обширной статьей Шорра в «Хвиле» была «Prawo Mojżesza na tle poròwnawczem prawodawst Starożytnego Wschodu» («Законы Моисея в сравнительной перспективе с законами Древнего Востока»). Эта работа представляла собой серию статей в нескольких газетных выпусках, где Шорр проводит сравнения между библейскими и вавилонские законы в первой части серии, после сравнения с ассирийскими и хеттскими законодательными органами во втором и третьем разделах, Шорр также ссылается на свою предыдущую работу « , Проблема хеттов » опубликованную семью годами ранее в «Kwartalnik Historicalczny» .
Следует упомянуть еще несколько недавно обнаруженных публикаций Шорра: « Квестя Жидовска в доби Сейму Виекего» («Еврейский вопрос во времена Великого Сейма»); религиозные учения, такие как Радосна Хвила («Радостный момент») и Песах Микарим – Песах ле Атид по случаю празднования Пасхи.
Публикации М. Шорра
[ редактировать ]- Проф. Др. М. Шорр на новом месте работы. Чвила, 18 ноября 1923 г.
- Шорр М. Еврейский вопрос во времена Великого Сейма. Чвила, 13–24 июля 1920 г.
- Шорр, М. Палестина и Вавилон в свете новейших археологических раскопок, (Палестина и Вавилон в свете новых археологических раскопок), Хвила, 27, 28, 30 января 1922 г.; 1–6 февраля 1922 г.
- Шорр, Закон М. Моисея в сравнительной перспективе с законодательными органами Древнего Ближнего Востока: ассирийской, вавилонской и хеттской Хвила, 3–7, 13, 17, 19–22, 24–29 ноября 1923 г.
- Шорр, М. Радостный момент, Хвила, 9 декабря 1923 г.;
- Шорр, М. Песах Мицраим - Песах ле-атид. Агада для использования Хвила-Хвила, 14, 15, 17 апреля 1922 г.;
- Шорр, М. Сэмюэл Хирш Маргулис, 1858–1922 (Сэмюэл Хирш Маргулис, 1858–1922). Чвила, 13 мая 1922 года.
- Шорр, М. Архив еврейской военной колонии в Египте V века. Львов, 1912 год.
- Шорр, М. Из истории евреев в Перемышле. Вена: Издательство Р. Лёвита, 1915, 28 с.
- Шорр, М. Евреи в Перемышле до конца XVIII века. Львов, 1903. VIII + 294 с.
- Шорр, М. Евреи в Перемышле до конца XVIII века. Иерусалим: Израильская академия наук – Арт-Плюс, 1991.
- Шорр, М. Памятник древнего ассирийского права XII века до нашей эры. Львов: Архив Львовского научного общества, 1922.
- Шорр, М. Проблема хеттов в связи с новейшим лингвистико-историческим открытием в Kwartalnik Historyczny, Львов, 1916.
- Шорр, М. Вклад в фразеологию библейских и вавилонских псалмов (Статьи о фразеологии библейских и псалмов), в Rocznik Orientalistyczny, Краков, 1914–1915.
- Шорр, М. Ивритский язык в Польше, Encycopedia Polska (Польская энциклопедия), Том 3 (1915).
- Шорр, М. Вавилонская и еврейская культура. Львов, 1903, 28 с.
- Шорр, М. Вавилонское государство и общество в так называемом Династия Хамурапи около 2500–2000 гг. до н.э. Хр. (Вавилонское государство и общество во времена династии Хаммурапи 2500 – 2000 гг. до н.э.). Львов: Народная типография, 1906.
- Шорр, М. Организация евреев в Польше с древнейших времен до 1772 года. Исторический ежеквартальный журнал (1899 г.).
- Шорр М. Инаугурационная проповедь, произнесенная в Большой синагоге в Томацке 12.07.1923 (Инаугурационная речь, произнесенная в Большой Тломацкой синагоге 12.02.1923). Варшава: Печать. Купенцточа и Крамария, 1923, 28 с.
- Кодекс Шорра М. Хаммурапи и юридическая практика Древнего Ближнего Востока. Краков, 1907 год;
- Шорр, перевод Кодекса Хаммурапи, сделанный М. Колером-Пейзером, Вена, 1907 г.;
- Шорр, М. Важные вопросы истории семитского Востока Львова: Печать. Союз, 1907, 60 с.
- Шорр, М. Библейские древности в свете египетского архива 17 века до н.э.) Львов: Печать. Союз, 1901, 34 стр.
- Шорр, М. Телль-Амарна. в Вельте, октябрь 1900 г.
- Шорр, М. Торговое движение в Древнем Вавилоне в «Памятной книге в память основания Львовского университета», Львов, 1911;
- Шорр, М. Документы древневавилонского гражданского и уголовного права, Лейпциг: Перед Азиатской библиотекой, 1913;
- Шорр, М. Об истории дона Йозефа Наси в «Ежемесячнике истории и науки иудаизма», 1897 г., стр. 169 – 237.
- Schorr, M. Krakovskiy Svod evreyskikh statutov i privilegiy (Cracow Collection of Jewish statutes and privileges) in Evreyskaya Starina, 1909, vol. III, No. 1. pp 247 – 264 and No. 2, pp. 76 – 94, 223 – 245.
- Шорр, М. Основные привилегии польского еврейства в «Festschrift Адольфа Шварца в день его семидесятилетия, 15 июля 1916 г.», Берлин – Вена, 1917 стр. 519 – 538.
- Шорр, М. Правовой статус и внутренняя конституция евреев в Польше - Исторический обзор в «Der Jude», 1917, № 1. II (Перепечатка), стр. 1–36.
- Шорр, М. «Государственный провидец и государственный учитель - вклад в биографию Теодора Герцля» в Festschrift к семидесятилетию Саймона Дубнова, Берлин, 1930, стр. 262–265.
- Шорр, м.проф. Доктор Майер Балабан – К 60-летию со дня рождения, 20 февраля 1877 г. (проф. д-р Майер Балабан – к 60-летию со дня рождения) в Наша-Пшегленде 21.02.1937.
- Шорр, М. Идеалы Ордена Бней Брит и их применение в условиях реальной жизни. Машинопись. Государственные архивы в Кракове / Польские государственные архивы в Кракове, Бней-Брит 351.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Он был его последним министром и начал свой срок за 20 лет до того, как оно было взорвано нацистами в отместку за восстание в Варшавском гетто в 1943 году.
Ссылки
[ редактировать ]- Захарий, Роман. «Моисей Шорр: галицкий еврейский историк, востоковед, политик и раввин в авангарде польского еврейства» . Статья написана в Институте еврейской истории и культуры Саймона Дубнова Лейпцигского университета (2004 г.).
Библиография М. Шорра
[ редактировать ]- Гольдберг, Джейкоб. Моисей Шорр - пионер исследований истории польских евреев в переиздании евреев Шорра в Пшемысле до конца 18 века. Иерусалим: Израильская академия наук – Арт-Плюс, 1991.
- Чаецка, Богуслава. Мозес Шорр как общественный деятель в свете файлов Бней Брит (1922–1938). (Моисей Шорр как общественный деятель в свете документов Бней-Брит в 1922-1938 гг.) Научная сессия, посвященная профессору д-ру Мозесу Шорру. Краков: Польская академия искусств. 16.11.1993.
- Балабан, М. Важные научные труды проф. Мойзеш Шорр (Основные научные труды профессора М. Шорра) в М. Шорре: Инаугурационная проповедь в Большой синагоге в Тломацком... на 7 декабря 1923 г. (М. Шорр: Инаугурационная речь в Большой Тломацкой синагоге 7 декабря 1923 г.). Варшава, 1924 год.
- Балабан, М. Научные труды проф. Мозес Шорр (Научные труды проф. М. Шорра) в Юбилейной книге в честь проф. Мозес Шорр (Юбилейная книга памяти профессора М. Шорра). Варшава, 1935 год.
- Альманах еврейской науки в Польше, Варшава: Под ред. Ренессанс, 1938 год.
- Остерсетцер, Израиль. Проф. Мозес Шорр: К 60-летию со дня рождения (проф. М. Шорр: к 60-летию со дня рождения) в Miesięcznik Żydowski, 1934.
- Пиларчик, Кшиштоф. Биобиблиографический очерк проф. Доктор Мозес Шорр. Доклад, представленный на научной сессии, посвященной Мозесу Шорру. Краков: Польская академия искусств. 11.16.1993
- Бейзер, Майкл. Дело раввина, ученого и общественного деятеля Моисея Шорра», Вестник Еврейского университета, (в печати), Соавтор – Исраэль Барталь, [Недавно опубликованный документ с предисловием] (на русском языке, в печати)
- Барталь, Израиль; Бейзер, Майкл. Дело раввина, ученого и общественного деятеля Мозеса Шорра. Конференция по иудаике, Киев, сентябрь 2003 г.
- Вайс, Авраам. «Моисей Шорр» в исследованиях памяти Моисея Шорра (на иврите). Под редакцией Луи Гинзбурга и Авраама Вайса. Нью-Йорк: Мемориальный комитет профессора Шорра / Shulsinger Bros. Linotyping and Publishing Co., 1944. стр. IX – XIII.
- Жебровский, Рафаш. Мозес Шорр и его письма Людвику Гумпловичу. Варшава: Еврейский исторический институт, 1994.
- Жебровский, Рафал. Моисей Шорр - по случаю 60-летия смерти в еврейском слове, IX. 2002. Варшава, 2002.
- Козловский С. Восходоведческие студии Моисея Шорра во Львовском университете / Сергей Козловский // XIV Востоковедческие чтения им. А. Крымского. Тезисы докладов международной научной конференции. - Киев, Институт востоковедения им. А. Ю. Крымского НАН Украины, 2010. - С.87-88
- 1874 рождений
- 1941 смертей
- Люди из Пшемысля
- Люди из Королевства Галисия и Лодомерия
- Польские раввины ХХ века
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Евреи из Австро-Венгрии
- Сенаторы Второй Польской Республики (1935–1938).
- Польские ученые XIX века
- Преподаватели юриспруденции
- Иудаистские ученые
- Польские ассириологи
- семитики
- Еврейские востоковеды
- Польские востоковеды
- Члены Львовского научного общества
- Поляки, задержанные НКВД
- Польские депортированные в Советский Союз
- Иностранные узники ГУЛАГа
- Поляки, погибшие в советских пленах
- Люди, погибшие в ГУЛАГе
- Социальные лидеры