Людвиг Гумплович
Людвиг Гумплович | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Польский: Людвик Гумплович 9 марта 1838 г. |
Умер | 19 августа 1909 г. | (71 год)
Национальность | Польский |
Альма-матер | Университет Граца , Венский университет, Австрия |
Известный | Социальный дарвинизм Сингенизм Разделение труда |
Людвиг Гумплович (9 марта 1838 — 19 августа 1909) — польский социолог, юрист , историк и политолог , преподававший конституционное и административное право в Университете Граца . [1]
Гумплович был сыном еврейского производителя ковров и фарфора Авраама Гумпловича. Гумплович считается одним из отцов-основателей социологии в немецкоязычных странах. Живя под властью Австро-Венгерской монархии , он стал свидетелем множества жестоких антисемитских конфликтов между этническими группами, которые повлияли на его социологические теории социальных конфликтов и объяснение социальных явлений в дальнейшей жизни. [2] Его вклад в области социальных наук , политологии и юриспруденции позволил этим областям расшириться под призмой применения Гумпловичем социологических обобщений. Во всех трех областях он был прямым и жизнерадостным писателем, преуспевавшим в полемике. Он был хорошо известен своим скептицизмом в отношении постоянства социального прогресса и своей верой в то, что государство возникает в результате неизбежной конфронтации, а не единства или божественного вдохновения.
Личная жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и наследие
[ редактировать ]Будучи ребенком в польской семье еврейского происхождения, Гумплович вырос в семье, которая была частью прогрессивной еврейской группы, которая выступала за комплексную программу социальной ассимиляции для всех евреев. До начала Январского восстания 1863 года дом семьи Гумпловичей был одним из форпостов заговора. Во время восстания он стал местом проживания уязвимой молодежи и убежищем для раненых. Отец Людвика, Авраам, помогал в планировании повстанческого движения, и два его старших брата сражались вместе с ним. [3] Людвик Гумплович и его жена обратились в кальвинизм, чтобы избежать преобладающего антисемитизма.
Иудаизм всегда присутствовал для Гумпловича и его семьи, пока они росли. Поэтому для него было важно благополучие еврейского народа. Несмотря на то, что его отец, Авраам Гумплович, пытался ассимилироваться в краковской общине, евреев часто считали гражданами второго сорта. Это принесло Гумпловичу множество препятствий, с которыми ему пришлось столкнуться как еврею. Он написал несколько статей, в которых попытался привлечь внимание к проблемам антисемитизма и эмансипации евреев.
Образовательная жизнь
[ редактировать ]Затем он продолжил обучение в университетах Кракова и Вены и в 1875 году стал профессором публичного права в Университете Граца. У него и его жены Франциски было двое сыновей. В 1875 году Гумплович начал изучать право в Ягеллонском университете в Кракове . Затем он уехал учиться в Вену на год, а затем вернулся в Краков, чтобы получить степень доктора права. [4] Кульминацией его деятельности стало основание первого Социологического общества в Граце. В 1860 году он начал свою журналистскую карьеру. С 1869 по 1874 год он редактировал собственный журнал « Край» (« Страна» ). Затем в 1875 году, в возрасте тридцати семи лет, он поступил в Университет Граца на должность лектора по науке управления и австрийскому административному праву. [5] В 1882 году он стал доцентом , а в 1893 году — профессором. [6] Затем Гумплович ушел из академических кругов в 1908 году. [5]
Как польский интеллектуал, он почувствовал надвигающуюся обреченность на своей родине, странность чужого мира, а затем ностальгию по своей родине и постепенно стал цениться в своей приемной стране, хотя по большей части оставался незамеченным своими соотечественниками. [3] Отвергая ортодоксальную юриспруденцию в пользу создания социологии, которая еще не получила широкого признания в Австрии и Германии, он оставался аутсайдером и находился в противоречии с университетскими кругами после многих лет изучения и преподавания своих убеждений. [4] Он часто подчеркивал свои польские и еврейские корни, что еще больше изолировало его от университетских кругов.
Карьера
[ редактировать ]Взносы
[ редактировать ]Первой социологической работой Людвига Гумпловича была книга «Раса и государство» (1875 г.) , которая позже была изменена на «Социологическую идею государства» (1881 г.), а затем изменена на «Общее государственное право» («Allgemeines Staats-recht») (1907 г.). [5] Его другие работы включают « Очерки социологии», «Австрийское государственное право», «Расовая борьба», «Социологические очерки», «Социология и политика» и другие, и были переведены на другие иностранные языки. Гумплович оставил огромное литературное наследие: 190 произведений на его имя, не говоря уже о множестве статей и рецензий, написанных им на польском языке.
Мысль
[ редактировать ]Социология конфликта
[ редактировать ]Гумплович очень рано заинтересовался проблемой подавленных этнических групп, будучи выходцем из еврейской семьи и родом из Кракова, города бывшего Речи Посполитой , который сначала был разделен , а затем стал Вольным городом Краковом, Австро аннексированным -Венгрией. . [ нужна ссылка ] Он на протяжении всей жизни был защитником меньшинств в Габсбургской империи , в частности, славяноязычных . [1]
После распада Краковской республики было создано Национальное движение за независимость Польши, частью которого стал молодой Гумплович. Это движение боролось за право на национальное самоопределение Польши. Гумплович был молодым успешным юристом и приверженцем этого движения. Он принимал участие в восстании против России в 1863 году и был его активным участником. За это время он издавал демократический журнал «Край» («Страна») с 1869 по 1874 год.
Гумплович вскоре заинтересовался более поздней формой социологии конфликта , начав с идеи группы (тогда известной как раса ). Он понимал расу как социальное и культурное, а не биологическое явление. Он всячески подчеркивал неизмеримо малую роль биологической наследственности и решающую роль социальной среды в детерминации поведения человека. Придавая положительное значение смешению рас, он отмечал, что чистые расы уже перестали существовать. [7] : 85
Состояние
[ редактировать ]Он рассматривал государство как институт, который обслуживал различные контролирующие элиты в разное время . В анализе он склонялся к макросоциологии , предсказывая, что, если меньшинства государства станут социально интегрированными, они разразятся войной. В своей публикации 1909 года «Der Rasenkampf» («Борьба рас») он предвидел мировую войну. По мнению Гумпловича, государство, которое по своим масштабам совпадало со страной и ассоциировалось в воображении людей с нацией, начало брать на себя роль социального агента. [3]
Разделение труда
По мнению Гумпловича, каждое государство навязывает систему насильственного разделения труда; как следствие, возникают социальные классы, и между классами возникают конфликты. Вместо того, чтобы создавать законы, основанные на справедливости, законы принимаются победами в классовых битвах. Точно так же, как культура является результатом изобилия, а досуг становится возможным благодаря завоеваниям, высшая цивилизация обязана своим существованием битвам с низшими классами. Гумплович отверг идею о том, что принятие мер по обеспечению благосостояния или даже социального планирования может спасти цивилизации от возможного разрушения, принимая во внимание, что история является циклическим процессом.
Социальный дарвинист
[ редактировать ]При жизни его считали социал-дарвинистом , главным образом из-за его подхода к обществу как к совокупности групп, безжалостно борющихся между собой за господство. [7] : 83 Тем не менее он не выводил своих концепций непосредственно из эволюционной теории и критиковал тех социологов ( Конт , Спенсер , Лилиенфельд ), которые использовали биологические аналогии в качестве объяснительного принципа. В то же время он разделял натуралистическое понимание истории и считал человечество частицей вселенной и природы, частицей, подчиняющейся тем же вечным законам, что и целое. [1]
Сингенизм
[ редактировать ]Гумплович был наиболее известен своей идеей сингенизма. [8] Это сочетание моральных, физических, экономических и культурных элементов, которые в разной степени смешивались во времени и среди различных социальных групп. Родство было основным звеном в группировках, но по мере развития мира экономическое и психическое давление становилось все более значительным. [9] Гумплович определяет сингенизм как «то явление, которое состоит в том, что неизменно в связанных образах жизни определенные группы людей, чувствуя себя тесно связанными общими интересами, стремятся функционировать как единый элемент в борьбе за господство». По мнению Гумпловича, людям присуща склонность образовывать сообщества и создавать чувство единства. Он назвал это сингенизмом (сингенетическим). Сингенизм — это термин, используемый для описания общества с особой культурой, в котором развивается чувство принадлежности. целом, а также чувство братства в том смысле, что они принадлежат к одному виду. [3]
Влияния
[ редактировать ]Его политические убеждения и его полемический характер привлекли многих польских и итальянских студентов, что сделало его теории важными в Польше, Италии и других королевских государствах (сегодня Хорватия , Чехия ). Но тот факт, что он публиковал свои работы на немецком языке, означал, что он также был важной фигурой в немецкоязычных странах. Густав Ратценхофер был самым выдающимся из тех, кто находился под его влиянием. Густав Ратценхофер был социологом, о котором Гумплович ценил больше всего. [5] Философы Карло Каттанео , Фридрих Ницше и Густав Ратенхофер были людьми, которых Людвиг Гумплович разделял схожими идеями. Хотя все они отличались друг от друга, у них были одни и те же цели и точки зрения. Их общей целью была переоценка социальных моральных ценностей. Эти социальные моральные ценности рассматривались обществом как постоянные и неизменные. Именно это привело этих людей к общей цели — изучению социальных норм и групп, чтобы помочь переопределить принципы, по которым живут люди.
[10] У Гумпловича был еще один ученик – Мануэль Гонсалес Прада . Прада жил в Перу и нашел теории Грумпловича об этническом конфликте полезными для понимания не только испанского завоевания народов кечуа в шестнадцатом веке, но и того, как потомки испанцев (и других европейских иммигрантов) продолжали подчинять коренные народы. Наиболее поразительным в этом отношении является Гонсалеса Прады эссе «Наши индейцы», включенное в его «Horas de lucha » после 1924 года. [11] Бразильский эссеист Евклид да Кунья также признает влияние Гумпловича в предварительной заметке к своему влиятельному исследованию «Ос Сертойнс» (1902), углубленному анализу войны Канудоса 1895–1989 годов между республиканским правительством Бразилии и жителями Канудоса в глубинке Баии. . [12]
Справочная работа
[ редактировать ]В своей публикации «Очерки социологии» (1899 г.) Гумплович рассматривает работы Конта, Спенсера, Бастиана и Липперта. Он также рассматривает отношения экономики, политики, сравнительного изучения права, философии истории и истории цивилизации с наукой об обществе. Многие из основных работ Гумпловича написаны на немецком языке. [13]
Социологами, оказавшими влияние на него, были Густав Ратценгофер , Альбион В. Смолл , Франц Оппенгеймер . Социологи Эмиль Дюркгейм , Леон Дюги , Гарольд Дж. Ласки и другие развили взгляд Гумпловича на политические партии как группы интересов. [14] Также под влиянием Эразма Маевского и Мечислава Шерера. [4] Его теории также пользовались большим влиянием среди первых теоретиков конфликтов и вдохновили ранние теоретические работы по управлению многоэтническими государствами. [15]
Критика
[ редактировать ]Критика работ Гумпловича заключается в том, что он представляет довольно узкую интерпретацию природы социальных явлений. Он уделял большое внимание социальным группам, а также социологическому исследованию их конфликта как целого. При этом Гумплович минимизировал важность личности и преувеличил принуждение и решимость, которые группа исключает по отношению к личности. Это было дальше, чем зашли другие социологи, такие как Дюркгейм, Зигеле, Лебон или Троттер. [16]
Критические авторы, такие как Ежи Шацкий, заявляли, что влиянию Гумпловича, несомненно, способствовал тот факт, что его научная работа проходила за пределами основных интеллектуальных центров того времени, а также тот факт, что его более интригующие теории о его социологическом методе были более тщательно разработаны другими теоретики, такие как социологизм Дюркгейма и теория конфликта Маркса . [3]
Наследие
[ редактировать ]Гумплович определил социологию как науку об обществе и социальных законах. Он посвятил свою жизнь изучению отношений, общих для социальных классов и групп. Он был искателем истины и преодолел множество препятствий на пути изучения общественных событий. Далее он приводит популярную цитату: «Ни один химик не спросит, хорошо ли кислород соединяется с водородом или правильно ли он смешивается с ртутью. Ни один астроном не стал бы задаваться вопросом, достойна ли Луна, появившись между Солнцем и Землей, похвалы или порицания, — но не может быть найдено ни одного историка, который счел бы неоправданным судить о «правильных» или «неправильных» действиях короля X или министра. Ю; который воздерживался бы от похвалы или порицания при замысле какого бы то ни было действия».
Смерть
[ редактировать ]19 августа 1909 года Людвиг Гумплович и его жена Франциска покончили жизнь самоубийством, отравившись ядом. [17] В конце 1907 года у Гумпловича диагностировали рак, и его здоровье ухудшалось, как и здоровье Франциски. В письме он написал : «Мы оба больше думаем о другой стороне ( обитателе Дженсейта ), и жизнь для нас — бремя». Таким образом, они оба закончили свою совместную жизнь, положив конец боли от рака Гумпловича. [5] Смерть Гумпловича глубоко потрясла мир. Его влияние как великого мыслителя, писателя, философа, юриста, историка и социолога изменило ход социологической истории. Ученики Гумпловича часто называли его ангелом с великой душой и великолепным мыслителем. В его честь после его кончины в городе Грац было создано социологическое общество . Многие философы и социологи высоко ценили Гумпловича, и они подчеркивали свою признательность за его путь в поисках истины и идей.
Самые известные публикации
[ редактировать ]- Grundriss Der Sociologie / Очерки социологии. (1899) Перевод Фредерика В. Мура. 1975, Арно Пресс.
- Расовая борьба. (1883)
- Системная социология (1887) - польский
- Раса и государство (1875)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Торранс, Джон (1976). «Появление социологии в Австрии: 1885-1935». Европейский журнал социологии / Archives Européennes de Sociologie / Европейские социологические архивы . 17 (2): 185–219. дои : 10.1017/S0003975600007359 . ISSN 0003-9756 . JSTOR 23998748 . S2CID 145285817 .
- ^ ЛЕНХАРД, ФИЛИПП (2012). «Ассимиляция как падение: иудаизм Людвига Гумпловича и вопрос антисемитизма» . Журнал религиозной и интеллектуальной истории . 64 (2): 105–116. дои : 10.1163/157007312801604852 . ISSN 0044-3441 . JSTOR 23898745 .
- ^ Jump up to: а б с д и Адамек, Войцех; Радван-Прагловский, Януш (ноябрь 2006 г.). «Людвик Гумплович: забытый классик европейской социологии» . Журнал классической социологии . 6 (3): 381–398. дои : 10.1177/1468795X06069685 . ISSN 1468-795X . S2CID 144007868 .
- ^ Jump up to: а б с Адамек, Войцех; Радван-Прагловский, Януш (24 июля 2016 г.). «Людвик Гумплович: забытый классик европейской социологии». Журнал классической социологии . дои : 10.1177/1468795X06069685 . S2CID 144007868 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кохановский, И. (1909). «Людвиг Гумплович» . Американский журнал социологии . 15 (3): 405–409. дои : 10.1086/211789 . ISSN 0002-9602 . S2CID 222429153 .
- ^ Уильям М. Джонстон , Австрийский разум: интеллектуальная и социальная история, 1848–1938 (Калифорнийский университет Press, 1983), стр. 175
- ^ Jump up to: а б История классической социологии. Эд. Игорь Кон . Москва, 1989. ISBN 5-01-001102-6
- ^ «Сингенизм | социология» . Британская энциклопедия . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Барнс, Гарри Э. (1919). «Борьба рас и социальных групп как фактор развития политических и социальных институтов: изложение и критика социологической системы Людвига Гумпловича» . Журнал расового развития . 9 (4): 394–419. дои : 10.2307/29738318 . ISSN 1068-3380 . JSTOR 29738318 .
- ^ Кохановский, И. (1909). «Людвиг Гумплович» . Американский журнал социологии . 15 (3): 405–409. дои : 10.1086/211789 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 2762519 . S2CID 222429153 .
- ^ «Мануэль Гонсалес Прада, «Наши индейцы» » . Evergreen.loyola.edu . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Ос Сертойнс, Евклид да Кунья (2010). Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Мур, Фредерик; Гумплович, Людвиг (1975). Очерки социологии . Арно Пресс.
- ^ «Людвиг Гумплович | Австрийский учёный» . Британская энциклопедия . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Конечны, Мэтью Дж. (2015), «Гумплович, Людвиг (1838–1909)», Энциклопедия расы, этнической принадлежности и национализма Уайли Блэквелла , Американское онкологическое общество, стр. 1–2, doi : 10.1002/9781118663202.wberen065 , ISBN 9781118663202
- ^ Барнс, Гарри Э. (1919). «Борьба рас и социальных групп как фактор развития политических и социальных институтов: изложение и критика социологической системы Людвига Гумпловича». Журнал расового развития . 9 (4): 394–419. дои : 10.2307/29738318 . ISSN 1068-3380 . JSTOR 29738318 .
- ^ Уорд, Лестер Ф. (1909). «Людвиг Гумплович» . Американский журнал социологии . 15 (3): 410–413. дои : 10.1086/211790 . ISSN 0002-9602 . S2CID 222430255 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция сочинений Гумпловича на Archive.org
- Обзор 1885 года на «Grundriss der Soziologie» Эмиля Дюркгейма (на французском языке)
- JewishEncyclepedia.com - ГУМПЛОВИЧ, ЛЮДВИГ на www.jewishencyclepedia.com - Еврейская энциклопедия
- Гонсалес Прада, Мануэль. «Наши индейцы» . 1900.
- https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095912337
- https://courses.lumenlearning.com/suny-herkimer-intro-to-sociology-1/chapter/conflict-theory/
- 1838 рождений
- 1909 самоубийств
- 1909 смертей
- Люди из Вольного города Кракова
- Журналисты из Австро-Венгрии
- Юристы из Австро-Венгрии
- Социологи из Австро-Венгрии
- Журналисты из Кракова
- Польские евреи XIX века
- Польские кальвинисты и христиане-реформаторы
- Польские социологи
- Еврейские социологи
- Совместные самоубийства
- Польские юристы XIX века
- Академический состав Университета Граца
- Евреи из Австро-Венгрии
- Выпускники Ягеллонского университета