Поклонение огню

Поклонение или обожествление огня (также пиродулия , пиролатрия или пиролатрия ), или огненные ритуалы , религиозные обряды, сосредоточенные на огне, известны из различных религий . Огонь был важной частью человеческой культуры со времен нижнего палеолита . Предполагается, что религиозные или анимистические представления, связанные с огнем, восходят к таким ранним дочеловеческим временам.
Может существовать бог огня как олицетворение огней вообще, и можно считать, что он в каком-то смысле обитает в каком-то конкретном ритуальном огне, или же огонь может представлять собой поклонение другому божеству.
Индоевропейские религии
[ редактировать ]В индоевропейских языках существовало две концепции огня: одушевлённого типа, называемого * h₁n̥gʷnis (ср. санскрит agni , албанское : enji , [ 1 ] английский ignite от латинского ignis , польского ogień и русского ogon ), а также неодушевленный тип * péh₂wr̥ (ср. англ. fire , греческий пир , санскритский pu ). [ 2 ] [ 3 ] Аналогичное различие существовало и для воды . [ 4 ]
албанский
[ редактировать ]В албанской культ мистического огня и огненные ритуальные практики . традиции важную роль играл [ 5 ] Огонь ( зжарри ), очевидно, обожествлялся как Энджи , божество, которому четверг – e enjte посвящался на албанском языке . [ 6 ] Предположительно, ему поклонялись иллирийцы в древности. [ 7 ] и он, возможно, был самым выдающимся богом албанского пантеона в римские времена, интерпретируя Юпитера , когда названия дней недели были сформированы на албанском языке. [ 8 ] Вера в выдающегося бога огня и погоды, которого называли И Вербти («слепой») и которого часто считали более могущественным, чем христианский бог , сохранилась в северной Албании до недавнего времени. [ 9 ] При христианизации бог огня был демонизирован и считался ложным богом , и распространялось мнение, что любой, кто призовет его, будет ослеплен огнем. [ 10 ] Твердые верования в мифологические персонажи огня и очага сохраняются среди албанцев до сих пор. [ 11 ] особенно Огонь Очага , Мать Очага и Змея Очага . [ 12 ]
В албанском язычестве огонь считается живым, священным или божественным элементом, используемым для ритуалов , жертвоприношений и очищения . [ 13 ] Поклонение огню и ритуалы связаны с культом Солнца ( Дьелли ), культом домашнего очага ( Ватер ) и культом плодородия в сельском хозяйстве и животноводстве . [ 14 ] Календарные огни ( зжаррет э витит ) связаны с космическим циклом и ритмами сельскохозяйственной и скотоводческой жизни. [ 15 ] Огонь Очага ( Zjarri i Vatrës ) обожествляется и считается потомком Солнца и хранителем непрерывности между миром живых и миром мертвых, обеспечивая непрерывность племени ( fis или Farë ) посредством поколения. [ 16 ] Албанские народные верования рассматривают молнию как «небесный огонь» ( zjarri i qiellit ) и считают ее «оружием божества». [ 17 ]
Ритуальные коллективные костры (в зависимости от дома, родства или соседства) или костры во дворах (особенно на высоких местах), зажигаемые до восхода солнца, чтобы отпраздновать основные традиционные албанские праздники, такие как Дита э Верес ( весеннее равноденствие ), Шенджерджи , зимние фестивали. ( зимнее солнцестояние ), или горные паломничества, часто сопровождающиеся жертвоприношениями животных , связаны с культом Солнца и, в частности, практикуются с согласно старым верованиям, функция придания силы Солнцу. [ 18 ] Христианское духовенство исторически безуспешно боролось с практикой ритуальных костров среди албанцев. [ 19 ]
Балтика
[ редактировать ]называется Ugnis szwenta Благодатный огонь по -литовски называется Uguns māte , а «Мать огня» по -латышски . [ 20 ]
Огонь очень часто упоминается летописцами при описании литовских обрядов . К литовскому королю Альгирдасу даже обращались как к «огнепоклонному королю Литовскому» (τῷ πυρσολάτρῃ ῥηγὶ τῶν Λιτβῶν) в документах константинопольского патриарха Нила . [ 21 ]
Селтик
[ редактировать ]В кельтской мифологии был Белен , чье имя «сияющий» ассоциировало его с огнем. [ нужна ссылка ]
Греко-римский
[ редактировать ]Поклонение огню в греко-римской традиции имело две отдельные формы: огонь очага и огонь кузницы . Поклонение очагу поддерживалось в Риме весталками , служившими богине Весте , защитнице дома, имевшей священное пламя как символ своего присутствия в городе ( ср. Священный огонь Весты ). Греческим эквивалентом богини была Гестия , поклонение которой чаще всего происходило в доме. Огонь кузницы ассоциировался с греческим богом Гефестом и римским эквивалентом Вулканом . Эти двое, похоже, служили одновременно покровителями ремесленных гильдий и защитниками от случайных пожаров в городах. С огнем также связан титанический бог Прометей , который украл у богов огонь для людей. Большинство форм поклонения в греко-римской религии включало либо приготовление, либо полное сжигание животного на огне, разведенном на алтаре перед храмом ( см. гекатомба ). [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]В ведической традиции индуизма огонь является центральным элементом церемонии яджны , а Агни , «огонь», играет роль посредника между поклоняющимся и другими богами. Связанные концепции - это ритуал Агнихотры , призывание целебных свойств огня; ритуал Агникаяны , представляющий собой строительство огненного алтаря Агни; и Агнистома , которая является одной из семи Сомаяджн . В вайшнавской традиции индуизма Агни считается языком Вишну , поэтому все жертвоприношения, приносимые какому-либо божеству, в конечном итоге считаются жертвой Вишну. [ 22 ]
В современном индуизме термин яджна — это общий термин для многих типов ритуалов, проводимых перед огнем, а хома — для относительно небольших огненных пудж, проводимых в домашней обстановке или как часть свадебной церемонии ( виваха хома ). Огонь очень тщательно разжигается и за ним ухаживает специалист-брамин -пуджари , при этом он часто декламирует соответствующие отрывки из священных текстов.
Индо-иранский
[ редактировать ]Археологически свидетельства индоиранского огнепоклонства и обряда кремации встречаются при переходе от синташтинско-петровской к андроновской культуре около 1500 г. до н.э. [ 23 ] Поклонение огню было распространено в Ведах , где Агни был богом огня, и в древней иранской религии. В то время как кремация стала повсеместной в индуизме , она была запрещена в зороастризме . [ 24 ] Свидетельства поклонения огню также были обнаружены в местах Калибангана и Лотала в долине Инда . [ 25 ]
Зороастризм
[ редактировать ]В зороастризме огонь считается средством чистоты и символом праведности и истины. В наши дни это объясняют тем, что огонь горит постоянно вверх и сам по себе не может быть осквернен. Саде и Чахаршанбе Сури — это фестивали, связанные с огнем, которые отмечаются по всему Большому Ирану и восходят к тем временам, когда зороастризм все еще был преобладающей религией в регионе. Зороастризм, однако, иногда ошибочно называют религией поклонения огню, тогда как это монотеистическая вера с Ахура Маздой в качестве центральной фигуры и дуалистической космологией добра и зла. Огонь просто является примером духовной мудрости и чистоты, но ему не поклоняются.
славянский
[ редактировать ]В славянском язычестве Сварог , что означает «светлый и ясный», был духом огня. Самым известным и драматичным среди многочисленных славянских языческих огненных обрядов является прыжки через костер в Купаловскую ночь .
Авраамические религии
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]В повествованиях Библии еврейской Яхве ассоциируется с огнем больше, чем с любым другим элементом или образом, и Присутствие Яхве концептуализируется как пожирающий огонь, особенно, но не исключительно, в Книге Исхода , который проявляется как огонь на вершине горы. Синай внутри Ковчега Завета , как горящий куст и огненный столп, ведущий израильтян, и в обширных поэтических образах. [ 26 ] Подношения Яхве в еврейском ритуале, записанном в еврейской Библии и Талмуде , совершаются огнем. [ 27 ]
христианство
[ редактировать ]Благодатный огонь в храме Гроба Господня в Иерусалиме последовательно документируется с 1106 года нашей эры. [ 28 ]
Огонь часто используется как символ или знак присутствия Бога в христианстве, поскольку он считается творением наряду с водой и другими элементами. В Новом Завете Иисус изображен как человек, принесший огонь на землю. [ 29 ] Святого Духа иногда называют «языками пламени». [ 30 ]
Другие религии
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2009 г. ) |
Огонь продолжает оставаться частью многих человеческих религий и культур. Например, его используют при кремации и кострах ; свечи используются в различных религиозных церемониях; вечный огонь используется для напоминания о знаменательных событиях; и Олимпийский огонь горит на протяжении всех игр .
В японской мифологии Кагу -цути — бог разрушительного огня.
См. также
[ редактировать ]- Атешгях Баку
- Костер тщеславия
- Вечный огонь
- холокост
- Список богов огня
- Манипура (огненная чакра)
- Поклонение природе
- Нимфеон (огненное святилище)
- Солнечное божество
- Зороастризм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тальявини 1963 , с. 103; Треймер 1971 , с. 32; Орел 1998 , с. 88
- ^ "Огонь" . etymonline.com.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон, Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997. с. 202.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон, Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997. с. 636.
- ^ Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327; Кафлеши 2011 , с. 49.
- ^ Тальявини 1963 , с. 103; Треймер 1971 , с. 32; Орел 1998 , с. 88; Люркер 2005 , с. 57; Кох 2015 , с. 113
- ^ Треймер 1971 , с. 32; Ламбертц 1973 , с. 476; Погирк 1987 , с. 178; Люркер 2005 , с. 57.
- ^ Треймер 1971 , с. 32; Ламбертц 1973 , с. 476; Погирк 1987 , с. 178; Орел 1998 , с. 88; Кох 2015 , с. 113.
- ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1973 , стр. 505–506.
- ^ Люркер 2004 , с. 197; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
- ^ Новик 2015 , с. 268; Галати и др. 2013 , стр. 161; Стипчевич 2009 , с. 507.
- ^ Галати и др. 2013 , стр. 161; Стипчевич 2009 , с. 507.
- ^ Боннефой 1993 , с. 253; Погирк 1987 , стр. 178–179 Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327
- ^ Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327; Кафлеши 2011 , с. 49; Погирк 1987 , стр. 178–179; Хиси 2006 , стр. 349–361.
- ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
- ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 176, 410; Де Рэппер 2012 , стр. 14–15; Джон 2012 , с. 90; Галати и др. 2013 , с. 161.
- ^ Тирта 2004 , стр. 82, 406.
- ^ Тирта 2004 , стр. 75, 113, 116, 250.
- ^ Кафлеши 2011 , с. 49.
- ^ Запад 2007 , с. 269.
- ^ Норкус 2017 , с. 1966.
- ^ Мадулика Шарма (2002). Поклонение огню в Древней Индии . Схема публикаций Джайпура. ISBN 978-81-86782-57-6 .
- ^ Дьяконов, Игорь М. (1995). «Два недавних исследования индоиранского происхождения» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 115 (3): 473–477. дои : 10.2307/606224 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 606224 . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Креенбрук, Филип Г. (11 января 2013 г.). Живой зороастризм: городские парсы рассказывают о своей религии . Рутледж. ISBN 978-1-136-11970-5 . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Янг, LM (1976). [Обзор Лотала и цивилизации Инда, авторы С.Р. Рао и М. Уиллер]. Азиатские перспективы, 19 (2), 308–309. http://www.jstor.org/stable/42927928
- ^ «Сефария: Исход 13:21 - JPS Танах 1985» . Сефария . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «Сефария: Левит 1:1 - ДжПС Танах 1985» . Сефария Получено 1 июля.
- ^ «Благодатный огонь. Благодатный огонь в Иерусалиме – ежегодное чудо в Храме Гроба Господня» .
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Луки 12: 49-56 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 3:11 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боннефуа, Ив (1993). Американская, африканская и древнеевропейская мифологии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-06457-3 .
- Де Рэпер, Жиль (2012). «Кровь и семя, ствол и очаг: родство и общее происхождение на юге Албании» . В Хемминге, Андреас; Кера, Джентьяна; Панделеймони, Энрикета (ред.). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 79–95. ISBN 9783643501448 .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Джон, Ирена (2012). Связь мифов и культов Ионического побережья с другими мифическими территориями (доктор философии) (на албанском языке). Тирана: Тиранский университет, факультет истории и филологии.
- Хиси, Шикыри (2006). «Албанские традиционные культы» . Албанские следы - фольклор и этнология (на албанском языке) (36). Албанологический институт Приштины: 349–361.
- Кох, Гарольд (2015). «Схемы распространения номенклатурных систем: австралийские подразделы по сравнению с европейскими днями недели». В Даге Т.Т. Хауге (ред.). Историческая лингвистика 2013: Избранные доклады 21-й Международной конференции по исторической лингвистике, Осло, 5–9 августа 2013 г. Актуальные проблемы лингвистической теории. Том. 334. При содействии: Эйрикура Кристьянссона. Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-6818-1 .
- Ламбертц, Максимилиан (1922). Албанские сказки (и другие тексты по албанскому фольклору) . Вена: А. Гёльдер.
- Ламбертц, Максимилиан (1973). «Мифология албанцев». В Гансе Вильгельме Хауссиге (ред.). Словарь мифологии (на немецком языке). Том. 2 стр. 455–509.
- Люркер, Манфред (2005). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-203-64351-8 .
- Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа о богах и богинях, дьяволах и демонах . Рутледж. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- Норкус, Зенонас (28 июля 2017 г.). Непровозглашенная империя: Великое княжество Литовское: с точки зрения сравнительной исторической социологии империй (1-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1138281547 .
- Новик, Александр (2015). «Лексикон албанской мифологии: региональные исследования в полиязычном регионе Приазовья» . Славия Меридионалис . 15 : 261–273. дои : 10.11649/см.2015.022 . Проверено 3 января 2020 г.
- Orel, Vladimir (1998). Albanian etymological dictionary . Brill. ISBN 978-90-04-11024-3 .
- Погирк, Цицерон (1987). «Албанская религия». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1. Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. стр. 178–180.
- Кафлеши, Мухаррем (2011). Опоя и Гора на протяжении веков [ Опоя и Гора на протяжении веков ]. Албанологический институт Приштины . ISBN 978-9951-596-51-0 .
- Штадтмюллер, Георг (1954). «Древние языческие народные верования и христианизация в Албании» . Orientalia Christiana Periodica (на немецком языке). ХХ . Pontificium Institutum Orientalium Studiorum: 211–246.
- Стипчевич, Александр (2009). «Доисторические элементы в верованиях дендрариев Зары». ACTS (на албанском языке): 505–509. ISSN 2073-2244 .
- Тальявини, Карло (1963). История языческих и христианских слов во времени . Брешия: Морчеллиана.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Уэст, Мартин Личфилд (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .