Jump to content

очаг

Ватер вотра или вотер ; албанская определенная форма : ватра или в ) — домашний очаг ( албанской культуре . Огонь домашнего очага ( zjarri i vatrës ) обладает божественными атрибутами в албанских верованиях , считается поддерживающим преемственность между миром живых и миром мертвых и обеспечивает преемственность племени ( fis ) из поколения в поколение. поколение. [ 1 ] В албанских народных верованиях огненный очаг является символом огня как порождения Солнца ( Дьелли ). [ 2 ] В албанской традиции огонь ( зжарри ), очевидно, обожествлялся как Энджи , божество, которому четверг e enjte посвящался на албанском языке . [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Албанский протоалбанского термин vatër (или votër ; албанская определенная форма : vatra или votra ), « очаг », « камин », происходит от * ōtr- , полученного посредством от *o до *vo-/*va-, развития которое наблюдается исключительно в албанском языке как дифтонгизация *о в двух основных диалектных группах ( тоск : ватра / гег : вотра ). Это албанский термин, унаследованный от протоиндоевропейского *h₂ehₓ-tr-eh₂ < *h₂eh₁ter- («огонь»). [ 4 ] [ 5 ] Это родственно латинскому ater и протоиранскому * HáHtr̥š («огонь», ср. авестийское : Atar ). Албанский термин, в частности форма тоск с ва- , был заимствован румынским языком и распространился на другие балканские языки, такие как славянский . [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] [ 8 ]

Албанский термин zjarr , zjarm , zjerm и т. д., «огонь», унаследован от протоиндоевропейского *gʷʰermno- «теплый». В частности, в палео-балканской группе IE он родственен греческому : θερμός thermos и армянскому : ǰerm . [ 9 ]

Традиция

[ редактировать ]

Функция огня домашнего очага ( зярри и ватрес ) — поддержание непрерывности между миром живых и миром мертвых. После смерти души предков ( хидже ) принимают божественный оттенок и сохраняют связь с семьей, охраняющей домашний очаг. [ 6 ] [ 10 ]

Считается, что Zjarri i vatrës обеспечивает преемственность племени ( фис ) из поколения в поколение. [ 6 ] Действительно, в албанской традиции эта линия отождествляется с первоначальным огнем ( зярр ); члены племени — это те, кто происходят «из одного огня» ( pe një zjarri ). Огонь догорает в очаге ( ватэр ), где он приобретает иной смысл, помимо первородного понятия: огонь домашнего очага рассматривается также как место общего существования и соизмеримости. [ 11 ]

В албанских народных верованиях огненный очаг ( ватра э зжаррит ) является символом огня как потомка Диелли («Солнца»). [ 2 ] Место возгорания традиционно строится в центре дома и имеет круглую форму, олицетворяющую Солнце. Традиционно огонь домашнего очага отождествляется с существованием семьи, и ему поклоняются как божеству ( hyjni/perëndi të zjarrit të vatrës ). Его тушение считается плохим предзнаменованием для семьи. [ 12 ]

Роуз Уайлдер Лейн (1923) дала следующее описание культа огня северной Албании: [ 13 ]

Невеста везет с собой из дома один неизменный подарок — щипцы для огня. Придя в дом мужа, она занимает скромное место в углу, стоит, сложив руки на груди, опустив глаза, и в течение трех дней и ночей обязана оставаться в таком положении... в старые времена, когда отец каждого дома был также жрецом-хранителем огня, и всякий, приходящий просить огня от него, благоговейно стоял в этой позе, молча, перед очагом, пока отец-священник не давал ему его. Невеста, новичок в семье, — просительница дара огня, жизни, тайны, продолжающей род.

В албанских верованиях широко распространена фигура Гьярпри и ватрес (змей домашнего очага), домашний божественный змей, олицетворяющий души предков. [ 14 ] Другая широко распространенная фигура — Нена э Ватрес (Мать домашнего очага), благодетельное божество, охраняющее огонь домашнего очага. Она родственна греческой Гестии и римской Весте . [ 6 ] [ 10 ] [ 15 ] [ 2 ] Греческим и римским богиням были посвящены четко определенные общественные места поклонения, тогда как в албанской традиции местом поклонения Нене и Ватрес является очаг каждого дома. [ 16 ] В этом отношении албанский культ больше похож на древний культ природного вечного огня Нимфеона . [ 16 ]

Жертвенные подношения божествам, связанным с очагом, традиционно практикуются албанцами на праздниках, бросая часть приготовленной ими еды в огонь домашнего очага и вокруг очага. [ 17 ] [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2492985497d6398ab9ec22f5adfedce__1725177600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/ce/c2492985497d6398ab9ec22f5adfedce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vatër - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)