очаг
Эта статья является частью серии статей, посвященных |
Культура Албания |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Ватер вотра или вотер ; албанская определенная форма : ватра или в ) — домашний очаг ( албанской культуре . Огонь домашнего очага ( zjarri i vatrës ) обладает божественными атрибутами в албанских верованиях , считается поддерживающим преемственность между миром живых и миром мертвых и обеспечивает преемственность племени ( fis ) из поколения в поколение. поколение. [ 1 ] В албанских народных верованиях огненный очаг является символом огня как порождения Солнца ( Дьелли ). [ 2 ] В албанской традиции огонь ( зжарри ), очевидно, обожествлялся как Энджи , божество, которому четверг – e enjte посвящался на албанском языке . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Албанский протоалбанского термин vatër (или votër ; албанская определенная форма : vatra или votra ), « очаг », « камин », происходит от * ōtr- , полученного посредством от *o до *vo-/*va-, развития которое наблюдается исключительно в албанском языке как дифтонгизация *о в двух основных диалектных группах ( тоск : ватра / гег : вотра ). Это албанский термин, унаследованный от протоиндоевропейского *h₂ehₓ-tr-eh₂ < *h₂eh₁ter- («огонь»). [ 4 ] [ 5 ] Это родственно латинскому ater и протоиранскому * HáHtr̥š («огонь», ср. авестийское : Atar ). Албанский термин, в частности форма тоск с ва- , был заимствован румынским языком и распространился на другие балканские языки, такие как славянский . [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] [ 8 ]
Албанский термин zjarr , zjarm , zjerm и т. д., «огонь», унаследован от протоиндоевропейского *gʷʰermno- «теплый». В частности, в палео-балканской группе IE он родственен греческому : θερμός thermos и армянскому : ǰerm . [ 9 ]
Традиция
[ редактировать ]Функция огня домашнего очага ( зярри и ватрес ) — поддержание непрерывности между миром живых и миром мертвых. После смерти души предков ( хидже ) принимают божественный оттенок и сохраняют связь с семьей, охраняющей домашний очаг. [ 6 ] [ 10 ]
Считается, что Zjarri i vatrës обеспечивает преемственность племени ( фис ) из поколения в поколение. [ 6 ] Действительно, в албанской традиции эта линия отождествляется с первоначальным огнем ( зярр ); члены племени — это те, кто происходят «из одного огня» ( pe një zjarri ). Огонь догорает в очаге ( ватэр ), где он приобретает иной смысл, помимо первородного понятия: огонь домашнего очага рассматривается также как место общего существования и соизмеримости. [ 11 ]
В албанских народных верованиях огненный очаг ( ватра э зжаррит ) является символом огня как потомка Диелли («Солнца»). [ 2 ] Место возгорания традиционно строится в центре дома и имеет круглую форму, олицетворяющую Солнце. Традиционно огонь домашнего очага отождествляется с существованием семьи, и ему поклоняются как божеству ( hyjni/perëndi të zjarrit të vatrës ). Его тушение считается плохим предзнаменованием для семьи. [ 12 ]
Роуз Уайлдер Лейн (1923) дала следующее описание культа огня северной Албании: [ 13 ]
Невеста везет с собой из дома один неизменный подарок — щипцы для огня. Придя в дом мужа, она занимает скромное место в углу, стоит, сложив руки на груди, опустив глаза, и в течение трех дней и ночей обязана оставаться в таком положении... в старые времена, когда отец каждого дома был также жрецом-хранителем огня, и всякий, приходящий просить огня от него, благоговейно стоял в этой позе, молча, перед очагом, пока отец-священник не давал ему его. Невеста, новичок в семье, — просительница дара огня, жизни, тайны, продолжающей род.
В албанских верованиях широко распространена фигура Гьярпри и ватрес (змей домашнего очага), домашний божественный змей, олицетворяющий души предков. [ 14 ] Другая широко распространенная фигура — Нена э Ватрес (Мать домашнего очага), благодетельное божество, охраняющее огонь домашнего очага. Она родственна греческой Гестии и римской Весте . [ 6 ] [ 10 ] [ 15 ] [ 2 ] Греческим и римским богиням были посвящены четко определенные общественные места поклонения, тогда как в албанской традиции местом поклонения Нене и Ватрес является очаг каждого дома. [ 16 ] В этом отношении албанский культ больше похож на древний культ природного вечного огня Нимфеона . [ 16 ]
Жертвенные подношения божествам, связанным с очагом, традиционно практикуются албанцами на праздниках, бросая часть приготовленной ими еды в огонь домашнего очага и вокруг очага. [ 17 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 176, 410; Де Рэппер 2012 , стр. 14–15; Джон 2012 , с. 90; Галати и др. 2013 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с Джон 2012 , стр. 90.
- ^ Тальявини 1963 , с. 103; Треймер 1971 , с. 32; Орел 1998 , с. 88; Люркер 2005 , с. 57; Кох 2015 , с. 113; Сарао 2021 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Кертис 2018 , с. 1804.
- ^ Хиллестед и Джозеф 2022 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б с д и Погирк 1987 , с. 179.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 263.
- ^ Вермеер 2008 , с. 606.
- ^ Олсен и Торсо, 2022 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 176, 410.
- ^ Рэпер 2012 , стр. 14–15.
- ^ Джон 2012 , с. 91.
- ^ Галати и др. 2013 , с. 161.
- ^ Стипчевич 2009 , с. 507.
- ^ Монаган 1997 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б Джон 2012 , с. 96.
- ^ Тирта 2004 , стр. 177, 179.
Библиография
[ редактировать ]- Кертис, Мэтью С. (2018). «99. Диалектология албанского языка». У Фрица, Матиас; Джозеф, Брайан; Кляйн, Джаред (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . из Грютера Мутона. ISBN 978-3-11-054036-9 .
- Де Рэпер, Жиль (2012). «Кровь и семя, ствол и очаг: родство и общее происхождение на юге Албании» . В Хемминге, Андреас; Кера, Джентьяна; Панделеймони, Энрикета (ред.). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 79–95. ISBN 9783643501448 .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Джон, Ирена (2012). Связь мифов и культов Ионического побережья с другими мифическими территориями (доктор философии) (на албанском языке). Тирана: Тиранский университет, факультет истории и филологии.
- Хиллестед, Адам; Джозеф, Брайан Д. (2022). «Албанский» . В Оландере, Томас (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . Издательство Кембриджского университета. стр. 223–245. дои : 10.1017/9781108758666 . ISBN 9781108758666 . S2CID 161016819 .
- Кох, Гарольд (2015). «Схемы распространения номенклатурных систем: австралийские подразделы по сравнению с европейскими днями недели». В Даге Т.Т. Хауге (ред.). Историческая лингвистика 2013: Избранные доклады 21-й Международной конференции по исторической лингвистике, Осло, 5–9 августа 2013 г. Актуальные проблемы лингвистической теории. Том. 334. При содействии: Эйрикура Кристьянссона. Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-6818-1 .
- Люркер, Манфред (2005). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-203-64351-8 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. , ред. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Routledge, ISBN 978-1-884964-98-5 , (ЕИЭК)
- Монаган, Патрисия (1997). Новая книга богинь и героинь . Публикации Ллевеллина. п. 324. ИСБН 9781567184655 .
- Олсен, Биргит Анетт; Торсо, Расмус (2022). «Армянский» . В Оландере, Томас (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . Издательство Кембриджского университета. стр. 202–222. дои : 10.1017/9781108758666.012 . ISBN 9781108758666 .
- Orel, Vladimir (1998). Albanian etymological dictionary . Brill. ISBN 978-90-04-11024-3 .
- Погирк, Цицерон (1987). «Албанская религия». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1. Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. стр. 178–180.
- Сарао, КТС (2021). Бакинский храм Вечного огня: его связь с Бабой Нанаком и садху Удаси . Блумсбери. ISBN 9789354350986 .
- Стипчевич, Александр (2009). «Доисторические элементы в верованиях дендрариев Зары». ACTS (на албанском языке): 505–509. ISSN 2073-2244 .
- Тальявини, Карло (1963). История языческих и христианских слов во времени . Брешия: Морчеллиана.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Вермеер, Виллем (2008). «Предыстория албанской системы гласных: предварительное исследование». Исследования по славянскому и общему языкознанию . 32 : 591–608. ISSN 0169-0124 . JSTOR 40997529 .