Jump to content

Ника

Никай историческое албанское племя ( фис ) и регион в высокогорье Гьякова на севере Албании . Племя Никай — это традиционный фис в смысле сообщества, претендующего на отцовское происхождение от одного общего предка, состоящего из единого байрака (военно-административной единицы) во времена Османской империи . Никаи имеют прямое отношение к племени красники . Сегодня никадж обычно объединяют с племенем мертури как никадж-мертури.

География

[ редактировать ]
Лекбибайский район, Тропое

Территория племени Никай расположена к северу от реки Дрин , в округе Тропоя , Северная Албания , особенно в пределах этнографического нагорья Гьякова . Территория племени Никай граничит с племенем Красники на севере и востоке, Мертури на юге и Шала на западе. Их основные поселения включают Лекбибай, Перай, Нижний Куррадж, Верхний Куррадж, Гьонпепай, Кереч-Мулай и Шёнджердж. [ 1 ]

Гидрология

[ редактировать ]

Никай-Мёртур - это долина, через которую протекают две реки: Луми и Никайве (английский: «Река Никай») и Луми и Мертури (английский: «Река Мертури»). Река Никай начинается в долине Ндарманджа под названием Луми и Зи (англ. «Черная река»), проходит через деревни Капити, Гьонпепай и Лекбибай и впадает в реку Мертур к юго-западу от деревни Куррадж и Поштем. Сама река Мертури начинается в Куррадже-и-Эперме, проходит вдоль Мали-и-Тепосур (англ. «Острая гора») между деревнями Шёнджердж и Куррадж-и-Поштем и, впадая в реку Никай, продолжается через деревни Радже и Тетаж, Река Дрин является его конечным пунктом назначения. [ 2 ] Обе реки сравнительно короткие.

Устные традиции

[ редактировать ]

Прародителем Никая был пастух племени Красники по имени Никэ Мекши. Никэ покинул регион Красники до исламизации племени красники примерно между 1550-1600 годами и поселился в районе Паплекай и Эперм, где находятся руины старой церкви и кладбища. Никэ Мекши был братом Коле Мекши, прародителя колмекшайской ветви племени красники, и поэтому никадж не будет вступать в брак с красники, поскольку они являются прямыми родственниками. У сына Нике Мекши, Бибе Никая, было три сына - Леке Бибай, Марк/Мар Бибай (также называемый Курр) и Коле Бибай. Сын Леке Бибая, Пап Лекай, основал поселение Паплекай, а внук Леке, Нике Прени, основал поселение Никпренай. Жители Курраджа считают себя потомками Марка Бибая и двух его сыновей, Нике и Пре. [ 3 ]

Генетика

[ редактировать ]

Лаука и др. (2022) протестировали мужчин Никай и Красники, чтобы проверить корреляцию устных традиций с генетическими данными. Мужчины Никадж и Красники имеют одного и того же предка по отцовской линии. Таким образом, они оба принадлежат к одной и той же гаплогруппе ветви J2b-M241>L283. [ 4 ] J-L283 — это палео-балканская линия, которая была обнаружена в образцах по всему региону от прибрежной Далмации ( бронзовый век ) до восточной Дардании (римская эпоха), а также у даунцев железного века (Италия). [ 5 ] Он представляет 14-18% албанских родословных. Самый старый образец J-L283 в северной Албании найден в MBA Shkrel еще в 19 веке до нашей эры. В северной Албании, ИА Чинамак ( уезд Кукес ), половина мужчин несла J-L283. [ 6 ]

Линии происхождения Никаджа и Красники расходятся после 1500 года нашей эры, что согласуется с историей их происхождения от двух братьев Коле и Нике Мекши. Маргегаи принадлежат к линии Красники, что подтверждает устную традицию, считающую их потомками Коле Мекши. Красники и Никай имеют одного и того же прародителя с человеком из Гаши из Луже, Тропоя ок. 1200 г. н.э. Их связь указывает на то, что их родословная присутствовала на своем нынешнем месте (Тропоя) в средние века. Красники не имеют тесных отцовских связей со всеми другими народами , с которыми их связывают традиции. Это подчеркивает, что устные традиции не обязательно отражают «реальные» родственные отношения, а представляют собой сложные социальные конструкции, на которые влияет множество различных факторов. [ 7 ]

«Старый Баджрактар ​​Никаджа», Эдит Дарем .

Никаи впервые были записаны как Никаньи в 1671 году как члены Пультской епархии , а затем снова в 1703 году. В 1860-1870 годах племя состояло из 240 дворов и 2360 жителей. В 1881 году племя Никай состояло из 8 деревень со 110 дворами и 1800 жителями, тогда как в 1897-1898 годах они снова фиксируются с 280 дворами. В 1903 году к Никаю относились 24 деревни с населением 2445 человек. Австро -венгерская перепись 1918 года зафиксировала никадж как племя, насчитывающее 289 семей и 1652 жителя. [ 8 ] [ 9 ]

Говорят, что по прибытии в свой нынешний регион никаджи - и в частности курраджи - заменили маврики, население, которое первоначально было родом из Ваюша недалеко от Шкодера и поселилось на территории, составляющей нынешнюю территорию никаджа, примерно в 1416-1500 годах. Большинство пожилых людей в конечном итоге эмигрировали в Гучи в Черногории или были изгнаны, как, например, Маврики, когда ветвь Курраджа распространилась на Куррадж-и-Эперм, но некоторые семьи остались и ассимилировались. Поселение Капит связано с этим более старым населением, поэтому некоторые семьи Капита являются анас . В 1870 году османский правительственный чиновник в этом регионе был убит, и больше ни один османский правительственный чиновник не осмелился ступить в этот регион. Документы 1890 и 1894 годов указывают на то, что никадж функционировал как автономное племя, и они были байраком (военно-административной единицей) по крайней мере с 1881 года. Традиционно никадж образовывал общий байрак с племенем красники в оборонительных целях, но после битвы Черники, в которой соплеменникам Никая удалось захватить знамя у врага, они заслужили право самостоятельно объявить себя байраком. Знамя Никая представляло собой черную руку на белом фоне. В первой половине 20 века Никай состоял из войвода , байрактар ​​и три старейшины племени - воевода был главной ведущей фигурой племени и проживал в Лекбибае, тогда как байрактар ​​был военачальником во время войн и конфликтов. Сокол Делия, последний байрактар ​​Никая, умерший в 1945 году, был похоронен со знаменем Никая. [ 10 ] [ 11 ]

Никай, наряду с племенем Мертури , славились своим бандитизмом, а Никай были известны как одно из самых диких племен наряду с душманами . В 1904 году австро-венгерский исследователь Карл Штайнмец описал Никай-Мэртури как отъявленных воров лошадей и скота. Он также записал суровый и воинственный образ жизни племени Никай, а также их большое культурное гостеприимство; Сообщалось, что все мужчины носили винтовки и патроны, даже если у них не было рубашек и одежды, а бесплодный регион означал, что никадж изо всех сил пытались выжить, занимаясь простым скотоводством и сельским хозяйством. В 1902 году погибло 13 никаджцев, 10 из которых погибли в результате расстрелов. Эдит Дарем писала, что племя было «диким» и бедным, и что соплеменники даже не подчинялись собственному совету старейшин, но были очень гостеприимны. Барон Нопча очень положительно отзывался о чрезвычайном гостеприимстве семей Никай. Тем не менее путешественники постоянно писали о том, насколько бесплодной была территория Никая и что сами Никай были самыми воинственными и молчаливыми из всех албанских горных племен. [ 12 ] [ 13 ]

Племя Никай было известно как настолько воинственное среди других албанских племен, что они боялись его, а также имели репутацию не соблюдающих племенной закон Лека Дукаджина или своих старейшин племени. [ 14 ]

В 1862 году османы послали Максхарра-пашу с 12 дивизиями для проведения реформ Танзимата в высокогорье Гьякова. Под руководством Мика Соколи и Бинака Алиа племена Красники , Гаши , Бытычи и Мертури вместе с Никаем организовали сопротивление возле Буяна . Повстанцы были подкреплены силами Шалы во главе с Марком Лулой. После тяжелых боев им удалось разбить османские войска и изгнать их из горной местности. [ 15 ]

Отношения с другими племенами

[ редактировать ]

Никаджи напрямую связаны с красниками общим происхождением и поэтому считают друг друга братьями. Они также чрезвычайно близки с племенем Мертури , настолько, что их обычно объединяют в группы Никай-Мэртури. Фольклорные легенды также утверждали, что племя Никай связано с другими албанскими племенами, такими как Хоти и Васай , но это не было доказано генетически. Наследственными врагами никаджа было племя Шала , с которым у них были постоянные вооруженные конфликты, стычки и кровная месть. Они были глубоко озлоблены друг на друга и постоянно ссорились друг с другом; Племя Красники помогало племени Никай против племени Шала, которому, в свою очередь, помогало племя Шоши . Впоследствии Никай поможет племени Красники против племени Гаши . [ 16 ]

Никай — преимущественно католическое племя, а их покровителем является Святой Себастьян ( Шен Мастян/Шен Машьян/Шмашьян ). Его праздник, известный как Ната э Шмашжанит (Ночь Святого Себастьяна) или Шмашджани и Никайве (Святой Себастьян Никай), отмечается 19-20 января. Местный приход Никай датируется 1827 годом, но церковь и дом священника сгорели в 1867 году. Затем францисканцы построили новую церковь. Некоторые католики из племени Никай носили мусульманские имена, и мусульмане и католики нередко были членами одной семьи внутри племени Никай. [ 17 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 149. ИСБН  9780857725868 .
  2. ^ Дэйрел Окли-Хилл; Дэвид Смайли (2002). Англичанин в Албании: воспоминания британского офицера 1929-1955 гг . Центр албанских исследований. п. 62. ИСБН  9781903616208 .
  3. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 151. ИСБН  9780857725868 .
  4. ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 86.
  5. ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 93.
  6. ^ Лазаридис и Альпаслан-Руденберг 2022 : Дополнительные файлы, Таблица S1
  7. ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 92.
  8. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–152. ISBN  9780857725868 .
  9. ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
  10. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–153. ISBN  9780857725868 .
  11. ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
  12. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 153–156. ISBN  9780857725868 .
  13. ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
  14. ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. стр. 31–32. ISBN  9781845112875 .
  15. ^ Малай, 2003, стр.72.
  16. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–154. ISBN  9780857725868 .
  17. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 149–150. ISBN  9780857725868 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: badffe8df11ef8f3601a676c0798eb61__1708984920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/61/badffe8df11ef8f3601a676c0798eb61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nikaj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)