Ника
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Никай — историческое албанское племя ( фис ) и регион в высокогорье Гьякова на севере Албании . Племя Никай — это традиционный фис в смысле сообщества, претендующего на отцовское происхождение от одного общего предка, состоящего из единого байрака (военно-административной единицы) во времена Османской империи . Никаи имеют прямое отношение к племени красники . Сегодня никадж обычно объединяют с племенем мертури как никадж-мертури.
География
[ редактировать ]Территория племени Никай расположена к северу от реки Дрин , в округе Тропоя , Северная Албания , особенно в пределах этнографического нагорья Гьякова . Территория племени Никай граничит с племенем Красники на севере и востоке, Мертури на юге и Шала на западе. Их основные поселения включают Лекбибай, Перай, Нижний Куррадж, Верхний Куррадж, Гьонпепай, Кереч-Мулай и Шёнджердж. [ 1 ]
Гидрология
[ редактировать ]Никай-Мёртур - это долина, через которую протекают две реки: Луми и Никайве (английский: «Река Никай») и Луми и Мертури (английский: «Река Мертури»). Река Никай начинается в долине Ндарманджа под названием Луми и Зи (англ. «Черная река»), проходит через деревни Капити, Гьонпепай и Лекбибай и впадает в реку Мертур к юго-западу от деревни Куррадж и Поштем. Сама река Мертури начинается в Куррадже-и-Эперме, проходит вдоль Мали-и-Тепосур (англ. «Острая гора») между деревнями Шёнджердж и Куррадж-и-Поштем и, впадая в реку Никай, продолжается через деревни Радже и Тетаж, Река Дрин является его конечным пунктом назначения. [ 2 ] Обе реки сравнительно короткие.
Устные традиции
[ редактировать ]Прародителем Никая был пастух племени Красники по имени Никэ Мекши. Никэ покинул регион Красники до исламизации племени красники примерно между 1550-1600 годами и поселился в районе Паплекай и Эперм, где находятся руины старой церкви и кладбища. Никэ Мекши был братом Коле Мекши, прародителя колмекшайской ветви племени красники, и поэтому никадж не будет вступать в брак с красники, поскольку они являются прямыми родственниками. У сына Нике Мекши, Бибе Никая, было три сына - Леке Бибай, Марк/Мар Бибай (также называемый Курр) и Коле Бибай. Сын Леке Бибая, Пап Лекай, основал поселение Паплекай, а внук Леке, Нике Прени, основал поселение Никпренай. Жители Курраджа считают себя потомками Марка Бибая и двух его сыновей, Нике и Пре. [ 3 ]
Генетика
[ редактировать ]Лаука и др. (2022) протестировали мужчин Никай и Красники, чтобы проверить корреляцию устных традиций с генетическими данными. Мужчины Никадж и Красники имеют одного и того же предка по отцовской линии. Таким образом, они оба принадлежат к одной и той же гаплогруппе ветви J2b-M241>L283. [ 4 ] J-L283 — это палео-балканская линия, которая была обнаружена в образцах по всему региону от прибрежной Далмации ( бронзовый век ) до восточной Дардании (римская эпоха), а также у даунцев железного века (Италия). [ 5 ] Он представляет 14-18% албанских родословных. Самый старый образец J-L283 в северной Албании найден в MBA Shkrel еще в 19 веке до нашей эры. В северной Албании, ИА Чинамак ( уезд Кукес ), половина мужчин несла J-L283. [ 6 ]
Линии происхождения Никаджа и Красники расходятся после 1500 года нашей эры, что согласуется с историей их происхождения от двух братьев Коле и Нике Мекши. Маргегаи принадлежат к линии Красники, что подтверждает устную традицию, считающую их потомками Коле Мекши. Красники и Никай имеют одного и того же прародителя с человеком из Гаши из Луже, Тропоя ок. 1200 г. н.э. Их связь указывает на то, что их родословная присутствовала на своем нынешнем месте (Тропоя) в средние века. Красники не имеют тесных отцовских связей со всеми другими народами , с которыми их связывают традиции. Это подчеркивает, что устные традиции не обязательно отражают «реальные» родственные отношения, а представляют собой сложные социальные конструкции, на которые влияет множество различных факторов. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Никаи впервые были записаны как Никаньи в 1671 году как члены Пультской епархии , а затем снова в 1703 году. В 1860-1870 годах племя состояло из 240 дворов и 2360 жителей. В 1881 году племя Никай состояло из 8 деревень со 110 дворами и 1800 жителями, тогда как в 1897-1898 годах они снова фиксируются с 280 дворами. В 1903 году к Никаю относились 24 деревни с населением 2445 человек. Австро -венгерская перепись 1918 года зафиксировала никадж как племя, насчитывающее 289 семей и 1652 жителя. [ 8 ] [ 9 ]
Говорят, что по прибытии в свой нынешний регион никаджи - и в частности курраджи - заменили маврики, население, которое первоначально было родом из Ваюша недалеко от Шкодера и поселилось на территории, составляющей нынешнюю территорию никаджа, примерно в 1416-1500 годах. Большинство пожилых людей в конечном итоге эмигрировали в Гучи в Черногории или были изгнаны, как, например, Маврики, когда ветвь Курраджа распространилась на Куррадж-и-Эперм, но некоторые семьи остались и ассимилировались. Поселение Капит связано с этим более старым населением, поэтому некоторые семьи Капита являются анас . В 1870 году османский правительственный чиновник в этом регионе был убит, и больше ни один османский правительственный чиновник не осмелился ступить в этот регион. Документы 1890 и 1894 годов указывают на то, что никадж функционировал как автономное племя, и они были байраком (военно-административной единицей) по крайней мере с 1881 года. Традиционно никадж образовывал общий байрак с племенем красники в оборонительных целях, но после битвы Черники, в которой соплеменникам Никая удалось захватить знамя у врага, они заслужили право самостоятельно объявить себя байраком. Знамя Никая представляло собой черную руку на белом фоне. В первой половине 20 века Никай состоял из войвода , байрактар и три старейшины племени - воевода был главной ведущей фигурой племени и проживал в Лекбибае, тогда как байрактар был военачальником во время войн и конфликтов. Сокол Делия, последний байрактар Никая, умерший в 1945 году, был похоронен со знаменем Никая. [ 10 ] [ 11 ]
Никай, наряду с племенем Мертури , славились своим бандитизмом, а Никай были известны как одно из самых диких племен наряду с душманами . В 1904 году австро-венгерский исследователь Карл Штайнмец описал Никай-Мэртури как отъявленных воров лошадей и скота. Он также записал суровый и воинственный образ жизни племени Никай, а также их большое культурное гостеприимство; Сообщалось, что все мужчины носили винтовки и патроны, даже если у них не было рубашек и одежды, а бесплодный регион означал, что никадж изо всех сил пытались выжить, занимаясь простым скотоводством и сельским хозяйством. В 1902 году погибло 13 никаджцев, 10 из которых погибли в результате расстрелов. Эдит Дарем писала, что племя было «диким» и бедным, и что соплеменники даже не подчинялись собственному совету старейшин, но были очень гостеприимны. Барон Нопча очень положительно отзывался о чрезвычайном гостеприимстве семей Никай. Тем не менее путешественники постоянно писали о том, насколько бесплодной была территория Никая и что сами Никай были самыми воинственными и молчаливыми из всех албанских горных племен. [ 12 ] [ 13 ]
Племя Никай было известно как настолько воинственное среди других албанских племен, что они боялись его, а также имели репутацию не соблюдающих племенной закон Лека Дукаджина или своих старейшин племени. [ 14 ]
В 1862 году османы послали Максхарра-пашу с 12 дивизиями для проведения реформ Танзимата в высокогорье Гьякова. Под руководством Мика Соколи и Бинака Алиа племена Красники , Гаши , Бытычи и Мертури вместе с Никаем организовали сопротивление возле Буяна . Повстанцы были подкреплены силами Шалы во главе с Марком Лулой. После тяжелых боев им удалось разбить османские войска и изгнать их из горной местности. [ 15 ]
Отношения с другими племенами
[ редактировать ]Никаджи напрямую связаны с красниками общим происхождением и поэтому считают друг друга братьями. Они также чрезвычайно близки с племенем Мертури , настолько, что их обычно объединяют в группы Никай-Мэртури. Фольклорные легенды также утверждали, что племя Никай связано с другими албанскими племенами, такими как Хоти и Васай , но это не было доказано генетически. Наследственными врагами никаджа было племя Шала , с которым у них были постоянные вооруженные конфликты, стычки и кровная месть. Они были глубоко озлоблены друг на друга и постоянно ссорились друг с другом; Племя Красники помогало племени Никай против племени Шала, которому, в свою очередь, помогало племя Шоши . Впоследствии Никай поможет племени Красники против племени Гаши . [ 16 ]
Религия
[ редактировать ]Никай — преимущественно католическое племя, а их покровителем является Святой Себастьян ( Шен Мастян/Шен Машьян/Шмашьян ). Его праздник, известный как Ната э Шмашжанит (Ночь Святого Себастьяна) или Шмашджани и Никайве (Святой Себастьян Никай), отмечается 19-20 января. Местный приход Никай датируется 1827 годом, но церковь и дом священника сгорели в 1867 году. Затем францисканцы построили новую церковь. Некоторые католики из племени Никай носили мусульманские имена, и мусульмане и католики нередко были членами одной семьи внутри племени Никай. [ 17 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Аслан Карри - албанский революционер
- Байрам Курри - албанский революционер
- Хисни Курри - албанский революционер
- Ндок Никай - Один из основателей Шокнии Башкими.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 149. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Дэйрел Окли-Хилл; Дэвид Смайли (2002). Англичанин в Албании: воспоминания британского офицера 1929-1955 гг . Центр албанских исследований. п. 62. ИСБН 9781903616208 .
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 151. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 86.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 93.
- ^ Лазаридис и Альпаслан-Руденберг 2022 : Дополнительные файлы, Таблица S1
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 92.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–152. ISBN 9780857725868 .
- ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–153. ISBN 9780857725868 .
- ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 153–156. ISBN 9780857725868 .
- ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 326–328.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. стр. 31–32. ISBN 9781845112875 .
- ^ Малай, 2003, стр.72.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 151–154. ISBN 9780857725868 .
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 149–150. ISBN 9780857725868 .
Источники
[ редактировать ]- Лаука, Альбан; Мухай, Адриан; Бояджи, Гьерг (2021). «Происхождение североалбанских племен Краснике и Никай на основе филогении Y-ДНК, исторических данных и устных традиций» (PDF) . Исторические исследования . 3–4 .
- Лазаридис, Иосиф; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; и др. (26 августа 2022 г.). «Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой» . Наука . 377 (6609): eabm4247. дои : 10.1126/science.abm4247 . ПМЦ 10064553 . ПМИД 36007055 .