Курвелеш (район)
40 ° 14'12 "N 19 ° 52'1" E / 40,23667 ° N 19,86694 ° E
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |


Курвелеш — регион на юге Албании , в пределах Южного горного хребта . [ 1 ] В районе, который разделен на коммуны Братай , Хорэ-Враништ , Курвелеш и Пичар , расположены пятнадцать деревень. [ 2 ] Он считается сердцем большого региона Лаберия . Район Курвелеш населен лаб албанцами . [ 3 ] Традиционно в окрестностях местных деревень в этом районе были дома, построенные как крепости, без окон на первом этаже, а кровная месть была обычным явлением в этом районе. [ 3 ] Жители Курвелеша практиковали эндогамию , заключая смешанные браки в деревнях региона. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Жители Курвелеши восстали против Османской империи в 1431/1432 и в 1481 годах. Было высказано предположение, что причиной сопротивления установлению османского владычества, по-видимому, была попытка османов ввести централизованное управление , которое было в В отличие от сильных племенных привязанностей и местных интересов, которые глубоко укоренились в горах региона, потому что они никогда не были включены в феодальную систему и не управлялись центральным правительством . [ 4 ] В начале 19 века османский албанский правитель пашалика Али Янины -паша достиг соглашения с населением курвелеши не вторгаться на их территории, которые в то время были больше, чем территория, которую они населяют сегодня. [ 5 ] Курвелеш был центром албанского восстания 1847 года, направленного против реформ Османского Танзимата .
Культура
[ редактировать ]Жители Курвелешского района говорят на лабском диалекте албанского языка и являются мусульманами . В Курвелеше практика Муране ( курганы культа предка / героя ) была засвидетельствована в некоторых горах, таких как Кендревица . [ 6 ] Болла э Штепе и Кульшедра - некоторые из албанских мифологических персонажей , которые также встречаются среди населения Курвелеши. [ 7 ] В Новруз или в албанский весенний день ( Дита э Верес ) в некоторых деревнях Курвелеша люди обращались к божеству с молитвами о дожде за растения и скот. [ 8 ] Практика гьякмарджи (кровной мести) встречается в Курвелеше. [ 5 ]
Историческая общественная организация
[ редактировать ]Горный район Курвелеши был последним примером родоплеменного строя у южных албанцев . [ 9 ] [ 10 ] Это регулировалось Кодексом Зули ( Кануни и Папа Жулит/Зулит или Кануни и Идриз Сулит ). [ 10 ] В Курвелеше названия деревень строились в собирательном множественном числе, обозначающем племенные поселения. Например, Лазарат можно рассматривать как топоним, возникший для обозначения потомков Лазаря , а Прогонат, что означает потомков Прогона . [ 11 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Сали Нивица , политик, писатель, журналист и педагог.
- Нафиз Бежани , юрист, политик и писатель.
- Зенел Гьолека , лидер Албанского восстания 1847 года .
- Музафер Коркути , археолог и вице-президент Академии наук Албании .
- Якуп Мато , руководитель Центра искусствоведения Академии наук Албании.
- Ходо Нивица , лидер Албанского восстания 1847 года.
- Чело Пикари , лидер Албанского восстания 1847 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Геоназвания. «Курвелешский район» .
- ^ Казер, Карл; Пихлер, Роберт; Шванднер-Зиверс, Стефани (2002). Большой мир и деревня: албанская эмиграция в конце ХХ века (на немецком языке). Бёлау Верлаг Вена. п. 133. ИСБН 9783205994138 .
- ^ Jump up to: а б с Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 28. ISBN 9780198142539 . «из-за вендетты, которая очень сильна во всем Куревелеше... Например, албанцы Курвелеша называют себя группой лиапов (лиапидес в греческой форме) и презирают своего соседа. Смешанные браки заключаются только в пределах деревни курвелешей; все они мусульманские, некоторые семьи полигамны, а дома в махаладах построены как крепости без окон на первом этаже». стр. 216-217. «Во время этого путешествия через Курвелеш... В деревнях говорят на албанском языке, и редко можно найти человека, знающего греческий язык».
- ^ Гиакумис 2004 .
- ^ Jump up to: а б Мангалакова 2004 , с. 7.
- ^ Тирта 2004 , с. 87.
- ^ Тирта 2004 , стр. 149, 72, 73.
- ^ Тирта 2004 , с. 308.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1958). Натт, Д. (ред.). «География Эпира» . Классический обзор . 8 (1). Издательство Кембриджского университета: 72–74. дои : 10.1017/S0009840X00163887 . S2CID 163737998 .
- ^ Jump up to: а б Мангалакова 2004 , стр. 7, 8.
- ^ Десницкая 1973 , с. 48.
Источники
[ редактировать ]- Десницкая, А.В. (1973). «Языковые интерференции и историческая диалектология». Лингвистика . 11 (113): 41–52. дои : 10.1515/линг.1973.11.113.41 . S2CID 144569294 .
- Гиакумис, К. (2004). «Наступление Османской империи и консолидация в Эпире и Албании в четырнадцатом и пятнадцатом веках». Ηπεηρωηηθό Ηκεροιόγηο . 23 : 217–244.
- Мангалакова, Таня (2004). «Канун в современной Албании, Косово и Черногории». Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений . София.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .