Jump to content

Дранге

Дрангуэ , ( албанская определенная форма : drangùa, drangòni ) — получеловеческий крылатый божественный герой в албанской языческой мифологии связанный с погодой и штормами . Он — архетип света добра и , дополняющая и противостоящая силе кулшедры , архетип тьмы и зла . Младенцы, которым суждено стать дрангами, рождаются с покрытой головой и с двумя, а иногда и четырьмя крыльями под мышками. Дранги обладают сверхъестественными способностями , особенно в крыльях и руках. Дрангэ становится неуязвимым благодаря единственному соединению, возникшему при его рождении, и может умереть, только если это соединение повторится еще раз. [ 1 ] [ 2 ]

Основная цель дранге — сразиться с кулшедрами в легендарных битвах. [ 3 ] Чтобы победить кулшедру, он использует мечи -молнии и молнии как свое самое мощное оружие, но он также использует метеоритные камни , груды деревьев и камней, в конечном итоге защищая человечество от штормов, пожаров, засух, наводнений и других стихийных бедствий, вызванных кулшедрой. разрушительная сила. [ 4 ] [ 5 ] [ 2 ] Считается, что результатом их сражений стали сильные грозы. [ 6 ] Дранге и его миф подробно и точно изображены в албанской народной сказке « Мальчик, который был братом Драге ». [ 7 ]

Также рассматриваемый как божество-молния, Дранге, по-видимому, является албанским эквивалентом индоевропейского небесного божества, занимающего позицию главного бога. [ 8 ] явно принадлежит Зойзу в албанской языческой мифологии . Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой (например, Дранге), которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой (например, кулшедра), является распространенным мотивом индоевропейской мифологии. [ 9 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 10 ] В албанской мифологии легендарная битва между Дранге и Кульшедрой является самым известным изображением дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой. [ 11 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 12 ] [ 1 ]

Имя и этимология

[ редактировать ]

Стандартная албанская форма имени — драгуа ( определение драгой ). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Распространенный диалектный вариант — дранге . [ 13 ] Дарем записал форму дрангони . [ 6 ]

Албанский drãng термин drangùe/dragùa связан с drangë , drëngë, drëngëzë , «маленькой пресноводной рыбкой, которая не вырастает очень большой», и с албанским Gheg , «котенком, щенком, детёнышем», обычно используемым для обозначения «дикой» детёныш животного», скорее всего, связано с своеобразными условиями рождения этого мифологического персонажа. [ 16 ] В албанской традиции есть две смысловые особенности термина драга. Некоторые из самых ранних албанских произведений включают термин драгуа для описания дракона или гидроподобного монстра, например, встречающегося в римской мифологии и в балканском фольклоре. [ 17 ] В том же значении другие старые источники вместо этого используют термин кулшедра . Другое семантическое значение термина «драга» , широко распространенное в коллективных албанских верованиях, — это герой, сражающийся с Кульшедрой , мифологической традицией, 17-го века уже засвидетельствованной в албанских текстах , таких как Dictionarium Latino-Epiroticum Барди 1635 года Франга . [ 18 ] Термин «дранге» также используется в некоторых албанских диалектах (включая арбереш ) в значении « лев » и «благородное животное».

Внешний вид и атрибуты

[ редактировать ]

Дранги — получеловеческие божественные воины, обладающие необычайной силой, дающей им возможность вырывать деревья из земли и бросать в своих врагов большие валуны. Они также могут бросать молнии и метеоры или целые дома. [ 19 ] [ 14 ]

Крылья и руки драгуа считаются источником его силы, и если их тела расчленить, можно найти золотое сердце с драгоценным камнем в середине. [ 20 ] [ 15 ]

Как воин, сражающийся с кулшедрой , он вооружен «лучом плуга и лемехом плуга». [ 21 ] или «вилы и столб с гумна и с большими жерновами». [ 22 ] Он также использует свою колыбель как щит, чтобы парировать удары кулшедры. [ 23 ]

Эти герои могут жить незамеченными среди людей и считаются «неуязвимыми, неприкасаемыми и непобедимыми». [ 16 ] Они обладают «сверхъестественными способностями, которые становятся очевидными, когда они еще младенцы в своих колыбелях. Когда ударяет гром и молния, Драгуа собираются со своими колыбелями в месте сбора Драгуа». [ 15 ]

В юго-восточных албанских регионах Поградец и Корча драгуа «представляются как красивая сильная лошадь с крыльями, которая защищает цивилизацию и человечество». [ 15 ]

«Животные мужского пола также могут рождаться драгуами. Черные бараны нападают на Кульшедру своими рогами, а черные петухи яростно выкалывают ей глаза. Только козлы никогда не могут быть драгуами». [ 15 ]

Мифология

[ редактировать ]

Дуалистическое мировоззрение, космическое обновление

[ редактировать ]

Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой , которая циклически порождает космическое обновление. [ 24 ]

Самым известным албанским мифологическим представлением дуалистической борьбы между добром и злом, светом и тьмой является постоянная битва между дранге и кулшедрой. [ 25 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 26 ] Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 9 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 10 ] В албанской традиции столкновение дранге и кулшедры, света и тьмы, кроме того, рассматривается как мифологическое представление культа Солнца ( Дьелли ) и Луны ( Хена ), широко наблюдаемого в традиционной албанской татуировке . [ 27 ]

В албанской мифологии и фольклоре превосходство божества неба над божеством подземного мира символизируется победой небесных божественных героев над кулшедрой (часто описываемой как земное/хтоническое божество или демон). Этими небесными божественными героями часто являются дранге (наиболее распространенный культурный герой среди албанцев), а также Э Биджа э Хэнес дхе э Дьелит («Дочь Луны и Солнца»), которую описывают как небесную молнию ( пика э qiellit ), который падает повсюду с небес на горы и долины и поражает гордыню и зло, [ 28 ] или другие героические персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 29 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 30 ]

Рождение Дранга

[ редактировать ]

Дрангэ становится неуязвимым благодаря единственному соединению, возникшему при его рождении, и может умереть, только если это соединение повторится еще раз. [ 1 ] [ 2 ]

Младенцы, которым суждено стать драгуа, рождаются «в рубашках» и келеше , с двумя или четырьмя крыльями под мышками. Представление о том, что предопределенные герои рождаются «в сорочке», не относится к тому, что они буквально носят предметы одежды; скорее, это младенцы, рожденные с головой, покрытой сальниковой оболочкой или околоплодной оболочкой. [ 31 ] [ 19 ]

В некоторых регионах (например, в приходе Сельза) говорят, что младенцы драгуа рождаются только у родителей, чья линия не совершала прелюбодеяний в течение трех поколений, или от матерей, которые были кулшедрами. [ 20 ] [ 15 ] [ 32 ]

Битва с кулшедрой

[ редактировать ]
Считается, что сильные грозы являются результатом сражений между дрангэ и кулшедрой . [ 6 ]

Грозы воспринимаются как битвы между дрангами и кулшедрами, а раскаты грома воспринимаются как звуки столкновения их оружия. [ 19 ] [ 14 ] Это имеет много общего с хаоскампфом, мифологическим образом протоиндоевропейской религии, где Бог Бури сражается с многоголовым Морским Змеем. Считается, что дранги постоянно сражаются с Кульшедрой . он убил ее навсегда, лишив ее сознания, бросив в нее деревья и валуны, а затем утопив ее в реке Шкумбин . Или , согласно местным преданиям центральной Албании , [ 19 ] [ 14 ]

Культ, практики и народные верования

[ редактировать ]

Дранг – самый распространенный культурный герой среди албанцев. Вера в то, что драгуа может рождаться каждый день, до недавнего времени сохранялась среди албанских горцев, и до сих пор живы пожилые люди, которые поддерживают эту веру. [ 14 ] [ 32 ]

В Малезии , регионе на севере Албании и юге Черногории, населенном в основном албанцами, местные жители верят, что дранги существуют и живут среди них. [ 33 ]

Также рассматриваемый как божество-молния, Дранге, по-видимому, является албанским эквивалентом индоевропейского небесного божества, занимающего позицию главного бога. [ 8 ] явно принадлежит Зойзу в албанской языческой мифологии .

Молнии и гром-камни

[ редактировать ]

Ранними свидетельствами небесного культа в Иллирии являются бляшки VI века до нашей эры из озера Шкодра , которое принадлежало ареалу иллирийских племен, которые в более поздние времена в исторических источниках назывались лабитами . На каждой из этих табличек одновременно изображены священные изображения неба и солнца, символика молнии и огня, а также священное дерево и птицы (орлы). В этих бляшках имеется мифологическое изображение божества, бросающего молнии в огненный алтарь, который держат двое мужчин (иногда на двух лодках). Это мифологическое представление идентично албанским народным верованиям и обычаям, связанным с божеством молнии: традиционная практика во время грозы заключалась в том, чтобы выносить на улицу камин (албанский: vatër ), чтобы завоевать расположение божества и не допустить грома. вреден для человеческого сообщества. [ 34 ]

В албанских народных верованиях молния рассматривается как « огонь небесный ), что » ( zjarri i qiellit ) и считается « оружием божества» ( arma/pushka e zotit/perëndisë/hyjnisë на самом деле является албанским словом, обозначающим молния — рруфея , родственная фракийской ромфее , древнему древковому оружию . [ 35 ] Албанцы верили в высшую силу громовых камней ( kokrra e rrufesë или guri i rejës ), которые, как полагали, образовывались во время ударов молний и падали с неба . Громокамни сохранялись в семейном быту как важные культовые предметы . Считалось, что внесение их в дом могло принести удачу , процветание и прогресс людям, в животноводстве и сельском хозяйстве или что ружейные пули не поражали владельцев гром-камней. [ 35 ] Распространенной практикой было вешать кулон из громового камня на тело скота или беременную женщину на удачу и для защиты от сглаза . [ 36 ]

В албанской культуре клятвы -камень , видом является гром самым тяжелым «приходящий с неба ». Это была очень серьезная клятва, и люди ее боялись, хотя и говорили правду. [ 36 ] Акт освобождения от любых обвинений в краже совершался следующим образом: гром-камень брал в левую руку и к нему прикасалась правой рукой, говоря: [ 37 ]

В Хайленд Лютне

[ редактировать ]

В «Лахута э Мальчис» ( англ . Highland Lute ) — одном из самых важных героических эпосов Албании — дранги представлены как олицетворение героев Албанского нагорья и являются центральными фигурами 16-й и 17-й песен. [ 38 ] В 16-й песне кулшедра сбегает из пещеры в Шале, чтобы отомстить Воцерру Бале, дрангу. [ 38 ] Силы дрангов собираются и побеждают кулшедру. После битвы их приглашают оры, духи-защитницы, отпраздновать победу. [ 38 ]

В 17-й песне центральными фигурами являются два дранга по имени Ррустем Ука и Кхем Садрия. [ 38 ] После подготовки к свадебной церемонии они отправляются в Кафе Хардхи ( англ . Grapevine Pass), чтобы отдохнуть. Чистя оружие и куря, они обнаруживают, что восемь черногорских батальонов, состоящих из трехсот солдат во главе с Марком Милани, идут против Плавы и Гучии . [ 38 ] Два дранга с помощью местных пастухов защищают Кафе Харди и вынуждают черногорцев отступить у Сутьески. [ 38 ]

Синкретизм в албанском фольклоре

[ редактировать ]
Икона XVIII века «Святой Георгий и Дракон» работы братьев Четири из монастыря Арденица , сейчас находится в Национальном музее средневекового искусства в Тиране .

В албанском фольклоре святой Георгий и святой Илия (также отождествляемые с ветхозаветным пророком Илией , возможно, из-за путаницы с греческим «Гелиосом» как переводом позднеантичного божества Sol Invictus ) оба имеют истории, в которых они сражаются (и побеждают). Болла /Кулшедра . Святой Илия, в частности, отождествляется в некоторых регионах с Драгой, он также является богом погоды и обеспечивает защиту от бурь и огня. [ 39 ] [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Тирта (2004) , стр. 121–132.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Доджа (2005) , с. 451–453.
  3. ^ Элси (2001b) , с. 225.
  4. ^ Тирта (2004) , с. 125.
  5. ^ Вест (2007) , с. 259.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Дарем (1910) , с. 456.
  7. ^ Уиллер (1936) , стр. 247–280.
  8. ^ Перейти обратно: а б Тирта (2004) , с. 127.
  9. ^ Перейти обратно: а б Уэст (2007) , стр. 358–359.
  10. ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 1995 , стр. 299–300.
  11. ^ Лелай 2015 , с. 97; Элси 1994 , с. ; Погирк 1987 , с. 179
  12. ^ Доджа (2005) , стр. 449–462.
  13. ^ Перейти обратно: а б Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , с. 415
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Доджа (2005) , с. 451.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элси (2001a) , стр. 74–76.
  16. ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 452.
  17. ^ Чабеж (1987) , с. 300–302, цитируется Дожей (2005) , с. 451.
  18. ^ Рокс (1932), цитируется Дожей (2005) , стр. 451
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Лоуи (2007) , с. 523.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ламбертц (1922) , с. 12.
  21. ^ Нопча (1923), цитируется Дожей (2005) , стр. 451
  22. ^ Февраль (1989 г.), цитируется Доджа (2005) , стр. 451
  23. ^ Доджа (2005) , стр. 451–452.
  24. ^ Лелай 2015 , с. 97; Доджа 2005 , стр. 449–462; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
  25. ^ Лелай 2015 , с. 97; Боннефой 1993 , стр. 253–254.
  26. ^ Доджа 2005 , стр. 449–462; Тирта 2004 , стр. 121–132; Лелай 2015 , с. 97.
  27. ^ Лелай 2015 , с. 97.
  28. ^ Шутерици 1959 , с. 66.
  29. ^ Тирта 2004 , стр. 72, 127–128.
  30. ^ Широ 1923 , стр. 411–439.
  31. ^ Доджа (2005) , стр. 449–451.
  32. ^ Перейти обратно: а б Рерих (1991) , с. 153.
  33. ^ Рерих (1964) , с. 172.
  34. ^ Брахадж 2007 , стр. 16–18.
  35. ^ Перейти обратно: а б Тирта (2004) , стр. 82, 406.
  36. ^ Перейти обратно: а б Тирта (2004) , с. 101.
  37. ^ Тирта (2004) , с. 102.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , стр. 2, 133, 148.
  39. ^ Элси (2001a) , стр. 46–47.
  40. ^ Элси (2000) , стр. 43–45.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d26c2c4b546258b73b7a527bff8a4a1__1722677520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/a1/0d26c2c4b546258b73b7a527bff8a4a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Drangue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)