Jump to content

Кульшедра

Когда погода портится, собираются черные тучи и разражаются сильные бури, считается, что поблизости находится кульшедра. Дранг может противостоять ее разрушительной силе , прогоняя бури. [ 1 ]

Кульшедра и или кучедра — водный, штормовой, огненный и хтонический демон в албанской мифологии фольклоре , обычно описываемый как огромная многоголовая женщина- змееподобный дракон . [ 2 ] [ 1 ] Она — архетип тьмы добра и зла , дополняющая и противостоящая дранге архетип света и . сила , Считается, что кулшедра извергает огонь, вызывает засуху, штормы, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия против человечества. [ 3 ] [ 4 ]

В албанской мифологии с ней обычно сражается и побеждает дранге, получеловеческий крылатый божественный герой и защитник человечества, самый распространенный герой албанской культуры . [ 3 ] Считается, что сильные грозы являются результатом большинства их сражений. [ 5 ] Другие включают землетрясения, извержения вулканов и циклоны. В албанских традициях кулшедра также сражается и побеждается другими небесными героями и героинями, такими как Дочь Луны и Солнца ( E Bija e Hënës dhe e Diellit ), которая пытается защитить своего любимого человека, используя свои силы света или другие героические действия. персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 6 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 7 ]

Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 8 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 9 ] В албанской мифологии легендарная битва между Дранге и Кульшедрой является самым известным изображением дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой. [ 10 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 11 ] [ 2 ]

В северных верованиях кулшедра может завладеть солнцем и луной . [ 4 ] В южных верованиях ее описывают как огромную змею женского пола, окружающую мир. По этой версии, если бы она когда-нибудь коснулась ртом своего хвоста, то могла бы уничтожить весь мир. [ 3 ] Говорят, что за согласие отсрочить стихийные бедствия и катастрофы она требует человеческих жертвоприношений. [ 2 ] Каждый год она просила определенное количество мальчиков и девочек из деревень ( в каждой версии разное количество ), и каждый год они никогда не возвращались, пока она не сразилась с дочерью Луны и Солнца, которая положила этому конец раз и навсегда.

Согласно народным верованиям, более ранней стадией кулшедры является болла , которая принимает форму демонического змея, обладающего как хтоническими , так и водными атрибутами. Глаза боллы остаются закрытыми в течение всего года, кроме Дня Святого Георгия , когда она смотрит на мир и съедает любого человека, которого увидит. Болла в конечном итоге превратится в кулшедру, если ей удастся прожить заданное количество лет, не будучи замеченным человеком. Боллар считаются промежуточными формами этой змеи , и эрршая проходящей через ряд метаморфоз . Эти термины также означают змей; термин «буллар» является просто синонимом «боллы» в Южной Албании . [ 12 ] В некоторых регионах кулшедра изображается в виде самки угря, черепахи, лягушки, ящерицы или саламандры. [ 2 ] [ 4 ] Существует много историй о храбрых сельчанах, которые осмелились убить их во сне, прежде чем они стали представлять большую опасность.

Кульшедра также может выглядеть замаскированной под женщину, которая скрывает свою истинную природу ( замаскированный дьявол ). Как получеловеческая божественная фигура, она обладает также положительными качествами, которые косвенно вытекают из албанских народных сказок , верований и ритуалов . Говорят, что деревня, где живет кулшедра, имеет большое процветание в сельском хозяйстве и животноводстве. Действительно, она своим дыханием поглощает продукты питания отовсюду, и ее деревня процветает, в то время как пострадавшие деревни беднеют и не процветают. По народным поверьям, люди приносили жертвы , чтобы она могла принести им добро и остановить любое вредное действие. ей [ 13 ]

Термин болла происходит от протоалбанского *bālwā . [ 14 ] [ 15 ] Он также мог иметь доиндоевропейское происхождение наряду с древнегреческим πελώριον ( пелорион ). [ 16 ]

[ 17 ]

Кульшедра ( кулшедер ; определение kulshedra ) или кучедер (определение kuçedra ) происходит от латинского chersydrus , что примерно означает « змея -амфибия ». [ 4 ] [ 18 ] [ 19 ]

В некоторых источниках термин «буллар» приводится как южноалбанский вариант. [ 20 ]

Внешний вид и атрибуты

[ редактировать ]

остается болла Говорят, что с закрытыми глазами до Дня Святого Георгия , когда она всматривается в мир и пожирает любого человека, который приближается к ней. В фольклоре объясняется, что Святой Георгий проклял зверя навсегда слепым, за исключением своего праздника . [ 17 ] [ 20 ]

Кульшедра

[ редактировать ]

Кульшедру обычно считают женщиной-драконом, похожей на форму многоголовой змеи. [ 4 ] но известно, что у него отвислая, свисающая грудь, касающаяся земли, [ 4 ] поэтому некоторые немецкие комментаторы заявили, что ее также можно рассматривать как ведьму . [ 19 ] [ 21 ] Кроме того, говорят, что Кульшедра покрыт пушистыми рыжими волосами, имеет длинный хвост и от семи до двенадцати голов. Говорят также, что он извергает огонь. [ 4 ] [ 3 ] Молоко и моча Кульшедры считаются ядовитыми. [ 22 ] Кульшедра также может появляться в облике женщины-человека; [ 4 ] его появление в облике обычной женщины известно местным жителям, например, в Дукаджини, Косово . [ 23 ] Он также может появиться в виде самки ящерицы, черепахи, лягушки или саламандры. [ 4 ] [ 23 ]

В то же время кулшедра широко считается демоном бури. [ 22 ] [ 5 ] Считается, что Кульшедра вызывает для человечества засуху и другие проблемы, связанные с водой, такие как потоки, бури, [ 5 ] нехватка воды, [ 19 ] сильные штормы, наводнения или другие стихийные бедствия. [ 3 ] [ 4 ] Часто, чтобы умилостивить его, приходится приносить человеческое жертвоприношение, о чем свидетельствует история о герое Кероси («Ригоголовый»). [ 19 ] [ 24 ]

В южных верованиях ее описывают как огромную змею женского пола, окружающую мир. По этой версии, если бы она когда-нибудь коснулась ртом своего хвоста, то могла бы уничтожить весь мир. [ 3 ] В северных верованиях кулшедра может завладеть солнцем и луной . Чтобы напугать злого демона, албанские соплеменники стреляли в небо или вызывали сильный шум металлическими предметами, даже звоня в церковные колокола. [ 4 ]

«Мужская форма, называемая Кульшедер, действует как дьявол». [ 19 ]

Метаморфоза

[ редактировать ]

Согласно народному поверью, змея, прожив определенное количество лет, превратится в боллу и в конечном итоге станет чудовищной кулшедрой. [ 20 ] [ 17 ] Вера в то, что древняя змея становится драконом, не уникальна для албанской культуры, и подобные верования можно найти, например, в Венгрии и Румынии, как отметил Роберт Элси .

В косовском городе Приштина кулшедра начинает жизнь как существо, невидимое для человечества в течение первых двенадцати лет своей жизни, после чего превращается в боллу («разновидность змеи»), а после отращивает крылья, становится волосатой. , и начинает борьбу с дрангой (dragúa). [ 25 ] Но фольклор Малезии и Северного горного хребта в Албании обеспечивает более сложный жизненный цикл: когда змее удается прожить пятьдесят лет, никем не замеченный, он становится быком , рептилией, кормящей молоком змей, от которых эти змеи получить их яд. Если он проживет еще пятьдесят лет, оставшись незамеченным, он станет эршаджем , который обвивает шею своей человеческой жертвы, протыкает ей грудь и поедает сердце. Когда эршай ( er̄šaj ) проживет невидимым еще столетие, он, наконец, станет кулшедрой. [ 26 ]

Говорят, что в Тиране кулшедра начала жизнь как существо, спрятавшееся в темной норе, которое через шесть месяцев превратилось в змею; змея должна вырасти еще шесть месяцев, прежде чем она проявит поведение, за которое ее можно было бы правильно назвать кулшедрой. [ 25 ] У албанского племени кастрати считалось, что змея, увиденная крапивником, теряет способность превращаться в кулшедру. [ 17 ]

Мифология

[ редактировать ]

Дуалистическое мировоззрение, космическое обновление

[ редактировать ]

Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой , которая циклически порождает космическое обновление. [ 27 ]

Самым известным албанским мифологическим представлением дуалистической борьбы между добром и злом, светом и тьмой является постоянная битва между дранге и кулшедрой. [ 28 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 29 ] Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 8 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 9 ] В албанской традиции столкновение дранге и кулшедры, света и тьмы, кроме того, рассматривается как мифологическое представление культа Солнца ( Дьелли ) и Луны ( Хена ), широко наблюдаемого в традиционной албанской татуировке . [ 30 ]

В албанской мифологии и фольклоре превосходство божества неба над божеством подземного мира символизируется победой небесных божественных героев над кулшедрой (часто описываемой как земное/хтоническое божество или демон). Этими небесными божественными героями часто являются дранге (наиболее распространенный культурный герой среди албанцев), а также Э Биджа э Хэнес дхе э Дьелит («Дочь Луны и Солнца»), которую описывают как небесную молнию ( пика э qiellit ), который падает повсюду с небес на горы и долины и поражает гордыню и зло, [ 31 ] или другие героические персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 6 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 7 ]

Битвы с Драгой

[ редактировать ]

Драгуа , иногда называемая дранге или дрангони , [ 5 ] - мужчина-победитель женщины-монстра кулшедры, с которой он должен сражаться насмерть по коллективным убеждениям. [ 3 ] Их главная цель в жизни — сразиться и убить Кулшедраса. Таким образом, они проводят большую часть своей юности, тренируясь и бегая, чтобы научиться избегать мочи и молока кулшедры. Когда они чувствуют приближение Кульшедры, драгуа «полностью приходят в ярость, и их души покидают тела, готовясь к предстоящей битве». [ 32 ] Когда на человека нападают, драгуа «прилетит ему на помощь и убьет кулшедру, забрасывая его дубинками, плугами, ярмами, копьями и камнями и даже вырванными с корнем деревьями и домами. Люди воспринимают такие атаки как молнию». Считается, что результатом битвы стали сильные грозы. [ 5 ]

Драга, даже будучи младенцами, используют колыбель, чтобы защитить себя от атак кулшедры, которые состоят из ее мочи и ядовитого молока из ее груди. Они также используют эту колыбель как оружие. [ 33 ] [ 34 ]

Предполагается, что в Северной Албании эти двое постоянно сражаются в излучине реки Драни в Северном горном хребте . Но в некоторых фольклорах говорится о том, что драгуа разрушила кульшедру, утонув, а в Центральной Албании герой, как говорят, утопил ее, потеряв сознание, бросая в нее деревья и валуны, а затем утопив ее в Шкумбине , реке в центральной Албании. . [ 3 ]

Говорят, что Драгуас не единственные существа, победившие Кульшедру. Существует множество народных сказок (см.: Сказки и другие рассказы о Кульшедре), в которых святые [ 35 ] и сказочные герои, не идентифицированные как драгуа, победили Кульшедру. [ 36 ]

[ редактировать ]
Икона XVIII века «Святой Георгий и Дракон» работы братьев Четири из монастыря Арденица , сейчас находится в Национальном музее средневекового искусства в Тиране .

У святого Георгия и святого Илии (первоначально ветхозаветного пророка Илии ) есть истории, в которых они сражаются (и побеждают) с Боллой/Кулшедрой. Святой Илия, в частности, отождествляется в некоторых регионах с Драгой, он также является богом погоды и обеспечивает защиту от бурь и огня. [ 17 ] [ 35 ]

Некоторые народные сказки об убийстве Кульшедры включают: [ 36 ]

Другие упоминания о Болле/Кулшедре

[ редактировать ]

На греческом острове Порос , где когда-то проживало большинство арванитов , термин Буллар до сих пор используется для описания водяных змей, а в северной Албании и Болла, и Боллар используются для описания травяных змей. [ 17 ]

В Dungeons & Dragons это одиночный зверь 22-го уровня, который иногда заключает договоры с другими демонами или другими могущественными монстрами хаоса и зла. [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 451–453.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Тирта 2004 , стр. 121–132.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Доджа (2005) , с. 451.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Элси (2001a) , « Кулшедра », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры , стр. 153–156.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Дарем, М. Эдит (1910), «Высокая Албания и ее обычаи в 1908 году» , Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии , 40 : 456 (453–472), doi : 10.2307/2843266 , hdl : 2027 /uc2.ark:/13960/t2697dj8z , JSTOR   2843266 . дои : 10.2307/2843266.  
  6. ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , стр. 72, 127–128.
  7. ^ Перейти обратно: а б Широ 1923 , стр. 411–439.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уэст (2007) , стр. 358–359.
  9. ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 1995 , стр. 299–300.
  10. ^ Лелай 2015 , с. 97; Элси 1994 , с. ; Погирк 1987 , с. 179
  11. ^ Доджа 2005 , стр. 449–462.
  12. ^ Элси 2001a , стр. 46–47, 74–76, 153–156.
  13. ^ Тирта 2004 , стр. 123–125.
  14. ^ Цена 2000, с. 21
  15. ^ Прайс, Гланвилл (2000). Энциклопедия языков Европы. Уайли-Блэквелл; 1 издание
  16. ^ DEX и дракон.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элси (2001a) , « Болла », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры , стр. 46–47.
  18. ^ Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , с. 435
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Люркер, Манфред [на немецком языке] (2015). «кулшедра» . Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. п. 197. ИСБН  9781136106200 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Люркер, Манфред [на немецком языке] (2015). «Болла» . Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. п. 66. ИСБН  9781136106200 .
  21. ^ Рерих, Лутц (1991), Народные сказки и реальность , Издательство Индианского университета, стр. 153, ISBN  025335028X
  22. ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 453.
  23. ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 454.
  24. ^ Улиш, Герда (1987), Красота Земли , с. 154, цитируется Элси. [ 4 ]
  25. ^ Перейти обратно: а б Ламбертц (1922) , стр. 101-1. 10, 102–103 и Доджа (2005) , с. 454 со ссылкой на это.
  26. ^ Ламбертц (1922) , стр. 10–11 (переиздание 1973 г.), цитируется Доей (2005) , стр. 454 и Элси (2001a) , с. 47
  27. ^ Лелай 2015 , с. 97; Доджа 2005 , стр. 449–462; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
  28. ^ Лелай 2015 , с. 97; Боннефой 1993 , стр. 253–254.
  29. ^ Доджа 2005 , стр. 449–462; Тирта 2004 , стр. 121–132; Лелай 2015 , с. 97.
  30. ^ Лелай 2015 , с. 97.
  31. ^ Шутерици 1959 , с. 66.
  32. ^ Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , с. 415
  33. ^ Доджа (2005) , с. 452.
  34. ^ Элси, Роберт (2001a), « Драгуа », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры] , стр. 74–76.
  35. ^ Перейти обратно: а б Элси, Роберт (2000), « Христианские святые Албании ». Балканистика . 13:43 , 45.
  36. ^ Перейти обратно: а б Элси (2001b) , Албанские народные сказки и легенды
  37. ^ Сако, Зихни; и др. (Фольклорная комиссия) (1954). Албанская народная сказка (на албанском языке). НАС Учреждение «Михал Дури», Тирана: Институт наук. стр. 66–71.
  38. ^ "Monday Monster: Кульшедра | Kobold Press" . koboldpress.com . Проверено 11 апреля 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3be3dcdc2056479b7d6691629e1d166__1722674280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/66/a3be3dcdc2056479b7d6691629e1d166.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kulshedra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)