Кульшедра

Кульшедра и или кучедра — водный, штормовой, огненный и хтонический демон в албанской мифологии фольклоре , обычно описываемый как огромная многоголовая женщина- змееподобный дракон . [ 2 ] [ 1 ] Она — архетип тьмы добра и зла , дополняющая и противостоящая дранге архетип света и . сила , Считается, что кулшедра извергает огонь, вызывает засуху, штормы, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия против человечества. [ 3 ] [ 4 ]
В албанской мифологии с ней обычно сражается и побеждает дранге, получеловеческий крылатый божественный герой и защитник человечества, самый распространенный герой албанской культуры . [ 3 ] Считается, что сильные грозы являются результатом большинства их сражений. [ 5 ] Другие включают землетрясения, извержения вулканов и циклоны. В албанских традициях кулшедра также сражается и побеждается другими небесными героями и героинями, такими как Дочь Луны и Солнца ( E Bija e Hënës dhe e Diellit ), которая пытается защитить своего любимого человека, используя свои силы света или другие героические действия. персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 6 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 7 ]
Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 8 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 9 ] В албанской мифологии легендарная битва между Дранге и Кульшедрой является самым известным изображением дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой. [ 10 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 11 ] [ 2 ]
В северных верованиях кулшедра может завладеть солнцем и луной . [ 4 ] В южных верованиях ее описывают как огромную змею женского пола, окружающую мир. По этой версии, если бы она когда-нибудь коснулась ртом своего хвоста, то могла бы уничтожить весь мир. [ 3 ] Говорят, что за согласие отсрочить стихийные бедствия и катастрофы она требует человеческих жертвоприношений. [ 2 ] Каждый год она просила определенное количество мальчиков и девочек из деревень ( в каждой версии разное количество ), и каждый год они никогда не возвращались, пока она не сразилась с дочерью Луны и Солнца, которая положила этому конец раз и навсегда.
Согласно народным верованиям, более ранней стадией кулшедры является болла , которая принимает форму демонического змея, обладающего как хтоническими , так и водными атрибутами. Глаза боллы остаются закрытыми в течение всего года, кроме Дня Святого Георгия , когда она смотрит на мир и съедает любого человека, которого увидит. Болла в конечном итоге превратится в кулшедру, если ей удастся прожить заданное количество лет, не будучи замеченным человеком. Боллар считаются промежуточными формами этой змеи , и эрршая проходящей через ряд метаморфоз . Эти термины также означают змей; термин «буллар» является просто синонимом «боллы» в Южной Албании . [ 12 ] В некоторых регионах кулшедра изображается в виде самки угря, черепахи, лягушки, ящерицы или саламандры. [ 2 ] [ 4 ] Существует много историй о храбрых сельчанах, которые осмелились убить их во сне, прежде чем они стали представлять большую опасность.
Кульшедра также может выглядеть замаскированной под женщину, которая скрывает свою истинную природу ( замаскированный дьявол ). Как получеловеческая божественная фигура, она обладает также положительными качествами, которые косвенно вытекают из албанских народных сказок , верований и ритуалов . Говорят, что деревня, где живет кулшедра, имеет большое процветание в сельском хозяйстве и животноводстве. Действительно, она своим дыханием поглощает продукты питания отовсюду, и ее деревня процветает, в то время как пострадавшие деревни беднеют и не процветают. По народным поверьям, люди приносили жертвы , чтобы она могла принести им добро и остановить любое вредное действие. ей [ 13 ]
Имена
[ редактировать ]Термин болла происходит от протоалбанского *bālwā . [ 14 ] [ 15 ] Он также мог иметь доиндоевропейское происхождение наряду с древнегреческим πελώριον ( пелорион ). [ 16 ]
Кульшедра ( кулшедер ; определение kulshedra ) или кучедер (определение kuçedra ) происходит от латинского chersydrus , что примерно означает « змея -амфибия ». [ 4 ] [ 18 ] [ 19 ]
В некоторых источниках термин «буллар» приводится как южноалбанский вариант. [ 20 ]
Внешний вид и атрибуты
[ редактировать ]Пузырь
[ редактировать ]остается болла Говорят, что с закрытыми глазами до Дня Святого Георгия , когда она всматривается в мир и пожирает любого человека, который приближается к ней. В фольклоре объясняется, что Святой Георгий проклял зверя навсегда слепым, за исключением своего праздника . [ 17 ] [ 20 ]
Кульшедра
[ редактировать ]Кульшедру обычно считают женщиной-драконом, похожей на форму многоголовой змеи. [ 4 ] но известно, что у него отвислая, свисающая грудь, касающаяся земли, [ 4 ] поэтому некоторые немецкие комментаторы заявили, что ее также можно рассматривать как ведьму . [ 19 ] [ 21 ] Кроме того, говорят, что Кульшедра покрыт пушистыми рыжими волосами, имеет длинный хвост и от семи до двенадцати голов. Говорят также, что он извергает огонь. [ 4 ] [ 3 ] Молоко и моча Кульшедры считаются ядовитыми. [ 22 ] Кульшедра также может появляться в облике женщины-человека; [ 4 ] его появление в облике обычной женщины известно местным жителям, например, в Дукаджини, Косово . [ 23 ] Он также может появиться в виде самки ящерицы, черепахи, лягушки или саламандры. [ 4 ] [ 23 ]
В то же время кулшедра широко считается демоном бури. [ 22 ] [ 5 ] Считается, что Кульшедра вызывает для человечества засуху и другие проблемы, связанные с водой, такие как потоки, бури, [ 5 ] нехватка воды, [ 19 ] сильные штормы, наводнения или другие стихийные бедствия. [ 3 ] [ 4 ] Часто, чтобы умилостивить его, приходится приносить человеческое жертвоприношение, о чем свидетельствует история о герое Кероси («Ригоголовый»). [ 19 ] [ 24 ]
В южных верованиях ее описывают как огромную змею женского пола, окружающую мир. По этой версии, если бы она когда-нибудь коснулась ртом своего хвоста, то могла бы уничтожить весь мир. [ 3 ] В северных верованиях кулшедра может завладеть солнцем и луной . Чтобы напугать злого демона, албанские соплеменники стреляли в небо или вызывали сильный шум металлическими предметами, даже звоня в церковные колокола. [ 4 ]
«Мужская форма, называемая Кульшедер, действует как дьявол». [ 19 ]
Метаморфоза
[ редактировать ]Согласно народному поверью, змея, прожив определенное количество лет, превратится в боллу и в конечном итоге станет чудовищной кулшедрой. [ 20 ] [ 17 ] Вера в то, что древняя змея становится драконом, не уникальна для албанской культуры, и подобные верования можно найти, например, в Венгрии и Румынии, как отметил Роберт Элси .
В косовском городе Приштина кулшедра начинает жизнь как существо, невидимое для человечества в течение первых двенадцати лет своей жизни, после чего превращается в боллу («разновидность змеи»), а после отращивает крылья, становится волосатой. , и начинает борьбу с дрангой (dragúa). [ 25 ] Но фольклор Малезии и Северного горного хребта в Албании обеспечивает более сложный жизненный цикл: когда змее удается прожить пятьдесят лет, никем не замеченный, он становится быком , рептилией, кормящей молоком змей, от которых эти змеи получить их яд. Если он проживет еще пятьдесят лет, оставшись незамеченным, он станет эршаджем , который обвивает шею своей человеческой жертвы, протыкает ей грудь и поедает сердце. Когда эршай ( er̄šaj ) проживет невидимым еще столетие, он, наконец, станет кулшедрой. [ 26 ]
Говорят, что в Тиране кулшедра начала жизнь как существо, спрятавшееся в темной норе, которое через шесть месяцев превратилось в змею; змея должна вырасти еще шесть месяцев, прежде чем она проявит поведение, за которое ее можно было бы правильно назвать кулшедрой. [ 25 ] У албанского племени кастрати считалось, что змея, увиденная крапивником, теряет способность превращаться в кулшедру. [ 17 ]
Мифология
[ редактировать ]Дуалистическое мировоззрение, космическое обновление
[ редактировать ]Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой , которая циклически порождает космическое обновление. [ 27 ]
Самым известным албанским мифологическим представлением дуалистической борьбы между добром и злом, светом и тьмой является постоянная битва между дранге и кулшедрой. [ 28 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 29 ] Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 8 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 9 ] В албанской традиции столкновение дранге и кулшедры, света и тьмы, кроме того, рассматривается как мифологическое представление культа Солнца ( Дьелли ) и Луны ( Хена ), широко наблюдаемого в традиционной албанской татуировке . [ 30 ]
В албанской мифологии и фольклоре превосходство божества неба над божеством подземного мира символизируется победой небесных божественных героев над кулшедрой (часто описываемой как земное/хтоническое божество или демон). Этими небесными божественными героями часто являются дранге (наиболее распространенный культурный герой среди албанцев), а также Э Биджа э Хэнес дхе э Дьелит («Дочь Луны и Солнца»), которую описывают как небесную молнию ( пика э qiellit ), который падает повсюду с небес на горы и долины и поражает гордыню и зло, [ 31 ] или другие героические персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 6 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 7 ]
Битвы с Драгой
[ редактировать ]Драгуа , иногда называемая дранге или дрангони , [ 5 ] - мужчина-победитель женщины-монстра кулшедры, с которой он должен сражаться насмерть по коллективным убеждениям. [ 3 ] Их главная цель в жизни — сразиться и убить Кулшедраса. Таким образом, они проводят большую часть своей юности, тренируясь и бегая, чтобы научиться избегать мочи и молока кулшедры. Когда они чувствуют приближение Кульшедры, драгуа «полностью приходят в ярость, и их души покидают тела, готовясь к предстоящей битве». [ 32 ] Когда на человека нападают, драгуа «прилетит ему на помощь и убьет кулшедру, забрасывая его дубинками, плугами, ярмами, копьями и камнями и даже вырванными с корнем деревьями и домами. Люди воспринимают такие атаки как молнию». Считается, что результатом битвы стали сильные грозы. [ 5 ]
Драга, даже будучи младенцами, используют колыбель, чтобы защитить себя от атак кулшедры, которые состоят из ее мочи и ядовитого молока из ее груди. Они также используют эту колыбель как оружие. [ 33 ] [ 34 ]
Предполагается, что в Северной Албании эти двое постоянно сражаются в излучине реки Драни в Северном горном хребте . Но в некоторых фольклорах говорится о том, что драгуа разрушила кульшедру, утонув, а в Центральной Албании герой, как говорят, утопил ее, потеряв сознание, бросая в нее деревья и валуны, а затем утопив ее в Шкумбине , реке в центральной Албании. . [ 3 ]
Говорят, что Драгуас не единственные существа, победившие Кульшедру. Существует множество народных сказок (см.: Сказки и другие рассказы о Кульшедре), в которых святые [ 35 ] и сказочные герои, не идентифицированные как драгуа, победили Кульшедру. [ 36 ]
Народные сказки и другие истории с Боллой/Кулшедрой
[ редактировать ]У святого Георгия и святого Илии (первоначально ветхозаветного пророка Илии ) есть истории, в которых они сражаются (и побеждают) с Боллой/Кулшедрой. Святой Илия, в частности, отождествляется в некоторых регионах с Драгой, он также является богом погоды и обеспечивает защиту от бурь и огня. [ 17 ] [ 35 ]
Некоторые народные сказки об убийстве Кульшедры включают: [ 36 ]
- « Дочь Луны и Солнца »: кулшедра убита Дочью Луны и Солнца, чьим оружием является точка света.
- « Близнецы » ( Биношет ): кулшедра убит Зермой, одним из близнецов (второй — Ханда), чьим оружием являются серебряные мечи. В другом варианте перед убийством кулшедры Зерми помогает его кровный брат, дранг по имени Зеф, с помощью других дрангов.
- «Три друга и земная красавица »
- «Три брата и три сестры»
- « Юноша и девушка со звездами на лбу и полумесяцами на груди »
- « Девочка, ставшая мальчиком »
- « Змея и королевская дочь »
- «Безликий человек и брат Паши»
- «Дева, обещанная солнцу»
- « Шамакадия »: титульный Шамакадия является сыном кучедры и женится на человеческой принцессе. [ 37 ]
Другие упоминания о Болле/Кулшедре
[ редактировать ]На греческом острове Порос , где когда-то проживало большинство арванитов , термин Буллар до сих пор используется для описания водяных змей, а в северной Албании и Болла, и Боллар используются для описания травяных змей. [ 17 ]
В Dungeons & Dragons это одиночный зверь 22-го уровня, который иногда заключает договоры с другими демонами или другими могущественными монстрами хаоса и зла. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]- Албанский фольклор
- Дранге
- Stihi
- Он любит
- Джалл — дьяволоподобная фигура в албанском фольклоре.
- Балаур , подобная фигура в румынском фольклоре.
- Лернейская гидра
- Уроборос
- Иллуянка
- Хаос битва
Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 451–453.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тирта 2004 , стр. 121–132.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Доджа (2005) , с. 451.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Элси (2001a) , « Кулшедра », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры , стр. 153–156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дарем, М. Эдит (1910), «Высокая Албания и ее обычаи в 1908 году» , Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии , 40 : 456 (453–472), doi : 10.2307/2843266 , hdl : 2027 /uc2.ark:/13960/t2697dj8z , JSTOR 2843266 . дои : 10.2307/2843266.
- ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , стр. 72, 127–128.
- ^ Перейти обратно: а б Широ 1923 , стр. 411–439.
- ^ Перейти обратно: а б Уэст (2007) , стр. 358–359.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 1995 , стр. 299–300.
- ^ Лелай 2015 , с. 97; Элси 1994 , с. ; Погирк 1987 , с. 179
- ^ Доджа 2005 , стр. 449–462.
- ^ Элси 2001a , стр. 46–47, 74–76, 153–156.
- ^ Тирта 2004 , стр. 123–125.
- ^ Цена 2000, с. 21
- ^ Прайс, Гланвилл (2000). Энциклопедия языков Европы. Уайли-Блэквелл; 1 издание
- ^ DEX и дракон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элси (2001a) , « Болла », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры , стр. 46–47.
- ^ Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , с. 435
- ^ Перейти обратно: а б с д и Люркер, Манфред [на немецком языке] (2015). «кулшедра» . Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. п. 197. ИСБН 9781136106200 .
- ^ Перейти обратно: а б с Люркер, Манфред [на немецком языке] (2015). «Болла» . Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. п. 66. ИСБН 9781136106200 .
- ^ Рерих, Лутц (1991), Народные сказки и реальность , Издательство Индианского университета, стр. 153, ISBN 025335028X
- ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 453.
- ^ Перейти обратно: а б Доджа (2005) , с. 454.
- ^ Улиш, Герда (1987), Красота Земли , с. 154, цитируется Элси. [ 4 ]
- ^ Перейти обратно: а б Ламбертц (1922) , стр. 101-1. 10, 102–103 и Доджа (2005) , с. 454 со ссылкой на это.
- ^ Ламбертц (1922) , стр. 10–11 (переиздание 1973 г.), цитируется Доей (2005) , стр. 454 и Элси (2001a) , с. 47
- ^ Лелай 2015 , с. 97; Доджа 2005 , стр. 449–462; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
- ^ Лелай 2015 , с. 97; Боннефой 1993 , стр. 253–254.
- ^ Доджа 2005 , стр. 449–462; Тирта 2004 , стр. 121–132; Лелай 2015 , с. 97.
- ^ Лелай 2015 , с. 97.
- ^ Шутерици 1959 , с. 66.
- ^ Фишта, Элси и Мэти-Хек (2005) , с. 415
- ^ Доджа (2005) , с. 452.
- ^ Элси, Роберт (2001a), « Драгуа », Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры] , стр. 74–76.
- ^ Перейти обратно: а б Элси, Роберт (2000), « Христианские святые Албании ». Балканистика . 13:43 , 45.
- ^ Перейти обратно: а б Элси (2001b) , Албанские народные сказки и легенды
- ^ Сако, Зихни; и др. (Фольклорная комиссия) (1954). Албанская народная сказка (на албанском языке). НАС Учреждение «Михал Дури», Тирана: Институт наук. стр. 66–71.
- ^ "Monday Monster: Кульшедра | Kobold Press" . koboldpress.com . Проверено 11 апреля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боннефуа, Ив (1993). Американская, африканская и древнеевропейская мифологии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-06457-3 .
- Доджа, Альберт [на албанском языке] (2005), «Мифология и судьба» (PDF) , Anthropos , 100 (2): 449–462, doi : 10.5771/0257-9774-2005-2-449 , S2CID 115147696 . JSTOR 40466549
- Элси, Роберт (1994). Албанские народные сказки и легенды . Издательство Наим Фрашери. Архивировано из оригинала (pdf) 28 июля 2009 г.
- Элси, Роберт (2000), «Христианские святые Албании». Балканистика . 13 : 35–57.
- Элси, Роберт (2001a), Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры , NYU Press, стр. 46–48, ISBN 9780814722145 .
- Элси, Роберт (2001b), Албанские народные сказки и легенды , паб Дукаджини. Дом
- Фишта, Гьерг; Элси, Роберт; Мэти-Хек, Дженис (2005). Горная лютня: (Lahuta e Malcís): албанский национальный эпос . Центр албанских исследований (Лондон, Англия). ИБТаурис. ISBN 1-84511-118-4 .
- Ламбертц, Максимилиан (1922). Албанские сказки и другие тексты по албанскому фольклору . Академия наук в Вене. Сочинения Балканской комиссии. Лингвистический отдел XII. Вена: Альфред Гёльдер. hdl : 2027/inu.30000115238242 .
- Лелай, Олси (2015). «О татуировке в албанском обществе». Народная культура . 34 (71–72). Центр албанологических исследований : 91–118. ISSN 2309-5717 .
- Люркер, Манфред [на немецком языке] (29 апреля 2015 г.). Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. п. 66. ИСБН 9781136106200 . ISBN 9781136106200
- Погирк, Цицерон (1987). «Албанская религия». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1. Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. стр. 178–180.
- Широ, Джузеппе (1923). Традиционные песни и другие очерки албанских колоний Сицилии . Фабрика тип. Л. Пьеро.
- Шутерики, Димитер С. (1959). История албанской литературы . Том. 1. Государственный университет Тираны, Институт истории и лингвистики.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Уэст, Моррис Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199280759 .
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514413-0 .