Хаос (космогония)
Часть серии «Мифология » |
Хаос битва или бой дракона |
---|
![]() |
Сравнительная мифология морских змей , драконов и драконоборцев . |
Хаос ( древнегреческий : χάος , латинизированный : Khaos ) — мифологическое состояние пустоты, предшествовавшее созданию вселенной (космоса) в древней ближневосточной космологии и ранней греческой космологии . Это также может относиться к раннему состоянию космоса, состоящему только из недифференцированной и неразличимой материи . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Греческий хаос ( χάος ) означает « пустота , огромная пустота, пропасть , бездна ». [ а ] связано с глаголами khaskō ( χάσκω ) и khaínō ( χαίνω ) «зиять, быть широко открытым», от праиндоевропейского *ٵʰeh₂n- , [ 2 ] родственно древнеанглийскому geanian , «зевать», откуда английский зевать . [ 3 ]
Это также может означать пространство, воздушную ширь, преисподнюю бездну или бесконечную тьму . [ 4 ] Ферекид Сиросский (около 6 века до н.э.) интерпретирует хаос как воду, как нечто бесформенное, что можно различить. [ 5 ]
Хаос битва
[ редактировать ]
Битва с Хаосом ( Немецкий: [ˈkaːɔsˌkampf] ; горит. « борьба с хаосом » ) [ 6 ] также описанный как «боевой миф», обычно используется для обозначения широко распространенного мифологического мотива, включающего битву между божеством культурного героя и монстром хаоса, часто в форме морского змея или дракона . Этот термин впервые был использован в отношении уничтожения дракона хаоса Тиамат в « Энума Элиш» , хотя было замечено, что первобытное состояние представляет собой состояние мирного существования между Абзу и Тиамат , и хаос наступает только тогда, когда Тиамат вступает в бой с Мардуком . [ 6 ]
Сегодня концепция Хаоскампфа страдает из-за отсутствия последовательного определения и использования этого термина во многих исследованиях. [ 1 ] Николас Вятт определяет категорию Хаоскампфа следующим образом: [ 7 ]
Миф о Хаоскампфе представляет собой категорию божественных боевых повествований с космогоническим подтекстом, хотя иногда и вторично обращенных к другим целям, в которых бог-герой побеждает противостоящую ему силу или силы, которые обычно обитают в море или отождествляются с ним. и представлены как хаотичные, растворяющие силы.
Его также можно использовать для обозначения дуалистической битвы между двумя богами, хотя в этом контексте был предложен альтернативный термин «теомахия», тогда как « Хаоскампф » может быть ограничен для обозначения космических битв в контексте творения. Например, Хаоскампф можно найти в «Энума Элиш» (единственном древнем ближневосточном тексте, в котором космическая битва помещается в контекст повествования о творении), но не в « Цикле Ваала» или Псалме 74 , где возникает богоборчество между Ваалом и Яхве. и морской змей Ям / Левиафан, за которым не последовало творение. [ 8 ] Понятие Хаоскампфа можно отличить от божественной битвы между богом и врагом его народа. [ 9 ]
Параллельные концепции появляются на Ближнем Востоке и в Северной Африке, такие как абстрактный конфликт идей в египетской двойственности Маат и Исфет или битва Гора и Сета . [ 10 ] или более конкретная параллель битвы [Торы] чувства (Ра) Ра со змеем хаоса Апофисом .
Греко-римская традиция
[ редактировать ]
Греческие божества ряд |
---|
Первобытные божества |
Гесиод и досократики использовали греческий термин в контексте космогонии . Хаос Гесиода интерпретировался либо как «зияющая пустота над Землей, созданная, когда Земля и Небо отделились от их изначального единства», либо как «зияющее пространство под Землей, на котором покоится Земля». [ 11 ] Гесиода Отрывки из «Теогонии» предполагают, что Хаос располагался под Землей, но над Тартаром . [ 12 ] [ 13 ] Иногда говорили, что первобытный хаос является истинной основой реальности, особенно такие философы, как Гераклит .
Космология в ранней Греции
[ редактировать ]В Гесиода » « Теогонии Хаос был первым, что существовало: «сначала Хаос возник» (или был), [ 14 ] но затем (возможно, из Хаоса) пришли Гея , Тартар и Эрос (в другом месте имя Эрос используется для обозначения сына Афродиты ). [ б ] Однозначно «рожденными» из Хаоса были Эреб и Никс . [ 15 ] [ 16 ] Для Гесиода Хаос, как и Тартар, хотя и достаточно персонифицирован, чтобы рождать детей, был также местом, далеким, подземным и «мрачным», за пределами которого жили Титаны ; [ 17 ] и, как земля, океан и верхние слои воздуха, он также мог пострадать от молний Зевса. [ 18 ]
Понятие временной бесконечности было знакомо греческому уму с глубокой древности в религиозной концепции бессмертия . [ 19 ] Главным объектом первых попыток объяснить мир с самого начала оставалось описание его роста. Они верили, что мир возник из первичного единства и что эта субстанция является постоянной основой всего его существа. Анаксимандр утверждает, что источником является апейрон (безграничное), божественная и вечная субстанция, менее определенная, чем обычные элементы ( вода , воздух , огонь и земля ), как их понимали ранние греческие философы. Всё генерируется из apeiron и должно туда возвращаться по необходимости. [ 20 ] Концепция природы мира заключалась в том, что земля под ее поверхностью простирается вниз на неопределенный срок и имеет свои корни в Тартаре , нижней части подземного мира, или над ним. [ 21 ] По словам Ксенофана : «Верхний предел земли граничит с воздухом, у наших ног. Нижний предел достигает «апейрона» (т.е. безграничного)». [ 21 ] Истоки и пределы земли, моря, неба, Тартара и всего сущего расположены в великой ветровой пропасти, которая кажется бесконечной и является более поздней версией «хаоса». [ 21 ] [ 22 ]
Классическая Греция
[ редактировать ]В Аристофана комедии « Птицы » сначала были Хаос, Ночь, Эреб и Тартар, от Ночи произошел Эрос, а от Эроса и Хаоса произошел род птиц.
Вначале был только Хаос, Ночь, темный Эреб и глубокий Тартар. Земля, воздух и небо не существовали. Сначала чернокрылая Ночь отложила незародышевое яйцо в лоне бесконечных глубин Эреба, и из него, после революции долгих веков, возник изящный Эрос со своими сверкающими золотыми крыльями, быстрый, как вихри бури. Он соединился в глубоком Тартаре с темным Хаосом, крылатым, как и он сам, и таким образом породил нашу расу, которая первой увидела свет. Мир Бессмертных не существовал до тех пор, пока Эрос не объединил все составляющие мира, и от их брака не возникли Небеса, Океан, Земля и нетленный род благословенных богов. Таким образом, наше происхождение гораздо древнее, чем происхождение обитателей Олимпа. Мы [птицы] — потомки Эроса; есть тысячи доказательств, подтверждающих это. У нас есть крылья, и мы помогаем влюбленным. Сколько красивых юношей, поклявшихся оставаться бесчувственными, раскрыли бедра из-за нашей власти и отдались своим возлюбленным уже почти на исходе своей юности, увлечённые даром перепелки, водоплавающей птицы, гусь или петух. [ 23 ]
В Платона » « Тимее , главном труде платонической космологии, понятие хаоса находит свой эквивалент в греческом выражении chôra , которое интерпретируется, например, как бесформенное пространство ( chôra ), в котором материальные следы ( ichnê ) элементов в беспорядочном движении (Тимей 53а–б). Однако платоновская хора не является разновидностью атомистической интерпретации происхождения мира, о чем ясно свидетельствует заявление Платона о том, что наиболее подходящее определение хоры - это «вместилище всего становления - его кормилица, так сказать». (Тимей 49а), нотабене — вместилище творческого акта демиурга, творца мира. [ 24 ]
Аристотель в контексте своего исследования понятия пространства в физике «проблематизирует интерпретацию гесиодовского хаоса как «пустоты» или «места, в котором нет ничего». [ 25 ] Аристотель понимает хаос как нечто, существующее независимо от тел и без чего не могут существовать никакие воспринимаемые тела. Таким образом, «Хаос» вводится в рамки чисто физического исследования. В настоящее время оно во многом переросло мифологическое понимание и в творчестве Аристотеля служит, прежде всего, вызову атомистам, утверждающим существование пустого пространства». [ 24 ]
Римская традиция
[ редактировать ]Для Овидия (43 г. до н. э. – 17/18 г. н. э.) в его «Метаморфозах » Хаос представлял собой бесформенную массу, где все элементы были перемешаны в «бесформенную кучу». [ 26 ]
Прежде чем появились океан и земля, прежде чем небеса покрыли их всех —
Лицо Природы в огромном пространстве было не чем иным, как сплошной пустыней Хаоса.
Это была грубая и неразвитая масса, из которой не было ничего, кроме тяжеловесного груза;
и все несогласные элементы смешались, собрались там в бесформенную кучу. [ 27 ]
По словам Гигина : «Из Тумана ( Калиго ) произошел Хаос. Из Хаоса и Тумана произошли Ночь ( Нокс ), День ( Диес ), Тьма ( Эреб ) и Эфир ». [ 28 ] [ с ] Орфическая традиция , по-видимому, считала Хаоса сыном Хронуса и Ананке . [ 29 ]
Библейская традиция
[ редактировать ]
Начиная с классической немецкой работы Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit» « Германа Гункеля 1895 года , различные историки в области современных библейских исследований связывали тему хаоса в ранней вавилонской космологии (а теперь и в других родственных повествованиях из древних ближневосточных космологий ) с Бытия повествование о сотворении мира в книге . [ 30 ] [ 31 ] другие книги Ветхого Завета, особенно ряд Псалмов , некоторые отрывки из Исайи и Иеремии и Книги Иова . Помимо Бытия, актуальны и [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Одним из фокусов внимания был термин бездна / тоху ва-боху в Бытие 1:2 . Этот термин может относиться к состоянию небытия до творения. [ 35 ] [ 36 ] или в бесформенное состояние. В Книге Бытия дух Божий движется над водами, вытесняя прежнее состояние вселенной, которое сравнивается с «водным хаосом», на котором существует хошек (что в переводе с еврейского означает тьма/смятение). ). [ 19 ] [ 37 ] Некоторые ученые, однако, отвергают связь между библейским творением и представлениями о хаосе из вавилонских и других (например, китайских) мифов. Основанием является то, что сами термины в Бытие 1:2 семантически не связаны с хаосом и что весь космос существует в состоянии хаоса в вавилонских, китайских и других мифах, тогда как в лучшем случае то же самое можно сказать о Земле в Бытие. [ 38 ] Присутствие Хаоскампфа в библейской традиции сейчас вызывает споры. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Септуагинта , «расщелина, ущелье не использует χάος в контексте творения, вместо этого использует термин גיא , пропасть», в Михея 1:6 и Захарии 14:4. [ 42 ] Вульгата Луки , однако, переводит χάσμα μέγα или «великую пропасть» между и адом в небом 16:26 как chaos magnum .
Этой модели изначального состояния материи противостояли отцы церкви II века, которые постулировали творение ex nihilo всемогущим Богом . [ 43 ]
Гавайская традиция
[ редактировать ]В гавайском фольклоре триада божеств, известная как «Ку-Кауа-Кахи» (также известная как «Фундаментальное Высшее Единство»), существовала до и во время Хаоса с незапамятных времен, или, выражаясь гавайскими терминами, май ка по май , что означает «из времени ночи, тьмы, Хаоса». В конце концов они сломали окружающее По («ночь»), и во вселенную вошёл свет. Затем группа создала три неба для обитания вместе с Землей, Солнцем, Луной, звездами и духами-помощниками. [ 44 ]
Гностицизм
[ редактировать ]Согласно гностическому труду «О происхождении мира» , Хаос не был первым существовавшим существом. Когда природа бессмертных эонов завершилась, София пожелала проявиться чему-то вроде света, который изначально существовал . Ее желание проявляется как подобие непостижимого величия, которое покрывает небесную вселенную, уменьшая ее внутреннюю тьму, в то время как снаружи появляется тень, вызывающая формирование Хаоса. каждое божество, включая Демиурга . Из Хаоса рождается [ 45 ]
Алхимия и герметизм
[ редактировать ]
Греко-римская традиция prima materia космогонию V и VI веков , в частности включающая орфическую , была слита с библейскими представлениями ( Техом ) в христианстве и унаследована алхимией и магией эпохи Возрождения . [ нужна ссылка ]
Космическое яйцо орфизма было взято в качестве сырья для алхимического великого произведения ранней греческой алхимии. Первый этап процесса изготовления философского камня , т. е. нигредо , отождествлялся с хаосом. Из-за связи с повествованием о сотворении мира в книге Бытия «Дух Божий носился над водами» (Быт. 1:2), Хаос далее отождествлялся с классическим элементом Воды , где .
Рамон Луллий (1232–1315) написал « Liber Chaos» , в которой он определяет Хаос как первичную форму или материю, созданную Богом. Швейцарский алхимик Парацельс (1493–1541) использует хаос как синоним «классического элемента» (поскольку первобытный хаос представляется как бесформенное скопление всех элементов). Таким образом, Парацельс идентифицирует Землю как «хаос гномов » , т. е. стихию гномов , через которую эти духи беспрепятственно движутся, как рыбы движутся по воде или птицы по воздуху. [ 46 ] Алхимический трактат Генриха Кунрата , напечатанный во Франкфурте в 1708 году, назывался «Хаос» . [ 47 ] Во введении 1708 года говорится, что трактат был написан в 1597 году в Магдебурге, на 23-м году занятий автором алхимией. [ 48 ] В трактате претендуют на цитату Парацельса о том, что «[т] свет души по воле Триединого Бога заставил все земные вещи появиться из первичного Хаоса». [ 49 ] Мартин Руланд Младший в своем «Lexicon Alchemiae» 1612 года утверждает: «Грубая смесь материи или другое название Materia Prima — это Хаос , каким он является в Начале».
Термин газ в химии был придуман голландским химиком Яном Баптистом ван Гельмонтом в 17 веке непосредственно на основе парацельсовского понятия хаоса. Буква g в газе возникла из-за голландского произношения этой буквы как spirant , которая также используется для произношения греческого χ . [ 50 ]
Современное использование
[ редактировать ]Термин «хаос» был принят в современной сравнительной мифологии и религиоведении как относящийся к изначальному состоянию до творения, строго сочетающему в себе два отдельных понятия: первозданные воды или первозданная тьма, из которой возникает новый порядок, и изначальное состояние как слияние противоположностей. такие как небо и земля, которые должны быть разделены божеством-творцом в акте космогонии . [ 51 ] В обоих случаях хаос, относящийся к идее изначального состояния, содержит космос в потенциале, но должен быть сформирован демиургом, прежде чем мир сможет начать свое существование.
Использование слова «хаос» в производном смысле «полный беспорядок или замешательство» впервые появляется в раннем современном английском языке елизаветинской эпохи , первоначально подразумевая сатирическое преувеличение. [ 52 ] « Хаос » в четко определенном смысле хаотической сложной системы , в свою очередь, происходит от этого употребления.
См. также
[ редактировать ]- Абзу – Первозданное море в месопотамской мифологии.
- Гиннунгагап - Изначальная пустота, упомянутая в Gylfaginning.
- Греческие первобытные божества - первое поколение божеств в греческой мифологии.
- Хундунь - Первичный и центральный хаос в китайской космогонии.
- Ню – древнеегипетское олицетворение первозданной водной бездны.
- Тиамат - Изначальная богиня религии древнего Вавилона.
- Тоху ва боху - В повествовании о сотворении Бытия состояние Земли непосредственно перед сотворением света.
- Пустота - Философская концепция небытия и пустоты.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вест 1966 , с. 192 строка 116, Χάος , «лучше всего переведенная Пропасть»; Английское слово «пропасть» — это заимствование от греческого χάσμα , корень которого является родственным χάος. Мост 2006 , с. 13 переводит Χάος как «Пропасть» и отмечает: (п. 7): «Обычно переводится как «Хаос»; но это вводит нас в заблуждение, как беспорядок неупорядоченной материи, тогда как термин Гесиода указывает вместо этого на разрыв или отверстие». .
- ↑ Согласно Ганцу 1996 , стр. 4–5: «Что касается всех трёх фигур – Геи, Тартара и Эроса – мы должны отметить, что Гесиод не говорит, что они возникли из Хаоса (а не после него ), хотя это часто предполагается». Например, Морфорд и Ленардон 2007 , с. 57, заставляет этих трех потомков Хаоса говорить, что они произошли «предположительно из Хаоса, точно так же, как Гесиод на самом деле утверждает, что «из Хаоса» произошли Эреб и темная Ночь». Трипп 1970 , с. 159, говорит просто, что Гея, Тартар и Эрос вышли «из Хаоса или вместе с ним» . Колдуэлл 1987 , стр. 33, н. 116–122, однако, интерпретирует Гесиода как говорящего, что Хаос, Гея, Тартар и Эрос «спонтанно генерируются без источника и причины». Более поздние писатели обычно считают Эроса сыном Афродиты и Ареса , хотя указываются и некоторые другие источники происхождения.
- ^ Бреммер 2008 , с. п. 5 переводит Калиго как «Тьма»; по его словам:
«Гигин... начал свои «Фабулы» со странной смеси греческих и римских космогоний и ранних генеалогий. Она начинается следующим образом:- Из тьмы хаоса. Из Хаоса и Тьмы Ночь День Эфир Эреб - (Предисловие 1)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Цумура 2022 , стр. 253.
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1614 и 1616–7.
- ^ «хаос» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Лиделл-Скотт, греко-английского лексикона Хаос
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд 2003 , с. 57
- ^ Перейти обратно: а б Цумура 2022 , стр. 255.
- ^ Вятт 2022 , с. 244.
- ^ Цумура 2022 , стр. 256, 269–270.
- ^ Цумура 2022 , стр. 256–257.
- ^ Вятт, Николас (1 декабря 2001 г.). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . А&С Черный. стр. 210–211. ISBN 978-0-567-04942-1 .
- ^ Муртон, Ричард Ф. младший (2001). «Гесиод как предшественник досократических философов: взгляд Фоглина» . Университет штата Луизиана. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 4 декабря 2008 г.
- ^ Ганц 1996 , с. 3.
- ^ Гесиод . Теогония . 813–814 , 700 , 740 — через Персея, Университет Тафтса .
- ^ Ганц 1996 , с. 3 говорит: «Греки разрешат и то, и другое».
- ^ Ганц 1996 , стр. 4–5.
- ^ HesiodГесиод Теогония 123 – Персиус-стрит, Университет Тафтса .
- ^ Гесиод . Теогония . 814 – через Персия, Университет Тафтса .
А за ней, вдали от всех богов, живут Титаны, за пределами мрачного Хаоса.
- ^ Гесиод . Теогония . 740 – через Персея, Университет Тафтса .
- ^ Перейти обратно: а б Гатри, WKC (2000). История греческой философии: Том 1, Ранние досократики и пифагорейцы . Издательство Кембриджского университета. стр. 59, 60, 83. ISBN. 978-0-521-29420-1 . Архивировано из оригинала 3 января 2014 г.
- ^ Нильссон, Том I, стр. 743. [ нужна полная цитата ] ; Гатри 1952 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Кирк, Рэйвен и Шофилд 2003 , стр. 9, 10, 20.
- ^ Гесиод . Теогония . 740–765 – через Персея, Университет Тафтса .
- ^ Аристофан 1938 , 693–699 ; Морфорд и Ленардон 2007 , стр. 57–58. Колдуэлл 1987 , с. 2 описывает эту объявленную птицами теогонию как «комедийную пародию».
- ^ Перейти обратно: а б Лобенхофер 2020 .
- ^ Аристотель . Физика . IV 1 208б27–209а2 [...]
- ^ Овидий . Метаморфозы . 1,5 и далее. – через Персея, Университет Тафтса .
- ^ Овидий и Море 1922 , 1,5 и далее .
- ^ Гай Юлий Гигин Басни Перевод Смита; Трзаскома. Предисловие
- ^ Огден 2013 , стр. 36–37.
- ^ Цумура 2022 , стр. 254.
- ^ Х. Гункель, Бытие , HKAT I.1, Геттинген, 1910.
- ^ Микаэла Баукс, Хаос / Chaoskampf , WiBiLex - Библейский лексикон (2006).
- ^ Микаэла Баукс, Мир в начале. О связи между передним миром и сотворением мира в Быт. 1 и в древней ближневосточной литературе (WMANT 74), Neukirchen-Vluyn, 1997.
- ^ Микаэла Баукс, « Хаос как метафора угрозы мировому порядку», в: Б. Яновский / Б. Эго, Библейское мировоззрение и его древние восточные контексты (FAT 32), Тюбинген, 2001, 431– 464.
- ^ Цумура, Д., Создание и разрушение. Переоценка теории Хаоскампфа в Ветхом Завете , Вайнона Лейк/Индиана, 1989, 2-е изд. 2005, ISBN 978-1-57506-106-1 .
- ^ К. Вестерманн, Бытие, главы 1–11 , (BKAT I/1), Neukirchen-Vluyn, 1974, 3-е изд.
- ^ Бытие 1:2, английский перевод ( Новая международная версия ) (2011): BibleGateway.com Объединение Библии
- ^ Цумура 2022 , стр. 255, 281.
- ^ Уотсон 2005 .
- ^ Цумура 2020 .
- ^ Цумура 2022 .
- ^ «Лексикон :: H1516 Стронга – гей » . www.blueletterbible.org .
- ^ Герхард Мэй, Создание из ничего. Возникновение доктрины creatio ex nihilo , AKG 48, Берлин/Нью-Йорк, 1978, 151f.
- ^ Трум, Томас (1907). Гавайские народные сказки . AC МакКлерг . п. 15.
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (2009). «О происхождении мира». Гностическая Библия . Шамбала . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ О нимфах и др. Недели 1658 II. 391 [ нужна полная цитата ]
- ^ Кунрат, Генрих (1708). От Гилеалианского, то есть Первичного Католического или Всеобщего Природного Хаоса естественных Алхимий и Алхимиков: Confessio .
- ^ Шулаковска 2000 , с. 79.
- ^ Шулаковска 2000 , с. 91, цитируя Кунрата 1708 , с. 68 .
- ^ «Я назвал это дыхание Газом, недалеко от древней тайны Чао». Происхождение медицины, изд. 1652, стр. 59а, цитируется по Оксфордскому словарю английского языка .
- ^ Мирча Элиаде , статья «Хаос» в журнале «Религия в прошлом и настоящем» , 3-е изд. 1, Тюбинген, 1957, 1640f.
- ^ Стивен Госсон , Школа злоупотреблений, содержащая приятную иньюкцию против поэтов, волынщиков, музыкантов, эстеров и им подобных гусениц Содружества (1579), стр. 53 (цитата по OED ): «Они делают свои тома не лучше, чем [...] огромный хаос грязного беспорядка».
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аристофан (1938). «Птицы» . В О'Ниле-младшем, Юджине (ред.). Полная греческая драма . Том. 2. Нью-Йорк: Random House – через цифровую библиотеку Персея.
- Бреммер, Ян Н. (2008). Греческая религия и культура, Библия и Древний Ближний Восток . Иерусалимские исследования в области религии и культуры. Брилл. ISBN 978-90-04-16473-4 . LCCN 2008005742 .
- Колдуэлл, Ричард (1987). Теогония Гесиода . Фокус Паблишинг/Р. Компания Пуллинс. ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Ганц, Тимоти (1996). Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5360-9 .
- Гатри, WK (апрель 1952 г.). «Досократическая картина мира». Гарвардское теологическое обозрение . 45 (2): 87–104. дои : 10.1017/S0017816000020745 . S2CID 162375625 .
- Кирк, Г.С.; Рэйвен, Дж. Э.; Шофилд, М. (2003). Досократические философы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27455-9 .
- Лобенхофер, Стефан (2020). «Хаос» . В Кирхгофе, Томас (ред.). Интернет-лексикон натурфилософии [ Интернет-энциклопедия философии природы ]. Интернет-энциклопедия «Философия природы» . Гейдельбергский университет . дои : 10.11588/oepn.2019.0.68092 .
- Морфорд, Марк ПО; Ленардон, Роберт Дж. (2007). Классическая мифология (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Мост, GW (2006). Гесиод: Теогония, Труды и дни, Свидетельства . Классическая библиотека Леба . Том. 57. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99622-9 – через издательство Гарвардского университета.
- Огден, Дэниел (2013). Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мирах: справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992509-4 .
- Публий Овидий Назон (1922). Метаморфозы . Перевод Мора, Брукса. Бостон: Cornhill Publishing Co – через цифровую библиотеку Персея.
- Шулаковска, Уршула (2000). Алхимия света: геометрия и оптика в алхимической иллюстрации позднего Возрождения . Symbola et Emblemata - Исследования символизма эпохи Возрождения и барокко. Том. 10. БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11690-0 .
- Трипп, Эдвард (1970). Справочник Кроуэлла по классической мифологии (1-е изд.). компании Томаса И. Кроуэлла ISBN 0-690-22608-Х .
- Цумура, Дэвид Тосио (2020). «Миф Хаоскампфа в библейской традиции» . Журнал Американского восточного общества . 140 (4): 963–970. дои : 10.7817/jameroriesoci.140.4.0963 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.140.4.0963 .
- Цумура, Дэвид Тосио (2022). «Хаос и Хаоскампф в Библии: является ли «Хаос» подходящим термином для описания творения или конфликта в Библии?» . В Уотсоне, Ребекка С.; Кертис, Адриан Х.В. (ред.). Беседы на ханаанские и библейские темы Сотворения, Хаоса и Единобожия . Де Грюйтер. стр. 253–281.
- Уотсон, Ребекка С. (2005). Хаос несотворенный: переоценка темы «Хаоса» в еврейской Библии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110900866 . ISBN 978-3-11-017993-4 .
- Уэст, МЛ (1966). Гесиод: Теогония . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814169-6 .
- Вятт, Николас (2022). «Различение дерева и деревьев в воде: сотворение в библейской мысли» . В Уотсоне, Ребекка С.; Кертис, Адриан Х.В. (ред.). Беседы на ханаанские и библейские темы Сотворения, Хаоса и Единобожия . Де Грюйтер. стр. 203–252.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аристофан (1907). Холл, ФРВ; Гелдарт, В.М. (ред.). Аристофан Комодия (на греческом языке). Том. 2. Оксфорд: Clarendon Press – через цифровую библиотеку Персея.
- Клиффорд, Ричард Дж. (апрель 2007 г.). «Рецензия на книгу: Создание и разрушение: переоценка теории Хаоскампфа в Ветхом Завете». Католический библейский ежеквартальный журнал . 69 (2). JSTOR 43725990 .
- Дэй, Джон (1985). Конфликт Бога с драконом и морем: отголоски ханаанского мифа в Ветхом Завете . Кембриджские восточные публикации. ISBN 978-0-521-25600-1 .
- Гесиод (1914). «Теогония». Гомеровские гимны и Гомерика (на английском и греческом языках). Перевод Эвелин-Уайт, Хью Г. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета – через цифровую библиотеку Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Гигин . Грант, Мэри (ред.). Фабулы из «Мифов о Гигине» . Перевод Гранта, Мэри. Публикации Канзасского университета по гуманитарным исследованиям - через текстовый проект Topos.
- Йегер, Вернер (1952). Богословие ранних греческих философов: лекции Гиффорда 1936 года . Оксфорд: Кларендон Пресс. ОСЛК 891905501 .
- Миллер, Роберт Д. (2014). «По следам Дракона по Древнему Ближнему Востоку». Восточный архив . 82 : 225–45.
- Публий Овидий Назон (1892). Магнус, Хьюго (ред.). Метаморфозы (на латыни). Гота, Германия: Фридр. Андре. Пертес - через цифровую библиотеку Персея.
- Смит, Уильям (1873). «Хаос» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон – через цифровую библиотеку Персея.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вятт, Ник (2005) [1998]. «Оружие и король: самые ранние намеки на мотив Хаоскампфа и их значение для интерпретации угаритских и библейских традиций». Вот такая божественность окружает короля: избранные эссе Николаса Вятта о королевской идеологии в угаритской и ветхозаветной литературе . Монографии Общества изучения Ветхого Завета, Ashgate Publishing. стр. 151–190. ISBN 978-0-7546-5330-1 .