Jump to content

*Нарезанный

*Тритон — значимая фигура в протоиндоевропейской мифологии , олицетворяющая первого воина и выступающая в роли культурного героя . [ 1 ] Он связан с другими выдающимися персонажами, такими как Ману и Йемо . [ 1 ] и признан главным героем мифа о функции воина, [ 1 ] создание модели для всех последующих воинов. [ 1 ] В легенде небесные боги преподносят Трито скот в качестве божественного дара. [ 2 ] который позже украден трехглавым змеем по имени * H₂n̥gʷʰis («змей»). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Несмотря на первоначальное поражение, Трито, подкрепленный опьяняющим напитком и с помощью Небесного Отца , [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] или, альтернативно, Бог Бури или *H₂nḗr , «Человек», [ 4 ] [ 6 ] вместе они идут к пещере или горе, и герой побеждает чудовище и возвращает выздоровевший скот жрецу для его надлежащего принесения в жертву. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Теперь он первый воин, поддерживающий своими героическими поступками цикл взаимной отдачи между богами и смертными. [ 1 ] [ 4 ] Ученые интерпретировали историю Тритона либо как космический конфликт между небесным героем и земным змеем, либо как победу индоевропейцев над неиндоевропейскими народами, при этом чудовище символизировало аборигенного вора или узурпатора. [ 7 ] Персонаж Трито послужил образцом для более поздних эпических мифов об угонах скота и рассматривался как моральное оправдание угонов скота. [ 1 ] Легенда о Трито общепринята среди ученых и признана существенной частью протоиндоевропейской мифологии, хотя и не до уровня Ману и Йемо. [ 8 ]

История исследований

[ редактировать ]

После первой статьи о космогонической легенде о Ману и Йемо, опубликованной одновременно с Яаном Пухвелем в 1975 году (который указал на римский рефлекс этой истории), Брюс Линкольн соединил начальную часть мифа с легендой о третьем человеке Трито в единый родовой мотив. [ 9 ] [ 4 ] [ 10 ]

С 1970-х годов среди учёных общепринятыми являются реконструированные мотивы Ману и Йемо и в меньшей степени Трито. [ 8 ]

Трифункциональная гипотеза

[ редактировать ]

По мнению Линкольна, легенду о Трито следует интерпретировать как «миф о воинской функции, устанавливающий модель для всех более поздних воинов». [ 1 ] Хотя Ману и Йемо кажутся главными героями «мифа о суверенной функции, устанавливающего модель для последующих священников и королей», [ 1 ] Миф действительно напоминает дюмезильское тройное разделение космоса между жрецом (как в его магическом, так и в юридическом аспектах), воином (Третий человек) и пастухом (корова). [ 4 ]

История Трито послужила моделью для более поздних эпических мифов о набегах скота и, скорее всего, моральным оправданием практики набегов у индоевропейских народов. В оригинальной легенде Трито возвращает себе только то, что по праву принадлежит его народу, тем, кто должным образом приносит жертвы богам. [ 1 ] Миф трактовался либо как космический конфликт между небесным героем и земным змеем, либо как победа индоевропейцев над неиндоевропейскими народами, чудовищем, символизирующим аборигенного вора или узурпатора. [ 7 ]

Трито и Х₂n̥gʷʰis

[ редактировать ]

Родственники, происходящие от Первого Воина *Трито («Третий»), включают ведического Триту , героя, который вернул украденный скот у змея Вритры ; авестийский Траэтона («сын Триты»), отвоевавший похищенных женщин у змея Ази-Дахаки ; и норвежское þriði («Третий»), одно из имён Одина . [ 11 ] [ 12 ] [ 5 ] Другие родственные слова могут появиться в греческих выражениях trítos sōtḗr (τρίτος σωτήρ; «Третий Спаситель»), эпитете Зевса , и tritogḗneia (τριτογήνεια; «Третий рожденный» или «рожденный от Зевса»), эпитете Афины ; и, возможно, в славянском мифическом герое Трояне [ ru ] , встречающемся как в русских, так и в сербских легендах. [ 12 ] [ а ]

H₂n̥gʷʰis — реконструированное существительное, означающее «змей». [ 3 ] [ 4 ] Родственные потомки можно найти в иранском Ажи , имени враждебного змея, и в индийском áhi («змей»), термине, обозначающем чудовищного змея Вритру . [ 12 ] оба происходят от протоиндоиранского *Háϰʰiš . [ 14 ]

Индоевропейские языковые потомки (жирным шрифтом) и тематические отголоски (курсивом ) мифа о Первом Воине. [ 15 ]
Традиция Первый воин Трехглавый змей Бог-помощник Украденный подарок
Протоиндоевропейский *Трито («Третий») * H₂n̥gʷʰis Бог бури или *H₂nḗr («Человек») Крупный рогатый скот
Индийский Трита Вритра место ») Индра Коровы
Иранский Траэтона («сын Триты ») Ажи Дахак * Вритрагхна Женщины
германский третий , Хюмир Три змеи Торр Козы (?)
Греко-римский Геракл Герион , Кавказ Гелиос Крупный рогатый скот

Миф об убийстве змей

[ редактировать ]

Один из распространенных мифов, встречающийся почти во всех индоевропейских мифологиях, — это битва, заканчивающаяся тем, что герой или бог убивает змея или дракона . какого-то [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Хотя детали истории часто сильно различаются, некоторые особенности остаются неизменными во всех итерациях. Главным героем истории обычно является бог-громовержец или герой, каким-то образом связанный с громом. [ 19 ] Его враг змей обычно ассоциируется с водой и изображается многоголовым или каким-то другим образом «множественным». [ 18 ] Индоевропейские мифы часто описывают это существо как «блокатора воды», и его многочисленные головы в конечном итоге разбиваются богом-громовержцем в эпической битве, высвобождая потоки воды, которые ранее сдерживались. [ 20 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 21 ] Дракон или змей проигрывают в каждой версии истории, хотя в некоторых мифологиях, таких как скандинавский миф о Рагнарёке , герой или бог погибает вместе со своим врагом во время противостояния. [ 22 ] Историк Брюс Линкольн предположил, что история об убийстве дракона и миф о сотворении мира о *Трито, убивающем змея * H₂n̥gʷʰis, на самом деле могут принадлежать к одной и той же оригинальной истории. [ 23 ] [ 6 ] Рефлексы протоиндоевропейского мифа об убийстве дракона появляются в большинстве индоевропейских поэтических традиций, где миф оставил следы шаблонного предложения *(h₁e) gʷʰent h₁ógʷʰim , что означает «[он] убил змея». [ 24 ]

Греческая краснофигурная ваза с изображением Геракла, убивающего Лернейскую гидру , ок. 375–340 до н.э.

В хеттской мифологии бог бури Тархант убивает гигантского змея Иллуянку . [ 25 ] как и ведический бог Индра, многоголовый змей Вритра , который вызывает засуху, задерживая воду в своем горном логове. [ 20 ]

[ 26 ] Несколько вариантов этой истории также встречаются в греческой мифологии . [ 27 ] Первоначальный мотив появляется, унаследованный от легенды о Зевсе, убивающем стоглавого Тифона , изложенной Гесиодом в « Теогонии» : [ 17 ] [ 28 ] и, возможно, в мифе о Геракле, убивающем девятиглавую Лернейскую гидру , и в легенде об Аполлоне, убивающем земляного дракона Пифона . [ 17 ] [ 29 ] история с кражей Гераклом скота Гериона . Вероятно, связана также [ 17 ] Хотя его обычно не считают божеством бури в общепринятом смысле этого слова, Геракл обладает многими качествами, присущими другим индоевропейским божествам бури, включая физическую силу и склонность к насилию и обжорству. [ 17 ] [ 30 ]

Оригинальный мотив нашел свое отражение и в германской мифологии . [ 31 ] Скандинавский , обитавшего в водах , бог грома Тор убивает гигантского змея Ёрмунганда окружающих царство Мидгард . [ 32 ] [ 33 ] В Вёльсунгах саге о Сигурд убивает дракона Фафнира , а в «Беовульфе » одноименный герой убивает другого дракона . [ 34 ] Изображение драконов, копящих сокровища (символизирующих богатство общества) в германских легендах, также может быть отражением первоначального мифа о змее, держащем воду. [ 24 ]

Хеттский бог Тархант в сопровождении своего сына Саррумы убивает дракона Иллуянку (Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция ).

В зороастризме и мифологии персидской Ферейдун (а позднее Гаршасп ) убивает змея Заххака . В албанской мифологии дранге кулшедр , получеловеческие божественные фигуры, связанные с громом, убивают , огромных многоголовых огнедышащих змей, связанных с водой и штормами. Славянский богатырь бог бурь Перун убивает своего врага — бога-дракона Велеса , как и богатырь- Добрыня Никитич — трёхглавого дракона Змея . [ 32 ] Подобную казнь совершает армянский бог грома Ваагн дракону Вишапу . [ 35 ] от румынского рыцаря-героя Фэт-Фрумоса к огнедышащему чудовищу Змеу и кельтского бога исцеления Диана Кехта к змею Мейчи. [ 21 ]

В синтоизме индоевропейское влияние через ведическую религию , где в мифологии можно увидеть , бог бури Сусаноо убивает восьмиглавого змея Ямата-но Ороти . [ 36 ]

Птица (Христос), победившая Змея (Сатану), Сен-Север Беат , 11 век.

Повествование Книги Бытия об иудаизме и христианстве , а также дракон, появляющийся в Откровении 12, можно интерпретировать как [ кем? ] как пересказ мифа об убийстве змея. Бездна или Бездна , из которой или на вершине которой, как говорят, Бог создал мир, переводится с библейского еврейского слова Техом (иврит: תְּהוֹם). Техом является родственником аккадского , слова тамту и угаритского слова т-хм которые имеют схожее значение. Таким образом, его приравнивали к более раннему вавилонскому змею Тиамат . [ 37 ]

Фольклорист Эндрю Лэнг предполагает, что миф об убийстве змей превратился в сказочный мотив лягушки или жабы, блокирующих поток воды. [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Троян предположительно был связан с числительным «попробуй» «три», украинским трояном «отец тройни/трех сыновей» или считался возможным божеством-хранителем России в дохристианские времена. [ 13 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Линкольн 1976 , стр. 63–64.
  2. ^ Jump up to: а б с д Линкольн 1976 , с. 58.
  3. ^ Jump up to: а б Линкольн 1976 , с. 51.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Энтони 2007 , стр. 134–135.
  5. ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 1997 , с. 138.
  6. ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 2006 , с. 437.
  7. ^ Jump up to: а б Линкольн 1976 , стр. 58, 62.
  8. ^ Jump up to: а б См.: Пухвель 1987 , стр. 285–287; Мэллори и Адамс, 2006 , стр. 435–436; Энтони 2007 , стр. 134–135. Уэст 2007 согласен с реконструированным мотивом Ману и Йемо, хотя и отмечает, что интерпретации мифов о Трите и Траэтоне обсуждаются. Согласно Поломе 1986 , «некоторые элементы [скандинавского мифа об Имире] являются явно индоевропейскими», но реконструкция мифа о сотворении первого Человека и его Близнеца, предложенная Линкольном 1975 , «делает слишком недоказуемые предположения, чтобы объяснить фундаментальные изменения, подразумеваемые скандинавской версией».
  9. ^ Линкольн 1976 , стр. 42–43.
  10. ^ Мэллори и Адамс 2006 , стр. 435–436.
  11. ^ Линкольн 1976 , стр. 47–48.
  12. ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 260.
  13. ^ Биланюк, Петр Б.Т. (декабрь 1988 г.). «Высшая реальность и смысл в дохристианской религии восточных славян» . Высшая реальность и смысл . 11 (4): 254, 258–259. дои : 10.3138/урам.11.4.247 .
  14. ^ Витцель, Майкл (2008). «Убийство Дракона по Евразии». В Бенгтсоне, Джон Д. (ред.). В погоне за языком в доисторические времена, Очерки четырех областей антропологии . Издательство Джона Бенджамина. п. 269. ИСБН  9789027232526 .
  15. ^ См.: Линкольн 1976 ; Мэллори и Адамс, 2006 г .; Запад 2007 ; Энтони, 2007 год .
  16. ^ Уоткинс 1995 , стр. 297–301.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Вест 2007 , стр. 255–259.
  18. ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 2006 , стр. 436–437.
  19. ^ Запад 2007 , стр. 255.
  20. ^ Jump up to: а б Вест 2007 , стр. 255–257.
  21. ^ Jump up to: а б Уоткинс 1995 , стр. 299–300.
  22. ^ Уоткинс 1995 , стр. 324–330.
  23. ^ Линкольн 1976 , с. 76.
  24. ^ Jump up to: а б Фортсон 2004 , с. 26.
  25. ^ Хаувинк Тен Кейт, Филон Х.Дж. (1961). Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период . Брилл. стр. 203–220. ISBN  978-9004004696 .
  26. ^ Фортсон 2004 , с. 26–27.
  27. ^ Запад 2007 , с. 460.
  28. ^ Уоткинс 1995 , стр. 448–460.
  29. ^ Уоткинс 1995 , стр. 460–464.
  30. ^ Уоткинс 1995 , стр. 374–383.
  31. ^ Уоткинс 1995 , стр. 414–441.
  32. ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 259.
  33. ^ Уоткинс 1995 , стр. 429–441.
  34. ^ Орчард, Энди (2003). Критический спутник Беовульфа . Boydell & Brewer Ltd. с. 108. ИСБН  9781843840299 .
  35. ^ Куркджян 1958 .
  36. ^ Витцель 2012 .
  37. ^ Генрих Циммерн , Древний Восток, № III: Вавилонское и еврейское Бытие ; перевод Дж. Хатчисона; Лондон: Дэвид Натт, 57–59 Лонг-Акр, 1901.
  38. ^ Ланг, Эндрю. Миф, ритуал и религия . Том. Я. Лондон: Лонгманс, Грин. 1906. С. 42-46.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 669a41838b03458d2c58ebe274e51af2__1721934720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/f2/669a41838b03458d2c58ebe274e51af2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
*Trito - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)