Jump to content

*жилец

*жилец
Эквиваленты
Греческий эквивалент Цербер
Индуистский эквивалент Шарвара
Скандинавский эквивалент Гармр (обсуждается)

*Ḱérberos ( протоиндоевропейское слово «пятнистый») — реконструированное название собачьего существа, охраняющего вход в потусторонний мир в протоиндоевропейской мифологии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] По повторяющемуся мотиву в Потустороннем мире есть ворота, которые обычно охраняет собака, которая также может служить проводником и следить за тем, чтобы входящие не могли выйти. [ 2 ] [ 3 ]

Греческий Цербер и индуистский Шарвара , вероятно, происходят от общего протоиндоевропейского существительного * Ḱérberos («пятнистый»). [ 1 ] [ 3 ] Историк Брюс Линкольн предложил третьего родственника норвежского гарма , [ 4 ] хотя это обсуждалось как лингвистически несостоятельное. [ 5 ] [ примечание 1 ]

Мотив собаки-хранителя входа в потусторонний мир засвидетельствован в персидской мифологии , где две четырехглазые собаки охраняют мост Чинват , мост, обозначающий порог между миром живых и миром мертвых. [ 7 ] [ 8 ] Видевдат ) 13,9 описывает их как « spâna ( Вендидад pəšu.pâna» («две собаки, охраняющие мост»). [ 9 ] [ 10 ] Параллельные образы встречаются в исторической ведической религии : говорят, что Яма, правитель подземного мира, владеет двумя четырехглазыми собаками, которые также действуют как его посланники. [ 11 ] и выполнить роль защитников души на пути в рай. Эти гончие, названные Шьяма ( Шьяма ) и Сабала , описываются как выводок Сарамы , божественной собаки-самки: одна из них черная. [ примечание 2 ] и другой замечен. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Словенское божество и герой Кресник также ассоциируется с четырехглазой собакой, и в народных поверьях подобная фигура (собака с белыми или коричневыми пятнами над глазами - таким образом, «четыреглазая») считается способной чувствовать приближение смерти. [ 15 ]

стоит собака В скандинавской мифологии на дороге в Хель ; часто полагают, что он идентичен Гарму, воющей собаке, привязанной у входа в Гнипахеллир . В албанском фольклоре также говорится, что никогда не спящая трехголовая собака живет в мире мертвых. [ 2 ] Еще одну параллель можно найти в Cŵn Annwn («Собаки Аннуна»), существах из валлийской мифологии, которые, как говорят, живут в Аннуне , названии валлийского потустороннего мира. [ 7 ] Их описывают как адских гончих или призрачных собак, которые принимают участие в Дикой Охоте , преследуя мертвецов и души людей. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Останки собак, найденные в могилах железного века вильбаркской культуры , [ 19 ] и собачьи погребения раннесредневековых северо-западных славян (в Померании) [ 20 ] предполагает долговечность веры. Другое собачье захоронение на горе Хелмска и поморская легенда о собачьей фигуре, связанной с потусторонним миром, по-видимому, указывают на существование этого мотива в славянской традиции. [ 21 ]

В легенде из Локева существо мужского пола по имени Вилеж («волшебный человек»), которое обитает в пещере Виленица , охраняется двумя волками и, как говорят, уводит людей в подземный мир. [ 22 ] Белорусский ученый Сергей Санько предполагает, что персонажи белорусского этногенетического мифа, князь Бай и две его собаки, Стаури и Гаури (Хаури), связаны с ведическим Ямой и двумя его собаками. [ 23 ] Для него Гаури связано с литовским gaurai «грива, лохматая (волос)». [ 24 ]

Археологическая находка российского археолога Алексея Резепкина на Царской улице показала двух собак разного окраса (одну бронзовую, другую серебряную), каждая из которых стояла у иллюминатора гробницы. Эти образы, казалось, напоминали индоарийский миф о Яме и его собаках. [ 25 ]

Точно так же Брюс Линкольн также процитировал родственную пару гончих на армянском языке : собак Спитак («Белый») и Сиав («Черный»), которые для Линкольна означали соответственно жизнь и смерть. [ 26 ]

Другие мифологии

[ редактировать ]

Мифема , возможно, проистекает из более древних древних североевразийских верований, о чем свидетельствуют аналогичные мотивы в индейской и сибирской мифологии , и в этом случае это может быть одна из старейших мифов, которые можно восстановить с помощью сравнительной мифологии . [ 27 ] [ 28 ] Королем потустороннего мира мог быть Йемо , принесенный в жертву близнец мифа о сотворении мира, как это предполагает индоиранская и, в меньшей степени, германская, греческая и кельтская традиции. [ 29 ] [ 30 ] [ 1 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Имя Гарм также встречается в составе слова Манагармр («Лунная гончая», «Лунная собака»), другом имени Хати Хродвитниссона , волчьего преследователя Луны в скандинавской мифологии. [ 6 ]
  2. Попутно в одном отрывке говорится, что у короля Ямы есть коричневая лошадь, и используется слово «Шява». Ученый Сукумари Бхаттачарджи предполагает, что это слово связано с собакой Шьямой. [ 6 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 2006 , с. 439.
  2. ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 391–392.
  3. ^ Jump up to: а б с Энтони и Браун 2019 , с. 104.
  4. ^ Линкольн 1991 , с. 289.
  5. ^ Огден, Дэниел (2013). Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 105. ИСБН  978-0199557325 .
  6. ^ Jump up to: а б Бхаттачарджи, Сукумари . Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Кембридж в University Press. 1970. с. 71. ISBN   978-0-521-05382-2
  7. ^ Jump up to: а б Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. стр. 118–121. ISBN   978-0-7656-8047-1
  8. ^ Фольц, Ричард. «Зороастрийское отношение к животным». В: Общество и животные 18 (2010). Лейден, Нидерланды: Brill. 2010. с. 371.
  9. ^ Дирвен, Люсинда. «Милорд со своими собаками. Преемственность и изменения в культе Нергала в парфянской Месопотамии». В: Эдесса в эллинистически-римские времена: Религия, культура и политика между Востоком и Западом . Материалы для международного симпозиума в Эдессе в Галле-ан-дер-Заале, 14–17. Июль 2005 г., ред. Лутц Грайзигер, Клаудия Раммельт и Юрген Тубах. Бейрутские тексты и исследования 116. Бейрут/Вюрцбург: Ergon Verlag. 2009. стр. 66–67 (также сноска № 95). ISBN   978-3-89913-681-4 .
  10. ^ Моазами, Махназ (2006). «Собака в зороастрийской религии: Видевдад, глава XIII» . Индо-иранский журнал . 49 (1/2): 127–149. дои : 10.1007/s10783-007-9006-5 . JSTOR   24663597 . S2CID   161354751 .
  11. ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. с. 205. ISBN   978-04-15340-18-2
  12. ^ Блумфилд, Морис (1904). «Цербер, пес Аида» . Монист . 14 (4): 523–540. дои : 10.5840/monist190414439 . JSTOR   27899506 .
  13. ^ Бхаттачарджи, Сукумари . Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Кембридж в University Press. 1970. С. 70-71. ISBN   978-0-521-05382-2
  14. ^ Абель, Эрнест Л. Боги смерти: Энциклопедия правителей, злых духов и географии мертвых . Гринвуд Пресс. 2009. с. 144. ISBN   978-0-313-35712-1
  15. ^ Шмитек, Змаго (1998). «Кресник: попытка мифологической реконструкции». В: Studia Mythologica Славика , Том 1, стр. 106-107.
  16. ^ Бриггс, Кэтрин М. Энциклопедия фей: хобглобины, домовые, призраки и другие сверхъестественные существа . Нью-Йорк: Книги Пантеона. 1976. с. 85. ISBN   0-394-40918-3
  17. ^ Кельты: история, жизнь и культура . Джон Т. Кох , главный редактор; Антон Минар, редактор. АВС-КЛИО. 2012. с. 238. ISBN   978-1-59884-964-6
  18. ^ Абад, Рубен Абад. (2008). «Небесное/солнечное божество в полуостровном кельтском пантеоне». В: Пространство, время и форма . Серия II, Древняя история, 21: 95.
  19. ^ Скин, Калина (2019). «Liegt da der Hund begraben? Аспект постпогребальных вторжений с культурного кладбища Вильбарк в Чарнувко в Померании» . Археологические отчеты . 71 : 125–153. дои : 10.23858/SA71.2019.005 . S2CID   213002484 .
  20. ^ Кайковски, Камил (2015). «Собака в языческих верованиях раннесредневековых северо-западных славян». В: Analecta Archaeologica Ressoviensia Vol. 10. Жешув: 2015. С. 199–240.
  21. ^ Кайковски, Камил (6 июля 2015 г.). «Славянские путешествия в потусторонний мир. Заметки об эсхатологии раннесредневековых померанцев» . Некоторые замечания по эсхатологии раннесредневековых померанцев. Славянская мифологическая студия . 18:15 . дои : 10.3986/sms.v18i0.2828 .
  22. ^ Хробат Вирлогет, Катя (6 июля 2015 г.). На примере юго-западной Словении» «Пещеры как входы в потусторонний мир, откуда происходит рождаемость. Пример юго-западной Словении]. Студия Мифологика Славика . 18 : 153. дои : 10.3986/sms.v18i0.2837 .
  23. ^ Санько, Сергей; Шота, Алексей (2012). «Основные компоненты белорусского сакрального повествования в сравнительной перспективе». Политея (22): 153–182. JSTOR   24920134 .
  24. ^ Писарскас, Брониус; Свецявичюс, Брониус. Литовский словарь: англо-литовский, литовско-английский . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. 1995. стр. 215 и 326.
  25. ^ Васильков, Ярослав В. " Некоторые индоиранские мифологические мотивы в искусстве Новосвободной ("Майкопской") культуры ". В: Археология Южной Азии, 1993 . Материалы Двенадцатой международной конференции Европейской ассоциации археологов Южной Азии, состоявшейся в Хельсинкском университете 5–9 июля 1993 г. Под редакцией Аско Парполы и Петтери Коскикалхо. Том II. Хельсинки: Suomalainen Tiedeakademia, 1994. с. 778.
  26. ^ Линкольн, Брюс. Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Издательство Чикагского университета, 1991. стр. 96–97. ISBN   9780226482002 .
  27. ^ Энтони и Браун 2019 , стр. 104–105.
  28. ^ Березкин, Юрий «'Черный пес у реки слез': некоторые индейские представления о переходе в страну мертвых и их евразийские корни». Пер. Энди Байфорд. В: Форум антропологии и культуры 2 (2005): 130–170.
  29. ^ Линкольн 1991 , с. 32.
  30. ^ Джексон 2002 , с. 81.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 198864310cc910cbf9614bd8c5d8e0e4__1712753340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/e4/198864310cc910cbf9614bd8c5d8e0e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
*Ḱérberos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)