*жилец
*жилец | |
---|---|
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Цербер |
Индуистский эквивалент | Шарвара |
Скандинавский эквивалент | Гармр (обсуждается) |
*Ḱérberos ( протоиндоевропейское слово «пятнистый») — реконструированное название собачьего существа, охраняющего вход в потусторонний мир в протоиндоевропейской мифологии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] По повторяющемуся мотиву в Потустороннем мире есть ворота, которые обычно охраняет собака, которая также может служить проводником и следить за тем, чтобы входящие не могли выйти. [ 2 ] [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Греческий Цербер и индуистский Шарвара , вероятно, происходят от общего протоиндоевропейского существительного * Ḱérberos («пятнистый»). [ 1 ] [ 3 ] Историк Брюс Линкольн предложил третьего родственника норвежского гарма , [ 4 ] хотя это обсуждалось как лингвистически несостоятельное. [ 5 ] [ примечание 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Мотив собаки-хранителя входа в потусторонний мир засвидетельствован в персидской мифологии , где две четырехглазые собаки охраняют мост Чинват , мост, обозначающий порог между миром живых и миром мертвых. [ 7 ] [ 8 ] Видевдат ) 13,9 описывает их как « spâna ( Вендидад pəšu.pâna» («две собаки, охраняющие мост»). [ 9 ] [ 10 ] Параллельные образы встречаются в исторической ведической религии : говорят, что Яма, правитель подземного мира, владеет двумя четырехглазыми собаками, которые также действуют как его посланники. [ 11 ] и выполнить роль защитников души на пути в рай. Эти гончие, названные Шьяма ( Шьяма ) и Сабала , описываются как выводок Сарамы , божественной собаки-самки: одна из них черная. [ примечание 2 ] и другой замечен. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Словенское божество и герой Кресник также ассоциируется с четырехглазой собакой, и в народных поверьях подобная фигура (собака с белыми или коричневыми пятнами над глазами - таким образом, «четыреглазая») считается способной чувствовать приближение смерти. [ 15 ]
стоит собака В скандинавской мифологии на дороге в Хель ; часто полагают, что он идентичен Гарму, воющей собаке, привязанной у входа в Гнипахеллир . В албанском фольклоре также говорится, что никогда не спящая трехголовая собака живет в мире мертвых. [ 2 ] Еще одну параллель можно найти в Cŵn Annwn («Собаки Аннуна»), существах из валлийской мифологии, которые, как говорят, живут в Аннуне , названии валлийского потустороннего мира. [ 7 ] Их описывают как адских гончих или призрачных собак, которые принимают участие в Дикой Охоте , преследуя мертвецов и души людей. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Останки собак, найденные в могилах железного века вильбаркской культуры , [ 19 ] и собачьи погребения раннесредневековых северо-западных славян (в Померании) [ 20 ] предполагает долговечность веры. Другое собачье захоронение на горе Хелмска и поморская легенда о собачьей фигуре, связанной с потусторонним миром, по-видимому, указывают на существование этого мотива в славянской традиции. [ 21 ]
В легенде из Локева существо мужского пола по имени Вилеж («волшебный человек»), которое обитает в пещере Виленица , охраняется двумя волками и, как говорят, уводит людей в подземный мир. [ 22 ] Белорусский ученый Сергей Санько предполагает, что персонажи белорусского этногенетического мифа, князь Бай и две его собаки, Стаури и Гаури (Хаури), связаны с ведическим Ямой и двумя его собаками. [ 23 ] Для него Гаури связано с литовским gaurai «грива, лохматая (волос)». [ 24 ]
Археологическая находка российского археолога Алексея Резепкина на Царской улице показала двух собак разного окраса (одну бронзовую, другую серебряную), каждая из которых стояла у иллюминатора гробницы. Эти образы, казалось, напоминали индоарийский миф о Яме и его собаках. [ 25 ]
Точно так же Брюс Линкольн также процитировал родственную пару гончих на армянском языке : собак Спитак («Белый») и Сиав («Черный»), которые для Линкольна означали соответственно жизнь и смерть. [ 26 ]
Другие мифологии
[ редактировать ]Мифема , возможно, проистекает из более древних древних североевразийских верований, о чем свидетельствуют аналогичные мотивы в индейской и сибирской мифологии , и в этом случае это может быть одна из старейших мифов, которые можно восстановить с помощью сравнительной мифологии . [ 27 ] [ 28 ] Королем потустороннего мира мог быть Йемо , принесенный в жертву близнец мифа о сотворении мира, как это предполагает индоиранская и, в меньшей степени, германская, греческая и кельтская традиции. [ 29 ] [ 30 ] [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Гарм также встречается в составе слова Манагармр («Лунная гончая», «Лунная собака»), другом имени Хати Хродвитниссона , волчьего преследователя Луны в скандинавской мифологии. [ 6 ]
- ↑ Попутно в одном отрывке говорится, что у короля Ямы есть коричневая лошадь, и используется слово «Шява». Ученый Сукумари Бхаттачарджи предполагает, что это слово связано с собакой Шьямой. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 2006 , с. 439.
- ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 391–392.
- ^ Jump up to: а б с Энтони и Браун 2019 , с. 104.
- ^ Линкольн 1991 , с. 289.
- ^ Огден, Дэниел (2013). Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 105. ИСБН 978-0199557325 .
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарджи, Сукумари . Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Кембридж в University Press. 1970. с. 71. ISBN 978-0-521-05382-2
- ^ Jump up to: а б Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. стр. 118–121. ISBN 978-0-7656-8047-1
- ^ Фольц, Ричард. «Зороастрийское отношение к животным». В: Общество и животные 18 (2010). Лейден, Нидерланды: Brill. 2010. с. 371.
- ^ Дирвен, Люсинда. «Милорд со своими собаками. Преемственность и изменения в культе Нергала в парфянской Месопотамии». В: Эдесса в эллинистически-римские времена: Религия, культура и политика между Востоком и Западом . Материалы для международного симпозиума в Эдессе в Галле-ан-дер-Заале, 14–17. Июль 2005 г., ред. Лутц Грайзигер, Клаудия Раммельт и Юрген Тубах. Бейрутские тексты и исследования 116. Бейрут/Вюрцбург: Ergon Verlag. 2009. стр. 66–67 (также сноска № 95). ISBN 978-3-89913-681-4 .
- ^ Моазами, Махназ (2006). «Собака в зороастрийской религии: Видевдад, глава XIII» . Индо-иранский журнал . 49 (1/2): 127–149. дои : 10.1007/s10783-007-9006-5 . JSTOR 24663597 . S2CID 161354751 .
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. с. 205. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Блумфилд, Морис (1904). «Цербер, пес Аида» . Монист . 14 (4): 523–540. дои : 10.5840/monist190414439 . JSTOR 27899506 .
- ^ Бхаттачарджи, Сукумари . Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Кембридж в University Press. 1970. С. 70-71. ISBN 978-0-521-05382-2
- ^ Абель, Эрнест Л. Боги смерти: Энциклопедия правителей, злых духов и географии мертвых . Гринвуд Пресс. 2009. с. 144. ISBN 978-0-313-35712-1
- ^ Шмитек, Змаго (1998). «Кресник: попытка мифологической реконструкции». В: Studia Mythologica Славика , Том 1, стр. 106-107.
- ^ Бриггс, Кэтрин М. Энциклопедия фей: хобглобины, домовые, призраки и другие сверхъестественные существа . Нью-Йорк: Книги Пантеона. 1976. с. 85. ISBN 0-394-40918-3
- ^ Кельты: история, жизнь и культура . Джон Т. Кох , главный редактор; Антон Минар, редактор. АВС-КЛИО. 2012. с. 238. ISBN 978-1-59884-964-6
- ^ Абад, Рубен Абад. (2008). «Небесное/солнечное божество в полуостровном кельтском пантеоне». В: Пространство, время и форма . Серия II, Древняя история, 21: 95.
- ^ Скин, Калина (2019). «Liegt da der Hund begraben? Аспект постпогребальных вторжений с культурного кладбища Вильбарк в Чарнувко в Померании» . Археологические отчеты . 71 : 125–153. дои : 10.23858/SA71.2019.005 . S2CID 213002484 .
- ^ Кайковски, Камил (2015). «Собака в языческих верованиях раннесредневековых северо-западных славян». В: Analecta Archaeologica Ressoviensia Vol. 10. Жешув: 2015. С. 199–240.
- ^ Кайковски, Камил (6 июля 2015 г.). «Славянские путешествия в потусторонний мир. Заметки об эсхатологии раннесредневековых померанцев» . Некоторые замечания по эсхатологии раннесредневековых померанцев. Славянская мифологическая студия . 18:15 . дои : 10.3986/sms.v18i0.2828 .
- ^ Хробат Вирлогет, Катя (6 июля 2015 г.). На примере юго-западной Словении» «Пещеры как входы в потусторонний мир, откуда происходит рождаемость. Пример юго-западной Словении]. Студия Мифологика Славика . 18 : 153. дои : 10.3986/sms.v18i0.2837 .
- ^ Санько, Сергей; Шота, Алексей (2012). «Основные компоненты белорусского сакрального повествования в сравнительной перспективе». Политея (22): 153–182. JSTOR 24920134 .
- ^ Писарскас, Брониус; Свецявичюс, Брониус. Литовский словарь: англо-литовский, литовско-английский . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. 1995. стр. 215 и 326.
- ^ Васильков, Ярослав В. " Некоторые индоиранские мифологические мотивы в искусстве Новосвободной ("Майкопской") культуры ". В: Археология Южной Азии, 1993 . Материалы Двенадцатой международной конференции Европейской ассоциации археологов Южной Азии, состоявшейся в Хельсинкском университете 5–9 июля 1993 г. Под редакцией Аско Парполы и Петтери Коскикалхо. Том II. Хельсинки: Suomalainen Tiedeakademia, 1994. с. 778.
- ^ Линкольн, Брюс. Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Издательство Чикагского университета, 1991. стр. 96–97. ISBN 9780226482002 .
- ^ Энтони и Браун 2019 , стр. 104–105.
- ^ Березкин, Юрий «'Черный пес у реки слез': некоторые индейские представления о переходе в страну мертвых и их евразийские корни». Пер. Энди Байфорд. В: Форум антропологии и культуры 2 (2005): 130–170.
- ^ Линкольн 1991 , с. 32.
- ^ Джексон 2002 , с. 81.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400831104 .
- Энтони, Дэвид В.; Браун, Доркас Р. (2019). «Жертвоприношения собак в середине зимы позднего бронзового века и посвящения воинов в Красносамарском, Россия». В Ольсене, Биргит А.; Оландер, Томас; Кристиансен, Кристиан (ред.). По следам индоевропейцев: новые данные археологии и исторической лингвистики . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-273-6 .
- Арвидссон, Стефан (2006). Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-02860-7 .
- Бикс, Роберт С.П. (2009). Этимологический словарь греческого языка . Брилл. ISBN 978-90-04-32186-1 .
- Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027211859 .
- Бенвенист, Эмиль (1973). Индоевропейский язык и общество . Перевод Палмер, Элизабет. Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами Пресс. ISBN 978-0-87024-250-2 .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-36281-0 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному старокельтскому языку (на французском языке). Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. ISBN 9789004155046 .
- Дюмезиль, Жорж (1966). Архаическая римская религия: с приложением о религии этрусков (изд. 1996 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5482-8 .
- Дюмезиль, Жорж (1986). Миф и эпос: Идеология трёх функций в эпосе индоевропейских народов (на французском языке). Галлимар. ISBN 978-2-07-026961-7 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гамкрелидзе Томас Владимирович ; Иванов, Вячеслав Васильевич (1995). Зима, Вернер (ред.). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры . Тенденции в лингвистике: исследования и монографии 80. Берлин: М. Де Грюйтер.
- Одри, Жан (1987). Космическая религия индоевропейцев (на французском языке). Ковчег. ISBN 978-2-251-35352-4 .
- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . JSTOR 3270472 .
- Якобсон, Роман (1985). «Лингвистические свидетельства в сравнительной мифологии». У Стивена Руди (ред.). Роман Якобсон: Избранные сочинения . Том. VII: Вклад в сравнительную мифологию: исследования в области лингвистики и филологии, 1972–1982 гг. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110855463 .
- Куркджян, Ваган М. (1958). «История Армении: Глава XXXIV» . Пенелопа . Чикагский университет . Проверено 6 апреля 2017 г.
- Лиминг, Дэвид А. (2009). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 9781598841749 .
- Литтлтон, К. Скотт (1982). «От меча в земле к мечу в камне: возможное отражение алано-сарматского обряда перехода в артуровскую традицию». В Поломе, Эдгар К. (ред.). Посвящение Жоржу Дюмезилю . Журнал индоевропейских исследований, Институт изучения человека. стр. 53–68. ISBN 9780941694285 .
- Линкольн, Брюс (ноябрь 1975 г.). «Индоевропейский миф о творении». История религий . 15 (2): 121–145. дои : 10.1086/462739 . S2CID 162101898 .
- Линкольн, Брюс (август 1976 г.). «Индоевропейский миф о скотоводстве». История религий . 16 (1): 42–65. дои : 10.1086/462755 . JSTOR 1062296 . S2CID 162286120 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226482002 .
- Мэллори, Джеймс П. (1991). В поисках индоевропейцев . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27616-7 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190226923 .
- Поломе, Эдгар К. (1986). «История германских космогонических мифов». В Бродяном, Бела; Креммельбейн, Томас (ред.). Германские диалекты: лингвистические и филологические исследования . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-7946-0 .
- Пухвель, Яан (1987). Сравнительная мифология . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3938-2 .
- Ренфрю, Колин (1987). Археология и язык. Загадка индоевропейского происхождения . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-521-35432-5 .
- Телегрин, Д. Я.; Мэллори, Джеймс П. (1994). Антропоморфные стелы Украины: ранняя иконография индоевропейцев . Серия монографий журнала индоевропейских исследований. Том. 11. Вашингтон, округ Колумбия, США: Институт изучения человека. ISBN 978-0941694452 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514413-0 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- Зима, Вернер (2003). Язык во времени и пространстве . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-017648-3 .
- Витцель, Майкл (2012). Истоки мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981285-1 .
- Йорк, Майкл (1988). «Ромул и Рем, Марс и Квирин». Журнал индоевропейских исследований . 16 (1–2): 153–172. ISSN 0092-2323 .