Jump to content

Тройная смерть

Тройная смерть , которую претерпевают цари, герои и боги, — это реконструированная протоиндоевропейская тема, встречающаяся в индийской , греческой , кельтской и германской мифологии .

Некоторые сторонники [ ВОЗ? ] Трифункциональная гипотеза выделяет два типа тройной смерти в индоевропейских мифах и ритуалах. При первом типе тройной смерти один человек умирает одновременно тремя способами. Он умирает через повешение (или удушение, или падение с дерева), ранение и утопление (или отравление). Эти три смерти предсказаны и часто являются наказанием за преступление против трех функций индоевропейского общества. [1] Вторая форма тройственной смерти разделена на три отдельные части; эти отдельные смерти представляют собой жертвоприношения трем различным богам трех функций .

Литературные источники

[ редактировать ]

Валлийская легенда

[ редактировать ]

В валлийской легенде Мирддин Уиллт (один из источников Мерлина из легенды о короле Артуре ) связан с тройной смертью. В качестве проверки своих навыков Мерлина просят предсказать , как умрет мальчик. Он говорит, что мальчик упадет со камня. Снова представлен тот же мальчик в сменной одежде, и Мерлин предсказывает, что его повесят. Затем представляется мальчик, одетый в девичью одежду, и Мерлин отвечает: «Женщина или нет, он утонет». В молодости жертва падает со скалы во время охоты, зацепляется за дерево и тонет, свесив голову вниз, в озере. [2]

Сообщается, что Мирддин Уиллт также предсказал свою собственную смерть, которая произойдет в результате падения, нанесения ножевых ранений и утопления. Это сбылось, когда банда насмехающихся пастухов короля Мелдреда сбросила его со скалы, где он был насажен на кол, оставленный рыбаками, и умер, опустив голову под воду.

Скандинавский бог Один также связан с тройственной смертью. [1] Человеческие жертвоприношения Одину вешали на деревьях. Говорят, что Один повесился и, падая, пронзил себя копьем Гунгнир, чтобы узнать тайны рун .

Рассказ Ибн Фадлана

[ редактировать ]

Арабский мусульманский писатель десятого века Ахмад ибн Фадлан описал похороны у реки Волги вождя, которого он идентифицировал как принадлежавшего к людям, которых он называл Русийя . [3] Ученые сходятся во мнении, что некоторые элементы похорон соответствуют особенностям похорон, характерных для северогерманских племен. [4] (например, сожжение корабля ). Ахмад ибн Фадлан описывает девушку-рабыню, которая, после того как ее попросили, добровольно вызвалась последовать за своим хозяином после смерти. Ее готовят разными способами в течение нескольких дней, в том числе запивают большим количеством хмельных напитков . [5] [6] Ее ведут на корабль, где находится мертвый вождь. После еще нескольких ритуалов старая женщина-лидер ритуала, известная как «Ангел Смерти», [7] [6] накидывает веревку на шею рабыни, и пока двое мужчин тянут веревку, старуха ударила девушку ножом между ребер. [8] [6] Затем поджигают корабль, на котором находятся вождь и рабыня. [9] [6] При этом рабыню душат, закалывают и сжигают; создавая тройную смерть.

Комментарии Берненсии

[ редактировать ]

Один из наиболее ярких примеров тройной смерти в трех отдельных жертвоприношениях дошел до нас от Лукана . В своей эпической поэме «Фарсалия », повествующей о Юлием Цезарем завоевании Галлии , он описывает группу из трех кельтских богов, которые принимают человеческие жертвы: et quibus inmitis placatur sanguine diro/ Teutates horrensque feris altaribus Esus/ et Taranis Scythicae non mitior ara Dianae. («Кому умилостивляются жестокой кровью, суровому Тевтату , и дикому, ощетинившемуся Есусу , и Таранису, чей алтарь столь же ненасытен, как и алтарь скифской Дианы ».) [10]

Одна из заметок на полях рукописи Фарсалии X века , известной как Commenta Bernensia, очень важна для понимания того, как эти строки связаны с протоиндоевропейской культурой. «Поздние... схолиасты... уточняют Лукана: они извлекают информацию о том, что Тараниса умилостивляли сожжением, Тевтата - утоплением, а Эсуса - подвешиванием своих жертв на деревьях и ритуальным ранением их» [11] Этот схолий имеет огромное значение для понимания того, содержит ли этот текст свидетельства тройной смерти в кельтском богослужении . Это отличительная деталь, которая тесно связана со многими другими деталями, относящимися к ритуальной практике индоевропейского общества.

В последние годы появилась индоевропейская модель тройной смерти. были идентифицированы и обсуждены в рамках этой трехсторонней идеологии. рядом последователей Дюмезиля... Узор встречается в мифах и легендах различных Индоевропейские народы в двух основных формах. Первым из них является серия или группа из трех смертей, каждая из которых произошла по-разному. второй — это одна смерть тремя разными способами одновременно. [12]

Дэвид Эванс продолжает цитировать многочисленные истории из различных индоевропейских обществ. Все эти истории, которые он рассказывает, содержат тему тройственной смерти. он утверждает Вслед за Дюмезилем , что три различных метода жертвоприношения, соответствующие трем функциональным божествам, были важным протоиндоевропейским ритуалом.

Жизнь голубя

[ редактировать ]

В кельтской мифологии есть ряд историй, которые явно сформированы тройственными функциями протоиндоевропейцев. Тема тройной смерти встречается в нескольких местах средневековых кельтских источников. Первая история взята из Жития святого Колумбы ( Vita Columbae ):

Аэд по прозвищу Черный, происходил из королевской семьи и был крутинианцем по расе. Аед носил священническое облачение и приехал с целью прожить с ним в монастыре несколько лет. Этот Аэд Черный был очень кровожадным человеком и жестоко убил многих людей, в том числе Диармуида , сына Кербула, по божественному назначению короля всего. Этот же Аэд затем, проведя некоторое время в отставке, был нерегулярно рукоположен в священники епископом, приглашенным для этой цели... Епископ, однако, не осмелился бы возложить руку на его голову, если бы Финдчан, который был очень привязан к нему, не осмелился бы возложить руку на его голову. Аэду плотским образом следует сначала положить правую руку на голову в знак одобрения. Когда впоследствии святому стало известно о таком посвящении, он был глубоко опечален и в результате немедленно произнес этот страшный приговор злополучным Финдчану и Аэду... И Аэд, таким образом неправильно рукоположенный, вернется, как собака на свою блевотину. и снова станет кровавым убийцей, пока, наконец, пронзенный копьем в шею, он не упадет с дерева в воду и не утонет... Но Аэд Черный, священник только по названию, снова отправился в прежние свои злодеяния и будучи предательски ранен копьем, упал с носа лодки в озеро и утонул. [13]

Эта история тройной смерти соответствует элементам, которые Эванс находит во множестве подобных историй. Во всех этих историях предсказана тройная смерть. Здесь святой Колумба предсказывает тройную смерть Аэда. В то же время пророчество Колумбы — это проклятие или наказание, которое он накладывает на Аэда за его грехи. Это приводит к следующему элементу, часто встречающемуся во многих историях о «тройной смерти», — грехам воина. По мнению Дюмезиля, воин часто грешит против каждой из функций. [14] Он наказан за каждый грех, наказанием, соответствующим его преступлению. В этом отрывке из Жития святого Колумбы упоминаются три конкретных греха. Аэд богохульствует, будучи рукоположен в священники вне Церкви . Это грех против жреческой функции индоевропейского общества. Второй грех Аэда — убийство; он убил множество людей, в первую очередь короля Диармуида. Это грех против функции воина. Последний грех Аэда - против продуктивной/плодородной функции в индоевропейском обществе: он переспал с другим мужчиной - поступок, который по своей природе бесплоден.

Тройная смерть Аэда связана с другой историей тройной смерти. Диармуид, убитый Аэдом, также умирает тройной смертью:

Когда король послал людей арестовать Аэда, Святой Ронан спрятал его, и поэтому Диармуид приказал арестовать Ронана и судить вместо него. За этот поступок он был осужден духовенством, а сам Ронан произнес знаменитое проклятие: «Пустынная Тара навеки!» Вскоре после этого Тара была заброшена, так и не достигнув своего былого великолепия... [жена Диармуида] имела роман с Фланном, поэтому Диармуид сжег крепость Фланна над своей головой. Тяжело раненный, Фланн попытался спастись от огня, заползая в чан с водой, где и утонул... Бек Мак Де [друид-советник Диармуида] предсказал, что Диармуид будет убит родственником Фланна, Аэдом Дубхом, в доме Банбана... Способом его смерти будет резня, сожжение, утопление и падение конька крыши на его голову... Пророчество казалось настолько маловероятным, что Диармуид пренебрег им, даже когда Банбан пригласил его на пир.. Аэд Дубх был там и пронзил Верховного короля своим копьем. Раненый, Диармуид убежал обратно в дом. Люди Аэда Дубха подожгли его. Пытаясь спастись от пламени, Диармуд забрался в чан с элем. Горящий столб конька упал ему на голову. Пророчество исполнилось (Эллис, 84).

Оба элемента, которые обсуждает Эванс, присутствуют в этой истории смерти Диармуида. В этой истории есть пророчество о тройной смерти еще до ее наступления. Фактически, смерть Диармуида предсказана тремя разными мужчинами в оригинальной истории. Диармуид также явно нарушил две из трех функций. Он грешит против святости священнического служения, судя святого Ронана . За это преступление Ронан проклинает трон Тары . Диармуид также убивает Фланна, что является нарушением функции воина. Диармуид наказан за свои проступки тройственной смертью.

Сравнительные данные

[ редактировать ]

Энциклопедия индоевропейской культуры приводит еще несколько примеров индоевропейских мифов, свидетельствующих о «соединении трехфункциональных знаков и способов смерти»: [15]

  • В мифе о Старкаде король Викар повешен или задушен на берегу воды, пронзенный тростником, превращающимся в копье.
  • Царя Агамемнона ранили ножом в ванне, когда он попал в сеть.
  • Зигфрида убивают оружием, когда он пил из источника возле дерева (так что «темы зависания и утопления остаются всего лишь предположениями»).
  • Смерть Олега Новгородского, как сообщается в « Первой летописи », представляет собой «немного искаженный» вариант мифа (см. Олег Новгородский § Сказание о смерти Олега-Вещего ).
  • Источники о ранних шведских королях указывают, что трое из них умерли соответственно в результате утопления, сожжения и повешения ( Ynglinga Saga 14, 17, 22 ).
  • В « Энеиде » Эвандер вспоминает о своем враге, царе Эруле, у которого было «три жизни, поэтому он мог обращаться с тремя комплектами оружия и должен был трижды погибнуть».

Археология

[ редактировать ]

Альфред Дик утверждал, что в Европе известно до 1860 болотных тел . [16] Археолог Дон Бротуэлл считает, что многие старые тела нуждаются в повторном исследовании с использованием современных методов, таких как те, которые использовались при анализе Человека Линдоу. Вещественные доказательства позволяют в общих чертах реконструировать то, как был убит Человек Линдоу, хотя некоторые детали обсуждаются, но они не объясняют, почему он был убит. [17] Археологи Джон Ходжсон и Марк Бреннан предполагают, что болотные тела могли быть связаны с религиозной практикой, хотя в академическом сообществе по этому поводу существуют разногласия. [18] а в случае с Линдоу Мэном до сих пор ведутся споры о том, было ли убийство убийством или ритуальным. [19] Энн Росс, эксперт по религии железного века, предположила, что смерть была примером человеческого жертвоприношения и что «тройная смерть» (перерезание горла, удушение и удар по голове) была подношением нескольким различным богам. [20] Широкий диапазон дат смерти Линдоу Мэна (2 г. до н. э. – 119 г. н. э.) означает, что он, возможно, встретил свою кончину после того, как римляне завоевали северную Англию в 60-х годах нашей эры. Поскольку римляне объявили человеческие жертвоприношения вне закона, это открывает другие возможности; [21] это подчеркнул историк Рональд Хаттон , который поставил под сомнение интерпретацию жертвенной смерти. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Мэллори, Дж. П., Адамс, Дуглас К., Энциклопедия индоевропейской культуры, стр. 577
  2. ^ Брэгг, Мелвин, «Мерлин» в наше время, 30 июня 2005 г., BBC4, http://www.bbc.co.uk/radio4/history/inourtime/inourtime_20050630.shtml
  3. ^ Монтгомери 2000 .
  4. ^ Винрот 2016 , стр. 94–95.
  5. ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 49–52.
  6. ^ Jump up to: а б с д Steinsland & Sørensen 1998 , стр. 88–90.
  7. ^ Ибн Фадлан 2012 , с. 51.
  8. ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 52–53.
  9. ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 53–54.
  10. ^ Лукан, «Фарсалия», I.441–446 http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text.jsp?doc=Luc.+1.441&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.02.0133 Пер. Джеймс Кеннеди, 2008 г.
  11. ^ Грин, Миранда Дж. Словарь кельтских мифов и легенд. Стр. 85. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1992. ISBN   0-500-27975-6 .
  12. ^ Эванс, Дэвид. «Агамемнон и индоевропейская тройная модель смерти». История религий, Vol. 19, № 2 (ноябрь 1979 г.), стр. 153–166 JSTOR   1062271.
  13. ^ Колумба, И. 29. Получено с https://archive.org/stream/lifeofsaintcolum00adamuoft/lifeofsaintcolum00adamuoft_djvu.txt 24 декабря 2008 г.
  14. ^ Мэллори, Дж. П., Адамс, Дуглас К., Энциклопедия индоевропейской культуры, стр. 635
  15. ^ Миллер, Дин (1997). «Тройная смерть». В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 577–578.
  16. ^ Бротуэлл 1995 , с. 100
  17. ^ Радость 2009 , с. 55
  18. ^ Ходжсон и Бреннанд 2006 , стр. 55–56.
  19. ^ Филпотт 2006 , с. 79
  20. ^ Радость 2009 , с. 45
  21. ^ Радость 2009 , с. 23
  22. ^ Радость 2009 , с. 48

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffdfee7b84577a46f2b7e51b0d20c869__1716613200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/69/ffdfee7b84577a46f2b7e51b0d20c869.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Threefold death - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)