*H₂epom Nepōts
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( январь 2024 г. ) |
*H₂epom Nepōts | |
---|---|
Символ | огонь в воде |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон |
Индуистский эквивалент | Апам Напат |
Римский эквивалент | Нептун |
Ирландский эквивалент | Почему? |
*H₂epom Nepōts («Потомок вод») — реконструированное протоиндоевропейское божество, которое обитает в водах и чьи силы должны быть получены ритуальным путем или под контролем героя, единственного, кто может приблизиться к нему. [ 1 ] [ 2 ] Мотив может быть связан с болотным газом, поднимающимся из болот и воспламеняющимся. [ 3 ] Причиной этого может быть высокий уровень запасов природного газа в Украине , возможной протоиндоевропейской родине .
Широкий спектр лингвистических и культурных свидетельств подтверждает священный статус земных (питьевых) вод *h₂ep- , почитаемых вместе как «Воды» или разделенных на «Реки и источники». [ 4 ] В их традиции также преобладали культы фонтанов и рек, которые, возможно, предшествовали протоиндоевропейским верованиям на десятки тысяч лет. [ 5 ] Некоторые авторы предложили *Neptonos или *H₂epom Nepōts как протоиндоевропейского бога вод. Имя буквально означает «Внук [или племянник ] Вод». [ 6 ] [ 7 ] Лингвисты реконструируют его имя по имени ведического бога Апама Напата , римского бога Нептуна и древнеирландского бога Нехтайна . Хотя такой бог был основательно реконструирован в протоиндоиранской религии , Мэллори и Адамс, тем не менее, до сих пор отвергают его как протоиндоевропейское божество на лингвистических основаниях. [ 7 ]
В Ригведе бог Апам Напат представлен как форма огня, обитающего в водах. [ 8 ] [ 9 ] В кельтской мифологии , что колодец, принадлежащий богу Нехтайну, ослепляет всех, кто в него смотрит. говорится [ 10 ] [ 11 ] В старинной армянской поэме небольшой тростник посреди моря самопроизвольно загорается, и герой Ваагн с огненными волосами, огненной бородой и глазами, пылающими, как солнца. из него выскакивает [ 12 ] В норвежском стихотворении поэта Тиодольфа девятого века имя sƣvar niþr , что означает «внук моря», используется как обозначение огня. [ 13 ] Даже греческая традиция содержит возможные намеки на миф о боге огня, обитающем глубоко под водой. [ 12 ] Фраза «νέποδες καλῆς Ἁλοσύδνης» , означающая «потомки прекрасных морей», используется в «Одиссее» 4.404 как эпитет печатей Протея , что прямо аналогично фразе *H₂epom Nepōts буквально «Потомок вод». [ 12 ]
Индоиранский огонь и вода
[ редактировать ]В одном ведическом гимне Апам Напат описывается как выходящий из воды, золотой и «одетый в молнию», что, как предполагается, относится к огню. [ 14 ] Его регулярное отождествление с Агни, который несколько раз описывается как скрывающийся или обитающий в воде, [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] и сравнение с другими индоевропейскими текстами заставили некоторых предположить существование протоиндоевропейского мифа, в котором фигурирует огненное божество, рожденное из воды. [ 18 ]
девятого века « Другие подобные упоминания включают скальдическую поэму Инглингатал» используется для обозначения огня. , в которой кеннинг sævar niðr «родственник моря» [ 19 ] и старинная армянская поэма, в которой самопроизвольно загорается тростник посреди моря, из которого возникает герой Ваагн с огненными волосами и глазами, пылающими, как солнце.
Предполагаемый оригинальный миф о беспожарном состоянии
[ редактировать ]Был ли огонь изначальной частью природы Апама Напата, остается предметом споров, тем более что эта связь отсутствует в иранской версии. Герман Ольденберг полагал, что Апам Напат изначально был независимым водным божеством, которое позже стало ассоциироваться с Агни, отчасти из-за древнего индийского верования в то, что вода содержит в себе огонь. [ 20 ] Огонь, кажется, «входит» в воду, когда она гасится. [ 21 ] [ 22 ] : 45
Ассоциации с Савитром можно понимать также как возникающие из образа заходящего солнца, погружающегося в океан. Другая теория объясняет связь огня и воды посредством молнии, «вспышки огня, рожденной из дождевых облаков». [ 23 ]
Гипотеза о «болотном газе»
[ редактировать ]Основываясь на идее, что этот образ огня из воды был вдохновлен пылающей утечкой природного газа. [ 3 ] Были предприняты попытки связать название «Апам Напат» со словом « нафта », которое перешло в греческий, а затем и в английский язык, из иранского языка.
Однако существует лишь скромное количество доказательств связи между священными огнями иранской религии и нефтью или природным газом – хотя рассказ о том, как три священных огня выдулись в море со спины быка Сришока, где, не угасая, , они продолжают гореть на воде [ 24 ] является многообещающим – особенно в отношении месторождений углеводородов в юго-западной части Каспийского моря , разрабатываемых в настоящее время на газовом месторождении «Абшерон» недалеко от Баку в Азербайджане .
Утверждается, что этимология слова «нафта», вероятно, связана с аккадским напту , «нефть». [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 204.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 277–283.
- ^ Перейти обратно: а б Тиррелл, Малихе С. (2000). Эзоповы литературные измерения азербайджанской литературы советского периода, 1920–1990 гг . Лексингтонские книги. п. 34.
- ^ Запад 2007 , с. 274.
- ^ Запад 2007 , с. 279.
- ^ Дюмезиль 1966 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Адамс 2006 , с. 410.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 277–279.
- ^ Запад 2007 , с. 270.
- ^ Мэллори и Адамс 2006 , с. 438.
- ^ Пухвель 1987 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б с Запад 2007 , с. 271.
- ^ Запад 2007 , с. 272.
- ^ «Сын Воды» . Риг Веда . Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. (изд. 1896 г.). 2.35.2 – через Sacred-texts.com.
- ^ «Часть 1 (SBE12) 1:2:3:1» . Сатапатха Брахман . Перевод Эггелинга, Юлиуса (изд. 1882 г.) - через Holy-texts.com.
- ^ Риг Веда 7.49.4
- ^ Риг Веда 3.1
- ^ Уэст, МЛ (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. стр. 270–272. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- ^ Марольд, Эдит (2012). «Ойолфр Ор Хвини, Инглингаталь 4» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . 1:14 .
- ^ «Апам Напат» . Энциклопедия Ираника
- ^ Ольденберг, Герман (1894). Die Religion des Veda [ Религия Вед ] (на немецком языке). Берлин, Германия: В. Герц. стр. 100–119 - через Archive.org. Ольденберг, Герман (1988). Религия Веды . Перевод Шротри, Шридхара Б. Мотилала Банарсидасса. стр. 51–68. ISBN 978-81-208-0392-3 – через Google Книги.
- ^ Бойс, Мэри (1989). История зороастризма: ранний период . БРИЛЛ. стр. 42–43, 45, 47–48. ISBN 90-04-08847-4 .
- ^ Находка, Эллисон Бэнкс (1979). «Дитя вод: переоценка ведического апам-напата». Нумен . 26 (2): 164–184. дои : 10.2307/3269717 . JSTOR 3269717 .
- ^ «глава 18, стихи 8–9». Бундахишн .
- ^ Р. Дж. Форбс (1966). Исследования древних технологий . Архив Брилла. п. 13. ГГКЛЮЧ: YDBU5XT36QD.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400831104 .
- Энтони, Дэвид В.; Браун, Доркас Р. (2019). «Жертвоприношения собак в середине зимы позднего бронзового века и посвящения воинов в Красносамарском, Россия». В Ольсене, Биргит А.; Оландер, Томас; Кристиансен, Кристиан (ред.). По следам индоевропейцев: новые данные археологии и исторической лингвистики . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-273-6 .
- Арвидссон, Стефан (2006). Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-02860-7 .
- Бикс, Роберт С.П. (2009). Этимологический словарь греческого языка . Брилл. ISBN 978-90-04-32186-1 .
- Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027211859 .
- Бенвенист, Эмиль (1973). Индоевропейский язык и общество . Перевод Палмер, Элизабет. Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами Пресс. ISBN 978-0-87024-250-2 .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-36281-0 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному старокельтскому языку (на французском языке). Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. ISBN 9789004155046 .
- Дюмезиль, Жорж (1966). Архаическая римская религия: с приложением о религии этрусков (изд. 1996 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5482-8 .
- Дюмезиль, Жорж (1986). Миф и эпос: Идеология трёх функций в эпосе индоевропейских народов (на французском языке). Галлимар. ISBN 978-2-07-026961-7 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гамкрелидзе Томас Владимирович ; Иванов, Вячеслав Васильевич (1995). Зима, Вернер (ред.). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры . Тенденции в лингвистике: исследования и монографии 80. Берлин: М. Де Грюйтер.
- Одри, Жан (1987). Космическая религия индоевропейцев (на французском языке). Ковчег. ISBN 978-2-251-35352-4 .
- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . JSTOR 3270472 .
- Якобсон, Роман (1985). «Лингвистические свидетельства в сравнительной мифологии». У Стивена Руди (ред.). Роман Якобсон: Избранные сочинения . Том. VII: Вклад в сравнительную мифологию: исследования в области лингвистики и филологии, 1972–1982 гг. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110855463 .
- Куркджян, Ваган М. (1958). «История Армении: Глава XXXIV» . Пенелопа . Чикагский университет . Проверено 6 апреля 2017 г.
- Лиминг, Дэвид А. (2009). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 9781598841749 .
- Литтлтон, К. Скотт (1982). «От меча в земле к мечу в камне: возможное отражение алано-сарматского обряда перехода в артуровскую традицию». В Поломе, Эдгар К. (ред.). Посвящение Жоржу Дюмезилю . Журнал индоевропейских исследований, Институт изучения человека. стр. 53–68. ISBN 9780941694285 .
- Линкольн, Брюс (ноябрь 1975 г.). «Индоевропейский миф о творении». История религий . 15 (2): 121–145. дои : 10.1086/462739 . S2CID 162101898 .
- Линкольн, Брюс (август 1976 г.). «Индоевропейский миф о скотоводстве». История религий . 16 (1): 42–65. дои : 10.1086/462755 . JSTOR 1062296 . S2CID 162286120 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226482002 .
- Мэллори, Джеймс П. (1991). В поисках индоевропейцев . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27616-7 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190226923 .
- Поломе, Эдгар К. (1986). «История германских космогонических мифов». В Бродяном, Бела; Креммельбейн, Томас (ред.). Германские диалекты: лингвистические и филологические исследования . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-7946-0 .
- Пухвель, Яан (1987). Сравнительная мифология . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3938-2 .
- Ренфрю, Колин (1987). Археология и язык. Загадка индоевропейского происхождения . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-521-35432-5 .
- Телегрин, Д. Я.; Мэллори, Джеймс П. (1994). Антропоморфные стелы Украины: ранняя иконография индоевропейцев . Серия монографий журнала индоевропейских исследований. Том. 11. Вашингтон, округ Колумбия, США: Институт изучения человека. ISBN 978-0941694452 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514413-0 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- Зима, Вернер (2003). Язык во времени и пространстве . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-017648-3 .
- Витцель, Майкл (2012). Истоки мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981285-1 .
- Йорк, Майкл (1988). «Ромул и Рем, Марс и Квирин». Журнал индоевропейских исследований . 16 (1–2): 153–172. ISSN 0092-2323 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Епимахов Андрей; Лубоцкий, Александр. «Огонь и вода: Бронзовый век Южного Урала и Ригведа». В: Возвращение к индоевропейской загадке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Под редакцией Кристиана Кристиансена, Гуса Кроонена и Эске Виллерслева. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2023. стр. 263–74. дои : 10.1017/9781009261753.022