Апам Напат
Апам Напат — божество в индоиранском пантеоне, связанное с водой. Его имена в Ведах — Апам Напат , а в зороастризме — Апам Напат , означают «дитя вод » на санскрите и авестийском языке соответственно. Napāt («внук», «потомок») является родственником латинского nepos и английского племянника . [а] В Ригведе он описан как создатель всего сущего. [3] Считается, что он произошел от протоиндоевропейского Hepom Nepōts . [4]
В Ведах часто очевидно, что Апам Напат используется как титул, а не имя собственное. Чаще всего это относится к Агни , богу огня, а иногда и к Савитру , богу солнца. Переписку также опубликовал Бойс. [5] между ведической и авестической традициями Апама Напата и Варуны , которого также называют «дитя вод» и который считается богом моря. [6] [5] : 47–48 В иранской традиции его также называют Бурз («высокий», персидский : برز ) и является язадом . [5] : 42–43
Роль
[ редактировать ]Будучи членом иранской ахурической триады , наряду с Ахура Маздой и Митрой , Апом Напат, также называемый Ахура Березаити , является возвышенной фигурой. В Яште 19 зороастрийской Авесты Апом Напат выступает как создатель человечества. Однако, поскольку в зороастризме Ахура Мазда почитается как верховный творец, эта функция Апом Напата сократилась. Это одна из причин, по которой Апому Напату больше не поклоняются широко, хотя его по-прежнему ежедневно почитают в зороастрийских литургиях. Статус бога-творца также можно увидеть в гимне в честь ведического Апама Напата . [3]
Наряду с Митрой, Апонм Напат поддерживает порядок в обществе, а также Хварена , с помощью которой поддерживается законное правление среди иранских народов. Его обязанность – раздавать воду из моря во все регионы. [7] [6]
Огонь и вода
[ редактировать ]В одном ведическом гимне Апам Напат описывается как выходящий из воды, золотой и «одетый в молнию», что, как предполагается, относится к огню. [3] Его регулярное отождествление с Агни, который несколько раз описывается как скрывающийся или обитающий в воде, [8] [9] [10] и сравнение с другими индоевропейскими текстами заставили некоторых предположить существование протоиндоевропейского мифа, в котором фигурирует огненное божество, рожденное из воды. [11]
девятого века « Другие подобные упоминания включают скальдическую поэму Инглингатал» используется для обозначения огня. , в которой кеннинг sævar niðr «родственник моря» [12] и старинная армянская поэма, в которой самопроизвольно загорается тростник посреди моря, из которого возникает герой Ваагн с огненными волосами и глазами, пылающими, как солнце.
Предполагаемый оригинальный миф о беспожарном состоянии
[ редактировать ]Был ли огонь изначальной частью природы Апам Напата, остается предметом споров, тем более что эта связь отсутствует в иранской версии. Герман Ольденберг полагал, что Апам Напат изначально был независимым водным божеством, которое позже стало ассоциироваться с Агни, отчасти из-за древнего индийского верования в то, что вода содержит в себе огонь. [6] Огонь, по-видимому, «входит» в воду, когда она гасится. [13] [5] : 45
Ассоциации с Савитром можно понимать также как возникающие из образа заходящего солнца, погружающегося в океан. Другая теория объясняет связь огня и воды посредством молнии, «вспышки огня, рожденной из дождевых облаков». [14]
Гипотеза о «болотном газе»
[ редактировать ]Основываясь на идее, что этот образ огня из воды был вдохновлен пылающим просачивающимся природным газом. [15] Были предприняты попытки связать название «Апам Напат» со словом « нафта », которое перешло в греческий, а затем и в английский язык, из иранского языка.
Однако существует лишь скромное количество доказательств связи между священными огнями иранской религии и нефтью или природным газом – хотя рассказ о том, как три священных огня выдулись в море со спины быка Сришока, где, не угасая, , они продолжают гореть на воде [16] является многообещающим – особенно в отношении месторождений углеводородов в юго-западной части Каспийского моря , разрабатываемых в настоящее время на газовом месторождении «Абшерон» недалеко от Баку в Азербайджане .
Утверждается, что этимология слова «нафта», вероятно, связана с аккадским напту , «нефть». [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Жорж Дюмезиль и другие предположили альтернативное происхождение имени, которое этимологически связывает его с другими индоевропейскими божествами, такими как этрусские Нетуны , кельтский Нехтан и римский Нептун (см. этимологию Нептуна ). [1] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филибер, Мириам (1997). Докельтские мифы . Монако: Éditions du Rocher. стр. 244–247.
- ^ Дюмезиль, Жорж (1995). Миф и эпос . Полет. III. Quarto Gallimard, паб. Издания Галлимар. п. 40. ИСБН 2-07-073656-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Сын Воды» . Риг Веда . Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. (изд. 1896 г.). 1896. 2.35.2. ISBN 151711439X . Архивировано из оригинала 1 марта 2023 г. – на сайте Holy-texts.com.
- ^ Мэллори и Адамс 2006 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б с д Бойс, Мэри (1989). История зороастризма: ранний период . БРИЛЛ. стр. 42–43, 45, 47–48. ISBN 90-04-08847-4 . Архивировано из оригинала 01 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Апам Напат» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 16 июля 2024 г.
- ^ «Яшт 8.34» . Священные книги Востока . Перевод Дарместетера, Джеймса (американское издание). 1898. Архивировано из оригинала 26 марта 2024 г.
- ^ «Часть 1 (SBE12) 1:2:3:1» . Сатапатха Брахман . Перевод Эггелинга, Юлиуса (изд. 1882 г.). Архивировано из оригинала 1 марта 2024 г. – на сайте Holy-texts.com.
- ^ «Ригведа/Мандала 7/Гимн 49» . Викиисточник . Перевод Ральфа Т. Х. Гриффита. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Ригведа/Мандала 3/Гимн 1» . Викиисточник . Перевод Ральфа Т. Х. Гриффита. Архивировано из оригинала 9 мая 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Уэст, МЛ (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф (переиздание). Издательство Оксфордского университета. стр. 270–272. ISBN 978-0-19-928075-9 . Архивировано из оригинала 02 августа 2024 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Марольд, Эдит (2012). «Þjóðólfr ór Hvini, Ynglingatal 4» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . 1 : 14–14.
- ^ Ольденберг, Герман (1894). Die Religion des Veda [ Религия Вед ] (на немецком языке). Берлин, Германия. стр. 100–119.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Находка, Эллисон Бэнкс (1979). «Дитя вод: переоценка ведического апам-напата». Нумен . 26 (2): 164–184. дои : 10.2307/3269717 . JSTOR 3269717 .
- ^ Тиррелл, Малихе С. (2000). Эзоповы литературные измерения азербайджанской литературы советского периода, 1920-1990 гг . Лексингтонские книги. п. 34.
- ^ «глава 18, стихи 8–9». Бундахишн .
- ^ Форбс, Р.Дж. (1966). Исследования древних технологий . Архив Брилла. п. 13. ГГКЛЮЧ: YDBU5XT36QD. Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдхольм, Кристофер (2017). «Царское великолепие в водах: ведическая Шри- и авестийская Квархана- » Индо-иранский журнал . 60 (1): 17–73. дои : 10.1163/15728536-06001002 . JSTOR 26546262 . Получено 9 мая.
- Магун, Герберт В. (1898). «Апам Напат в Ригведе ». Журнал Американского восточного общества . 19 : 137–144. дои : 10.2307/592476 . JSTOR 592476 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Апам Напат» . Энциклопедия Ираника
- Форизс, Ласло. «Апам Напат, Диргхатамас и строительство кирпичного алтаря. Анализ RV 1.143» . ( «Личный сайт Ласло Форижа» . )