Дикий Мерлин
Дикий Мерлин | |
---|---|
Мирддин и Святой Кентигерн ( Стобо Кирк , Шотландия) | |
Рожденный | Кармартен |
Национальность | валлийский |
Известный | Пророк и безумец в валлийской легенде; послужил источником вдохновения для создания Мерлина в легенде о короле Артуре. |
Дикий Мерлин ( Валлийский: [ˈmərðɪn ˈwɨɬt] — «Мирддин Дикий», корнуоллский : Merdhyn Gwyls , бретонский : Marzhin Gouez ) — фигура в средневековых валлийских легендах . В средневаллийской поэзии он считается главным бардом, автором нескольких стихотворений в « Черной книге Кармартена» и « Красной книге Хергеста» . называет его Уиллт — «Дикий» Элис Граффид , [1] и в других местах Мирддин Эмрис («Амброзиус»), Мерлинус Каледоненсис («Каледонский») или Мерлин Сильвестрис («лесной»). [2] Мирддин Вильт родился в 540 году нашей эры. [ нужна ссылка ]
Хотя его легенда основана на известной кельтской теме , легенда о Мирддине уходит корнями в историю, поскольку, как говорят, он сошел с ума после битвы при Арфдеридде ( Артурете ), в которой Риддерх Хаэль из Стратклайда победил британского короля Гвенддолеу . Согласно «Анналам Камбрии», это произошло в 573 году. [2] Мирддин сбежал в лес, жил среди зверей и получил дар пророчества. [3]
Легенда Мирддина Уиллта очень похожа на легенду о северобританском персонаже по имени Лайлокен , который появляется в книге Джоселин Фернесс XII века « Жизнь Кентигерна» . Ученые расходятся во мнениях относительно независимости или идентичности Лайлокена и Мирддина, хотя существует большее согласие относительно первоначальной независимости Мирддина от более поздних валлийских легенд.
Считается, что могила Мирддина находится недалеко от реки Твид в деревне Друмельзиер недалеко от Пиблса , хотя над уровнем земли на этом месте ничего не осталось. [2]
В валлийской литературе
[ редактировать ]Самые ранние (до XII века) валлийские стихи о легенде о Мирддине представляют его как сумасшедшего, живущего в Каледонском лесу . Он родился в 540 году. [ нужна ссылка ] В лесу он размышляет о своем прежнем существовании и событиях битвы при Арфдеридде , где Ридерх Хаэль , король Альт-Клута (Стратклайд), перебил войска Гвенддолеу ап Кейдио , а Мирддин сошел с ума, наблюдая за этим поражением. В « Анналах Камбрии» эта битва датируется 573 годом. [4] называя противников Гвенддолеу сыновьями Элиффера , предположительно Гврги и Передура . [5] Эта битва, последующее убийство Уриена Регеда и поражение Гододдина при Катрате упоминаются как причины распада союза ранних британских королевств на севере перед англами, шотландцами и пиктами.
Валлийский историк Джон Эдвард Ллойд предполагает, что существовало три традиции, которые были объединены. Первый, « Мерлинус Амброзиус » (Артурианский Мерлин ), идентифицированный Гиральдом Камбренсисом как Мирддин Эмрис — валлийская форма Амброзиуса — который был найден в Кармартене и пророчествовал до Вортигерна . Второй, « Мерлин Сильвестр » или « Мерлин Каледоний », пришедший с Севера ( Альба ) и бывший современником Артура, увидел на небе ужасное предзнаменование во время сражения и провел остаток своих дней сумасшедшим в леса. Третий — «Мирддин Уиллт», которого Ллойд отождествляет с Лайлокеном, упомянутым в Джоселин Фернесс « Жизнь святого Кентигерна» . [6]
Хотя Лайлокен отождествляется с Мерлином в Лайлокене и Кентигерне конца 15-го века , альтернативное имя, возможно, уже присутствовало в средневаллийском стихотворении «Диалог Мирддина с его сестрой Гвендидд» (также называемой Гвендидд или Лангуорет), поскольку она обращается к нему несколько раз. как Llallwg , уменьшительное от которого будет Llallwgan . [7]
конца XV века Версия этой легенды сохранилась в Лайлокене и Кентигерне . В этом повествовании святой Кентигерн обнаженного волосатого безумца по имени Лайлокен , которого, как говорят некоторые, зовут Мерлинум или Мерлин встречает в пустынном месте . Он был осужден за свои грехи бродить в компании животных, став причиной смерти всех людей, погибших в битве на равнине между Лидделом и Карванноком. Рассказав свою историю, сумасшедший вскакивает и убегает от присутствия святого обратно в пустыню. Он появляется в повествовании еще несколько раз, пока, наконец, не просит святого Кентигерна о причастии , предсказывая, что ему предстоит умереть тройной смертью . После некоторых колебаний святой исполняет желание безумца, и позже в тот же день пастухи короля Мелдреда схватывают его, избивают дубинками, а затем бросают в реку Твид, где его тело пронзают колом, исполняя таким образом его пророчество.
Легенда гласит, что вторая часть имени Кармартена (по-валлийски -fyrddin ) произошла от Мирддина и определила его место рождения. Однако, когда Британия была римской провинцией, Кармартен был столицей civitas племени Демет , известного как Моридунум (от бриттского *mori-dunon, что означает «морской форт»), и это и есть истинный источник названия города. Кельтист А.О.Х. Джарман предполагает, что вместо этого имя Мирддин произошло от имени Кармартена. [8]
В валлийской литературе есть примеры пророческой литературы, предсказывающей военную победу всех кельтских народов Великобритании, которые присоединятся и изгонят англичан, а затем и норманнов, обратно в море. Некоторые из этих произведений были представлены как пророчества Мирддина. В « Армесе Придейне» (одно из самых ранних упоминаний о нем) есть строчка «Мирддин предсказывает, что они встретятся». Эта традиция, по-видимому, была распространена в корнуоллской только один латинский перевод утраченного оригинального «Пророчества о Мерлине» литературе, однако в библиотеке Ватикана существует на корнуоллском языке, написанный Иоанном Корнуоллским .В «Черной книге Кармартена» в стихотворениях «Ир Афаленнау» и «Ир Ойанау» Мирддин разговаривает с яблоней и свиньей, предсказывая успех или неудачу валлийской армии в битвах с норманнами в Южном Уэльсе.
Клас Мирддин , или Загон Мерлина , — раннее название Великобритании, указанное в Третьей серии валлийских триад . [9]
Джеффри Монмутский
[ редактировать ]Современное изображение Мерлина началось с Джеффри Монмутского , который изобразил Мерлина пророком и безумцем и ввел его в легенду о короле Артуре . Джеффри Монмутский популяризировал волшебника Мерлина, связанного с городом Кармартен в Южном Уэльсе . Его книга Prophetiae Merlini была задумана как собрание пророчеств валлийского персонажа Мирддина, которого он называл Мерлином . Он включил « Пророчества» в свой более известный второй труд « Historia Regum Britanniae» . Однако в этой работе он составил описание жизни Мерлина, которое поместило его во времена Амброзия Аврелиана и короля Артура , за десятилетия до жизни Мирддина Уиллта. Он также приложил к нему эпизод, первоначально приписываемый Амвросию, и другие, которые, по-видимому, были его собственным изобретением.
Позже Джеффри написал « Житие Мерлини» , отчет, более тесно основанный на более ранних валлийских рассказах о Мирддине и его опыте в Арфдериде, и объяснил, что действие происходило спустя много времени после встречи Мерлина с Артуром. Однако Вита Мерлини не оказалась достаточно популярной, чтобы противостоять версии Мерлина в « Истории» , которая впоследствии повлияла на большинство более поздних описаний персонажа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ История Мерлина Уиллта
- ^ Jump up to: а б с Сеймур, стр. 9
- ^ «Мерлин» в «Кельтской энциклопедии Джонса»
- ^ Источники периода Артура, стр. 45.
- ^ Филлимор, страница 175.
- ^ Ллойд, Джон Эдвард (1894). « Мирддин Уиллт ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 40. Лондон: Смит, Элдер и компания.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Найт, Стивен Томас; Мерлин: Знание и сила на протяжении веков , Издательство Корнельского университета, 2009 г. [1]
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 321. ИСБН 978-1-85109-440-0 . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Рис: Лекции Хибберта, с. 168.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Мирддин Уиллт ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
Источники
[ редактировать ]- Сеймур, Камилла и Рэндалл, Джон (2007) Стобо Кирк: путеводитель по зданию и его истории . Пиблз: Джон Рэндалл
- Толстой, Николай (1985) В поисках Мерлина . ISBN 0-241-11356-3
- Моррис, Джон (общий редактор) (1980) Источники периода Артура, том 8, Phillimore & Co, Чичестер (включая полный текст The Annales Cambriae & Nennius)
- Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859», в Phillimore, Egerton, Y Cymmrodor, IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.
Внешние ссылки
[ редактировать ]