Вульфхер из Мерсии
Вульфхер | |
---|---|
![]() Изображение Вулфера справа в Личфилдском соборе . | |
Король Мерсии | |
Царствование | 658–675 гг. н. э. |
Предшественник | Пеада |
Преемник | Этельред |
Рожденный | в. 640 г. н. э. |
Умер | 675 г. н.э. |
Супруги | Йорменхильд |
Проблема | Коэнред Вербург |
Династия | Иклингас |
Отец | Любить это |
Мать | Cynewise (возможно) |
Вульфхер или Вулфар (умер в 675 г.) был королем Мерсии с 658 по 675 г. н.э. Он был первым христианским королем всей Мерсии , хотя неизвестно, когда и как он обратился из англосаксонского язычества . Его воцарение ознаменовало конец господства Освиу Нортумбрийского над южной Англией, и Вульфхер распространил свое влияние на большую часть этого региона. Его кампании против западных саксов привели к установлению контроля Мерсии над большей частью долины Темзы . Он завоевал остров Уайт и долину Меон и отдал их королю Этельвелу южных саксов . Он также имел влияние в Суррее , Эссексе и Кенте . Он женился на Йорменхильде , дочери короля Кента Йорценберта .
Отец Вульфхера, Пенда , погиб в 655 году в битве при Винваэде , сражаясь против Освиу Нортумбрийского . Сын Пенды Пеада стал королем под властью Освиу, но был убит шесть месяцев спустя. Вульфхер взошел на трон, когда мерсийская знать организовала восстание против правления Нортумбрии в 658 году и изгнала губернаторов Освиу.
К 670 году, когда Освиу умер, Вульфхер стал самым могущественным королем южной Англии. Фактически он был повелителем Англии к югу от Хамбера с начала 660-х годов, хотя и не повелителем Нортумбрии, как его отец. В 674 году он бросил вызов сыну Освиу Экгфриту Нортумбрии , но потерпел поражение. Он умер, вероятно, от болезни, в 675 году. На посту короля Мерсии Вулферу наследовал его брат Этельред . Стивен Рипонский в книге « Жизнь Уилфрида» описывает Вульфера как «человека гордого ума и ненасытной воли». [1]
Мерсия в 7 веке
[ редактировать ]
Англия в 600 году нашей эры почти полностью находилась под властью англосаксонских народов , пришедших в Британию из северо-западной Европы за предыдущие 200 лет. Монах Беда , писавший примерно в 731 году нашей эры, считал мерсийцев потомками англов , одной из вторгшихся групп; саксы . и юты поселились на юге Британии, а англы – на севере [2] Мало что известно о происхождении королевства Мерсия , на территории нынешнего английского Мидлендса, но согласно генеалогиям, сохранившимся в англосаксонских хрониках и английском сборнике , ранние короли происходили от Икеля ; поэтому династия известна как Иклинги . [3] Самый ранний король Мерсии, о котором сохранились определенные исторические сведения, — это Пенда Мерсийский , отец Вульфхера. [4]
Согласно «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» Беды , истории английской церкви, было семь ранних англосаксонских правителей, которые обладали империем или господством над другими королевствами. [5] Пятым из них был Эдвин Нортумбрийский , который был убит в битве при Хэтфилд-Чейзе объединенными силами, в том числе Кадваллоном , британским королем Гвинеда и Пенды. На момент этой победы Пенда, вероятно, еще не был королем Мерсии. Среди его детей были два будущих короля Мерсии: Вульфхер и Этельред . [6]
После смерти Эдвина Нортумбрия ненадолго распалась на два составляющих ее королевства — Бернисию и Дейру . В течение года Освальд убил Кадваллона и воссоединил королевства, а затем восстановил гегемонию Нортумбрии на юге Англии. [7] Однако 5 августа 642 года Пенда убил Освальда в битве при Мазерфилде , вероятно, в Освестри на северо-западе Мидлендса. [8] Пенда не упоминается как повелитель других южных англосаксонских королей, но он стал самым могущественным из англосаксонских королей после того, как победил Освальда. [9] После смерти Освальда Нортумбрия снова была разделена: сын Освальда Освиу унаследовал трон Берникии , а Осрика сын Освин - Дейру , южное из двух королевств. [10]
Беды» Основным источником этого периода является «История , завершенная примерно в 731 году. Несмотря на то, что основное внимание уделяется истории церкви, этот труд также предоставляет ценную информацию о ранних языческих королевствах. Что касается других королевств, помимо его родной Нортумбрии, таких как Уэссекс и Кент, у Беды был информатор в церковном истеблишменте, который снабжал его дополнительной информацией. По-видимому, этого не произошло с Мерсией, о которой Беда менее информативен, чем о других королевствах. [11] К дополнительным источникам за этот период относятся « Англосаксонские хроники» , составленные в конце 9 века в Уэссексе . Анонимный переписчик « Хроник » , по-видимому, включил в себя много информации, записанной в более ранние периоды. [12]
Родословная
[ редактировать ]
Вульфхер был сыном Пенды Мерсийского. Королева Пенды, Киневайз, названа Бедой, который не упоминает ее детей; никакие другие жены Пенды не известны, поэтому вполне вероятно, но не факт, что она была матерью Вулфера. [13] [14] Англосаксонские хроники указывают, что Пенде в 626 году было пятьдесят лет, и приписывают ему тридцатилетнее правление, но это значит, что Пенде на момент его смерти было восемьдесят лет, что обычно считается маловероятным, поскольку у него было два сына ( Вульфхер и Этельред) записаны как молодые, когда он был убит. По меньшей мере столь же вероятно, что Пенде было 50 лет на момент его смерти, а не на момент его вступления на престол. [6] [15] Дата рождения Вульфхера неизвестна, но Беда описывает его как юношу во время своего вступления на престол в 658 году, поэтому вполне вероятно, что в то время он был подростком; На момент рождения Вульфхера Пенде было за тридцать. [16]
О детстве Вулфера ничего не известно. У него было два брата, Пеада и Этельред, и две сестры, Кинебург и Кинесвит; [17] [18] также возможно, что Меревал , король Магонсетов , был братом Вульфхера. [19] Он женился на Йорменхильде Кентской; дата брака не указана, и в самых ранних источниках нет упоминаний о каких-либо детях, хотя Коэнред , который был королем Мерсии с 704 по 709 год, записан в хрониках Иоанна Вустерского XII века как сын Вульфхера. [20] Другой возможный ребенок - Бертвальд, субкороль, который записан как племянник Этельреда. [21] а третий ребенок, Вербур , записан в рукописи XI века как дочь Вульфхера. [22] XI века В истории монастыря Святого Петра в Глостере две другие женщины, Эдбург и Ифе, упоминаются как королевы Вульфхера, но ни одно из этих утверждений не является правдоподобным. [23]
Присоединение и господство
[ редактировать ]В 655 году Пенда осадил Освиу Нортумбрийского в Иудеу, местонахождение которого неизвестно, но, возможно, это был Стерлинг в Шотландии. Пенда взял сына Освиу, Экгфрита , в заложники, а Освиу заплатил дань в виде сокровищ, чтобы обеспечить отъезд Пенды. На обратном пути в Мерсию Освиу настиг Пенду, и 15 ноября 655 года Освиу и Пенда сразились на берегу (неопознанной) реки Винваэд . [25] Пенда был убит и обезглавлен Освиу, который разделил Мерсию на северную и южную половины. [26] Северная часть находилась под прямым контролем Нортумбрии; южное королевство было передано сыну Пенды Пеаде, который женился на дочери Освиу Элхфледе около 653 года. [27]
Пеада недолго оставался королем. Он был убит на Пасху в 656 году, возможно, при попустительстве своей жены, дочери Освиу. [28] Освиу тогда сам правил всей Мерсией. Беда называет Освиу седьмым и последним королем, обладавшим империей (или бретвальдой на языке англосаксонских хроник ) над другими англосаксонскими королевствами. [5] В то время господство было обычным явлением между королевствами, часто принимавшим форму меньшего короля под властью более сильного. Однако Освиу пошел дальше и назначил своих собственных губернаторов в Мерсии после смерти Пенды и Пеады. Эта попытка установить жесткий контроль над Мерсией провалилась в 658 году, когда три мерсийских лидера, Иммин, Ифа и Эдберт, восстали против нортумбрийцев. Беда сообщает, что они держали Вульфхера в тайне, и когда восстание увенчалось успехом, Вульфхер стал королем. [29] Было высказано предположение, что восстание в Мерсии удалось, потому что Освиу, возможно, был занят боевыми действиями в Пиктленде на севере Британии. Его племянник, пиктов король Талорган , сын Энфрита , умер в 657 году. [30]
Неясно, насколько прямой контроль Освиу оказывал над южными королевствами во время своей империи. Беде описывает дружбу и влияние Освиу на Сигеберта из восточных саксов : [31] но в целом на юго-востоке наблюдается более местное доминирование, и влияние Освиу вряд ли было особенно сильным. [27] Похоже, что Вульфхер во многих случаях занимал позицию Освиу. [32] Беда не называет его одним из правителей, осуществлявших империю , но современные историки считают, что восхождение к первенству королевства Мерсия началось во время его правления. Похоже, он был эффективным повелителем Британии к югу от Хамбера с начала 660-х годов, хотя и не повелителем Нортумбрии, как его отец. [33]
Документ под названием « Племенной Хидадж» может датироваться периодом правления Вульфхера. Составленный до того, как многие более мелкие группы народов были поглощены более крупными королевствами, такими как Мерсия, он записывает народы англосаксонской Англии вместе с оценкой в шкурах , единице земли. Племенное укрытие трудно точно датировать; возможно, оно было записано во время правления Вулфера, но другие предполагаемые источники включают правление Оффы Мерсийского , Эдвина или Освиу Нортумбрии. [34] [35]
Новообращенный король
[ редактировать ]
Британия была христианизирована при римлянах , но прибывшие англосаксы исповедовали свою местную религию ( англосаксонское язычество ), а церковь в Великобритании была ограничена уцелевшими британскими королевствами в Шотландии и Уэльсе, а также королевством Думнония на юго-западе. Англии. Миссионеры из Рима начали обращать англосаксов в христианство в конце VI века, и этот процесс шел полным ходом во времена правления Пенды, хотя сам Пенда всю жизнь оставался язычником. [36] Сохранились записи о крещении других королей того времени: Синегилс Уэссекский крестился примерно в 640 г. [37] например, Эдвин Нортумбрийский обратился в веру в середине 620-х годов. [38] Однако более поздние короли, такие как Кедвалла Уэссекский , правивший в 680-х годах, на момент своего восшествия на престол записаны как язычники. [39]
Беда пишет, что после того, как Вульфхер стал королем: «Свободные под властью своего короля, они [мерсийцы] добровольно присягнули на верность Христу, своему истинному королю, чтобы они могли завоевать Его вечное царство на небесах». [14] Хотя отец Вульфхера отказался принять христианство, а Пеада, очевидно, приняла христианство, чтобы жениться на дочери Освиу, дата и обстоятельства обращения Вульфхера неизвестны. Было высказано предположение, что он принял христианство в рамках соглашения с Освиу. [40] Беда сообщает, что за два года до смерти Пенды его сын Пеада обратился в христианство, частично под влиянием сына Освиу Илфрита , который женился на сестре Пиды Кинебург. Пеада привел христианскую миссию в Мерсию, и возможно, именно тогда Вульфхер стал христианином. [41] Брак Вульфера с Йорменхильдой Кентской привел бы Мерсию в тесный контакт с христианскими королевствами Кент и Меровингской Галлией , которые были связаны родством и торговлей. Таким образом, политические и экономические выгоды от брака также могли быть фактором христианизации Вулфером своего королевства. [42] [43]
Отношения Вулфера с епископом Уилфридом записаны в « Жизни Уилфрида» Стивена Рипона . В 667–69 годах, когда Уилфрид находился в Рипоне , Вулфер часто приглашал его приехать в Мерсию, когда возникала необходимость в услугах епископа. По словам Стивена, Вульфхер наградил Уилфрида «многими участками земли», на которых Уилфрид «вскоре основал монастыри для служителей Божьих». [44]
Согласно «Англосаксонским хроникам» , Вульфхер основал крупный монастырь в Медешамстеде , в современном Питерборо. Первоначально монастырь был передан на пожертвование Пеаде; на посвящении дара Вулфера архиепископ Деусдедит (умер в 664 г.) и епископ Джаруман присутствовали (занимал должность с 663 г.). Пожертвование было подписано Вульфхером и Освиу, а также Сигехером и Сэбби , королями Эссекса . [45]
Западные саксы, южные саксы и Хвичче
[ редактировать ]
В 661 году Вульфер записан в Хрониках как преследующий Эшдауна на территории Западных Саксоний. Гевиссы долины , считающиеся первоначальной группой, из которой произошли западные саксы, по-видимому, первоначально поселились в верхней части Темзы , и то, что сохранилось в VI веке, показывает, что они действовали в этом регионе. Возрождение Мерсии при Вулфере поставило их под серьезное давление. Также в начале 660-х годов западно-саксонская кафедра Дорчестера было основано новое епископство в том же районе была разделена, и в Винчестере . Это решение, вероятно, было реакцией на продвижение мерсийцев в традиционный центр западных саксов, в результате чего Дорчестер оказался в опасной близости от границы. Через несколько лет Дорчестерская кафедра была заброшена; [46] точная дата неизвестна, но, вероятно, это была середина 660-х годов. [47]
Помимо нападения на Эшдаун, Вулфер совершил набег на остров Уайт в 661 году. Впоследствии он отдал и остров, и территорию Меонвара, лежавшую вдоль реки Меон , на материке к северу от острова Уайт, своему крестнику. Король Этельвел южных саксов . Кажется вероятным, что правящая на острове династия сочла эти меры в некоторой степени приемлемыми, поскольку западные саксы под предводительством Кедваллы истребили всю семью, когда они начали собственное нападение на остров в 686 году. [48] [49] После завоевания острова Уайт Вульфхер приказал священнику Эоппе крестить жителей. По данным «Хроники» , это был первый случай, когда христианское крещение достигло острова. [50]
По словам Беды , в начале 670-х годов умер Кенвел Уэссекский , и, возможно, в результате стресса, вызванного военной деятельностью Вульфхера, западно-саксонское королевство раскололось и перешло под власть подчинённых. [51] В конце концов эти подземелья были побеждены, и королевство воссоединилось, вероятно, Кедваллой, но, возможно, Центвайном . Через десять лет после смерти Вульфхера западные саксы под командованием Кедваллы начали агрессивную экспансию на восток, обратив вспять большую часть мерсийского наступления. [52]
Помимо того, что король южных саксов Этельвелх был крестником Вульфхера, он был связан с мерсийцами посредством брака. Его женой была королева Ифе, дочь Энфрита из Хвикче , племени, территория которого лежала к юго-западу от Мерсии. У Хвичче была своя королевская семья, но, похоже, что к этому моменту они уже подчинялись Вулферу: брак между Этельвелом и Ифе вполне мог состояться при дворе Вулфера, поскольку известно, что Этельвел была обращена именно там. [53] Королевство Хвичче иногда рассматривается как творение Пенды, но столь же вероятно, что королевство существовало независимо от Мерсии, и что растущее влияние Пенды и Вульфхера в этом районе представляло собой расширение власти Мерсии, а не создание отдельной сущность. [54] [55]
Восточная Англия и восточные саксы
[ редактировать ]В 664 году Этельвальд из Восточной Англии умер, и ему наследовал Элдвульф , который правил пятьдесят лет. почти ничего не известно Об отношениях Мерсии с Восточной Англией в то время ; В Восточной Англии ранее доминировала Нортумбрия, но нет никаких свидетельств того, что это продолжалось после прихода на престол Вульфхера. Суитхельм из восточных саксов также умер в 664 году; ему наследовали два его сына, Сигехере и Сэбби , и Беда описывает их восшествие на престол как «правителей… под властью Вульфхера, короля Мерсии». [42] Чума в том же году заставила Сигехера и его людей отречься от своего христианства, и, по словам Беды, Вульфхер послал Джарумана, епископа Личфилда , чтобы заново обратить восточных саксов. Джаруман не был первым епископом Личфилда; Беде упоминает своего предшественника, Трумхера, но о деятельности Трумхера и о том, кто его назначил, ничего не известно. [56]
Из этих событий становится очевидным, что влияние Освиу на юге к этому времени, если не раньше, ослабло, и что теперь Вульфхер доминировал в этом районе. станет еще яснее в следующие несколько лет, когда где-то между 665 и 668 годами Вульфхер продал лондонскую кафедру Вину Это , который был изгнан из своего западно-саксонского епископства Кенвелом. В тот период Лондон входил в состав территории Восточных Саксов. [32] Судя по археологическим данным, примерно в это же время среднесаксонское поселение в Лондоне начало значительно расширяться; Центр англосаксонского Лондона находился не в старом римском центре, а примерно в миле к западу от него, недалеко от того места, где сейчас находится Стрэнд . Вулфер, возможно, контролировал город, когда началось это расширение. [57]
Кент, Суррей и Линдси
[ редактировать ]Йорценберт был королем Кента при вступлении на престол Вульфхера, и эти две семьи стали связаны, когда Вульфхер женился на дочери Йорценберта Йорменхильд. [58] сын Йорценберта Эгберт В 664 году кентский трон унаследовал . Ситуация в Кенте после смерти Эгберта в 673 году четко не описана. Похоже, что прошел год, прежде чем Хлотхер , брат Эгберта, стал королем. Вульфхер, возможно, был заинтересован в наследовании, поскольку благодаря браку с Йорменхильдой он был дядей двух сыновей Эгберта, Эдрика и Витреда . Было высказано предположение, что Вульфхер действовал как эффективный правитель Кента в период между смертью Эгберта и воцарением Хлотера. [49] Другая связь Мерсии с Кентом осуществлялась через Меревала , короля Магонсетов и , следовательно, подчиненного Вульфхера. Мереваль, который, возможно, был братом Вульфхера, был женат на сестре Хлотхера, Эрменбург. [19]
Суррей не упоминается как когда-либо являвшийся независимым королевством, но, по крайней мере, был провинцией, которая в разное время находилась под контролем разных соседей. Им правил Эгберт до начала 670-х годов, когда в хартии показано, что Вульфхер подтверждает грант, предоставленный епископу Йорценвальду Фритуволдом современного , субкоролем в Суррее, который, возможно, простирался на север до Бакингемшира . [59] [60] Сам Фритуволд, вероятно, был женат на Уилбуре, сестре Вулфера. [59] Хартия, составленная из Тейма , датирована между 673 и 675 годами, и, вероятно, именно смерть Эгберта спровоцировала вмешательство Вулфера. Свидетель по имени Фритурик записан в хартии во время правления преемника Вульфхера, Этельреда, предоставляющего грант монастырю Питерборо, а аллитерация, распространенная в англосаксонских династиях, привела к предположению, что оба человека могли происходить из какого-либо племени. Среднеанглийская династия, где Вульфхер, возможно, поместил Фритуволда на трон Суррея. Свидетелями Хартии являются три других субкороля по имени Осрик, Вигхард и Этельволд; их королевства не идентифицированы, но в хартии упоминается Соннинг, провинция на территории нынешнего восточного Беркшира , и вполне возможно, что один из этих субкоролей был правителем суннингасов, народа этой провинции. Это, в свою очередь, означало бы доминирование Вулфера в этой провинции к тому времени. [49]
Влияние Вульфхера среди Линдесфара, территория которого, Линдси , лежала на территории современного Линкольншира , известно из сведений о епископской власти. Известно, что по крайней мере один из мерсийских епископов Личфилда пользовался там властью: Уинфрит , который стал епископом после смерти Чада в 672 году. [42] [59] Кроме того, известно, что Вулфер подарил Чаду землю в Барроу-апон-Хамбер , в Линдси, для монастыря. [61] Возможно, что Чад также имел там власть в качестве епископа, вероятно, не позднее 669 года. [42] Возможно, политическая основа для епископского контроля Мерсии над Линдесфарой была заложена в начале правления Вульфхера, при Трумхере и Джарумане, двух епископах, которые предшествовали Чаду. [42]
Поражение и смерть
[ редактировать ]Когда Вульфхер напал на сына Освиу Экгфрита в 674 году, он сделал это с позиции силы. Стивен Рипонский в «Жизни Уилфрида» говорит, что Вульфхер «настроил все южные народы против [Нортумбрии]». Беда не сообщает о боевых действиях, и они не упоминаются в «Англосаксонских хрониках» , но, по словам Стивена, Экгфрит победил Вулфера, вынудив его сдать Линдси и заплатить дань. [62]
Вульфхер пережил поражение, но, очевидно, в результате потерял некоторую степень контроля над югом; в 675 году Эсквин , один из королей Западных Саксов, сражался с ним при Биданхеафде. Неизвестно, где произошла эта битва и кто стал победителем. Генрих Хантингдонский , историк XII века, имевший доступ к версиям англосаксонских хроник , утерянным [63] считал, что мерсийцы одержали победу в «ужасной битве», и отмечает, что Вулфхер унаследовал «доблесть своего отца и деда». [64] Кирби, однако, предполагает, что Эсквайну удалось сломить власть Вульфхера над Уэссексом. [65]
Вульфхер умер позже, в 675 году. Причиной смерти, по словам Генриха Хантингдонского, стала болезнь. [64] Ему было бы за тридцать. Считается, что его вдова, Йорменхильд, позже стала настоятельницей Эли . [66] Этельред, брат Вулфера, унаследовал трон и правил почти тридцать лет. Этельред отвоевал Линдси у нортумбрийцев через несколько лет после его воцарения, но в целом он не смог сохранить господство на юге, достигнутое Вульфхером. [65]
Брак и дети
[ редактировать ]В неустановленную дату Вульфхер женился на Йорменхильде ( она же Эрменильда и т. д.), дочери Йорценберта , короля Кента , которая пережила его и, как полагают, после его смерти стала аббатисой Эли . [66] В самых ранних источниках не зафиксировано никаких последствий брака, однако в других источниках упоминаются следующие дети:
- Коэнред , король Мерсии с 704 по 709 год, записан в хрониках Джона Вустера XII века как сын Вульфхера. [20]
- Бертвальд, вице-король, который записан как племянник Этельреда, [21]
- Вербур ( псевдоним Вербурга и др.), записанная в рукописи XI века как дочь Вульфхера. [22]
- Святой Вульфад , которого белый олень привел во время охоты в лесу со своим братом Раффином, в скит Святого Чада , был обращен этим святым в христианство. Это вызвало большое неудовольствие его отца, который снова обратился в язычество и за свои действия убил обоих своих сыновей. Вульфад был убит своим отцом в Стоуне , в Стаффордшире, и Раффином в Берстоне. Их мать основала Каменный монастырь на месте захоронения обоих своих сыновей. [67]
- Раффин, убит своим отцом в Берстоне за то, что обратился в христианство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колгрейв, Жизнь епископа Уилфреда , ок. 20.
- ^ Беда, HE , I, 15, с. 63.
- ^ Йорк, Барбара , «Происхождение Мерсии» в книге «Браун и Фарр, Мерсия» , стр. 15–16.
- ^ Барбара Йорк, «Происхождение Мерсии» в книге «Браун и Фарр, Мерсия» , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Беде, HE , II, 5, с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, Короли и королевства , стр. 103–4.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 83.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , стр. 88–90.
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 105
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 78
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 100
- ^ Саймон Кейнс, «Англосаксонские хроники», в Энциклопедии Блэквелла , стр. 35
- ^ Стаффорд, Полин , «Политические женщины в Мерсии» в книге «Браун и Фарр», Мерсия , стр. 36
- ^ Перейти обратно: а б Беда, HE , III, 24, стр. 183–5.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 82.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 113
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 93
- ^ Суонтон, Англо-Саксонские Хроники , субанно 656, стр. 29
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, с. 107, признает рассказ в « Житии святого Милдбурга» , который делает братьев Мереваль и Вульфхер подлинными. Кирби, с. 93, выражает сомнение.
- ^ Перейти обратно: а б Кирби, «Ранние английские короли» , стр. 128
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, «Короли и королевства» , с. 108
- ^ Перейти обратно: а б Джейн Робертс, «Агиография и литература: дело Гутлака Кроулендского» в книге «Браун и Фарр», Мерсия , стр. 84
- ^ Подробную информацию см. Бейкер и Холт, Urban Growth , стр. 18. История представляет собой Historia et Cartularium Monasterii Sancti Petri Gloucesteriæ , которая включает в себя материалы еще с конца 11 века.
- ^ См. Хайэм, Английская Империя , с. 149, фигура 7; М. Лапидж (ред.), с. 517, карта 9; Залуцкий, Мерсия , с. 16
- ^ Вент В качестве , приток реки Дон кандидата предложен ; см., например, Кирби, «Ранние английские короли» , стр. 94–95; другие предложения включают неуказанный приток Хамбера ; см., например, Swanton, Anglo-Saxon Chronicle , p. 29 н. 11.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 94–95.
- ^ Перейти обратно: а б Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 96–7.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 96; Беде, HE , III, 24.
- ^ Беда, HE , III, 25; п. 183.
- ^ Хайэм, Обращение королей , с. 245.
- ^ Беда, HE III, 22, с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 114–5.
- ^ См., например, Higham, Convert Kings , стр. 249–50; Кейнс; Йорк, стр. 157–9; Уильямс, Царство и правительство , стр. 20–3.
- ^ Хайэм, Английская Империя , с. 99.
- ^ Питер Физерстоун, «Племя Хидадж и элдормены Мерсии» в книге «Браун и Фарр, Мерсия» , стр. 29
- ^ Кэмпбелл, «Первые христианские короли», в Campbell, The Anglo-Saxons , стр. 45–6.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 48–50.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , с. 78.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , с. 118.
- ^ Хайэм, Обращение королей , с. 68.
- ^ Беда, HE , III, 21, стр. 177–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кирби, «Самые ранние английские короли» , стр. 114.
- ^ Залуцкий, Мерсия , с. 37.
- ^ Блэр, Церковь в англосаксонском обществе , с. 92.
- ↑ Англосаксонские хроники , под номером 656; Залуцкий, с. 38.
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 136.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 58–9.
- ^ Беда, HE , IV, 13, стр. 225–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 115–6.
- ^ Суонтон, Англо-Саксонские Хроники , субанно 661, стр. 33–4.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 52–3.
- ↑ О ситуации после смерти Вулфера см. Kirby, The Early English Kings , стр.& 115–6; о Кедвалле см. Kirby, The Earlyest English Kings , стр. 118–21.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 11–12.
- ^ Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 8–9.
- ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 108–9.
- ^ Беда, HE , III, 30, стр. 200–1.
- ^ Роберт Коуи, «Мерсийский Лондон» в книге «Браун и Фарр, Мерсия» , стр. 198–9.
- ^ Кирби, Ранние английские короли , с. 43
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Царство и правительство, с. 21.
- ^ Уайтлок, Английские исторические документы , с. 440.
- ^ Саймон Кейнс, «Вульфхер», в Энциклопедии Блэквелла , стр. 490
- ^ Колгрейв, Жизнь епископа Уилфреда , ок. 20; Кирби, «Ранние английские короли» , стр. 116; Уильямс, Царство и правительство , с. 23.
- ^ Диана Э. Гринуэй, «Генрих Хантингдонский», в Lapidge et al., Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии , стр. 232–3.
- ^ Перейти обратно: а б Генрих Хантингдонский, 670 год.
- ^ Перейти обратно: а б Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 116–7.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, «Короли и королевства» , с. 70.
- ^ Коуп, Норман А., Стоун: История рыночного города , стр. 7–8, [1] цитирование источников на стр. 10, примечание 5, включая Дагдейл, Монастикон, Том 6, Часть 1, «отчет в книге Питерборо, написанной около 970 года нашей эры»; Надпись на табличке, висящей в Каменном монастыре при Распаде, записанная Дагдейлом; Генри Брэдшоу, Жизнь святой Вербурги Честерской ; Бересфорд, «Воспоминания о старом Стаффордшире» ; Уорнер, Р.Х., Жизнь и легенды святого Чада
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Беда , Церковная история английского народа . (ок. 731 г. н.э.) Перевод Лео Шерли-Прайса , отредактированный Р.Э. Лэтэмом , изд. ДХ Фермер. Лондон: Пингвин, 1990. ISBN 0-14-044565-X
- Колгрейв, Бертрам (1927). Жизнь епископа Уилфреда Эддия Стефана . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Форрестер, Томас (1991). Хроники Генриха Хантингдона . Фелинфах: Llanerch Press. ISBN 0-947992-55-3 .
- Суонтон, Майкл (1996). Англосаксонская хроника . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-92129-5 .
- Уайтлок, Дороти (1968). Английские исторические документы vlc500–1042 . Лондон: Эйр и Споттисвуд.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бейкер, Найджел; Холт, Ричард (2004). Рост городов и средневековая церковь: Глостер и Вустер . Глостер: Эшгейт. ISBN 0-7546-0266-4 .
- Блэр, Джон (2006). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-921117-5 .
- Кэмпбелл, Джон (1991). «Первые христианские короли». В Кэмпбелле, Джеймс; и др. (ред.). Англосаксы . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-014395-5 .
- Физерстоун, Питер (2001). «Племя Хидадж и элдормены Мерсии». В Мишель Браун; Кэрол Фарр (ред.). Мерсия: англосаксонское королевство в Европе . Лестер: Континуум. ISBN 0-8264-7765-8 .
- Хайэм, Нью-Джерси (1993). Английская империя: Беда и ранние англосаксонские короли . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-4424-3 .
- Хайэм, Нью-Джерси (1997). Обращенные короли: власть и религиозная принадлежность в ранней англосаксонской Англии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-4828-1 .
- Кейнс, Саймон (2001). «Вульфхер». В Майкле Лапидже (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-22492-0 .
- Кирби, ДП (1992). Первые английские короли . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09086-5 .
- Уильямс, Энн (1999). Царство и правительство в Англии до завоевания, ок. 500–1066 . Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 0-333-56798-6 .
- Йорк, Барбара (1990). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон: Сиби. ISBN 1-85264-027-8 .
- Залуцкий, Сара (20 октября 2001 г.). Мерсия: Англо-саксонское королевство Центральной Англии . Логастон: Логастон Пресс. ISBN 1-873827-62-8 .